Учет феноменологии личности в воспитании подростков
Министерство
образования
Российской
Федерации
ГОУ
ВПО Смоленский Государственный Университет
Кафедра
педагогики № 2
Курсовая
работа по педагогике
Учет
феноменологии личности в воспитании подростков
студента 3 курса очного обучения
специальности "Педагогика и
психология"
Элькинда Григория Витальевича
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
доцент Боброва Е.А.
Смоленск
2010
Оглавление
Введение
§1.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
§2.
Понятие педагогической феноменологии
§3.
Диагностика состояния проблемы на практике
§4.
Учет феноменологии личности в воспитании подростков
Заключение
Список
литературы
Введение
Подростковый возраст поразителен по своей сути.
Он является как первым этапом взросления, так и последним детства. Таким
образом, подростка можно охарактеризовать довольно абстрактным выражением
"ещё не взрослый, но уже не ребенок". Подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) становиться наиболее значимым в
жизни ребенка. В подростковом возрасте ребенок получает огромный
жизненный опыт. Здесь и первая любовь; и появление референтной группы, которой
ребенок теперь верит больше чем взрослым; также происходит столкновение
поколений и т.д.
Подросток переживает тяжелейший возрастной
кризис, который порой может перерасти в депрессию и более тяжкие патологии.
Сущность кризиса в отрочестве - это поиск своего "Я", кризис
собственной идентификации. Ребенок ощущает себя одиноким и покинутым, родной
дом, единственная защита, может стать самым ненавистным местом на Земле. Дети
стремятся заполнить эту невероятною и невыносимую пустоту, которая преследует
по всюду. Подросток стремиться в к возвышенному, но в тоже время хочет жить в
настоящем. Ему скучно в кругу семья и спокойно в большой группе сверстников,
если там не обижают, конечно.
Родители порой не способны понять и принять
изменений в ребенке, но ещё тяжелее родителю признать два важных факта:
1. ребенок больше не
"принадлежит" им, он теперь всеми силами стремиться наработать свой
жизненный опыт.
2. все проблемы ребенка от родителей. То
есть, ребенок хоть и пытается вырваться из под влияния родителей, он всё ещё
нуждается в их поддержке, но порой наталкивается на грубость и холодность.
Причина этому очень проста: когда у ребенка
начинается "трудный" переходный возраст, у его родителей тоже
начинается свой переломный момент, он же кризис середины жизни. Предпосылки
"трудного" характера задаются страхами, комплексами, тяжелыми
воспоминаниями родителей. Несчастные дети, это дети "трудных" родителей,
и зачастую помощь нужна не только "потерявшемуся" в жизни подростку,
но и его ничего не видящим родителей.
Подросток большую часть времени проводит в
социуме. Это происходит по разным причинам, таким как: желание расширить круг
своих знакомых, поиск новых отношений, попытка скрыться от проблем в семье, а
так же желание заглушить своё одиночество.
Мы уже говорили выше о том, что именно в
подростковом возрасте происходит глобальная, если можно так выразится,
наработка жизненного опыта. Он стремиться к своему надуманному и прекрасному
образу мира и себя, но неизбежно сталкивается с реальностью, что вызывает у
него неприязнь и желание не видеть окружающую действительность. Он не любит
себя, так как считает свое тело уродливым, не понимая, что многие внешние
изъяны - всего-навсего возрастные особенности формирования организма. Стремясь
убежать от обыденного мира, собственного одиночества, подросток обращается к
телевиденью и Интернету. Что может в этом быть плохого? А то что находясь
постоянно в виртуальном мире, подросток не получает тот жизненный опыт, который
должен получить. Вместо того чтобы пообщаться с друзьями он ночи напролет
проводит за экраном компьютера и копается в Интернете, вот только абсолютно не
проводя никакого отбора информации. К чему это приведет? К тому, что ребенок
начнет усваивать наиболее распространенные и удобные для него формы поведения.
Здесь две стороны хорошая и плохая.
Хорошая: подросток развивается и усваивает новую
информацию, которую потом может использовать в жизни, заводит новые знакомства.
Плохая: подросток усваивает агрессивные формы
поведения (сильный и вооруженный герой убил всех своих врагов и получил за это
в награду красивую женщину), виртуальное общение становиться более
привлекательным, так как подросток способен выдать себя за кого угодно и не
боятся, что он будет разоблачен и т.д.
Тема нашей работы актуальна по нескольким
причинам:
1. понятие феноменология позволяет
всецело охарактеризовать процесс социального развития, что очень важно в
воспитательной и психолого-педагогической работе с детьми;
2. современный подросток нуждается в
постоянной поддержке, так как условия жизни в обществе ухудшились, а, значит у
него больший риск стать жертвой социализации.
Зачастую подростку не могут оказать необходимую
помощь, потому что в обществе существует стереотип, будто подростковый возраст
это "трудный" или "буйный" этап жизни человека, последствия
этого убеждения порой имеют губительный характер для ребенка, а именно часто
встречающееся убеждение "гормоны перестанут в голову бить и
успокоится". В данной работе мы попробуем доказать то, что проблемы
подросткового возраста не связаны с перестройкой организма.
Исходя из причин актуальности работы, мы
выделили основную цель нашей работы:
· Формирование общей осведомленности о
подростковом возрасте и понятии феноменология личности. Исследование
формирования возможных типов личности у подростка.
Для реализации данной цели необходимо вычертить
круг конкретных задач:) Провести теоретический анализ подросткового
возраста) Дать определение понятию "феноменологии личности" и
охарактеризовать три типа личности по Б.Т. Лихачеву) Провести
исследование детей подросткового возраста.
§1.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст от11 (12) до 15(16) лет. По
многим причинам его ещё называют трудным и переломным, что не всегда корректно.
Одна из причин - подростковая агрессия. Одной из причин агрессии - это борьба
подростка за независимость. Он не ребенок, но и не взрослый. Он стремиться
расти и развиваться, но в силу многих причин не может этого.
Во время подросткового возраста проходит один из
тяжелейших кризисов в развитии, от того как ребенок проживет его зависит
будущая жизнь и развитие. И это тоже усугубляет переживания. Ребенок и так
испытывает дискомфорт от гормональных перестроек в организме, его нервная
система становится легковозбудимой, ребенок оценивает ситуацию исходя из своих
эмоций и чувств, не особо доверяя здравому рассудку. Влияние эмоций на
подростков велико. Его переживания становятся глубже, появляются более стойкие
чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений из жизни делается длительнее и
устойчивее, многие явления социальной действительности небезразличны подростку
и порождают у него различные эмоции.
Центральным образованием в сфере чувств
подростка становится чувство взрослости. Выражается оно в стремлении к
самостоятельности, желании показать свою "взрослость", добиваться
уважения со стороны старших своих успехов. В "Психологии подростка"
под. ред. А.А. Реана приведены следующие признаки проявления "чувства
взрослости":
1. Подражание внешним признакам
взрослости: курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон,
стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы
кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие пути
достижения взрослости и самые опасные.
2. Равнение подростков-мальчиков на
качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество,
выносливость, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто
становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее
время хотят обладать такими качествами, которые всегда считались мужскими.
. Социальная зрелость. Она возникает в
условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где
подросток занимает место помощника взрослого.
. Интеллектуальная взрослость. Она
выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это
стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за
пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результата
самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и
превращается в самообразование. [2, с 43]
Говоря о подростковом возрасте, необходимо также
упомянуть и о главной потребности подростка - потребности в общении.
Потребность в общении со сверстниками появляется ещё в детстве и с возрастом
усиливается. Поведение же подростков по сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками - это очень
важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие
необходимые вещи, которые по разным причинам они не узнают от взрослых.
Во-вторых, это специфический вид межличностных
отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают
необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной
дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы и
общественные.
В-третьих, общение подростков - это
специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности,
солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку
автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство
благополучия и устойчивости ("Психология подростка" под ред. А.А.
Реана).
Обособление и аффиляция.
Психология общения подростков строится на двух
противостоящих потребностях:
· Обособление (приватизация) - то
есть, потребность в социальной и территориальной автономии, неприкосновенности
своего личного пространства. Проявляется в желании побыть в одиночестве,
поговорить с самим собой.
· Аффиляция - потребность человека в
установлении и уточнении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой
потребностью, постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от
эмоционально-положительного общения с ними. Напряженная потребность в общении и
аффиляции у многих ребят превращается в непобедимое стадное чувство: они не
могут не только дня, но и часа прожить вне своей компании. Особенно сильна эта
потребность у мальчиков. (Реан А.А. "Психология подростка")
Экстенсивное общение характерно для мальчиков, а
интенсивное для девочек. Мальчики собираются большими группами, а девочки по
двое по трое. Характер эмоциональной связи между членами группы, тоже
различается.
экстенсивный
|
интенсивный
|
Вступают
в контакт с теми, кто им нравится, совместная деятельность имеет
второстепенное значение.
|
Более
активное общение, но эмоциональная связь слабая.
|
Более
пассивное общение, но более дружественное и избирательное.
|
Имеют
более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства, более
автономны от взрослых, но нередко ведут себя антисоциально.
|
Диады
девочек более закрыты для посторонних. Зато более тесно связаны с
родительской семьей.
|
Специфика общения подростков
I. Застенчивость. Застенчивость - самая
распространенная коммуникативная трудность у подростков и юношей. Психологические
исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно
отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и
управлять своё социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это
касается только мужчин) и переживают больше коммуникативных трудностей. Однако
застенчивость может иметь разные причины, которые зачастую не поддаются
коррекции и сами по себе не могут рассматриваться как отрицательные. Так
например, в одном психологическом эксперименте (Хеедрик К. и Браун С., 1971)
людям предлагалось выбрать тип личности, с которой хотели бы совместно работать
и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных черт,
выбирали экстравертированный тип личности. Но как только дело касалось дружбы,
картина менялась, не только люди склонные к интроверсии, но и многие
экстраверты отдавали предпочтение интровертированному типу. Причиной этому
послужила более тонкая душевная организация, чем у экстравертов.
II. Стратегическое взаимодействие. Для облегчения
своих коммуникативных проблем подростки и юноши используют целый ряд
специфических хитростей, стратегических приемов. Под стратегическим
взаимодействием понимается - характерная для подростков ситуация, в которой
партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то
информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и
ухищрений. Понятие введено американским социологом Эрвингом Гоффманом в 1969
году. Позже (1980), совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил
ряд особенностей:
1) будучи постоянно озабоченными собой и
полагая, что другие тоже разделяют эту озабоченность, подростки и юноши обычно
действуют на "воображаемую аудиторию"
2) преувеличивая свою уникальность и
особенность, подростки часто создают себе "личный миф", вымышленную
биографию, поддержание которой требует постоянных усилий, вот почему общение в
подростковом возрасте часто бывает напряженным, неестественным, имеет двойной
план.
3) III.
Отдельным блоком мы хотим разобрать такой фактор, как общение в Интернете, так
как данный вопрос имеет непосредственное отношение к теме нашей работы.
Зачастую, пытаясь компенсировать свои страхи в общении подростки уходят в
Интернет, что не всегда хорошо влияет на них. Причинами ухода в виртуальную
реальность могут быть разными (проблемы в семье, школе, со сверстниками,
неуверенность в себе и т.д.). Проблема "жизни за монитором" давно уже
волнует как психологов, так и педагогов. Так уже в 1998 году в своем
аналитическом докладе В.С. Собкин и Н.И. Кузнецова отмечали пагубное влияние
Интернета на современного подростка. Именно в Интернете ребенок получает много
информации о сексе, насилии. Через Интернет происходит усвоение агрессивных
форм поведения. Но также именно с помощью Интернета подросток может "замаскировать"
свою застенчивость. Общение в чатах и социальных сетях способно полностью
захватить внимание подростка. Формируется стереотип поведения - "при
неудаче Интернет поможет". Ребенок обманывает других и себя, чтобы
реализовать свою главную потребность в общении. [2 с 205]
Особенности взаимоотношений
подростка с родителями
Для характеристики данного пункта мы
использовали Елены Вроно "Несчастные дети - трудные родители", так
как в данной монографии на примерах отлично отражены причины подростковых проблем
и агрессии.
Основной причиной агрессии является так
называемое "столкновение кризисов, по своему содержанию практически
идентичных. И кризис подростка и кризис середины жизни - есть
самоидентификация. Ребенок становится личностью, а родитель оценивает свою уже
сформированную личность. Поэтому понятие "трудный" можно отнести не
только к ребенку, но и ко взрослому.
Исходя из анализа монографии Е. Вроно, мы можем
выделить следующие проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителя:
1. Игнорирование детских проблем. Пример:
ребенок испытывает страх перед учителем, вместо помощи от родителей он получает
такие ответы: "Хватит капризничать" или "Ты уже
взрослая/взрослый, чтобы бояться".
2. Родитель в позиции жертвы.
"Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело" - частые
жалобы со стороны родителей, которые зачастую сами подавляют своих детей,
провоцирую тем самым агрессию.
. Акселерация. Современные подростки
более развитые, чем предыдущие поколения, и с каждым годом разрыв в развитии
все сильнее. Девочки в 14-15 лет становятся матерями и стремятся вести
"взрослую" половую жизнь. Однако, они не способны разделить такие
понятия, как "любовь", "влюбленность" и "секс".
Происходит это по простой причине - родитель не помогает ребенку разобраться в
проблемах. Часто, родители сами не знают как помочь так как в подростковом
возрасте не сталкивались с такими проблемами. [3]
Трудности в семье оставляют отпечаток на всем
восприятии мира подростком. Ребенок, который несет из дома невыраженные обиды,
срывается в школе и в отношениях со сверстниками, формируется негативное
отношение к окружающему миру, то есть развитие идет в сторону
антигуманистичности и негативизма или же подросток будет стремиться
"раствориться" в группе, стать единым целым чего-либо, то есть полностью
снять с себя ответственность за происходящее.
Для того чтобы охарактеризовать возможные
последствия нерешенных проблем ребенка, мы считаем правильным ввести понятие
"феноменологии личности", которое более подробно рассмотрим в
следующем параграфе.
§2.
Понятие педагогической феноменологии
Понятием феноменологии и типологии личности
занималось множество авторов (Б.С.Братусь, Э.Фромм, Э.Эриксон) и многие другие.
Мы считаем необходимым кратко объяснить некоторые из теорий.
1. Эрик Эриксон. Эпигенетическая теория
развития. В книге Эриксона "Детство и
общество" представлена его модель "восьми возрастов человека".
По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов,
или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой
стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда
- коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и
тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им
уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к
конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих
конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек
приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он
справляется со следующим конфликтом. Позже учениками Эриксона были выведены три
возможных типа личности : A, B, C. Тип личности А(не сформировано базовое доверие): личность
данного типа не доверяет окружающему миру, переживания носят внутренний
характер. Людей такого типа можно назвать "недолюбленные дети". В
педагогическом плане с ними могут возникнуть следующие проблемы: неуверенность
в своих силах, закрытость, стеснительность. Помощь может быть только одна -
необходимо помочь ребенку поверить в себя, то есть постоянно подбадривая,
вселять веру в себя.
Тип личности В(базовое доверие
сформировано): детей такого типа можно назвать нормальными, так как они
абсолютно уверены в себе, знают свои возможности и не вызывают особенных проблем
в педагогическом плане.
Тип личности С(перелюбленные дети):
люди данного типа капризны, имеют завышенную самооценку, они авторитарны,
грубы, зачастую садисты. Педагогические проблемы: ребенок типа С часто грубит
учителям, он ни ставит ни во что своих товарищей по учебе, прогуливает занятия.
Рекомендации: необходима продолжительная и трудная воспитательная работа,
направленная на снижение агрессивных тенденций в ребенке.
2. теория Эриха Фромма. Мы
считаем необходимым отметить тот факт, что теория Эриха Фромма носит
общефилософский характер и многие его идеи не поддаются проверке. Он вы вел два
типа личности: зрелая и незрелая личность. Опираясь на идеи гуманизма и свободы
Эрих Фромм так описал каждый тип личности: зрелая личность - это человек как
носитель человеколюбия и свободы, он умеет любить и не стыдится своих чувств.
Незрелая личность - это конформный
человек, он боится всего, что с ним происходит и не способен нести
ответственность за себя и свою жизнь, по этой причине и присоединяется к более
сильным и властным людям.
Для сравнения типов личности по
Фромму можно привести простую формулу:
ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ =
"Я ЛЮБИМ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЛЮ"
НЕЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ = "Я ЛЮБЛЮ, ПОТОМУ
ЧТО ЛЮБИМ". [7]
Но наиболее полно понятие
феноменологии разработал Б.Т. Лихачев. Социально-педагогическая
феноменология личности - сложный социально-психологический процесс генезиса
личности в процессе социализации.
Б.Т. Лихачевым
выделены три основных типа личности, социокультурные признаки которых задают
социальному педагогу-практику критерии идентификации совершеннолетних клиентов
- объектов или субъектов социального воспитания: цельная личность, антиличность
и псевдоличность.
Критерии для оценки типологии личности:
q идеальное, интеллектуальное, нравственное,
житейское богатство;
q внутренняя нравственность;
q свобода выбора образа мыслей и поведения,
осознание ответственности за своё бытие и результаты поступков. [6, с 11]
На основе данных критериев мы можем провести
анализ каждого типа личности.
Цельная личность.
Ей свойственен одновременно нравственный индивидуализм и способность
преодоления и поддержания нравственного коллективизма, поэтому цельная личность
регулирует и ограничивает свои материальные потребности, приводит их в
соответствие с внутренними и внешними требованиями нравственности и экологии
ноосферы; стимулирует и развивает в себе духовно-нравственные и творческие
потребности. Она обладает такими качествами как:
q любовь и сострадание всему живому;
q целеустремлённость в гуманистической
деятельности;
q воля, мужество, упорство, настойчивость и
стойкость;
q готовность к отстаиванию своих убеждений;
q опора на свои духовные силы.
Если проводить аналогии с приведенными выше
теориями, то цельная личность может быть типом В в классификации Эриксона, и
зрелой личностью в теории Фромма.
Антиличность. Полная противоположность цельной личности. Ей свойственен
автторитторизм, правовой нигилизм. Люди с типом антиличность способны унизить и
обидеть слабого и преклоняться перед тем, кто сильнее их, но только до той поры
пока они слабее. Антиличность рассматривает других людей, как средство
достижения цели и выгоды. Антиличность, как правило,
интеллектуально поверхностна, дилетантична, ограниченна. Тип С по Эриксону и
незрелая личность по Фромму.
Псевдоличность. Псевдоличность
равнодушна, безразлична, пассивна в отношении всего, что не касается её частных
интересов; подвержена внешним влияниям, излишне конформна; отличается
проявлением приспособленчества, мимикрией, предательством других людей и
собственных убеждений. Она не страдает от отсутствия чувств чести и
достоинства, от духовной пустоты; открыта для внешних манипуляций,
предрасположена к восприятию и аккумуляции "кассетных" программ,
испытывает острую потребность в руководстве ею со стороны общепризнанных и
почитаемых авторитетов и популистов. Псевдоличности всё равно за кем идти и
кому подчиняться, она медленно плывет по течению. Тип А по Эриксону и незрелая
личность по Фромму.
Для дальнейшего анализа теории необходимо
расшифровать такое понятие как "кассетная" программа. Оно подразумевает
под собой поведенческие и мыслительные стереотипы. "Кассетные"
программы усваиваются через СМИ, переходят от одних людей к другим (стадный
инстинкт в группе сверстников), в общем смысле "кассетная" программа
не является собственным наработанным навыком или знанием, она вкладывается в
головы людям, которые не хотят или не умеют критично оценивать реальность.
Тема феноменологии в педагогике является новым и
открытым вопросом. Основой деления на данные типы личности является процесс
социализации. Данный процесс сложен и непредсказуем, так как включает в себя не
только целенаправленное влияние семьи, группы, школы и т.д., но и стихийное
воздействие общества в целом (СМИ, экономический кризис, войны). Результатом
неудачного процесса социализации является появление "жертв"
социализации, то есть индивидов, которые по тем или иным причинам не смогли
адаптироваться к условиям окружающей действительности. К "жертвам"
можно отнести псевдо- и антиличность, так как в ходе развития ими не были
усвоены основные нормы и принципы гуманизма и свободы личности.
§3.
Диагностика состояния проблемы на практике
В нашем исследовании были использованы следующие
инструменты:
) Анкета "Ваш тип личности".
Описание методики: данная методика поможет вам
разобраться, к какому типу личности вы относитесь, какие характеристики присущи
каждому из типов и какие из них больше подходят вам. Анкета состоит из 15
вопросов, на каждый из которых возможны три варианта ответов: А, В, С.
Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его
мнение или соответствует реальности.
Тест
1. Согласны ли вы с тем, что терпение и выдержка
говорят о внутреннем состоянии человека?
А: Безусловно;
В: Не уверен (а);
С: Нет;
. Хватает ли у вас терпение выслушать длинные
исповеди своих друзей и знакомых?
А: Хватает;
В: Стараюсь избежать этого;
С: Не всегда;
. Представьте, что вы занимаете руководящий
пост, исходя, из этого какими нравственными принципами вы будете
руководствоваться?
А: Использование власти только в интересах дела
и человека;
В: Использование власти в корыстных целях;
С: Использование власти в целях
самоутверждения;
. В чём вы видите свой смысл жизни?
А: В развитии ведущих духовных и материальных
сил, в самоактуализации;
В: Не задумывался (ась) над смыслом жизни;
С: В достижении предпринимательских,
политических и практических успехов;
А: Законопослушен (на);
В: Подгоняю закон "под себя", для
оправдания своих поступков и действий;
С: Отношение к закону непоследовательное;
. Выберите, какие из перечисленных качеств в
большей степени, вам присущи?
А: Воля, идейность, упорство;
В: Месть, обман, гордыня;
С: Равнодушие, пассивность, подверженность
внешним влияниям;
. Если организуется коллективное мероприятие, вы
предпочитаете быть?
А: Активным организатором;
В: Организатором, только если преследуете свою
цель;
С: Пассивным исполнителем коллективных заданий
относительно мероприятия;
. Характерно ли для вас стремление к
демонстративности?
А: Нет;
В: Да;
С: Иногда;
. Готовы ли вы признать свою неправоту перед
своими друзьями?
А: Не боюсь признавать ошибки;
В: Нельзя проигрывать ни в чём;
С: В зависимости от обстоятельств;
. Больше всего я не люблю:
А: Когда портятся отношения с товарищами;
В: Когда у меня что-то не получается;
С: Когда меня критикуют;
. Что для вас было бы наиболее характерно, если
бы вы стали старостой в своём классе?
А: Чаще бы советовалась (ся) со сверстниками;
В: Разработал (а) бы программу и убедил (а) бы
класс в её целесообразности;
С: Изучил (а) бы, кто есть кто, и установил (а)
бы контакт с лидерами;
. Из трёх личных качеств, с которыми вы
боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
А: Властолюбие;
В: Настойчивость;
С: Раздражительность;
. Как часто вы обижаетесь на окружающих людей?
А: Редко, но иногда бывает;
В: Часто;
С: Когда как;
. Выберите, что для вас наиболее характерно?
А: Оцениваете свои способности достаточно
объективно;
В: Часто переоценивают свои способности;
С: Недооцениваете свои способности;
. Можете ли вы терпеливо объяснять что-то не
очень понятливому человеку, пока он не поймёт?
А: Могу;
В: Нет, меня это раздражает;
С: В исключительных случаях.
Обработка результатов
После ответов на вопросы, подсчитайте каких
ответов у вас больше: А, В, С. В зависимости от того, какая буква у вас чаще
всех встречалась, вы можете отнести себя к одному из трёх типов личности:
Больше ответов А:
Поздравляем, вы - цельная личность. Вам присущи
такие качества как: любовь, сострадание всему живому, целеустремленность в
гуманистической деятельности, воля, стойкость, идейность.
Больше ответов В:
Тип вашей личности - антиличность.
Вы склонны к насилию, зависти, к ненависти,
предательству, к злорадству, лицемерию, к обману. Если вам действительно
присущи эти качества, хоть и частично, то задумайтесь над своим поведением,
проанализируйте его, сделайте для себя выводы.
Мы желаем вам удачи.
Больше ответов С:
Тип вашей личности - псевдоличность.
Ваше равнодушие, безразличие и пассивность, ваша
подверженность внешним влияниям, предательство и открытость для внешних
манипуляций, а так же ваша предрасположенность к восприятию и усвоению
"кассетных" программ и острая потребность в руководстве со стороны
общепризнанных
и почитательных авторитетов, делает вас ущербной
личностью. Проанализируйте ответы группы А - это ориентиры для вас.
2) на той же группе нами была проведена методика
"Четыре персонажа".
Описание методики:
Цель: Исследовать самопредъявление и
самопознание учащихся.
Инструкция: " Изобразите себя в
образах четырех персонажей - растения, животного, неодушевленного предмета и
человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а
хотим лучше понять вас и ваши переживания. Рисунок человека не обязательно
должен быть вашим автопортретом - вы можете изобразить человека любого пола и
возраста, в любом историческом времени. Главное - чтобы он наилучшим образом
выражал важные для вас особенности".
Результаты
В исследовании приняло участие 15 человек в
возрасте от 16-18(ученики ПТУ №2, юноши). Мы выбрали такую возрастную группу,
так как в данном возрасте формирование основных черт личности уже подходит
концу и мы увидели бы результаты удачной или неудачной социализации.
По результатам анкеты мы выявили:
) Число цельных личностей в группе составило: 3
человека;
) Число антиличностей: 6 человек;
) Число псевдоличностей: 6 человек.
Это может быть обусловлено следующими причинами:
. безразличие к себе и своей жизни
. навязанные стереотипы поведения
("кассетные" программы)
. специфика развития мальчиков, которые более
конформны.
Результаты методики "Четыре персонажа"
позволили нам увидеть более объективную картину группы. Большинство ребят (8
человек) относятся к типу псевдоличности, но в тоже время они в своем развитии
стремятся к цельной личности, возможно это обусловлено тем, что в группе есть 3
цельных личности и они своим примером помогают другим. Что касается
антиличностей, то их в ходе методики выявилось 3, причем по одному из рисунков
можно сказать, данный юноша начал двигаться в сторону псевдоличности, так как в
его рисунках нет такой агрессивности как в двух других.
Группа состоит из 20 человек, все мальчики из
них три человека из интерната. С точки зрения педагогов группа тихая и довольно
сильная. Основным качеством является взаимовыручка, три цельных личности в
группе видны сразу, так как к ним фактически тянутся все остальные ребята. Что
касается антиличностей, то о них педагоги тоже отзываются хорошо, так как они
не мешают вести занятия и выполняют все задания.
Дети инициативны и помогают преподавателям вести
занятия, сами находят новые материалы и монтируют фильмы.
§4.
Учет феноменологии личности в воспитании подростков
подросток феноменология
личность воспитание учет
Исходя из результатов исследования, мы можем
выделить основные причины необходимости учета феноменологии личности в
подростковой группе:. присутствие цельных личностей в ученической группе
положительно сказывается на развитие всех учеников, так как они своим примером
показывают неопределившимся псевдоличностям правильный с точки зрения общества
стиль поведения.
II. Сотрудничество учителей и учеников в
процессе социализации позволяет более быстрому развитию цельных личностей.
III. Педагогам необходимо учитывать
феноменологию, так как обучение в школе является частью процесса социализации,
который в конечном счете приводит к развитию цельной личности. По этой причине
мы ожжем сделать следующий вывод - педагог оказывает огромное влияние
формирование личности подростка.
Понятие феноменологии до сих пор остается
дискуссионным вопросам, не смотря на то, что в "Философии воспитания"
оно разобрано на общефилософском уровне.
Формирование цельной личности - основная задача
современной школы, но общество формулирует другой заказ, так как наиболее
удобна в управлении псевдоличность.
Мы считаем, что подростки нуждаются в помощи в
самоопределении, дети не всегда могут выбрать для себя правильную форму
поведения, так как семья, школа, СМИ и группа сверстников зачастую предъявляют
различные требования и нормы.
Мы считаем, что учет феноменологии
личности имеет важное значение, так как большинство подростков находится
испытывают сложности в выборе своего жизненного пути и стиля поведения. Они
готовы пробовать всё новое и рисковать, не думая о себе и о других. Почему это
происходит? Потому что современные дети, к сожалению, прекрасно понимают где и
в каких условиях они живут. Они знают, что одиноки, ребенок в 13 лет уже знает
сто такое смерть. Куда двигаться ребенку, если он один? Ребенку необходима
помощь, которую может предоставить ему только специалист.
Заключение
В заключение отметим, что наше исследование
не закончено, по той причине, что понятие феноменологии является новым и мало
изученным.
Мы провели исследование
юношей-учеников ПТУ№2 и теоретически исследовали вопросы феноменологии и
развития личности в подростковом возрасте. Не смотря на то, что мы выполнили
все задачи нашего исследования, перед нами появилось еще много вопросов и
проблем, которые требуют долгого теоретико-практического исследования и
апробации.
Мы хотим процитировать известного
канадско-американского педагога Лоренса Питера:
"Смог бы мальчик, которым вы были, гордиться таким мужчиной, как
вы?". Данное выражение, как мы считаем отражает процесс социализации и как
результат его формирование какого-либо типа личности. Дети восприимчивы к миру,
они ищут ответы на свои вопросы и часто не понимают того, что им диктует социум
через СМИ и Интернет.
Дети нуждаются в помощи, особенно в подростковом
возрасте. Очень просто спихнуть проблемы воспитания на трудности возраста, но
это не является решением проблемы. Задача любого педагога - это сопровождение и
поддержка ребенка в его развитии, если она не выполняется, то школа как фабрика
штампует целые ряды псевдо- и антиличностей.
Мы не утверждаем, что воспитание есть основной
фактор развития, но с помощью воспитания, можно скорректировать негативное
стихийное воздействие среды и неблагополучие наследственности. Однако, очень
важным фактором является собственная активность субъекта, которую в свою
очередь способен породить педагог.
Воспитание и социализация два взаимосвязанных
процесса, которые помогают мальчику загордиться тем мужчиной, которым он станет
в будующем.
Список литературы
1.
Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей,1995.
2.
Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей.
Под ред. Реана А.А. - С-пб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2003.
.
Вроно Е,М, Несчастные дети - трудные родители. М.: Семья и Школа, 1997.
.
В.А. Гарбузов. Нервные дети. Л.- Медицина, 1990.
.
В.В. Бойко. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. С-пб -
Союз, 2002.
.
Репина Г.А. Краткий конспект лекций по социальной педагогике. Смоленск -
СмолГу, 2008.
.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - С-Пб.: Питер,2001.