Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,94 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования

Содержание

 

Введение

1. Качество как элемент управления и его влияние на конкурентоспособность организации

1.1 Сущность и показатели качества и конкурентоспособности

1.2 Подходы к управлению качеством

1.3 Зарубежный опыт управления качеством

2. Анализ системы управления качеством в шумилинском районном потребительском обществе

2.1 Организационно-экономическая характеристика Шумилинского районного потребительского общества

2.2 Анализ системы управления качеством в Шумилинском районном потребительском обществе

2.2 Экономическая и социальная эффективность управления качеством

3. Основные направления совершенствования системы управления качеством

3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности управления качеством в Шумилинском районном потребительском обществе

3.2 Расчет резервов повышения качества

Заключение

Список литературы

 

Введение

Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь, перевода экономики на инновационный путь напрямую зависит от повышения эффективности процессов трансформации научных знаний в инновации, улучшения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений.

Процесс создания конкурентоспособной продукции, соответствующей мировому уровню, с каждым годом становиться более сложным, трудоемким и дорогостоящим. Это требует грамотного управления.

Менеджмент качества в современном понимании существует в Беларуси около двух десятилетий. Этот современный инструмент управления необходим разным отраслям промышленности, поскольку только выпуск конкурентоспособной продукции может обеспечить организации устойчивые рыночные позиции.

Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием "выживаемости" и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

В современных условиях проблема повышения качества продукции (работ, услуг) затрагивается во многих литературных источниках как экономического, так и не экономического характера, как белорусских, так и зарубежных авторов. Теоретической базой в нашей стране служат законы Республики Беларусь "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", а также современные экономические теории и др.

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Таким образом, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы "управление качеством на предприятии" в современных условиях.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Цель курсовой работы - изучение теоретических и практических аспектов влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработки системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции (разработка ряда предложений по повышению качества продукции в Шумилинском райпо).

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

изучить современные научные подходы по повышению конкурентоспособности продукции;

выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

выявить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;

определить основные пути повышения конкурентоспособности продукции.

При написании работы были использованы законодательные, нормативные и методические материалы по вопросам качества в Республике Беларусь. Основным источником практического материала, использованного при написании работы, являются отчетные данные, плановые и фактические расчеты по вопросам качества продукции.

В качестве предмета исследования рассматривается состояние качества и конкурентоспособность продукции, производимой Шумилинским райпо. В качестве объекта рассматривается Шумилинское районное потребительское общество Витебского облпотребсоюза.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: монографический и аналитический.

Для написания курсовой работы использовано 15 источников

1. Качество как элемент управления и его влияние на конкурентоспособность организации


1.1 Сущность и показатели качества и конкурентоспособности


Категория "качество" издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель (III в. до н.э.), определивший ее как видовое отличие сущности, дифференциацию производил по признаку "хороший-плохой".

Качество - совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей (согласно определению Международного стандарта ИСО 9000). [11]

Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции; с другой - субъективное представление потребителя о продукции.

Качество - комплексная категория, отражающая эффективность всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим следует различать предметное и функциональное качество. Предметное качество - это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность; функциональное качество - уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.

Различают также общее и специфическое качество. В различных регионах сложились разные представления о важности и качестве товаров; однако есть хорошие товары, которые пользуются спросом во всем мире. В первом случае мы имеем дело со специфическими представлениями о качестве отдельных групп покупателей, отражающими культурно-исторические, социальные, хозяйственные особенности этих групп, во втором - с всеобщим признанием товаров.

Принято выделять пять подходов к определению качества в зависимости от поставленных задач:

по восприятию (характерен для системы потребления и удобен при обсуждении общего качества);

с ориентацией на продукцию (качество закладывается на этапе разработки, оно точно определено и может быть измерено);

с ориентацией на конечного потребителя (именно потребитель решает, качественна продукция или нет);

с точки зрения производства (опираются на внутренние факторы, принцип "делай все правильно с самого начала");

ценностная ориентация (учитываются интересы конечного потребителя, цена выступает в роли одного из факторов качества).

Итак, качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью. [11]

Качественная продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса, полностью удовлетворяет потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы, как производителей продукции, так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество признает только реальное повышение качества, то есть реализуемое в потреблении.

Качество продукции в промышленности в основном определяется химическими, физическими и биохимическими показателями. В одних случаях оно проявляется в содержании полезных веществ, в других - обнаруживается при использовании, эксплуатации машин, оборудования и др.

Можно выделить четыре уровня качества:

соответствие стандарту (техническим условиям, договору);

соответствие использованию (стандарту и эксплуатационным требованиям);

соответствие фактическим требованиям рынка (выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара);

соответствие скрытым потребностям покупателей.

Принято рассматривать три аспекта качества.

. Качество исполнения - предусматривает производство продукции или услуг в соответствии с требованиями ГОСТов, соблюдение требований технологического процесса.

. Качество конструкции - соответствие готовой продукции определенным параметрам - форма, цвет и т.д. (для хлеба - содержание углеводов, жиров, белков)

. Функциональное качество - соответствие требованиям спроса. Все три аспекта качества одинаково важны, в комплексе обеспечивают создание качественной продукции.

Основными причинами низкого качества продукции промышленности могут быть: отсутствие необходимой материально-технической базы; несвоевременное проведение технологических операций, недостаточный уровень профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность за выполняемую работу; отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением; отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей; несовершенство системы управления производством и другие факторы.

Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него. Управлять качеством - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (разработка, регистрация, маркетинговые исследования, производство, сбыт). [11]

Управление качеством строится на следующих принципах: целенаправленность, плановость, непрерывность, интенсивность, системный подход, комплексность, оптимальность, постоянное совершенствование.

Управление качеством продукции - составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления, то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта. Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами. Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством - целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах. [8]

Понятие качество и конкурентоспособность очень сильно взаимосвязаны между собой. Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами.

Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т.е. поиском новых способов, таких как:

новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;

новые или изменившиеся запросы покупателей;

появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;

изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;

изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.

Рисунок 1.1 отображает параметры конкурентоспособности:

Рисунок 1.1 Схема параметров конкурентоспособности

Для характеристики конкурентоспособности применяют следующие виды показателей:

. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности фирмы:

издержки производства на единицу продукции;

фондоотдача в стоимостном выражении;

рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;

производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

. Показатели финансового положения организации:

коэффициент автономии;

коэффициент платежеспособности;

коэффициент абсолютной ликвидности.

. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:

рентабельность продаж;

коэффициент затоваренности готовой продукцией;

коэффициент загрузки производственной мощности;

коэффициент эффективности рекламы.

. Показатели конкурентоспособности товаров:

качество товара;

цена товара.

Оценка конкурентной позиции предприятия требуется для:

разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности;

выбора фирмы-партнера для организации совместного производства продукции;

привлечение средств инвестора в перспективное производство;

составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В любом случае проведение оценки преследует цель определения положения фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности [13].

1.2 Подходы к управлению качеством


С термином качество продукции неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.

Как всякое управление, управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

а) разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;

в) принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие,

г) изучение условий эксплуатации (или потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции

В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

. Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

. Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели "петля качества".

. Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).

. Всеобщее управление качеством (total quality management) TQM подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Во всем многообразии существующих методик и методов управления качеством можно выделить два основных подхода: административный и экономический.

При административном подходе ставится задача выпуска только качественных изделий. С этой целью процесс управления качеством продукции по стадиям его жизненного цикла в соответствии с так называемой "петлей качества".

Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли качества неминуемо приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом. На рис.1.2 приведены типичные этапы жизненного цикла продукции, учитываемые при функционировании системы управления качеством. Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследования рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей). Следовательно, главным в обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления его деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной как можно более длительное время.

Рисунок 1.2 Система качества и петля качества [9, ст.12].

Как известно, петля качества начинается с маркетинговых исследований и разработок по конкретному изделию, включает его производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию. На всех этапах петли качества выделяются и исследуются операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению их образования и обеспечения 100% -го уровня качества. При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.

Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической платформе. Работа по предотвращению образования дефектов производится примерно также как при административном подходе, однако расчетный уровень качества продукции ставится в зависимости от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.

Принимая во внимание роль потребителя в функционировании системы качества, необходимо учитывать затраты на обеспечение качества не только в сфере производства, но и в сфере потребления. Экономическая наука исследует не само потребление, а его результат; не сами характеристики или свойства продукции, а в какой степени они удовлетворяют установленные и предлагаемые потребности.

Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести значительный доход. Но по мере дальнейшего роста затрат на улучшение качества, происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Дальнейшее увеличение затрат на улучшение качества продукции приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу [10, ст.227].

Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение (совершенствование) конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его повышения. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.

1.3 Зарубежный опыт управления качеством


Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в печати. Благодаря теориям и деятельности целого ряда ученых к качеству было привлечено всеобщее внимание. Исследования показывают, что стремление к повышению качества продукции во многих странах превратилось в национальное движение. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации. Вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля качества.

В ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется государством. Широко используются премии за качество как стимул к созданию на предприятиях эффективных систем. Это премия Эдварда Деминга в Японии, премия Малькольма Болдриджа в США (присуждается за достижения высокого качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса), Европейская премия. Национальные премии за качество учреждены также в Великобритании, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран.

Следует отметить, что премии за качество, учитывая все передовое, что имеется в системах ИСО 9000 и TQM, в большей мере обращены к человеческому фактору.

В разных странах управление качеством имеет свою специфику. Самый высокий уровень качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии, Скандинавских странах, Японии, США.

Германия сохраняет за собой высокие позиции в отношении качества промышленной продукции при недостаточной производительности, а Скандинавские страны держат мировое первенство по качеству оказываемых услуг. Франция и Англия уделяют особое внимание, как качеству, так и производительности. Италия, Испания приближаются к лидерам.

Япония, США делают упор на обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, что требует не только внедрения систем управления качеством (TQM) на основе стандартов, но и работы в других направлениях (стратегический маркетинг, автоматизация систем менеджмента и т.д.).

Мировой опыт показывает, что именно в рыночной экономике складывается обстановка, в которой качество становится условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Основные элементы управления качеством в Японии - фирменные службы качества на предприятиях и кружки качества. Фирменные службы качества предполагают: статистический анализ качества; "тотальный" контроль качества в рамках фирмы на каждом этапе производства, привлечение к системе контроля всех работников, распространение на них ответственности за качество продукции, содействие со стороны руководства; массовое обучение персонала контролю качества в трех формах; пристальное внимание к кружкам качества; управление движением за качество продукции руководителями высшего звена; разработку и реализацию общенациональных программ по контролю качества. [11]

Деятельность кружков качества - специфическая черта японского менеджмента, обусловленная особенностями национальной культуры. Кружок качества - неформальная творческая группа, действующая автономно, сама определяющая проблемы, методы и меры деятельности. Успех работы кружка зависит от совместимости ценностных ориентации участников, их личностных качеств.

Японская система управления качеством не дает сбоев. Это результат ее продуманности и простоты [15].

Приоритет в разработке методов управления качеством принадлежит американским специалистам. В 1953 г. англичане провели детальное исследование организации производства в США. Они пришли к выводу, что в области управления качеством использовался рациональный статистический контроль. Американские предприятия применяли выборочный приемочный контроль, причем 98 % годной продукции считалось допустимой цифрой. Бракованные изделия по требованию покупателей заменялись бесплатно. В 70--80-х годах американский бизнес столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам. В результате в отношении многих видов продукции уровень совершенства перестал определяться США.

Управление качеством в масштабах предприятия в Америке возложено на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции, которой входят разработка показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака, условий их устранения.

Основные принципы управления качеством в США можно представить в виде следующих положений:

. Работа, направленная на повышение качества, - обязательная часть стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ.

. В управлении качеством главное не контроль, а бездефектная работа.

. Поставщики должны стать партнерами. Предприятия привлекают субпоставщиков к совместной работе на ранних этапах создания товара, заключают с ними долгосрочные контракты, обучают их новым методам управления ("поставка точно в срок") и т.д.

. Постоянное повышение квалификации работников и непосредственное обучение вопросам управления качеством продукции.

Менеджмент в Великобритании связан с управлением запасами, поэтому управление качеством рассматривается с этой точки зрения. Основные понятия в менеджменте качества этой страны: качество затрат; качество дизайна; качество производственных процедур.

Производство качественной продукции, соответствующей требованиям потребителей, обеспечивается денежными затратами. В системе менеджмента Великобритании выделяют предупредительные затраты - разработка системы качества, обновление производства; оценочные - на осуществление контроля производства, на устранение брака, гарантийное обслуживание, рекламации. Теоретически увеличение затрат по одному из этих направлений ведет к снижению их по другим направлениям.

Рассмотренные системы управления качеством имеют сходные элементы, но различны в основополагающих подходах. Все они используют систему "точно в срок", что позволяет минимизировать затраты на производство, а следовательно, на управление качеством. Но на японских предприятиях ответственность за соответствие продукции стандартам возложена на самих рабочих, а в западной промышленности - на специальную службу. [11]

В последние годы опубликовано и реализовано много новых теоретических и практических разработок в области качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых известны; дешевле делать хорошо с первого раза.

управление качество конкурентоспособность показатель

2. Анализ системы управления качеством в шумилинском районном потребительском обществе


2.1 Организационно-экономическая характеристика Шумилинского районного потребительского общества


Шумилинское районное потребительское общество, добровольное объединение граждан, либо юридических лиц, проживающих (работающих) в Шумилинском районе Витебской области Республики Беларусь, создано 26 мая 1995 года в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членам имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Председатель правления Шумилинского районного общества - Докторов Виктор Викторович.

В Приложении "А" указана организационная структура управления Шумилинского районного потребительского общества.

Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

Полное наименование Общества на русском языке:

Шумилинское районное потребительское общество.

Сокращенное наименование Общества на русском языке:

Шумилинское райпо.

Место нахождения Общества:

, Витебская область, г. п. Шумилино, ул. Ленинская, 18.

Общество создано на неопределенный срок.

В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Витебского областного союза потребительских обществ и настоящим Уставом.

Общество на добровольной основе входит в Витебский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Общество делегирует союзам отдельные функции и полномочия, определяемые уставом Общества, уставами и учредительными договорами союзов, членом которых Общество является.

Общество вправе использовать изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ, зарегистрированного в установленном порядке, на печатях, штампах, бланках документов и других носителях информации.

Основной целью деятельности Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.

Предметом деятельности Общества являются:

·   организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;

·   закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;

·   производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;

·   оказание платных услуг населению;

·   организация рынков для торговли товарами;

·   осуществление внешнеэкономической деятельности;

·   осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь [12].

В приложении Б прилагается устав Шумилинского райпо.

Списочная численность работников Шумилинского райпо на 1 января 2009 года составила 553 человека, из них 439 - женщины.

Структура кадров райпо, характеризующая соотношение различных категорий работников приведена в Таблице 2.1.

Таблица 2.1 Структура кадров Шумилинского райпо


Количество, человек

% от общего числа работников


всего

из них

категорий

женщин

Категория работников


женщины

работников


1. Руководители

24

17

4,3

3,1

2. Специалисты

58

54

10,5

9,8

3. Другие служащие

21

16

3,8

2,9

4. Рабочие

450

352

81,4

63,7

Итого:

553

439

100,0

79,4


Примечание: собственная разработка.

Из данных Таблицы 2.1 можно сделать вывод, что среди работников Шумилинского райпо управленческий аппарат имеет небольшой удельный вес в общей численности (4,3% от общего числа), основная доля приходится на рабочих (81,4%). На предприятии работают преимущественно женщины. Их доля в коллективе составляет 79,4 %.

Сведения об образовательном уровне работников райпо приведены в Таблице 2.2.

Таблица 2.2 Сведения об образовательном уровне работников Шумилинского райпо

Категория работников

Образование, человек

Итого:


Высшее

Среднее специальное

Профессион. - техническое

Среднее общее

Базовое общее

1. Руководители

16

8

0

0

0

24

2. Специалисты

12

45

0

1

0

58

3. Другие служащие

2

14

3

2

0

21

4. Рабочие

9

104

203

125

9

450

Итого:

39

171

206

128

9

553

% от общего числа:

7,1

30,9

37,3

23,1

1,6

100


Рисунок 2.3 Образовательный уровень Шумилинского райпо.

Примечание: собственная разработка.

Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования, который у работников Шумилинского райпо достаточно высок. Анализируя данные Таблиц 2.1 и 2.2 и 2.3 можно сделать вывод о том, что аппарат управления предприятия в основном укомплектован квалифицированными кадрами имеющими преимущественно высшее образование (66,7%от общего числа руководителей). Специалисты имеют в основном средне-специальное образование (77,6%), 20,7% - высшее. Достаточно высок образовательный уровень рабочих: 68,9% имеют средне-специальное и профессионально-техническое образование, а у 9 рабочих (2,0%) высшее образование. Столько же рабочих на предприятии - с общим базовым образованием.

Сведения о возрастном цензе работников райпо приведены в Таблице 2.3.

Таблица 2.3 Сведения о возрастном цензе работников Шумилинского райпо

Возраст, лет

Количество, человек

%от общего числа

Женщины

%от общего числа

 

Руководители

Специалисты

Другие служащие

Рабочие

Сумма

 

 

 

18-24

1

7

4

68

80

14,5

69

12,5

25-29

2

15

3

49

69

12,5

54

9,8

30

1

1

1

13

16

2,9

14

2,5

31

0

1

1

11

13

2,4

9

1,6

32-39

4

14

3

79

100

18,1

80

14,5

40-49

10

11

4

116

141

25,5

113

20,4

50-54

3

6

2

61

72

13,0

53

9,6

55-59

3

1

2

43

49

8,9

36

60 лет и старше

0

2

1

10

13

2,4

11

_

Итого:

24

58

21

450

553

100,0

439

79,4


Примечание: собственная разработка.

Данные Таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что коллектив Шумилинского райпо достаточно молодой - 32,3% составляют работники в возрасте от 25 до 31 года и 43,6% - 32-49 лет. Таким образом, численность сотрудников активного трудового возраста составляет в сумме 75,9%, из них руководителей - 75%, специалистов - 85%, рабочих - 74,7% от общего количество работников данной категории. Количество сотрудников райпо, чей возраст превышает 55 лет составляет 11,2 % в подавляющем большинстве это рабочие - 85,5%.

Таким образом, анализ структуры трудовых ресурсов позволяет заключить, что Шумилинское райпо обеспечено необходимой рабочей силой в активном возрасте, с большим опытом работы, достаточно высоким уровнем образования и квалификации для выполнения поставленных задач.

Планирование выручки осуществлялось по таким направлениям как розничная торговля, общественное питание, заготовительная деятельность, производство хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, безалкогольных напитков и минеральной воды и пр., прочие виды деятельности (оказание транспортных услуг, деятельность рынков и пр.) В структуре выручки от реализации наибольший удельный вес приходится на розничную торговлю (72%). Около 13% занимает общественное питание, 4% - заготовительная деятельность.

Основу товарооборота Шумилинского райпо составляет розничная торговля, которая занимает около 70% от общего его объема. Розничная торговая сеть Шумилинского райпо (включая сезонную торговлю) представлена следующими объектами: Таблица 2.4.

Таблица 2.4 Наличие розничной торговой сети Шумилинского райпо

Тип розничных торговых объектов

Количество действующих розничных торговых объектов


всего

в т. ч. расположенных сельских населенны пунктах


единиц

торговая площадь, м2

единиц

торговая площадь,

Магазины, всего в том числе:

44

4421

36

2490

продовольственные

8

677

4

340

непродовольственные

6

1491

4

361

смешанные

30

2053

28

1789

Из общего количества магазинов торгующие вино-водочными изделиями

38

 

32

 

Палатки, киоски

2

 

1

 

Всего розничных торговых объектов

46

 

37

 


Примечание: собственная разработка.

Таким образом, из Таблицы 2.4 видно, что из общего количества магазинов в настоящее время 18% магазинов осуществляют торговлю продовольственными товарами, 14% магазинов - непродовольственными товарами, 68% магазинов - товарами повседневного спроса, 36 (81,8% от общего количества) расположены в сельской местности.

Заготовительную деятельность Шумилинского райпо осуществляют 4 приемозаготовительных пункта, из них 2 - расположены в сельской местности. Работают 4 штатных заготовителя.

Складская и производственная сеть представлена:

склад вторичного сырья - 1368 м2;

грибоварочный пункт - 0,5 тонн за сезон.

Всего складов, принадлежащих райпо, 4 единицы. Объем складских помещений - 21 000 м3, площадь складов - 3 402 м2.

Шумилинское райпо располагает производственными мощностями по выпуску:

кондитерские изделия - 100 тонн;

кондитерские изделия мучные - 107 тонн;

безалкогольные напитки, тыс. дал - 100, в т. ч. квас - 5;

хлебобулочные изделия и кондитерские изделия - 72,9/5,22 тонн. Хлебобулочный цех - режим работы двухсменный.

Цех безалкогольных напитков - односменный. Цех кондитерских изделий - двухсменный.

Сведения о составе основных средств Шумилинского райпо представлены в Таблице 2.5.

Таблица 2.5 Динамика основных средств Шумилинского райпо за 2008г, млн. руб

Наименование показателя

На начало года

Поступило

Выбыло

На конец года

1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА В том числе:

17 748

864

395

18217

Здания и сооружения

12 370

24


12 394

Передаточные устройства

294



294

Машины и оборудование

2 049

485

336

2 198

Транспортные средства

1 013

274

59

1 228

Инструменты, инвентарь и принадлежности


33


33

Прочие основные средства

2 022

48


2 070


Активная часть основных фондов представлена зданиями и сооружениями, удельный вес которых в общей стоимости основных фондов на 1 января 2009г. составил 68%. Удельный вес машин и оборудования составил 12%.

Промышленность Шумилинского райпо представлена производством хлебобулочных, кондитерских изделий, безалкогольных напитков и минеральной воды (Таблица 2.6.)

Таблица 2.6 Производство продукции отделом промышленности Шумилинского райпо за 2008-2009 годы.

Наименование показателя

Годы

Темп роста, %


2008 год

2009 год


Производство хлебобулочных изделий, тонн

934

773

82,8

в т. ч.: бело-булочные, тонн

432

376

87,0

 хлеб заварных сортов, тонн

491

383

78,0

 сухарные изд., тонн

11

11,5

104,5

Кондитерские изделия, тонн

59

70

118,6

в т. ч.: мучные сладости, тонн

59

70

118,6

Безалкогольные напитки, тыс. дал.

63

44

69,8

Минеральная вода, тыс. бут.

145

204

140,7

ТНП в действующих ценах, млн. руб.

2140

2132

99,6

ТНП в сопоставимых ценах, млн. руб.

2047

2071

101,2

Финансовый результат (прибыль (+), убыток (-)), млн. руб.

-53

4

-


Примечание: собственная разработка.

На основании вышеуказанной таблицы мы наблюдаем следующую ситуацию: в 2009 году произошло снижение производства хлебобулочных изделий на 161 тонну (темп роста составил 82,8%), безалкогольных напитков - на 19 тыс. дал (темп роста составил 69,8%), товаров народного потребления в действующих ценах - на 8 млн. руб. (темп роста составил 99,6%), товаров народного потребления в сопоставимых ценах - на 24 млн. руб. (темп роста составил 101,2%) по сравнению с 2008 годом. Что касается минеральной воды и безалкогольных напитков, то здесь наблюдается положительная тенденция: произошел рост объемов производства на 59 тыс. бут (темп роста составил 140,7%) и 11 тонн (темп роста составил 118,6%) соответственно. При этом финансовый результат за 2009 год составил +4 млн. руб. против - 53 млн. руб. в 2008 году. В таблицах 2.7 и 2.8 указана расшифровка статей затрат по отделу промышленности Шумилинского райпо за 2008 и 2009 годы соответственно.

Таблица 2.7 Расшифровка затрат по производствам за 2008 год в Шумилинском райпо, млн. руб.

Наименование статей

Всего по промышленности

В т. ч. По производству:



Хлеб и хлебобулочные изделия

Кондитерские изделия

Безалкогольные напитки

Минеральная вода

Сырье, основные и вспомогательные материалы

997

587

192

209

9

Возвратные расходы

 

 

 

 

 

транспортно-заготовительные расходы

28

20

4

4

0

Топливо и электроэнергия

169

114

16

37

2

Расходы на оплату труда

132

58

30

43

1

ФСЗН

44

19

10

15

 

Общепроизводственные расходы

393

276

35

81

1

Общехозяйственные расходы

154

108

18

27

1

Производственная себестоимость

1917

1182

305

416

14

Коммерческие расходы

168

107

22

37

2

полная фактическая себестоимость

2085

1289

327

453

16

Производственная продукция в действующих ценах

1989

1302

280

379

28

Выручка от реализации по отпускным ценам

1927

1133

292

442

60

в т. ч. НДС от реализации продукции

181

105

27

39

10

Отпуск готовой продукции в торговую сеть

428

347

54

23

4

По фактической производственной себестоимости

2059

1286

331

402

40

Коммерческие расходы, приходящиеся на реализованную продукцию

168

107

22

37

2

Основные показатели работы за 2008 год (продолжение таблицы 2.7.)

Транспортно-заготовительные расходы, %

2,8

3,4

2,1

1,9

0,0

Топливо и электроэнергия, %

17,0

19,4

8,3

17,7

22,2

К-т общепроизводственных расходов:

2,98

4,76

1,17

1,88

1,00

К-т общехозяйственных расходов:

1,17

1,86

0,60

0,63

1,00

Коммерческие расходы по доставке%

7,7

7,8

6,9

8,7

3,7

 Фин. Результат (млн. руб.)

 53,00

 18,00

 34,00

 13,00

 12,00

Рентабельность реализованной продукции, %

-2,44

-1,31

-10,66

-3,05

22,22

Рентабельность произведенной продукции, %

-2,54

-1,40

-10,40

-2,87

75,00


Примечание: собственная разработка.

Таблица 2.8 Расшифровка затрат по производствам за 2009 год в Шумилинском райпо, млн. руб.

Наименование статей

Всего по промышленности

В т. ч. По производству:



Хлеб и хлебобулочные изделия

Кондитерские изделия

Безалкогольные напитки

Минеральная вода

Сырье, основные и вспомогательные материалы

1099

628

271

173

27

Возвратные расходы

0

0

0

0

0

12

12

0

0

0

Топливо и электроэнергия

154

106

35

12

1

Расходы на оплату труда

192

102

52

32

6

ФСЗН

65

35

17

11

2

Общепроизводственные расходы

404

313

20

63

8

Общехозяйственные расходы

127

66

34

23

4

Производственная себестоимость

2053

1262

429

314

48

Коммерческие расходы

199

122

54

20

3

Полная фактическая себестоимость

2252

1384

483

334

51

Производственная продукция в действующих ценах

2258

1438

478

292

50

Выручка от реализации по отпускным ценам

1354

762

245

278

69

в т. ч. НДС от реализации продукции

132

71

22

27

12

Отпуск готовой продукции в торговую сеть

1345

921

334

76

14

По фактической производственной себестоимости

2364

1492

493

321

58

Коммерческие расходы, приходящиеся на реализованную продукцию

199

122

54

20

3

Транспортно-заготовительные расходы, %

1,1

1,9

0

0

0

Топливо и электроэнергия, %

14

16,9

12,9

6,9

3,7

К-т общепроизводственных расходов:

2,1

3,07

0,38

1,97

1,33

К-т общехозяйственных расходов:

0,66

0,65

0,65

0,72

0,67

Коммерческие расходы по доставке, %

7,8

7,6

9,7

6,1

4,2

Фин. Результат (млн. руб.)

4

-2

10

-14

10

Рентабельность реализованной продукции, %

0,16

-0,12

1,8

-4,28

14,08

Рентабельность произведенной продукции, %

0,18

-0,14

2,07

-4, 19

19,61


Примечание: собственная разработка.

Проанализировав ситуацию за два года, отраженную в таблицах 2.7 и 2.8., можно сделать как положительные, так и отрицательные тенденции развития производства:

·        в 2009 году предприятие сработало лучше, чем в 2008 году так, как наблюдается положительный результат финансовой деятельности (рентабельность произведенной продукции составила +0,18% в 2009 году против - 2,54% в 2008 году);

·        если рассматривать отдельно по производствам, то в 2008 году убыточными были три производства из четырех (хлебопекарное производство (-18 млн. руб.), кондитерское производство (-34 млн. руб.), производство безалкогольных напитков (-13 млн. руб.) и только производство минеральной воды дало положительный финансовый результат (+12 млн. руб.)

·        в 2009 году убыточными стали два производства из четырех: производство хлебобулочных изделий (-2 млн. руб.) и производство безалкогольных напитков (-14 млн. руб.); производство кондитерских изделий и минеральной воды дали положительный финансовый результат по +10 млн. руб.;

·        положительным моментом является также сокращение расхода топлива и электроэнергии в 2008 году с 17% в общем объеме себестоимости до 14% в 2009 году;

·        отрицательным моментом является то, что коммерческие расходы по доставке готовой продукции увеличились на 31 млн. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом, при том, что объем выпуска продукции в 2009 году уменьшился на 161 тонну хлебобулочных изделий и 19 тыс. дал безалкогольных напитков.

·        отрицательным моментом является также то, что при меньшем объеме производства в 2009 году хлебобулочных изделий на 161 тонну на сырье затрачено больше на 41 млн. руб., чем в 2008 году.

 

.2 Анализ системы управления качеством в Шумилинском районном потребительском обществе


Комплексная система управления качеством труда и продукции - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, программ, методов и средств управления, включающих:

постоянное совершенствование деятельности аппарата управления по установлению высокого качества продукции перед началом ее производства;

достижение этого уровня в период производства продукции;

поддержание его в период подготовки продукции к реализации;

сохранение сформированного уровня качества продукции во время ее перевозки и реализации.

Для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала. Например, показателями качества маркетинговой деятельности хозяйства выступают полнота, достоверность и актуальность собираемой отделом маркетинга информации, точность прогнозов динамики рынка, соответствие реального объема запланированному сбыту.

Основными документами, регламентирующими качество труда и продукции, являются стандарты - от государственных, до отраслевых и стандартов предприятий. Стандарт - нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Международные стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации. ИСО - это федерация национальных организаций. Разработка международных стандартов осуществляется ее техническими комитетами, состоящими из экспертов - представителей организаций - членов ИСО. Стандартизация способствует развитию специализации в производстве. В стандартизацию входят установление, узаконивание норм качества, осуществление ведомственного контроля и государственного надзора за соблюдением этих норм.

Объектами стандартизации могут быть как конкретные виды продукции и методы определения ее качества, так и правила, регламентирующие документы приема и сдачи продукции (ГОСТы, технические условия (ТУ), технические нормативные правовые акты (ТНПА)) Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности хозяйства в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Для реализации политики в области качества ежегодно формулируются конкретные цели. Анализ на постоянную пригодность политики в области качества осуществляет не реже одного раза в год.

Политика доводится до сведения всего персонала при приеме на работу, при всех видах обучения, а также в виде наглядной агитации. Политика в области качества обеспечивает основу для постановки и анализа целей в области качества. Цели в области качества - конкретные ориентиры, конечные состояния или результаты, которых хотела бы достичь организация или ее подразделения.

Цели должны быть:

специфические, приемлемые конкретно для предприятия, подразделения;

измеримые, имеющие количественные исчисляемые характеристики;

реальные и достижимые; достижимость цели повышает уверенность и мотивацию персонала;

определенные во времени, ориентация цели по времени повышает ответственность руководителя и специалистов за ее своевременное достижение.

Главная цель, изложенная в политике в области качества - удержание имеющихся и освоение новых рынков сбыта продукции и укрепление имиджа предприятия.

Основные причины низкого качества продукции:

недостаточный уровень оснащенности производства современным оборудованием;

отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей;

недостаточная подготовка кадров (квалификация не соответствует требуемому уровню).

2.2 Экономическая и социальная эффективность управления качеством


Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Качество может исследоваться в разных аспектах и разных позиций. Наиболее содержательный экономический аспект, когда качество рассматривается как интегрированная характеристика умения организации успешно вести бизнес. Проявляя качество в выборе и обосновании целей деятельности, в способе воздействия на основные и обслуживающие процессы создания продукта, в характере действий по определению и формированию конкурентных преимуществ.

Одной из важнейших целей менеджмента качества является достижение экономического эффекта. Экономический эффект может измеряться различными показателями, наиболее употребляемый из них - прибыль. Влияние качества на прибыль имеет место в различных случаях. Например, улучшение качества ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения продаж. Увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.

Обычно совершенствование качества вызывает увеличение затрат и цены, а также снижение объема продаж. Но если целенаправленно заниматься вопросами снижения цены продукции при совершенствовании ее качества, то это приведет к значительному увеличению роста продаж.

Успешная деятельность организации обеспечивается ростом продукции, которая:

§  отвечает потребностям общества, области применения или назначению;

§  удовлетворяет требованиям потребителей;

§  экологически безопасна, учитывает требования охраны окружающей среды;

§  предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

§  является экономически выгодной.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:

а) параметры назначения - свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;

б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;

в) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара.

Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара и цена потребления (затраты на транспортировку и хранение, обучение персонала и т.д.). Следует отметить, что при анализе цены потребления учитываются не только единовременные и текущие затраты, но и другие факторы, в частности реальная инфляция, финансовое состояние покупателя, финансовые перспективы.

Организационные параметры. Они включают:

а) систему скидок;

б) условия платежей и поставок;

в) сроки и условия гарантий и т.д.

Существенную роль в повышении конкурентоспособности играют сроки обслуживания продукции, а также те компенсации, которые полагаются потребителю за различные виды ущерба.

Таким образом, для обеспечения качества и конкурентоспособности используется все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности - это, прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

а) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;

б) знание поведения и возможностей конкурентов;

в) знание состояния и тенденций развития рынка;

г) знание окружающей среды и ее тенденций;

д) умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы он предпочел его товару конкурента;

е) искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе.

3. Основные направления совершенствования системы управления качеством


3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности управления качеством в Шумилинском районном потребительском обществе


Специалисты Шумилинского райпо постоянно работают над улучшением качества выпускаемой и реализуемой продукции и услуг, повышением их конкурентоспособности, формированием фирменного стиля предприятия.

Специалистами райпо намечена разработка системы менеджмента качества ИСО 9001. В рамках план-графика мероприятий в течение 2009г. были выполнены следующие мероприятия:

оборудование раковинами со смесителями производственного цеха;

частично проведен ремонт потолка и стен в цехе, отремонтированы 3 двери;

замер физических факторов производственной среды во всех производственных помещениях;

ремонт холодильной камеры на складе сырья;

приобретение и установка дезинфицирующих ковриков перед входами в производственные помещения и санузлы;

приобретение и маркировка уборочного инвентаря;

разработка документации по СМК, внедрение документов системы менеджмента качества по СТБ ИСО 9001-2001;

прочее.

Ежегодно по системе райпо разрабатывается программа "Качество". В рамках программы "Качество" на 2010г. по Шумилинскому райпо определены следующие основные мероприятия:

По райпо. ЧУП "Шумилино-торг"

1. Обеспечение надлежащего температурно-влажностного режима хранения и реализации продуктов. Для этого:

приобретение и установка в торговых предприятиях ларей морозильных, витрин холодильных, холодильных шкафов, регалов, бонетов и пр.;

замена неисправного холодильного оборудования.

. Для обеспечения качества товаров при доставке в торговые предприятия приобретение автомашины ГАЗ с холодильным оборудованием, автомашины хлебной и др.

. Заказ проектно-сметной документации для организации цеха по квашению капусты, солению огурцов и томатов, производству грибов отварных и соленых.

. Строительные работы, оснащение технологическим оборудованием, запуск к сезону заготовки цеха по квашению капусты, солению огурцов и томатов, производству отварных и соленых полуфабрикатов.

. Строительство, оснащение и запуск в эксплуатацию склада кожсырья.

. Актуализация фонда ТИПА на заготавливаемое, перерабатываемое, реализуемое сырье и продукцию, методы испытаний сырья и продукции.

. Организация и проведение семинаров в области передовых технологий, технического нормирования и стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия и управления качеством.

. Доукомплектация имеющегося в торговых предприятиях холодильного оборудования термометрами, торговых предприятий приборами для контроля температурно-влажного режим хранения товаров гигрометрами психрометрическими ВИТ-1.

. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

По отделу "общественное питание":

1. Для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции расширение ассортимента кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов с использованием штрихового кодирования.

. Доведение фасованных полуфабрикатов в красочной и герметичной упаковке до 80% от общего количества вырабатываемых полуфабрикатов.

. С целью сохранения свежести, увеличения сроков годности хлебобулочных, кондитерских изделий доведение выпуска продукции в упакованном виде до 45% от общего количества вырабатываемых кондитерских изделий.

. Обеспечение ежемесячного внедрения новых видов хлебобулочных, кондитерских изделий с использованием современных технологий не менее 3 наименований 35% от вырабатываемого объема хлебобулочных, кондитерских изделий.

. Для обеспечения качества выпускаемой продукции приобретение, монтаж и запуск в эксплуатацию:

Приспособления для разделки полуфабрикатов, отделки готовой продукции;

Инвентаря для хранения и перевозки готовой продукции;

Бактерицидных ламп (кондитерский цех);

Плит газовых (столовая "Доб. Мох", кафе г. п. Оболь).

По отделу промышленности:

1. Для обеспечения конкурентоспособности пищевой продукции внедрение и сертификация систем управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000 на хлебопекарном производстве и производстве минеральной воды и безалкогольных напитков.

. Обеспечение выпуска сертифицированной продукции в общем объеме производства до 22,5%.

. Для укрепления материально-технической базы лабораторных исследований приобретение: лабораторной посуды, химических реактивов, оборудования помещения для определения стойкости безалкогольных напитков.

. Для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции расширение ассортимента продукции с использованием штрихового кодирования.

. С целью сохранения свежести, увеличения сроков хранения, доведение выпуска хлебобулочных, кондитерских и сухарных изделий в упакованном виде до 90% от общего количества вырабатываемой продукции.

. С целью улучшения качества и расширения ассортимента продукции приобретение, монтаж и запуск в эксплуатацию печи РРО-1 и миксера в кондитерском цеху, машины отсадочной, аппарата для вакуумной упаковки, просеивателя.

. Продолжение работы по повышению качества и конкурентоспособности продукции по видам производства за счет внедрения прогрессивных технологий, новых видов, изменения и расширения ассортимента:

заварных сортов хлеба за счет внедрения многостадийной технологии производства ржано-пшеничных сортов хлеба с применением солодовой и солодово-картофельной заварки;

хлебобулочных изделий за счет выпуска продукции с использованием овсяных хлопьев, отрубей пшеничных;

выпуск ржано-пшеничных сортов хлеба с использованием повидла, картофельного пюре, сиропов ароматизированных, патоки крахмальной;

выпуск деликатесных хлебов с добавлением кураги, чернослива, семян незерновых культур и др. по сложной технологии;

производство хлебобулочных диетических изделий, обогащенных биологически активными веществами, необходимыми для повышения пищевой ценности изделий;

производство лечебно-профилактических и диетических сортов хлеба не менее 15%;

расширение производства безалкогольных напитков на 3 наименования и обеспечение их сертификации на серийное производство.

Рекомендуемыми мероприятиями в области повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, а также оказываемых услуг, могут также быть следующие:

. оснащение ПЛ необходимым оборудованием, квалифицированными кадрами для осуществления деятельности;

. аккредитация лаборатории соответствующими органами;

. разработка красочной, привлекательной упаковки, торговой марки, разнообразной фасовки продукции, маркетинговых мероприятий (дегустаций, акций и др.) и прочее, что сделает ев более конкурентоспособной для товаропроводящей сети и конечных покупателей;

. обеспечение конкурентоспособности объектов общепита посредством улучшения интерьера, качества предлагаемых продуктов и услуг и прочее.

3.2 Расчет резервов повышения качества


Многие предприятия знают, что хорошая система качества может дать существенную экономию затрат. Поскольку все фирмы должны давать прибыль, оценка любой системы управления качеством будет, в конечном итоге, экономической. Однако получить такую оценку не так легко. Люди, отвечающие за качество, более всего озабочены техническими проблемами обеспечения качества, а не экономическими выгодами. Менеджеры нижнего уровня принимают решения, исходя из технических соображений, и говорят на техническом языке. Высшее же руководство принимает решения, основываясь на финансовых соображениях, а поэтому ждет предложений, сформулированных в экономических терминах. Средний уровень менеджеров вынужден говорить на обоих языках, но поскольку эти менеджеры обычно поднимаются снизу, они лучше знакомы с техническим языком и неспособны представить соображения по качеству, основанные на экономических выгодах.

Затраты предприятия, связанные с качеством, выглядят следующим образом.

. Затраты, обусловленные браком: внутренние затраты (испорченные материалы, переделка, повторный контроль и испытания, упаковка, удвоение расходов на транспортировку, дополнительные трудозатраты);

внешние затраты (расследование по жалобам и отказам, возмещение возможных судебных издержек, расходы на изъятие продукции из обращения, гарантийное обслуживание, потеря доли дохода из-за брака);

"неощутимые" затраты (моральный ущерб, производственные задержки, неполная компенсация накладных расходов).

. Затраты на оценку качества текущей продукции:

входной контроль;

контроль продукции в процессе производства и на выходе;

контрольное и испытательное оборудование; ускоренная и полная проверка продукции;

проверка, связанная с требованиями охраны окружающей среды;

бухгалтерский учет качества и надежности.

. Затраты на профилактику, т.е. недопущение выпуска дефектной продукции:

планирование работ по обеспечению качества;

обучение персонала по программам надежности и качества;

наглядные пособия и пропаганда;

проектно-конструкторские работы, направленные на обеспечение качества и надежности;

изучение производственных процессов;

подготовка производственного и контрольно-испытательного оборудования;

уход за производственными помещениями;

упаковка и хранение продукции.

Там, где не налажена современная организация обеспечения и контроля качества, затраты на профилактику обычно низки, а затраты на брак и мониторинг, соответственно, высоки. Типичные соотношения: брак - 70%, мониторинг - 25%, профилактика - не более 5%. Общая сумма затрат нередко превышает 20% общих производственных затрат. Во многих случаях эти затраты можно сократить вдвое. Тогда соотношение затрат на обеспечение качества распределяется, как правило, следующим образом: брак - 40%, мониторинг - 35%, профилактика - 25%.

Нетрудно подсчитать, что небольшой прирост затрат на профилактику непропорционально сильно сократит затраты по первым двум показателям. Эта тенденция будет сохраняться, пока не будут исчерпаны все очевидные способы лечения. После этого добиться дальнейшего улучшения качества становится все труднее.

Расходы на профилактику начнут повышаться круче, чем соответствующая экономия затрат по браку и мониторингу. Следовательно, имеется оптимальный уровень качества.

В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в повышении своего профессионального уровня и выпуска продукции высокого качества в 2009 году рабочие Шумилинского райпо работали, что называется, "на совесть", за что им производилась независимая надбавка в размере 20%.

Рабочим, соблюдающим технологическую дисциплину, не имеющим брака и возвратов продукции на доработку, выполняющим личные производственные планы устанавливалась надбавка за профессиональное мастерство в соответствии с "Положением о надбавках за профессиональное мастерство рабочим". Всего в 2009 г. было выплачено 12258 тыс. рублей за профессиональное мастерство.

С целью более полной увязки заработной платы с качеством изготовления продукции в "Положении о премировании за конечные результаты труда" были проведены изменения, которые придерживаются метода "кнута и пряника":

за отсутствие случаев возврата некачественной продукции от конечных потребителей - 15%;

за отсутствие нарушений технологической дисциплины - 10%.

При выявлении брака конечной продукции производится акт забраковки данной продукции, которая в дальнейшем направляется в промышленную переработку и с работника удерживают сумму бракованной продукции, за вычетом стоимости сырья, заработной платы и отчислений в фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Отметим, что в условиях рыночной экономики экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж предприятия, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На данном предприятии, которое по численности работников можно отнести к средним, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех (или убыточность) завода, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого структурного подразделения.

Политика в области повышения качества в организации должна содействовать:

·        улучшению экономического положения организации (увеличение объема продаж, числа клиентов, что приведет к увеличению прибыли);

·        расширение или завоевание новых рынков сбыта;

·        экономической выгоде от снижения уровня дефектности изготавливаемой продукции.

Одним из основных показателей качества выпускаемой продукции, товаров и услуг является сертификация. Конечная оценка качества изготовления продукции, успешная ее реализация на внутреннем и внешнем рынке осуществляется с помощью сертификации - системы мер и действий тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия фактических характеристик товара (продукции, изделий) требованиям, установленным нормативными актами и соответствующими стандартами, действующими как внутри нашей республики, так и в странах, куда предприятие поставляет свою продукцию (Россия, Украина, Казахстан, Латвия и др.).

В нашей республике для стимулирования организаций, добившихся значительных успехов в области качества продукции, а также внедривших высокоэффективные методы управления качеством, Государственной программой предусмотрено проведение ежегодных конкурсов на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

Решению проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышению профессионального мастерства специалистов будет способствовать участие в таких мероприятих Государственной программы, как конкурс "Лучшие товары Республики Беларусь" и "Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации", проведение региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии", "Лучший менеджер по качеству", активное участие отечественных товаропроизводителей в выставках, ярмарках, смотрах-конкурсах, в том числе международных, в целях рекламы отечественных товаров и увеличения объема экспорта.

Браком считаются готовые изделия, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам.

Анализ брака производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов. Он имеет целью отобразить:

а) процент брака по заводу и его подразделениям;

б) потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака.

Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.

Определим абсолютный и относительный размер брака по предприятию, абсолютный и относительный размер потерь от брака, а также фактическое отклонение потерь от брака по сравнению с плановыми по следующим исходным данным за 2009 год:

производственная себестоимость валовой (товарной) продукции предприятия - 2258 млн. руб.;

себестоимость полностью забракованной продукции - 65 млн. руб.;

сумма, удержанная с лиц-виновников брака, - 5,1 млн. руб.;

стоимость планируемых потерь от забракованной продукции - 1 млн. руб.

Определим абсолютный размер брака. Абсолютный размер брака равен сумме стоимости полностью забракованной продукции и затрат по устранению дефектов по исправимому браку Аб =65 + 0 = 65 млн руб. Определим абсолютный размер потерь от брака: Ап. б. =65 - 5,1 = 59,9 млн. руб. Определим относительный размер брака: Оо. б. = 65/2258 * 100= 2,9%. Определим относительный размер потерь от брака: О п. б. = 59,9/2258 · 100% - 100% = 2,7 %. Определим экономию затрат на 1% снижения брака: Э = 59,9/2,7% / 100% = 1,617 млн. руб.

Таким образом, экономия затрат на 1% барка составляет 1,617 млн. руб.

На следующем этапе выявим резервы роста объема производства за счет сокращения и устранения производственного брака по следующим исходным данным.

В 2009 году на предприятии потери от брака составили 59,9 млн руб. при себестоимости валовой (товарной) продукции 2258 млн руб. В 2010 году планируется сократить потери от брака до 53,3 млн руб. при увеличении себестоимости валовой продукции до 2300 млн руб. Объем валовой продукции в 2009 году составлял 2315 млн руб., план на 2010 год - 2431 млн руб. Определим относительный размер брака: в 2009 году: Об = (59,9/2258) · 100 = 2,9%; В 2010 году: Об = (53,3/ 2300) · 100 = 2,3%. Можно отметить, что в плане предусмотрено незначительное увеличение размера брака и потерь от брака - 0,6%. Это обстоятельство связано с увеличением объема выпускаемой продукции. Определим объем продукции, недополученной из-за брака по фактическому его проценту: в 2009 году: ∆g =2315 · 2,9 /100 = 67,135 млн руб.; в 2010 году: ∆g = 2431 · 2,3/100=55,913 млн pyб. Таким образом, в савязи абсолютным и относительным увеличением потерь от брака в 2010 году потери объема производства по причине брака уменьшаться. Это является положительной тегденцией развития предприятия.

Заключение


На сегодняшний день, управляя и контролируя качество труда и продукции, можно достичь более высоких качественных показателей производства. Это способствует большей конкурентоспособности на рынке. Так как повысились требования НТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах производственной деятельности, то ужесточились и требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.) Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер.

Повысить качество - это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности. Эффект от повышения качества продукции выражается в разнообразных формах: прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия.

В повышении качества продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители, а также государство.

Оптимальное значение качества продукции такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление). Подводя итоги работы, можно утверждать, что качество продукции является важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия. Политика предприятия в области обеспечения качества производимой продукции должна определять приоритет потребителя в вопросах качества и обеспечивать экономическую заинтересованность всех участников производства в создании, выпуске и использовании высококачественной продукции.

Управление качеством необходимо осуществлять на принципах системного подхода.

Система обеспечения качества должна строиться на основе принципов общей теории управления. Как система управления она представляет собой замкнутый контур, основными элементами которого являются: планирование уровня качества, сбор, обработка информации, оценка на ее основе фактического уровня качества и сравнение его с заданным, выработка управляющих воздействий, направленных на обеспечение заданного уровня.

Комплекс стандартов предприятия должен обеспечить удовлетворение самых современных требований к уровню качества.

Как и в любом предприятии, в Шумилинском райпо нет такого подразделения, которое не выполняло бы определенные функции по управлению качеством, будь то стройучасток или отдел кадров. Поэтому главная задача службы управления качеством продукции заключается в интеграции функций и координации деятельности всех структурных подразделений по вопросам качества выпускаемой продукции.

Список литературы


1. Бизнес-план Технического перевооружения хлебопекарного и кондитерского производств Шумилинского райпо.

. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002.207 с.

. Государственный стандарт Республики Беларусь: "Основные положения и словарь".

. Государственный стандарт Республики Беларусь: "Система менеджмента качества: рекомендации по улучшению качества".

. Государственный стандарт Республики Беларусь: "Система менеджмента качества: требования".

. Государственный статистический отчет "Форма 1-п" месячная за 2008, 2009 годы

. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 1990.284с.

. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н., Кривенков А.В. и др. Управление качеством продукции.2-е изд., исправленное и дополненное. М.: "Новое знание", 2002.

. Ноулер Л., Хауэлл Дж., Голд Б., Коулмэн Э., Моун О., Ноулер В. Статистические методы контроля качества продукции. М: Издательство стандартов, 1999.96с.

. Титович А.А. Менеджмент качества: учебное пособие для вузов/А.А. Титович. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 254 ст.

. Управление качеством: Учебник/ Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев и др.; Под ред. Е.И. Семенова. - М.: Колос, 2005.

. Устав Шумилинского районного потребительского общества (редакция 2009 года).

. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа"; "Интел-Синтез", 2000. - 640с

. Харрингтон, Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях / Д.Х. Харрингтон; сокр. пер. с англ.; под ред. Л.А. Конорева. М., 1990

. Шонбергер, Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков / Р. Шонбергер; сокр. пер. с англ.; под ред. Л.А. Конорева. М., 1988

Похожие работы на - Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!