Речевая деятельность как средство реализации межличностных отношений

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Речевая деятельность как средство реализации межличностных отношений

Введение

Развитие высокодеятельностной и коммуникативно-компетентностной личности в условиях преобразования общества, информационная специфика современной социальности обусловили необходимость совершенствования способа межличностного общения. Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

межличностное общение речевой

Межличностные отношения раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу», т.е. включены в общение.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ «цементирования» индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Можно утверждать, что именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

Языковое общение не происходит в социальном вакууме. Партнеры по коммуникации всегда находятся в конкретных отношениях, накладывающих на само общение определенный отпечаток. Сегодня говорящий рассматривается не как пассивный «восприниматель» языка, слепо следующий определенным конвенциям и правилам, а как его субъект и творец. Язык, соответственно, является не только средством передачи информации, а формой и способом жизнедеятельности человека, способом вербализации человеческого опыта, организации межличностного общения, выражения внутреннего мира личности, наконец, регулятором человеческих отношений. Объектом пристального внимания ученых становится проблема отношения между говорящим субъектом и его речевым произведением.

В речи проявляется социальная связь отдельных индивидов между собой, с одной стороны, и их связь со всем коллективом - с другой. И здесь важным является, как протекает их совместная речевая деятельность.

Речевое общение рассматривается психологами как форма социального взаимодействия людей посредством языка, реализуемого через речевую деятельность партнеров общения. Речевая деятельность связана с необходимостью обслуживания взаимодействия коммуникантов, которое обусловлено социально и осуществляется согласно социальным нормам, правилам, эталонам, усвоенным личностью в процессе социализации. Речевое общение, будучи явлением социальным, подвержено влиянию тех же норм, правил, эталонов.

Речь, производимая двумя и более собеседниками, требует их коммуникативного сотрудничества, согласования и координации тактики и стратегии общения, учета правил взаимодействия, а также воздействия на партнера по коммуникации с помощью речевых средств. Иными словами, для коммуникантов обязательно как знание общего набора употребительных единиц, так и умение пользоваться им в соответствующих ситуациях общения.

Общество выработало определенные правила взаимоотношений, которые отражаются в речевой деятельности. В результате воспитания эти предписания усваиваются и становятся затем обязательными.

В речевой деятельности выражается стремление говорящего воздействовать на своего партнера по общению с помощью речевых средств. Речевое воздействие на партнера по общению характеризуется специально заданной направленностью на регуляцию поведения человека, а значит, и на регуляцию речевого поведения.

Таким образом, речевая деятельность является процессом управляемым, причем субъектом контроля выступают обе стороны - как говорящий, так и слушающий.

В процессе общения собеседники осуществляют регуляцию поведения партнера по общению подсознательно, не акцентируя на этом особого внимания в плане языкового и содержательного оформления своих речевых высказываний. Регуляция поведения в данном случае обусловлена:

а)ситуативностью общения, предполагающей как возможность планирования своего поведения в ее рамках, так и обладающей самой по себе определенной психической значимостью в процессе общения носителей тех или иных языков;

б)наличием коммуникативной общности между собеседниками, т.е. специфических информационных связей между собеседниками, возникающих в результате опыта их совместного общения в прошлом, а также разговоров на общедоступные в языковом коллективе темы, касающиеся повседневной жизни и быта людей, общественных мероприятий, природных явлений и т.п.;

в)лингвистическим опытом, в понимание которого мы включаем также способность речевого воздействия на собеседника с целью передачи или получения информации, изменения его эмоционального состояния, знаний об окружающих предметах, явлениях, событиях и т.п.

Потребность вступления в речевую деятельность

Потребность вступления в речевую деятельность связана с определенным мотивом и порождаемой им речевой задачей, процесс решения которой предполагает несколько этапов. Исходным же является ее ориентировка в условиях, которые весьма многообразны: это ситуация общения, его функции и цели, социальный статус собеседников, их личностные особенности, характер взаимоотношений и эмоциональное состояние в момент общения и т.д. Большое значение для успешного планирования и осуществления общения имеют социальные роли и необходимость ориентировки в собеседнике.

Ориентировка в собеседнике, главным образом, заключается в моделировании коммуникативно значимых особенностей личности собеседника. «Нам всегда необходимо очень многое знать о собеседнике, нам нужно еще и понимать собеседника». Инициатор общения строит свое взаимодействие в расчете на определенную реакцию со стороны партнера. Для этого он должен при формировании своего сообщения построить модель некоторых личностных черт собеседника, представить себе его личность в той мере, в какой это существенно для правильного предвидения эффективности общения.

Психологи отмечают, что моделирование личности собеседника не является статичным. По мере общения глубина и точность такого моделирования все время меняются, достигая в конце синхронизации характеристик общения и особенно его социальной техники.

Синхронизация, по М. Аргайлу, осуществляется одновременно по нескольким каналам:

) объем общения;

) темп общения;

) доминирование;

) специальная социальная техника интимного общения;

) сочетание кооперации и соперничества;

) эмоциональный тон общения;

) отношение к объекту и к способу действия.

Такая синхронизация осуществляется бессознательно и чрезвычайно тонко, вплоть до согласования микродвижений партнеров по общению.

Ориентировка в собеседнике может носить различный характер. В некоторых ситуациях она сведена к минимуму, и люди общаются почти автоматически, используя известные и готовые формулы. В других обстоятельствах (например попав в новую для себя ситуацию, знакомясь с людьми) человек вынужден все время следить за реакцией собеседника, «подстраиваться», отбирая наиболее эффективные способы общения. Задача становится особенно сложной и ответственной, если отношения собеседников асимметричны, т.е. имеются различия хотя бы в одном из социальных признаков: пол, возраст, социальное положение, образование.

Есть такие специальности, для которых адекватная ориентировка в собеседнике является профессиональной необходимостью. Едва ли не первой здесь должна быть названа профессия педагога, который без проникновения в личность ученика, без умения судить по его внешнему поведению о его состоянии просто не может считаться педагогом. Это относится и к общей способности моделировать личность ученика, и к настроенности на определенного ученика.

Характер межличностных отношений в социокультурной сфере

Элементарные навыки ориентировки и соответственно «подстройки», т.е. соотнесения содержания и коммуникативной формы высказывания с ситуацией общения, личностью собеседника, начинают формироваться у человека уже в самом раннем возрасте. Однако эти навыки формируются чаще всего бессистемно. Инструкции, адресованные ребёнку, даются чаще всего в форме повелительных предложений, заключающих негативную оценку. В результате ребёнок не всегда знает, в какой ситуации, кому, что и как нужно говорить. Недифференцированное, приблизительное знание человеком социальных норм, возможных реакций других людей и своих возможностей является причиной социально неадекватного поведения. Возникающее в результате рассогласование ожидаемого и реального приводит к напряженному фону отрицательных эмоций.

Таким образом, ознакомление ребёнка с социальными нормами и формирование умений соотносить с ними речевое поведение -важный аспект обучения и воспитания подрастающего поколения, включаемый в понятие социализации личности.

Исследуя характер межличностных отношений в социокультурной сфере общения, психолингвисты заметили дифференцированность коммуникативных позиций участников общения. Поскольку эффективность общения в решающей мере определяется возможностями каждого отдельного коммуниканта, его навыками общения и его представлениями о собеседнике и его цели, постольку стереотипы поведения и общения диктуются социальными ролями коммуникантов. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе межличностных отношений.

И.С. Кон под ролью понимает «функцию, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию». Иными словами, мы должны знать ролевые ожидания, иметь адекватную им мотивацию и уметь «играть» данную роль. Между тем при обмене ролями в общении мы осуществляем только частичный выбор характеристик роли в зависимости от характера общения.

Ч. Ларсон выделяет целый ряд ролей, в которые «играют» собеседники. Для эффективного осуществления речевой деятельности имеют значение такие роли, как лидер, информатор, критик, релаксатор. Именно эти роли требуют ознакомления коммуникантов с типичными клишированными фразами.

Так, например, роль информатора характеризуется фразами, направленными:

а) на введение новой информации, сообщение новостей;

в) совет собеседнику.

Роль критика призвана выполнять следующие функции:

а) выражение своего личного мнения;

б) выражение несогласия с мнением собеседника. Роль релаксатора требует от коммуниканта реплик, содержащих:

а) выражение согласия с собеседниками, успокоение их;

б) внесение предложения;

в) выражение восхищения, удовольствия. Фразами, которые произносит лидер, могут быть реплики информатора, критика, релаксатора, а также многие другие реплики, зависящие от конкретной ситуации общения.

Заключение

Межличностные отношения по своей сущности являются ролевыми. В системе межличностных отношений люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным стилем исполнения роли. Именно этот диапазон является основой для построения межличностных отношений.

Таким образом, полноценное общение возможно лишь в том случае, если партнеры умеют собрать информацию, необходимую для его правильного планирования и осуществления. Успех в совместной речевой деятельности во многом зависит от того, как формируется образ партнеров по общению.

В речевой деятельности реализуется отношение людей друг к другу, их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение.

Список литературы

1.Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

2.Киселева, Л.Я. Вопросы теории речевого воздействия / Л.Я.Киселева. - М.: Изд-во Ленинградского университета, 2009.

3.Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2009.

4.Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования /А.А. Леонтьев//Методологические проблемы социальной психологии.- М., 2009.

5.Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев.- М.: Смысл, 2009.

6.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.; Воронеж, 2008.

7.Панферов, В.Н. Психология общения /В.Н. Панферов //Вопросы философии. - 2010.

Похожие работы на - Речевая деятельность как средство реализации межличностных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!