Формы
интеграционных образований
|
Свободная
торговля внутри региона
|
Единые
тарифы и квоты к третьим странам
|
Свободное
движение факторов производства внутри региона
|
Единая
экономическая политика стран соглашения
|
Зона
свободной торговли
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Таможенный
союз
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Экономический
союз (полный)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Выводы:
Последствия для стран-участниц интеграционного
процесса неоднозначны. Для конкурентоспособных национальных отраслей и
предприятий углубление интеграционного процесса приносят значительные выгоды за
счет новых рынков сбыта. Это позволяет наращивать производство и за счет
эффекта масштаба снижать издержки доступа к новым или более дешевым ресурсам, в
том числе и иностранного капитала; ослабления монопольной власти национальных
фирм с приходом на отечественный рынок иностранных конкурентов; большей
динамичности национального рынка, который вынужден адаптироваться к ритму
мирового рынка.
Однако вхождение страны в интеграционный
международный поток таит в себе и неизбежные потери, связанные с повышением
давления конкурентной среды и необходимостью резкой перегруппировки ресурсов.
Этот процесс может сопровождаться повальным уходом с рынка недостаточно
эффективных производителей и потерей рабочих мест. В малых городах закрытие
предприятий резко обостряет проблему занятости, поскольку появление новых
вакансий обычно не способно компенсировать количество выбывших рабочих мест.
Международная интеграция может вызвать
негативную реакцию у части населения, обладающей низкими адаптационными
возможностями. Поскольку угрозы конкуренции имеют иностранное происхождение,
негативная реакция приобретает националистическую окраску.
Интеграция, способствуя более быстрому развитию,
усиливает давление на экологическую среду. Государству приходится больше
средств затрачивать на поддержание здоровой среды жизнеобетания, в результате
тяжесть налогообложения усиливается.
Интеграция, продвигая новые стандарты
производства, отвергает многие привычные приемы ведения бизнеса. Потребление
также во многом унифицируется. Упразднение определенных традиций вызывает
неприязнь у отдельных слоев населения, особенно у тех, кто потерял устойчивый
доход в результате подобных новаций.
Страны со схожим уровнем развития получают от
интеграции следующие выгоды:
При сближении уровней экономического развития
среди интегрирующихся стран потери перехода к интеграции оказываются
наименьшими;
Потери распределяются между странами более
равномерно. Снятие импортных ограничений может стать опасным лишь для отдельных
предприятий, но не для всей национальной экономики;
Согласование интересов не приобретает остро
конфликтного характера;
Ускоряется интеграционный процесс за счет
снижения потребности интегрирующихся стран в таможенной защите своих товаров.
Все послевоенные интеграционные региональные
образования используют протекционистский щит от конкуренции со стороны стран
мира, расположенных вне интеграционной зоны. При наступлении эры глобализации
подобная зашита ослабляется. Нарастание скорости интеграционных процессов может
усилить потери национальной экономики, не обладающей конкурентными
преимуществами.
Конкурентные преимущества, когда они не связанны
с даровыми силами природы, приобретаются годами. Отнюдь не все национальные
производители смогли выбиться на лидирующие позиции в международной конкуренции
они не могут в одночасье приспособиться к высоким требованиям мировых
стандартов. В результате ресурсы в стране перегруппируются в пользу
иностранного конкурента.
Над странами со слабыми конкурентными
преимуществами нависают следующие угрозы:
иностранный капитал занимает наиболее доходные
ниши бизнеса, оттесняя местный капитал в область среднего и малого
предпринимательства;
возможен отток ресурсов в более успешно
развивающиеся регионы;
разрастается импортная зависимость, ослабляющая
позиции экономической безопасности, национальной валюты Платежный баланс может
стать дефицитным. Возникает угроза погружения страны в пучину нестабильности;
неустойчивость развития страны углубляется
международным спекулятивным финансовым капиталом. Возможность быстрых притоков
и внезапных оттоков "горячих" денег приводит к потрясениям на рынке
капиталов и обще финансовому кризису в стране. В России это отразилось дефолтом
1998г.;
Усиливаются неравномерность экономического
развития стран мирового сообщества и угрозы нарастающего углубления в
отставании тех, кто не занимает лидирующих позиций.
1.2 Предпосылки и цели создания
торгово-экономических союзов
Европейский союз
Наибольшее развитие экономическая интеграция
получила в Западной, Центральной и Восточной Европе. Здесь интеграция близка к
наивысшему этапу.
Исходным моментом создания Европейского союза
принято считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана
от 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции
и ФРГ под общее руководство. В результате в 1951г был подписан и в июле 1952 г
вступил в силу Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и
стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств - Бельгия, Нидерланды,
Люксембург, ФРГ, Франция и Италия. В 1957 г был подписан Римский договор о
создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества
по атомной энергии (Евратома). В 1967 г. произошло слияние всех региональных
организаций, и с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992г.)
ЕЭС стало называться Европейским союзом.
Развитие интеграционного процесса идет в двух
направлениях: вглубь и вширь. Так, если говорить о развитии вширь, то уже в
1973 г. к шести старым членам присоединились Великобритания, Дания. Ирландия, в
1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания, Португалия, в 1995 г. - Финляндия,
Австрия, Швеция, а в мае 2004 г, в ЕС было принято еще 10 государств (Литва,
Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, а также Мальта,
Кипр). В результате общее количество членов достигло 25, а в 2007 г. их число
увеличилось до 27 за счет Болгарии и Румынии.
Создание ЕС было обусловлено рядом причин,
прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей
силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики
и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что
выражается в особо интенсивной регионализации и транс национализации именно
этого региона.
Кроме того, вплоть до начала 90-х гг.
западноевропейская интеграция подталкивалась политической конфронтацией на
континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая
причина состояла в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный
опыт двух мировых войн, исключить возможность их возникновения на континенте в
будущем, особенно учитывая принадлежность большинства из них к единой западной.
К тому же хозяйственный механизм стран Западной
Европы в большей мере и раньше, чем у стран других регионах, был подготовлен к
тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских
стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их
экономических структур, территориальная и социокультурная близость - все это
способствовало развитию интеграционных тенденций.
Сближение европейских экономик на базе связей
между их компаниями и рынками преследовало цель использовать эффект от
интеграции для усиления собственных позиций в конкурентной борьбе с другими центрами
мировой экономики. При этом важным интегрирующим фактором было стремление
западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом
наиболее мощного конкурента - Соединенных Штатов Америки.
Одновременно страны Западной Европы пытались
компенсировать развал колониальной системы и потерю утраченных колониальных
торговых и иных связей усилением взаимозависимости.
НАФТА, МЕРКОСУР, ФТАА
Интеграционные процессы развиваются и в других
регионах мира, в том числе на Американском континенте.
НАФТА
Наиболее важным интеграционным объединением на
этом континенте является Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North
American
Free Trade
Area - NAFTA),
существующая с 1994 г.
В течение прошедших после создания НАФТА лет ее
члены осуществляли программу по устранению тарифных барьеров. По данным 2004
г., США отменили 84% тарифов на мексиканский экспорт, за исключением нефтяного
экспорта. В свою очередь Мексика ликвидировала 43% тарифных ограничений на
американские товары и 41% на канадские товары, из которых 80% представляют
собой основной капитал (машины, оборудование и др.).
Создана институциональная структура НАФТА,
включающая Комиссию по свободной торговле, а также Секретариат и несколько
рабочих групп. Но в отличие от Европейского союза, в НАФТА отсутствуют
какие-либо наднациональные, четкие формы регулирования интеграционного
взаимодействия. Создание таможенного союза не предусмотрено, а лишь обсуждается
(см. п. 22.1). Более того, существуют ограничения на передвижение не только
товаров и услуг, но капиталов и рабочей силы. Так, США ограничивают приток
иммигрантов из Мексики.
НАФТА строится на основе либерального подхода к
интеграции. Поэтому государственное регулирование интеграционных процессов и их
подталкивание здесь невелико. Тем не менее, НАФТА стала одним из наиболее
прочных интеграционных объединений в мире: на взаимную торговлю трех ее членов
приходится 56% их экспорта.
МЕРКОСУР
Крупнейшим и наиболее динамичным интеграционным
союзом в Латинской Америке является Общий рынок стран Южного конуса в составе
Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая - или МЕРКОСУР. Он был создан в 1991
г., а в конце 2005 г. к нему присоединилась Венесуэла. В настоящее время это
крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения
(более 200 млн. человек), 50% совокупного ВВП (около 2 трлн. долл.), 40% прямых
зарубежных инвестиций и треть объема внешней торговли континента.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось
введение в субрегионе зоны свободной торговли. В последующем предполагалось
обеспечение свободного движения капиталов и рабочей силы, введение единого
таможенного тарифа и образование таможенного союза, а также координация
политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в
валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных
промышленных зон.
В январе 1994 г. страны - участницы МЕРКОСУР
приняли программу продвижения к таможенному союзу. С 1 января 1995 г. на
внешних границах МЕРКОСУР стали действовать общие таможенные тарифы на импорт
из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной
номенклатуры МЕРКОСУР.
Были созданы органы управления интеграцией
МЕРКОСУР, в частности Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел),
Группа общего рынка - исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий
административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео. Кроме того,
образовано десять технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, а
также Совместная парламентская комиссия, Комиссия по вопросам торговли. Стал
функционировать также Консультативно-общественный форум.
Развитие интеграции в рамках МЕРКОСУР имеет свои
особенности. Так, несмотря на поставленные цели, страны - члены этой
группировки не сумели достичь к намеченному сроку полной отмены тарифов во
внутрирегиональной торговле. В течение ряда лет сохраняется значительное число
изъятий из общего режима, разное для каждой из четырех стран. В частности,
Уругвай получил право на наиболее обширный список временных исключений из
беспошлинной торговли между странами - членами МЕРКОСУР. В целом доля взаимной
торговли в МЕРКОСУР даже сократилась.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются
не без противоречий между странами-участницами. Так, им не удалось согласовать
в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.
Аргентина и Бразилия уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов
создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности - производства
компьютеров и телекоммуникационного оборудования, а Уругвай и Парагвай,
опасающиеся технической зависимости от Бразилии и Аргентины, выступают за
совсем небольшие пошлины по отношению к третьим странам.
ФТАА
После образования таких объединений, как НАФТА и
МЕРКОСУР, в этом регионе усиливаются интеграционные процессы. В последние годы
ускорилось формирование всеамериканской зоны торговли.
Впервые цель создания зоны свободной торговли
стран Западного полушария начала обсуждаться еще до Второй мировой войны, но
практически к созданию такого объединения приступили лишь в 90-е годы XXв.
В начале 2004 г. было достигнуто принципиальное
соглашение о создании Общеамериканской зоны свободной торговли - ФТАА (Free
Trade Area
of the
Americas - FTAA).
Соглашение о зоне свободной торговли должно было вступить в силу не позднее 1
января 2006 г., но до сих пор оно еще не принято. Наблюдатели расценивают
создание общеамериканской зоны свободной торговли в известной мере как ответ
США на укрепление и расширение ЕС.
Но в ходе переговоров возникли и обостряются
противоречия. Их основными участниками являются, с одной стороны, НАФТА, с
другой - некоторые государства Южной Америки, в частности ведущие члены
объединения МЕРКОСУР (прежде всего Бразилия). Последние склоняются к выводу о
том, что Общеамериканская зона свободной торговли может стать новым выражением
фактического протектората США над всей Америкой.
АСЕАН и АТЭС
На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)
приходится 60% мирового ВВП, 40% населения и почти 50% мировой торговли.
Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь, является
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association
of South
East Asian
Nations).
Ассоциация была создана в 1967 г. в составе пяти
стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984 г. к
группировке присоединился Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и
Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.
В 60-80-е гг. успехи в экономической интеграции
были минимальными: создана зона преференциальной торговли и построено несколько
совместных производственных объектов. Но в 90-е гг. интерес к экономической
интеграции возрос. В 1982 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре принимается решение о
создании в будущем зоны свободной торговли.
Однако затем была поставлена более реальная цель
- добиться снижения пошлин во взаимной торговле до 5% и осуществить полную
ликвидацию таможенных барьеров в торговле первых шести членов объединения к
2010 г., а для других стран - к 2015 г.
На базе АСЕАН с участием Китая, Японии и Южной
Кореи, а также в качестве ассоциированных членов еще Индии, Австралии и Новой
Зеландии в конце 2005 г. прошел учредительский саммит Восточноазиатского
саммита (ВАС).
Кроме АСЕАН, в АТР с 1989 г. действует и другая
экономическая организация - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
- АТЭС (Asia-Pacific
Economic
Cooperation), которая
объединяет более 20 стран и территорий. В ее состав входят: США, Канада,
Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд,
Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Гонконг и Тайвань, Мексика,
Папуа-Новая Гвинея, Кирибати, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.
Это совещательная организация, и поэтому ее
часто называют межправительственным форумом региона.
Цели деятельности АТЭС были определены в
Сеульской декларации (1991 г.): содействие экономическому росту стран-участниц;
развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение
взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение
ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.
СНГ и другие интеграционные объединения на
постсоветском пространстве
Решение о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины
одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991
г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме
прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению
членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать
и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными
институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для
присоединения других стран.
За время существования СНГ сформировалась
разветвленная организационная структура Содружества на региональном и
субрегиональном уровнях. Помимо общей организации СНГ, возник ряд
субрегиональных организаций, регулирующих отдельные области сотрудничества
между заинтересованными странами СНГ.
Эффективность деятельности СНГ пока остается
невысокой, что определяется трудностями налаживания сотрудничества,
противоречивостью интересов участников и дефицитом политической воли у
руководства части стран - членов СНГ.
Субрегиональные организации
В ходе развития в рамках СНГ возникли субрегиональные
организации, куда входят отдельные страны Содружества. Эти организации пытаются
наладить более тесное сотрудничество в отдельных сферах между теми странами,
которые выражают готовность к нему.
Наиболее интенсивная интеграция в различных
областях идет между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем
разделения труда и взаимозависимости. В 1996 г. был включен договор о Союзе
России и Белоруссии, предусматривающий широкий круг интеграционных мер.
С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз,
куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз
преследовал цель создания единого таможенного пространства и унификации
торговых режимов по отношению к третьим странам, унификации хозяйственного
права, согласования валютной и денежно-кредитной политики. Однако реализация
договоренностей столкнулась с трудностями как технического, так и
экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях
не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся.
С октября 2000 г. Таможенный союз был
преобразован в организацию Евро-азиатского экономического сотрудничества
(ЕврАзЭС), к которому в 2006 г. присоединился Узбекистан. Эта организация
становится заметным фактором ускорения интеграционных процессов в СНГ,
поскольку она демонстрирует больший прогресс, чем другие организации.
ЕврАзЭС дополняет экономическую сферу
сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.).
Делаются попытки гармонизировать не только экономическую, но и социальную
политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться
договоренности в конкретных областях.
Общие интересы в развитии региональных связей и
сотрудничества привели к созданию организации Центрально-азиатского
сотрудничества между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Его
целью является координация политики в области экономики и обороны, используя
территориальную и культурную близость, исторически сложившиеся еще в советские
времена связи и разделение труда. Однако большого значения эта организация не
приобрела.
Предпринята попытка сближения между Грузией,
Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией в рамках неформального
объединения ГУУАМ, в основе которого лежат экономические и политические
интересы стран-участниц, в частности интересы в создании транспортного коридора
на юге бывшего СССР. В 2005 г. Узбекистан вышел из состава ГУУАМ, а в
дальнейшем стал членом ЕврАзЭС. Пока организация не приняла сколько-нибудь
четких организационных форм и перспективы ее не ясны, реальной целью создателей
этой организации многие считают попытку ослабить среди стран СНГ ориентацию на
Россию.
В сентябре 2003 г. президенты Белоруссии,
Казахстана, России и Украины подписали соглашение о создании Единого
экономического пространства (ЕЭП) с целью обеспечить свободное перемещение
товаров, капитала и рабочей силы между участниками соглашения посредством
согласования взаимной экономической политики. Реальное значение соглашения
определится в будущем. Его несомненное преимущество - гибкость в практических
действиях участников, стремление не нарушать обязательства сторон по другим
соглашениям, этапы ость шагов, возможность для каждого участника реализовывать
провозглашенные цели по мере своей готовности к ним.
Выводы:
Международная экономическая интеграция является
одной из главных тенденций в мировой экономике. Интеграция, как правило,
проходит через несколько основных этапов развития: преференциальные торговые
соглашения и зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический
и валютный союз, политический союз.
Общая теория интеграции пока не создана. Поэтому
при толковании главных категорий, характеризующих интеграционный процесс,
существуют разные подходы. Обязательной предпосылкой международной валютной
интеграции являются стабильно функционирующие национальные валютно-финансовые
системы. История валютной интеграции различных стран позволяет выделить три
основных этапа международной валютной интеграции: 1) создание многосторонней
платежной системы: 2) создание механизма курсовой стабильности национальных
валют; 3) создание экономического и валютного союза.
- Наибольшее развитие экономическая интеграция
получила в Европе. Создание ЕС было обусловлено рядом причин, что выражалось в
особо интенсивной регионализации и транс национализации именно этого региона,
наличии традиций тесного взаимодействия и стремления европейских экономик
использовать эффект от интеграции для усиления собственных позиций в
конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. За время существования
ЕС сложился развитый механизм интеграции. Разработана и последовательно
реализуется стратегия ЕС, основанная на ограничении суверенитета участников,
примате экономической интеграции над политической, принципе распределения
полномочий между интеграционными институтами и органами политической масти в
государствах-членах.
- Наиболее важным интеграционным объединением на
Американском континенте является НАФТА. Крупнейшим торгово-политическим союзом
в Латинской Америке является Общий рынок стран Южного конуса, или
1.3 Формирование союзного
государства России и Белоруссии
После распада СССР и создания СНГ с 1992 года
внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и
Белоруссии. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества
России и Беларуси, а 2 апреля 1997 года - Договор о Союзе Беларуси и России. 23
мая 1997 года был подписан Устав Союза, а 25 декабря 1998 года - Декларации о
дальнейшем единении России и Беларуси.
Следующим этапом стал Договор о создании Союзного
государства, подписанный 8 декабря 1999 года.
При рассмотрении вопроса о создании
российско-белорусского союза следует принимать во внимание несколько факторов,
повлиявших на развитие объединительной инициативы:
) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить
интеграционные тенденции в Содружестве;
) решить проблему "изоляции" России, в
связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе;
) претворить в жизнь идею
"избирательного" подхода к интеграции на постсоветском пространстве,
перейти к двусторонней модели межгосударственных отношений, как более
перспективной форме интеграции;
) хотя бы частично осуществить идею создания
"славянского союза" из стран наиболее близких России по
политическому, экономическому и культурному развитию.
Российско-белорусские отношения активно
развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории
двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический
договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в
Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых
независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений,
вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным
связям, а не многостороннему сотрудничеству.
На этом фоне российско-белорусские отношения
занимают особое место, и интеграция российской и белорусской экономик не имеет
аналогов в других странах СНГ.
В то же время сходство Союза России и Белоруссии
с Европейским Союзом - не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем
другое содержание. Согласно западной классификации, в региональных
международных объединениях, коим по существу и является Союз России и
Белоруссии, выделяются следующие виды экономического сотрудничества:
в зонах свободной торговли между
странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники
таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутрирегиональной
торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими
странами;
общий рынок представляет особой союз, в котором
осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей
силы и капитала;
экономический союз обладает всеми чертами общего
рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют свои
экономические курсы;
наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция
предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и
экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы. (Эта
схема носит, прежде всего, теоретический характер, на практике же встречаются
различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-белорусское
сотрудничество скорее попадает по этой классификации под промежуточное
определение между таможенным союзом и общим рынком, т. е. занимает весьма
далекое место от собственно экономической интеграции. Россия и Белоруссия
объединяют военную мощь. Россия планирует поставить в
Беларусь дополнительные зенитно-ракетные системы С-300.
<#"532843.files/image002.gif">
Рис. 2.1. Изменение размера бюджета Союзного
государства
Приложение 2
Рис. 2.2. Структура расходной части бюджета
Союзного государства
Приложение 3
Рис. 3 Социально ориентированные проекты
Союзного государств