Мировые религии. Христианство, буддизм, ислам
Марийский
Государственный Технический Университет
Кафедра Философии
Реферат
Мировые религии.
Христианство, буддизм, ислам.
Выполнила: Бахарева А. С.
Студентка 2-го курса ЗМТ-22, ФУП
Шифр: 01151002
Проверила: Карандаева
Т. А
Йошкар-Ола, 2002.
План:
1.
Введение………………………………………………………………3.
2.
Христианство………………………………………………………….3
1)
Католицизм…………………………………………………………3.
2)
Православие…………………………………………………………5.
3)
Протестантизм……………………………………………………...5
3.
Буддизм………………………………………………………………..6.
4.
Ислам…………………………………………………………………..8.
5. Список
литературы…………………………………………………..11.
Введение.
Религия – в том смысле, в каком
принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, -
это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию,
систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные
институты ( церковь в христианстве ), конкретные формы взаимоотношения между
верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все
эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю
возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное
преломление через этническую, национальную, классовую и
индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и
организационных особенностей в становлении религий и их исторических
разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой
рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные
функции религии в различных исторических условиях. Данный материал позволит
нам поверхностно узнать о трех основных мировых религиях: христианство,
буддизм, ислам.
Христианство.
Христианство существует 2000 лет.
Сначала это была единая религия, но сегодня она существует в виде нескольких
самостоятельных направлений.
Католицизм.
Первое
разделение христианства произошло в XI веке. Появились две
крупные церкви: западная, с центром в Риме, и восточная, с центром в
Константинополе (Византия). Западная церковь получила название католической (
греч. Katholicos - всеобщий, вселенский). Это название
отразило стремление западной церкви к вселенскому всемирному распространению.
Глава западной католической церкви имеет титул папы Римского.
Восточная
церковь оставила за собой название православной. В этом названии представители
восточного христианства стремятся подчеркнуть свое правильное понимание учения
Христа и считают, что лишь они правильно, истинно говорят (славят) о Боге.
Догматические
особенности.
1.
Католическая церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от
Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на
Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и
его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная
церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца.
3.
В католицизме существует практика индульгенций (
лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему
папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов.
Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что
католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом,
Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей.
Православие отрицает индульгенции.
4.
С этим же связано и католическое учение о чистилище
( принято на Флорентийском соборе в 1439г. ) где грешные души, горя в пламени
очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище
зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают
жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище.
5.
В католицизме принят догмой о непорочном зачатии
Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов.
6.
Католики признают догмат о непогрешимости Римского
папы в делах веры.
7.
Католическая церковь признает святость и
богодуховенность Священного писания ( Библии ) и Священного предания ( всех
речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает
только священное писание.
Обрядовые
отличия.
1.
В католицизме крещение производят обливанием, в
православии – погружением в воду.
2.
Миропамазание в католицизме ( католики называют его
конфирмацией ) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем.
3.
В католицизме вином и хлебом причащаются только
священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения
используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином.
Хлеб для таинства готовят кислый.
4.
У католиков крестное знамение пятиперстное, т. е.
крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято
троеперстие.
5.
В богослужении католическая церковь использует
латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и
диалектике.
Канонические
отличия.
1.
В католицизме принят обязательный целибат
духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов.
2.
Католическая церковь не допускает выхода из
духовного знания. В православии оно возможно.
3.
В католицизме существует институт кардиналов и
первенство пап. В православии этого нет.
4.
Католическая церковь признает решение всех 22
Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI
века православие проводит соборы Поместные.
5.
У католиков существует запрет мирянам читать и
толковать Библию. В православии не было такого запрета.
6.
Католический брак считается нерасторжимым. В
православии возможен развод супругов.
Православие.
Другое
крупное направление христианства – православие ( около 170 млн. человек )
широко распространено в основном в странах восточной Европы. В отличии от
католицизма православие не имеет единого религиозного центра. Каждая более или
менее крупное православное образование существует отдельно, образует
автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15
автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения
автокефалий , официальный перечень автокефальных церквей представлен в
следующем виде: Константинопольская, Александрийская ( охватывает Египет и
некоторые страны Африки ), Антиохийская ( Сирия, Литва ), Иерусалимская (
Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская,
Элиадская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская.
Старообрядничество.
В середине XVII века русское православие претерпело раскол. Возникло
старообрядничество. Богословы видят его причины в действии Божественного промысла
и спорах о правильности богослужения. Сторонники научного понимания религии
связывают его с социально-экономическими прогрессами, происходяшими в России
этого времени.
В настоящее
время в России существуют общины старообрядцев. В 1988 г., отметив тысячелетие
крещения Руси, старообрядцы страны объединились в единую Русскую православную
старообрядническую церковь.
Протестантизм.
Третьим
крупным течением христианства является протестантизм (около 550 млн. человек ).
Эта разновидность Христианства широко распространено в западной Европе,
Америке, России. Наиболее активными представителями являются евангельские
христиане – баптисты ( ЕХБ ), адвентисты седьмого дня ( АСД ), пятидесятники ,
Свидетели Иеговы. К протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры,
мармоны, моравские братья, «христианское содружество», «христианская наука» и
т. д.
Протестантизм
возник в XYII веке в Германии. Свое название он получил
потому что представлял собой протест верующих Западной Европы на
административное засилие Ватикана и римских пап.
Т. о.
Протестантизм явился не только причиной второго раскола христианства но и его
следствием.
Основателем
протестантизма был немецкий богослов Мартин Лютер ( 1483-1546 гг. ); его
последователи называли себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации
был французский теолог Кальвин ( 1509-1564 ); последователи которого стали
называться кальвинистами. В Англии протестантизм получил название англиканства.
Буддизм.
Свое название религия получила по имени своего основателя
Будды ( с санскр. – просветленный ). Буддизм – это одна из трех мировых
религий. Распространен в странах Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии (
Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете ). В форме ламаизма его исповедуют
народы Бурятии, Тувы, Калмыкии.
Буддизм зародился в Индии в VI в. до
н. э. как оппозиция брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского
общества не имел широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов
называют себя буддистами.
Основателем буддизм считается Гаутама ( 563-483 до н. э.
) Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами,
кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом. Обычной
одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой
буддистских монахов.
В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так
называемые «северные буддисты» считают Гаутаму исторической личностью,
действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их
представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении
«северных буддистов» первостепенное значение придается этике и нравственному
образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на
философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был
Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился
священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако,
исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это
означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной
фантазией.
О Будде есть целая легенда, и самое главное в ней, это Четыре
Великие встречи, во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета,
болезни, старость, смерть. Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время
Гаутаме открылись Четыре благородные истины, показавшие путь к спасению:
1. Гаутама понял, что всякое существование есть страдание.
Не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение и подчинение закону
рождения есть страдание.
2. Причиной страданий являются желания, жажда счастья,
любви, денег, власти, богатства и т. д.
3. Прекратить страдание возможно. Для этого нужно
отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда ничего не
хочется. Состояние без желаний называется нирваной ( с санскр. – покой
).
4. Гаутаме открылся так называемый «восьмиричный путь»
спасения. Он состоит из 8-ми правил:
–
«Праведная вера»: человек, желающий спасения,
должен поверить Гаутаме-Будде в том,что мир полон страдания и скорби, что для
спасения следует отказаться от желаний;
–
«Праведная решимость»: человеку следует настроиться
на решительный отказ от желаний;
–
«Правдивая речь»: речь человека должна быть
правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить
им.
–
«Праведные дела»: человек должен избегать плохих
поступков и делать только хорошие.
–
«Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни,
чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).
–
«Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло
от плоти.
–
«Праведное созерцание»: необходимо постоянно и
терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать
себя.
Постигнув эти Четыре Великие истины, Гаутама стал
Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и
показать им путь к спасению, отказавшись ор искушения погрузиться в состояние
нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики и
он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда
брили голову, одевали желтые одежды , были вегетарианцами и имели при себе
самое необходимое – кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую
часть времени они времени в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины
умирал, его хоронили. Позднее на этих местах возводились могильные сооружения
– ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом.
В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри.
С появлением монастырей монахи перестали странствовать.
Вскоре монастыри превратились в главную и единственную форму организации
буддистов. Они стали центрами буддизма, своеобразными университетами и
библиотеками. Ученые буддистские монахи записывали древние священные тексты,
изучали и комментировали их. Так возникла Священное писание буддистов – Трипитака
( в переводе с пали – тройная корзина. Впервые буддистский канон был
записан на пальмовых ветках, которые заняли три корзины ). Трипитака состоит из
трех частей: Винайя – питака излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая
догматику, Абидхаша – посвящена философии.
В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны
(большая Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая
Колесница, в значении узкий путь). Первый - для всех, второй - монахов,
полностью отказавшихся от земной жизни.
В III веке до н. э. индийский
император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже вытесненный
индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в
мировую религию.
Во II веке проник в Китай, где
изменился под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций.
Результатом творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в
YII веке чань-буддизм.
Через Китай буддизм пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри,
устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм испытал на себе
влияние японской культуры и прежде всего, японского синтоизма.
Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить
представление простого народа и привилегированной верхушки общества. Появился дзень-буддизм.
Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь
просветленного состояния – сатори.
В VI веке буддизм пришел в страны
Тибета, где получил название ламаизма. Тибетские монахи называются ламами.
Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине иерархической
пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан).
Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман,
начало нового года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный
приходу грядущего Будды.
Простые верующие совершали большое количество обрядов:
–
покаяние за животных (дзул-хурал)
–
обряд, посвященный отшельникам, возведенным в ранг
божества (найдани хурал)
–
обряд поклонения «хозяевам местности» (обо)
–
обряд посвященный «хозяину воды» (усу тяялги)
–
похоронный обряд.
В настоящее время ламаизм распространен не
только на Тибете.
Ислам.
Ислам (в переводе с арабского «покорность»,
«предание себя Богу») – третья и самая поздняя по возникновению мировая
религия. В настоящее время в мире нас начитывается более 800 млн. мусульман.
Ислам распространен более чем в 120 странах, в 35 из них - это самая
влиятельная религия, в 28 – ислам является государственной религией.
Ислам
возник на ближнем востоке, т. е. там же, где иудаизм и христианство.
Исследователи считают, что ислам воспринял те же идеи, которые питали иудаизм и
христианство. Однако, ислам отличается от других религий следующими
особенностями:
1.
В исламе, более четко, чем в других религиях проведена
идея монотеизма.
2.
Ислам более, чем другие религии, требователен
соблюдению своих правил.
3.
Ислам вобрал в себя много бытового: не только
морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы
семейно – брачных, интимных отношений. Ислам действительно формирует особый
«мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от
европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня
не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека,
принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть
не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие
люди.
4.
Ислам оказал большое влияние на историю и культуру
других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане.
Краеугольным
камнем религиозной веры в исламе является широко употребляемая известная
фраза: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».
В этом
выражении четко выражено самостоятельное главное положение ислама: существует
один Бог (Аллах). Он безлик, не имеет конкретного образа. Мусульмане никогда не
изображают Бога и отрицают иконы. Аллах всемогущ, мудр, всемилостлив. Он
творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми. От Аллаха зависит
все. Люди должны безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха».
Мусульмане
поклоняются Аллаху падая ему ниц (это и есть выражение покорности). Ислам учит
верующих смиренно, терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного
существования, не завидовать богатым, жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и
бессмертие, загробное воздаяние, рай и ад, ангелов и демонов, конец света и
предшествующую эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные
положения ислама изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится
на 114 глав, которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово
«аят» означает «знамение, чудо».
Другой
религиозной книгой мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Муххамеда остались устные предания о его жизни и
деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны.
Вероучение Ислама обязует каждого мусульманина соблюдать «столпы веры» - пять
обязательных правил:
1.
Исповедание веры.
2.
Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз).
Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в
Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют кади, мулла
– духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют
интеллектуальную элиту ислама называющую себя улемами.
3.
Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).
4.
Милостыня. Основанием для милостыни является
указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать
на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни
малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах
лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и
садана.
5.
Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.
Кроме этого
мусульмане соблюдают еще несколько обрядов: обрезание –суннат, свадебный
обряд - никах , похоронный обряд - джиназа.
У мусульман
много праздников: Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам –
великий праздник жертвоприношения. Мавлюд – день рождения
пророка Мухаммеда. Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный
вознесению пророка Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру ( Шахсей-вахсей)
– день всеобщей скорби.
Уже
отмечалось, что отличительной чертой ислама является то, что он оказал и
оказывает большое влияние на все стороны жизни мусульманского общества.
Подтверждением тому является Шариат – мусульманское законодательство,
который был создан в VII-XVII веках.
Шариат (от
араб. Шарма – ясный путь, по которому надлежит следовать) – мусульманское
законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно - брачные,
гражданские, бытовые и др. взаимоотношения мусульман, а так же определяющие
условия действия верховного суда.
Ислам, как
и др. религии не избежал расколов. Существуют два основных течения: шииты и
сунниты (противостояние шиизма и суннизма находило свое выражение в борьбе
за устройство мусульманского государства между сторонниками халифата и
иммамата), и так же есть другие течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Сунниты
занимают большую часть мусульман 90 %.
Центральный
объект любой религиозной веры – идея Бога, главная и самоценная идея, из
которой выводится все остальное содержание религии. Трудно найти в истории
человечества другую идею, которая по продолжительности воздействия могла бы
сравниться с идеей Бога, с тем комплексом ощущений, чувств и побуждений,
которые с ней связаны и которые составляют основу целостного религиозного
жизнепонимания, мировоззрения.
Список литературы:
1.
Буркова Г. А. «История религий». Лекции.
Йошкар-Ола, 1999 г.
2.
А. Г. Спиркин. «Основы философии». Учебное пособие.
1988.
3.
С. А. Токарев. «Религия в истории народов мира».
Москва, 1986 г.
4.
«Религии мира». «Просвещение». 1994 г. Москва.