Учет феноменологии личности в воспитании подростков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,48 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет феноменологии личности в воспитании подростков

Министерство образования

Российской Федерации

ГОУ ВПО Смоленский Государственный Университет

Кафедра педагогики № 2

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

Учет феноменологии личности в воспитании подростков



студента 3 курса очного обучения

специальности "Педагогика и психология"

Элькинда Григория Витальевича

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

доцент Боброва Е.А.

 

 

 

 

Смоленск 2010

Оглавление

Введение

§1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

§2. Понятие педагогической феноменологии

§3. Диагностика состояния проблемы на практике

§4. Учет феноменологии личности в воспитании подростков

Заключение

Список литературы

Введение

Подростковый возраст поразителен по своей сути. Он является как первым этапом взросления, так и последним детства. Таким образом, подростка можно охарактеризовать довольно абстрактным выражением "ещё не взрослый, но уже не ребенок". Подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) становиться наиболее значимым в жизни ребенка. В подростковом возрасте ребенок получает огромный жизненный опыт. Здесь и первая любовь; и появление референтной группы, которой ребенок теперь верит больше чем взрослым; также происходит столкновение поколений и т.д.

Подросток переживает тяжелейший возрастной кризис, который порой может перерасти в депрессию и более тяжкие патологии. Сущность кризиса в отрочестве - это поиск своего "Я", кризис собственной идентификации. Ребенок ощущает себя одиноким и покинутым, родной дом, единственная защита, может стать самым ненавистным местом на Земле. Дети стремятся заполнить эту невероятною и невыносимую пустоту, которая преследует по всюду. Подросток стремиться в к возвышенному, но в тоже время хочет жить в настоящем. Ему скучно в кругу семья и спокойно в большой группе сверстников, если там не обижают, конечно.

Родители порой не способны понять и принять изменений в ребенке, но ещё тяжелее родителю признать два важных факта:

1.          ребенок больше не "принадлежит" им, он теперь всеми силами стремиться наработать свой жизненный опыт.

2.       все проблемы ребенка от родителей. То есть, ребенок хоть и пытается вырваться из под влияния родителей, он всё ещё нуждается в их поддержке, но порой наталкивается на грубость и холодность.

 Причина этому очень проста: когда у ребенка начинается "трудный" переходный возраст, у его родителей тоже начинается свой переломный момент, он же кризис середины жизни. Предпосылки "трудного" характера задаются страхами, комплексами, тяжелыми воспоминаниями родителей. Несчастные дети, это дети "трудных" родителей, и зачастую помощь нужна не только "потерявшемуся" в жизни подростку, но и его ничего не видящим родителей.

Подросток большую часть времени проводит в социуме. Это происходит по разным причинам, таким как: желание расширить круг своих знакомых, поиск новых отношений, попытка скрыться от проблем в семье, а так же желание заглушить своё одиночество.

Мы уже говорили выше о том, что именно в подростковом возрасте происходит глобальная, если можно так выразится, наработка жизненного опыта. Он стремиться к своему надуманному и прекрасному образу мира и себя, но неизбежно сталкивается с реальностью, что вызывает у него неприязнь и желание не видеть окружающую действительность. Он не любит себя, так как считает свое тело уродливым, не понимая, что многие внешние изъяны - всего-навсего возрастные особенности формирования организма. Стремясь убежать от обыденного мира, собственного одиночества, подросток обращается к телевиденью и Интернету. Что может в этом быть плохого? А то что находясь постоянно в виртуальном мире, подросток не получает тот жизненный опыт, который должен получить. Вместо того чтобы пообщаться с друзьями он ночи напролет проводит за экраном компьютера и копается в Интернете, вот только абсолютно не проводя никакого отбора информации. К чему это приведет? К тому, что ребенок начнет усваивать наиболее распространенные и удобные для него формы поведения. Здесь две стороны хорошая и плохая.

Хорошая: подросток развивается и усваивает новую информацию, которую потом может использовать в жизни, заводит новые знакомства.

Плохая: подросток усваивает агрессивные формы поведения (сильный и вооруженный герой убил всех своих врагов и получил за это в награду красивую женщину), виртуальное общение становиться более привлекательным, так как подросток способен выдать себя за кого угодно и не боятся, что он будет разоблачен и т.д.

Тема нашей работы актуальна по нескольким причинам:

1.          понятие феноменология позволяет всецело охарактеризовать процесс социального развития, что очень важно в воспитательной и психолого-педагогической работе с детьми;

2.       современный подросток нуждается в постоянной поддержке, так как условия жизни в обществе ухудшились, а, значит у него больший риск стать жертвой социализации.

Зачастую подростку не могут оказать необходимую помощь, потому что в обществе существует стереотип, будто подростковый возраст это "трудный" или "буйный" этап жизни человека, последствия этого убеждения порой имеют губительный характер для ребенка, а именно часто встречающееся убеждение "гормоны перестанут в голову бить и успокоится". В данной работе мы попробуем доказать то, что проблемы подросткового возраста не связаны с перестройкой организма.

Исходя из причин актуальности работы, мы выделили основную цель нашей работы:

·             Формирование общей осведомленности о подростковом возрасте и понятии феноменология личности. Исследование формирования возможных типов личности у подростка.

Для реализации данной цели необходимо вычертить круг конкретных задач:)         Провести теоретический анализ подросткового возраста) Дать определение понятию "феноменологии личности" и охарактеризовать три типа личности по Б.Т. Лихачеву)         Провести исследование детей подросткового возраста.

§1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст от11 (12) до 15(16) лет. По многим причинам его ещё называют трудным и переломным, что не всегда корректно. Одна из причин - подростковая агрессия. Одной из причин агрессии - это борьба подростка за независимость. Он не ребенок, но и не взрослый. Он стремиться расти и развиваться, но в силу многих причин не может этого.

Во время подросткового возраста проходит один из тяжелейших кризисов в развитии, от того как ребенок проживет его зависит будущая жизнь и развитие. И это тоже усугубляет переживания. Ребенок и так испытывает дискомфорт от гормональных перестроек в организме, его нервная система становится легковозбудимой, ребенок оценивает ситуацию исходя из своих эмоций и чувств, не особо доверяя здравому рассудку. Влияние эмоций на подростков велико. Его переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений из жизни делается длительнее и устойчивее, многие явления социальной действительности небезразличны подростку и порождают у него различные эмоции.

Центральным образованием в сфере чувств подростка становится чувство взрослости. Выражается оно в стремлении к самостоятельности, желании показать свою "взрослость", добиваться уважения со стороны старших своих успехов. В "Психологии подростка" под. ред. А.А. Реана приведены следующие признаки проявления "чувства взрослости":

1.       Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.

2.       Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время хотят обладать такими качествами, которые всегда считались мужскими.

.        Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.

.        Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результата самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. [2, с 43]

Говоря о подростковом возрасте, необходимо также упомянуть и о главной потребности подростка - потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками появляется ещё в детстве и с возрастом усиливается. Поведение же подростков по сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по разным причинам они не узнают от взрослых.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы и общественные.

В-третьих, общение подростков - это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство благополучия и устойчивости ("Психология подростка" под ред. А.А. Реана).

Обособление и аффиляция.

Психология общения подростков строится на двух противостоящих потребностях:

·             Обособление (приватизация) - то есть, потребность в социальной и территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Проявляется в желании побыть в одиночестве, поговорить с самим собой.

·        Аффиляция - потребность человека в установлении и уточнении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально-положительного общения с ними. Напряженная потребность в общении и аффиляции у многих ребят превращается в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа прожить вне своей компании. Особенно сильна эта потребность у мальчиков. (Реан А.А. "Психология подростка")


Экстенсивное общение характерно для мальчиков, а интенсивное для девочек. Мальчики собираются большими группами, а девочки по двое по трое. Характер эмоциональной связи между членами группы, тоже различается.

экстенсивный

интенсивный

Вступают в контакт с теми, кто им нравится, совместная деятельность имеет второстепенное значение.

Более активное общение, но эмоциональная связь слабая.

Более пассивное общение, но более дружественное и избирательное.

Имеют более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, но нередко ведут себя антисоциально.

Диады девочек более закрыты для посторонних. Зато более тесно связаны с родительской семьей.

Специфика общения подростков

I.       Застенчивость. Застенчивость - самая распространенная коммуникативная трудность у подростков и юношей. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и управлять своё социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мужчин) и переживают больше коммуникативных трудностей. Однако застенчивость может иметь разные причины, которые зачастую не поддаются коррекции и сами по себе не могут рассматриваться как отрицательные. Так например, в одном психологическом эксперименте (Хеедрик К. и Браун С., 1971) людям предлагалось выбрать тип личности, с которой хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных черт, выбирали экстравертированный тип личности. Но как только дело касалось дружбы, картина менялась, не только люди склонные к интроверсии, но и многие экстраверты отдавали предпочтение интровертированному типу. Причиной этому послужила более тонкая душевная организация, чем у экстравертов.

II.      Стратегическое взаимодействие. Для облегчения своих коммуникативных проблем подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Под стратегическим взаимодействием понимается - характерная для подростков ситуация, в которой партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Понятие введено американским социологом Эрвингом Гоффманом в 1969 году. Позже (1980), совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил ряд особенностей:

1)      будучи постоянно озабоченными собой и полагая, что другие тоже разделяют эту озабоченность, подростки и юноши обычно действуют на "воображаемую аудиторию"

2)      преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе "личный миф", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий, вот почему общение в подростковом возрасте часто бывает напряженным, неестественным, имеет двойной план.

3)      III. Отдельным блоком мы хотим разобрать такой фактор, как общение в Интернете, так как данный вопрос имеет непосредственное отношение к теме нашей работы. Зачастую, пытаясь компенсировать свои страхи в общении подростки уходят в Интернет, что не всегда хорошо влияет на них. Причинами ухода в виртуальную реальность могут быть разными (проблемы в семье, школе, со сверстниками, неуверенность в себе и т.д.). Проблема "жизни за монитором" давно уже волнует как психологов, так и педагогов. Так уже в 1998 году в своем аналитическом докладе В.С. Собкин и Н.И. Кузнецова отмечали пагубное влияние Интернета на современного подростка. Именно в Интернете ребенок получает много информации о сексе, насилии. Через Интернет происходит усвоение агрессивных форм поведения. Но также именно с помощью Интернета подросток может "замаскировать" свою застенчивость. Общение в чатах и социальных сетях способно полностью захватить внимание подростка. Формируется стереотип поведения - "при неудаче Интернет поможет". Ребенок обманывает других и себя, чтобы реализовать свою главную потребность в общении. [2 с 205]

Особенности взаимоотношений подростка с родителями

Для характеристики данного пункта мы использовали Елены Вроно "Несчастные дети - трудные родители", так как в данной монографии на примерах отлично отражены причины подростковых проблем и агрессии.

Основной причиной агрессии является так называемое "столкновение кризисов, по своему содержанию практически идентичных. И кризис подростка и кризис середины жизни - есть самоидентификация. Ребенок становится личностью, а родитель оценивает свою уже сформированную личность. Поэтому понятие "трудный" можно отнести не только к ребенку, но и ко взрослому.

Исходя из анализа монографии Е. Вроно, мы можем выделить следующие проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителя:

1.       Игнорирование детских проблем. Пример: ребенок испытывает страх перед учителем, вместо помощи от родителей он получает такие ответы: "Хватит капризничать" или "Ты уже взрослая/взрослый, чтобы бояться".

2.       Родитель в позиции жертвы. "Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело" - частые жалобы со стороны родителей, которые зачастую сами подавляют своих детей, провоцирую тем самым агрессию.

.        Акселерация. Современные подростки более развитые, чем предыдущие поколения, и с каждым годом разрыв в развитии все сильнее. Девочки в 14-15 лет становятся матерями и стремятся вести "взрослую" половую жизнь. Однако, они не способны разделить такие понятия, как "любовь", "влюбленность" и "секс". Происходит это по простой причине - родитель не помогает ребенку разобраться в проблемах. Часто, родители сами не знают как помочь так как в подростковом возрасте не сталкивались с такими проблемами. [3]

Трудности в семье оставляют отпечаток на всем восприятии мира подростком. Ребенок, который несет из дома невыраженные обиды, срывается в школе и в отношениях со сверстниками, формируется негативное отношение к окружающему миру, то есть развитие идет в сторону антигуманистичности и негативизма или же подросток будет стремиться "раствориться" в группе, стать единым целым чего-либо, то есть полностью снять с себя ответственность за происходящее.

Для того чтобы охарактеризовать возможные последствия нерешенных проблем ребенка, мы считаем правильным ввести понятие "феноменологии личности", которое более подробно рассмотрим в следующем параграфе.

§2. Понятие педагогической феноменологии

Понятием феноменологии и типологии личности занималось множество авторов (Б.С.Братусь, Э.Фромм, Э.Эриксон) и многие другие. Мы считаем необходимым кратко объяснить некоторые из теорий.

1.       Эрик Эриксон. Эпигенетическая теория развития. В книге Эриксона "Детство и общество" представлена его модель "восьми возрастов человека". По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. Позже учениками Эриксона были выведены три возможных типа личности : A, B, C. Тип личности А(не сформировано базовое доверие): личность данного типа не доверяет окружающему миру, переживания носят внутренний характер. Людей такого типа можно назвать "недолюбленные дети". В педагогическом плане с ними могут возникнуть следующие проблемы: неуверенность в своих силах, закрытость, стеснительность. Помощь может быть только одна - необходимо помочь ребенку поверить в себя, то есть постоянно подбадривая, вселять веру в себя.

Тип личности В(базовое доверие сформировано): детей такого типа можно назвать нормальными, так как они абсолютно уверены в себе, знают свои возможности и не вызывают особенных проблем в педагогическом плане.

Тип личности С(перелюбленные дети): люди данного типа капризны, имеют завышенную самооценку, они авторитарны, грубы, зачастую садисты. Педагогические проблемы: ребенок типа С часто грубит учителям, он ни ставит ни во что своих товарищей по учебе, прогуливает занятия. Рекомендации: необходима продолжительная и трудная воспитательная работа, направленная на снижение агрессивных тенденций в ребенке.

2.       теория Эриха Фромма. Мы считаем необходимым отметить тот факт, что теория Эриха Фромма носит общефилософский характер и многие его идеи не поддаются проверке. Он вы вел два типа личности: зрелая и незрелая личность. Опираясь на идеи гуманизма и свободы Эрих Фромм так описал каждый тип личности: зрелая личность - это человек как носитель человеколюбия и свободы, он умеет любить и не стыдится своих чувств.

Незрелая личность - это конформный человек, он боится всего, что с ним происходит и не способен нести ответственность за себя и свою жизнь, по этой причине и присоединяется к более сильным и властным людям.

Для сравнения типов личности по Фромму можно привести простую формулу:

ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ = "Я ЛЮБИМ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЛЮ"

НЕЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ = "Я ЛЮБЛЮ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИМ". [7]

Но наиболее полно понятие феноменологии разработал Б.Т. Лихачев. Социально-педагогическая феноменология личности - сложный социально-психологический процесс генезиса личности в процессе социализации.

Б.Т. Лихачевым выделены три основных типа личности, социокультурные признаки которых задают социальному педагогу-практику критерии идентификации совершеннолетних клиентов - объектов или субъектов социального воспитания: цельная личность, антиличность и псевдоличность.

Критерии для оценки типологии личности:

q  идеальное, интеллектуальное, нравственное, житейское богатство;

q  внутренняя нравственность;

q  свобода выбора образа мыслей и поведения, осознание ответственности за своё бытие и результаты поступков. [6, с 11]

На основе данных критериев мы можем провести анализ каждого типа личности.

Цельная личность. Ей свойственен одновременно нравственный индивидуализм и способность преодоления и поддержания нравственного коллективизма, поэтому цельная личность регулирует и ограничивает свои материальные потребности, приводит их в соответствие с внутренними и внешними требованиями нравственности и экологии ноосферы; стимулирует и развивает в себе духовно-нравственные и творческие потребности. Она обладает такими качествами как:

q  любовь и сострадание всему живому;

q  целеустремлённость в гуманистической деятельности;

q  воля, мужество, упорство, настойчивость и стойкость;

q  готовность к отстаиванию своих убеждений;

q  опора на свои духовные силы.

Если проводить аналогии с приведенными выше теориями, то цельная личность может быть типом В в классификации Эриксона, и зрелой личностью в теории Фромма.

Антиличность. Полная противоположность цельной личности. Ей свойственен автторитторизм, правовой нигилизм. Люди с типом антиличность способны унизить и обидеть слабого и преклоняться перед тем, кто сильнее их, но только до той поры пока они слабее. Антиличность рассматривает других людей, как средство достижения цели и выгоды. Антиличность, как правило, интеллектуально поверхностна, дилетантична, ограниченна. Тип С по Эриксону и незрелая личность по Фромму.

Псевдоличность. Псевдоличность равнодушна, безразлична, пассивна в отношении всего, что не касается её частных интересов; подвержена внешним влияниям, излишне конформна; отличается проявлением приспособленчества, мимикрией, предательством других людей и собственных убеждений. Она не страдает от отсутствия чувств чести и достоинства, от духовной пустоты; открыта для внешних манипуляций, предрасположена к восприятию и аккумуляции "кассетных" программ, испытывает острую потребность в руководстве ею со стороны общепризнанных и почитаемых авторитетов и популистов. Псевдоличности всё равно за кем идти и кому подчиняться, она медленно плывет по течению. Тип А по Эриксону и незрелая личность по Фромму.

Для дальнейшего анализа теории необходимо расшифровать такое понятие как "кассетная" программа. Оно подразумевает под собой поведенческие и мыслительные стереотипы. "Кассетные" программы усваиваются через СМИ, переходят от одних людей к другим (стадный инстинкт в группе сверстников), в общем смысле "кассетная" программа не является собственным наработанным навыком или знанием, она вкладывается в головы людям, которые не хотят или не умеют критично оценивать реальность.

Тема феноменологии в педагогике является новым и открытым вопросом. Основой деления на данные типы личности является процесс социализации. Данный процесс сложен и непредсказуем, так как включает в себя не только целенаправленное влияние семьи, группы, школы и т.д., но и стихийное воздействие общества в целом (СМИ, экономический кризис, войны). Результатом неудачного процесса социализации является появление "жертв" социализации, то есть индивидов, которые по тем или иным причинам не смогли адаптироваться к условиям окружающей действительности. К "жертвам" можно отнести псевдо- и антиличность, так как в ходе развития ими не были усвоены основные нормы и принципы гуманизма и свободы личности.

§3. Диагностика состояния проблемы на практике

В нашем исследовании были использованы следующие инструменты:

) Анкета "Ваш тип личности".

Описание методики: данная методика поможет вам разобраться, к какому типу личности вы относитесь, какие характеристики присущи каждому из типов и какие из них больше подходят вам. Анкета состоит из 15 вопросов, на каждый из которых возможны три варианта ответов: А, В, С. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности.

Тест

1. Согласны ли вы с тем, что терпение и выдержка говорят о внутреннем состоянии человека?

А: Безусловно;

В: Не уверен (а);

С: Нет;

. Хватает ли у вас терпение выслушать длинные исповеди своих друзей и знакомых?

А: Хватает;

В: Стараюсь избежать этого;

С: Не всегда;

. Представьте, что вы занимаете руководящий пост, исходя, из этого какими нравственными принципами вы будете руководствоваться?

А: Использование власти только в интересах дела и человека;

В: Использование власти в корыстных целях;

С: Использование власти в целях

самоутверждения;

. В чём вы видите свой смысл жизни?

А: В развитии ведущих духовных и материальных сил, в самоактуализации;

В: Не задумывался (ась) над смыслом жизни;

С: В достижении предпринимательских, политических и практических успехов;

А: Законопослушен (на);

В: Подгоняю закон "под себя", для оправдания своих поступков и действий;

С: Отношение к закону непоследовательное;

. Выберите, какие из перечисленных качеств в большей степени, вам присущи?

А: Воля, идейность, упорство;

В: Месть, обман, гордыня;

С: Равнодушие, пассивность, подверженность внешним влияниям;

. Если организуется коллективное мероприятие, вы предпочитаете быть?

А: Активным организатором;

В: Организатором, только если преследуете свою цель;

С: Пассивным исполнителем коллективных заданий относительно мероприятия;

. Характерно ли для вас стремление к демонстративности?

А: Нет;

В: Да;

С: Иногда;

. Готовы ли вы признать свою неправоту перед своими друзьями?

А: Не боюсь признавать ошибки;

В: Нельзя проигрывать ни в чём;

С: В зависимости от обстоятельств;

. Больше всего я не люблю:

А: Когда портятся отношения с товарищами;

В: Когда у меня что-то не получается;

С: Когда меня критикуют;

. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы стали старостой в своём классе?

А: Чаще бы советовалась (ся) со сверстниками;

В: Разработал (а) бы программу и убедил (а) бы класс в её целесообразности;

С: Изучил (а) бы, кто есть кто, и установил (а) бы контакт с лидерами;

. Из трёх личных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:

А: Властолюбие;

В: Настойчивость;

С: Раздражительность;

. Как часто вы обижаетесь на окружающих людей?

А: Редко, но иногда бывает;

В: Часто;

С: Когда как;

. Выберите, что для вас наиболее характерно?

А: Оцениваете свои способности достаточно объективно;

В: Часто переоценивают свои способности;

С: Недооцениваете свои способности;

. Можете ли вы терпеливо объяснять что-то не очень понятливому человеку, пока он не поймёт?

А: Могу;

В: Нет, меня это раздражает;

С: В исключительных случаях.

Обработка результатов

После ответов на вопросы, подсчитайте каких ответов у вас больше: А, В, С. В зависимости от того, какая буква у вас чаще всех встречалась, вы можете отнести себя к одному из трёх типов личности:

Больше ответов А:

Поздравляем, вы - цельная личность. Вам присущи такие качества как: любовь, сострадание всему живому, целеустремленность в гуманистической деятельности, воля, стойкость, идейность.

Больше ответов В:

Тип вашей личности - антиличность.

Вы склонны к насилию, зависти, к ненависти, предательству, к злорадству, лицемерию, к обману. Если вам действительно присущи эти качества, хоть и частично, то задумайтесь над своим поведением, проанализируйте его, сделайте для себя выводы.

Мы желаем вам удачи.

Больше ответов С:

Тип вашей личности - псевдоличность.

Ваше равнодушие, безразличие и пассивность, ваша подверженность внешним влияниям, предательство и открытость для внешних манипуляций, а так же ваша предрасположенность к восприятию и усвоению "кассетных" программ и острая потребность в руководстве со стороны общепризнанных

и почитательных авторитетов, делает вас ущербной личностью. Проанализируйте ответы группы А - это ориентиры для вас.

2) на той же группе нами была проведена методика "Четыре персонажа".

Описание методики:

Цель: Исследовать самопредъявление и самопознание учащихся.

Инструкция: " Изобразите себя в образах четырех персонажей - растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять вас и ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть вашим автопортретом - вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное - чтобы он наилучшим образом выражал важные для вас особенности".

Результаты

В исследовании приняло участие 15 человек в возрасте от 16-18(ученики ПТУ №2, юноши). Мы выбрали такую возрастную группу, так как в данном возрасте формирование основных черт личности уже подходит концу и мы увидели бы результаты удачной или неудачной социализации.

По результатам анкеты мы выявили:

) Число цельных личностей в группе составило: 3 человека;

) Число антиличностей: 6 человек;

) Число псевдоличностей: 6 человек.

Это может быть обусловлено следующими причинами:

. безразличие к себе и своей жизни

. навязанные стереотипы поведения ("кассетные" программы)

. специфика развития мальчиков, которые более конформны.

Результаты методики "Четыре персонажа" позволили нам увидеть более объективную картину группы. Большинство ребят (8 человек) относятся к типу псевдоличности, но в тоже время они в своем развитии стремятся к цельной личности, возможно это обусловлено тем, что в группе есть 3 цельных личности и они своим примером помогают другим. Что касается антиличностей, то их в ходе методики выявилось 3, причем по одному из рисунков можно сказать, данный юноша начал двигаться в сторону псевдоличности, так как в его рисунках нет такой агрессивности как в двух других.

Группа состоит из 20 человек, все мальчики из них три человека из интерната. С точки зрения педагогов группа тихая и довольно сильная. Основным качеством является взаимовыручка, три цельных личности в группе видны сразу, так как к ним фактически тянутся все остальные ребята. Что касается антиличностей, то о них педагоги тоже отзываются хорошо, так как они не мешают вести занятия и выполняют все задания.

Дети инициативны и помогают преподавателям вести занятия, сами находят новые материалы и монтируют фильмы.

§4. Учет феноменологии личности в воспитании подростков

подросток феноменология личность воспитание учет

Исходя из результатов исследования, мы можем выделить основные причины необходимости учета феноменологии личности в подростковой группе:.    присутствие цельных личностей в ученической группе положительно сказывается на развитие всех учеников, так как они своим примером показывают неопределившимся псевдоличностям правильный с точки зрения общества стиль поведения.

II.      Сотрудничество учителей и учеников в процессе социализации позволяет более быстрому развитию цельных личностей.

III.     Педагогам необходимо учитывать феноменологию, так как обучение в школе является частью процесса социализации, который в конечном счете приводит к развитию цельной личности. По этой причине мы ожжем сделать следующий вывод - педагог оказывает огромное влияние формирование личности подростка.

Понятие феноменологии до сих пор остается дискуссионным вопросам, не смотря на то, что в "Философии воспитания" оно разобрано на общефилософском уровне.

Формирование цельной личности - основная задача современной школы, но общество формулирует другой заказ, так как наиболее удобна в управлении псевдоличность.

Мы считаем, что подростки нуждаются в помощи в самоопределении, дети не всегда могут выбрать для себя правильную форму поведения, так как семья, школа, СМИ и группа сверстников зачастую предъявляют различные требования и нормы.

Мы считаем, что учет феноменологии личности имеет важное значение, так как большинство подростков находится испытывают сложности в выборе своего жизненного пути и стиля поведения. Они готовы пробовать всё новое и рисковать, не думая о себе и о других. Почему это происходит? Потому что современные дети, к сожалению, прекрасно понимают где и в каких условиях они живут. Они знают, что одиноки, ребенок в 13 лет уже знает сто такое смерть. Куда двигаться ребенку, если он один? Ребенку необходима помощь, которую может предоставить ему только специалист.

Заключение

В заключение отметим, что наше исследование не закончено, по той причине, что понятие феноменологии является новым и мало изученным.

Мы провели исследование юношей-учеников ПТУ№2 и теоретически исследовали вопросы феноменологии и развития личности в подростковом возрасте. Не смотря на то, что мы выполнили все задачи нашего исследования, перед нами появилось еще много вопросов и проблем, которые требуют долгого теоретико-практического исследования и апробации.

Мы хотим процитировать известного канадско-американского педагога Лоренса Питера: "Смог бы мальчик, которым вы были, гордиться таким мужчиной, как вы?". Данное выражение, как мы считаем отражает процесс социализации и как результат его формирование какого-либо типа личности. Дети восприимчивы к миру, они ищут ответы на свои вопросы и часто не понимают того, что им диктует социум через СМИ и Интернет.

Дети нуждаются в помощи, особенно в подростковом возрасте. Очень просто спихнуть проблемы воспитания на трудности возраста, но это не является решением проблемы. Задача любого педагога - это сопровождение и поддержка ребенка в его развитии, если она не выполняется, то школа как фабрика штампует целые ряды псевдо- и антиличностей.

Мы не утверждаем, что воспитание есть основной фактор развития, но с помощью воспитания, можно скорректировать негативное стихийное воздействие среды и неблагополучие наследственности. Однако, очень важным фактором является собственная активность субъекта, которую в свою очередь способен породить педагог.

Воспитание и социализация два взаимосвязанных процесса, которые помогают мальчику загордиться тем мужчиной, которым он станет в будующем.

Список литературы

1. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей,1995.

2. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. Под ред. Реана А.А. - С-пб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2003.

. Вроно Е,М, Несчастные дети - трудные родители. М.: Семья и Школа, 1997.

. В.А. Гарбузов. Нервные дети. Л.- Медицина, 1990.

. В.В. Бойко. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. С-пб - Союз, 2002.

. Репина Г.А. Краткий конспект лекций по социальной педагогике. Смоленск - СмолГу, 2008.

. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - С-Пб.: Питер,2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!