Международные стандарты аудита

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,47 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международные стандарты аудита

Целью учебной дисциплины "Международные стандарты аудита" является знакомство специалиста с международным опытом разработки стандартов аудита и их использование в аудиторской деятельности; освоение методов применения международных стандартов при проведении аудиторской проверки в международных (транснациональных) организациях.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области аудита по вопросам:

-методики разработки стандартов аудита;

-применения международных стандартов к разработке национальных стандартов аудиторской деятельности;

использования международных стандартов аудита при проведении аудиторских проверок в международных организациях.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

-состав и содержание международных стандартов аудита;

-порядок их разработки и применения в практике аудиторской деятельности;

методику применения международных стандартов аудита при разработке национальных стандартов.

б) уметь:

-использовать международные стандарты аудиторской деятельности при проведении аудиторских проверок международных (транснациональных) организаций;

-применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок;

сопоставлять международные и национальные стандарты и обосновывать целесообразность их различия.

Содержание дисциплины:

Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом; соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита; связь международных стандартов с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность; классификация и особенность основных групп стандартов, включая стандарты получения информации о проверяемых объектах, организации аудита и оформления результатов аудиторских проверок; понятие качества аудиторских проверок, методы его обеспечения; влияние аудита на достоверность и надежность информационного обеспечения субъектов хозяйствования в рыночной экономике; соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным; особенности применения международных стандартов к подтверждающему, сопровождающему и целевому аудиту и другим видам аудиторских услуг.

1.Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности

1.1 Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. Россия в МФБ представлена полноправным членом - Институтом профессиональных бухгалтеров России и членом-наблюдателем - Российской коллегией аудиторов.

МФБ имеет свою Конституцию, которой определены основные цели и задачи для выполнения которых учрежден Комитет по международной аудиторской практике (КМАП).

МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе. В него вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель которого - надзор за разработкой нового международного режима регулирования аудита с помощью стандартов качества. Исполнительным органом является Транснациональный аудиторский комитет (ТАК).

Первоочередными задачами Комитета являются:

-Пересмотр отдельных стандартов и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП);

-Разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий, отражающих переход аудиторской практики с "подтверждения" на "гарантирование";

-Пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;

-Публикация МСА по производным ценным бумагам (финансовым инструментам).

1.2 Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА) и их связь с национальными стандартами аудита

МСА связаны с международными стандартами финансовой отчетности. Для того, чтобы определить эту связь, проведем классификацию МСА.

Стандарты аудита (1) - это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры и рекомендации по применению принципов и процедур.

МСА имеют единую структуру и состоят из:

введения;

разделов, излагающих суть стандарта;

приложений (для некоторых стандартов).

МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой Положение о международной аудиторской практике (ПМАП), имеющие четырехзначную нумерацию.

В первую группу входят такие разделы, как предисловие, глоссарий.

Стандарты второй группы объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.

Третья и четвертая группы стандартов посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучение деятельности клиента, определение уровня существенности и аудиторских рисков.

Документы пятой и шестой групп содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы внутренних аудиторов.

Правила составления аудиторских заключений и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп - "Аудиторские выводы и заключения" и "Специальные области аудита".

В девятой группе МСА "Сопутствующие услуги" раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которое следует соблюдать аудитору.

Положение по международной аудиторской практике (ПМАП) дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения МСА.

.3 Основные принципы аудита финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности (2) - это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. МСА 200 регламентирует цель и общие принципы аудита финансовой отчетности.

МФБ признает существование национальных стандартов аудита, но в некоторых странах за национальные приняты МСА. В РФ стандарты (правила аудиторской деятельности) создавались в основном как аналог МСА. Но существуют правила и стандарты , которые используются только в РФ. Это такие правила как: "Образование аудитора", "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита", "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций", "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним". Разработка таких правил в РФ связана с особенностью российского законодательств в отношении аудита.

МСА, содержащие концептуальную основу, имеют ссылки на МСФО, т.е. на основы составления финансовой отчетности.

МСА 550 "Связанные стороны" касаются раскрытия информации о связанных сторонах, приведенных в МСФО 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах".

МСА 560 "Последующие события" связаны с МСФО 10 "условные события и события, происшедшие после отчетной даты".

Существенность в МСА 320 "Существенность в аудите" имеет сноску на понятие существенности в МСФО. Кроме того, предполагается проведение дальнейшей работы по применению МСА и финансовой отчетности.

При осуществлении своей профессиональной деятельности аудитор руководствуется общими этическими принципами, которые изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров. Этих принципов семь.

1.Независимость

2.Честность

3.Объективность

.Профессиональная компетентность

.Конфиденциальность

.Профессиональное поведение

.Следование техническим стандартам

2.Применение международных стандартов на этапе организации аудита

.1 Общие вопросы планирования аудита

Планирование аудита (1) - это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования - эффективное и своевременное проведение аудита.

В МСА 300 "Планирование" установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки круг рассматриваемых вопросов расширяется.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

-размера проверяемого субъекта;

-сложности предстоящей проверки;

-опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

-знания аудитором бизнеса клиента.

Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками.

При разработке общего плана аудита аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:

1.Условия отрасли

2.Характеристики субъекта

.Уровень компетентности руководства

.Пониманием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

.Оценки аудиторского риска и уровня существенности

.Характера, срока и объема процедур, используемых в ходе аудита

7.Прочие аспекты

Программа аудита определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.

Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.

.2 Получение аудитором знаний о бизнесе клиента

Знание бизнеса (2) - общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Закреплено это в МСА 310 "Знание бизнеса".

Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, но должен иметь знания о структуре собственности, деятельности и бизнесе.

Приобретение знаний (3) - непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами.

При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, а источниками сведений об отрасли и субъекте являются:

-предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли;

-беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, юристами, отраслевыми специалистами, заказчиками, поставщиками, конкурентами;

-законодательные и нормативные акты;

-документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.

Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, делается дополнительный запрос. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе. В отношении экономических факторов оценивается общая тенденция развития отрасли: спад, рост, инфляция, политика правительства (денежная, фискальная),рынок и конкуренция, цикличность или сезонность, изменения в технологии производства, коммерческий риск, специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета, нормативная правовая база.

В отношении субъекта оценивается: форма собственности, структура капитала, организационная структура, источники и методы финансирования, изменения в структуре видов деятельности, совет директоров, деловая репутация, профессиональный опыт, независимость и контроль за деятельностью управляющих, наличие внутреннего аудита, финансовый персонал , его укомплектованность и текучесть кадров. В отношении деятельности субъекта оценивают: характер производственной деятельности (производство, торговля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность), местонахождение производственных, офисных и складских помещений, продукция, условия приобретения товаров категории расходов, активы и обязательства внутренние нормативные акты, структура долгов, внешние условия, законодательство в области бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

2.3 Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита

Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов. Оно обязательно как при аудите, так и для сопутствующих услуг. Направляется клиенту до начала проведения аудита. В нем раскрываются следующие аспекты:

1. Цель аудита финансовой отчетности.

2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.

3. Объем аудита со ссылками на нормативные акты.

4. Форма и способ сообщения результатов аудита.

5. Предупреждение о наличии риска необнаружения и требование свободного доступа к информации.

Дополнительно можно отразить мероприятия, связанные с планированием аудита, перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, перечень отчетов для клиента, возможность привлечения экспертов или других аудиторов к сотрудничеству, ограничение ответственности аудитора, дополнительные соглашения.

Если аудитор должен проверить компанию, имеющую филиалы, дочерние общества и т.п., то он должен учитывать следующие обстоятельства:

- руководящий орган, назначающий аудитора подразделения;

- необходимость составления отдельного заключения;

- специфики аудита подразделения;

- объем работы, выполненной другими аудиторами.

При повторных аудиторских проверках новое письмо-обязательство составляется в следующих случаях:

- неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;

- изменение в составе руководящих органов субъекта или его собственников;

значительные изменения характера и масштаба деятельности клиента;

- наличие изменений законодательства.

Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся: изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказания аудиторской услуги, изменения в составе филиалов и структурных подразделений.

Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудовлетворительной информации. В результате этого аудитор согласовывает новые условия, в соответствии с пересмотренными составляет отчет.

Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполнение первоначальной договоренности

3.Международные стандарты, регламентирующие основные методы получения аудиторских доказательств

3.1 Понятие и виды аудиторских доказательств

Аудиторские доказательства (1) - это информация, полученная аудитором в ходе формулирования выводов, на которых основывается его мнение. К аудиторским доказательствам относятся: первичные документы, бухгалтерские записи, информация, полученная из других источников.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов контроля и процедур проверки по существу.

Тесты контроля (2) - тесты, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу (3) - это тесты, которые проводятся с целью получения доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности. Бывают двух видов: детальные тесты операций и сальдо счетов; аналитические процедуры.

Тестирование средств контроля проводится для подтверждения оценки риска систем внутреннего контроля, а процедуры по существу - для поверки утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность, т.е. утверждений руководства.

Они разделяются на следующие категории:

) существование: актив или обязательство существуют на определенную дату;

  1. права и обязательства: актив или обязательство относятся к данному субъекту по состоянию на определенную дату;
  2. возникновение: в течение отчетного периода были осуществлены операции или произошли события, имеющие отношение к субъекту;
  3. полнота: не имеется неучтенных активов, обязательств, операций, нераскрытых статей;
  4. стоимостная оценка: актив или обязательство отражаются по соответствующей балансовой стоимости;
  5. измерение: операция или событие учитываются по соответствующей сумме, а доход или расход относится к соответствующему периоду;

7)представление и раскрытие: статья раскрывается, классифицируется и характеризуется в соответствии с применимыми основами финансовой отчетности.

Доказательства собираются по каждому утверждению.

По источникам доказательства делятся на полученные:

от аудируемого лица - внутренние;

из других источников - внешние.

По характеру различают следующие аудиторские доказательства:

визуальные - результаты осмотра, наблюдения;

документальные - информация, полученная из бумажных, электронных и других носителей;

устные - полученные при опросах персонала или в форме заявлений руководства.

При оценке надежности доказательств следует учитывать четыре правила:

  1. доказательства, полученные из внешних источников, надежнее полученных из внутренних источников;
  2. доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля эффективны;

3) доказательства, собранные аудитором, надежнее доказательств, предоставленных субъектом;

4) доказательства в форме документов и письменных заявлений надежнее заявлений, представленных в устной форме.

МСА 500 "Аудиторские доказательства" устанавливает следующие процедуры получения доказательств:

1.Инспектирование (4) - проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования можно получить аудиторские документальные доказательства разной степени надежности:

созданные третьими сторонами и находящиеся у них;

созданные третьими сторонами, но находящиеся у субъекта;

созданные субъектом и находящиеся у него.

  1. Наблюдение (5) - изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами.
  2. Запрос и подтверждение (6) - поиск и получение информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами субъекта. Запросы могут быть письменными или устными.
  3. Подсчет (7) - проверка точности арифметических расчетов либо выполнение самостоятельных расчетов.
  4. Аналитические процедуры (8) - анализ значимых показателей и тенденций.

3.2Применение аналитических процедур для получения аудиторских доказательств

Аналитические процедуры (9) - анализ существенных показателей и тенденций, включая итоговое исследование взаимодействий и взаимосвязей, не соответствующих прочей информации и прогнозным значениям. При проведении аналитических процедур используются различные методы - от сравнений до комплексного анализа с применением статистических методов.

Аналитические процедуры согласно МСА 520 включают рассмотрение финансовой информации субъекта в сравнении с:

сопоставимой информацией за предыдущие периоды (например, сравнение суммы выручки за текущий период с суммой выручки в сопоставимых ценах за прошлый год);

ожидаемыми результатами (сметными, прогнозными показателями или показателями, рассчитанными аудитором - таким образом определяется, к примеру, обоснованность расхода материалов на фактический выпуск продукции);

аналогичной отраслевой информацией (так, для доказательства реальности начисленной оплаты труда можно привлечь среднеотраслевой показатель по заработной плате за тот же период времени).

.3 Процедуры выборочной проверки

Аудиторская выборка (10)- применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета, или операций, составляющих обороты по счетам таким образом, чтобы на все элементы совокупности распространялась возможность быть отобранными. Вся совокупность данных, из которых делается выборка, именуется генеральной совокупностью.

Стандарты и рекомендации аудитору при построении выборки приведены в МСА 530 "Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки".

Аудиторская выборка в отношении тестов контроля строится на основе представления аудитора о возможных отклонениях от адекватных процедур и является уместной, если тестируемые контрольные действия имеют доказательства их существования (подписи, визы и др.).

Помимо выборки аудитор может использовать следующие методы отбора элементов для проверки:

  1. отбор всех элементов (11)- применяется в случае проведения процедур проверки по существу, если генеральная совокупность состоит из небольшого числа существенных статей и если неотъемлемый риск и риск системы контроля высоки. Применение стопроцентной проверки возможно также при использовании аудитором компьютерных информационных систем;
  2. отбор специфических статей (12) - в соответствии с предварительной оценкой неотъемлемого риска и риска системы контроля, характеристикой генеральной совокупности и представления о бизнесе.

.4 Применение результатов работы другого аудитора

В МСА 600 "Использование результатов работы другого аудитора" приводятся необходимые понятия и рекомендации по использованию работы аудиторов компонентов (подразделений, филиалов и др.).

Главный аудитор (13)- это аудитор, отвечающий за подготовку заключения по финансовой отчетности субъекта в случае, когда такая отчетность включает информацию по компонентам, проверяемым другим аудитором.

Другой аудитор (14) - это лицо, проверяющее финансовую информацию, представленную компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта. Этот аудитор несет ответственность за подготовку заключения по финансовой информации компонента, включенной в отчетность, проверяемую главным аудитором.

Главный аудитор должен проинформировать другого аудитора:

о требовании независимости в отношении субъекта и компонента;

о требованиях учета, аудита и отчетности;

об использовании результатов его работы и координации их совместной деятельности на начальном этапе аудита.

3.5 Использование работы внутреннего аудита

Процедуры, изложенные в МСА 610 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", применяются в зависимости от важности внутреннего аудита для внешнего аудита финансовой отчетности.

Внутренний аудит(15) - деятельность внутреннего подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Обычно внутренний аудит включает следующие элементы:

обзор систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

проверка финансовой и хозяйственной информации;

анализ эффективности деятельности;

проверка соблюдения внешних и внутренних нормативных актов.

Роль и цели внутреннего аудита определяются руководством. Внутренний аудит не может быть таким же независимым, как внешний, но ответственность внешнего аудитора не уменьшается при использовании результатов работы внутреннего аудита.

При намерении использовать результаты работы внутреннего аудита внешний аудитор должен оценить ее для того, чтобы убедиться в ее соответствии целям внешнего аудита со следующих позиций:

профессионализм работников внутреннего аудита;

достаточность и уместность полученных ими доказательств;

соответствие подготовленных отчетов результатам работы;

тщательность рассмотрения необычных вопросов.

Так же для проведения аудита возможно ппривлечение эксперта.

Эксперт (16) - физическое лицо или фирма, обладающие специальными навыками, знаниями и опытом в какой-либо конкретной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. Аудитор не обязан обладать знаниями эксперта. Эксперт может являться штатным работником субъекта или аудитора либо привлекаться к работе одним из них на договорной основе.

Аудитор оценивает компетентность эксперта на основании его профессиональной аттестации или лицензирования, членства в соответствующей профессиональной организации, опыта и репутации в интересующей аудитора сфере.

Аудиторские доказательства могут быть получены при исследовании круга полномочий эксперта, обычно излагаемых в виде инструкций, подготовленных субъектом. Объем работы эксперта должен отвечать целям аудиторской проверки.

Ответственность за уместность и приемлемость использованных допущений и методов несет эксперт.

4. Международные стандарты, регулирующие процессы сбора и обобщения информации в ходе аудиторской проверки

4.1 Подтверждение оценочных значений в ходе аудиторской проверки

Оценочное значение(1) - приблизительная сумма статьи при отсутствии точных способов измерения (резервы на покрытие убытков по различным причинам и т.п.), "оценочное значение" это оценка статей, находящих отражение в отчетности.

Согласно МСА 540 "Аудит оценочных значений" аудитор должен определить, обосновано ли оценочное значение, раскрыта ли необходимая информация о нем.

При первом подходе аудитор выполняет следующие процедуры:

-оценка данных и анализ допущений, на которых основано оценочное значение;

-проверка вычислений, выполняемых при оценке;

-сравнение оценочных значений и фактических результатов предыдущих периодов;

-рассмотрение процедуры утверждения оценочных значений руководством.

При оценке допущений аудитор должен рассмотреть:

их обоснованность в свете фактических результатов предыдущих периодов;

согласованность с допущениями, используемыми для получения других оценочных значений;

согласованность с соответствующими планами руководства.

Аудитор проверяет уместность формул, используемых руководством, правильность процедур вычисления. Аудиторские доказательства относительно оценочных значений могут быть получены при обзоре последующих событий, имевших место по окончании отчетного периода, но до завершения аудита.

4.2 Исследование операций со связанными сторонами

Операции между связанными сторонами(2) - передача ресурсов или обязательств между связанными сторонами вне зависимости от того, взимается ли за такую передачу плата.

Согласно требованиям МСА 550 "Связанные стороны" необходимость сбора информации о связанных сторонах и операциях с ними обусловлена тем, что:

  1. раскрытия этой информации могут требовать основы финансовой отчетности;
  2. существование связанных сторон может повлиять на финансовую отчетность клиента;
  3. следует оценить убедительность полученных доказательств. Если они получены от связанной стороны, то их надежность оценивается ниже, чем полученных от несвязанных третьих сторон;

Процедуры выявления операций со связанными сторонами следующие:

получение письменных заявлений от руководства относительно полноты представленной информации о наличии связанных сторон и адекватности раскрытия соответствующих данных в финансовой отчетности;

проведение процедур по существу, изучение учетных записей с целью выявления крупных или нетипичных операций;

изучение протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;

изучение подтверждений по выданным или полученным кредитам;

рассмотрение инвестиционных сделок;

получение подтверждений и изучение доказательств, имеющихся у связанной стороны.

.3 Выявление и оценка влияния последующих событий на финансовую отчетность проверяемого субъекта

МСА 560 "Последующие события" требует от аудитора получения доказательств того, что все последующие события, которые требуют внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были выявлены. Процедуры, которые для этого необходимы, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения. Это могут быть:

-запросы руководству;

-ознакомление с протоколами собраний акционеров и исполнительных органов;

-рассмотрение промежуточной финансовой отчетности, смет, прогнозов;

-запросы юристам относительно судебных разбирательств и претензий.

Если такие события выявлены, то аудитор должен проанализировать правильность их учета и адекватность раскрытия информации о них в отчетности. После подписания аудиторского заключения аудитор не несет ответственности за исследования последующих событий.

.4 Проверка уместности допущения о непрерывности деятельности субъекта

Допущение о непрерывности деятельности(3) - допущение о том, что предприятие будет продолжать вести хозяйственную деятельность в обозримом будущем и что оно не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидироваться или существенно сократить масштаб деятельности.

Следующие события или условия согласно новой редакции МСА 570 "Допущение о непрерывности деятельности предприятия" могут служить причиной возникновения у аудитора серьезных сомнений в соблюдении клиентом допущения о непрерывности деятельности:

Обязанность аудитора состоит в том, чтобы проанализировать уместность использования руководством допущения о непрерывности деятельности.

Если руководство не желает давать оценку или увеличивать период, охватываемый такой оценкой, то аудитор должен рассмотреть вопрос о модификации аудиторского заключения вследствие ограничения объема работы аудитора.

Для проведения оценки аудитор осуществляет следующие процедуры:

-анализ и обсуждение с руководством прогнозов и промежуточной финансовой отчетности;

-анализ условий кредитных соглашений и договоров;

-опрос юристов предприятия;

-ознакомление с протоколами собраний акционеров и заседаний органов управления;

-анализ договоренностей о финансовой поддержке со стороны связанных сторон и третьих лиц;

-рассмотрение планов, касающихся невыполненных заказов. На основе полученных доказательств аудитор должен определить, существует ли неопределенность, требующая четкого раскрытия сведений о ней и ее последствиях в финансовой отчетности.

4.5 Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и ошибок

Мошенничество(4) - преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей или сотрудников субъекта или третьими лицами и повлекшее за собой неправильное представление финансовой отчетности.

Согласно МСА 240 "Мошенничество и ошибки" мошенничество может выражаться в следующих действиях:

-манипуляция, фальсификация, изменение учетных записей или документов;

-незаконное присвоение активов;

-сокрытие или пропуск информации об операциях в учетных записях или документах;

-отражение в учете несуществующих операций;

-неправильное применение учетной политики.

Ошибки(5) - непреднамеренные погрешности, допущенные в финансовой отчетности, например математические просчеты, описки, упущение фактов или их неверная интерпретация, неправильное применение учетной политики.

В процессе планирования аудитор должен:

  1. запросить у руководства данные о ранее обнаруженных фактах мошенничества и ошибок;
  2. оценить зависящий от них риск существенного искажения финансовой отчетности, которую предстоит проверить;
  3. разработать процедуры, с помощью которых возможно обнаружить эти существенные искажения.

Несмотря на правильное планирование, стандартное проведение аудиторских процедур, наличие эффективных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск необнаружения существенных искажений, причем этот риск выше в отношении искажений, возникших в результате мошенничества, так как оно подразумевает действия, направленные на его сокрытие и предоставление аудитору недостоверной информации.

Аудитор должен сообщить руководителям субъекта о своих подозрениях по поводу мошенничества, даже если оно не влечет существенных последствий для финансовой отчетности. Если в совершении мошенничества подозреваются руководители высшего ранга, то аудитор может обратиться за юридической консультацией. Необходимо также информировать руководство о существенных ошибках.

4.6 Проверка соблюдения клиентом требований законов и нормативных актов

При проведении проверок аудиторы обязаны учитывать требования законов и нормативных актов согласно МСА 250 "Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности". Данный стандарт применим только к аудиту финансовой отчетности и неприменим к заданиям, касающимся специальной правовой экспертизы действий субъекта.

Несоблюдение(6) - действия или бездействие проверяемого субъекта в финансово-хозяйственной сфере, противоречащие действующему законодательству. Определение того, в каких ситуациях проявляется несоблюдение нормативных актов; обычно основывается на консультации юриста, окончательное решение может приниматься только судом.

Руководство клиента несет ответственность за осуществление деятельности в соответствии с законами и нормативными актами, а также за предотвращение и выявление фактов несоблюдения требований законодательства.

Аудитор не несет ответственность за предотвращение несоблюдения законодательства.

При планировании аудита необходимо:

исходить из принципа профессионального скептицизма;

обладать представлением о требованиях законодательства, применимых к данному субъекту и отрасли.

После этого следует запросить руководство о соблюдении применимого законодательства и проверить переписку с соответствующими регулирующими и лицензирующими органами.

Если аудитору становятся известны факты, касающиеся возможного несоблюдения законодательства, то необходимо оценить влияние их последствий на финансовую отчетность.

При определенных обстоятельствах, согласно законодательству, аудитор должен уведомить контрольные органы о несоблюдении законодательства, допущенном финансовыми организациями. При необходимости аудитору рекомендуется получить юридическую консультацию.

бухгалтер аудиторский проверка финансовый

4.7 Использование заявлений руководства клиента в качестве аудиторских доказательств

Заявления руководства (7) - это сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.

Согласно МСА 580 "Заявления руководства". Аудитор должен получить письменные заявления от руководства, если предполагается, что получить аудиторские доказательства другим путем невозможно.

При получении заявлений руководства аудитор должен: получить внешние и внутренние аудиторские доказательства, подтверждающие заявления руководства; оценить объективность заявлений и степень информированности лиц, их предоставивших.

Если руководство отказывается предоставить необходимые заявления, то это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки, в этом случае аудитор выражает условно-положительное заключение или отказывается от выражения мнения.

.8 Порядок сообщения информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление

Согласно МСА "Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление" относятся должностные лица, которым поручено осуществлять наблюдение, контроль и руководство в отношении предприятия и на которых возложена ответственность за обеспечение эффективного хозяйствования и представление финансовой отчетности заинтересованным сторонам.

МСА "Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление" рекомендует аудитору раскрыть в письме-обязательстве следующие вопросы; какая именно информация и для кого, будет доводиться до сведения лиц, отвечающих за управление;

Информация должна сообщаться в установленные договоренностями сторон сроки. В отдельных случаях можно довести необходимые сведения ранее согласованных дат; это даст возможность должностным лицам своевременно принять соответствующие меры.

В аудиторскую документацию включаются:

вопросы, изложенные в устной форме, и содержание полученных ответов (в виде конспекта иди личного письменного заявления должностного лица);

копии протоколов совещаний иди обсуждений;

копии информационных писем аудитора лицам, отвечающим за управление.

5. Международные стандарты оформления результатов аудиторских проверок

.1 Требования МСА, предъявляемые к составлению аудиторского заключения по финансовой отчетности

Согласно МСА 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности" основными элементами аудиторского заключения являются:

.Название - рекомендуется использовать слова "независимый аудитор", чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов других лиц.

.Адресат - определяется в соответствии с условиями договоренности об аудите и местными нормативными актами.

.Вводный параграф (введение) - содержит перечень проверенной отчетности с указанием даты и отчетного периода, упоминание об ответственности руководства за финансовую отчетность и содержащиеся в ней утверждения и обязанности аудитора

.Параграф, описывающий объем проверки - должна быть ссылка на МСА или соответствующие стандарты и нормы и указание на то, что проверка планировалась и проводилась с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

.Параграф, в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности - указывается, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление (допускается формулировка "представлена объективно") финансового положения и результатов деятельности проверяемого субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

.Дата выдачи аудиторского заключения.

.Адрес аудитора.

.Подпись аудитора.

Заключение также должно содержать подтверждение аудитора относительно того, что проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.

Заключение датируется числом, соответствующим дате завершения аудиторской проверки, и не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности. Аудиторское заключение обычно подписывается от имени аудиторской фирмы и лично от имени аудитора. В адресе указываются город и место, где находится офис аудитора, ответственного за проведение проверки. Ниже приведен пример безусловно-положительного аудиторского заключения:

.2 Выводы аудитора о сопоставлениях, включенных в проверяемую отчетность

Сопоставления(1) - это соответствующие суммы и иные раскрываемые сведения за предшествующий отчетный финансовый период или другие периоды, представленные для целей сопоставления. В МСА 710 "Сопоставления" изложены стандарты и рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставлений.

Показатели для сопоставления могут быть следующими:

соответствующие показатели - включаются как часть финансовой отчетности за текущий период. Рассматриваются только в связи с показателями за этот период (например, суммы доходов и расходов за текущий и прошлый периоды, приведенные в отчете о прибылях и убытках за отчетный период);

сопоставимая финансовая отчетность - финансовая отчетность за предшествующий период, приведенная для целей сопоставления с финансовой отчетностью текущего периода.

Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставления основам финансовой отчетности, относящимся к проверяемой отчетности.

При составлении аудиторского заключения аудитор не указывает отдельно на соответствующие показатели, поскольку выражает мнение об отчетности в целом. Исключение составляют следующие случаи:

.Ранее выданное аудиторское заключение за предыдущий период содержит мнение, отличное от безусловно-положительного, и вопрос, вызвавший модификацию заключения, не решен.

.Ранее выданное аудиторское заключение содержит безусловно-положительное мнение, но аудитор узнал о существенных искажениях влияющих на отчетность за предыдущий период.

Если финансовая отчетность, содержащая соответствующие показатели, проверяется новым аудитором, то заключение должно содержать либо ссылку на то, что финансовая отчетность за предыдущий период проверялась другим аудитором, либо указание на то, что отчетность за предыдущий период не проверялась.

При проверке отчетности новый аудитор может обнаружить не замеченное предыдущим аудитором существенное искажение, влияющее на финансовую отчетность за предыдущий период. В этом случае новый аудитор должен обсудить данный вопрос с руководством и после получения согласия обратиться к предшественнику с предложением о повторном составлении заключения за предыдущий период.

5.3 Отражение в аудиторском заключении результатов проверки прочей информации, имеющей отношение к финансовой отчетности

Прочая информация(2)- это информация финансового и нефинансового характера, содержащаяся вместе с финансовой отчетностью в публикуемом документе (например, включенные в годовой отчет данные о должностных лицах, занятости, планируемых капитальных расходах, аналитические коэффициенты и другая информация). Согласно МСА 720 "Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность" аудитор не обязан составлять заключение по этой информации, но должен ознакомиться с ней для выявления существенных несоответствий с проверенной отчетностью, так как такие противоречия могут поставить под сомнение выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

При обнаружении несоответствий аудитор должен определить необходимость внесения поправок в проверенную отчетность или прочую информацию. Если требуется внести поправки в отчетность, но субъект не выполняет эти требования, то аудитор должен выразить условно-положительное или отрицательное мнение. Если требуются поправки к прочей информации, но субъект отказывается их вносить, то аудитор включает в заключение поясняющий параграф, описывающий несоответствие, или предпринимает другие меры (отказывается от выдачи заключения или продолжения проверки).

В случае обнаружения аудитором в прочей информации искажения фактов, не имеющих отношения к содержанию проверенной отчетности, он должен обсудить данный вопрос с руководством субъекта и в зависимости от результатов обсуждения попросить руководство:

проконсультироваться с компетентной третьей стороной;

устранить искажение фактов.

В случае обнаружения несоответствий или искажений фактов аудитор должен определить необходимость пересмотра проверенной отчетности или прочей информации. Если необходим пересмотр отчетности, то аудитор следует рекомендациям МСА 560 "Последующие события", а если требуется пересмотр прочей информации, то аудитор обращается к руководству с предложением проинформировать ее пользователей о проведении пересмотра. В случае отказа руководства аудитор предпринимает меры по информированию лиц, ответственных за общее руководство субъектом, о своих сомнениях по поводу прочей информации.

6. Особенности применения международных стандартов аудита при выполнении специальных заданий и оказании сопутствующих услуг

.1 Выполнение специального аудиторского задания

Стандарты и рекомендации аудитору в связи со специальными аудиторскими заданиями установлены МСА 800 "Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию". Положения стандарта касаются следующих видов услуг:

.Проверка финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами учета, отличными от МСА или национальных стандартов.

.Проверка отчетов по компонентам финансовой отчетности (определенных счетов, их элементов или деталей финансовой отчетности).

.Проверка на соответствие условиям договора.

.Проверка обобщенной финансовой отчетности.

МСА 800 не применяется для проведения обзора, согласованных процедур или подготовки финансовой информации.

В аудиторском отчете о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами учета, отличными от МСА или национальных стандартов, должно быть заявление, указывающее на применяемые основы, или ссылка на пояснения к отчетности, содержащие такую информацию. Во мнении должно быть указано, подготовлена ли отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с этими основами. Если отчетность не имеет адекватного названия или основы неверно указаны, аудитор должен модифицировать отчет.

Специальные задания, целью которых является выражение мнения по поводу соответствия субъекта определенным условиям договора, выполняются в том случае, если аспекты соответствия имеют отношение к вопросам, не выходящим за рамки профессиональной компетенции аудитора.

Обобщенная финансовая отчетность (1) - это подготовленная субъектом финансовая отчетность в сводной форме, в которой изложены проверенные аудитором годовые финансовые отчеты с тем, чтобы информировать заинтересованные группы пользователей только об основных результатах финансовой деятельности и финансовом положении субъекта. Аудиторский отчет об обобщенной финансовой информации должен содержать, помимо типовых элементов:

ссылку на дату аудиторского заключения по несокращенной отчетности и тип аудиторского мнения о ней;

мнение о соответствии информации обобщенной отчетности сведениям несокращенной отчетности.

6.2 Проверка прогнозной финансовой информации

Стандарты и рекомендации в отношении заданий, связанных с проверкой и составлением отчетов о прогнозной финансовой информации, описаны в МСА 810 "Проверка прогнозной финансовой информации".

Прогнозная финансовая информация(2)- это финансовая информация, основанная на допущениях относительно событий, которые могут произойти в будущем, и возможных действий субъекта. Эта информация может быть в форме прогноза, перспективной оценки или комбинации.

Прогноз (3)- это прогнозная финансовая информация, подготовленная на основании допущений относительно будущих событий и действий, которые руководство предполагает предпринять (наилучшие оценки).

Перспективная оценка (4) - это прогнозная информация, подготовленная на основании гипотетических допущений относительно будущих событий и действий, которые необязательно будут иметь место, или сочетания наилучших оценок и гипотетических допущений. МСА 810 не применяется для проверки информации, выраженной в общей или повествовательной форме.

Аудитор не в состоянии выразить мнение по поводу того, сможет ли проверяемая организация достичь результатов, указанных в прогнозной информации. Его задача - получить доказательства того, что:

наилучшие оценки руководства являются обоснованными, а гипотетические допущения согласуются с назначением информации;

прогнозная информация надлежащим образом подготовлена на основании той же информации, допущений и принципов, что и финансовая отчетность за предыдущие годы;

все существенные допущения раскрыты в надлежащей мере с указанием того, являются ли они наилучшими оценками или гипотетическими допущениями.

Представление о процессе подготовки прогнозной финансовой информации может быть получено на основе анализа:

опыта и компетентности лиц, готовящих информацию;

характера документации, подтверждающей допущения руководства;

степени использования статистических, математических методов и компьютерной техники;

точности прогнозной информации, подготовленной в предыдущие периоды.

Аудитор должен иметь достаточные знания о бизнесе и определить степень достоверности исторической финансовой информации субъекта.

.3 Применение МСА при оказании сопутствующих услуг

В стандарте МСА 120 "Концептуальная основа Международных стандартов аудита" определяются уровни уверенности и виды отчетности аудитора по отдельным видам услуг:

обзору;

согласованным процедурам;

подготовке финансовой информации.

Помимо этого, профессиональные обязанности аудиторов при оказании упомянутых услуг раскрываются в МСА 910 "Задания по обзору финансовой отчетности", МСА 920 "Задания по выполнению согласованных процедур", МСА 930 "Задания по подготовке финансовой информации".

Согласно МСА 120 использование термина "аудитор" при оказании сопутствующих услуг не подразумевает, что лицо, оказывающее эти услуги, является аудитором, проверяющим финансовую отчетность субъекта.

При проведении сопутствующих услуг аудитор должен:

планировать свою работу;

направить клиенту письмо-обязательство;

документировать необходимую информацию для того, чтобы подтвердить выполнение работы в соответствии с МСА.

Проведение обзора финансовой отчетности

Обзор финансовой отчетности (5) - услуга, при проведении которой аудитор должен определить наличие обстоятельств, указывающих на то, что финансовая отчетность не была составлена во всех существенных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности. Проведение обзора, в отличие от аудита, не предполагает:

оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

проверки бухгалтерских записей;

получения ответов на запросы;

полного набора доказательств, получаемых в ходе проверки, наблюдения, подтверждений и расчетов.

Согласно МСА 910 "Задания по обзору финансовой информации" доказательства, необходимые для достижения цели обзора, аудитор получает в первую очередь посредством проведения опроса и аналитических процедур.

Примерные процедуры, выполняемые при обзоре финансовой отчетности, следующие:

)общего характера:

выяснение полноты и правильности отражения финансовой информации;

рассмотрение результатов предыдущих аудиторских проверок и обзоров;

получение сведений о раскрытии и соблюдении учетной поли тики;

получение информации о: наличии операций со связанными сторонами; непредвиденных обстоятельствах и обязательствах; планах по сокращению активов или деятельности; вовлечении субъекта в судебные процессы;

)в отношении денежных средств:

получение информации о сверке банковских выписок с учетными данными клиента, переводах между счетами субъекта, существующих ограничениях;

)в отношении дебиторской задолженности:

получение информации об учетной политике в части формирования резервов;

анализ задолженности по срокам погашения и суммам;

)в отношении товарно-материальных запасов:

уточнение периодичности и результатов проведения инвентаризаций;

получение информации о контрольных процедурах;

выяснение обоснованности оценки;

)в отношении инвестиций:

ознакомление с классификацией долгосрочных и краткосрочных инвестиций;

сверка перечня инвестиций с пробным балансом;

получение информации об учетной политике;

выяснение правильности учета дохода от инвестиций;

сверка стоимости имущества и начисленной по нему амортизации с данными пробного баланса;

обсуждение с руководством клиента поступления и списания по счетам учета имущества и правильности учета результатов от продажи и иного выбытия имущества;

выявление фактов передачи имущества в залог;

выяснение правильности отражения в учете и отчетности арендных отношений;

)в отношении расходов будущих периодов:

обсуждение с руководством клиента характера этих расходов перспектив их возмещения;

сравнение остатков по соответствующим счетам с аналогичными данными предыдущего периода, обсуждение с руководством причин выявленных существенных различий;

)в отношении ссудной задолженности, подлежащей погашению:

получение от руководства данных и определение их соответствия пробному балансу;

выяснение фактов и причин невыполнения руководством клиента условий ссудных договоров;

определение видов предоставленного обеспечения;

)в отношении кредиторской задолженности поставщикам:

выяснение наличия прав на льготы по расчетам с поставщиками;

сверка реестра задолженности с данными пробного баланса;

выяснение фактов проведения сверки остатков;

определение наличия существенных неучтенных обязательств;

)в отношении начисленных и условных обязательств:

получение реестра обязательств и сверка его с пробным балансом;

ознакомление с методом определения начисленных обязательств;

получение сведений о суммах, включенных в условные, в том числе внебалансовые, обязательства:

)в отношении налогов:

выяснение наличия спорных ситуаций с налоговыми органами, которые могут оказать значительное влияние на налоги клиента;

получение информации об адекватности учтенных отсроченных и текущих налоговых обязательств;

)в отношении последующих событий:

получение промежуточной отчетности и сравнение ее с отчетностью, по которой проводится обзор;

определение необходимости корректировки или раскрытия информации в финансовой отчетности;

ознакомление с протоколами собраний акционеров или заседаний совета директоров, состоявшихся после даты составления баланса;

13) в отношении собственного капитала:

получение и анализ перечня операций, отраженных на счетах капитала, включая новые выпуски, выбытие и дивиденды;

выяснение фактов наличия каких-либо ограничений;

) в отношении деятельности клиента в целом:

сравнение фактических или ожидаемых результатов текущего периода с результатами предыдущих периодов;

обсуждение правильности временного периода признания доходов и расходов;

рассмотрение непредвиденных и необычных статей;

рассмотрение и обсуждение взаимосвязи между соответствующими статьями доходов.

Аудитор должен обратить внимание клиента на то, что обзор не является аудиторской проверкой, а составленное по результатам обзора заключение не выражает аудиторского мнения о достоверности финансовой отчетности.

Заключение по обзору имеет структуру, во многом схожую с аудиторским заключением по финансовой отчетности, и формируется в зависимости от результатов работы аудитора. Возможные следующие варианты:

Факты, указывающие на то, что отчетность составлена не в соответствии с применимыми основами, не обнаружены - означает, что не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности)

Обнаружены факты, оказывающие негативное влияние на достоверность отдельных статей финансовой отчетности - означает, что не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности), за исключением перечисленных фактов (по возможности дается количественная оценка)

Обнаружены факты, оказывающие существенное негативное влияние на достоверность финансовой отчетности - означает что учитывая изложенные факты, финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности)

Масштаб обзора ограничен - означает, что не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины (не представлена объективно во всех существенных аспектах) в соответствии с МСФО (или другими применимыми основами финансовой отчетности), если не принимать во внимание возможные поправки, внесение которых могло бы оказаться необходимым в отсутствие ограничений обзора

Масштаб обзора существенно ограничен - означает, что невозможно обеспечить какую бы то ни было степень уверенности

Выполнение согласованных процедур

Согласованные процедуры (6) - действия аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, субъектом и любыми соответствующими третьими сторонами. Стандарты и рекомендации по данному виду услуг установлены МСА 930 "Задания по выполнению согласованных процедур". При выполнении согласованных процедур аудитор должен обязательно следовать всем этическим принципам, определяющим профессиональную ответственность аудитора, за исключением принципа независимости. Тем не менее, если аудитор не является независимым, то этот факт отражается в его отчете.

Аудитору рекомендуется использовать следующие методы получения информации, касающейся условий задания:

опрос;

анализ, сравнение;

проверку расчетов;

сквозную проверку;

наблюдение;

осмотр;

запрос и подтверждение.

В случае проведения согласованных процедур аудитор представляет в виде отчета сторонам, участвующим в договоренности, только фактические выводы без выражения уверенности. Пользователи отчета самостоятельно оценивают объем проведенных процедур и предложенные выводы и составляют собственные заключения на основе данных работы аудитора. Аудитор должен представить выводы по поводу задолженности клиента поставщику, подтвержденной проверенными документами. Как у клиента, так и у поставщика могут быть свои соображения по поводу реальности размера этой задолженности. В отчете, помимо обычных реквизитов и параграфов, должны быть отражены следующие принципиальные моменты:

заявление о согласовании выполненных процедур с получателем отчета;

перечень конкретных выполненных процедур;

заявление о том, что процедуры не являются аудиторской проверкой или обзором;

указание на ограниченность объема процедур целью договоренности и упоминание о том, что при проведении дополнительных процедур, проверки или обзора могли быть обнаружены и другие проблемы, требующие отражения в отчете. Данная информация включается для того, чтобы не вызывать неоправданных ожиданий в отношении выявления всех обстоятельств, интересующих получателей отчета.

Подготовка финансовой информации

Подготовка финансовой информации (7)- это сбор, классификация, обобщение и представление финансовой информации с применением знаний аудитора в области бухгалтерского учета (например, составление бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности на основе предоставленных клиентом данных бухгалтерского учета). При оказании данной услуги аудитор выступает и роли бухгалтера, поэтому в тексте МСА 930 "Задания по подготовке финансовой информации" используется именно этот термин. При подготовке финансовой информации так же, как и проведении согласованных процедур, бухгалтер должен соблюдать все профессиональные этические принципы, за исключением требования независимости (однако если бухгалтер не является независимым, это обстоятельство должно быть отражено в отчете).

При определении условий задания бухгалтер должен проинформировать руководство клиента о следующем:

выполнение задания не предусматривает проведение аудиторской проверки или обзора;

ответственность за полноту и точность предоставляемой бухгалтеру информации несет руководство клиента;

финансовая информация будет подготовлена с соблюдением перечисленных в отчете принципов бухгалтерского учета, кроме того, будут раскрыты все известные отступления от этих принципов (количественную оценку таких отступлений приводить необязательно).

В отчете о выполнении задания по подготовке финансовой информации помещается заявление о том, что аудиторская проверка или обзор не проводились и что в связи с этим уверенность в достоверности информации не выражается. На каждой странице подготовленной отчетности либо на титульном листе должны содержаться ссылки на то, что данные собраны и представлены без проведения аудита и обзора.

Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становится известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств. Так, если аудитор проводил обзор финансовой отчетности, а клиент представляет заинтересованным пользователям его мнение как утверждение абсолютной достоверности проверенной информации, то аудитор, узнав об этом, должен предпринять указанные выше меры.

7. Содержание положений о международной аудиторской практике

7.1 Рекомендации по аудиту банков

Проведение процедур межбанковского подтверждения

Рекомендации по проведению названных процедур, изложенные в ПМАП 1000 "Процедуры межбанковского подтверждения", адресованы внешним аудиторам, внутренним банковским аудиторам и инспекторам банков. Подтверждение представляет собой ответ на просьбу подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях, и является ценным видом аудиторских доказательств, полученных от независимого источника. При этом источниками выступают:

другие банки в стране, резидентом которой является проверяемый банк;

другие банки в зарубежных странах;

клиенты проверяемого банка.

Подтверждения могут потребоваться в отношении:

показателей бухгалтерского баланса;

забалансовых статей;

При составлении запроса аудитор учитывает следующие факторы, касающиеся проверяемой стороны:

существенность размера остатков по счетам;

объем деятельности;

При проведении процедур межбанковского подтверждения не практикуется форма запроса в виде предложения направлять ответ только в том случае, если предоставленная в письме информация является неверной или неполной; аудитору важно получить ответы на все запросы.

Аудитору рекомендуется направлять запрос в головной офис банка, а не в какие-либо подразделения, которые предположительно владеют необходимой информацией, так как предположения аудитора могут оказаться неправильными. Запрос обязательно авторизуется проверяемым (запрашивающим) банком. Письма-запросы могут направляться в разное время в зависимости от степени срочности требуемой информации. Для лучшего понимания запроса в письмо включаются:

описание характера запрашиваемой статьи, операции, информации, а также указание суммы и валюты;

дата возникновения и погашения обязательства, условия проведения операции.

Взаимодействие внешних аудиторов с инспекторами по банковскому надзору

В 1989 г. Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) и Базельским комитетом инспекторов, включающим представителей центральных банков и надзорных органов из стран Европы и США, было утверждено ПМАП 1004 "Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов".

Обязанности руководства банка, помимо непосредственно касающихся ведения бизнеса, заключаются в:

организации надлежащих систем контроля;

осмотрительности при проведении операций;

Руководство банка несет ответственность за:

подготовку финансовой отчетности и обеспечение аудитора банка и органов надзора информацией, влияющей на содержание отчетности;

- организацию и эффективность работы подразделения внутреннего аудита, его кадровое и технические обеспечение;

Функции инспектора по банковскому надзору состоят в защите интересов банковских вкладчиков путем проверки соблюдения предъявляемых требований, таких, как:

честность, высокая квалификация и опыт лиц, осуществляющих контроль и управление деятельностью банка;

достаточность капитала для покрытия банковских рисков ; создание резервов на покрытие возможных убытков по безнадежной и сомнительной задолженности;

Методы, применяемые для выполнения этих функций инспекторами, могут быть следующими:

проведение регулярных интервью с руководством банка;

периодические выездные проверки;

Инспектора могут воздействовать на банки с помощью следующих мер:

- выдача рекомендаций или издание официальных распоряжений относительно укрепления бизнеса банка и усиления его внутреннего контроля;

отзыв лицензий у банков, нарушающих установленные требования.

В дополнение к обязательным требованиям по оформлению выводов аудитору банка рекомендуется составить для руководства письменный отчет, который будет содержать замечания о недостатках внутреннего контроля, других упущениях, не влекущих за собой модификацию аудиторского заключения.

Взаимоотношения инспектора и аудитора банка складываются на основе аналогичных интересов и объектов исследования.

Инспектор, используя проверенную аудитором отчетность, должен учитывать цели работы аудитора и некоторую субъективность аудиторских суждений. Информация, предоставляемая аудитором в письмах и отчетах руководству банка, может эффективно использоваться инспектором для получения более широкого представления о различных сторонах деятельности банка. Сведения, поступающие от органа надзора руководству банка, могут использоваться аудиторами в следующих целях:

- независимая оценка инспекторов подтверждает достаточность резервов для покрытия убытков по безнадежной и сомнительной задолженности;

установленные инспектором специальные нормативы могут быть использованы при проведении аналитических процедур;

Могут возникнуть обстоятельства, при которых аудитор или инспектор сочтут необходимым довести информацию до сведения другой стороны. В частности, аудитор может выразить мнение о соблюдении:

условий лицензирования, установленных требований и нормативов, включенных в отчеты;

требований законодательства при проведении банком операций, проверенных аудитором;

Применение МСА при аудите международных коммерческих банков

Рекомендации по применению МСА при проверке коммерческих банков, деятельность которых выходит за национальные границы, отражены в ПМАП 1006 "Аудит международных коммерческих банков" (в настоящее время это положение носит название "Аудит финансовых отчетов банков").

При формировании условий договоренности об аудите международного коммерческого банка аудитор должен принять во внимание следующие факторы:

наличие достаточных специальных знаний в важных для аудита областях банковского дела;

адекватность специальных знаний в области используемых проверяемым банком компьютерных информационных систем и систем электронного перевода денежных средств;

При оценке неотъемлемого риска аудитор должен учесть, что деятельности банка присущи риски, связанные с банковскими продуктами и услугами, а также операционные риски.

1 Риски, связанные с банковскими продуктами и услугами:

Кредитный риск (1) это - риск невыполнения клиентом или партнером обязательств в полной сумме в установленный срок или когда-либо в будущем.

Страновой (2)(трансфертный) риск это - риск того, что иностранный контрагент или клиент не покроет свое обязательство из-за различных внешних факторов, присущих иностранному государству.

Риск замещения (3) это - риск возникновения убытков в результате замещения операции по невыполненному клиентом или контрагентом контракту другой операцией по рыночной цене

Риск расчетов(4) это риск потери основной суммы долга в полном объеме при погашении операции без получения суммы от клиента или контрагента.

Риск процентной ставки (5) это - риск убытка, возникающий в результате зависимости прибыли от будущих изменений процентных ставок

Риск ликвидности (6) это- риск убытка, возникающего в результате отсутствия достаточных средств для погашения своих обязательств

Валютный риск (7) это- риск убытка, возникающего в результате изменений в курсах валюты, в которой исчисляются активы и обязательства

Рыночный риск (8) это- риск убытка вследствие изменения рыночных цен инвестиций

Фидуциарный риск (9) это -риск убытка, возникающего в результате неспособности обеспечить сохранность собственных активов или доходность доверенного другой стороной имущества

Организационная структура (10) это- персонал, занимающийся обработкой данных, может иметь неограниченный и неконтролируемый доступ к программному обеспечению, вносить несанкционированные изменения в программы и данные учета.

Отсутствие первичных документов (11) - это данные могут вводиться без сопроводительных документов и письменного разрешения на проведение операции.

Отсутствие визуальных следов операций (12) - это данные существуют только в компьютерных файлах; невозможно проследить этапы проведения операции.

Отсутствие визуального результата (13) - это результаты обработки не всегда распечатываются, что затрудняет контроль правильности оформления операции в учете.

Последовательность выполнения (14) - это большая надежность результатов обработки данных в случае введения в систему всех операций и обстоятельств; отрицательное воздействие, оказываемое недостаточно отлаженной программой, допускающей систематические ошибки.

При выражении мнения о финансовой отчетности международного коммерческого банка аудитор должен учитывать необходимость:

следования специальным формам и терминологии, определенным законодательством;

корректировки счетов иностранных филиалов и дочерних компаний в соответствии с принципами учета, применяемыми головным банком;

.2 Пояснения, касающиеся использования клиентом и аудитором компьютерных систем

Учет влияния отдельных средств компьютеризации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента

При выполнении требований МСА 400 "Оценка рисков и система внутреннего контроля" аудитору приходится встречаться с проблемами, касающимися применения клиентом компьютерных информационных систем. Разъяснению отдельных вопросов работы с КИС посвящены стандарты МСА 401 "Аудит в условиях компьютерных информационных систем", а также рекомендации, изложенные в:

- ПМАП 1008 "Оценка рисков и система внутреннего контроля - характеристики КИС и связанные с ними вопросы";

ПМАП 1001 "Среда КИС - автономные микрокомпьютеры";

ПМАП 1002 "Среда КИС - интерактивные компьютерные системы";

ПМАП 1003 "Среда КИС - системы баз данных".

- ПМАП 1008 описывает особенности влияния организационной структуры и характера обработки данных КИС на риски системы контроля

Общие средства контроля КИС, направленные на обеспечение уверенности в достижении общих целей внутреннего контроля, включают в себя следующее:

-организационный и управленческий контроль, предусматривающий политику и процедуры, а также разделение несовместимых функций;

контроль за разработкой и эксплуатацией системы прикладных программ;

Внутренний контроль в условиях микрокомпьютерной среды можно организовать с помощью следующих действий:

введения процедур выдачи разрешений и инструкций руководства по использованию микрокомпьютеров;

- обеспечения физической сохранности оборудования, а также встроенных и автономных носителей информации;

Аудитор может использовать следующие подходы к проверке клиента, использующего микрокомпьютеры:

оценить риск системы контроля как высокий и сосредоточить усилия на процедурах проверки по существу;

использовать компьютерные методы аудита с привлечением проверенного программного обеспечения клиента или собственных программ;

Положение 1002 классифицирует интерактивные компьютерные системы в зависимости от выполняемых функций следующим образом:

.Интерактивный режим (15) это- обработка в режиме реального времени: операции вводятся в устройство терминала, проверяются и используются для оперативного обновления связанных с терминалом файлов компьютера.

.Интерактивный режим (16) это - обработка групп данных: в отличие от предыдущего режима, операции после проверки добавляются в файлы, содержащие другие операции, введенные в течение периода, по окончании которого проводится обновление основного файла

.Интерактивный режим( 17) это -обновление файла меморандума, сочетание предыдущих двух режимов, когда отдельные операции незамедлительно обновляют информацию файла меморандума, на основе которого потом делаются запросы.

.Обработка считываемых (18) это - загружаемых данных в интерактивном режиме: данные основного файла переносятся в интеллектуальное устройство терминала для дальнейшей обработки их пользователем.

Действия аудиторов при проверке клиента, использующего интерактивные компьютерные системы, подразделяются на следующие этапы:

на стадии планирования:

включение в группу специалистов, обладающих техническими навыками работы с данными системами и сопутствующими средствами контроля;

Повышению надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля при применении баз данных способствуют следующие факторы:

-однократность записи и обновления данных в отличие от КИС, где данные хранятся в разных фондах и обновляются в разное время разными программами;

Аудиторские процедуры могут включать использование функций СУБД для генерирования тестовых данных, проверки целостности базы данных, предоставления доступа к базе данных аудиторского программного обеспечения, Если аудитор решает не полагаться на средства контроля в системе баз данных, он должен попытаться достичь своей цели с помощью проверки по существу значительных бухгалтерских программ, использующих базу данных.

Методы аудита с использованием компьютеров

Аудиторское программное обеспечение может быть представлено:

пакетом программ, предназначенных для чтения компьютерных файлов, отбора информации, проведения расчетов, создания файлов с данными и печати отчетов;

программами специального назначения, разработанными аудитором, субъектом или внешним программистом, для выполнения аудиторских задач в конкретных условиях;

Кроме того, методы аудита с использованием компьютера могут применяться при проведении:

детальных тестов операций и сальдо;

аналитических процедур обзора;

В процессе планирования для принятия решения об использовании методов аудита с применением компьютера (МАК) следует учитывать:

знания, навыки и опыт работы аудитора с компьютером;

период хранения файлов с проверяемыми операциями в компьютерной системе субъекта.

7.3 Прочие вопросы, рассматривающиеся в ПМАП

Особенности применения МСА при аудите малых предприятий

ПМАП 1005 "Особенности аудита малых предприятий" определяет степень воздействия основных характеристик малых предприятий на применение Международных стандартов аудита. Под малым предприятием здесь понимается любой субъект, право собственности и управление которым сконцентрированы в рамках узкого круга лиц и к которому применимы одна или несколько следующих характеристик:

ограниченное число видов деятельности и источников дохода;

упрощенная система ведения бухгалтерского учета;

МСА 210 "Условия договоренностей об аудите": необходимо четко обозначить обязанности собственника-менеджера и его ответственность за финансовую отчетность, особенно в случаях, когда отчетность составляется обслуживающей организацией.

МСА 220 "Контроль качества аудиторской работы": при аудите малых предприятий могут отсутствовать проблемы, связанные с поручением заданий и делегированием полномочий, так как вся работа обычно выполняется одним аудитором.

МСА 230 "Документация": на малых предприятиях наиболее эффективным оказывается отражение в рабочих документах схем документооборота или описание системы ведения бухгалтерского учета.

МСА 240 "Мошенничество и ошибки": если собственник является одновременно менеджером малого предприятия, то это может усилить общий контроль и уменьшить риск мошенничества и ошибок.

МСА 250 "Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности": правовая и нормативная база, регулирующая деятельность малых предприятий, как правило, менее сложна по сравнению с крупными субъектами.

МСА 300 "Планирование": при аудите малых предприятий планирование можно осуществить либо в ходе встречи с собственником-менеджером, либо после получения доступа к документации субъекта.

МСА 310 "Знание бизнеса": при аудите малых предприятий нецелесообразно рассматривать все указанные в приложении к МСА 310 факторы, учитываемые при изучении бизнеса клиента.

МСА 320 "Существенность в аудите": для определения уровня существенности при аудите малых предприятий аудитор в случае отсутствия баланса в начале проверки может использовать показатели пробного баланса за текущий год или данные отчетности клиента за предыдущий период с учетом обстоятельств, произошедших в течение проверяемого периода.

МСА 400 "Оценка рисков и система внутреннего контроля": неотъемлемый риск малого предприятия может повыситься в результате концентрации права собственности и управления.

МСА 401 "Аудит в условиях компьютерных информационных систем": системы бухгалтерского учета в малых предприятиях часто устанавливаются на автономных микрокомпьютерах.

МСА 500 "Аудиторские доказательства": при аудите малых предприятий возникают проблемы с получением достаточного объема доказательств, связанные с возможным препятствованием собственника-менеджера отражению отдельных операций в учете и вероятностью отсутствия процедур внутреннего контроля, документально подтверждающих полноту учета операций.

МСА 520 "Аналитические процедуры": аналитические процедуры на стадии планирования аудита малых предприятий

МСА 530 "Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки: с учетом небольшого объема генеральной совокупности данных на малых предприятиях иногда целесообразно проверить всю совокупность или 100% отобранных определенным образом объектов.

МСА 550 "Связанные стороны": операции со связанными сторонами являются характерной чертой многих малых предприятий, которыми управляет собственник-менеджер.

МСА 560 "Последующие события": выявление последующих событий при аудите малых предприятии затрудняют длительные сроки утверждения отчетности, медленное обновление данных, отсутствие протоколом заседаний директоров.

МСА 570 "Допущение о непрерывности деятельности предприятия"

МСА 580 "Заявления руководства": аудитору рекомендуется получить заявления от собственника-менеджера, чтобы избежать возможного недопонимания им ответственности за полноту и содержание информации, содержащейся в финансовой отчетности.

МСА 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности": аудитор должен быть уверен в том, что собственник-менеджер признает свою ответственность за подготовку и содержание отчетности по состоянию на дату подписания аудиторского заключения.

МСА 720 "Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность": примерами прочей информации для малого предприятии являются отчет о доходах и расходах, составленный в целях налогообложения, и отчет руководства.

Осуществление контактов аудитора с руководством клиента

Аудитор должен строить отношения с клиентом в соответствии с юридическими требованиями и профессиональными этическими принципами, с учетом внутренних процедур и практики аудитора.

Юридическая сторона отношений частично может быть урегулирована с помощью письма-обязательства, которое призвано способствовать пониманию руководством клиента условий договоренности, а получение заявлений руководства обеспечивает подтверждение этого понимания.

По окончании аудита может возникнуть необходимость обсуждения:

практических трудностей, возникших в ходе проверки данного клиента;

разногласий с руководством, касающихся финансовой отчетности;

Аудитору также предписывается при составлении сообщения по вопросам внутреннего контроля:

не включать формулировки, которые вступали бы в противоречие с выраженным в заключении мнением;

указать цель проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля исключительно определение объема аудиторских процедур;

Аудитор должен помнить о том, что контакты с руководством не могут освободить аудитора от учета влияния обсуждаемых вопросов на финансовую отчетность или аудиторское заключение и не отменяют необходимость написания поясняющего параграфа или оговорок.

Учет экологических проблем при аудиторских проверках

Учитывая возрастающую роль охраны окружающей среды для государств и отдельных предприятий, Комитет по международной аудиторской практике выпустил ПМАП 1010 "Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности". Экологические аспекты могут оказать существенное влияние на показатели финансовой отчетности клиентов, которые:

работают в отрасли, подверженной экологическому риску (химической, нефте- и газодобывающей, фармацевтической, коммунальном хозяйстве);

осуществляют деятельность, контролирующуюся со стороны соответствующих правоохранительных органов на предмет соблюдения экологических требований;

8. Обеспечение качества работы аудиторской фирмы

.1 Понятие качества аудита

В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия.

Аудит призван удовлетворять потребность общества в установлении объективной финансовой информации.

Потребность в информации (1) - это свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели. При изучении информационной потребности следует учитывать три взаимосвязанных компонента:

потребителя информации (2) (круг лиц, заинтересованных в результатах аудита, оформленных заключением);

информационный массив (3) (информация о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, сконцентрированным выражением которой является бухгалтерская отчетность);

информационную систему (4) (информационный массив, каналы связи между потребителями и совокупность технических средств, преобразующих и поставляющих информацию).

Понятие потребности в информации, является результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, отражающее необходимость получения информации о достоверности бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствующих решений. Мнение аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации:

Полнота ( 5) (достаточность) - количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;

Точность (6) - выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия финансовой отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;

Полезность (7) - аудиторское заключение касается лишь существенных аспектов финансово- хозяйственной деятельности аудируемого липа, не затрагивая бесполезных для потребителей данных;

Доступность(8) - мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации;

Однозначность(9) - результаты аудита излагаются в виде, не допускающем различных толковании;

Оперативность (10)- заключение должно быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям;

Предназначение (11) (адресность) - части аудиторского заключения адресуются конкретным группам пользователей информации.

.2 Организация работы по обеспечению качества аудиторских услуг со стороны Международной федерации бухгалтеров

В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение о международной бухгалтерской практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию контроля организаций - членов МФБ за качеством деятельности аудиторских фирм.

Эти программы должны:

обеспечивать контроль за соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности;

предусматривать систему непрерывной профессиональной подготовки, нацеленную на изучение методов и процедур контроля качества;

помогать в осуществлении программы проверки качества профессиональной деятельности.

Программа МФБ предусматривает создание объединения фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе. Это мероприятие было проведено в конце 2000 г. Фирмы - члены Форума должны соблюдать определенные требования, в том числе:

обеспечивать соответствие уровня услуг всеобщему стандарту качества Форума фирм;

подвергать обязательному контролю качество своей работы с помощью внешних проверяющих .

.3 Политика и процедуры контроля качества аудита

Политика и процедуры контроля качества согласно МСА 220 "Контроль качества аудиторской работы" должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:

-размера фирмы;

ее расположения;

Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно включают следующее:

.Профессиональные требования (12) - определены "Кодексом этики профессиональных бухгалтеров": независимость, честность, объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения.

.Навыки и компетентность (13) - сотрудники должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью.

.Поручение заданий (14) - работа должна быть поручена сотрудникам соответствующей квалификации.

.Делегирование полномочий (15)- осуществление надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в соответствии выполненной работы стандартам качества.

.Консультирование (16) - проведение консультации с компетентными специалистами.

.Принятие и сохранение клиентов (17) - оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.

.Мониторинг (18)- определение эффективности политики и процедур контроля качества.

Для обеспечения соблюдения профессиональных требований руководитель аудиторской фирмы должен:

назначить персонал, ответственный за разрешение этических вопросов;

довести до сведения всех сотрудников фирмы политику и процедуры, применяемые в отношении профессиональных этических принципов;

В области поручения заданий действия руководства аудиторской фирмы должны быть следующими:

обеспечить планирование кадровых потребностей фирмы, ее подразделений, а также отдельных проверок;

определить круг лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудита;

В отношении делегирования полномочий руководство аудиторской организации должно обеспечить:

проведение процедур для планирования проверок;

принятие мер для поддержания внутрифирменных стандартов качества при проведении аудита;

Для выполнения требований по консультированию необходимо:

определить сферы консультаций и поощрять использование персоналом консультаций из авторитетных источников;

назначить консультантов и определить их полномочия;

Проведение мониторинга предполагает:

составление внутрифирменной программы с указанием: объемов работ, критериев отбора договоренностей об аудите для проверки, сотрудников, привлеченных к мониторингу;

Руководство работой ассистентов предусматривает информирование их о следующих вопросах:

обязанности ассистентов;

цели выполняемых ими процедур;

Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен:

контролировать ход аудита;

Проверка работы ассистентов осуществляется компетентным специалистом в следующих направлениях:

корректировка и выполнение общего плана и программы аудита;

документальное оформление процедур и их результатов;

Похожие работы на - Международные стандарты аудита

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!