Субъекты административного права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,45 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъекты административного права

Содержание

Теоретическая часть

1. Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права

2. Управление межотраслевой сферой

Практическая часть

Список литературы

Теоретическая часть

1. Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права

Административное право имеет весьма многочисленную группу субъектов: участниками административно-правовых отношении могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации.

Наиболее часто в роли субъектов этих отношении выступают граждане. Их основные права, свободы и обязанности в административно - правовой сфере определены Конституцией Республики Беларусь, а конкретное содержание раскрывается в административном законодательстве.

Административно - правовой статус граждан Республики Беларусь является, с одной стороны, частью более широкой правовой категории, именуемой "правовое положение", или "правовой статус" гражданина. Содержание и сущность административно - правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во первых, он складывается в рамках системы "государства (прежде и выражают всего в лице его административных органов) - гражданин". При этом данные отношения в связи имеют основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В - третьих, содержание этих отношении зависит от ряда причин, включая состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовой культуры граждан. Административно-правовой статус граждан характеризуется также и единством равных прав и обязанностей. Из них одной важнейшей является предусмотренная статьёй 52 Конституции Республики Беларусь обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Содержание административного статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объёма и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Правоспособность определяется теорией права как способность граждан быть носителем прав и обязанностей. Исходя из этого административная правоспособность - это способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере. Административная правоспособность является основополагающим элементом в характеристике административно-правового статуса гражданина. Объём и содержание административной правоспособности определяется законами и соответствующими подзаконными актами, в которых содержатся конкретные нормы административного права. Объем административных прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только законом.

Административная дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере также связана с возрастом и в ряде случаев - с состоянием здоровья. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает одновременно с совершеннолетием. В процессе реализации своих прав, свобод и обязанностей граждане чаще всего вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права. Анализ этих отношении позволяет сделать заключение о том, что они могут возникать, прежде всего:

на основе реализации гражданами принадлежащих им демократических прав;

в связи с выполнением возложенных на них обязанностей;

в связи с защитой своих прав и законных интересов;

в связи с нарушением (невыполнением) правовых обязанностей.

Объем и действительность правовых гарантий реализации прав и свобод граждан в сфере административного права в значительной мере зависят от содержания правовой системы, государства, т.е. от наличия соответствующей законодательной базы, которая, кроме того, определяет состояние организационно - правового механизма, включающего в себя непосредственный порядок реализации прав и свобод, а также деятельность правоохранительных органов. Основой таких гарантий служит Конституция Республики Беларусь определяющая их основную направленность и содержание. Так в статье 2 Конституции Республики Беларусь закреплено положение о приоритете прав и свобод граждан в системе отношений "человек-общество-государство" что гарантирует возможность реального использования законных прав и свобод, в том числе и в сфере административного права. Статья 21 Конституции гласит, что Республика Беларусь гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это положение составляет основу законодательных и подзаконных актов, определяющих механизм реализации прав и свобод. В частности они закреплены в Законе Республики Беларусь "Об обращениях граждан" где предусмотрены возможность и порядок обращения граждан в соответствующие государственные органы для реализации своих прав и свобод в административно-правовой сфере. В статье 22 Конституции утверждается, что "все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов". Это относится и к правам граждан в административно-правовой сфере. Важным элементом гарантий прав и свобод граждан в сфере административного права является система правозащитных органов, к числу которых относятся органы милиции, суда, прокуратуры и др.

Основополагающим условием реализации прав и свобод граждан являются демократические формы политического режима государства, который, кроме того, определяет и содержание конституционных прав и свобод. Провозглашенные права и свободы, даже самые демократические и социально ориентированные, не могут быть в полной мере реализованы в условиях слабой и нестабильной экономики. Отражением экономического состояния государства являются материальные аспекты прав граждан, связанные с жильём, заработной платой, здравоохранением и образованием. Особенно зависимы от экономических возможностей государства наименее защищенные слои населения: пенсионеры, многодетные семьи, сироты и др. их благополучие непосредственно обеспечивается экономической помощью со стороны государства.

2. Управление межотраслевой сферой

Межотраслевое управление - это особый вид управленческой деятельности, осуществляемый органом управления, наделенным надведомственными полномочиями.

Межотраслевое управление осуществляется органом, который занимает надведомственное положение и наделены надведомственными полномочиями координирующего, контрольно-надзорного характера.

Сущность межотраслевого государственного управления заключается в координации отраслевой системы экономической, социально-культурной сферы и других сфер управления.

Предназначение межотраслевого управления:

определяет основные направления развития отдельными системами управления

согласование работников различных управленческих систем

решение вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли государственного управления.

Сферами межотраслевого управления является:

управление в области финансов

управление в области экономики

управление в области статистики и анализа

управление в области налогов и сборов.

Управление в области финансов.

Основные задачи и система органов государственного управления в области финансов согласно Положению о Министерстве финансов является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Финансовое управление руководствуется в своей деятельности законодательными актами Республики Беларусь, распоряжениями председателя облисполкома, нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь и Положением о финансовом управлении областного исполнительного комитета.

Основными задачами финансового управления являются:

обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношении, в том числе валютной дисциплины, за выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

составление проекта бюджета области и представление его на рассмотрение облисполкома, организация работы по распределению финансовых, в том числе валютных, ресурсов области.

Управление в области экономики.

Основные задачи и система органов государственного управления в области экономики Согласно Положению о Министерстве экономики министерство является республиканским органом государственного управления, подчинённым Правительству Республики Беларусь, проводящим государственную политику. Осуществляющим регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной социально-экономической политики, координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Основными задачами Минэкономики являются:

разработка государственной экономической политики, общей стратегии и главных направлении социально-экономических преобразовании в республике на основе комплексных научных исследований, изучения и использования мирового опыта;

Основными задачами Минэкономики являются:

разработка государственной экономической политики, общей стратегии и главных направлении социально-экономических преобразовании в республике на основе комплексных научных исследовании, изучения и использования мирового опыта;

анализ и оценка социально-экономической ситуации в Республике Беларусь, выработка в связи с этим необходимых мер и предложений;

разработка мер, стимулирующих рациональное использование ресурсного, производственного, научно - технического и кадрового потенциала Республики Беларусь;

разработка основных направлений развития топливно-энергетического комплекса, определение потребностей республики в топливе, электрической и тепловой энергии;

разработка и осуществление мер по укреплению экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ, по развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией, а также по участию Республики Беларусь в экономической интеграции с иными государствами.

разработка методологии формирования издержек производства и обращения, формирования и оценки обеспеченности организации оборотными средствами, определение методов совершенствования расчётов в народном хозяйстве и др.

Управление в области статистики и анализа.

Основные задачи и система органов государственного управления в области статистики и анализа.

Согласно Положению о Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь министерство является республиканским органом государственного управления, проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет руководство государственной статистикой в Республике Беларусь и координирует деятельность в этой области.

Минстат в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь. Законом Республики Беларусь "О государственной статистике".

Минстат, территориальные органы государственной статистики входят в систему органов государственной статистики. К территориальным органом государственной статистики относятся областные и Минское городское управления статистики. В структуру областных и Минского городского управлений статистики входят отделы статистики в районах и городах.

Основными задачами Совета являются:

рассмотрение предложении по упорядочению и совершенствованию форм государственной статистической отчётности и подготовка соответствующих предложении по ним;

рассмотрение научно-обоснованных предложении по вопросам целесообразности проведения новых государственных статистических наблюдений на предстоящий год.

административное право беларусь межотраслевой

Систему территориальных органов государственной статистики составляют областные и Минское городское управления статистики, а также входящие в них отделы статистики в районах и городах.

Управление в области налогов и сборов.

Основные задачи и система налоговых органов республики Беларусь

Систему налоговых органов Республики Беларусь, возглавляет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС).

Основными задачами МНС являются:

осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

учёт причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

разработка предложении по совершенствованию налогового законодательства и организацию работы налоговых органов;

осуществление функции агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

предупреждение, осуществление и пересечение нарушении в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

Систему налоговых органов Республики Беларусь составляют также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску.

Практическая часть

Максимальный размер штрафа на физическое лицо в базовых величинах:

А)10

Б)30

В)50

Г)100

Д)200

Ответ: Б) 30

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением:

А)необходимая оборона

Б)крайняя необходимость

В)обоснованный риск

Г)неосторожная вина

Д)отсутствие свидетелей

Ответ: А) необходимая оборона

Основанием для введения чрезвычайного положения служит

A) чрезвычайная ситуация

Б) угроза военного вторжения

B) начало учений в военно-воздушных войсках

Г) правило, по которому чрезвычайное положение вводится 1 раз в год обязательно

Д) военное положение

Ответ: Д) военное положение

Дайте определение следующих терминов: административное право, административный арест, специалист.

Административное право - отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, т.е. в процессе государственного управления.

Административный арест - наиболее строгий вид административного взыскания. Устанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Назначается районным (городским) судом (судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп (ст.32 КоАП).

Специалист - в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

. Специалист обязан:

) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

. Специалист вправе:

) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

Список литературы

1.Административное право Республики Беларусь: курс лекций \ И.И. Мах. - Минск: Амалфея, 2008. - 704 с.

2.Административное право и процесс: полный курс \ Ю.А. Тихомиров. М.: Юринформцентр, 2001. С.281

.Административно - правовой статус человека и гражданина (Седьмые " Лазаревские чтения") \\ Государство и право. 2003. № 11. С.8

Похожие работы на - Субъекты административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!