Марксистская философия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,66 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Марксистская философия













МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Марксизм в целом и Марксовская философия как его составная часть возникли в 40-е годы 19 века, когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческого познания. К.Маркс и Ф. Энгельс подвергли глубокому и всестороннему анализу социальную действительность и на основе усвоения и критической переработки всего опыта в области философии и социальной мысли, создали качественно новое учение. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были философские, экономические и политические учения конца 18 начала 19 века.

Одним из идейных источников марксизма стали рациональные моменты учений Гегеля и Фейербаха. У Гегеля - это идея об историческом развитии и принцип противоречия. У Фейербаха было взято материалистическое направление. Вторым источником явились идеи классической буржуазной политической экономии (Адам Смит, Давид Риккардо и др.) и третьим источником выступили труды социалистов - утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и французских историков времен реставрации (О Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучной предпосылками формирования Марксистской философии явились достижения естествознания конца 18 начала 19 века (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Дарвина).

Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) выступили соратниками в создании последовательного материалистического учения. материалистический диалектический маркс энгельс

К. Маркс прошел путь от младогегельянца до приверженца антропологического материализма Фейербаха и, преодолев их противоположность, встал на позиции материалистической диалектики, взятые им в качестве основы и метода изучения и преобразования мира. По признанию Маркса: "идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Такое понимание идеального было выработано Марксом в полемике с Гегелем, который понятия "идея", "дух", "отрывал" от человеческого существования, помещая их на недосягаемую высоту и предполагая их саморазвитие. Маркс находит противоречия, обусловливающие развитие человека и человеческого общества в жизни и деятельности человека, в той действительности, которая является контекстом человеческого существования. Он убежден, что "все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики".

Главный научный интерес Маркса был связан с политической экономией: Маркс создал экономическое учение о закономерностях перехода человеческого общества от одной экономической формации к другой. Он доказал, что определенный уровень развития общественной практики определяет способ производства и производственные отношения. Социальные отношения людей во все времена зависели и зависят от способа производства и производственных отношений. Экономика лежит в основе всех человеческих отношений. Отчуждение в производственных отношениях является основой отчуждения в общественной жизни, науке, находя отражение в трактовке человека и в личностных проявлениях человека.

Важнейшими трудами К.Маркса явились: "Экономическо-философские рукописи" (1844), "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845-46), "Капитал" (1 том -1867, 2 т. - 1885, 3 т. - 1894), "Критика политической экономии", "Критике готской программы". В "Капитале" изложена сущность материалистического понимания истории.

Совместно с Ф. Энгельсом были написаны такие работы, как "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Нищета философии" (1847) "Манифест Коммунистической партии" (1848).

Фридрих Энгельс родился в г. Бармене (Германия), с 1841 года примкнул к левому крылу младогегельянцев. Выступал с критикой мистических идей Шеллинга, консервативных выводов и противоречий идеалистической диалектики Гегеля. Перелом в мировоззрении произошел после переезда в Англию, где сталкивается с тяжелым положением рабочих и размышляет о причинах такого положения. В Англии Энгельс становится социалистом, уезжает из Англии, а в 1844 году встречается с Марксом (во Франции). Общность идей их объединяет, поэтому долгое время они совместно работают. Он принимает участие в событиях, происходящих в Германии в 1848 - 49 году на стороне революционных сил. После поражения революции покидает Германию, в последствии обобщая опыт германской революции. Особая заслуга Энгельса - в разработке научных достижений естествознания на основе принципа диалектического материализма.

Основными философскими трудами Энгельса явились: "Наброски к критике политической экономии", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Энгельсом были предсказаны открытия 20 века: представление о неразрывности материи и движения и связанное с этим учение о единстве пространства и времени; о неисчерпаемости форм материи, о сложном строении атома, о жизни как форме движения материи и др. Он сформулировал основной вопрос философии, разработал ряд вопросов диалектической логики, критиковал агностицизм, вульгарный материализм и т.д.

Основные идеи диалектического материализма:

Материя (природа) первична, человеческое сознание - вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи;

материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения - без материи. При этом, движение абсолютно, покой - относителен. Движение материи осуществляется в пространственно-временном континууме. Существуют 5 форм движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное), отражающих общий ход эволюции материи.

развитие материи в целом осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; Закон отрицания отрицания. Эти законы являются всеобщими, универсальными.

Гносеология характеризуется как теория отражения.

Исторический материализм - это учение о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Общественное бытие - это совокупность материальных общественных процессов и отношений, существующих независимо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознание трактуется как отражение общественного бытия.

В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, которые составляют базис общества, на котором строятся политическая и идеологическая надстройка.

Характер и уровень производительных сил определяет уровень производственных отношений. Единство производительных сил и производственных отношений представляет способ производства, определяющий общественно-экономическую формацию. В истории человечества выделяются пять основных общественно-экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социалистическая.

В антагонистических формациях главной движущей силой является борьба классов, существующих только в единстве: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян, буржуазии и пролетариата. Причиной классовой борьбы выступает частная собственность на средства производства. Государство возникает как оружие имущих классов и служит для защиты их интересов. При коммунизме государство отмирает, передавая свои функции общественным организациям.

Марксом разработана проблема отчуждения с точки зрения материалистического понимания истории. Отчуждение, по версии Маркса, - результат разделения труда. Проблема отчуждения была выработана Марксом в период работы над "Капиталом". Однако понятие отчуждения было заменено понятием фетишизма (товарного, денежного и т.д.). Исследуя экономическое отчуждение, он писал: "…разделение труда …охватывает все сферы общества и везде закладывает основу… раздробления человека…". Отчуждение - это превращение результатов деятельности человека в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Иначе говоря, отчуждение - это порабощение человека произведенными им вещами, институтами, социальными системами. Преодоление разделения деятельности может привести к решению проблемы отчуждения.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!