Использование нейромаркетинга для увеличения роста продаж

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    656,54 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование нейромаркетинга для увеличения роста продаж

ОТЧЕТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАРКЕТИНГОВОГО (ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО) ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ:

"Использование нейромаркетинга для увеличения роста продаж"

ОДЕССА - 2011г.

ПЛАН


Введение

ГЛАВА 1. Нейротехнологии: Как выявить скрытые ассоциации и реакции потребителей

ГЛАВА 2. Нейромаркетинг - механизм манипулирования потребителем

ГЛАВА 3. Нейромаркетинг. Сила эмоций в противовес отжившим представлениям

ГЛАВА 4. Купи слона! Cила нейромаркетинга на практике

ГЛАВА 5. Табачный нейромаркетинг в Украине

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Современные маркетологи в своей работе применяют последние достижения науки. Один из новых приёмов в их практике называется - нейромаркетинг. Он предусматривает сканирование мозга потребителей в процессе просмотра рекламы и потребления продуктов. Для изучения активности мозга применяется техника функциональной магнитно-резонансной спектроскопии (fMRI), магнитная энцефалография и традиционная электрическая энцефалография (ЭЭГ). С помощью приборов маркетологи пытаются определить, какие участки мозга активируются у потребителя в тех или иных условиях. Среди прочих, отслеживаются зоны, которые отвечают за внимание, концентрацию, кратковременную и долговременную память, позитивные эмоции. В Европе уже начали работу первые фирмы, которые специализируются на нейромаркетинге и помогают рекламным агентствам проводить исследования целевых групп. Одна из таких фирм - Neurosense <#"538755.files/image001.gif">

Рис 1. Неявные ассоциации Неявные идеи, вызванные рекламой Skoda ‘Car Bakers’.

Наибольший отклик получила сама марка и концепция "женственности" Гистограммы показывают силу, с которой каждая идея была вызвана при просмотре рекламы Источник: Millward Brown Eye-Tracking Система для отслеживания движения глаз (Eye-Tracking) используется достаточно широко. В последние годы она значительно упростилась и стала более доступной. Ее преимущества очевидны: движения глаз могут быть хорошим ориентиром для выявления центра зрительного внимания - более подробного и точного, чем ответы самого респондента. Но данные методы ничего не говорят нам о том, почему в глаза бросаются именно эти области восприятия или почему зрители реагируют на них именно так. Именно поэтому сами по себе результаты могут оказаться достаточно трудными для интерпретации. Мы использовали этот подход на нескольких рынках и пришли к выводу, что Eye-Tracking - полезное дополнительное диагностическое средство, которое помогает объяснить эффективность воздействия рекламы или упаковки, измеряемой с помощью других исследовательских инструментов.

Результаты замера по одной из сцен в рекламе Skoda ‘Car bakers’: Исследование по методике Link показало, что эта реклама имеет сильную брэндированность - и система Eye-Tracking помогла понять причину этого. Визуальное внимание четко сосредоточено на значке Skoda в тот момент, когда его прикрепляют к машине. Это контрастирует с рассеянным визуальным внимание в конце рекламы, когда упоминается шильдик Fabia - четко показано, какой из значков вызвал более сильную брэндированность.

Хороший брэндинг Skoda в рекламе ‘Car bakers’ поддержан сконцентрированным вниманием в тот момент, когда значок крепится к машине.

Каждая точка представляет собой фиксацию глаз участника при просмотре рекламы.

Измерение волн головного мозга

Измерение волн головного мозга является очень сложным из-за широкого разнообразия имеющихся систем. Мы опробовали целый ряд систем и сейчас в основном работаем с американской EmSense для интеграции электроэнцефалографии (ЭЭГ) и других биометрических параметров с исследовательскими инструментами. Мы пришли к выводу, что технология EmSense может быть весьма полезной, поскольку она является более масштабируемой и экономически эффективной, чем традиционные методы ЭЭГ. Она собирает данные ЭЭГ и вторичные биометрические данные (такие, как частота сердечных сокращений, дыхание, частота мигания и температура тела) с помощью простой головной повязки с сухими электродами. Это позволяет сделать оборудование менее пугающим для участников исследования и простым в применении. В результате удается получить выборку необходимого количественного размера при меньших затратах, чем при использовании традиционных "мокрых" электродов ЭЭГ. Мы работали с системой ЭЭГ в нескольких странах. Волновые данные являются мощным средством диагностики моментальной реакции участников на рекламу - они способны фиксировать такие подробности, которые происходят слишком быстро и не могут быть выявлены с помощью других средств.

На рисунке 3 показаны результаты такого подхода для ролика ‘Evolution’ марки Dove. В рамках использования методики Link, этот ролик показал чрезвычайно высокие результаты: высокая степень вовлеченности, эмоциональный отклик и отличное донесение основной идеи. Данные Em-Sense показывают всю реакцию потребителей в динамике, которая в итоге и приводит к вышеуказанным результатам.

На рисунке 3 показан момент, когда становится понятно, что это ролик о том, как делалась реклама. Наглядно виден нарастающий темп положительных эмоций и познания в этот ключевой момент, который имеет решающее значение для всей реакции в целом. Обратите внимание на то, как эмоция переходит в минус по мере того, как неявные аспекты "уходят". Работа с другими клиентами помогла выявить и решить такие вопросы, как слабая коммуникация, недостаточный брэндинг или отсутствие сопричастности с главными персонажами рекламы.

Рис 3. Биосенсорные результаты системы EmSense для рекламы Dove ‘Evolution’


Красная линия = эмоции Синяя линия = узнавание марки

Новые знания Хотя мы остаемся реалистами в отношении возможностей нейротехнологий, считаем, что признаком правильности методов является факт добавления новой ценности, а именно знаний. Эти технологии, как правило, способны добавлять их при определенных обстоятельствах, таких как:

* Работа с чувствительным материалом. Это те случаи, когда качественные методы исследования наиболее подвержены искажениям - поэтому методы, которые не полагаются на явные вопросы, способны более эффективно выявлять несформулированное отношение

* Работа с абстрактными идеями или идеям "высшего порядка". Потребители сталкиваются с проблемами при попытке обсуждения комплексных идей, находящихся в центре позиционирование некоторых марок. Методы неявной ассоциации подходят для исследования идей, которые могут показаться участникам странными или надуманными.

* Выявление переходной реакции на рекламу или опыт восприятия брэнда.

Потребители могут много говорить о сути рекламы или торговой марки, но они не могут объяснить, на основе чего они делают такие выводы. Такие методики, как ЭЭГ и Eye-Tracking способны дать ценную информацию при выявлении эмоциональных или когнитивных максимумов и минимумов при просмотре рекламы, либо при выявлении центра внимания, что помогает в разработке более эффективных кампаний. Больше подробностей о чувствах потребителей. При правильном подходе, потребители могут рассказать о своих чувствах в ходе опросов и фокус-групп.

Но нейротехнологии способны выйти на еще один мощный уровень детализации о временных отрезках и происхождении подобной реакции респондентов.

Максимальное использование нейрометодик Наш опыт в исследовании и использовании этих методов позволяет дать следующие рекомендации:

* Будьте критичны. Технология может быть привлекательной сама по себе, но задавать следует те же вопросы, что и в любой традиционной методике исследований. Ищите подтверждение выводов. Проведите полевые исследования, или испытайте технологию на себе, чтобы увидеть, насколько реалистичными являются полученные результаты.

* Учитывайте предыдущий опыт. Это сложная область, поэтому очень важно иметь глубокие знания в этой области и использовать научные методы работы, чтобы отличать желаемое от действительного, а также понимать, где именно нейротехнологи могут принести реальную пользу.

* Интегрируйте. Эти методы не позволяют выявить какую-то "глубинную истину", они лишь дают дополнительный взгляд на реакцию потребителей в отношении торговых марок и маркетинга, который требует толкования в свете другой информации. Реальное понимание картины можно получить только путем интеграции различных подходов.

Наш опыт показывает, что будущее нейромаркетинга такое же, как и у других инструментов, предназначенных для изучения реакции потребителей. Но реальное понимание приходит вместе с интеграцией всей информации (а не только какого-то одного взгляда на проблему), а также при использовании нужных инструментов в нужное время.

ГЛАВА 2. НЕЙРОМАРКЕТИНГ - МЕХАНИЗМ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ

Постановка проблемы.

Тема нейромаркетинга не является особо новой, но интерес к ней, похоже, растет. Нейромаркетингом начинают интересоваться и журналисты, и широкие массы маркетологов. Об этом направлении говорят с придыханием и показной осторожностью, дескать, это сильнейший механизм манипулирования потребителем, воздействие, которому невозможно противостоять. Якобы нейромаркетинг ушел глубоко в подсознание человека, и здравый смысл вместе со свободной волей человека тут отдыхают. Новейшие исследования мозга показали, что поведением человека руководят сложные эмоциональные взаимоотношения, которые можно визуально определить в динамике реального времени. По результатам этих исследований и данных классического маркетинга родилась такая наука, как нейромаркетинг. Зная нейрофизиологические процессы эмоционально-корковых реакций покупателей, нейрофизиологи и маркетологи могут эффективно воздействовать на все пять органов чувств человека, применяя позитивные раздражители для более эффективного продвижения товаров на рынке.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проблематика данной статьи рассматривается в трудах таких известных маркетологов как Трайндл А. "Нейромаркетинг: визуализация эмоций", Пол Глимчер "Нейроэкономика", Мартин Линдстром "Чувство бренда" и другие. Не уменьшая значимость работ, связанных с изучением особенностей нейромаркетинга и нейроэкономики, следует отметить, что существует много теоретических вопросов, которые не были рассмотрены.

Нейромаркетинг - новая область знаний, которая представляет собой комбинацию двух сфер знаний - неврологии и традиционного маркетинга. Многие знания были почерпнуты именно из маркетинга и дополнены результатами новейших исследований моделей поведения покупателей.

Цель данной статьи показать, что нейромаркетинг - это сильнейший механизм манипулирования потребителем, воздействию которого невозможно противостоять.

Основной материал.

Самую известную технологию нейромаркетинга разработал в конце 1990-х годов гарвардский профессор Джерри Залтмен (Gerry Zaltman), сразу запатентовав ее под названием ZMET, или Zaltman Metaphor Elicitation Method (метод извлечения метафор Залтмена). Суть ZMET сводится к прощупыванию подсознания человека с помощью наборов специально подобранных картинок, вызывающих положительный эмоциональный отклик и активизирующих скрытые образы-метафоры, стимулирующие покупку. На основе выявленных образов конструируются графические коллажи, закладываемые в основу рекламных роликов. Маркетинговая технология ZMET быстро обрела популярность у сотен крупных фирм-заказчиков, среди которых Сoca-Cola, General Motors, Nestle, Proctor & Gamble.

Есть также сведения и о непосредственном применении в нейромаркетинговых исследованиях аппаратуры магнитно-резонансной томографии. Пионером здесь стал на рубеже 2002-03 гг. американский научно-коммерческий проект под названием "Институт наук о мышлении Брайтхаус", базирующийся в Атланте. Разработанный им новый метод нейромаркетинга на основе ФМРТ по своим ключевым идеям похож на ZMET и также использует специально подобранные картинки и фотографии. Отличие же в том, что реакция обследуемых клиентов на предъявленные образы устанавливается не беседой психологов, а непосредственным сканированием и анализом активизируемых при этом областей мозга. Интересно, что при изучении позитивных и негативных реакций мозга на те или иные образы нейромаркетологов абсолютно не интересует осознанная реакция человека, то есть нравится ему собственно реклама или нет. Потому что главное здесь нечто иное - установить, насколько реклама эффективна в подсознательной стимуляции покупки конкретного товара и/или в выработке большей лояльности к бренду.

Разновидностью нейромаркетинга являются визуальный мерчендайзинг (воздействие с помощью цвета и изображений), звуковой дизайн и аромамаркетинг. Знаменитый маркетинговый консультант Мартин Линдстром уверен, что сенсорный маркетинг помогает выработать у человека условный рефлекс: услышал определенную музыку, почувствовал запах или увидел сочетание цветов - возникли четкие ассоциации с определенным брендом. Он утверждает, что в битве за потребителя победу одержит тот, кто будет эффективно использовать все наши пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Зная биохимию эмоциональных реакций покупателей, продавцы могут эффективно воздействовать на все пять органов чувств человека, применяя позитивные раздражители в виде запахов, музыки, цвета, выкладки товара.

Результаты нейромаркетинговых исследований показали, что эмоциональные товарные презентации вызывают у потребителей гораздо более высокую нейронную активность, чем простые товарные презентации. Повышенная нейронная активность подразумевает более интенсивную обработку раздражителя в мозгу клиента. Установлено, что эмоциональные послания потребители воспринимают лучше, чем рациональные. На практике в точке продажи это означает, что эмоциональные раздражители воздействуют на покупательское поведение потребителей. Мы считаем, что покупатель скорее заинтересуется презентацией товаров с позитивным эмоциональным посланием (например, любовь, радость, сила и др.), чем чисто рациональной презентацией.

Если это так, то розничным компаниям можно вести покупателей по всем стратегически важным местам магазина при помощи правильного использования эмоциональных образов. И нет ничего плохого в том, что часть покупателей будет следовать заданному направлению, испытывая при этом некоторый скепсис.

Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, было проведено несколько практических экспериментов. Их цель - исследовать конкретное воздействие эмоциональной коммуникации на покупательское поведение в точке продажи.

Исследование воздействия эмоционально наполненных презентаций было проведено в одном из швейцарских универмагов. Товарные презентации занимали четыре этажа. Эксперимент проводился в отделе женской одежды. Отдел был разделен на несколько секторов по представленным брендам. Цель эксперимента заключалась в наблюдении за покупательским поведением в секторе женской одежды МЕХХ, где была расположена эмоциональная фотография.

Для того чтобы эмоциональные послания оказывали воздействие на покупателей, они должны соответствовать их потребностям и мотивам. Естественно, выраженность мотивов у разных людей разная. Таким образом, основным критерием при выборе сюжета фотографии являются мотивационные потребности целевой группы. Только тот, кто хорошо знает свою целевую группу, может создавать успешные эмоциональные послания. Была изучена целевая группа исследуемого сектора и описана ее мотивационная структура. По результатам этого исследования были выбраны фотографии для эксперимента.

Чтобы достичь желаемого эффекта (воздействие издалека и восприятие эмоционального послания), была изготовлена фотография размером 125x187 см. Небольшие фотографии оказывают меньшее воздействие. Фотография с ясно выраженным мотивом была размещена в центре пристенной презентации. В отделах, не участвовавших в эксперименте, применялась обычная товарная презентация без эмоциональных раздражителей. С помощью видеонаблюдения изучалось, как ведут себя посетители при входе в отдел женской одежды. В первые секунды после того, как покупатель вошел в магазин, он решает, куда ему двигаться дальше. Это решение принимается за миллисекунды и в большинстве случаев бессознательно. В описываемом исследовании у посетителей была возможность выбора - двигаться в направлении эмоционально оформленного сектора МЕХХ или в двух других направлениях. С точки зрения нейромаркетинга посетители должны были двигаться к эмоциональной презентации. Для того чтобы понаблюдать за воздействием эмоциональных фотографий на то, как посетители принимают решения, такие фотографии размещались на определенный срок, т. е. их вывешивали на два дня, а затем снова убирали. Таким образом, можно было просчитать разницу. Выкладка (ассортимент и визуальный мерчендайзинг) на протяжении всего эксперимента не менялась. На протяжении всего эксперимента фиксировался также товарооборот исследуемого сектора. Из-за влияния таких факторов, как разная посещаемость в рабочие и выходные дни, погода, потребительское настроение, при анализе учитывались также посещаемость и товарооборот всего универмага.

Наблюдение за поведением 1000 посетителей показало, что при эмоционально оформленной товарной презентации люди заходят в исследуемый сектор в два раза чаще, чем при обычной товарной презентации. То есть посещаемость увеличилась на 100 %! За счет увеличения посещаемости выросла и частота контакта покупателей с предлагаемым ассортиментом. Товарооборот во время эксперимента вырос на 17%. Результаты исследования подтвердили, что: с помощью эмоциональных фотографий, ориентированных на мотивационную структуру целевой группы, можно воздействовать на покупательское поведение (направление взгляда и движения) и вести посетителей в желаемом направлении; за счет применения эмоциональных фотографий повышается частота контакта с товаром и, таким образом, товарооборот.

Кроме звуков и воздействия с помощью цвета и изображений, розничные торговцы интересуются и запахами. О том, что запахи быстрее всего пробуждают память не только логическую, но и эмоциональную, пишет профессор С. Рязанцев, вице-президент общества оториноларингологов: "...мимолетный запах может пробудить у человека цепь связанных ассоциаций".

Наши отечественные маркетологи и маркетологи России уже практикуют этот вид нейромаркетинга - аромамаркетинг - в своих магазинах (например, в таких, как Sela, "Эконика", "М.Видео" и т.д.). В крупных супермаркетах с помощью запаха покупателю можно подсказать, где искать кофе, бакалею или фрукты. Алкогольные супермаркеты могут подзадорить покупателей легким ароматом хорошего вина или ягодными запахами, а запах свежего хлеба из магазинных мини-пекарен хорошо повышает продажи продуктов и напитков. Самыми узнаваемыми и приятными для людей признаны запахи кофе, дорогой кожи, выпечки, карамели, ванили и жареной картошки.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Специалисты по нейромаркетингу утверждают, что наши люди подвержены таким воздействиям больше, чем европейцы. От звукового дизайна западные ритейлоры ждут роста продаж примерно на 10%, тогда как их украинские и российские коллеги надеются увеличить продажи минимум на треть. В Европе правильно подобранный аромат в торговом зале повышает продажи на 6 - 15%. В нашей стране же с помощью запаха кофе увеличились продажи кофейных напитков в одной киевской сети автозаправок примерно на 40%.

Несмотря на сложившееся в обществе негативное отношение к методам нейромаркетинга, нельзя не отметить, что данное научное направление дает ответ на вопрос, каких товаров ждет покупатель. Это на руку не только производителям, но и потребителям, ведь часто сам человек не в состоянии сформулировать свои потребности и желания, а исследования обеспечивают объективность данных.

ГЛАВА 3. Нейромаркетинг. Сила эмоций в противовес отжившим представлениям

": Отказ признавать человеческую природу подобен смущению, которое испытывали викторианцы при обсуждении проблем секса, только еще хуже. Этот отказ искажает нашу науку и образование, наш публичный дискурс и нашу повседневную жизнь". Стивен Пинкер.

Не всякая дорога выводит из кризиса - на рынке царит паника и страх, причем по обе стороны торговых прилавков. И начался он задолго до всемирного экономического кризиса. Продавцы в подавляющем большинстве верят лишь тому, что видят собственными глазами и слышат собственными ушами, "примеряя" на всех без исключения свои шаблоны и понятия. Под влиянием шаблонных формул и ситуативных подсказок из книг, они прочно усвоили образ покупателя, который зовется "человек расчетливый", и действуют, опираясь на этот стереотип. Причем, понятие о человеке сводят к простой зависимости от товарооборота и цены. Но человек же не насколько примитивен, чтобы его было возможно "просчитать" по формуле или матрице. Специалисты по маркетингу читают популярные бизнес-журналы и чувствуют себя "на коне".

Все меняется очень быстро, даже стремительно, одно остается практически неизменным - понимание наших потребителей. Как правило, большинство маркетологов продолжают опираться на знакомые и неэффективные методы исследований и методов из года в год, делая одни и те же ошибки. На сегодняшний день не существует ни одного доказательства, что кому-то из маркетологов удалось создать новую потребность - все, что они могут сделать сегодня - это стимулировать уже существующую. А вот выявить неудовлетворенную потребность и простимулировать ее новым видом или подвидом товара или услуги - очень непростая процедура. Как сказал современный гуру маркетинга Д. Траут: "Борьба производителей давно перешла с ограниченного пространства наших кошельков, на безграничные просторы нашего сознания".

Потребитель изменился до неузнаваемости, а маркетинг - нет.

Поведение людей зависит от бессознательных процессов, протекающих в нейронных структурах.

Модель Канемана

Психолог Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии 2002 года по экономике, доказал, что наше повседневное обыденное мышление далеко не столь рассудочно и благоразумно, каким нам кажется и каким мы его предпочитаем считать (или нам настойчиво рекомендуют цифры, графики, диаграммы, матрицы). Он предложил миру двухэтапную модель, которая базируется на простых принципах работы человеческого сознания.

1. Мы действуем в соответствии с принципом подобия (ради упрощения восприятия мира и представлений о нем люди полагаются на эмпирические правила и анализ "известности" и "стереотипности", т.е. "насколько это похоже на то, что я уже знаю"). 2. Наши суждения и ощущения по большей части интуитивны (воспринимая отдельные факты, люди чаще всего не понимают, что и как происходит в целом). 3. Мы редко прогнозируем правильно. 4. Движущей силой всего, что мы делаем, являются эмоции, которые мы испытываем в конкретной ситуации.

При помощи своей модели Канеман доказал не только универсальность человеческих глупостей, но и то, что их способны совершать даже самые умнейшие люди.

Формула нейромаркетинга

Мы многое слышали о нейромаркетинге, но порой, не понимая его сущности, стараемся не замечать его силу, новизну и прогрессивную направленность, предавая все, что с ним связано, анафеме. Такова наша человеческая сущность, построенная на тщеславии и глупой уверенности в силе того, что мы знаем, а, следовательно, знаем все самое правильное. Нейромаркетинг всегда отвечает на вопрос "как?" и не отвечает на вопрос "почему?". Чтобы использовать нейромаркетинг, нужно использовать множество теорий и научных парадигм, которые находятся на стыке понимания отношений между человеком и продуктом или услугой. Основной формулой нейромаркетинга является изучение взаимосвязи: т.е. процессы взаимодействия сознательного (разум, рациональное), мозга (подсознательного, иррационального), тело (моторные (двигательные), обаятельные, тактильные, вкусовые реакции), общество (социальные нормы и законы, стадии развития, ментальные поведенческие реакции).

Метаморфная модель Зальтмана

Джеральд Зальтман, профессор Гарвардской школы бизнеса, еще в начале 90-х запатентовал свое изобретение, которое назвал "ZMET", а среди специалистов известное под названием "Метаморфная модель Зальтмана". Метод ZMET - это, по сути, способ реконструкции знаний при помощи стимула, которым является специально подобранная картинка (картинки подбирают испытуемые самостоятельно на основании предварительного задания). Например, при обработке предварительных данных в отношении рассматриваемой проблемы исследователь может выявить слова, словосочетания, которые наиболее часто применяются в разговорах для описания сути рассматриваемого объекта или явления. Затем испытуемым дается задание, состоящее в том, чтобы они подобрали и представили для рассмотрения изображение, которое в наибольшей степени соответствует их пониманиям и ощущениям данного слова или словосочетания.



В результате интервью реконструируются воспоминания в отношении рассматриваемого объекта или явления, по представленной выше схеме. На самом деле, эта схема по Зальтману имеет вид трехмерной пирамиды:  <#"538755.files/image005.gif">

Нейромаркетологи исследовали причины стресса покупателей в точках продаж. Они назвали самые частые раздражители, вызывающие покупательский стресс, это: проблемы с ориентацией, нехватка времени, шум, социальный дискомфорт, бедность архитектуры, снижение реакции, диссонанс (генетический код - см. ниже). Эти раздражители повышают кровяное давление, увеличивают частоту пульса и уровень сахара в крови, у человека возрастает напряжение мышц и т.п. Все это вызовет у ваших покупателей реакцию борьбы или бегства. А если они не убегают из магазина, то становятся беспокойными, нервозными, злыми, неуверенными, раздражительными, в общем, налицо негативное фоновое настроение, неуверенность в принятии решения и отказ от покупки. Но ведь покупатель пришел к вам в магазин за счастьем! Т.е. он хочет погрузиться в состояние интенсивного удовольствия или субъективного ощущения комфорта. Для создания этих ощущений у покупателя, ритейлеры могут использовать в торговом зале такие важные факторы покупательского счастья, как дружелюбие (улыбка и коммуникация), архитектура зала и ТЦ (положительное фоновое настроение), удобство, знаки ориентации и читабельность, положительные эмоции при совершении покупки, конгруэнтность. Как ощущение счастья отражается на покупательском поведении? У покупателя развивается интерес к новому, повышается способность к вступлению в контакт и в разговор, принимаются решения, развивается чувство благодарности, клиент хвалит и покупает! Нейрологами доказано, что центры мозга, отвечающие за удовольствие и поощрение, через ощущение счастья способствуют закреплению различных моделей поведения, связанных с получением удовольствия. Т.е. если человек чувствует себя счастливым в вашем магазине - он станет приходить туда снова и снова.

Исследование цветовосприятия

Каждый из нас знает, что цвета вызывают различные эмоции и настроения, влияют на восприятие информации и подсознание. Ученые-нейрологи в ходе исследований и практических опытов выяснили, какие цвета и как именно влияют на определенные типы людей. Для ритейлеров важно то, что определенные цвета и их сочетания помогают привлекать внимание покупателей, способствовать запоминаемости, обладают силой внушения, несут определенную информацию, а также могут создавать настроение и вызывать ассоциации. Нейромаркетинг, это, конечно не только изучение цветовосприятия. Это, прежде всего, знания о том, как выявить основную целевую группу своих покупателей, определить ее доминирующий мотив поведения и использовать эти знания для увеличения продаж, посредством предложения своему покупателю продукта и услуги, нацеленной конкретно на него. Нейрологии разделяют людей на 4 типа, в зависимости от мотивационной структуры каждого человека: Безопасность, Социальность, Альфа, Новаторство. Для того, чтобы определить к какой группе относитесь Вы или ваши покупатели, необходимо провести анализ основных мотивов, которыми вы руководствуетесь в жизни. К примеру, если для вас важнее всего семья, стабильность, защищенность, традиции, справедливость и т.п. - вы относитесь к группе людей ориентированных на Безопасность. Такие люди при выборе места покупок больше всего ориентируются на цену товара, а не на новинки, общительных продавцов или статус сети. Наибольшее влияние на таких людей оказывает белый цвет, который для них связан с такими эмоциями, как чистота, тишина, доверие, скромность. Кроме белого, с такими людьми рекомендуется взаимодействовать через зеленый (эмоции - безопасность, спокойствие), синий (доверие, верность, дешевизна), серый (традиции, скромность) и коричневый (традиции) цвета. Если же для вас (или вашей целевой группы покупателей) характерны такие основные мотивы, как статус, гордость, амбиции, престиж, скорость, успех, карьера и т.п., то вы относитесь к группе Альфа. Т.е. не к спецназу, конечно, а к типу людей, при выборе магазина или товара ориентированных на статусные, дорогие бренды, на высокое качество товара, на эксклюзивность. Таким людям не надо "подешевле", им надо - "чтобы было круче всех". Для увеличения числа покупок от этой категории покупателей нужно задействовать, прежде всего, черный цвет. На людей с доминирующим мотивом альфа он действует отнюдь не депрессивно, а наоборот, вызывает ассоциации с властью, тяжестью и даже жесткостью. Сколько дорогих черных машин ездит по улицам Москвы? Больше, чем в любом другом городе мира, говорит Арндт Трайндл. Москва - город альфа-доминантных мужчин. Кроме черного, на них окажут воздействие красный, золотой и синий цвета. Красный вызовет ассоциации с агрессивной борьбой и силой, золотой - с роскошью и товарами класса "люкс", синий вызовет эмоции мужественности, успеха и динамики. Для людей, относящихся к типу Социальность, характерны такие мотивы, как сочувствие, дружба, праздники, любовь, общение, игры, радость и т.п. Такие покупатели приходят в магазин чтобы пообщаться с консультантом, во-первых, а уже во-вторых купить себе что-то позитивное. Красный - главный цветовой фактор для таких людей. Он вызывает у них эмоции любви, близости, тепла, жизнерадостности. Также нейрологии рекомендуют использовать такие цвета как розовый, синий, зеленый и оранжевый. Розовый будет ассоциироваться с нежностью, сочувствием и женственностью, синий - с дружбой и симпатией, зеленый - с терпением, оранжевый - с общительностью и теплом. Люди, для которых характерны такие мотивы, как инновации, личностный рост, открытия, тяга к неизвестному, искусство, перемены, жажда знаний, истина и т.п. относятся к типовой группе Новаторство. Эти люди, делая покупку, лучше любого консультанта изучают новый товар. Они приходят в магазин за самыми последними новинками техники и моды. На таких покупателей нейромаркетологи рекомендуют воздействовать через фиолетовый, голубой, серебряный, белый и золотой цвета. Фиолетовый будет ассоциироваться с экстравагантностью и необычностью, голубой - с дальними далями и фантазией, серебряный - с необычностью и искусством, белый - с новизной и идеалами, золотой - с экстравагантностью и, опять же, искусством. Как это используют на примерах? Все знают, что баночки с кремом Nivea сине-белые. Синий и белый - цвета мотива безопасности. Они указывают на качество и как бы говорят: "Нет никакого риска для кожи!". Какого цвета бренд Ferrari? Красный - цвет энергичный, доминирующий. Он ассоциируется с жизнерадостностью и чуть-чуть с опасностью. Это описание типов, конечно, крайне сжато. И, еще раз повторюсь, что нейромаркетинг - это не только манипулирование с цветовосприятием у ваших покупателей. Для создания грамотной, успешной концепцией магазина и сети, необходимо учитывать, к примеру, т.н. "генетический код", т.е. ваш товарный знак, ваша концепция не должна вызывать диссонанса у вашего покупателя. "Генетический код" В каждом образе (например, рекламный постер или оформление торгового зала) люди хотят распознать модель, которой они могли бы восхищаться в бесконечных вариациях и которая, при этом, была бы для них знакомой. Если лишить человека возможности распознавания, то он будет реагировать негативно или даже агрессивно. К примеру, что вы почувствуете, если увидите на картинке лицо вашей мамы прилепленное к фигуре мужчины? Вы почувствуете когнитивный диссонанс и эта картинка вам очень не понравится. С созданием грамотной концепцией вашей розничной сети все тоже самое. Инсценировка торговой марки, не содержащая в себе противоречий, является основной предпосылкой для создания удачной концепции продвижения торговой марки и способствует: узнаваемости, доверию, положительному фоновому настроению покупателя. Узнаваемость является одним из важнейших факторов в соревновании на уровне восприятия. Наш мозг любит узнаваемость. Знакомое лицо в соревновании на уровне восприятия имеет лучшие шансы. Узнаваемость брэнда вызывает доверие, и покупка совершается с большей легкость, покупатель тратит меньше времени на обдумывание необходимости покупки. Поэтому успешные, узнаваемые актеры и супермодели приглашаются для рекламных компаний. Положительное фоновое настроение, возникающее у покупателя, когда он приходит в магазин, концепция которого соответствует его генетическому коду, способствует диалогу: раздражители восприятия получают положительную эмоциональную окраску, когнитивное напряжение снижается, т.е. снижается вероятность критического поведения. В результате, покупка совершается с большей легкостью! Например, противоречия между фасадом и типом магазина, между дизайном торгового зала и ценовым позиционированием - все это нарушения генетического кода и негативно отразится на ощущениях ваших покупателей, вызовет у них когнитивный диссонанс. Допустим, вы строите концепцию жесткого дискаунтера. Это значит, ваш магазин должен иметь узкий ассортимент, торговую площадь 300-800 кв.м., агрессивную ценовую политику, функциональный дизайн, расположение в спальных районах и рекламную политику акцентированную на предложении продукта и низкой цены, специальных ценовых предложений. В такой концепции диссонанса нет, она соответствует генетическому коду покупателя, ориентированного на такой тип магазинов. Если же вы строите специализированный магазин, то его площадь должна быть 200- 800 кв. м ., магазин должен иметь полный ассортимент, большое количество фирменных изделий, высокое качество консультирования торговым персоналом, грамотное сочетание качества и цены, частично цены уровня премиум. В дизайне торгового зала такого магазина необходимо использовать материалы высокого качества и сценическое освещение, местоположение - в центре города, рекламная политика - реклама самого продукта, прямой маркетинг. Даже классических форматов магазинов довольно много, не говоря уже про современные "сплавы" из нескольких форматов. В данной статье раскрывать все тонкости настройки "генетических кодов" для всех форматов я не буду, и отсылаю любопытных читателей к книге Арндта Трайндла "Нейромаркетинг: Визуализация эмоций".

Душевное здоровье

Нейромаркетинг: на грани рекламы и медицины

Очень часто в крупных супермаркетах при входе располагаются собственные пекарни. Запах свежей выпечки ,как правило, немедленно пробуждает в покупателе желание зайти в этот супермаркет и купить чего-нибудь вкусненького. Рекламные ролики на телевидении часто сопровождаются определенным звуковым эффектом - вылетающая пробка из-под шампанского с характерным звуком,аппетитное похрустывание сухариками, плеск воды в стакане и сопровождающий его возглас главного героя "Фу-у-х!", символизирующий утоление им жажды.

Все это называется одним коротким словом - нейромаркетинг. Нейромаркетинг появился тогда, когда мир рекламы окончательно убедился в том, что анкетирование аудитории с целью изучения ее привычек, образа жизни и суждения о рекламируемых продуктах отнюдь не всегда несет в себе правдивую информацию. Заполняя анкеты, люди часто спешат ( особенно если анкета рассматривается не дома, в спокойной обстановке, на экране компьютера, а вручается промоутером где-нибудь у стойки с просьбой заполнить ее тут же), не вникают в детали вопроса, дают нечеткие ответы.

В итоге воздействие на аудиторию рекламы, которая выходит в свет после скрупулезного изучения и анализа таких ответов, оставляет желать лучшего, а зачастую просто оказывается разочаровывающим.

Тогда пришлось прибегнуть к интересному эксперименту. Чтобы узнать, что клиенты действительно думают о продуктах и насколько они реагируют на рекламу, добровольцам просканировали головной мозг во время подачи рекламной информации. Результаты сравнили с тем, что они написали в анкетах. Они были ошеломляющими: 85% респондентов.. делают закупки, руководствуясь подсознательными порывами, а вовсе не той рациональной информацией, что была изложена ими в анкетах. Как же узнать, что действительно побуждает клиентов к покупке на подсознательном уровне? Для этого маркетологи широко пользуются методами, испокон веков применявшимися в медицине: магнито-резонансное сканирование (МРТ) и анализ электрической активности головного мозга (мозговых волн) - электроэнцефалограмма (ЭЭГ). МРТ показывает, какие отделы мозга активируются для ответа на сигнал, посылаемый определенным рекламным изображением, звуковым образом, запахом и пр.

Именно благодаря сканированию мозга был открыт любопытнейший факт, известный сегодня всем маркетологам: надписи на пачках сигарет о вреде курения, какую бы угрожающую информацию они в себе не несли, не только не отпугивают курильщиков, а наоборот.....побуждают их курить, возбуждая отдел мозга, отвечающий за выработку отклика на приятные ощущения. Об этом писал в своей книге еще давно всемирно известный гуру нейромаркетинга, Мартин Линдстром. Кроме того, медицинские исследования наглядно показали, что потребители при выборе конкретного продукта, марки, товара руководствуются всеми пятью органами чувств, а не только одним. Можно ежесекундно демонстрировать в рекламном ролике яркие картины, привлекающие взгляд потребителя, но он не запомнит ни одного из них,потому что его внимание было всецело привлечено звуком открывающейся бутылки, сопровождающим всего одну из картин. Можно привлекать внимание потребителя приятным запахом, но если этот запах не соответствует его визуальному либо осязательному восприятию выбранного товара , он никогда не отреагирует на него. По этой причине основным фактором успеха нейромаркетинга всегда является конгруэнтность в воздействии на все органы чувств. И все данные, полученные с помощью вышеупомянутых медицинских методов исследования,это наглядно подтверждают. Насколько этичны исследования, использующие медицинские методы с рекламной целью? Тут мнения разделяются, поскольку результаты таких исследований могут быть использованы как на пользу, так и во вред потребителю. Нейромаркетинг - достаточно новая форма маркетинга, и она еще фактически не урегулирована законодательно до конца во всем Европейском Союзе. Однако, без сомнения, вопросами этики и определения четких критериев границ дозволенного должны те же организации, которые занимаются проблемами рекламы. Как и большинство форм маркетинга, нейромаркетинг тоже может иметь этичные и неэтичные приемы, и задача таких организаций - провести между ними четкую грань.

Как нейромаркетинг вышел из медицины, так и основополагающим принципом тут должен быть один из основных постулатов медицины: "Primum non nocere". Не навреди..

ГЛАВА 5. Табачный нейромаркетинг в Украине

 

Как реклама сигарет действует на наше подсознание. Некоторые особенности "табачного нейромаркетинга"...

Тема рекламы табака в Интернете и использование манипулятивных технологий "зубрами" табачной индустрии уже давно исследуется специалистами. Но всё же не могу обойти стороной некоторые психологические и морально-этические аспекты этой проблемы, потому что реклама табака в Украине пока не запрещена полностью. Активные попытки использовать психику человека, особенно подсознание, свойственны не только продавцам табака, они характерны для всех новейших нейротехнологий. Одним из наиболее эффективных среди них является нейромаркетинг. Нейромаркетинг изучает реакции человека: от простейших - изменения пульса, потливости и движений зрачков - к сложным: токов мозга и других спонтанных реакций. К сожалению, исследователи используют обнаруженные ими особенности подсознательных реакций человека на внешние раздражители не для решения медицинских задач, а прежде всего для нужд бизнеса. Простыми словами, нейромаркетинговые технологии позволяют определить, как эффективно влиять на поведение человека и его решения. Они основаны на сборе и анализе информации о непроизвольных реакциях человека на любые особенности торговой марки, товара, названия, логотипа, сочетания цветов, аудиосигналы и символы, отмечает профессор Александр Бойко. Нейромаркетинг позволяет точно выявить ключевые факторы, регулирующие процесс покупки и потребления, считает профессор. Задачей нейромаркетинга является вовремя включать подсознание для позитивного восприятия рекламы, товара или услуги. Более 90 % умственной деятельности человека является неосознанной и происходит на уровне подсознания. Специалисты изучают подсознательные реакции, специфику эмоционального отклика. На основе полученных результатов конструируются образы, которые закладывают в основу рекламных роликов, стимулируя покупательский спрос. Подобные маркетинговые технологии сегодня особенно эффективно используют производители сигарет. Реакцию потенциальных потребителей фиксируют при сканировании и анализе частей мозга. Такой подход позволяет на основе сканирующих снимков достаточно точно установить скрытые приоритеты человека по специфической реакции сфер мозга, реагирующих эмоционально положительно или отрицательно на определённую рекламу. Чем выше эмоциональность предложения, тем выше нейронная активность. И, соответственно, выше готовность человека к принятию решения. Предложения, оценённые безразлично, обуславливают более низкую нейронную активность, нежели оценённые положительно или отрицательно. Чем более сильную нейронную активность вызывает товар, тем выше готовность потребителя приобрести его. Следовательно, покупатель интересуется только теми товарными предложениями, которые вызывают у него эмоции, причём не так принципиально, положительные они или отрицательные. Эмоционально нейтральных сюжетов человек даже не замечает. Это хорошо знают продавцы табака. Их не интересует, нравится потребителю реклама сигарет или нет. Главное - установить, насколько она эффективна для подсознательной стимуляции лояльности к бренду. Нейронную активность у мужчин и женщин вызывают разные мотивы. Если у мужчин сильное возбуждение вызывают такие темы, как эротика, агрессия и успех, то на женщин больше всего влияют изображения расслабленного состояния, улыбающихся людей и т. д. Это поняли рекламисты, продвигающие мужские и женские сигареты абсолютно разными, даже, можно сказать, противоположными путями. На рекламе мужских сигарет мы часто видим смелых ковбоев, роскошные авто, богатые интерьеры и полуобнажённых женщин. А вот женские сигареты рекламируются чаще с помощью эстетически выверенных графических тонкостей и красивых пейзажей, а также использование стереотипа "я курю, значит, я независимая, сексуальная и свободная". Удачно выбранный положительный ассоциативный ряд является одним из важнейших условий успеха рекламы сигарет. Обойти конкурентов только за счёт разнообразия ассортимента невозможно, поскольку товары становятся всё более похожими как по качеству, так и по цене. Итак, при перенасыщении рынка конкурируют не товары, а особенности их восприятия. Использование принципов нейрофизиологии в продвижении курения происходит здесь и сейчас. Этот способ воздействия на человеческие действия является одним из новейших и эффективных технологических инструментов. Используются программы фиксации биологической обратной связи, основанные на отслеживании и аналитике волн активности мозга, степени расширения зрачков, уровня потоотделения и характера непроизвольных движений мышц человека. Директор программы этики нейрофизиологии при Пенсильванском университете Марта Фара о нейромаркетинговом проникновении в мозг и подсознание сказала так: "Если довести эту идею до её логического завершения, то речь идёт о чём-то вроде чтения мыслей". Современные достижения нейромаркетинга уже в наших с вами головах. Может, вы знаете, как с этим бороться? Или вы тоже только почувствовали себя подопытными кроликами? Апеллирование к желаниям или рефлексам в рекламе сигарет имеет скрытый характер. Например, рекламисты очень активно пользуются инструментом productplacement в кинофильмах. Допустим, ребёнок следит за развитием сюжета фильма и в тот момент, когда очередной "крутой парень" закуривает с выражением глубокого удовлетворения - всё, модель поведения подсознательно собезьянничана! Многочисленные стереотипы вроде курения после секса, курение в экстремальной ситуации срабатывают беспроигрышно - и эффект моделирования и перенос ощущений действуют в полную силу. Учёные установили, что просмотр фильмов со сценами курения увеличивает вероятность подросткового употребления табака. Учёные университета Radboud Nijmegen (Нидерланды) провели исследование о влиянии фильмов на распространение курения среди американских тинэйджеров. Авторы обнаружили, что когда подросткам 10-14 лет полностью запрещают смотреть фильмы для взрослых, на которые дети до 17 лет допускаются только в сопровождении одного из родителей, риск того, что они начнут курить, снижается в два-три раза. Ведущий автор исследования, докторант университета Radboud Nijmegen Ребекка де Лю утверждает, что при просмотре популярных фильмов молодёжь подвергается многим видам рискованного поведения, включая курение, которое, к сожалению, очень редко появляется в контексте его негативных последствий для здоровья человека и зачастую подаётся в позитивном, романтизированном ключе. Свою оценку исследования предоставила доцент кафедры педиатрии детской больницы Питсбурга (США) доктор Дебора Мосс, подытожившая, что проведённое исследование действительно показывает зависимость подросткового курения от демонстрации курения на киноэкране. Табачное лобби не спит. На днях во многих украинских изданиях появились статьи с одинаковыми тезисами о якобы несправедливости полного запрета рекламы табака. Там говорится также о "табачных бунтах", которые учинят торговцы, если им запретят рекламировать их продукт. Лишённые традиционных способов рекламирования, табачные компании ушли далеко вперёд по пути развития подсознательной рекламы. Они, например, платят участникам автогонок, чтобы те использовали цвета их сигаретных упаковок. Такая подсознательная реклама на самом деле гораздо эффективнее обычной. Она не даёт возможности потребителю как-нибудь ей противостоять. Ежегодно табачная промышленность тратит миллиарды долларов на рекламу, спонсорство и другие формы продвижения своей продукции. Производители табака понимают, постоянно теряют клиентов, поскольку многие курильщики или бросают это дело, или умирают от связанных с курением заболеваний. Поэтому для пополнения рядов своих потребителей табачные компании разрабатывают широкомасштабные маркетинговые и нейромаркетинговые программы, направленные на конкретные демографические группы, в частности на женщин и детей. Не редкость даже игрушечные машинки с логотипами сигарет. Подростки же массово привлекаются к курению через пропаганду в социальных сетях. Кстати, сигареты почти всегда располагаются в пунктах продажи рядом с продуктами ежедневного употребления. Это укрепляет мнение, что табак является нормальным и безвредным продуктом. Сигареты продаются возле касс в супермаркетах и других местах так, чтобы люди совершали покупки в порыве, а это тоже очень мощная маркетинговая тактика. Также для привлечения новых потребителей табачная промышленность использует свои бренды на продукции, которая вообще не связана с сигаретами, например, на одежде, превращая клиентов на свои ходячие рекламные щиты, отмечают в руководстве "Как продают смерть...". Реклама табачных изделий успешно пополняет ряды курильщиков, укрепляет привязанность к сигаретам и уменьшает желание бросить курить. Полный запрет на рекламу, запрет на стимулирование продаж и спонсорство является эффективным средством сокращения потребления табака, особенно среди молодёжи. Частичные запреты, к сожалению, дают табачным компаниям возможность искать другие пути для продвижения своей продукции. А в этом деле они самые изощрённые мастера. 30 ноября 2010 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в законы относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий, который, в частности, предусматривает запрет размещения информации в Интернете с целью стимулирования продажи табачных изделий. Однако некоторые депутаты почему-то, - и мы можем догадаться, почему, - выступили за сохранение права для табачных компаний рекламировать продукцию в Интернете. Сегодня реклама табачных изделий в Интернете в Украине часто размещается на специально созданных сайтах для поддержки конкретных марок сигарет. Для получения доступа к материалам многих из таких сайтов надо заполнить подробную анкету. Это делается якобы для недопущения несовершеннолетних. В действительности же с помощью таких ресурсов создаются мощные базы данных курильщиков, которые можно будет использовать как угодно. Они пытаются знать о вас всё. Все вышеназванные средства "манипуляции за ваши деньги" оправдывают курильщиков в своих собственных глазах и в глазах окружающих, делая курение якобы не таким уж страшным грехом в глазах некурящих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так называемый "нейромаркетинг" использует средства современной науки о мозге, как, например, функциональный МРТ, и с их помощью вычисляет отношение потребителей на уровне симпатий/ антипатий к какому-либо интересующему предмету, будь то рекламный ролик или новый продукт.

Хотя это может вызвать некий страх перед маркетологами, которые будут способны читать мысли людей (еще больше, чем они это делают сейчас), нейромаркетинг поможет собрать информацию, которая была ранее недоступна, например, выявить то, что потребители сами не полностью осознают, говорит Дэн Ариэли (Dan Ariely), профессор психологии и поведенческой экономики в Университете Дюка.

Ученые предлагают советы, на что нужно обратить внимание при использовании нейромаркетинга, и какие этические соображения могут при этом возникать. Они также указывают, что надо быть осторожными в интерпретации таких данных в форме маркетинговых решений.

Из-за использования дорогих технологий нейромаркетинг никогда не сможет конкурировать с фокус-группами и прочими методами, используемыми для оценки существующих продуктов и рекламы. Тем не менее, этот подход имеет реальные перспективы в сфере измерения сознательной и бессознательной реакции потребителей на этапе разработки таких продуктов, как "еда, развлечения, здания и политические кандидаты", говорит Ариэли.

Похожие работы на - Использование нейромаркетинга для увеличения роста продаж

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!