Тип судна
|
Пассажирский
теплоход с одноярусной надстройкой на главной палубе, рулевой рубкой на крыше
надстройки; машинное отделение смещено в корму
|
Назначение
судна
|
Транспортно-
экскурсионные перевозки пассажиров
|
Класс Речного
Регистра и район плавания
|
«Р».
Внутригородские и пригородные линии
|
Размеры судна
габаритные, м: длина ширина высота надводная с заваленной мачтой высота борта
|
38,2 6,5 5,7
1,7
|
Высота
надводного борта, м
|
0,65
|
Водоизмещение
судна с пассажирами и полными запасами, т
|
101,58
|
Осадка при
водоизмещении 101,58 т, м: средняя носом кормой
|
1,13 1,12 1,13
|
Водоизмещение
судна без пассажи ров с полными запасами, т
|
83,33
|
Осадка при
водоизмещении 83,35 т, м; средняя носом кормой
|
1,01 0,8 1,16
|
Водоизмещение
судна порожнем (доковый вес), т
|
78,55
|
Осадка при
водоизмещении 78,55 т, м; средняя носом кормой
|
0,98 0,74 1,17
|
Автономность,
суток
|
2
|
Продолжительность
рейса, ч
|
4
|
Скорость судна
с грузом на глубо кой воде, км/ч
|
24
|
Диаметр
циркуляции при угле пере кладки руля 35°, в длинах корпуса
|
1,5
|
Гашение инерции
с «Полного впе ред» на «Полный назад» за путь в две длины корпуса, сек
|
48
|
3.
Лоцийное описание заданного участка
Данный пяти- километровый участок пути является в основном
прямолинейным, с тремя изменениями курса, которое составит от 13 до 36
градусов. Данный участок хорошо оборудован навигационными плавучими знаками и
створами, на экране радио локатора, будут хорошо видны («отбиваться») некоторые
небольшие мысы, острова и реки, в частности устья рек, которые в дальнейшем
будут являться необходимыми навигационными ориентирами.
Ширина судового хода колеблется в пределах от 110 до 195 м,
что в принципе, не должно затруднять манёвры по расхождению судов. Но ,как
видно из предупреждений,»На участке от Холма Славы до селения Лобаново (1345 -
1334 км) запрещаются расхождение и обгон судов грузоподъемностью 2000 т и
более, составов, трех - и четырехдечных пассажирских теплоходов, а на участке
от селения Пирогово до селения Лобаново (1349 - 1334 км) - плотовых и
большегрузных судовых составов.
На данном участке встречается Кузьминский мост, расположенный
на 1336,6 км, имеет три пролета все они судоходные, средний пролет - разводной.
Необходимо иметь в виду, что правобережный пролет
Кузьминского моста является взводным, а левобережный пролет - спусковым. В
связи с этим при подходе к Кузьминскому мосту снизу и сверху нужно так
регулировать свое движение, чтобы не пересекать друг другу курс на опасном
расстоянии.
Минимальные гарантированные глубины составляют 4,0 м, которые
систематически поддерживаются дноуглубительными работами.
. Расчёт параметров
движения судна на прямолинейном и криволинейном участках ВСП
движение судно мелководье
штурманский
Проводка судов по внутренним судоходным путям подразделяется
на две части в зависимости от конфигурации судового хода: движение по
прямолинейному участку и прохождение криволинейного участка.
При прямолинейном движении ориентация судна производится по
компасу (гирокомпасу) и РЛС на различных шкалах дальности в зависимости от
продолжительности прямолинейного участка и наличии плавучей обстановки и
береговых ориентиров, фиксирующих курсовую черту. Ориентация происходит либо по
курсу, либо по направлению на север («по норду»).
На прямолинейном участке с помощью РЛС и карты определяется
протяженность пути S, км следования по прямой линии и рассчитывается время t, мин. прохождения этого
участка по формуле
t = 60
где V- скорость судна в км/час.
Отмечая компасный курс К и учитывая время прохождения, судово дитель удерживает судно на
этом курсе до тех пор, пока прямолинейный участок не будет пройден и не
возникнет необходимость выйти на новый курс К. При подходе к точке поворота судового хода необходимо
заблаговременно по карте и с помощью визира определить точку поворота и угол
поворота судового хода , лечь на новый компасный курс К с соответствующей корректировкой.
Корректура курса выполняется с помощью указателя угловой скорости,
репитера гирокомпаса и РЛС. Радиолокационный ориентир по отношению к курсовой
черте должен быть зафиксирован, стрелка указателя по ворота угловой скорости
должна занимать нулевое положение, а на репитере гирокомпаса отображаться
значение нового курса.
При движении судов по криволинейному участку проводку производят с
помощью указателя угловой скорости поворота и РЛС. Поворот на новый курс
производится с определенной угловой скоростью , зависящей от радиусов кривизны судового хода R (радиус кривизны снимается с кар ты) и скорости судна V.
Зная скорость хода судна и радиус кривизны, определяем угловую скорость
Для того чтобы выразить угловую скорость в градусах в минуту
(шкала указателя скорости поворота проградуирована в град./мин.), необходимо
ввести поправочный коэффициент, равный 0,95. Тогда формула определения угловой
скорости поворота в градусах в минуту будет иметь вид
5.Расчёт траектории движения судна по заданному участку в балласте
Данный отрезок пути на ВСП имеет 6
прямолинейных участков:
S =0.46 км =1,1 км =1,44 км =2,16 км
т.о. , исходя из формулы t = 60 получаем:
1,15 мин
2,75 мин
3,6 мин
5,4 мин
Далее, исправляем ИК в КК;
Из исходных данных:
24,0 км/ч (на данном участке) = 6,6 м/с;
9,0 м/с, вектор скорости ветрового воздействия определяется по
формуле
в,
где - площадь парусности, м,
- площадь смоченной поверхности подводного борта, м,
- эмпирический коэффициент бокового смещения, учитывающий
массовую плотность воздуха и коэффициент силы сопротивления воды. =0,04,
V- скорость ветра, м/с.
= 169,9, м
= 35,2 м
Подставляя все значения в формулу, получаем
.Определение скорости судна и угла дрейфа при движении судна в
балласте
(скорость судна - 6,6м/с, ветер 130,0°- 9,0 м/с )
а) б)
г) д)
Следовательно:
Далее рассчитываем угол поворота ;
Определяем угловую скорость поворота ;
где V- скорость судна - 24 км/ч
R- радиус закругления с/х
Зная угол поворота судового хода и расчётную угловую скорость, определяем время выполнения поворота
t:
Из формулы получаем:
t=0.56 мин
t=0,35 мин
t=0,84 мин
Прохождение криволинейного участка производится следующим образом.
При выходе в точку поворота судового хода из предварительно составленной
штурманской схемы LaМо выбирается расчетная угловая скорость , и судоводитель, манипулируя перекладкой
руля, выдерживает ее в течение всего поворота. Одновременно необходимо следить
по РЛС и репитеру гирокомпаса, на какой угол повернуло судно и точно определить
момент окончания поворота, к которому угловая скорость должна быть полностью
погашена.
В процессе управления судном с применением указателя угловой
скорости судоводитель должен помнить, что возвращение стрелки указа теля в
нулевое положение не означает, что судно вышло на истинный курс, погасив
инерцию (раскатку) вращения. Поэтому необходимо, постоянно следить не только за
положением стрелки указателя угловой скорости суд на, но и за положением
ориентира относительно курсовой черты на индикаторе РЛС, а также за отсчетом
курсов на репитере гирокомпаса.
Необходимым условием такой успешной проводки является оборудование
речного судна необходимым набором бортовых навигационных приборов, в которой
должны входить РЛС, индикатор угловой скорости и ГК.
. Осуществление
безопасного манёвра расхождения (пропуска) и обгона с учётом влияния
гидрометеорологических факторов
Расчёт ширины судоходной полосы (В) определяется по формуле:
где L - длина судна (из проекта), м;
B - ширина судна (из проекта), м;
C - общий угол дрейфа;
скорость судна на данном участке пути, м/с;
t - время рыскания, с;
угол рыскания в градусах;
т.о. рассчитываем для всех пяти участков:
) =38,2·0,58+6,5·0,81+6,6·10·0,017=28,5 м;
) =38,2·0,22+6,5·0,97+6,6·10·0,017=15,8 м;
) =38,2·0,53+6,5·0,85+6,6·10·0,017=26,89 м;
8. Расчёт безопасной скорости и просадки судна на мелководье
Для выполнения расчёта, необходимо выбрать с карты ВСП самый
мелководный участок пути и произвести расчёты по определению безопасной
скорости движения судна, не создающей критической просадки судна кормой, по
эмпирической формуле:
где g- ускорение свободного падения, м/с,
Запас воды под днищем судна определяется по формуле:
где Н- глубина судового хода, м;
Т- осадка судна, м;
Т.к. > 0,5м то считаем коэффициент равным
1,0 (из условий).
При Н3Т просадка не просчитывается, тогда:
- скорость на данном участке ВСП.
9.Расчёт траектории движения судна по заданному участку в грузу
Определяем время t прохождения
участков по формуле:
S =2.51 км =0,93 км =1,08 км =0,48 км
т.о. , исходя из формулы получаем: t = 60
6,27 мин
2,32 мин
2,7 мин
1,2 мин
Необходимые данные для расчёта для расчёта угла поворота
судового хода:
а) Вектор скорости ветрового воздействия на судно:
в,
= 164,5, м
= 40,6 м
= 0,04
V = 9,0 м/с
1,45 м/с
б) Скорость судна V=24 км/ч =6,6 м/с
г) Направление ветра - 130,0°
д) Истинный курс (ИК)
.Определение скорости судна и угла дрейфа при движении судна в
грузу
а) б)
в) в)
Следовательно:
Далее рассчитываем угол поворота ;
Определяем угловую скорость поворота ;
где V- скорость судна - 12 км/ч
R- радиус закругления с/х
Зная угол поворота судового хода и расчётную угловую скорость, определяем время выполнения поворота
t:
Из формулы получаем:
t=0,29 мин
t=0,28 мин
t=0,65 мин
11.Осуществление безопасного манёвра расхождения
(пропуска) и обгона с учётом влияния гидрометеорологических факторов
Расчёт ширины судоходной полосы (В) определяется по формуле:
где L - длина судна (из проекта), м;
B - ширина судна (из проекта), м;
C - общий угол дрейфа;
скорость судна на данном участке пути, м/с;
t - время рыскания, с;
угол рыскания в градусах;
т.о. рассчитываем для всех пяти участков:
) =38,2·0,37+6,5·0,93+6,6·10·0,017=21,30 м;
) =38,2·0,17+6,5·0,98+6,6·10·0,017=13,98 м;
) =38,2·0,60+6,5·0,80+6,6·10·0,017=8,61 м;
Из приведённых выше выражений можно сделать вывод, что для манёвра
расхождения наиболее благоприятен участок №1, (1335,0-1335,8 км ).
12.Расчёт безопасной скорости и просадки судна на мелководье
Для выполнения расчёта, необходимо выбрать с карты ВСП самый
мелководный участок пути и произвести расчёты по определению безопасной
скорости движения судна, не создающей критической просадки судна кормой, по
эмпирической формуле:
Запас воды под днищем судна определяется по формуле:
где Н- глубина судового хода, м;
Т- осадка судна, м;
Т.к. > 0,5м то считаем коэффициент равным
1,0 (из условий).
При Н3Т просадка не просчитывается, тогда:
- скорость на данном участке ВСП.
Таблица. Штурманская схема La Mo
La
Mo
|
Штурманская
схема
|
В балласте
|
|
|
|
|
|
Километраж
|
1340.5-1340,0
|
1340,0-1338,7
|
1338,7-1337,1
|
1337,1-1335,0
|
Радиолокационные
ориентиры
|
створ
Нижн.Оанжерейский
|
Мыс «1»
|
ориентир
лев.бер.
|
Лобановский
плес
|
Плавучая
навигационная обстановка (буй №)
|
33
|
37
|
|
38 43
|
Наименьшая
глубина судового хода
|
6,1
|
7,8
|
10.0
|
3,8
|
Наименьшая
ширина судового хода
|
110
|
130
|
110
|
100
|
R закруглений
|
0,36
|
0,62
|
0,6
|
X
|
63,3
|
36,8
|
38
|
X
|
|
t
|
0,56
|
0,35
|
0,84
|
X
|
ГКК
|
34,9°
|
76,2°
|
65.2°
|
93,7°
|
S
|
0,46
|
1,1
|
1,44
|
2,16
|
t`
|
1,15
|
2,75
|
3,6
|
5,4
|
Координаты опорных точек 59°48,1`
30°49,5`59°48,52`
30°50,9`X
|
|
|
|
|
Пеленг и
дистанция точек поворота
|
ИП=257,9° Д=
0,2 км
|
ИП=127° Д= 0,23
|
X
|
В грузу
|
|
1337,1-1335,0
|
1338,7-1337,1
|
1340,0-1338,7
|
1340.5-1340,0
|
R закруглений
|
0,3
|
0,64
|
0,4
|
X
|
76
|
35,6
|
57
|
X
|
|
t
|
0,29
|
0,28
|
0,65
|
X
|
ГКК
|
244,0°
|
216,0°
|
228,0°
|
189,0°
|
S
|
2,51
|
0,93
|
1,08
|
0,48
|
t`
|
6,27
|
2,32
|
2,7
|
1,2
|
Координаты опорных точек =59°48,56`
=30°50,8259°48,16`
30°49,7`59°48,12`
30°49,54`X
|
|
|
|
|
Радиолокационные
ориентиры
|
Зн.мыса
Петрушинский
|
Мыс «1»
|
Мыс»1»
|
створ Нижн.Оанжерейский
|
Пеленг и
дистанция точек поворота
|
ИП=162,5° Д= 0,11км
|
ИП=274° Д= 0,24
|
ИП=258,0° Д= 0,16
|
X
|
Вывод
Рассматриваемый участок имеет достаточное количество знаков
навигационного оборудования и естественных ориентиров. Оси прямоугольных
участков обозначены створами, кромки судового хода обозначены буями.
Помимо навигационного оборудования участок имеет достаточное
количество ориентиров таких как мысы, устья рек, отличительные очертания
берегов, обрывистые берега и мысы. Такие ориентиры могут использоваться
судоводителями при проводке судна в условиях ограниченной видимости (в условиях
дождя, мороси, тумана, в ночное время).
Река в пределах заданного участка имеет широкое и
относительно прямолинейное русло. Судовой ход слегка извилистый и не глубокий.
Глубины за кромками судового хода резко уменьшаются. Берега не высокие поросшие
лесом и кустарником.
Таблица
Точка «А», =59°48,56`,=30°48,4`, ИП=257,9° ,Д= 0,2км, 6,6 м/с, S=0,46км, Т=1м 09сек, ГКК=34,9° (с=+11,7°), =63,3 °/мин, R=0.36км, t=0м34с
Точка «В», =59°48,1`,=30°49,5`, ИП=331,6°,Д= 0,29 км, 6,6 м/с, S=1,1км, Т=2м 45сек, ГКК=76,2° (с=+14,5°), =36.8 °/мин, R=0.62км, t=0м21с
Точка «С», =59°48,52`,=30°50,9`, ИП=127,0°,Д= 0,23 км, 6,6 м/с, S=1,44км, Т=3м 36сек, ГКК=65,2° (с=+15,6°),
=38 °/мин, R=0.6км, t=0м50с
Точка «Д», 6,6 м/с, S=2,16км, Т=5м
24сек, ГКК=93,7° (с=+13,7°),
|
|
В грузу
|
Точка «Е»,=59°48,56`,=30°50,82`, ИП=162,5°,Д= 0,11 км, 6,6 м/с, ГКК=244,0° (с=-11,0°), =76 °/мин, R=0.3км, t=0м17с, S=2,51км, Т=6м 16сек
|
|
Точка «Д», =59°48,16`,=30°49,7`, ИП=274,0°,Д= 0,24 км, 6,6 м/с, S=0,93км, Т=2м 19сек, ГКК=216,0° (с=-14,0°),
=35,6 °/мин, R=0.64км, t=0м17с
|
|
Точка «С», =59°48,12`,=30°49,54`, ИП=258,0°,Д= 0,16 км, 6,6м/с, S=1,08км, Т=2м 42сек,ГКК=228,0° (с=-13,0°), =57 °/мин, R=0.4км, t=0м39с
|
|
Точка «В», 6,6 м/с, S=0,48км, Т=01м 12сек, ГКК=189,0° (с=-14,2°),
|
|
Литература
.Удачин
В.С., Соловьев В. Б. Судовождение и правила плавания на внутренних судоходных
путях. М.: Судостроение. 1983.
.Управление
судном и его техническая эксплуатация . под редакцией А. И. Щетининой. М.:
Транспорт. 1983.
.Атлас
единой глубоководной системы Европейской части РСФСР т.3 ч.1