Внешнеэкономические связи Республики Беларусь в рамках СНГ
1
Интеграционные процессы в экономике СНГ
Развитие
национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется
интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью
интегрированное даже в сравнении с Европейским союзом. В 1990 году в
межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС -
лишь 14%. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной
продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из
стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на
крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на
выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего
Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в
наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы.
Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.
Содружество
Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о
сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных
республик СССР.
В декабре 1991 г.
руководители трех государств - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины
- подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое
объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и
геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь,
Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г.
в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. - Азербайджан и
Грузия.
10 декабря
соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12
декабря - Верховным Советом России. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась
встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав
СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом
стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при
условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания
всех государств СНГ в качестве учредителей.
Первые годы
существования организации в большей степени были посвящены организационным
вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря
1991 года в Минске, было подписано Временное соглашение о Совете глав
государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств, по
которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём
каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе
консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав
Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и
Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё
законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный
этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав
Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
Образование СНГ с
самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено
соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие
интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 года был подписан Договор о
создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления
экономической интеграции:
-
межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;
- таможенный союз;
- общий рынок
товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- валютный
(денежный) союз.
В апреле 1994 года
было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994
года - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как
постоянно действующего органа Экономического союза.
СНГ обладает
большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему
значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в
мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 %
численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран
Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих
востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России
составляют 13 % мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и
Туркменистане - около 10 % . В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов
природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане
вместе - почти 20 % . По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина
и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов,
медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие
залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и
Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4
лесов земного шара) и запасы калийных солей.
По территории СНГ
проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан)
путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI веке станет одним из
наиболее важных глобальных экономических центров.
Конкурентными
ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы,
представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь
производится 10 % мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее
выработке).
Стратегическими
целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование
международного разделения труда; специализация и кооперирование производства
для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня
и качества жизни населения всех государств Содружества.
Экономический
потенциал отдельных стран СНГ различен. По экономическим параметрам среди стран
СНГ резко выделяется Россия - свыше половины населения, 70,1 % совокупного ВВП
и 51 % промышленной продукции Содружества.
На долю Республики
Беларусь приходится 3,6 % численности населения, 3,2 ВВП и 5,4 % объема
промышленного производства всех стран СНГ.
Большинство стран
Содружества, став суверенными, активизировали свою внешнеэкономическую
деятельность, о чем свидетельствует увеличение доли экспорта товаров и услуг по
отношении к ВВП каждой страны. Беларусь имеет наиболее высокий удельный вес
экспорта - 70 % ВВП, тогда как Российская Федерация - 35, Украина - 56, а Узбекистан,
Кыргызстан, Армения и Грузия - менее 40 % . Почти все государства Содружества
переориентировали внешнеэкономические связи на третьи страны.
Как показывают
статистические данные, в 2007 году наблюдалась положительная тенденция развития
внешней торговли государств - участников СНГ, чему способствовала благоприятная
конъюнктура мирового рынка основных сырьевых товаров, а также растущий
внутренний спрос как на товары народного потребления, так и на товары
технического назначения, машины и оборудование. По сравнению с 2006 годом
экспортно-импортные операции возросли как с государствами - участниками СНГ,
так и со странами дальнего зарубежья.
Стоимостные объемы
экспортных операций Содружества в целом превышали объемы импорта, однако импорт
увеличивался более высокими темпами, чем экспорт. Стоимостные объемы взаимной
торговли возросли почти во всех государствах - участниках СНГ и в большей
степени, чем объемы торговли со странами дальнего зарубежья. В результате доля
взаимной торговли государств - участников СНГ в общем объеме несколько возросла
(на 0,6 процентного пункта) по сравнению с предыдущим годом.
В 2007 году
внешнеторговый оборот государств - участников СНГ составил 830,8 миллиардов
долларов, что выше уровня 2006 года на 26,8 % (в 2006 году общий товарооборот
составлял 655,3 миллиардов долларов). При этом экспорт составил 486,2
миллиардов долларов против 409,1 миллиардов долларов в 2006 году (рост 18,8 %),
импорт - 344,6 миллиардов долларов против 246,1 миллиардов долларов (40 %).
Внешнеторговый оборот
в 2007 году вырос во всех государствах - участниках СНГ. Более высокими
темпами, чем в среднем по государствам - участникам СНГ, росли общие объемы
внешней торговли в Кыргызстане (рост 41,4 %), Грузии (39,9 %), Армении (39,7
%), Молдове (34,4 %), Украине (31,8 %) и Казахстане (30,0 %).
В государствах -
участниках СНГ, кроме Кыргызстана, импорт рос быстрее, чем экспорт, что привело
к уменьшению сальдо торгового баланса до 141,6 миллиардов долларов против 163,0
миллиардов долларов в 2006 году.
Сальдо торгового
баланса сложилось положительным в Азербайджане, Казахстане и России. В
остальных государствах - участниках СНГ торговое сальдо сложилось отрицательным
в основном за счет дефицита торгового баланса в торговле с государствами -
участниками СНГ.
Объемы взаимной
торговли росли в государствах - участниках СНГ, кроме Азербайджана. В то же
время объемы экспортно-импортных операций со странами дальнего зарубежья
по-прежнему превышали объемы внешней торговли между государствами - участниками
СНГ. В 2007 году взаимный товарооборот в среднем по Содружеству был в 3,3 раза
меньше, чем объем торговли со странами дальнего зарубежья.
В 2007 году на долю
государств - участников СНГ приходилось 23,1 % общего товарооборота (в 2006
году - 22,5 %), в том числе 19,3 % общего объема экспорта (17,5 %) и 28,5 %
общего объема импорта (30,6 %).
По сравнению с 2006
годом доля внешнеторговых операций с государствами - участниками СНГ возросла в
Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане; в России и Украине -
почти не изменилась; в Азербайджане, Грузии и Молдове - уменьшилась. Доля
экспорта в государствах - участниках СНГ снизилась только в общем объеме
экспорта Грузии (на 4,0 процентных пункта), в остальных государствах -
увеличилась, значительное увеличение экспорта произошло в Армении (на 9,1
процентного пункта).
Страны дальнего
зарубежья оставались главными партнерами государств - участников СНГ, и в 2007
году их доля немного уменьшилась и составила 76,9 % против 77,5 % в 2006 году,
в том числе в экспорте - 80,7 %, в импорте - 71,5 % (в 2006 году - 82,5 и 69,4
% соответственно).
В 2007 году среди
государств - участников СНГ основными экспортерами и потребителями товаров
оставались Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, их доля в общем объеме
внешнеторгового оборота государств - участников СНГ составляла 66,5; 13,2; 9,7
и 6,4 % соответственно; доля остальных государств Содружества колебалась от 0,4
% (Кыргызстан) до 1,4 % (Азербайджан).
Основными
причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества,
являются:
- различные модели
социально-экономического развития отдельных государств;
- разная степень
рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов,
этапов и средств их осуществления;
-
неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений;
неконвертируемость национальных валют;
- несогласованность
проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
- применение
жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
- большое расстояние
и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.
Действие последнего
фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков
Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из
Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем
аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из
немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах
СНГ.
Развитие
интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных
образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и
Российская Федерация подписали в апреле 1996 года Договор об образовании
Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 года - Договор об образовании Союза
Беларуси и России и в декабре 1999 года - Договор об образовании Союзного
государства.
В октябре 2000 года
был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении,
Молдове и Украине.
Основными целями
ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и
Единого экономического пространства, координация подходов государств к
интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение
динамичного развития стран-участниц путем согласования политики
социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов.
Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются
торгово-экономические связи.
В сентябре 2003
года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП)
на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь
должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения -
Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее
мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89
- товарооборота, 78 - населения и 93 % территории всех государств-участников
СНГ.
Эти четыре
государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое
экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень
интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом.
Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую
комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства,
что должно способствовать всем формам торгового и производственного
сотрудничества между интегрирующимися странами.
Для реализации
Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП,
включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по
применению количественных ограничений и мер административного характера,
специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию
технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры;
порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной
политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления
субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и
валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному
сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.
Одним из
основополагающих условий формирования Единого экономического пространства
четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением
предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО
ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других
стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим
государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.
В рамках СНГ
образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:
-
Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на
основе /Договора от 30 апреля 1994 года (город Чолкон-Ата) между Казахстаном,
Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 года в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;
- ГУ У AM, представляющее собой
неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы
на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 года
(город Вашингтон).
Заключая
двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ,
отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения
своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения
конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в
Содружестве в целом происходят недостаточно активно.
При выполнении
принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип
целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для
себя. Одним из основных препятствий экономической интеграции является
несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия
участников Содружества.
Существенно
ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические и
социальные условия отдельных государств, неравномерность распределения
экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических
ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и
интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.
Концепцией
дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (пункт 4.1),
утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в
качестве одного из приоритетных направлений деятельности Содружества
предусмотрена отмена действующих ограничений режима свободной торговли, а
Планом основных мероприятий по реализации указанной Концепции (пункт 1.2) -
постоянное проведение работ по ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во
взаимной торговле, а также ежегодный анализ практики применения специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Исполнительный
комитет СНГ осуществляет ежегодный мониторинг применения вышеуказанных
ограничений во взаимной торговле.
В рамках СНГ
разработан План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и
повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в
экономической сфере в 2003-2010 годах (далее - План), утвержден Решением Совета
глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года о завершении формирования зоны
свободной торговли и развитии взаимодействия государств - участников СНГ в
экономической сфере.
Решение подписали
все государства - участники СНГ, кроме Туркменистана. Азербайджанская
Республика подписала документ с особым мнением. Указанным Решением поручено
ежегодно информировать Совет глав государств СНГ о ходе реализации Плана.
Цель реализации
мероприятий Плана - через взаимодействие и объединение усилий государств -
участников СНГ последовательно наполнить работу Содружества предметным
содержанием, сосредоточиваться на тех направлениях, где совместные усилия
способны дать наибольший эффект и обеспечить адаптацию к политическим и экономическим
реалиям современного мира, эффективно использовать преимущества глобализации,
прежде всего в экономической и социальной сферах. Фактически указанный План с
момента утверждения является основополагающим документом СНГ в экономической
сфере на среднесрочную перспективу.
План содержит 68
мероприятий. Ответственными исполнителями являются:
- государства -
участники СНГ и национальные министерства, ведомства и организации государств
Содружества - 35 мероприятий (52%);
- органы
отраслевого сотрудничества СНГ - 24 мероприятия (35%);
- другие
исполнители (Исполком СНГ, Экономический совет СНГ, СГГ, СГП, СМИД; МПА СНГ;
Статкомитет СНГ- 9 мероприятий (13%)
Перед
государствами-участниками Содружества стоит сложная взаимосвязанная задача
преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ развития
отдельных группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов
взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ.
Дальнейшее развитие
интеграционных связей стран-участниц СНГ может быть ускорено при
последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на
основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза,
коммуникационного и информационного пространств, совершенствования
научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой
является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация
перетока капитала в рамках Сообщества.
2
Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами,
входящими
в СНГ на современном этапе
Сотрудничество в
сфере торговли между странами СНГ характеризировалось следующими показателями.
Объем взаимного
товарооборота государств - участников СНГ в 2007 году по сравнению с 2006 годом
вырос на 30,5 % и достиг 191 950,3 миллион долларов. Взаимная торговля
государств - участников СНГ в 2007 году развивалась более интенсивно, чем в
предыдущем году.
Темпы роста
торговли с государствами - участниками СНГ опережали на 4,8 процентного пункта
этот показатель со странами дальнего зарубежья (в 2006 году наблюдалась
противоположная картина - темпы роста торговли со странами дальнего зарубежья
опережали на 4,6 процентного пункта рост торговли с государствами - участниками
СНГ), что вызвано в основном более интенсивным ростом торговых операций между
государствами - участниками СНГ, чем с другими странами мира. Так, например,
торговые операции Республики Армения с остальными государствами - участниками
СНГ возросли на 58,7 %, а со странами дальнего зарубежья возросли на 32,1 %,
Кыргызской Республики - на 52,6 и 27,8 % соответственно.
Доля взаимной
торговли составила 23,1 % общего объема внешнеторговых операций, в том числе
доля взаимного экспорта - 19,3 % общего объема экспорта (в 2006 году - 17,5 %),
доля взаимного импорта - 28,5 % общего объема импорта (в 2006 году - 30,6 %).
Объем взаимной
торговли Республики Беларусь в 2007 году составил 30 228,8 миллионов долларов,
что превысило уровень 2006 года на 30,7 %. При этом экспорт увеличился на 30,5
% и составил 11 231,3 миллионов долларов (в 2006 году - 8 608,8 миллионов
долларов), а импорт - на 30,9 % и составил 18 997,5 миллионов долларов (14
511,7 миллионов долларов).
Удельный вес
Беларуси в общем объеме взаимной торговли составил 15,7%, в том числе в общем
объеме взаимного экспорта - 12 % (в 2006 году - 12,0 %), взаимного импорта -
19,3 % (19,2 %).
Основными торговыми
партнерами Беларуси среди государств - участников СНГ были Россия и Украина.
Экспорт в
государства - участники СНГ в 2008 году увеличился на 28,4 % (на 3 184,9 млн.
долларов) и составил 14 406,3 млн. долларов. По сравнению с 2007 годом доля
экспорта в государства - участники СНГ сократилась с 46,2 до 43,8 %, в том
числе в торговле с Российской Федерацией - с 36,6 до 32,2 %.
В торговле с
государствами - участниками СНГ стоимостный объем импорта увеличился на 37 %,
или на 7 038 млн долларов, в торговле со странами вне СНГ стоимостный объем
закупок вырос на 38,8 %, или на 3 751,8 млн. долларов
В общем объеме
импорта доля государств - участников СНГ составила 66 % (в 2007 году - 66,3 %),
в том числе Российской Федерации - 59,8 % (в 2007 году - 60 %).
Основным торговым
партнером Республики Беларусь является Российская Федерация - 32,2 % общего
объема экспорта и 59,8 % импорта.
По итогам внешней
торговли за 2008 год экспорт в Российскую Федерацию составил 10,6 млрд.
долларов и увеличился по сравнению с 2007 годом на 1,7 млрд. долларов, или на
19,2 %. Импорт из Российской Федерации составил 23,6 млрд. долларов и
увеличился по сравнению с 2007 годом на 7 млн. долларов, или на 37,2 %.
Аналитическую
информацию по торговому сотрудничеству стран СНГ можно посмотреть в Таблице 1.
В Москве 5 марта
2010 года состоялось 45-е заседание Экономического совета СНГ. В повестку дня
Экономсовета СНГ было включено 16 вопросов. По всем из них приняты
согласованные решения. Совет глав правительств СНГ утвердил Стратегию
экономического развития Содружества на период до 2020 года и План мероприятий
по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии. Это документы, которые
определяют приоритетные направления деятельности государств СНГ, органов
отраслевого сотрудничества СНГ на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Одобренный
Экономсоветом СНГ проект Плана первоочередных мероприятий по реализации
Концепции сотрудничества государств СНГ в сфере энергетики был разработан на
основе предложений государств, Электроэнергетического Совета СНГ, Комиссии по
использованию атомной энергии в мирных целях. Проект охватывает весь
топливно-энергетический комплекс, включая углеводородные ресурсы,
электроэнергетику, а также разработку специальной программы по атомной энергетике.
Проект Плана
подготовлен в соответствии с долгосрочными программами развития энергетики
государств СНГ.
Экономсовет
рассмотрел информацию о деятельности Межправительственного совета по вопросам
агропромышленного комплекса СНГ. Совет создан в 1993 году для выработки
согласованных действий государств Содружества и объединения усилий по
дальнейшему развитию агропромышленного комплекса.
На заседании
Экономсовета СНГ были также рассмотрены проект Межгосударственной
радионавигационной программы до 2012 года, информация о состоянии национальных
систем научно-технической информации в государствах СНГ, вопросы финансового
обеспечения деятельности органов СНГ.
Департаментом
экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ был разработан
Комплекса среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и
рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными
производителями, на период до 2010 года.
Таблица 1
Экспортно-импортные операции государств Содружества (миллионов долларов США)
|
2000
|
2008
|
2009
|
|
Всего
|
Страны СНГ
|
Другие страны
|
Всего
|
Страны СНГ
|
Другие страны
|
Всего
|
Страны СНГ
|
Другие страны
|
|
экспорт
|
Азербайджан
|
1745
|
235
|
1510
|
47756
|
1619
|
46137
|
13165
|
1008
|
12157
|
Армения
|
300
|
73
|
227
|
1057
|
331
|
726
|
624
|
124
|
500
|
Беларусь
|
7326
|
4399
|
2927
|
32902
|
14406
|
18496
|
19060
|
8402
|
10658
|
Грузия
|
323
|
129
|
194
|
1498
|
543
|
955
|
617
|
222
|
395
|
Казахстан
|
8812
|
6475
|
71183
|
11078
|
60105
|
37608
|
6135
|
31473
|
Кыргызстан
|
511
|
214
|
297
|
1642
|
781
|
861
|
1170
|
471
|
699
|
Молдова
|
472
|
276
|
196
|
1597
|
628
|
969
|
1160
|
443
|
717
|
Россия
|
103,1
|
13,8
|
89,3
|
467,9
|
69,8
|
398,1
|
267,4
|
41,4
|
226
|
Таджикистан
|
784
|
374
|
410
|
1409
|
228
|
1181
|
899
|
191
|
708
|
Украина
|
14573
|
4498
|
10075
|
66954
|
23809
|
43145
|
35603
|
12112
|
23491
|
Всего по странам СНГ
|
138
|
26,4
|
111,6
|
693,9
|
123,2
|
570,7
|
376,7
|
70,3
|
306,4
|
|
импорт
|
Азербайджан
|
1172
|
797
|
7167
|
2341
|
4826
|
5449
|
1637
|
3812
|
Армения
|
885
|
174
|
711
|
4426
|
1312
|
3114
|
2947
|
942
|
2005
|
Беларусь
|
8646
|
6070
|
2576
|
39483
|
26054
|
13429
|
25427
|
16318
|
9109
|
Грузия
|
709
|
229
|
480
|
6058
|
2000
|
4058
|
2379
|
676
|
1703
|
Казахстан
|
5040
|
2732
|
2308
|
37889
|
17497
|
20392
|
25377
|
10878
|
14499
|
Кыргызстан
|
558
|
302
|
256
|
4072
|
2187
|
1885
|
2687
|
1541
|
1146
|
Молдова
|
776
|
260
|
516
|
4899
|
1737
|
3162
|
2917
|
1009
|
1908
|
Россия
|
33,9
|
11,6
|
267
|
36,6
|
230,4
|
148,6
|
19,4
|
129,2
|
Таджикистан
|
675
|
560
|
115
|
3272
|
1836
|
1436
|
2295
|
1300
|
995
|
Украина
|
13956
|
8040
|
5916
|
85535
|
33569
|
51966
|
40418
|
17390
|
23028
|
Всего по странам СНГ
|
66,3
|
30,3
|
36
|
459,8
|
125,1
|
334,7
|
256,1
|
70,4
|
185,7
|
|
сальдо
|
Азербайджан
|
573
|
-140
|
713
|
40589
|
-722
|
41311
|
7716
|
-629
|
8345
|
Армения
|
-585
|
-101
|
-484
|
-3369
|
-981
|
-2388
|
-2323
|
-818
|
-1505
|
Беларусь
|
-1320
|
-1671
|
351
|
-6581
|
-11648
|
5067
|
-6367
|
-7916
|
1549
|
Грузия
|
-386
|
-100
|
-4560
|
-1457
|
-3103
|
-1762
|
-454
|
-1308
|
Казахстан
|
3772
|
-395
|
4167
|
33294
|
-6419
|
39713
|
12231
|
-4743
|
16974
|
Кыргызстан
|
-47
|
-88
|
41
|
-2430
|
-1406
|
-1024
|
-1517
|
-1070
|
-447
|
Молдова
|
-304
|
16
|
-320
|
-3302
|
-1109
|
-2193
|
-1757
|
-566
|
-1191
|
Россия
|
69,2
|
2,2
|
67
|
200,9
|
33,2
|
167,7
|
118,8
|
22
|
96,8
|
Таджикистан
|
109
|
-186
|
295
|
-1863
|
-1608
|
-255
|
-1396
|
-1109
|
-287
|
Украина
|
617
|
-3542
|
4159
|
-8581
|
-9760
|
-8821
|
-4815
|
-5278
|
463
|
Всего по странам СНГ
|
71,7
|
-3,9
|
75,6
|
-1,9
|
236
|
120,6
|
-0,1
|
120,7
|
Последовательное
выполнение мероприятий Комплекса с учетом поставленных задач по реализации
Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегии
экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020
года необходимо для дальнейшего развития Содружества, повышения
конкурентоспособности товарной продукции, наращивания ее качества и объемов
выпуска, снижения потерь от взаимной конкуренции при продвижении товаров на
внутренний рынок СНГ и в страны дальнего зарубежья.
В начале 2009 года
кризисные явления распространились на реальную экономику практически всех стран
мира. Как следствие, в январе-июле 2009 года в государствах - участниках СНГ
объем внешнеторговых операций по товарной продукции (в текущих ценах)
сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47 %.
В этой связи
существенно возрастает роль и значение совместных мероприятий государств -
участников СНГ, направленных на развитие национального производства, в первую
очередь в части наукоемкой и технологически сложной продукции.
С учетом
изложенного представляется целесообразным:
- продолжить работу
по выполнению Комплекса с привлечением ресурсов национальных ведомств
государств - участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ;
- регулярно рассматривать
ход выполнения мероприятий Комплекса с подготовкой ежегодных отчетов для
доклада Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ,
представлением сводных результатов реализации Комплекса государствам -
участникам СНГ, органам отраслевого сотрудничества СНГ и на сайте
Исполнительного комитета СНГ в сети Интернет;
- ускорить
завершение в государствах - участниках СНГ внутригосударственных процедур по
вступлению Комплекса в силу (в настоящее время Решение Совета глав правительств
СНГ от 25 ноября 2005 года вступило в силу для Беларуси, Кыргызстана и России);
- сосредоточить
работу по выполнению Комплекса и анализу достигнутых результатов на
приоритетных направлениях сотрудничества государств: эффективном завершении
формирования зоны свободной торговли, оптимизации торговой политики в
соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами, транспортной
проблематике, энергетике, совместном развитии приоритетных технологий,
производственной кооперации, выставочно-ярмарочной деятельности и др.;
- активизировать
реализацию мероприятий Комплекса, ориентированных на создание новых технологий,
современного оборудования, осуществление совместных инвестиционных проектов в
топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, авиастроении, легкой
промышленности и других отраслях, сконцентрировать усилия на решении
долгосрочных задач преодоления тенденций сырьевой направленности экспорта в
третьи страны;
- рассмотреть
возможность дальнейшего выполнения Комплекса на основании договоров, заключаемых
с заказчиком-координатором и национальными государственными заказчиками,
определив размеры и источники финансирования работ.
3. Практическое задание
Задание 7
Рассчитайте чистый национальный
продукт, национальный доход и личный доход, используя следующие данные
(миллиардов условных единиц):
ВНП - 1692
трансфертные платежи - 232
косвенные налоги на бизнес - 163
личные налоги - 193
возмещение потребленного капитала
-180
нераспределенные прибыли предприятий
- 18
отчисления на социальное страхование
- 123
налоги на прибыль предприятий - 65.
Решение:
Определим: ЧНП=ВНП
- амортизация.
ЧНП=1692 - 180=1512
миллиардов условных единиц.
Определим
национальный доход: НД=ЧНП - косвенные налоги.
НД=1512 - 163=1349
миллиардов условных единиц.
Определим личный
доход: ЛД=НД - взносы на социальное страхование - налоги на прибыл -
нераспределенная прибыль + трансфертные платежи.
ЛД=1349 - 123 - 65
- 18 + 232=1375 миллиардов условных единиц.
Если из личного
дохода вычесть индивидуальные налоги, то получим располагаемый доход:
РД=1375 - 193=1182
миллиардов условных единиц.
Ответ: чистый национальный продукт составляет 1512 миллиардов условных
единиц; национальный доход - 1349 миллиардов условных единиц; личный доход -
1375 миллиардов условных единиц.
Список
литературы
1
Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы.
Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие / Под общ.ред.В.Н.
Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 431 с.
2 Сакс
Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. - М.: Дело,
1996. - 848 с.
3
Белорусский экономический портал - 02 марта 2010. - Режим доступа: www.ekonomika.by
4
Википедия - свободная энциклопедия - 02 марта 2010. - Режим доступа: www. ru.wikipedia.org/wiki
5
Исполнительный комитет СНГ - 02 марта 2010. - Режим доступа: www.cis.minsk.by