Технология социальной работы с многодетными семьями
Оглавление
Введение
.
Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи
.1 Понятие и
категории многодетной семьи
.3 Проблемы
многодетной семьи
.
Практическое применение социальной работы с многодетной семьей
.1 Социальная
поддержка многодетных семей
.2 Технологии
социальной работы с многодетной семьей
.3 Реализация
технологий социальной работы с многодетной семьей на примере муниципального
учреждения Центр социальной помощи семье и детям (г. Кемерово)
Заключение
Список
литературы
Введение
Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в
России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство
семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетные
семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в
Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в
настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего
количества семей.
Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в
условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и
духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они
занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются
распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой
девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного
выхода из сложившейся ситуации.
Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует
выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей
отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время
многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который,
при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной
самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную
субъективность.
С другой стороны, усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное
формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы
для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения
вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых
поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим
изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования,
соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным,
возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону
увеличения числа желаемых детей.
Существующие формы социальной поддержки многодетных семей не достаточно
развиты на территории нашей страны. Для улучшения положения требуется обновить
модели социальной защиты в отношении многодетных семей. Рассмотреть вопросы об
усовершенствовании законодательной базы в отношении лиц, данной категории.
Цель исследования: изучить технологии социальной работы с многодетной семьей.
Объект исследования: социальные проблемы современной многодетной семьи.
Предмет исследования: технологии социальной работы с многодетной семьей.
Задачи исследования:
1. Выделить понятие и категории многодетной семьи.
2. Изучить социальные проблемы многодетных семей
. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблем
многодетной семьи и выделить способы их решения.
. Изучить технологии социальной работы с многодетной семьёй.
. Рассмотреть социальную работу с многодетной семьей на примере
муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям (г. Кемерово).
Для достижения цели и реализации поставленных задач применялся
теоретический и практический метод исследования.
1. Теоретические аспекты сущности социальных проблем
современной семьи
1.1 Понятие и категории многодетной семьи
Семья, под каким бы углом зрения её ни рассматривали. Столь многослойное
социальное образование, что является одним из объектов различных наук. Она
сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры,
института и малой группы, входит в предмет изучения социологии, политики и
права, труда, культуры и т.д. [13, с. 43].
Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной
близостью. Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом
исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая
порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям [14, c. 159].
Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма
взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их
повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация
детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского
обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья,
кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном
случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию [17, с. 245].
Рассмотрим подробнее многодетные семьи.
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена
(в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8
детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от
общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не
запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в
результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния
здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности) [17, с. 251].
На данный момент, статус многодетной семьи, а также правовые,
организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются
Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей». Этот закон
гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и
более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся
дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений - до
окончания ими обучения. Учитываются также дети, проходящие срочную военную
службу по призыву, - но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех
лет.
В состав многодетной семьи при регистрации включаются дети, находящиеся
под опекой (попечительством).
При регистрации в составе многодетной семьи не учитываются:
. дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав;
2. дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на
полное государственное обеспечение.
Все многодетные семьи могут быть распределены на четыре категории:
. семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с
национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими
позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей,
обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей
(особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к
воспитанию детей [17, с. 252];
2. семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков
матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают,
что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще
ощущение неполной семьи [17, с. 252];
. Многодетность, возникшая вследствие появления большего числа
детей, чем предполагали супруги (рождение двойни, позднее осознание
беременности, невозможное прерывание беременности по медицинским показаниям)
[2, с. 217];
. неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате
безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально -
психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких
многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от
болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу
особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению
детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени
социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [17, с. 252].
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему,
специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со
сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную
самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что
может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые
интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к
постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер. Это объективная
закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая
от имущественного и образовательного статуса родителей [17, с. 252].
На самом деле это лишь мала доля тех проблем с которыми сталкиваются
многодетные семьи, более подробно эта тема рассмотрена в следующем параграфе.
1.2 Проблемы многодетной семьи
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от
традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными
становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная
зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее
состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами
изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и
особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за
собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких
людей [6, с. 144].
Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние
30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества
испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные [6,
с. 144].
Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно
вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми
показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности
за воспроизводство населения, готовность-поддержать семьи, в которых родились и
воспитываются дети [6, с. 145].
Многодетная семья чаще всего в нашем сознании ассоциируется с
малообеспеченностью, безнадзорностью детей, детей неблагополучием. В числе
главных проблем многодетной семьи называют: материальную, жилищную, проблему
здоровья, проблемы в сфере образования, проблемы досуга и отдыха [2, с. 218].
Материальные проблемы. В России, во-первых, фиксированные величины оплаты
труда, как то минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум имеют
косвенное отношение к реальным потребностям индивидов и семей или реальным
минимальным нормам выживания. Так, минимальный размер заработной платы
покрывает не более четверти расходов [12, с. 41].
В многодетных семьях материальные проблемы стоят наиболее остро и
связанны с усилением иждивенческой нагрузки на работающих членов семьи. Можно
сказать, что рождение третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев
приводит к малообеспеченности [2, с. 218].
Таким образом, уровень жизни семей резко снижается. Меньше употребляется
молока, яиц, мяса, фруктов. Возникают проблемы с обеспечением детей одеждой,
товарами первой необходимости, учебниками игрушками и др. [12, с. 43].
Жилищная проблема. Семья обычно растет быстрее, чем возможности по её
улучшению жилищных условий. В результате более половины многодетных семей имеют
семь и менее квадратных метров жилья на человека. Как в городах, так и в
сельской местности среднедушевая обеспеченность жильем в семьях из пяти человек
и более существенно ниже, чем по России в целом. Особенно остро стоит жилищный
вопрос у молодежи, выросшей в многодетной семье. Жилищные условия, являясь
частью воспитательного потенциала семьи, оказывает прямое воздействие на
развитие ребёнка [2, с. 218].
Проблема здоровья в многодетных семьях. Здоровье детей зависит от
физического и генетического здоровья родителей, полноценности питания, ухода и
содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей
жизни. На ухудшение здоровья детей сегодня оказывает ухудшение здоровья
родителей, белково-витаминный дефицит в питании беременных женщин, снижение
возможностей здравоохранения, снижение уровня и качества жизни населения. В
последние годы наблюдается устойчивый рост заболеваемости инфекционными
заболеваниями, в том числе дифтерией, туберкулезом, заболеваниями передающимися
половым путем, онкологическими заболеваниями [12, с. 75].
В многодетных семьях отмечается низкий показатель систематического
наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение,
неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами,
недостаточное санаторно-курортное лечение. Есть данные о заболеваемости детей в
зависимости от порядкового номера рождения ребенка - вероятность влияния
пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости
становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок
находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В
структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания
(ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте -
заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень
заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения:
задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы.
Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети
находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о
младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие
как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой
загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же, в
таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Большинство детей
в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они
рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких
семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка,
своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е.
автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между
детьми. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень
взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в
родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются
большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице.
Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей,
особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей
жизни.
Проблемы в сфере образования. В многодетных семьях меньше возможностей
для полноценной учебы, для разностороннего образования детей, снижены
возможности духовного и культурного развития ребенка. несомненно, многодетная
семья имеет и свои достоинства. Дети рано приобщаются к труду, к ведению
домашнего хозяйства, привыкают быть ответственными. В такой семье создается
атмосфера для трудового, нравственного, эмоционального воспитания. Проблемы и
трудности, задачи по их преодолению могут сплотить семью [12, с. 218].
Проблема досуга и отдыха. Индустрия детского досуга и отдыха все в
большей степени ориентируется на платные блага и услуги. Это сказывается на
детях из семей с низким доходом, в первую очередь - многодетных. Платными
услугами могут воспользоваться не более 4% семей с детьми [12, с. 218].
Если проанализировать проблемы многодетной семьи в целом, то становится
очевидным, что ни одна из них не может быть в полной мере решена при
существующей системе социальной поддержки многодетных семей, каждая многодетная
семья, не зависимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со
стороны общества, государства. Основную роль должны сыграть местные социальные
службы. Поскольку в многодетных семьях возникают самые разные проблемы,
предоставляется целесообразным создать для оказания им необходимой помощи
различные службы [12, с. 218].
Изучив проблемы многодетных семей и выделив способы их решения, стоит
рассмотреть, как же на практике применяется технология социальной работы с
многодетной семьей.
2. Практическое применение социальной работы с многодетной
семьей
2.1 Социальная поддержка многодетных семей
Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство
предпринимает определенные меры поддержки: Указом Президента РФ «О мерах по
социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года были установлены
льготы для этой категории семей. Многодетным семьям и их членам (совместно
проживающие бабушки и дедушки перечисленными ниже льготами не пользуются) в
качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:
. Скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование
отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных
семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - не ниже 30% от
стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи
населению на данной территории;
. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей
из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус,
метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах
пригородных и внутрирайонных линий для детей из многодетных семей - учащихся
общеобразовательных учреждений (до 18 лет);
. 50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год на железнодорожном,
воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте к месту лечения и
обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из многодетных семей,
нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки (курсовки) в
санаторно-курортные организации соответствующего профиля независимо от форм
собственности, а также многодетным родителям (одному из них), сопровождающим
детей к месту лечения и обратно;
. Право на прием детей из многодетных семей в дошкольные учреждения в
первую очередь;
. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами
школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения
школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из
многодетных семей в общеобразовательном учреждении за счет средств всеобуча
либо иных внебюджетных средств;
. При наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение детей до
18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях
лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных
учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности;
. Бесплатное пользование детьми до 18 лет из многодетных семей всеми
видами медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных и
лечебно-профилактических учреждениях, а также обеспечение
протезно-ортопедическими изделиями при наличии медицинских показаний;
. Один день в месяц для бесплатного посещения детьми из многодетных семей
музеев, парков культуры и отдыха, выставок;
. Одноразовое предоставление многодетной семье льготного кредита или
беспроцентного займа на приобретение строительных материалов, строительство или
приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
. Первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах
государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий;
. Первоочередное предоставление многодетным семьям садовых или огородных
земельных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;
. Одноразовое выделение многодетным родителям для создания крестьянских
(фермерских) хозяйств, малых и других предприятий земельных участков с
предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
. Выделение в первоочередном порядке многодетным родителям, создающим
крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочных кредитов или беспроцентных
займов для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники,
оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением
сельскохозяйственного производства, в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
. Трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на
условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая
неделя, работа на дому и т.д.) с закреплением данных положений в региональных
программах занятости;
. Первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей
специальностям, востребованным экономикой региона [9].
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым
при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на
получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб. Принятие
данного Федерального закона способно не только способствовать увеличению уровня
рождаемости, но и оказать помощь многодетным семьям в разрешении проблем с
образованием и жильем.
Поскольку в многодетных семьях возникают самые разные проблемы,
предоставляется целесообразным создать для оказания им необходимой помощи
различные службы. Исходя из опыта других стран, такими службами могли бы стать:
. попечительские советы, созданные на микроуровне (квартал, ЖЭК,
школа), которые совместно с социальными работниками выявляли бы многодетные
семьи, изучали их состояние, потребности и на основании этого оказывали
необходимую помощь сами или привлекали для этого другие организации;
2. специальные комиссии при органах самоуправления, церковные
общины, которые могли бы брать детей из многодетных семей под свою опеку;
. ассоциации многодетных семей, организации так, чтобы
самостоятельно решать свои проблемы;
. службы контроля за социальным здоровьем безнадзорных детей,
подверженным влияния улицы;
. пункты помощи многодетным семьям, оказавшимся в трудном
положении (существенная имущественная потеря, серьезное заболевание, стихийное
бедствие, повреждение жилья и прочее) [12, с. 218].
В настоящее время в России действуют 115 центров социальной помощи семье
и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных
приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными
возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной
помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми [6, с. 149].
многодетный семья социальный технология
2.2 Технологии социальной работы с многодетной семьей
Помимо государственной поддержки существуют различные технологии
социальной работы с многодетной семьей. Рассмотрим каждую из них подробно.
Технология социальной диагностики. Термин диагностика происходит от
греческого diagnosis - распознавание. Социальная
диагностика - оценка состояния социального объекта. распознавание и анализ
социальных патологий и проблем [21, c. 39].
Своевременное применение методов социальной диагностики способно
предотвратить возникновение и обострение нежелательного развития событий.
Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику,
является определение проблемы многодетной семьи и нахождение правильных средств
для её разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические,
социально-психологические, педагогические диагноститические процедуры [21, c. 40].
Примерная схема процесса социальной диагностики приведена на рис. 1.
Начальный этап - обозначение проблемы (жалоба клиента, семьи, близких,
заявление педагога и т. д.)
Далее сбор данных о ситуации. Существует 2 типа исследовательских
методов:
. историко-генетические - призваны определить время, истоки, причины
зарождения проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии,
проследить ее состояние на различных этапах;
2. структурно-функциональные методы предполагают получение данных о
текущем состоянии проблемы, о строении социального объекта и связях,
соединяющих различные его элементы [21, c. 40].
Рис. 1. Схема процесса социальной диагностики
Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать
качественные методы, в частности интервью и наблюдение.
Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных,
их сопоставление. Сортирование на важные и малозначимые. Ранжирование проблем,
выделение ключевой. Процедура социальной диагностики завершается постановкой
социального диагноза [21, c.
41].
Примерами применения социальной диагностики при работе с многодетными
семьями может служить: диагностика благополучности семьи, диагностика
социально-психологического здоровья семьи, диагностика семейных нарушений и т.
д.
Социальное посредничество и консультирование, как коммуникативные
технологии. Когда семьи сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии
решить сами возникает потребность в социальном посредничестве и
консультировании.
Посредническая деятельность социального работника начинается с
диагностики социальной ситуации, уточнения проблемы, затем устанавливается
связь с организацией, потенциально способной решить проблему [21, c. 109].
На следующем этапе посреднического процесса социальный работник совместно
с клиентом делают выбор учреждений, к услугам которым они хотят обратиться.
После осуществления выбора учреждения социальный работник помогает установить
контакт с избранной организацией. Важным моментом последнего этапа является то,
что социальный работник должен не просто направить клиента в организацию
способную ему помочь. Но и проконтролировать процесс установления и налаживания
контакта мжду клиентом и специалистом учреждения, а затем оценить итоговый
результат проделанной работы [21, c. 109].
Консультирование в социальной работе может быть очным и дистантным.
Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое,
семейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое.
Консультирование как социальная технология имеет большие возможности и огромный
потенциал использования для решения социальных проблем [21, c. 115].
Примером применения данной технологии в работе с многодетной семьей можно
привести консультацию по вопросам оформления льгот и субсидий для многодетных
семей, психолого-педагогическая консультация и т. д.
Технология социальной профилактики и коррекции. Технология социальной
профилактики и коррекции в работе с многодетной семьей может быть применима,
при предотвращении и коррекции девиантного поведения среди детей и подростков
многодетных асоциальных семей, профилактике безнадзорности и правонарушений
детей в многодетных семьях и т. д.
Профилактика является одним из перспективных и важных направлений
контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Современная
профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному
снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися»
девиациями [21, c. 64].
Основная цель профилактической деятельности состоит в выявлении причин и
условий. Ведущих к отклонениям, предупреждении и уменьшении вероятности
проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых,
организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В
профилактической работе важнейшее значение имеет правильно и гибко
ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной
достоверностью обобщать фактический материал [21, c. 64].
Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и
причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия
могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение
обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти
обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведением
профилактической работы. Из этого следует, что профилактика должна проводится в
форме программных, запланированных действий, направленных на достижение
желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за
последующим состоянием социального объекта [21, c. 65].
Методы профилактики обычно включают в себя обучение клиентов новым
навыкам, которые помогают им успешно действовать или сохранять здоровье [21, c. 65].
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия,
лечения социальной ситуации, коррекцию социально-психологических позиций семьи,
разрешение конфликтов. Коррекционной воздействие может идти в разных планах:
восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление [21, c. 67].
В программе коррекционной работы девиантных подростков особое место
должно занимать консультирование родителей и педагогов. Для родителей и педагогов
это программы позволяющие преодолеть ригидность мышления, социальные
стереотипы, жесткие алгоритмы воспитания и социального воздействия. Для детей и
подростков необходимы как групповые программы по преодолению и коррекции
негативных социальных установок, снятию синдромов тревожности, агрессивности,
замкнутости, так и индивидуальные, диагностико-коррекционные,
психотерапевтические и социально-психологические программы [21, c. 68].
Итак, среди основных технологий социальной работы с многодетной семьей можно
выделить:
. технологии сбора и обработки информации о семье, нуждающейся в
помощи;
2. технология оказания семье социальной помощи (посреднической,
экономической, социальной, психолого-педагогической и т. д.);
. технологии непосредственной работы специалиста с клиентом, по
конкретным вопросам [13, с. 178].
.3 Реализация технологий социальной работы с многодетной семьей на
примере муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям г.
Кемерово
Рассмотрим деятельность центра в целом, так как многодетная семья
является одним из клиентов данного учреждения, а соответственно, любая
оказываемая им социальная помощь, направлена и на многодетные в том числе.
МУ «Центр социальной помощи семье и детям». Создан в июле 2000 г. Цель
деятельности: улучшение социальной обстановки в городе за счет увеличения
объема, качества социальных услуг семье и детям и их приближения к месту
жительства населения. Центр оказывает помощь: малообеспеченным семьям:
многодетным, неполным, замещающим, молодым, студенческим, несовершеннолетних
родителей, погибших военнослужащих, имеющим детей-инвалидов, семьям,
находящимся в социально опасном положении; детям и подросткам: безнадзорным,
трудным, незанятым; взрослым: беременным женщинам, безработным, выпускникам
детских домов и школ-интернатов.
Организационная структура Центра включает:
1. организационно-методическое отделение; 2.
информационно-аналитическое отделение; 3. консультативное отделение; 4.
отделение психолого-педагогической помощи; 5. отделение срочного социального
обслуживания.
|
В предыдущем параграфе мы выяснили, что наиболее распространенными
технологиями социальной работы с многодетной семьей являются: социальная
диагностика, социальное посредничество и консультирование, социальная
профилактики и коррекция. На примере данного центра мы рассмотрим деятельность
социального работника по осуществлению социального консультирования по вопросам
многодетных семей. Она осуществляется по следующим направлениям:
1.
Консультирование многодетных семей, по социально-правовым вопросам (помощь по
вопросам оформления льгот и пособий, поддержки и создания малого бизнеса).
.
Семейно-терапевтическое консультирование (помощь в разрешении проблем,
связанных с взаимоотношениями между супругами, между ними и их родителями,
детьми и родителями, проблемы воспитания и развития детей, конфликты во
взаимоотношениях с ними).
3. Психолого-педагогическое консультирование (помощь и консультации в
воспитании детей, решение проблем педагогически запущенных и неуспевающих
детей).
Кроме того, на базе ЦСПСиД реализуются такие социальные программы и
проекты как «Дети улиц», «Семьи общежитий», «Социально-игровая комната в
общежитии», «Моя крепкая семья», «Старт», «Подросток».
Заключение
В заключении сделаем ряд общих выводов об условиях эффективности социальной
работы с многодетной семьей:
. Социальная работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком
знании специфики этой категории семей, необходимо оказывать ей всестороннюю
помощь в целях дальнейшего и устойчивого развития государства. Народ, род,
семья - составляющие части общества. Дестабилизация одной из этих составляющих
приводит к дестабилизации целого. Необходимо постоянно учитывать
взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.
Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные, так и
негативные изменения, а при благотворительных условиях максимально реализует
свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно, для решения вопросов
воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо
уделять особое внимание многодетной семье, ее сохранению и развитию.
. В практике социальной работы с многодетной семьей приоритетами являются
ее позитивная направленность, раскрытие и приведение в движение сущностных сил
самой семьи, реализация ее активной субъектной позиции.
Именно многодетная семья способствует удовлетворению всех основных
потребностей личности: биологических, социальных и духовных. Учитывая в своей
работе данную особенность многодетной семьи, необходимо помнить о том, что в
кризисных условиях эта особенность самодостаточности способствует возникновению
замкнутости, а, следовательно, и консервации некоторых негативных факторов,
которые в дальнейшем перерастают в неблагополучие.
Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за
воспитание своих детей, определение путей реализации своих воспитательных
способностей - важнейшее условие активизации ее социально-воспитательного
потенциала.
Практика работы с многодетными семьями показала, что первичные стереотипы
эффективного семейного воспитания не всегда свойственны этой категории семей.
Опираясь на принципы, способствующие формированию потребности в принятии
помощи, социальные педагоги и социальные работники активизируют семью на
решение ее собственных проблем.
. Для эффективной реализации разнопланового потенциала семьи вопросы
многодетной семьи, как наиболее естественной среды развития личности,
необходимо решать с привлечением и участием всех социальных институтов,
предоставляя ей необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую
поддержку в саморазвитии ее как разновозрастного коллектива.
В процессе своей жизнедеятельности многодетная семья связана с самыми
различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на
поддержку и развитие семьи, способствует системному и полноценному оказанию ей
социально-педагогической помощи.
. Социальная работа с многодетной семьей должна охватывать все аспекты ее
жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом
приоритет должен отдаваться организации многодетной семьей собственного дела и
культурного досуга.
Список литературы
1. Захаров
М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст] / М.Л. Захаров,
Э.Г. Тучкова, - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2002. - 560 с. - ISBN
5-85639-322-8 (в пер.)
2. Зритнева
Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. -
(Серия «Социальная работа»). - ISBN
5-691-01517-6.
. Ковалев
С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение,
1988. - 208 с.- (Серия «Этика и психология семейной жизни»). - ISBN 5-09-000427-7.
. Кузнецова
Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л. П. Кузнецова. -
Владивосток: ДВГТУ, 2002. - 92 с. - ISBN 5-7596-03-7.
. Мардахаев
Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. -
269 с. - ISBN 5-8297-0160-Х (в пер.)
. Основы
социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368
с. - ISBN
5-86225-962-7
. Основы
социальной работы [Текст] / Под ред. Е.В. Ханжин. - М.: Академия, 2001. - 140
с. - ISBN 5-7695-0717-9.
. Право
и защита семьи государством [Текст] / Под ред. Е.Г. Азарова. - М.: Наука, 1987.
- 184 с. - 1203050000-192
. Российская
Федерация. Указы. О мерах по социальной поддержке многодетных семей [Текст]:
указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. №431.- М.: Ось, 2001. -
46, [1] с.; 21 см.- ISBN 5-87904-528-X.
. Социальная
защита населения: опыт организационно-административной работы [Текст] / Под
ред. В.С. Кукушина. - М.: МарТ, 2003. - 336 с. - ISBN 5-241-00173-5.
. Социальная
работа [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова, - 2-е изд. перераб. и доп. - Ростов
н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с.- (Серия «Учебники, учебные пособия»). - ISBN 5-222-02961-1.
. Социальная
работа с семьей [Текст] / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной
работы, 1996. - 213 с.
. Социальная
работа: Введение в профессиональную [Текст] / Под ред. А.А. Козлова. - М.:
Логос, 2004. - 368 с 5-94010-311-1.
. Социология
семьи [Текст] / Под ред. А.И. Антонова, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ИНФРА-М, 2007. - 640 с. - ISBN
5-16-002252-х.
. Теория
и методика социальной работы [Текст] / Под ред. В.И. Лукьяненко. - М.: Союз,
1994. - 339 с. - ISBN
5-7139-0022-3.
. Тетерский
С.В. Введение в социальную работу [Текст] / С.В. Тетерский. - М.: Gaudeamus, 2002. - 495 с. - ISBN 5-8291-0162-9.
17. Технология
социальной работы [Текст]
/ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с. - (Серия «Высшее
образование»). - ISBN
5-16-000871-3.
. Технология
социальной работы [Текст] / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. - 240 с. - ISBN 5-691-00523-5.
. Технология
социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] / Под ред. П.Д.
Павленка, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 608 с. - ISBN 978-5-91131-397-5.
. Холостова
Е. И. Социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова, 3-е изд. - М.:
Дашков и Ко, 2009. - 212 с. - ISBN
978-5-394-00065-2.
. Чернецкая
А.А. Технология социальной работы [Текст] / А.А. Чернецкая. - Ростов н/Д.:
Феникс, 2006. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»). - ISBN 5-222-07041-7.