Местное самоуправление

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,30 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Местное самоуправление

Содержание

1. Определите нормативно-правовые акты РФ, характеризующие организацию местного самоуправления на современном этапе

. Особенности формирования муниципального заказа в вашем муниципальном образовании

. Опишите структуру органов местного самоуправления в вашем муниципальном образовании

. Опишите проблемы формирования бюджета вашего муниципального образования

Источники и литература

1. Определите нормативно-правовые акты РФ, характеризующие организацию местного самоуправления на современном этапе

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

Конституция Российской Федерации,

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

Федеральные конституционные законы,

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

уставы муниципальных образований,

решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

иные муниципальные правовые акты.

Европейская хартия местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.


2. Особенности формирования муниципального заказа в вашем муниципальном образовании

Муниципальным заказом считается заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Цель эссе - рассмотреть особенности формирования муниципального заказа в вашем муниципальном образовании.

Согласно ст. 54 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета.

Порядок взаимодействия участников системы муниципального заказа при формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа муниципального образования город Пермь определяется:

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

решением Пермской городской Думы от 26.12.2006 № 334 «Об утверждении порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа города Перми»;

постановлением администрации города от 08.05.2007 № 157 «Об утверждении Порядка взаимодействия участников системы муниципального заказа при формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа муниципального образования город Пермь».

Участники системы муниципального заказа города Перми. Муниципальные заказчики: 1) органы местного самоуправления муниципального образования город Пермь; 2) функциональные и территориальные органы администрации города, муниципальные учреждения и иные бюджетные учреждения, являющиеся получателями средств бюджета города Перми.. Уполномоченные органы: 1) уполномоченный орган на осуществление функций по размещению муниципального заказа для муниципальных заказчиков - управление муниципального заказа планово-экономического департамента администрации города Перми; 2) уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа - контрольно-аналитический департамент администрации города Перми; 3) уполномоченный орган на ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения муниципального заказа, - департамент финансов администрации города Перми; 4) уполномоченный орган на ведение официального сайта для размещения информации о размещении муниципального заказа - управление муниципального заказа планово-экономического департамента администрации города Перми.

Лица, претендующие на заключение муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными федеральными законами.

Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оформление госзаказа в Пермском крае, а также муниципального заказа в Перми и муниципального заказа в Пермском крае требует детальной проработки всей юридической документации. Федеральный закон, регулирующий проведение тендеров в т.ч. Пермского края содержит в себе множество нюансов, о которых знают только те юристы, которые занимаются юридическим оформлением госзаказов ежедневно. В частности, правовые отношения участников при оформлении муниципального заказа в Перми, муниципального заказа во всем Пермском крае или госзаказа Перми будут различны: в каждом случае к документации предъявляются дополнительные требования. Поскольку речь идет о госбюджете, то юридический вопрос встает достаточно серьезно.

В ходе исполнения контракта на госзакупки в Пермском крае могут между сторонами возникнуть спорные вопросы. Если предусмотреть все правовые аспекты еще на этапе заключения договора на госзаказ в Перми (или же муниципальный заказ в Пермском крае), то проблем при реализации пермского госзаказа не возникнет.

Если компания-подрядчик заключила с властями договор на госзакупки в Пермском крае (или муниципальный заказ в Перми), то госзаказчик уже не вправе сменить подрядчика без каких-либо веских причин.

При реализации госзаказа в Пермском крае (или муниципального заказа в Пермском крае) госзаказчик не имеет права потребовать от подрядчика поставок товаров с другими характеристиками (или поставок более дорогих товаров). В законе оговаривается, что изменение условий контракта в одностороннем порядке не допускается.

Изменение объемов предоставления товаров, работ или услуг при реализации пермского госзаказа установлены законодательно. В Законе № 94-ФЗ говорится, что объем контракта может быть изменен в ту или иную сторону не более чем на 10% (это касается медицинских и аудиторских услуг). Если предоставляемые в рамках госзаказа в Перми товары или услуги не входят в этот список, то заказчик не вправе изменить предусмотренный госконтрактом объем услуг.

Контроль за размещением госзаказов в Пермском крае (госзаказов в Перми и муниципальных заказов в Пермском крае) осуществляют:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.

Министерство общественной безопасности Пермского края.


3. Опишите структуру органов местного самоуправления в вашем муниципальном образовании

Пермь является муниципальным образованием и имеет статус городского округа (в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями).

Устав города Перми принят решением Пермской городской Думы от 13 марта 1996 года. В ноябре 2005 года в Устав были внесены изменения в рамках реформы местного самоуправления в России и сформирована новая система городского самоуправления.

Представительным органом городского самоуправления является Пермская городская Дума, состоящая из 36 депутатов, избираемых населением города в одномандатных округах сроком на пять лет. Выборы действующего состава Пермской городской Думы четвёртого созыва состоялись 12 марта 2006 года. В составе Пермской городской Думы образовано семь комиссий.

Высшим должностным лицом городского округа является Глава города Перми, избираемый населением города сроком на пять лет (с 31 марта 2006 года - Игорь Николаевич Шубин). Глава города также осуществляет полномочия председателя Пермской городской Думы.

Исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является администрация города Перми, руководство которой осуществляет глава администрации (с 30 мая 2006 года - Аркадий Борисович Кац). В СМИ для этой должности обычно используется неофициальное название «сити-менеджер». Глава администрации города Перми назначается на должность Пермской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. К компетенции администрации города относится решение ключевых социально-экономических задач местного значения:

разработка проекта городского бюджета и его исполнение;

разработка программ социально-экономического развития и их исполнение;

управление и распоряжение муниципальной собственностью;

контроль за землепользованием, состоянием застройки и благоустройства;

обеспечение предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, городского пассажирского транспорта общего пользования, жилищно-коммунального хозяйства и других в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.

Структурными подразделениями администрации города являются аппарат администрации, департаменты (имущественных отношений, экономики и инвестиций, финансов, планирования и развития территории города и др.), муниципальные управления (внешнего благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и др.), комитеты (по образованию и науке, по транспорту, социальной защиты населения и др.), отделы (по работе с общественностью и развитию самоуправления, по межведомственной координации антинаркотической деятельности и др.), комиссия по делам несовершеннолетних, муниципальная инспекция по содержанию территории города.

Управление внутригородскими территориями осуществляют территориальные органы администрации города - администрации районов и администрация посёлка Новые Ляды. Их главы назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации города Перми с согласия Пермской городской Думы.

Для осуществления муниципального финансового контроля и контроля за управлением муниципальной собственностью образована Контрольно-счётная палата города Перми. Она образуется Пермской городской Думой.

4. Опишите проблемы формирования бюджета вашего муниципального образования

В основном для всех местных бюджетов в настоящее время характерен глубокий дисбаланс между расходами, обязательными к финансированию, и имеющимися доходными источниками.

Для обеспечения деятельности органов местного самоуправления по финансированию расходных обязательств исключительно важное значение имеет процесс формирования бюджета.

Существует определенный перечень полномочий, который обязано выполнить муниципальное образование, исходя из самостоятельно установленных муниципальным образованием нормативов. Кроме того, органы местного самоуправления в процессе подготовки проекта бюджета должны оценить потребности муниципального образования в иных услугах (работах, товарах) и необходимость затрат на развитие.

Вместе с тем реализация органами местного самоуправления своих полномочий также зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления, а также социальной сферы муниципальных образований. местное самоуправление муниципальный бюджет

Для выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимо формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ. На их основе должны осуществляться расходы из местных бюджетов и вся экономическая деятельность местных органов власти.

Опыт формирования местных бюджетов в соответствии с нормами Федерального закона №131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ в Пермском крае показал, что предусмотренные законодательством процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований не позволяют обеспечить эффективное и обоснованное распределение финансовой помощи между местными бюджетами.

Поэтому на переходный период до 1 января 2009 года субъектам Российской Федерации предоставляется право по согласованию с соответствующими представительными органами муниципальных образований заменять дотации из региональных фондов поддержки муниципальных образований дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. Данные положения предоставляют органам местного самоуправления дополнительные возможности и стимулы по увеличению налоговых доходов местных бюджетов, развитию налоговой базы на соответствующей территории и комплексному развитию муниципальных образований.

В настоящее время еще не разработана система показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут обеспечить в полном объеме распределение финансовой помощи местным бюджетам по объективным методикам и критериям.

Одной из основных причин ухудшения финансового положения муниципальных образований стало закрепление за муниципальными образованиями дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников.

Один из видных финансистов-практиков, Олег Бежаев, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России, указывает, что социально-экономическое развитие муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления не только за счет финансовых ресурсов, но и материальных средств. Муниципальное имущество необходимо органам местного самоуправления для формирования неналоговых доходов местных бюджетов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики, поддержки среднего и малого предпринимательства, а также развития рыночных механизмов использования земли и имущества.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, в Федеральном законе №131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены исчерпывающие виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Однако закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию эффективных условий развития малого и среднего бизнеса.

Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности. Например, не предусмотрено муниципального имущества для решения такого вопроса, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Наибольшими проблемами муниципального хозяйствования является жилищно-коммунальное хозяйство, бремя содержания которого в полном объеме возложено на органы местного самоуправления.

Однако основной задачей реформы ЖКХ является не поиск дополнительных средств на финансирование отрасли, а создание стимулов у предприятий ЖКХ, поставщиков тепла и энергии по улучшению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в целях предоставления качественных услуг населению.

Проведение любой реформы невозможно до тех пор, пока сами граждане не начнут контролировать качество предоставляемых услуг и самостоятельно определять направления их финансирования и порядок оплаты. В связи с этим важно, чтобы функции заказчика жилищно-коммунальных услуг были переданы от дирекций единого заказчика непосредственно представителям населения, которые получат право выбора поставщика соответствующих услуг.

Кроме того, модернизацию предприятий коммунального хозяйства и проведение жилищно-коммунальной реформы тормозит проблема задолженностей муниципальных образований, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Одной из основных форм взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями и организациями является муниципальный заказ на выполнение работ по благоустройству территории, строительству и ремонту объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения муниципального образования. Создание эффективной системы муниципального заказа позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции, более экономичное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие занятости населения муниципальных образований.

Для решения социально-экономических вопросов органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, а также участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных.

При этом надо иметь в виду, что на современном этапе развития рыночной экономики роль государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского и хозяйственного оборота резко идет на убыль. В ряде случаев экономическая деятельность муниципальных предприятий не является достаточно эффективной. Все чаще их место занимают хозяйственные общества и товарищества.

В связи с этим возникает необходимость преобразования государственных и муниципальных предприятий и учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в частные коммерческие организации. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства и муниципальных образований от обязанности финансового обеспечения таких организаций по смете доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.

Но это вовсе не означает полного исчезновения государственных и муниципальных унитарных предприятий из гражданского оборота. В определенных областях экономики они остаются единственной организационно-правовой формой, которая может обеспечить отдельные функции государства и муниципальных образований.

Федеральные органы власти для сокращения дефицита федерального бюджета стараются увеличить налоговые изъятия, поступающие на верхний уровень бюджетной системы, за счет уменьшения поступлений на нижний уровень. При этом в течение 90-х гг. в компетенцию местных властей передавались различные обязанности, требующие увеличения расходов из местных бюджетов.

Самым ярким примером может служить передача в муниципальную собственность предприятиями объектов социально-культурной сферы и жилого фонда, что резко увеличило соответствующие расходы муниципалитетов. Очень важной проблемой является то, что большинство расходов местных бюджетов являются социально важными и трудно поддаются сокращению, так как обеспечивают реализацию конституционных прав граждан (например, права на образование).

Таким образом, уже не первый год существует настоятельная необходимость упорядочивания местных бюджетов, устранения несоответствия расходов по осуществлению многочисленных функций местного самоуправления и доходов, которые зачисляются в местные бюджеты.

Концентрация финансов на федеральном уровне стала причиной распространения системного кризиса и катаклизмов в ЖКХ, здравоохранении, общественном транспорте уже по всей стране и в массовых масштабах, ибо с городов-доноров забраны огромные средства. Кстати, в соответствии с законами РФ они должны компенсироваться. Но этого не происходит.

Политика Москвы понятна: она видит неспособность субъектов выполнять государственные функции. Однако еще никогда не заканчивались успехом попытки концентрации власти и ресурсов в федеральном центре с одновременным решением имеющихся проблем на местах. Это разнонаправленное движение средств.

Сегодня Пермь остается один на один со своими проблемами. Надеяться только на свои силы, опыт и понимание сложившейся обстановки горожанами.

Бюджет города это не бюджет семьи и даже не бюджет отдельной организации. Бюджет этого года был напряженнее прошлогоднего. Доходы, определенные областными властями, остались примерно на уровне прошлого года несмотря на инфляцию, повышение коммунальных платежей и тарифов на электроэнергию.

В бюджете удается отразить далеко не все заявки. Складывается тяжелая ситуация с ремонтом и строительством жилья. Для того, чтобы полностью обновить трубопроводы, например, понадобится при существующем финансировании 10-15 лет. Если в один момент бросить все средства на замену труб, не хватит целого бюджета. Подобные вопросы необходимо решать комплексно.

Но из тех средств, которые собираются в Перми, на содержание и развитие самого города остается лишь пятая часть остальное забирают край и Федерация. Пока же муниципалитеты живут по принципу: максимум проблем минимум денег.

Источники и литература

1.Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с последними изменениями на сайте КонсультантПлюс.

.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31 12.2005 г. №199 - ФЗ //

.Консультант Плюс.

.Устав города Перми.

.Решение Пермской городской Думы от 26.12.2006 № 334 «Об утверждении порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа города Перми.

.Бежаев, О. Г. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов // Муниципальная власть. - 2006. - № 3.

Похожие работы на - Местное самоуправление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!