Стратегическое управление предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    232,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое управление предприятия

Донбасская государственная машиностроительная академия









Контрольная работа

по дисциплине

«Стратегическое управление предприятия»

Вариант 11












г. Краматорск 2011

Понятие «потенциала предприятия»: характеристика ресурсного, целевого и структурного подходов к его оценке

организационное поведение портфельный стоимостной анализ

Потенциал предприятия - это сложная система рядовых характеристик его элементов, причем последние могут в той или иной мере замещать друг друга, т.е. являются альтернативными.

Потенциал предприятия не можно сформировать на базе механического сложения элементов, поскольку он является динамическим группировкой;

При формировании потенциала предприятия действует закон синергии его элементов;

Потенциал предприятия в высших формах его обнаружения может самостоятельно трансформироваться с появлением новых составляющих элементов;

Элементы потенциала предприятия должны функционировать одновременно и в совокупности, так закономерности развития возможностей предприятия не могут быть раскрыты отдельно, а только в их сочетании, что требует достижения сбалансированного оптимального соотношения между элементами;

Все элементы потенциала объективно связаны с функционированием и развитием предприятия, то есть, с одной стороны, они подлежат физическому и технико-экономическом старению, а с другой - они чувствительны к достижениям научно-технического прогресса;

Составляющие потенциала предприятия должны быть адекватными характеристикам продукции и услуг, производимых на предприятии.

Ресурсный потенциал предприятия - представляет собой одну из объективных характеристик общественного производства, а именно совокупность не только потенциальных возможностей ресурсов, но и способность предприятия осуществлять процессы производства, распределения, воспроизводства товаров и услуг и приносить доходы.

Категория ресурсного потенциала необходима для оценки возможностей будущего развития, поскольку учитывает направления расширения, пополнения и воспроизводства источников ресурсов, представляющих резервуары, из которых черпаются материально-вещественные и информационные составляющие системы производства.

Приведенный ниже алгоритм определения ресурсного потенциала позволит предприятию оценить силы и возможности, чтобы успешно развиваться.

Рис.1. Алгоритм определения уровня ресурсного потенциала предприятия

Ресурсный потенциал предприятия анализируется через его составляющие (рис. 2). Потенциал внешней среды также оказывает существенное влияние на общий потенциал предприятия.

Рис. 2. Схема анализа ресурсного потенциала предприятия

Процесс анализа начинается со сбора финансово-экономической информации о состоянии предприятия. Определяются основные цели предприятия, исходные и конечные характеристики финансово-хозяйственной деятельности.

Затем предлагается рассчитать фактический уровень использования потенциала предприятия. Для этого необходимо:

выбрать комплекс показателей для каждой составляющей, наиболее полно отразить их текущее состояние, построить компактную модель фактического состояния предприятия;

определить систему контрольных показателей, установив их значения (наибольшие и наименьшие допустимые) для каждой из составляющих (построить условную эталонную модель). Рассчитанные коэффициенты сами по себе несут незначительную смысловую нагрузку, так что необходимо сравнить значения коэффициентов со значениями внешних показателей - ими и будут выступать установленные нормативы. Необходимо учитывать принадлежность предприятия, принципы кредитования, сложившуюся структуру источников средств, оборачиваемость средств, репутацию, тип финансовой политики (агрессивная, консервативная) и другие обстоятельства;

измерить индивидуальный уровень экономической конкурентоспособности потенциала предприятия по каждой из принятых для сравнения групп.

На заключительном этапе оценивается уровень использования ресурсного потенциала предприятия, выявляются резервы и потери. При необходимости разрабатывается стратегия повышения конкурентоспособности.

Тест

В стратегическом управлении различают два стиля организационного поведения: приростный и предпринимательский.

Модель: Стили организационного поведения.

 Поведение  Характеристики организации

Приростное

Предпринимательское

Цели

 ?

 ?

Пути достижения цели

Экстрополяция прошлых подходов

Взаимодействие возможностей получения прибыли и качеств управления

3. Проблема

Повторяющаяся, знакомая

Неповторяющаяся, новая

Организационная структура

Стабильная или расширяющаяся

Гибкая, адаптивная, инновативная

Стиль руководства

Популярность

Допущение рискованных действий

Система поощрений и взысканий

Поощрение за стабильность, эффективность

Поощрение за творчество, инициативу


Поощрение за прошлую деятельность

Взыскание за отсутствие инициативы


Укажите характеристику “цели” соответствующую предпринимательскому стилю организационного поведения.

a)       Оптимизация прибыли.

b)      Оптимизация потенциала прибыльности.

Ответ: Приростное - а) Оптимизация прибыли.

Предпринимательское - b) Оптимизация потенциала прибыльности.

Практическое задание

Базовое предприятие: Общество с ограниченной ответственностью «Счастье»

Местонахождение: г. Снежное, ул. Ленина, 7

Основные конкуренты: ООО «Радуга», ООО «Виктория», ООО «Свято»,

Полный комплекс организационных мероприятий от дизайнерского проектирования до воплощения:

Организация свадеб

) подбор свадебных нарядов

) услуги тамады, музыканты, фото и видео съемка.

) заказ кафе, подбор меню, украшение зала

Организация корпоративных вечеров

) оформление зала

) подбор меню

) организация музыки, тамада.

Организация детских праздников

) разработка сценария

) услуги клоунов и фокусников

) организация праздничного стола

. Проведем портфельный анализ данного предприятия.

Портфель предприятия - это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу.

Портфельный анализ - это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.

Портфельный анализ является основной составляющей стратегии маркетинга.

Первый этап разработки стратегии маркетинга состоит в определении составляющих стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).

Проведем качественную оценку изменения факторов:

Таблица 1 - Оценка изменений в прогнозируемом росте

Параметры

Шкала интенсивности 1 ÷ 10

1. Темпы роста

7

2. Прирост численности потребителей в составе населения

8

3. Динамика географического расширения рынка

6

4. Степень устаревания продукции

3

5. Степень обновления продукции

7

6. Степень обновления технологии

6

7. Уровень насыщения спроса

6

8. Общественная приемлемость услуги (товара)

7

9. Гос.регулирование издержек

2

10. Гос.регулирование роста

2

Общая оценка изменений в перспективе роста (Ст)

5,4

Вывод: оценка изменений в перспективе роста незначительно выше 5 бал., следовательно, прогнозируется средний уровень роста стратегической зоны хозяйствования.

Таблица 2 - Оценка благоприятных и неблагоприятных факторов

Параметры

Шкала интенсивности 1 ÷ 10

1. Благоприятные факторы для роста рентабельности:


- экономический рост

7

- степень обновления технологий

5

- сервисное обслуживание

7

- широкий ассортимент товара

7

Общая оценка влияния благоприятных факторов (О)

6,5

- экономический спад

6

- демографическая ситуация

5

- инфляция

5

- конкуренция зарубежных фирм

4

Общая оценка влияния неблагоприятных факторов (Т)

5


Вывод: влияние благоприятных факторов сильнее, чем неблагоприятных, но незначительно.

Таблица 3 - Оценка изменений рентабельности СЗХ

Параметры

Шкала интенсивности 1 ÷ 10

1. Среднеотраслевой уровень рентабельности

7

2. Затраты, необходимые для выхода на товарный рынок

3. Продолжительность жизненных циклов продукции

7

4. Время, необходимое для разработки новой продукции

6

5. Ожидаемая рентабельность предприятия

8

6. Факторы успеха по отношению к конкурентам: - финансовая мощь - рыночная позиция - производственные возможности - система управления

5,8 5 7 6 5

7. Агрессивность ведущих конкурентов

6

8. Конкуренция зарубежных фирм

5

9. Интенсивность торговой рекламы

4

10. Послепродажное обслуживание

7

11. Степень удовлетворения потребителей

7

12. Конкуренция на рынках ресурсов

5

13. Гос.регулирование конкуренции

3

14. Гос.регулирование производства товаров

4

Общая оценка изменений в перспективе рентабельности (Р)

5,1


Общую оценку привлекательности СЗХ рассчитываем по формуле:

Привлекательность СЗХ = А1*Ст + А2*Р + А3*О - А4*Т,

где А1, А2, А3, А4 - коэффициенты, устанавливаемые экспертами, показывают весомость влияния каждого фактора, в сумме равны 1:

А1 = 0,3; А2 = 0,35; А3 = 0,2; А4 = 0,15.

Привлекательность СЗХ = 0,325*5,4 + 0,35*5,1 + 0,2*6,5 - 0,15*5 = 5,46

Вывод: привлекательность СЗХ анализируемого предприятия ниже среднего уровня.

Рассмотрим один из видов работ: «Организация нового года» и построим для данной работы опытную кривую.

Стоимость работ составляет 2000 грн. Снижаем цену на 20%, при этом количество заказов увеличиваем в два раза, пока опытная кривая не перейдет в прямую:

Вывод: пороговая цена - 800 грн., ниже этой цены выполнение работ нерентабельно.

Широкое распространение получили следующие три типа методов матричного анализа делового портфеля предприятия:

1)      матрица «рост рынка - относительная доля предприятия», известная как матрица БКГ, - позволяет фирме определить положение каждого из своих СХП по их доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов годового роста в отрасли (темпов расширения рынка);

2)      матрица «привлекательность рынка - конкурентоспособность предприятия» - представляет собой более сложный и более детальный совершенствованный вариант БКГ, в котором вместо показателя темпов развития отрасли использован критерий «привлекательности» отрасли, а вместо относительной доли рынка - конкурентоспособность СХП;

)        матрица жизненного цикла отрасли рынка - предполагает размещение СХП в таких показателях, как конкурентоспособность - стадии жизненного цикла отрасли.

Построим матрицу БКГ:

Появление модели или матрицы БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group) в области стратегического планирования <#"539012.files/image004.gif">

Вывод: анализируемый товар находится в стадии выхода на рынок (товар-"проблема"), товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста, поэтому необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.

Построим матрицу «привлекательность рынка - конкурентоспособность предприятия».

Таблица 4 - Расчет общей оценки привлекательности рынка

Показатели

Коэффициент относительной значимости

Оценка показателя 1 ÷ 10

Итоговая оценка

1. Емкость рынка

10

7

70

2. Темпы роста рынка

10

5

50

3. Рентабельность операций (в прошлом и в перспективе)

5

5

25

4. Уровень конкуренции

15

7

105

5. Стабильность спроса

15

6

90

6. Размер необходимых инвестиций

5

25

7. Риск рынка

5

3

15

8. Доступность сырья

15

6

90

9. Уровень насыщения спроса

15

5

75

10. Государственное регулирование

5

3

15

Итого

100


560


Таблица 5 - Расчет общей оценки конкурентоспособности предприятия

Показатели

Коэффициент относительной значимости

Оценка показателя 1 ÷ 10

Итоговая оценка

1. Качество и потребительские преимущества товара

15

6

90

2. Абсолютная доля рынка

10

4

40

3. Относительная доля рынка

10

4

40

4. Привлекательность ассортимента

10

7

70

5. Эффективность каналов сбыта

5

8

40

6. Эффективность рекламы

5

8

40

7. Возможность ценовой конкуренции

10

6

60

8. Производственные возможности

15

7

105

9. Финансовые ресурсы

15

6

90

10. Системы управления

5

8

40

Итого

100


615


Максимальная оценка привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия может составлять 1000 баллов.

Рассчитаем общий уровень конкурентоспособности предприятия: 615 / 1000 = 0,62 - находится в диапазоне 0,61 - 0,80.

Матрица «привлекательность рынка - конкурентоспособность предприятия»:



Привлекательность рынка



Высокая  1,00 0,81

Средняя  0,80 0,61

Низкая  0,60 0,56 0,00

Конкурентоспособность СХП

Высокая 1,00   0,81

1

2

6


Средняя 0,80   0,62 0,61

3

5

7


Низкая 0,60   0,00

4

8

8


Вывод: предприятие попало в 7-ю зону привлекательности - рынок имеет низкую привлекательность, уровень конкурентоспособности предприятия - средний.

Построим матрицу жизненного цикла отрасли:


Конкурентоспособность



Высокая 1,00 0,81

Средняя 0,80 0,61

Низкая 0,60 0.56 0,00

Стадии жизненного цикла отрасли

Раннее развитие





Быстрый рост





Установление конкурентоспо-собных сфер влияния





Зрелость





Стагнация





Спад





ОБЩИЙ ВЫВОД:

Оценка изменений в перспективе роста: выше среднего, следовательно, прогнозируется средний уровень роста стратегической зоны хозяйствования. Влияние благоприятных факторов на деятельность предприятия незначительно сильнее, чем неблагоприятных.

Анализируемый товар находится в стадии выхода на рынок (товар-"проблема"), может оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуются значительные средства для увеличения доли рынка. Пороговая цена - 800 грн., ниже этой цены выполнение работ нерентабельно.

Обшая привлекательность стратегической зоны хозяйствования анализируемого предприятия ниже среднего уровня, рынок имеет низкую привлекательность, уровень конкурентоспособности предприятия - средний, но рынок рассматриваемого товара развивается, предприятие привлекательно для вложения инвестиций в связи с быстрым ростом рынка.

. Проведем функционально-стоимостной анализ.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, работ, услуг, в основе которого лежит использование функций и ресурсов, задействованных в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества.

ФСА является основной составляющей стратегии снижения издержек и позволяет провести рационализацию функций, как изделия, так и любых технологических процессов, организационных структур и систем управления. При соблюдении рекомендаций ФСА предприятие из менее выгодного положения на рынке сможет перейти в более высокую категорию - достигнуть лидерства на рынке и увеличения прибыли.

Объектом анализа является вид работ: «Организация нового года». Стоимость проектных работ составляет 2000 грн.

Определяем важные для потребителя функции данного товара (работы):

F1 - написание сценария,

F2 - подбор актеров,

F3 - подбор меню,

F4 -подбор костюмов,

      Функции товара

Весомость

Стоимость, тыс.грн.

F1 - написание сценария

0,8

0,5

F2 - подбор актеров

0,6

0,7

F3 - подбор меню

0,7

0,4

F4 - подбор костюмов

0,5

0,3


Построим функционально-стоимостную диаграмму:


Вывод: заштрихованные области - это области затрат, которые являются излишними, их сокращение - возможный путь оптимизации себестоимости работ, а именно: следует уменьшить затраты при выполнении функций F2 - подбор актеров, F3 -подбор меню.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В.Соболев, В.Л. Дикань, А.Г. Дейнека, Л.А.Позднякова. - Х.: ООО «Олант», 2002. -246 с.

2.         Методические указания к контрольной работе по курсу «Стратегическое управление» для студентов экономических специальностей всех форм обучения. / Сост. Жиляева А.В. - Краматорск: ДГМА, 2005 г.

Похожие работы на - Стратегическое управление предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!