Ислам и католицизм: контакты в XXI веке

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,67 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ислам и католицизм: контакты в XXI веке

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет истории и международных отношений

Специальность: международные отношения









КУРСОВАЯ РАБОТА по теме:

Ислам и католицизм: контакты в XXI веке












Сыктывкар 2010

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа направлена на исследование контактов и столкновений представителей ислама и католицизма в XXI веке, которые мы рассмотрим на примере «Регенсбургской лекции» действующего главы Римско-католической церкви Бенедикта XVI и реакции на нее мусульманской общественности.

Данная тема имеет особую актуальность, так как в современном мире взаимопроникновения цивилизаций и соответственно религий происходит постоянное взаимодействие между представителями различных конфессий, среди которых особую роль играют контакты между двумя мировыми религиями: исламом и христианством, известных своим длительным противостоянием во взглядах.

Источником по выбранной теме для нас являются высказывания духовенства и верующих христиан и мусульман. Хотя обе эти религии являются так называемыми «религиями книги», то есть основные нормы поведения и заповеди отражены в Священных Книгах: Библии и Коране, следует учитывать многолетнее идеологическое противостояние ислама и католицизма, которые формируют различные ценности и нормы морали у своих приверженцев, провоцируя тем самым глубокие культурные различия.

Основным источником в данном вопросе для нас является речь Папы Римского, Бенедикта XVI, произнесенная им 12 сентября 2006 года в университете баварского города Регенсбург, в которой Папа процитировал нелицеприятную фразу византийского императора XIV века Мануила Палеолога об исламе, вызвавшую впоследствии негативную реакцию и антихристианские выступления мусульман всего мира, которые обвинили Святой престол в оскорблении собственной религии. В нашем распоряжении находится дословный перевод этой речи на русский язык (София Халходжаева), а также оригинал, представленный на официальном сайте Римской Католической Церкви. Его Святейшество Бенеди́кт XVI (в миру Йозеф Алоиc Ратцингер, родился 16 апреля 1927 в Марктль-ам-Инн, федеральная земля Бавария) - 265-й Папа Римский, первый Папа Римский немецкого происхождения за последнюю тысячу лет. 19 апреля 2005 года в 18:43 (по римскому времени) кардинал Йозеф Ратцингер был избран 265-м преемником св. Петра и взял имя Бенедикт XVI. 12 сентября 2006 года в ходе визита на родину - в федеральную землю Бавария в Германии - Папа выступил перед преподавателями и студентами университета в Регенсбурге, где он ранее сам был профессором; в получасовой речи он размышлял о путях развития разума, об отношениях веры и разума и о глобальной роли университета.

Вторая группа источников дает нам информацию о реакции мира на речь Папы Римского. Ее можно разделить на две части.

. источники, повествующие о мусульманских взглядах.

«Мусульмане обиделись на Папу» и «Папе Римскому нет необходимости извиняться за свои высказывания об исламе» на портале Мир религий приводят цитаты из речей мусульманских политиков и религиозных деятелей по поводу высказываний Папы Римского,

статья политолога Института Ближнего Востока П.Н.Мамед-заде, «Египет: Реакция властей и общественности на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI», которая повествует также и о решениях мусульманских учебных заведений и организаций,

Центр Религиозных исследований на Islam.az со статьей «Визит Бенедикта в Иорданию» сообщает о степени принятия извинений понтифика мусульманской элитой и радикалами.

Статья «Станет ли Бенедикт XVI относиться к исламу иначе, чем кардинал Ратцингер?» на независимом исламском информационном портале Islam.ru сравнивает политику Папы Римского, когда он был кардиналом, и когда он пришел к высокому сану.

информационный портал NEWSru.com в разделе Религия; «Папа Римский уважает ислам и шокирован реакцией на свои слова о Пророке Мухаммеде», NEWSru.com от 11.09.2006 года и Информационный портал Грани.ру//Общество/Религия приводит цитаты представителя Совета муфтиев России и президента Владимира Путина, «Папа Римский встретился с послами мусульманских стран» на этом же портале дает подробности встречи Святого Отца по поводу извинений мусульманам за неосторожное высказывание;

. источники, повествующие о взглядах западного мира:

статья «Бывший премьер-министр Испании подлил масла в огонь в конфликте между мусульманами и Ватиканом» -портал Ислам для всех, публикация от 26.09.2006 года, где Хосе Мария Аснар встает на защиту позиции Римской Католической церкви,

Публикация газеты The Times от 18 сентября 2006 года, перевод на русский язык агентство inopressa.ru- информационный портал Newsru.com приводит мнение Папы о разложении западного христианства, которое он высказывал на семинарах и лекциях.

Тема противостояния ислама и христианства, Запада и Востока является достаточно острой в наши дни, поэтому проблема, возникшая вскоре после произнесенной речи Папы Римского, была с различных сторон рассмотрена в отечественной и зарубежной историографии.

Первая представлена в нашей работе статьей Юрия Максимова «Зачем Папа Римский вспомнил православного императора?» интернет- журнала Сретенского православного монастыря. Здесь автор анализирует речь Папы с точки зрения целесообразности и целей, которых он хотел добиться, цитируя Византийского императора Мануила Палеолога, а также рассматривает ответную реакцию мусульман. Надо отметить о специфичности суждений автора, так как, будучи представителем Русской Православной церкви, он всецело поддерживает начинания Папы как главы Католической ветви христианства. То есть существует некоторая предвзятость во взглядах по отношению к мусульманам, противостояние с которыми длится уже долгие века.

Религиозные вопросы затрагивают и область политики, так как власть, даруемая духовным лидерам, напрямую связана с политическими действиями. Статья Алексея Макаркина «Регенсбургская лекция» Бенедикта XVI: случайность или закономерность?» носит аналитический характер; автор рассуждает о природе лекции Бенедикта XVI, ее трактовке на Западе и Востоке.

Из зарубежных авторов интересующую нас тему осветил Даниэль Пайпс - директор «Ближневосточного Форума», лауреат ряда премий, обозреватель газет "New York Sun" и "Jerusalem Post". Но его, как и А.Макаркина, больше интересует политический аспект лекции. В своей статье «Папа Римский критикует ислам», опубликованной в New-York Sun от 19 сентября 2006 года, то есть вскоре после произнесенной речи, где он рассуждает о возможных причинах, в том числе и политических, побудивших Бенедикта негативно отозваться об исламе.

В качестве справочной литературы мы будем использовать электронную энциклопедию Википедия.

В работе используется нарративный или описательный метод.

С учетом вышесказанного, цель нашей работы состоит в исследовании идеологического (религиозного) столкновения христиан и мусульман в XXI веке, одним из ярких примеров которого является речь Папы Римского Бенедикта XVI и реакция на нее мусульман.

Задачи нашей работы состоят в следующем:

рассмотреть речь Папы Римского, выяснить причины, побудившие его процитировать негативные слова об исламе, выяснить, соответствует ли критика мусульман действительному мнению Папы Римского, рассмотреть точки зрения о природе речи.

рассмотреть реакцию на речь мусульманского и христианского миров, выяснить правомерность и логичность реакции, а также степень удовлетворенности извинениями Папы мировой общественностью.

Наша работа будет состоять из введения, двух глав, рассмотренных согласно поставленным задачам, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Регенсбургская речь Папы Римского и ее интерпретация в историографии

Крупным религиозным актом, который вызвал резонанс мировой общественности, и вывел отношения между Западом и Востоком на новый уровень, стала речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенная им в университете баварского города Регенсбург 12 сентября 2006 года. В данной главе мы рассмотрим речь Папы Римского, а также ознакомимся с точками зрения о предпосылках и природе лекции, а также курсом Ватикана относительно ислама.

Контекст лекции Бенедикта XVI важен для истинного понимания ее смысла. Папа выступал в университете, к которому некогда имел прямое отношение в качестве преподавателя. Можно предположить, что речь скорее научная, но, так как она была ориентирована на довольно широкую аудиторию, а не произносилась на научном симпозиуме, ее можно отнести к публицистике. В течение многих веков Запад был склонен "исключать вопрос Бога" из сферы разумного знания. Такое многовековое пренебрежение религиозной мыслью привело к тому, что Западу сегодня очень трудно начать "столь необходимый" в современных условиях диалог с исламским миром, убежден Папа. "Разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур", - заявил Бенедикт XVI. Проблема осмысления мира с религиозной точки зрения всегда стояла перед человечеством, стоит сегодня и будет стоять завтра. Вопрос о том, стоит ли в эпоху разума руководствоваться верой, по мнению Папы не утрачивает своей актуальности, а напротив подчеркивает важность изучения богословия в университете. Он заявил, что «…даже перед лицом столь радикального скептицизма все еще необходимо и правильно поднимать вопрос о Боге через разум», - таким образом, имея в виду не только слепое поклонение религиозным догматам, но и логически обоснованные осознанные рассуждения на тему веры в ее современном аспекте. Хорошо известно, что вера (причем не просто глубокая и искренняя, но подчас исступленная и фанатичная) и соответствующие ей религиозные нормы, и диктуемое ими поведение, достаточно резко делят между собой людей на группы. Все попытки сблизить между собой представителей различных религиозных верований в недавнем прошлом и сегодня не приводят к успеху. По мнению Папы, сущностью христианства всегда было слово («logos») с греческого, что одновременно означало и «разум». Богословы-миссионеры, активные приверженцы христианства стремились нести Слово Божие тем народам, которые с этим словом не были знакомы, и тем самым вынуждены были изучать и анализировать многочисленные верования, сравнивать их с христианством.

Папа приводит пример беседы, которая состоялась между византийским императором Мануилом II Палеологом и неким ученым персом около 1391 года. Эту беседу профессор Теодор Коури (аль-Хури) (специалист по истории отношений христианства и ислама, автор одного из наиболее авторитетных переводов Корана на немецкий язык) воспроизвел в своей книге. Император, говоря о методах распространения религиозных взглядов, затрагивает тему джихада - священной войны и обвиняет пророка Мухаммеда в насилии над иноверцами. Папа цитирует фразу Мануила: «…покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое как его приказ, распространять мечом веру, которую он проповедовал».

Император объясняет персу, что «…Богу не нравится кровь, и тот, кто действует без разума («sin logo»), тот противоречит природе Бога. Вера есть плод души, а не тела. Кто… желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать… Чтобы убедить благоразумную душу, вовсе нет необходимости применять ни руки, ни оружия, ни любого другого средства, которым можно грозить человеку смертью…». То есть, нет необходимости угрожать смертью либо насилием, чтобы склонить людей к христианству. Папа Римский фактически обвинил всех мусульман в отсутствии разума в их вере. («Решающим утверждением в этой аргументации против обращения в веру силой является: неразумное деяние претит природе Бога. Издатель Теодор Коури комментирует: для императора, византийца, воспитанного на греческой философии, это утверждение очевидно. Для мусульманского же учения, напротив, Бог абсолютно трансцендентен. Его воля не связана ни с одной из наших категорий, вероятно, даже с категорией разумности»).

Лекция была посвящена историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. Папа подверг критике не ислам, а западное общество, в духовном кризисе которого понтифик видит причину распространения мусульманского экстремизма. Папа акцентирует свое внимание на научном анализе разных концепций божественного, присущих христианству и исламу. Папа использует цитату не как намек на агрессивность ислама, а как иллюстрацию взаимонепонимания между различными культурами. Цитируя Мануила II о «злом и бесчеловечном» исламе, понтифик сразу оговорился, что антиисламская формулировка Мануила выглядит «удивительно грубо» и «бесцеремонно», но несогласия с ее сутью не высказал. Более того, эта цитата стала одной из отправных точек для одной из мыслей, которую высказал Папа - о том, что в исламе неразумное деяние не противоречит воле Бога (причем под неразумным деянием понимается, в том числе и распространение веры с помощью насилия). Надо отметить, что мекканские суры (главы) отличаются большим вниманием к теоретическим вопросам веры, нежели к практическим вопросам ее распространения, поэтому в нелицеприятных словах Мануила повинен больше политический фактор.

Существуют две точки зрения на «Регенсбургскую лекцию». Одна из них состоит в том, что раз тема ислама занимает в ней сравнительно незначительное место - основная часть лекции посвящена соотношению веры и разума - то цитата из Мануила является случайной. Пример был выбран рискованный, но без всякого высокомерия. Лекция Бенедикта была речью о христианстве, а вовсе не атакой на ислам.

Интернет-журнал Сретенского православного монастыря сообщает, что «цитата из православного императора Мануила II, которая вызвала в мире такое повышенное внимание, была произнесена самим Мануилом не в «письме», как по неграмотности объявили некоторые новостные сайты, а в публичном диспуте с мусульманским богословом». Мануил II был вторым сыном императора Иоанна V. Во время ослабленного состояния Византии в борьбе против императора Баязида, Мануил некоторое время находился при дворе султана как вассал, хотя обращение с ним было как с заложником - он подвергался унижениям и фактически был доведён до полуголодного состояния. Диспут проходил в Анкаре в 1391 году, при этом Мануил не побоялся говорить прямо то, что думает, и даже речи не было о том, чтобы за это приносить какие-то извинения. При этом желания и намерения мусульман принести горе христианскому народу и тогда были очень сильными, и это не было связано с какими-либо словами или нападками христиан. Таким образом, Мануил свободно выражал свою точку зрения, он дал мусульманам понять, что, даже будучи в их плену истинный христианин не будет преклоняться перед чуждыми ему традициями.

Возможно, Папа провел определенные параллели между современной ситуацией и положением Византии в конце XIV века, разница которых заключается лишь в методах и способах исламской экспансии: если в XIV веке мусульмане пытались насадить свою власть «сверху» путем военного захвата земель, то сейчас мы видим явные признаки такого внедрения «снизу», когда представители ислама пытаются распространить и навязать западному обществу свои взгляды и традиции, провоцируя тем самым «добровольное» обращение в мусульманство части христианских светских государств. С учетом быстрых темпов освоения мусульманами Запада и роста уже существующих диаспор в передовых странах Европы само существование, а главное, авторитет христианства как религии, символизирующей западную цивилизацию, ставятся под угрозу. Оплот и надежда католиков да и всех христиан мира - Папа Римский - прежде всего озабочен проблемой дискредитации и подавления собственной религии на собственном же пространстве, поэтому именно на его плечи ложится ответственность за поддержание достоинства Запада перед натиском Востока. И вот к этой проблеме Римский папа решил привлечь внимание. И сделал это так хорошо, как только мог. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор действующего лица и выбор цитаты не был сделан случайно.

Эта версия кажется более основательной, если учесть особенности текста лекции (апелляции к формулировкам Мануила содержатся как в начале, так и в конце этого документа) и отношение нынешнего Папы к мусульманству. С приходом к сану Йозефа Ратцингера наблюдается резкая перемена курса христианской католической церкви по отношению к этой религии.

Предыдущий Папа, Иоанн Павел II, сделал ряд шагов навстречу исламу. Так, он принес извинения за преступления католиков в период крестовых походов и в знак уважения к исламу посетил мечеть в Дамаске. Ватикан наладил диалог с мусульманским духовенством и стремился максимально возможно избегать публичной полемики с исламскими деятелями. Иоанн Павел Второй стал первым Папой Римским, пошедшим на открытый диалог с другими конфессиями. После его смерти наряду с соболезнованиями христианских стран последовали и отклики мусульман: в заявлении председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса подчеркивалось, что Иоанна Павла II будут помнить как «выдающегося религиозного деятеля, посвятившего свою жизнь защите мира, свободы и равенства».

С соболезнованиями выступили также палестинские партии и движения, включая Народный фронт освобождения Палестины, большинство членов которого составляют арабы-христиане, ХАМАС и «Исламский джихад». Такое признание со стороны представителей других конфессий очень ценилось Католической церковью, которая в это время устанавливает либо возрождает когда-то утраченные дипломатические отношения с различными странами.

С одной стороны, такое поведение привело к стабилизации положения христианства на мировой арене, упрочению отношений между приверженцами различных вероисповеданий и попытке мирного урегулирования спорных вопросов. Католическая церковь в этот период зарекомендовала себя как терпимый и порядочный союзник любой конфессии, готовый к мирному диалогу. Но с другой стороны, существует точка зрения о том, что по отношению к исламу извинение за «грехи прошлого» переходило «почти в самоуничижение», что не нравилось самим христианам. Создавалось ощущение «мягкотелой», «беззубой» религии, готовой взять на себя все грехи.

Ситуация резко изменилась с избранием нынешнего Папы, которое было с крайней настороженностью встречено в мусульманском мире. Бенедикт проповедует возрождение фундаментальных учений и ритуалов церкви и в первую очередь выступает за расширение служб на латинском языке. Критики полагают, что возрождение традиций может отпугнуть от церкви тех католиков, которые считают, что она должна быть доступной для растущей паствы. Призыв Бенедикта к новому определению уникальной идентичности католической церкви взбудоражил воображение многих кардиналов, которые избрали его папой. Они разделяют его мнение о том, что церковь находится в осаде, и мечтают о лидере, который бы смог противостоять натиску светской жизни и исламу. С какой стороны ни взглянуть, слова Бенедикта выдают его давнюю нелюбовь к исламу.

В то время, пока Иоанн Павел II занимал Святой престол, Йозеф Ратцингер - будущий Папа Бенедикт XVI являлся префектом Конгрегации доктрины веры - старейшей и главной из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. Следовательно, сам Ратцингер мог быть исключительно привержен идее о превосходстве католичества над другими религиями и конфессиями. Именно Ратцингер разрабатывал для Иоанна Павла II теологическое обоснование его суждений. В 1999 году Ратцингер написал документ, обращенный ко всему миру от имени Иоанна Павла, говоривший, что все религии, помимо католической веры, несовершенны.

Ратцингер в своих работах писал, что возрождение ислама частично обусловлено материальным богатством ведущих мусульманских стран, которое стало возможным из-за прочной духовной основы, регламентирующей жизнь человека. Одновременно он отмечал, что такую основу старая Европа уже потеряла. Это заявление можно понять как выражение восхищения. Однако, учитывая заботу нового Папы о своей европейской пастве, это далеко не так.

Постоянная тема проповедей, которые Бенедикт читает в качестве Папы, - разложение европейского христианства, и, как подразумевается, опасность распространения ислама. Истоки суровых заявлений Папы можно проследить на примере семинара, который был проведен в сентябре 2005 года в его летней резиденции Кастель Гандольфо. Около 40 его бывших студентов собрались с целью обсудить ислам и католичество. Как рассказывают, Папа назвал диалог с исламом затруднительным. По словам профессора-иезуита Халила Самира, принимавшего участие в семинаре, Бенедикт посетовал на исламский фундаментализм и на то, что в исламе нет простора для интерпретации текстов.

Таким образом, опасения мусульманской стороны по поводу вступления в сан Ратцингера можно назвать оправданными. Целый ряд событий начала понтификата Бенедикта XVI свидетельствует о том, что в отношении ислама происходит ярко выраженное изменение курса. В своей инаугурационной речи Папа перечислил те религии и конфессии, с которыми он намерен сотрудничать в течение собственного понтификата, однако воздержался от упоминания ислама в числе ведущих мировых религий. В ноябре 2005 года Бенедикт XVI лично присутствовал на церемонии беатификации французского священника Шарля де Фуко, жившего в пустыне Сахара и убитого мусульманами во время восстания в Алжире в 1916 году. Хотя решение о его причислении к лику блаженных было принято еще при Иоанне Павле II, присутствие Папы обращает на себя внимание, так как сегодня Бенедикт часто воздерживается от личного участия в беатификационных церемониях. В данном же случае он присоединился к прихожанам в конце торжественной мессы, что нельзя не расценивать как подчеркнутое выражение позиции церкви по отношению к представителям ислама.

Позиция Католической Церкви ясно проявилась в действиях Святого Отца. В феврале 2006 года Папа сместил ключевого участника диалога между католиками и мусульманами и лучшего специалиста по исламскому миру в Ватикане архиепископа Майкла Фитцджеральда с поста главы Папского совета по межрелигиозному диалогу и назначил его нунцием в Египте и своим представителем при Лиге арабских государств. Можно предположить, что это существенное понижение было расценено как следствие серьезного недовольства Папой «примирительной» по отношению к исламу деятельностью этого священнослужителя. Более того, преемником Фитцджеральда стал кардинал Поль Пупар, уже возглавляющий Папский совет по культуре и занимающийся преимущественно проблемами христианства в современной Европе. Это назначение подтверждает мысль о том, что для Бенедикта XVI в данный момент более приоритетна усиленная проповедь христианства в Европе, чем установление межрелигиозного диалога с мусульманами.

В качестве косвенного порицания ислама можно отметить конференцию, посвященную проблеме крестовых походов, которая состоялась под патронажем Ватикана в марте 2006 года. Итальянский историк Роберто де Маттеи заявил во время конференции, что европейцы предприняли крестовые походы «как ответ на вторжение ислама на христианские земли и разорение святых мест». В частности, он утверждал, что осквернение храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 году стало главным основанием для Папы Урбана II провозгласить первый крестовый поход. «Крестоносцы были мучениками, которые положили свои жизни за веру», - отметил де Маттеи. Его поддержал профессор Кембриджа Джонатан Рили-Смит: «Кто просит прощения за крестоносцев, тот не знает истории». Таким образом, даже беглое знакомство с мероприятиями Святого Престола показывает резко противящееся сложившейся ситуации отношение.

Православная церковь придерживается идеи о том, что понтифик знал, что делал, и знал, какая реакция за этим последует. Он сознательно решился на такой шаг. Тем более, что речь не была спонтанной, готовилась заранее для университета. Этот безусловно тщательно выверенный программный стратегический ход, имел не только исламский, но и христианский вектор. Бенедикт XVI дал ясно понять, что целовать Коран Римский папа больше не будет, а также и то, что он, вообще-то, не обязан этого делать. Равно как и не обязан искажать историческую правду в угоду современным политкорректным установкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь Папы Римского была продуманной, и цитата Мануила Палеолога не была случайной. Став Главой святого престола, бывший префект Йозеф Ратцингер, не стал менять курс своих действий по отношению к исламу. Он решил в очередной раз привлечь внимание к проблеме исламского супрематизма в Европе, и сделал при этом ставку на университетскую аудиторию, которая, по мнению Папы, способна была адекватно и рационально воспринять его слова. Возможно, Папа не ожидал столь жесткой реакции экстремистов либо надеялся на то, что мнение умеренных мусульман их переубедит. Папа акцентировал внимание на религиозном диалоге, а не на уничижении ислама как религии, на несовершенстве западной культуры, которая исключает вопрос о Боге из сферы необходимых потребностей для нравственного роста общества.

Глава 2. Реакция мировой общественности на речь Папы Римского и его извинения

папа римский вера ислам

«Регенсбургская лекция» Папы Бенедикта XVI обернулась взрывом недовольства и резких протестов мусульман по всему миру. Высказывания главы Римско-католической церкви были расценены как оскорбляющие ислам и пророка Мухаммеда. Вслед за опубликованной фразой посыпались угрозы и откровенные акты насилия над представителями христианства со стороны исламских организаций по всему миру. Они обвиняли Папу в покушении на устои ислама, в заявлении о превосходстве христианства над исламом и оскорблении последнего. В то же время крупные религиозные деятели мусульманских стран выразили свое недовольство гораздо более категорично и нетерпимо, чем их светские лидеры, пытавшиеся сохранить статус-кво в международных отношениях с Западом. Точнее будет назвать различия реакций представителей исламистских организаций и правительств, которые придерживаются норм шариата для решения внутригосударственных и межгосударственных задач, и умеренных мусульман.

Ислам - монотеистическая религия, основатель которой, Пророк Мухаммед, призывает верить во Всевышнего - Аллаха. Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % - в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии.

Исламизм - политическое течение внутри исламского мира, нацеленное на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения будут решаться на основе норм шариата. Профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм считает, что исламизм «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии» По его мнению, исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах». То есть, это то течение внутри мусульман, которое не развивается и не прогрессирует в своих взглядах относительно меняющегося мира и общества. Поэтому можно понять, почему его реакция была столь воинственной.

Исламский фактор играет значительную роль во внешней и внутренней политике Арабской Республики Египет. Реакция Египта в целом была более сдержанной по сравнению с радикальными и политически нестабильными районами Ближнего Востока и Центральной Африки, приведенными выше, однако многочисленная мусульманская община (более 90 процентов от 75-миллионного населения страны), сумела выразить свое негодование. Так как Египет является одной из крупнейших по численности мусульман страной, которая помимо этого является еще и культурным и богословским центром мусульманского мира, и пропагандирует веротерпимость и позитивный образ ислама в мире, здесь власть и интеллигенция внимательно отслеживают и с большой тревогой воспринимают антиисламскую пропаганду отдельных политических и религиозных деятелей Запада. Участники демонстраций в Каире призвали арабские и мусульманские страны объявить бойкот Ватикану, а также выдворить его послов и представителей в случае, если Папа Римский откажется принести официальные извинения мусульманам. Министерство иностранных дел Египта выразило главе дипломатической миссии Ватикана в Каире возмущение по поводу высказываний Папы Римского, а глава МИД Ахмед Абу аль-Гейт поручил послу своей страны в Ватикане получить разъяснения Святого Престола относительно слов, сказанных понтификом. МИД Египта отметило, что неподобающие отзывы об исламе Папа сделал в момент наиболее острой необходимости диалога, когда все стремятся избегать двусмысленных высказываний и заявлений, которые могут продемонстрировать незнание ислама как религии. Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что сделанные Бенедиктом XVI заявления говорят о «недостатке понимания настоящего ислама».

Постоянный представитель Египта при ООН Магид Абдель Фаттах отметил, что Папа Римский нанес значительное оскорбление исламу, исламскому миру и Пророку. По вопросу выступления Папы Римского свою точку зрения обозначил Мухаммед Сейид Тантауи - шейх университета Аль-Азхар, крупнейшего в мире мусульманского учебного заведения. Он осудил высказывания Бенедикта XVI, отметив, что «подобные заявления говорят об очевидном незнании ислама, которому приписывают то, чего нет на самом деле». По мнению большинства египтян, некоторые западные политики и средства массовой информации намеренно искажают истинное лицо ислама, желая использовать антиисламские настроения в своих странах для извлечения политических выгод. В этих условиях власти Египта объявляют устранение негативного образа ислама на Западе и быстрое реагирование на антиисламские высказывания одним из важнейших направлений своей внешнеполитической деятельности.

Реакция официальных властей других мусульманских стран была в целом также негативной, хотя и отличалась друг от друга степенью жесткости.

Так, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что Папа Римский Бенедикт XVI должен извиниться перед исламским миром в связи с ошибочными и неуместными высказываниями, отметив, что понтифик говорил не как духовное лицо, а как политик. Отметим также, что вскоре после речи в Регенсбурге должен был состояться визит Папы в Турцию, но в связи с таким поворотом событий ее официальные лица подвергли сомнению целесообразность этого визита.

Гораздо более жесткой была реакция иранских властей, при этом позиция Тегерана была выражена как внешнеполитическим ведомством страны, так и ее высшим руководством. Духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Али Хомейни, выразив глубокое сожаление по поводу высказываний Бенедикта XVI, заявил, что они являются частью крестового похода против ислама. Аятолла Хомейни также подчеркнул, что «подобные высказывания создают межрелигиозные кризисы и побуждают к конфронтации религий». По его мнению, слова Папы Римского явились звеном в цепи американско-израильского заговора, который преследовал цель посеять вражду между религиями. В заявлении иранского МИД говорилось, что «в свете участившихся в последнее время антирелигиозных тенденций, высказывания Римского Понтифика, вызвавшие обеспокоенность верующих во всем мире, особенно мусульман, расцениваются как способствующие целям разжигателей войн и проводников политики противопоставления мировых религий».

Мусульманские лидеры Кувейта потребовали от Папы публичного извинения. Генсек объединенной исламской партии эмиратов Хакин Мутаири и руководитель шиитской ассамблеи "Улема" (мусульманских священнослужителей) Саид Бакир аль-Махри увидели в высказывании понтифика "вытекающую связь между "джихадом" (святой войной) и терроризмом" и заявили, что атака Папы на ислам и Пророка Мухаммеда противоречит его призывам к диалогу между цивилизациями.

Официальный представитель МИД Пакистана Тасним Аслам, комментируя выступление папы Римского Бенедикта XVI, заявила, что критика Бенедиктом ХVI исламской концепции джихада "может лишь усилить дисгармонию религий". Она также подчеркнула, что Папа Римский является уважаемой фигурой не только в христианском мире, но и у мусульман, поэтому ему следует избегать противоречивых оценок.

Мусульмане России также не остались в стороне. В официальном заявлении Совета муфтиев по поводу выступления Бенедикта XVI говорится: "В контексте лекции такого человека, как Папа Римский, человека, облаченного высокой ответственностью и владеющего влиянием на людей, не должно быть места для невзвешенных формулировок и цитат, ведущих к неоднозначному восприятию в современном мире". В то же время, совет призвал мусульман России "к спокойному и взвешенному восприятию" ситуации.

Религиозный конфликт затронул и мировую политику. Находившийся на посту президента РФ в 2006 году Владимир Путин как действовавший председатель "большой восьмерки" выступил с призывом к лидерам мировых конфессий проявлять ответственность и сдержанность, чтобы избегать напряженности между представителями разных религий. Он сказал, что надеется на мудрость представителей различных религий и возможность избежать крайностей между конфессиями.

Не только отдельные страны, но и такие формы международной кооперации на Востоке и в Африке, как организации исламских стран официально выразили свое мнение. Организация исламская конференция (ОИК) по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов этой крупнейшей панисламской организации призвала Папу Римского извиниться за свои недавние высказывания об исламе, вызвавшие протесты в мусульманских странах и опубликовала заявление, в котором выражается сожаление "относительно высказываний понтифика и других фальсификаций, оскорбляющих ислам". Организация Исламская Конференция является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией, которая занимается вопросами сотрудничества мусульманских стран и их выступлений на международной арене. В настоящее время объединяет 57 стран с населением около 1,2 млрд человек. Все упомянутые выше страны являются членами ОИК. Она выразила надежду, что эти слова «не отражают новую тенденцию в политике Ватикана по отношению к исламской вере». В коммюнике высокопоставленные дипломаты попросили Бенедикта XVI «взять назад» свое заявление и тем самым продемонстрировать «правильное отношение христианства к вопросам ислама». В документе также было отмечено, что главы МИД мусульманских стран «глубоко сожалеют» по поводу высказываний Бенедикта XVI и выражают опасение, что его слова «могут привести к напряженности между мусульманским миром и Ватиканом в ущерб интересам обеих сторон».

Видный индонезийский исламский деятель Дин Шамсудин в противовес многим считает, что Папе Римскому нет необходимости извиняться за свои высказывания об исламе. Он говорит о том, что мусульманам следует самим извинить Папу, рассматривая его слова как ошибку человека, не знающего истинного ислама. Выступая в университете "Мухаммадия" в городе Соло, Шамсуддин подчеркнул, что высказывания Папы Римского Бенедикта XVI об исламе на этой неделе перед студентами и преподавателями университета немецкого города Регенсбурга не отражают его мудрость как глобального религиозного лидера и указывают на пробелы в его познаниях об исламе.

Таким образом, мы наблюдаем реакцию на слова Папы Римского, которая происходит в диапазоне от критики с предложениями извиниться до актов насилия. Одно из объяснений состоит в том, что исламисты, имеющие международное влияние, обычно играют ключевую роль при трансформации общего чувства недовольства в неистовство. Если никто из исламистов не ведет агитацию, разногласия остаются относительно тихими.

Будучи первым лицом и имея у католиков образ «непогрешимости в вопросах своего вероучения», Папа Римский является полномочным органом провозглашения общекатолической позиции в отношении ислама или любой другой религии. И Римско-католическая церковь не опровергает и не корректирует текста выступления Папы в Регенсбурге, а лишь комментирует ее в русле самого Папы, то есть приводит оправдания его цитате: ответственные лица Ватикана пытались уменьшить напряжение, вызванное приведенными Папой словами. В частности, директор службы печати Федерико Ломбарди сказал, что Бенедикт не намеревался дать «интерпретацию ислама как учения, связанного с насилием, …в исламе имеется много разных положений, и есть много положений, которые не связаны с насилием». Кардинал Таркизио Бертоне, государственный секретарь Ватикана, сказал, что Римский Папа «искренне сожалеет о том, что определенные разделы его адреса могли прозвучать оскорбительно для чувствительности правоверных мусульман». Лорд Кэри, бывший архиепископ Кентерберийский - духовный лидер Англиканского сообщества во всем мире, утверждает, что слова Папы были истолкованы превратно. Он заявил, что мусульманам следует научиться выслушивать критику и принять тот факт, что написанные 600 лет назад слова не отражают собственные взгляды Папы на современный ислам.

Желая сгладить негативные последствия разгорающегося скандала, и возобновить диалог между Католической церковью и исламским миром, Папа Римский Бенедикт XVI встретился 25 сентября 2006 года с послами мусульманских стран при Святом Престоле и лидерами исламских общин, проживающих в Италии. Понтифик начал встречу, выразив солидарность с исламским миром и подчеркнув личное уважение к чувствам всех мусульман. Бенедикт XVI также процитировал своего предшественника Иоанна Павла II, имевшего дружественные отношения с исламским миром, призвав к "сотрудничеству во всех сферах", в том числе свободы вероисповедания.

Папа упомянул чувствительную для мусульман тему насилия и религии. По его словам, христиане и мусульмане "должны учиться сотрудничать, чтобы сдерживать все формы нетерпимости и противостоять любому проявлению насилия".

В ходе речи Бенедикт XVI пообещал сделать все возможное для укрепления связей между исламом и христианством и установления диалога между двумя мировыми религиями, что по его словам, является жизненной необходимостью. Встреча, в которой принимали участие 22 посла и временных поверенных в делах мусульманских стран, продолжалась всего полчаса. Дипломатам было разрешено приветствовать понтифика, однако они не могли выступать с собственными речами. Катарский спутниковый телеканал Al-Jazeera транслировал речь понтифика в прямом эфире. После выступления Папа Римский лично поприветствовал каждого дипломата. Отступая от сложившейся практики, пресс-служба Ватикана выпустила официальный перевод обращения понтифика на арабский язык. Дипломаты, судя по всему, остались, удовлетворены встречей. Иракский посол в Ватикане заявил, что выступление понтифика должно положить конец протестам по поводу его университетской речи. Можно сказать о том, что Папа предпринял беспрецедентные дипломатические усилия в попытке убедить мусульманский мир в том, что он всерьез добивается улучшения отношений между двумя религиями.

Ранее понтифик трижды выразил сожаление, что его выступление, в котором он процитировал слова средневекового византийского императора об исламе, показалось некоторым мусульманам оскорбительным. Тем временем глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что европейским лидерам следовало бы поддержать Папу Римского в конфликте вокруг его выступления. По словам Баррозу, проблема заключается не в словах понтифика, а в реакции экстремистов, и Европе следует защищать свои идеалы от тех, кто стремится разрушить западную цивилизацию. Он также подчеркнул, что умеренные мусульмане - составляющие большинство - должны более решительно отмежеваться от экстремистов. Бенедикт ХVI также заверил участников встречи, что Католическая церковь намерена продолжать курс на диалог с исламом. И, однако же, снова не извинился за то, что процитировал императора Мануила II Палеолога, как этого требовали лидеры некоторых мусульманских стран.

Мусульмане активно используют принципы демократически-общечеловеческого мировоззрения, дабы усилить свое влияние на Западе и обеспечить легитимность своей экспансии. При этом, паразитируя на нем, сами, они вовсе не спешат разделять эти ценности и это мировоззрение. После лекции Бенедикта XVI пришло откровение: Ватикан очень долго сносил бесчинства мусульман, отвечая на насилие мирными призывами и увещеваниями, а лекция в один момент расставила точки над i и отрезвила западные европейские умы. Например, бывший премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар, комментируя требование некоторых мусульманских лидеров извинений от папы Римского за его выступление, заявил: «Западный мир не должен извиняться». Он назвал абсурдной ситуацию, когда западные страны всегда должны приносить извинения, а мусульманский мир - никогда. Бывший глава правительства Испании отметил также, что в настоящее время западные страны находятся в конфликте с исламом и борются за свое существование, и обозначил линию противостояния: «или мы, или они». Аснар добавил, что не Запад атаковал исламские государства, а наоборот, ислам напал на западные страны. Он раскритиковал инициативу действующего премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (инициатива под названием «Альянс цивилизаций», одобренная ООН) который призывал к диалогу между Западом и исламскими странами.

Финальное развязка этой истории произошла совсем недавно: во время ближневосточного турне Папы в мае 2009 года. Первая часть турне началась в Аммане, Иордании, где визит Папы прошел под тенью регенсбургской речи. Обстановка накануне визита оставалась весьма напряженной, однако Папа смог все-таки беспрепятственно посетить мечеть Аль-Хуссейн бин Талал, в которой понтифик должен был встретиться с исламскими лидерами и иорданскими интеллектуалами. Глава Римско-католической церкви принес извинения за свои слова и осудил частое в современном мире политическое манипулирование религией. Представитель исламских интеллектуалов принц Гази, поблагодарил понтифика за извинения, которые принес Папа Бенедикт после своей речи, отметив, что мусульманский мир оценил разъяснение Ватикана по Регенсбургской речи и признал, что Папа Бенедикт выражал не свое собственное мнение, а привел историческую цитату в академической лекции. Также принц Гази выразил сожаление о том, что на Западе долгое время существует искаженный взгляд на пророка Мухаммеда, из-за которого происходит историческая и культурная напряженность между христианами и мусульманами. Однако радикально настроенное общество не увидело в речи Папы извинений, поэтому остается резко настроенным против Запада и христианства.

Таким образом, исламское общество разделилось на две части: одни ищут сближения с Западным миром, другие ревностно отстаивают свои религиозные чувства. Тот прием, который оказали Папе Бенедикту иорданские власти, показал, что это не просто знак восточного гостеприимства. Часть мусульманской интеллектуальной элиты действительно заинтересована в диалоге и сближении с христианами, а поэтому готова простить Папе его высказывания. По-крайней мере, для нее проблема Регенсбургской речи уже снята - это ясно показали король Абдулла II и принц Гази. А потому можно двигаться дальше по пути развития диалога. Но остается более радикально настроенная часть исламского мира, которой нужно реальное и полное покаяние понтифика. К сожалению, богословским диалогом дело здесь может и не обойтись.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, необходимо сделать вывод о динамике взаимоотношений христианского и мусульманского миров на примере «регенсбургской лекции» Бенедикта XVI и реакции на нее.

При рассмотрении «Регенсбургской лекции» Папы Римского Бенедикта XVI, можно сделать вывод о том, что Запад постепенно теряет былые религиозные позиции. Тот факт, что европейцы постепенно отходят от веры и акцентируют внимание на разуме, был освещен Папой достаточно ярко. Утрата религиозных корней в данном случае влечет за собой утрату единства духа и взглядов жителей Запада. Христианство активно прогрессирует в своих настроениях и положениях, подстраиваясь под меняющиеся условия мира, но это не говорит о том, что оно должно быть полностью лишено какой-либо реальной власти и инструментов воздействия на людей. Толерантность в диалоге с мусульманским миром не должна отождествляться с лишением Католической церкви права на выражение собственной точки зрения. Влияние умеренных мусульманских интеллектуалов, способных адекватно воспринимать и поддерживать на равных диалог с западным миром, еще недостаточно сильно, чтобы вести за собой мусульманское общество. Гораздо больше себя проявляют религиозные фанатики-экстремисты, которые зачастую сами разжигают межконфессиональную борьбу, превратно интерпретируя слова христиан. Печальный факт заключается в том, что порой даже сами христиане пытаются оправдать действия не только умеренных, но и радикальных мусульман с точки зрения демократических свобод, не понимая, что в исламе значение этих свобод совсем другое. Каким бы ни был курс Римско-католической церкви, можно с уверенностью полагать, что Бенедикт XVI не ставил перед собой задачи оскорбить чувства мусульман и унизить их религию. Возможно, он просто хотел еще раз обозначить некоторые принципы поведения Ватикана в современном мире, а также указать на проблемы насилия в исламе, существование которых крайне нежелательно в условиях крепнущего исламо-христианского диалога. Папа говорит о возрождении христианского духа через разум: чтобы как можно грамотнее, корректнее, но и в то же время с чувством собственного достоинства вступить в диалог культур с надвигающимся мусульманским миром. В то же время для ислама важной задачей может стать борьба с собственными радикалами, которые препятствуют развитию толерантного восприятия ислама в мире. В условиях глобализации и взаимопроникновения культур, взаимоуважение различных конфессий очень важно, так как это отражается не только на религиозной, но и на всех остальных сферах жизни мирового сообщества.

Список использованных источников и литературы

1.Бенедикт XVI Вера, разум и университет. Воспоминания и размышления, лекция (пер. София Халходжаева) [Электронный ресурс] // Ратцингер-информ [сайт]URL:#"justify">2.Мусульмане обиделись на Папу [Электронный ресурс]// Мир религий [сайт] URL: #"justify">.Папе Римскому нет необходимости извиняться за свои высказывания об исламе [Электронный ресурс] // Мир религий [сайт]

.URL: #"justify">.Папа Римский уважает ислам и шокирован реакцией на свои слова о Пророке Мухаммеде от 11.09.2006 года [Электронный ресурс] // NEWSru.com [сайт] URL: #"justify">.Мамед-заде П.Н. Египет: Реакция властей и общественности на речь Папы Римского Бенедикта XVI [Электронный ресурс] // Институт религии и политики [сайт] URL: #"justify">.Визит Папы Бенедикта XVI в Иорданию [Электронный ресурс]//Центр религиозных исследований [сайт]

.URL: #"justify">.Станет ли Бенедикт XVI относиться к Исламу иначе, чем кардинал Ратцингер? [Электронный ресурс] // независимый исламский информационный канал Islam.ru[сайт]

.URL: #"justify">.Бывший премьер-министр Испании подлил масла в огонь в конфликте между мусульманами и Ватиканом публикация от 26.09.2006 года [Электронный ресурс] // Ислам для всех [сайт]

.URL: #"justify">.Публикация газеты The Times от 18 сентября 2006 года, перевод на русский язык агентство inopressa.ru[Электронный ресурс] // Newsru.com[сайт]

.URL: #"justify">.Католическая информационная служба [сайт] URL: http: // wwww.catholic.uz/full-news/items/1525764084.html

.Грани.ру // Общество / Религия [сайт]

.URL: #"justify">.Макаркин А. «Регенсбургская лекция» Бенедикта XVI: случайность или закономерность.

.Максимов Ю. Зачем Папа Римский вспомнил православного императора? [Электронный ресурс] // интернет-журнал Сретенского православного монастыря [сайт].

.Пайпс Д. Папа Римский критикует ислам, публикация New-York Times от 19 сентября 2006 года.

Похожие работы на - Ислам и католицизм: контакты в XXI веке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!