Поддержка многодетных семей в РФ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.
Понятие
многодетной семьи……………………………………………...4
2.
Программа
государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации……………………………………………………….….5
3.
Социальная
поддержка многодетных семей в Саратовской области………………………………………………………………..………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…..20
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это одна
из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт
общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних
процессов.
Это малая
социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями,
общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства),
эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг
другу.
Семья очень
быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие
в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе
процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества
семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может
влиять на ход его развития.
1.
Понятие многодетной семьи
Многодетные
семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в
европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее
время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества
семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной
(рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности
контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к
прерыванию беременности).[1]
Все многодетные
семьи могут быть распределены на три категории:
·
семьи,
многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными
традициями, религиозными предписаниями, культурно – идеологическими позициями,
традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных
малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно
матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию
детей;
·
семьи,
образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца),
в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут
быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
·
неблагополучные
многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения
родителей, иногда на фоне интеллектуально – психической сниженности,
алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей
особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и
недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно
устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной
семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной
дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи
всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с
многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из
преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им
присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может
отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые
интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к
постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за
собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная
закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая
от имущественного и образовательного статуса родителей.
2.
Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
В настоящей
Программе под многодетной семьей понимается:
для субъектов
Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с
тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая[[1]]:
детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет;
детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего
профессионального образования дневной формы обучения любых
организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
для субъектов
Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с
четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
Серьезные
демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства
населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и
государства к положению семей с детьми.
Разработка и проведение
эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку
семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.
Многодетная семья
должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации
государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью
проблем современного российского общества, а положение многодетных семей –
одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.
Основные
характеристики многодетности в Российской Федерации:
• доля
многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств
(включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по
данным Всероссийской переписи 2002 г.);
• численность
многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на
минимально низком уровне;
• распространенность
многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от
большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в
Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем
многодетности;
• преобладание
многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в
Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего
количества многодетных семей.
В настоящее время
появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а
наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной.
Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных
семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного
среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей,
имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных
исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.
При этом
многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются
максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой
нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по
сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим
показателям уровня жизни.
Подавляющее
большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное
и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:
• почти 40 %
многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей
сезонной одеждой и обувью;
• почти половина
многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном
объеме;
• треть
многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;
• в 25 % многодетных
семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.
Особая проблема
многодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей
является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством
детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с
жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее
срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств»,
в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и
горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.
Основными
причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая
конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти
обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для
работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и
существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень
социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами
социальной защиты.
При этом,
ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства.
Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в
семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и
более – 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой
уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более
крепкие семьи.
Таким образом,
следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных
приоритетных направлений государственной семейной политики.
В условиях
депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10
лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 % в общей
семейной структуре российского общества.
Во многих
субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на
социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и
улучшение положения в них детей.
При этом в
настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в
сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов
многодетных семей:
• отсутствие в
большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов,
определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении
многодетных семей;
• недостатки
существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской
Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих
основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным
семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные
потребности многодетных семей);
• недостаточная
открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки
многодетных семей на региональном уровне;
• недостаточная
информированность многодетных семей о существующих мерах государственной
поддержки;
• недостатки в
правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей,
нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся
в помощи.
Таким образом, в
целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных
семей является недостаточной.
Среди направлений
государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и
обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение
государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей
в средствах массовой информации.
Эффективная
государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только
демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации.
Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе
является одним из условий решения проблем социально-экономического развития
аграрных регионов.
Важным
направлением государственной демографической политики в Российской Федерации
должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной
поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса
мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства
на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы
неблагополучия многодетных семей.
Реализация
настоящей Программы, помимо достижения основных ожидаемых результатов,
произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое
развитие страны, морально-психологическую обстановку в обществе.
Цель Программы –
стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого,
повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов,
обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа
многодетных семей в России.
Задачи Программы.
Цель Программы
обусловливает следующие ее задачи:
•обеспечение условий для улучшения материального
положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким
семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
• улучшение
качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;
• создание
условий социальной комфортности для многодетных семей;
• повышение
конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
• обеспечение
работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания
трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• усиление помощи
многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для
детей из многодетных семей;
• повышение
социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.
Основные
показатели Программы.
Основные
показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей
Программы к 2015 году:
• повышение доли
многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6–7 % до 12–15 %;
• снижение к 2010
году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход
ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума
– до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.
• повышение доли
лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского
значения;
•снижение уровня
безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных
отцов – до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;
Социально-экономический
эффект от реализации Программы.
Главным итогом
реализации настоящей Программы станет значительное улучшение демографической
обстановки[[2]].
Рост доли
многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:
• снижение уровня
смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;
• сокращение
числа разводов и абортов;
• снижение
преступности;
• снижение
безработицы;
• рост числа
выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли.
Повышение
рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные
социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых
поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих
активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы
федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.
Принципы
государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
1. Принцип учета
региональных особенностей при разработке и реализации органами государственной
власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
2. Принцип
приоритета мер по созданию условий для самообеспечения многодетной семьи в
системе мер их социальной поддержки.
3. Принцип
целеполагания в осуществлении государственных мер по поддержке многодетных
семей, в частности по достижению ими среднестатистических по Российской
Федерации показателей уровня обеспечения доступа к получению образования,
медицинских услуг, иных гарантированных Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами социальных прав.
4. Принцип
объединения усилий и координации действий органов государственной власти,
местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной
поддержки многодетным семьям.
5. Принцип
сочетания заявительного порядка оказания социальной поддержки и активной
деятельности социальных служб по выявлению многодетных семей, нуждающихся в
социальной помощи, по определению их потребностей с целью эффективного оказания
им социальной помощи (поддержки).
6. Принцип
адресности мер государственной поддержки и социальной избирательности (объем
государственной социальной помощи зависит от уровня доходов семьи и количества
в ней детей).
Направления
реализации Программы.
Программа
реализуется по следующим направлениям:
•
совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их
государственной поддержки;
• государственная
помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;
•содействие в трудоустройстве
членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и
самозанятости многодетных семей;
• поддержка
фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;
• повышение
доступности образования для детей из многодетных семей;
• формирование и
укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных,
ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных
семей;
•
совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных
семей;
• обеспечение
доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;
• содействие
нормальному питанию детей из многодетных семей;
• обеспечение
совместного досуга и отдыха многодетных семей;
• повышение
доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;
• создание
условий социальной комфортности для многодетных семей;
• повышение
мобильности многодетных семей;
• привлечение
институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;
• моральное
поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших)
детей в многодетных семьях.
Источники
финансирования.
Выполнение
настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской
Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных
образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационно-правовое
обеспечение реализации Программы.
Правовые основы
настоящей Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные
законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другие
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты органов местного самоуправления, общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры, участником которых является
Российская Федерация.
Исполнители
Программы:
• Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,
Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по
здравоохранению и социальному развитию;
• Министерство
образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное
агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки
Российской Федерации;
• Министерство
регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации;
• Министерство
финансов Российской Федерации;
• Министерство
культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по
надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия,
• Федеральное
агентство по физической культуре и спорту;
другие
федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы
местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои
полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию
реализации Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
К реализации
настоящей Программы
привлекаются также научные учреждения и организации, общественные объединения,
средства массовой информации, религиозные организации традиционных религий
России другие.
Контроль за
исполнением Программы
осуществляет Правительство Российской Федерации.
3.
Социальная
поддержка многодетных семей в Саратовской области
Саратовская
область является одним из немногих регионов, где предусмотрен повышенный размер
детского пособия для многодетных семей – 150 рублей на ребенка.
Министерством
здравоохранения и социальной поддержки области разработан проект областной
целевой программы «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации
в Саратовской области» на 2008 – 2010 годы», на региональном уровне принят и
действует закон области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в
Саратовской области.[1]
Семья со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума имеет право:
раз в год получать 1000 рублей на приобретение комплекта школьной, спортивной
одежды и обуви на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном
учреждении, 1000 рублей на детей, посещающих физкультурно-спортивные
сооружения, первоочередного получения бесплатных путевок детям в возрасте от
семи до четырнадцати лет, в детские оздоровительные учреждения. В области
предусмотрена ежегодная индексация выплаты.
Среди детей,
которые проходят оздоровление через учреждения социальной защиты, 30 %
составляют дети из многодетных семей, формируются целевые группы детей из
многодетных семей, проживающих в сельской местности, которые направляются на
оздоровление в здравницы России на Черноморское побережье.
Согласно закону в
текущем году все многодетные семьи области смогут получать ежемесячные выплаты
в размере 120 рублей на каждого члена семьи для посещения учреждений культуры.
Семьи получили
дифференцированные льготы по оплате коммунальных услуг. Для семей, имеющих
более трех несовершеннолетних детей, размер скидки (30 %) увеличивается на 5 %
за каждого последующего ребенка.
Законом
предусмотрена выплата дополнительного единовременного пособия в размере 2000
рублей при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) третьего,
четвертого и каждого последующего ребенка, а также при одновременном рождении
(усыновлении в возрасте до трех месяцев) двух и более детей. В случае
одновременного рождения или усыновления двух или более детей указанное пособие
выплачивается на каждого ребенка.
Областной закон
позволил впервые в области, да и в стране в целом многодетным семьям, в которых
семь и более детей, бесплатно получать автотранспорт, приобретенный на средства
регионального бюджета. В 2006 году Губернатор области Павел Ипатов вручил ключи
и документы на микроавтобусы «ГАЗель» 28 семьям.
В 2006 году
реализацию данного закона из областного бюджета выделено более 48,7 млн.
рублей. Социальной поддержкой воспользовалось более 10,7 тысяч многодетных
семей.
Кроме указанных
мер, в соответствии с Законом Саратовской области «Об обеспечении полноценным
питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех
лет» матери и дети обеспечиваются по рецепту врача бесплатным
специализированным питанием, в соответствии с Законом Саратовской области «Об
образовании» дети – школьники из многодетных семей обеспечиваются бесплатными
учебниками, горячим питанием в школе и бесплатными проездными билетами для
проезда на городском и пригородном транспорте.
Обеспечение
жильем многодетных семей происходит медленно и не удовлетворяет потребности
всех нуждающихся, поскольку в соответствии с областным законом «О
предоставлении жилых помещений в Саратовской области» право на получение жилья
имеют несколько категорий граждан, в том числе многодетных.
Дополнительной
формой социальной поддержки населения области, чьи доходы не превышают уровень
прожиточного минимума, является получение адресной социальной помощи. В 2006
году областным фондом социальной поддержки населения оказана материальная
помощь более двум с половиной тысячам семей на сумму более 3 млн. рублей. Через
управления социальной защиты населения области выплачено 50 млн. рублей в виде
единовременной государственной социальной помощи.
В области
регулярно проводятся мероприятия, пропагандирующие лучшие семейные традиции. В
рамках Международного дня семьи и Дня матери проходят чествования лучших
родителей, семейных династий, торжественные регистрации новорожденных, семейных
пар и другие мероприятия.
Проводятся
областные конкурсы лучших семей: «Золотая нить семейных традиций», «Самый лучший
папа!» и другие. Так, участниками конкурса «Семейный Олимп» стали 200 семей,
имеющих семейные традиции, знающих историю своей семьи, имеющие увлечения,
достижения в различных областях, создавшие семейные династии, развивающие
семейное дело.
Безусловно, среди
многодетных семей порой встречаются иждивенческие настроения. Есть семьи,
которые не прикладывают собственных усилий к изменению жизненной ситуации,
ведут асоциальный образ жизни. К таким семьям – особое внимание со стороны всех
социальных служб.
В Саратовской
области 24 учреждения помощи семье и детям (13 центров «Семья», 11 социально –
реабилитационных центров и приютов) и 33 службы помощи семье и детям в центрах
социального обслуживания населения. Многодетные семьи – это та категория,
которой в первую очередь оказываются все виды социальных услуг, в том числе такие,
как «Детский сад на час», курсы занятий «Эффективный родитель», группы взаимной
поддержки, занятия в семейной гостиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демографический
кризис принимает сегодня такой размах, что неизбежно встает вопрос о
национальной безопасности. Как обеспечить хотя бы простое воспроизводство
населения? Рожать и воспитывать много детей большинство россиян считают
немодным и неперспективным занятием. Те, кто рискует и рожает второго, третьего,
четвертого ребенка, составляют в Саратовской области лишь 3 % от общего числа
семей с несовершеннолетними детьми. Почему же многодетные семьи стали
непопулярны?
В общественном
сознании закрепился стереотип, что многодетность – это аномалия, а многодетные
родители – люди, «плодящие нищету». А когда-то много детей в семье было нормой.
Семья, состоящая из мамы, папы и одного ребенка, а тем более – только из мамы
(или папы) и ребенка, не может дать малышу такого социального общения, как в
многодетной семье. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают
более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом
коллективе.
Сегодня
нормальная, гармоничная многодетная семья – это один из ресурсов изменения
демографической ситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на
повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не
только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей
семьи для реализации ее основных функций.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
2.
Колесникова И.В. «Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области»
// Журнал «Социальная работа», № 4, 2007 г., с.15 – 16.
3. Присмакина
Л.Н. «Тепло наших сердец – детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г.,
с.29 – 31.
4.
Эллерт В.В. «Союз наш крепнет и растет» // Журнал «Социальная работа», № 3,
2007 г., с.32 – 35.
5.Холостова
Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. – Москва:ИНФРА-М, 2002 г
1
Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. – Москва:ИНФРА-М,
2002 г., с.251.
[1] Субъекты Российской Федерации
вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.
[2] Учитывая тот факт, что рожденные в многодетных семьях, как правило,
несут установку на многодетность, и более склонны к многодетности при
достижении совершеннолетия, улучшение демографической обстановки будет носить
долгосрочный характер.
1 И.В.
Колесникова « Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области» //
Журнал
«Социальная работа» № 4, 2007 г.,
с.15.