Основания, порядок и обязательства исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной грузоперевозки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,16 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основания, порядок и обязательства исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной грузоперевозки

Введение

Современное российское транспортное железнодорожное законодательство развивается очень динамично.

Переход российского государства к рыночной экономике поставил перед железнодорожным транспортом новые, сложные задачи, что вызвало необходимость коренного изменения правового регулирования железнодорожных перевозок.

Успешное развитие рыночных отношений в Российской Федерации невозможно без развития транспортной деятельности, без решения проблем правового регулирования взаимоотношений между участниками транспортного процесса на железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе России.

В настоящее время в России договор перевозки грузов регулируется нормами права, которые не в полной мере согласуются с соответствующими нормами индустриально развитых стран и инициируемыми ими международными конвенциями, что существенно препятствует нормальному развитию внешнеторговых связей. Кроме того, Гражданский кодекс РФ и действующий Устав железнодорожного транспорта РФ имеют ряд недоработок и, поэтому, не разрешили всех проблем в сфере железнодорожных перевозок грузов.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы предопределена недостаточным уровнем теоретической разработанности поставленной проблемы, обновлением железнодорожного законодательства, произошедшем в последние годы, целесообразностью анализа правового регулирования правоотношений между участниками железнодорожной перевозки грузов, и в частности, вопросов, связанных со структурой отношений между субъектами договора железнодорожной перевозки грузов, необходимостью выявления и устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве в целях совершенствования нормативного регулирования института перевозки грузов с учетом опыта отечественного законодательства и зарубежной практики.

Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения договора железнодорожной перевозки груза. Соответственно, предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом, анализ существующих в науке гражданского права различных подходов и взглядов исследователей на правовую природу договора железнодорожной перевозки грузов.

Цель исследования курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть и проанализировать нормативный и теоретический материал, связанный с правовым регулированием отношений, вытекающих из реализации договора железнодорожной перевозки груза. Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решить следующий круг задач:

  • проанализировать российское законодательство, научные разработки и исследовать правовую природу договора железнодорожной перевозки груза
  • рассмотреть правовые особенности и проблемы, возникающие в процессе исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной перевозки груза;
  • дать оценку правовому положению, а также рассмотреть основания и пределы ответственности сторон договора перевозки груза железнодорожным транспортом.

Структура курсовой работы соответствует поставленным цели и задачам, характеру объекта и предмета исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Предметом исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, такие как Гражданский кодекс РФ, федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», другие федеральные законы, подзаконные акты, и ведомственные акты МПС РФ, а также научная литература в области гражданского права.

Положения курсовой работы соотнесены с высказываниями, суждениями, оценками известных ученых, проиллюстрированы ссылками на данные источники.

1. Правовые основы договора железнодорожной грузоперевозки

1.1 Источники правового регулирования железнодорожной грузоперевозки

Деятельность железнодорожного транспорта, в частности в сфере грузоперевозки, регулируется, прежде всего, нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Первостепенной юридической силой здесь обладает Конституция РФ, содержащая ряд норм о статусе и деятельности железнодорожного транспорта. Применительно к данной сфере деятельности Конституцией РФ устанавливается ряд положений, определяющих основные права и обязанности в области предпринимательской деятельности, что несомненно относится к железнодорожным грузоперевозкам , а также закрепляются конституционные нормы, направленные на обеспечение единства экономического пространства России и определение государственно-регулятивных основ деятельности железнодорожного транспорта. Однако, Конституция РФ, как нормативный акт преимущественно публичного права лишь в наиболее общей форме отражает частно- правовые начала.

Главным источником правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта является Гражданский кодекс РФ, поскольку содержит принципиальные основы частного права и конкретизирует их применительно к предпринимательской деятельности в целом и к транспортной деятельности в частности. ГК РФ содержит правила регулирования перевозок (гл.40), оказания транспортно-экспедиторских услуг (гл.41), а также иных обязательственных отношений, связанных с перевозкой (хранение, аренда и т.п.). В то же время в Гражданский кодекс РФ включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Основной же пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами.

Существование такого методологического подхода объясняется учеными, во-первых, тем, что это придает единообразие правовому регулированию сходных отношений, складывающихся при перевозке грузов разными видами транспорта, устанавливает разумность и справедливость правил, регламентирующих перевозку для всех участников соответствующих отношений и, во-вторых, позволяет учитывать технологические и правовые особенности условий перевозок грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых различными видами транспорта, а также сложившиеся традиции в соответствующих сферах транспортной деятельности, в строгом соответствии с требованиями ГК РФ. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве.

Применительно к железнодорожному транспорту такими специальными законами являются федеральный закон от 10 января2003г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и федеральный закон от 10 января 2003 года № 18- ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». При этом УЖДТ является важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения между грузоотправителями, грузополучателями и железнодорожными перевозчиками.

Вопрос о соотношении Гражданского кодекса РФ и УЖДТ РФ должен решаться исходя из того, что правила содержащиеся в УЖДТ должны соответствовать принципам гражданского права России, а нормы ГК РФ, в свою очередь, применяются, если иное не предусмотрено специальным законодательством.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, также являются важным источником правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта. Данными актами, в частности, определяются основные направления реформы железнодорожного транспорта, а также регламентация отдельных видов деятельности железнодорожного транспорта.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации не может предусматривать все многообразие конкретных условий и особенностей перевозок. Поэтому в его развитие принимаются важные правительственные и ведомственные акты, детально регламентирующие все стороны перевозки грузов и пассажиров. Среди данных актов, с точки зрения рассматриваемой в настоящей работе темы, интерес представляют Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом. Правила перевозок грузов содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридически и физических лиц.

Кроме специальных транспортных законов, к отношениям, связанным с железнодорожными перевозками, в зависимости от специфики конкретной перевозки, применяются и такие законы, как закон «О защите прав потребителей», закон «О естественных монополиях», закон «О почтовой связи», «О качестве и безопасности пищевых продуктов». За нарушение требований действующего законодательства граждане и должностные лица могут привлекаться к уголовной или административной ответственности.

К числу источников железнодорожного транспортного права также относятся соответствующие международные договоры РФ.

1.2 Понятие, характер и система договора железнодорожной грузоперевозки перевозки

В соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ, договором перевозки груза, является договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Данный договор может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Из определения данного договора усматривается также, что он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются на стороне, как перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем, следовательно, договор является возмездным, а также срочным договором, ибо срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке грузов.

Однако, реальный характер договора перевозки груза, с обоснованной точки зрения ряда исследователей ставится под сомнение. Так, существуют правила специального железнодорожного законодательства, которые не согласуются с реальным характером договора перевозки груза. Самым оригинальным из них является установление ст.30 УЖДТ РФ, согласно которому плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов к перевозке. Внесение провозной платы- это основная обязанность грузоотправителя по договору. Если договор реальный, считается заключенным с момента передачи (вверения) груза перевозчику, то, как можно говорить о возникновении договорной обязанности до заключения договора?

В обоснование концепции о консенсуальном характере договора перевозки известный советский цивилист Г.С. Гуревич писал: «... если действиям перевозчика по подаче транспортных средств и действиям отправителя по предъявлению груза к перевозке предшествует достижение соглашения сторон о месте погрузки и другим вопросам, то следует признать, что эти действия совершаются во исполнение этой, уже достигнутой договоренности. А поэтому всякий договор перевозки... должен... быть квалифицирован как консенсуальный».

Мешает квалификации договора железнодорожной перевозки груза как реального и процедура подачи заявки. Поданная заявка, содержащая все существенные условия договора, по сути, является ни чем иным, как офертой, в то время как принятие заявки, соответственно, является акцептом (ст.435, 438 ГК РФ).

Однако, следует отметить, что по аспекту характера договора перевозки в науке превалирует концепция, согласно которой договор перевозки грузов является реальным. Таким образом, по справедливому замечанию О.С. Иоффе, вопрос о консенсуальном или реальном характере рассматриваемого договора решается достаточно сложно.

Договор железнодорожной перевозки грузов, исходя из положений ст.789 ГК РФ, является публичным договором. Следовательно, к данному договору применяются правила ст.426 ГК РФ, о публичном договоре. Договор железнодорожной грузоперевозки, в условиях ныне действующего законодательства, так же, потенциально, обладает характером договора присоединения. Реализация этого потенциала возможна при повышении конкуренции в перевозочной деятельности, появлению негосударственных железнодорожных перевозчиков, а также приведению специального железнодорожного законодательства в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ в отношении указанного вида договора.

.3 Система договора железнодорожной грузоперевозки перевозки

Современным транспортным законодательством, для наиболее точного отражения интересов сторон в заключаемых договорах перевозки, различающихся по правовому значению, субъектному составу, предмету вытекающих из них обязательств и иным критериям, предусматривается целая система договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа на всех видах транспорта.

Таким договором, в частности, является договор перевозки груза, по которому, согласно ст.785 ГК РФ, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор об организации перевозки грузов, предусмотренный ст.798 ГК РФ и ст.10 УЖДТ РФ, представляет собой такой договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов.

Согласно ст.799 ГК РФ, между различными видами транспорта, отношения между которыми не урегулированы единым транспортным документом могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов

При заключении таких договоров, транспортные организации должны принимать доставляемый в место отправления груз, сдаваемый им не самим грузоотправителем, а транспортной организацией другого вида транспорта. Иными словами, договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов могут регулироваться взаимоотношения транспортных организаций, складывающиеся между ними на протяжении всего процесса перевозки грузов.

Предусмотренный ст.787 ГК РФ, консенсуальный договор фрахтования не применяется на железнодорожном транспорте.

.4 Стороны договора железнодорожной грузоперевозки

Содержание гражданского правоотношения образует взаимодействие их участников, осуществляемое в соответствии с их субъективными правами и обязанностями.

При рассмотрении вопроса о субъектном составе договора перевозки груза, необходимо учитывать тот факт, что современный договор перевозки грузов выходит за рамки просто реального договора перевозки конкретного груза, и включает в себя все договоры, опосредующие отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа.

В договорных отношениях по перевозке груза участвуют перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель.

Договор железнодорожной грузоперевозки заключается между грузоотправителем и перевозчиком. По данному договору, в соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ, перевозчик обязуется за плату доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груз лицу, то есть грузополучателю.

В большинстве случаев грузоотправитель и грузополучатель совпадают в субъектном отношении и тогда перевозчик имеет дело с одним лицом. При таком варианте, как правило, сложностей в реализации договора грузоперевозки не возникает.

Тем не менее, часто бывает, что грузоотправитель и грузополучатель, являются разными лицами. В этом случае грузополучатель, не совпадающий с отправителем, соответственно не имеет возможности участвовать в заключение договора перевозки, согласовании его существенных условий. Тем не менее, грузополучатель приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности. Точнее всего правовое положение грузополучателя по российскому транспортному праву может быть объяснено только через конструкцию договора в пользу третьего лица, где получатель груза выступает в роли третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза.

Такая конструкция договора наиболее полно отражает складывающиеся отношения данных субъектов договора железнодорожной грузоперевозки. Так, п.1 ст.430 ГК РФ, определяется, что договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник (перевозчик) обязан произвести исполнение не кредитору (грузоотправителю), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (грузополучателю), имеющему право требовать исполнения обязательства в свою пользу.

Таким образом, договор грузоперевозки железнодорожным транспортом является двухсторонним договором, заключенным в пользу третьего лица.

УЖДТ РФ расширяет субъектный состав участников правоотношений железнодорожной грузоперевозки за счет включения в их состав владельца инфраструктуры. Это происходит в результате привлечения, на основании ст.11 УЖДТ РФ, владельца инфраструктуры к рассмотрению представленной перевозчиком заявки, и наделения его правом отказа перевозчику в согласовании направленной заявки.

Однако такой подход нельзя считать оправданным. Взаимоотношения перевозчиков и владельцев инфраструктур должны находиться за рамками договора перевозки грузов и строиться на долгосрочной основе.

2. Основания, порядок и обязательства исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной грузоперевозки

2.1 Обязательства по оплате, подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке

До момента приема груза к перевозке, в соответствии со ст. 30 УЖДТ РФ, грузоотправителем вносится плата за перевозку груза и иные причитающиеся платежи перевозчику, если иной срок оплаты не установлен УЖДТ РФ, либо соглашением сторон.

Согласно п.2 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В тоже время, согласно п.3 ст.790 ГК РФ, если выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца работы и услуги не предусмотрены тарифами, то такие услуги оплачиваются по соглашению сторон.

Статьей 15 УЖДТ РФ устанавливается, что плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. В определенных случаях, предусматривается оплата перевозки исходя из фактически пройденного расстояния.

Пунктом 1 ст.785 ГК РФ предусмотрено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу.

Однако всякая перевозка «…предполагает совершение действий по предъявлению груза и принятию его для перевозки.»

Предъявление груза, исходя из положений п.1 ст.794 ГК РФ, является обязанностью отправителя, за нарушение которой указанной статьей предусматривается ответственность отправителя груза. УЖДТ РФ и Правилами перевозки предусматриваются различные способы предъявления отправителем груза к перевозке. Отличия заключаются в субъекте производящем погрузку, месте погрузки и принадлежности вагонов.

Так, ст.21 УЖДТ РФ и п.8 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, указывается, что погрузка и разгрузка грузов в вагоны и контейнеры в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем.

Тем не менее, данную формулу, в отношении погрузки в местах общего пользования нельзя считать корректной. Дело в том, что погрузочные механизмы и приспособления в местах общего пользования не принадлежат отправителю, поэтому он не в состоянии создать условия для осуществления погрузки. Следовательно, погрузка в местах общего пользования не обеспечивается отправителем, но осуществляется за его счет.

Таким образом, согласно ст.21 УЖДТ РФ, обязанностью перевозчика является только погрузка контейнеров в вагоны в местах общего пользования, тогда как выполнение погрузки грузов в вагоны в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем своими силами либо силами иных лиц, имеющих необходимые технические средства, на основании заключаемых грузоотправителем с этими лицами соответствующих договоров.

Предъявлению груза к перевозке предшествует обязанность подачи транспортных средств перевозчиком. Пунктом 1 ст.791 ГК РФ определяется, что перевозчик должен подать отправителю в установленный срок, исправные транспортные средства, в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза. При этом ст. 20 УЖТ и п. 7 Правил приема грузов уточняется, что перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, очищенные, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные и годные для перевозки конкретных грузов вагоны и контейнеры.

Для оценки состояния транспортных средств в отношении возможности их применения для перевозки грузов используется такое понятие как коммерческая пригодность вагонов, под которой, в соответствии с абз.5 ст. 20 УЖДТ РФ, понимается состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, характеризующееся пригодностью для перевозки конкретного груза, отсутствием внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов. И, если, техническая исправность вагонов и контейнеров, а также коммерческая пригодность контейнеров во всех случаях определяется и обеспечивается перевозчиком, то обязанность по определению коммерческой пригодности вагонов разделяется между перевозчиком и грузоотправителем в зависимости от того, кто из них осуществляет погрузку грузов. Коммерческая пригодность контейнеров, согласно п. 7 Правил приема грузов во всех случаях определяется грузоотправителем.

Ст. 20 УЖДТ РФ устанавливается, что в случае непригодности вагонов или контейнеров в коммерческом отношении грузоотправитель имеет право отказаться от предложенного подвижного состава., а перевозчик, в свою очередь, обязан подать взамен непригодных транспортных средств пригодные для перевозки соответствующих грузов вагоны или контейнеры. Факт непригодности вагонов под перевозку груза оформляется актом общей формы, который подписывается представителями перевозчика и грузоотправителя.

Правила об определении технической исправности вагонов, контейнеров и их коммерческой пригодности для перевозки конкретного груза имеют решающее значение в случае утраты, недостачи, повреждения или порчи перевозимого груза, если причиной этого явились техническая неисправность или коммерческая непригодность соответствующих вагонов, контейнеров.

2.2 Требования к перевозкам грузов железнодорожным транспортом

Предъявление груза к перевозке должно соответствовать указанным в принятой заявке условиям, а также требованиям Правил перевозок. К таким условиям, в частности, относятся условия о скорости доставки, сопровождении и соблюдении весовых и иных технических норм, пломбировании вагонов.

В соответствии со ст. 26 УЖДТ РФ, при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.

Обязанности по определению массы груза распределяются между грузоотправителями и железной дорогой в зависимости от того, где и кем осуществляется погрузка грузов в вагоны. При этом осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузов оплачивается грузовладельцем в соответствии с договором.

Президиумом ВАС РФ в информационном письме указывается что «если масса груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, определенная грузоотправителем расчетным способом, не соответствует массе груза, определенной грузоперевозчиком путем взвешивания, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза только тогда, когда погрузка груза до полной вместимости вагонов, контейнеров повлекла за собой превышение их допустимой грузоподъемности.»

Статьей 14 УЖДТ РФ определяется, что перевозки грузов осуществляются грузовой и большой скоростью.

На скорость доставки груза оказывает влияние условие о сроках доставки. В свою очередь срок доставки груза может быть как стандартным, опирающимся на категорию скорости и зафиксированным в Правилах перевозок, так и иным, согласно ст.33 УЖДТ РФ, определяемым по соглашению сторон.

Даже в правилах перевозки можно обнаружить категорию скорости, не совпадающую с грузовой или большой. Норма суточного пробега при перевозках отправительскими маршрутами и контейнерными поездами (маршрутные отправки) всегда составляет 550 км в сутки и превышает максимальную норму пробега при перевозках большой скоростью.

Таким образом, при дальнейшем развитии предпринимательских отношений в сфере железнодорожных перевозок, возможно установление иных категорий скоростей доставки грузов, чем грузовая и большая, при непременном условии соблюдения безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Важным условием доставки груза, направленным на обеспечение его сохранности, являются объявление ценности перевозимого груза и транспортировка груза с сопровождением и охраной.

Статья.16 УЖДТ РФ предоставляет грузоотправителям право предъявлять грузы для перевозок с объявлением их ценности. Пунктом 2 Правил перевозок грузов с объявленной ценностью устанавливается, что ценность груза объявляется исходя из ее стоимости. Объявленная грузоотправителем ценность, согласно п.6 указанных Правил, не должна превышать действительной стоимости груза. В то же время, Правилами перевозок грузов устанавливается и перечень грузов перевозимых с обязательным объявлением ценности.

За перевозку грузов с объявленной ценностью, согласно абз.3 ст.16 УЖДТ РФ, взимаются сборы, ставки которых устанавливаются тарифным руководством.

УЖДТ РФ в ст.17, устанавливается правило, согласно которому охрана грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими по договору лицами. Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с МВД РФ и содержится в Правилах перевозок.

Функциональные различия между сопровождением и охраной «объясняется, на наш взгляд, различием в содержании деятельности охранника и сопровождающего. Охрана и сопровождение направлены на обеспечение сохранности груза. Но если охрана- это квалифицированная защита от посягательств третьих лиц, то сопровождение- это поддержание нормального состояния груза и представление интересов грузовладельца».

Так же, М.И. Брагинский указывал, что « В определенной степени способствует обеспечению сохранности перевозимых грузов выполнение… грузоотправителем и перевозчиком, погрузившими груз в отдельный вагон, контейнер… обязанностей по их пломбированию, предусмотренных транспортным законодательством.» Статья 28 УЖДТ РФ, содержит требование об обязательном пломбировании загруженных транспортных средств, разделяя обязанности по исполнению указанного требования между грузоотправителем и перевозчиком по соответствующим основаниям.

Заявка на перевозку грузов так же должна включать наименование станции назначения и грузополучателя, информацию о свойствах груза, а также способах размещения и крепления груза в транспортных средствах.

.3 Изменение договора железнодорожной грузоперевозки

В процессе доставки возможно возникновение особых отношений, связанных с изменением или прекращением обязательства перевозки. Указанное изменение или прекращение возникает в результате действия непреодолимой силы или по инициативе грузовладельца.

Однако, нормы действующего транспортного законодательства, определяющие основания и регулирующие порядок изменения и прекращения погрузки и доставки грузов, содержат ряд сложных и неточных положений, затрудняющих их применение на практике.

Абз.1 ст.29 УЖДТ РФ устанавливается, что погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств. Следует иметь в виду, что указанный перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Не случайно в данной статье указывается и на иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. Наличие таких обстоятельств должен доказывать перевозчик.

Положения ст.29 УЖДТ РФ говорят о том, что ограничение или прекращение погрузки и перевозки грузов возможны по инициативе как перевозчика, так и, в определенных случаях, владельца инфраструктуры. По этому поводу в постановлении Пленума ВАС РФ разъясняется, что прекращение или ограничение погрузки является правомерным только при соблюдении особого порядка принятия таких решений. Однако, в УЖДТ РФ не содержатся правила, дающие возможность четко определить данный порядок. Нет ответа на этот вопрос и в иных правовых актах транспортного железнодорожного законодательства.

Статьей 29 УЖДТ РФ, определяется также, что срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Однако, в п.10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12 ноября 1998г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорого Российской Федерации», указывается, что «срок временного ограничения или прекращения погрузки грузов, грузобагажа может быть установлен не только руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но и исполняющим его обязанности заместителем министра. Пленум разъяснил, что прекращение или ограничение погрузки грузов, грузобагажа, установленное другими должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, арбитражным судам во внимание принимать не следует».

Обращает на себя внимание также неточность установленного порядка и способа уведомления перевозчиками грузоотправителей и грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов. Так, согласно абз.6 ст.29 УЖДТ РФ, между перевозчиками, грузоотправителями и заинтересованными грузополучателями должна достигаться соответствующая договоренность об обстоятельствах препятствующих дальнейшей доставке грузов. Однако, ученые убедительно полагают, что заключение такого рода предварительных договоров трудно исполнимо как в субъектном отношении, так и в плане громоздкости заключения таких соглашений для каждой отдельной грузоперевозки.

Остается непонятым обязательство грузовладельца, по которому данный субъект отношения грузоперевозки обязан в течение 12 часов, в соответствии с абз.7 ст.29 УЖДТ РФ, после получения от перевозчика уведомления приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку и отправление грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях. Однако, если приостановка и ограничение грузоотправителем погрузки возможно, поскольку он погрузку и осуществляет, то обязанность по выполнению подобных действий в отношении отправки не представляется возможной, так как доставкой грузов занимается уже перевозчик. Вопрос как именно грузоотправитель должен исполнить возложенную на него обязанность приостановить или ограничить доставку остается открытым.

Определенные законодательные недостатки обнаруживаются при изменении договора железнодорожной грузоперевозки в форме переадресации.

Так, согласно абз.2 ст.31 УЖДТ РФ, изменение пункта назначения производится грузоперевозчиком без согласования с грузовладельцем или соответствующим таможенным органом, при угрозе здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности. При этом обоснованность наделения перевозчика, субъекта частноправовых отношений перевозки грузов, подобными административными полномочиями вызывает сомнение.

Изменение договора железнодорожной грузоперевозки по инициативе грузовладельца осуществляется в форме переадресации и, согласно ст.31 УЖДТ РФ, возможно при непременном согласии перевозчика.

Однако, подобное условие существенно усложняет порядок осуществления такого изменения. Упрощение данного порядка разумно произвести за счет законодательного разделения понятий изменения грузополучателя без изменения станции назначения и самой переадресовки, то есть изменения пункта назначения с возможной переменой получателя. В сущности, у перевозчика не возникает особых трудностей доставить груз на заранее определенную станцию назначения и выдать доставленный груз новому, безразличному для перевозчика, уполномоченному на получение груза лицу. В этом случае согласия перевозчика на изменение не требуется. Такой подход тем более представляется целесообразным, что подобное разделение уже применялось в УЖД 1964г.

Абз.1 ст.31 УЖДТ РФ, право на подачу заявления на переадресовку предоставляется как грузоотправителю, так и грузополучателю. Таким образом, для переадресовки возникает проблема «двойственной природы грузовладельца», существующая и в случае изменения договора железнодорожной перевозки груза по независящим от перевозчика или грузовладельца причинам.

Не уточненным остается также вопрос относительно сроков рассмотрения и согласования зарегистрированного, согласно п.7 Правил переадресовки, заявления на переадресовку, по итогам рассмотрения которого перевозчиком принимается решение об осуществлении переадресовки или об отказе в ее осуществлении.

.4 Прекращение договора железнодорожной грузоперевозки

Исполнение обязательства по перевозке груза завершается на станции назначения выдачей груза перевозчиком уполномоченному на получение груза лицу. С этого времени отношения железнодорожной грузоперевозки превращаются из отношений между грузоотправителем и перевозчиком в правоотношения, складывающиеся уже между перевозчиком и грузополучателем.

Однако, для вступления грузополучателя в отношение перевозки необходимо его уведомление о прибытии груза со стороны перевозчика и выражение намерения о принятии доставленного груза со стороны самого грузополучателя.

В соответствии с абз.1 ст.34 УЖДТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

Для возможности практической реализации обязанности перевозчика об уведомлении о прибытии груза Правилами перевозки устанавливается диспозитивный правило об уведомлении. Так, п.2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, предусматривается возможность уведомления грузополучателя о прибытии в его адрес грузов письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон, на основе заранее предоставленной грузополучателем определенной контактной информации для надлежащего его уведомления о прибытии грузов.

В то же время остается непонятным, каким соглашением должен предусматриваться иной способ уведомления. Поэтому представляется, что было бы практичнее «установить в УЖДТ РФ общий порядок уведомления о прибытии груза».

В случае неуведомления перевозчиком грузополучателя о прибытии грузов, последний, на основании абз.2 ст.34 УЖДТ РФ, освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Абз.5 ст.34 УЖДТ РФ, предусматривается возможность, предоставления перевозчиком грузополучателю предварительной информации о подходе в его адрес грузов. Получение такой информации и способ ее предоставления определяются по соглашению сторон.

.5 Обязанность принятия груза

Грузополучатель обязан принять адресованный ему и доставленный в пункт назначения груз.

В советском транспортном железнодорожном законодательстве устанавливалась обязанность грузополучателя принять и вывезти со станции, прибывший в его адрес. Причем, такое правило, предусмотренное ст.64 УЖД 1964г., распространялось и как на груз, поставка которого не предусматривалась договором между грузоотправителем и грузополучателем, так и на груз, наименование которого не соответствовало наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной. Грузополучатель обязан принять такой груз от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем.

С трансформацией модели хозяйственного регулирования из планово-хозяйственной в предпринимательскую и с введением в действие ТУЖД РФ, не произошло, однако, соответствующего изменения в регулировании правоотношений, складывающихся между субъектами грузоперевозки. ТУЖД РФ, в ст.42, по-прежнему предусматривалась обязанность грузополучателя, в случае прибытия в его адрес незаказанного груза, принимать такой груз на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем. Возможность отказа от принятия доставленного в адрес получателя груза предусматривался только в случае непригодности груза.

Действующий в настоящее время УЖДТ РФ содержит несколько по-иному сформулированные правила, касающиеся выдачи и принятия доставленных грузов. УЖДТ РФ не содержит более прямого указания на обязанность грузополучателя принимать любой, в том числе и незаказанный груз. Нет положения, на основании которого, в случае несоответствия наименования доставленного груза наименованию указанному в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик устранялся бы от спора по этому поводу. Тем не менее, положения ст.36 УЖДТ РФ, говорят об обязанности грузополучателя оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять доставленный груз. Очевидно, что подобная формулировка, принципиально не изменяя рассматриваемые правила, по-прежнему не исключает обязанности грузополучателя принять груз, не предусмотренный договором перевозки или с несоответствующим названием.

Такой подход, отражающий планово-хозяйственные отношения, находит объяснение у некоторых авторов, обосновывающих своею точку зрения тем, что было непринятие грузополучателем адресованных ему грузов ведет к перегрузке складских помещений транспортной организации , что влечет затруднение работы транспортного предприятия по принятию других грузов. В защиту данной позиции также приводится и логическое доказательство, согласно которому обязанность у грузополучателя по принятию груза возникает в силу обязанности перевозчика, в соответствии со ст.785 ГК РФ, выдать груз управомоченному на его получение лицу.

Однако, если существование такого порядка в советском железнодорожном законодательстве не вызывало возражений, то сохранение рассматриваемых норм в российском железнодорожном транспортном законодательстве стало предметом критики ряда ученых. Так, учеными указывается, что «Ни из содержания статьи 785 ГК РФ... ни из содержания статьи 31 ТУЖД РФ... не следует, что грузополучатель обязан принимать груз от железной дороги. Действительно, договор перевозки заключается между отправителем и перевозчиком, и из того, что груз должен быть выдан получателю, не следует, что он является стороной договора перевозки. Указание получателя в соответствующей графе накладной не обязывает его принимать груз даже при наличии договорных отношений с отправителем…». В.В. Витрянский также указывал, что установление обязанности грузополучателя принять груз от перевозчика не содержится ни в современных зарубежных законодательствах, ни даже в российском дореволюционном законодательстве. В то же время и с точки зрения современного российского законодательства указанные нормы транспортного законодательства следует признать противоречащими ГК РФ и не подлежащими применению.

.6 Оплата и фактическая выдача груза

Статьей 30 УЖДТ РФ устанавливается обязанность внесения грузоотправителем платы за перевозку грузов до момента приема грузов. Данное правило носит диспозитивный характер, так как иное может быть предусмотрено как самим УЖДТ РФ, так и соглашением сторон договора грузоперевозки. Так, абз.3 ст.30 УЖДТ РФ предусматривается возможность внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей грузополучателем на станции назначения. В юридической литературе оплата грузополучателем услуг по перевозке груза, а также внесение иных причитающихся перевозчику платежей называется выкупом груза.

Однако, если по причинам, зависящим от грузополучателя, происходит задержка в принятии грузов на грузополучателя ложится бремя дополнительных расходов. Так, абз.5 ст.30УЖДТ РФ устанавливается взимание платы с грузополучателя, в случае нахождения на его ответственном простое транспортных средств, вследствие невнесения им всех причитающихся перевозчику платежей.

При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются проценты в пользу перевозчика на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством. При этом имеется в виду применение ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК.

В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, перевозчик, согласно абз.2 ст.35 УЖДТ РФ, получает возможность использовать свое право на удержание груза. Грузоотправитель, получив такое уведомление перевозчика, должен распорядиться грузом в течение четырех суток. В противном случае перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз.

Следует отметить, что абз.4 ст.30 УЖДТ РФ, предусматривается возможность производства перерасчетов и после выдачи грузов получателю, в случае выявления обстоятельств влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов. При этом однозначно предполагается, что перерасчеты могут производиться не только в пользу перевозчика, но и при наличии соответствующих оснований, перевозчиком должны возвращаться грузовладельцам все излишне уплаченные денежные средства.

Таким образом, просрочка оплаты является по действующему транспортному железнодорожному законодательству серьезным нарушением, влекущим ответственность грузополучателя как в форме лишения права, так и в форме дополнительных финансовых обременений.

Статьей 41 УЖДТ РФ устанавливается обязанность перевозчика осуществлять проверку состояния массы и количества мест груза без заключения отдельного договора при выдаче груза на железнодорожной станции назначения, в случаях, если погрузка либо выгрузка груза в местах общего пользования осуществлялась перевозчиком, а также когда имеются, предусмотренные указанной статьей основания сомневаться в сохранности доставленного груза. Статьей 41 УЖДТ РФ предусматривается также возможность участия перевозчика в проверке грузов, своевременно прибывших на станцию назначения без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения на основании отдельного договора с грузополучателем.

Если же при проверке груза на железнодорожной станции назначения обнаружены недостача, повреждение груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, то перевозчик, в соответствии со ст.42 УЖДТ РФ, обязан определить размер фактической недостачи, повреждения груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Следует сказать, что транспортное железнодорожное законодательство по-прежнему придает коммерческому акту черты документа внутреннего расследования, проводимого перевозчиком по поводу несохранности груза. Так, УЖДТ РФ, в частности, предусматривает указание в коммерческом акте не только данных объективного осмотра, но и допускает включение в акт каких-либо предположений и выводов перевозчика о причинах несохранности груза или виновности одной из сторон перевозки.

Порядок подтверждения фактической выдачи грузов устанавливается Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС от 18 июня 2003г. № 29. Пунктом 7 Правил выдачи грузов устанавливается, что подтверждением фактической выдачи грузов являются подписи уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя, в том числе владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей по договору эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, действующих на основании выданной им грузополучателем доверенности, в памятке приемосдатчика или приемосдаточном акте.

Для вывоза груза со станции грузополучатель, согласно п.33 Правил выдачи грузов, предъявляет накладную с отметкой о внесении всех причитающихся платежей и приемосдаточный акт. На станциях, где установлен порядок вывоза груза по пропускам, наряду с указанными документами предъявляется грузополучателем также пропуск, подписанный лицом, уполномоченным перевозчиком.

Статьей 44 УЖДТ РФ, на грузополучателя, если выгрузка обеспечивалась им, возлагается обязанность после выгрузки грузов по внутренней и внешней очистке вагонов, а также снятия съемных приспособлений для крепления и приведения в исправное техническое состояние иных инвентарных приспособлений. При этом перевозчики имеют право на основании данной статьи не принимать от грузополучателей вагоны в случае нарушения указанных требований. В таких случаях с грузополучателей взимается плата за пользование вагонами за все время их задержки.

В то же время у грузополучателя есть вправо предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В таких случаях грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

Договор перевозки груза, как и всякое иное гражданско-правовое обязательство, по общему правилу ст.416 ГК РФ, может прекращаться невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Применительно к железнодорожному транспорту, правила определяющие конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза и регламентирующие действия сторон на случай наступления данных обстоятельств, содержаться в ст.29 и ст.46 УЖДТ РФ.

Так, согласно ст. 46 УЖДТ РФ, если по причинам, указанным в ст.29 Устава, железнодорожный грузоперевозчик лишается возможности надлежащим образом исполнить договор перевозки груза, то перевозчик запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе. В случае непредставления грузополучателем и грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса, перевозчик может возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при невозможности возврата.

Однако, правила регулирующие порядок действий в случае невозможности доставки груза по причинам указанным в ст.29 УЖДТ РФ, уже содержаться в самой ст. 29 Устава и таким образом, в настоящее время непонятно, какой порядок действий имеет место при невозможности осуществить доставку груза железнодорожным транспортом.

Одна из основных неопределенностей рассматриваемых положений УЖДТ РФ заключается в том, что существует законодательное раздвоение грузовладельца. Как было показано выше, статьей 46 УЖДТ РФ, право решать дальнейшую судьбу груза при невозможности его доставки по назначению и выдаче надлежащему грузополучателю, предоставляется и грузоотправителю и грузополучателю. Однако ни УЖДТ РФ, ни Правила перевозок не содержат норм устанавливающих приоритет грузовладельцев по-разному определяющих судьбу груза. Решение данного вопроса, по убедительному мнению исследователей, представляется возможным решить исходя из рассмотрения договора железнодорожной грузоперевозки как договора в пользу третьего лица. «В силу такого подхода право переадресовки изначально принадлежит грузоотправителю и прекращается, переходит к грузополучателю в момент, когда последний выражает согласие на принятие груза».

правовой договор железнодорожный груз ответственность

Заключение

Оценивая действующую нормативно-правовую базу, регулирующую отношения, возникающие в области перевозок грузов железнодорожным транспортом, следует придти к выводу, что в целом нормы транспортного железнодорожного законодательства остаются практически неизменными на протяжении многих лет и не отражают происходящих экономических изменений в транспортной отрасли. Такой подход законодателя не способствует стабильности предпринимательских отношений в сфере железнодорожных перевозок грузов и создает почву для возникновения споров.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, о том, что правовая природа договора перевозки груза на железнодорожном транспорте, не смотря на законодательное признание такого в качестве реального, носит скорее консенсуальный характер, в доказательство чего в работе приводились мнения и суждения известных правоведов по данному вопросу.

Несовершенству и противоречиям подвержены нормы регулирующие отношения, возникающие между сторонами договора железнодорожной грузоперевозки в ходе исполнения, изменения и прекращения указанного договора. Законодательному уточнению и корректировкам подлежат правила, регулирующие права и обязанности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, соотношения правового положения грузоотправителя грузополучателя, а также нормы определяющие ответственность сторон договора железнодорожной грузоперевозки. В этой области наиболее актуально звучит вопрос о правом неравенстве сторон, возникающем вследствие более привилегированного положения перевозчика по действующему транспортному железнодорожному законодательству относительно грузовладельца.

Тем не менее, несмотря на свою незавершенность, определенное несовершенство и противоречивость, необходимо отметить, что действующая нормативно-правовая база, регулирующую отношения, возникающие в области перевозок грузов железнодорожным транспортом, принципиально отличается от нормативно-правовой базы советского периода, когда вообще ставился под сомнение договорной характер обязательства по перевозке грузов.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство в области перевозок грузов железнодорожным транспортом нуждается в дальнейшем совершенствовании, и приведении в соответствие не только с нормами действующего российского гражданского права, требованиям предпринимательского оборота, но и должно учитывать отечественный законотворческий опыт в области регулирования отношений железнодорожной грузоперевозки, а также должно учитывать требования международного транспортного законодательства.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации [Текст] принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 48с. (Кодексы и законы России)

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Текст]: федеральный закон от 30. 11.1994г. № 52-ФЗ: в ред. от 30.06.2008. По состоянию на 1 апреля 2010 г. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010.-473с.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Текст]: федеральный закон от 26. 01.1996г. № 15-ФЗ: в ред. от 30.06.2008. По состоянию на 1 апреля 2010г. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010.-473с.

.О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 янв.2003г.] // СПС Консультант Плюс [электронный ресурс]: Высшая школа Выпуск 11. Весна 2009.

6.Сборник правил перевозок грузов железнодорожным транспортом // Транспортные Системы и Технологии [интернет-ресурс]: www.tstehnology.ru <#"justify">13.Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации - М.: Контракт, 2005 [интернет-ресурс] #"justify">.Холопов К. Основной закон железных дорог России // Закон. 2000. N 9.

15.Гуревич Г.С. К вопросу о правовой природе договора перевозки грузов // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 67., М.: Проспект ,1986.

.Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юридическая литература, 1975.

Похожие работы на - Основания, порядок и обязательства исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной грузоперевозки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!