Проблемы финансовой несостоятельности (банкротства) предприятий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,29 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы финансовой несостоятельности (банкротства) предприятий














Курсовая работа

по дисциплине «Финансы предприятий»

на тему:

«Проблемы финансовой несостоятельности (банкротства) предприятий»

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие банкротства

.1 Понятие банкротства

.2 Причины банкротства

Глава 2. Закон о банкротстве

Глава 3. Ликвидационные процедуры предприятия

.1 Принудительная ликвидация

.2 Добровольная ликвидация

Глава 4. Внешнее управление

Глава 5. Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия

.1 Управление финансовым оздоровлением, как основная часть менеджмента предприятия

.2 Контроллинг, как инструмент управления предприятием в кризисной ситуации

.3 Санация, как вид финансового оздоровления предприятия

Глава 6. Мировое соглашение

Глава 7. Мониторинг несостоятельности фирм

Заключение

Список использованных источников

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену рыночной экономики - предприятию, фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной, высокопроизводительной техники и технологии, экономного расходования ресурсов. На предприятии, фирме добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

В условиях рынка фирма получает достаточно большую свободу в своем экономическом поведении. Она самостоятельно устанавливает вид своей хозяйственной деятельности, формирует уровень издержек и цен на продаваемую продукцию и услуги, самостоятельно формирует ассортимент продукции. Однако за полученную свободу она может расплатиться несостоятельностью и банкротством и уйти из экономической сферы, если не выдержит конкуренцию с аналогичными фирмами.

Банкротство является неотъемлемым атрибутом рынка, оно выполняет позитивную роль, устраняя из сферы экономики неэффективно работающих субъектов предпринимательства, раскрывая новые возможности для улучшения работающих фирм. Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономической системы.

Такая роль банкротства предопределена самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения конечных результатов и, следовательно, с большим риском. Неопределенность характерна для всех стадий воспроизводства продукта в условиях рынка - закупки сырья и материалов, комплектующих, изготовления и реализации готовой продукции.

Связь риска и получения прибыли имеет основополагающее значение для понимания предпринимательства, разработки эффективных методов его регулирования. В реальных экономических процессах неопределенность становится источником либо прибыли, либо убытка. При этом прибыль и сверхприбыль более удачливых фирм порой образуются за счет убытков и разорения менее удачливых фирм. Из взаимообусловленности факторов риска и прибыли важное понятие механизма возникновения банкротства. Банкротство - это своеобразный механизм отбора усиленно функционирующих предприятий, фирм и исключение из рынка неэффективно работающих.

При этом необходимо иметь в виду и цикличность развития экономической системы в целом, рассмотрение жизненного цикла наиболее существенных экономических укладов, определяющих в конечном счете уровень благополучия отдельных хозяйствующих субъектов.

Глава 1. Понятие и сущность банкротства

1.1Понятие банкротства

В условиях рыночной экономики принцип ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства.

Под несостоятельностью, т.е. банкротством предприятия понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность предприятия обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса.

1.2 Причины банкротства

банкротство кредитор менеджмент финансовый

Успехи и неудачи деятельности предприятия являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.

К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, обычно относятся: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность (сюда не может быть отнесен уровень цен и возможность получения потребительского кредита); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательное отношение к другим.

Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности - те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. Переход от электронных ламп к полупроводникам, от грампластинок к магнитной ленте и т.д. является примером технологических разрывов. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия.

К внешним причинам банкротства следует также отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других - за счет более совершенных технологий.

Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.

В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее если удается условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:

· банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;

· банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов, необходимых для развития предприятия;

· банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции;

· другие виды банкротства.

2.Закон о банкротстве

В экономической литературе сущность банкротства трактуется довольно неоднозначно. Но большинство авторов под понятием «банкротство» понимают следующее.

Банкротство (нем. Bankrott, Bankarotta) - долговая несостоятельность предприятия, несостоятельность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку долговые обязательства предприятия-должника превышают размеры его имущества или структура его баланса неудовлетворительна.

В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», понятие «банкротство» трактуется следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Действие закона распространяется на все предприятия независимо от форм собственности.

Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и т.п., также является признаком несостоятельности за неуплату штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций не образуют кредиторской задолженности.

Однако далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявлений требований о признании предприятия-должника банкротом. В соответствие с Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий принимается во внимание лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника. Исключения составляют случаи, когда подобного превышения нет, но имеет место неудовлетворительная структура баланса должника (такое соотношение его имущества и обязательств, при котором за счет первого не может быть обеспечено своевременное выполнение вторых в связи с недостаточной степенью ликвидности упомянутого имущества).

Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения арбитражного суда либо решения предприятия о добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве обычно предусматривает не только ликвидационные, но и реорганизационные процедуры. Последние включают внешнее управление и санацию.

В соответствии с этим Федеральным законом юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не погашены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.

Таким образом, предприятие может быть признано арбитражным судом банкротом только в том случае, если оно своевременно (в течение 3 месяцев) не выполняет свои обязательства перед контрагентами, а эти обязательства должны составлять не менее 100 тыс. руб.

Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы:

· обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами и др., т.е. такие обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

· обязательства перед финансовой финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора;

· обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора;

· обязательства перед акционерами и работниками предприятия. В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т. д.

3. Ликвидационные процедуры предприятия

.1 Принудительная ликвидация

Реорганизационные процедуры направлены на восстановление нормального функционирования предприятия. Если они оказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры, которые ведут к прекращению деятельности предприятия. Ликвидационные процедуры предполагают принудительную или добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда по признании предприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, что реализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляются в порядке конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство - это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация предприятия-должника. Основанием для выполнения этой процедуры является решение арбитражного суда о признании должника банкротом.

Конкурсное производство по существу представляет собой процедуру ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном порядке конкретных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях.

Для управления делами признанного банкротом должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих функций, если ранее такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акционеры, члены, собственник имущества унитарного предприятия-должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исключением возможности решения отдельных вопросов (о заключении крупных сделок и др.).

Статус конкурсного управляющего в ходе производства по делу о несостоятельности довольно высок и позволяет ему для достижения указанных целей, в частности:

· проводить инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением в необходимых случаях независимого оценщика, принимать меры по обеспечению его сохранности, а также направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

· предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

· заявлять отказ от исполнения договоров должника, требования о признании недействительными сделок должника в случаях, установленных Законом о банкротстве.

Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в официальном издании, определенном Правительством РФ. Дата этой публикации является точкой отсчета для двухмесячного срока, в течение которого кредиторы должны заявить свои требования, для того чтобы данные требования могли быть впоследствии, на основании определения арбитражного суда, внесены в реестр требований кредиторов. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов считается закрытым, а требования, заявленные после этого, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в срок.

С момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим. Для удовлетворения своих требований все кредиторы должны заявить их.

Конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, для чего разыскивает имущество должника, истребует дебиторскую задолженность, предъявляет иски о признании недействительными сделки должника, а также совершает иные действия. Вырученные средства зачисляются на основной счет должника. Все другие счета должника в банках закрываются, а остатки денежных средств перечисляются на этот основной счет. Именно с основного счета должника оплачиваются все расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

После того как завершается формирование конкурсной массы и по крайней мере накапливается достаточно денежных средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов первой очереди, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кредиторами.

Расчеты с кредиторами производятся поочередно в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежных средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет распределен между ними пропорционально суммам их требований. В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно именуемые: внеочередные, очередные, послеочередные.

.Вне очереди покрываются:

· судебные расходы, в том числе расходы на опубликование информационного сообщения;

· расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

· текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

· требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим ранее в ходе производства по делу о банкротстве до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;

· задолженность по оплате труда, возникшая в ходе производства по делу о банкротстве;

· иные, связанные с проведением конкурсного производства расходы (например, на проведение независимой оценки имущества должника, подлежащего продаже).

.Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве. Несмотря на наличие внеочередной группы платежей, очередность удовлетворения требований кредиторов начинает исчисляться именно с первой очереди данной группы.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Данные требования обычно исчисляются в виде обязанности должника ежемесячно выплачивать определенную компенсацию. Поэтому в связи с ликвидацией должника определяется размер суммы, которую необходимо капитализировать путем сложения соответствующих повременных платежей, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. В этой же очереди выплачивается компенсация морального вреда.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Кредиторы первой и второй очереди имеют ряд льгот при удовлетворении их требований. В частности, если кредиторы данных очередей опоздают с предъявлением своих требований до закрытия реестра, но предъявят их до завершения всех расчетов с остальными кредиторами, расчеты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются для удовлетворения указанных требований. Если же на момент предъявления опоздавших требований будут осуществляться расчеты с кредиторами этой же очереди, то данные требования будут удовлетворены из оставшегося имущества преимущественно перед кредиторами других очередей.

В третью очередь удовлетворяются требования других кредиторов.

В данной очереди можно выделить три подочереди («очередь внутри очереди»).

В «третью первую» очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Они подлежат преимущественному перед требованиями других кредиторов данной очереди удовлетворению за счет средств, полученных от продажи предмета залога. Следовательно, если сумма вырученных средств превышает размер задолженности такого кредитора, он получит преимущественное удовлетворение, что позволяет поставить его в особую подочередь перед остальными кредиторами. Если же данных средств будет недостаточно для полного погашения задолженности, оставшаяся часть требований подлежит удовлетворению наряду с требованиями других кредиторов третьей очереди. С учетом равных прав при голосовании на собраниях кредиторов кредитора по обеспеченным залогом требованиям можно отнести к числу привилегированных кредиторов.

В «третью вторую» очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов, кроме указанных выше, в сумме основного долга и причитающихся процентов, но без штрафных санкций.

В «третью третью» очередь удовлетворяются требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций.

При завершении всех расчетов должника с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, включающий подробную информацию о формировании конкурсной массы, требованиях кредиторов, проведенных в ходе конкурсного производства мероприятиях. После рассмотрения указанных документов арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение 5 дней после этого конкурсный управляющий представляет указанное определение суда в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо.

На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

.2 Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между предприятием-должником и кредиторами под их контролем. При добровольной ликвидации также назначается конкурсный управляющий, происходит формирование конкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения из государственного реестра.

При добровольной ликвидации государственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля Российской Федерации составляет 25%, принятие решения о неудовлетворительной структуре баланса и отсутствии реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия возлагается на Федеральное управление по делам о несостоятельности. Оно наделяется частью полномочий арбитражных судов, принимает решения о дальнейшей судьбе предприятия, контролирует процесс добровольной ликвидации. Федеральное управление было создано для защиты предприятия при признании его банкротом, поэтому в его функции входит представлении интересов собственника (в случае делегирования ему таких полномочий) и контроль над поступлением финансовых средств государства для поддержки предприятия.

4. Внешнее управление

Под внешним управлением имуществом должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий. Управление имуществом осуществляется арбитражным управляющим, который назначается арбитражным судом (возможно на конкурсной основе). Арбитражный управляющий должен быть профессиональным юристом или экономистом, обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей.

Функциями арбитражного управляющего являются:

· распоряжение имуществом предприятия-должника;

· руководство предприятием-должником;

· отстранение при необходимости руководителя предприятия от выполнения обязанностей;

· прием на работу и увольнение работников;

· созыв собрания кредиторов;

· разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения.

Разработанный план представляется на обсуждение собрания кредиторов не позднее чем через 3 месяца после назначения арбитражного управляющего. В случае неодобрения плана управляющий может быть заменен арбитражным судом. Полномочия внешнего управляющего не могут превышать 18 месяцев.

На период проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику, тем самым предприятию предоставляется возможность использовать суммы, предназначенные для оплаты денежных обязательств, для улучшения финансового состояния предприятия.

Арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника в случаях:

· если цель внешнего управления имуществом должника (вывод из кризиса) достигнута;

· если стало очевидно, что достижение этой цели невозможно.

В зависимости от результатов проведения внешнего управления и характера заявления арбитражного управляющего арбитражный суд может:

· принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его банкротом и об открытии конкурсного производства;

· вынести определение о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о банкротстве предприятия;

· вынести определение о проведении дальнейшего внешнего управления имуществом должника в пределах 18-месячного срока.

5. Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия

.1 Управление финансовым оздоровлением, как составная часть менеджмента предприятия

Система управления финансовым оздоровлением предприятия является частью его финансового менеджмента. В свою очередь, финансовое управление - не обособленное управление какими - либо процессами. Любое действие фирмы: формирование стратегии, разработка маркетинговой политики несет в себе финансовую составляющую. Практически все бизнес-процессы на предприятии связаны с финансами, проходят финансовую проверку. Поэтому рассмотрение вопросов организации управления финансовым оздоровлением предприятия неразрывно связано с созданием общей системы финансового менеджмента, который, в свою очередь, является составной частью комплексной системы управления предприятием.

Для построения оптимальной системы управления финансовым оздоровлением предприятия необходимо сформулировать цели и задачи данного вида деятельности.

При изучении финансов и практическом управлении под целью финансового менеджмента обычно понимается повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост капитала, вложенного владельцами (owners wealth maximization). Такая формулировка позволяет:

·Учесть интересы собственников;

·Подчеркнуть долговременный характер функционирования (цель - не сиюминутная прибыль, а достижение устойчивых финансовых результатов);

·Указывать на другие, кроме прибыли, возможности улучшения финансовых результатов, например увеличение курсовой стоимости акций;

·Учесть фактор неопределенности и риска при принятии управленческих решений.

В широком смысле данная цель может быть сформулирована и при проведении финансового оздоровления предприятия. Однако если понимать финансовое оздоровление в узком смысле - как вывод предприятия из кризиса, цель можно конкретизировать путем выделения двух этапов: на первом она может звучать как снижение и ликвидация финансовых потерь владельцев предприятия; на втором - как увеличение их благосостояния.

Как при стабильном функционировании предприятия, так и при финансовом неблагополучии задачами финансового управления традиционно называют следующие: обеспечение денежными ресурсами, распределение ресурсов и контроль за ними. Эти задачи, или функции финансов, широко описаны в литературе, и в данной работе мы на них не будем подробно останавливаться. Но в современных условиях финансы могут решать и новую задачу - увеличения стоимости фирмы, создания новых денежных средств и их эквивалентов для владельцев.

Конкретизацию данных задач в зависимости от ситуации и их реализацию организует один из топ - менеджеров (вице - президент фирмы по финансам, финансовый директор, антикризисный управляющий и т.д.), в должностные обязанности (функции) которого входят:

)Финансовый анализ деятельности предприятия;

)Принятие долгосрочных инвестиционных решений;

)Разработка бизнес - планов, бюджетирование, другие виды планирования на предприятии;

)Принятие краткосрочных финансовых решений по управлению оборотным капиталом;

)Распределение денежных потоков во времени;

)Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, или финансирования;

)Обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов;

)Формирование политики защиты активов (страхования), налоговой политики, дивидендной политики;

)Формирование политики поведения на финансовом рынке;

)Разработка системы оплаты труда и стимулирования наемных работников;

)Финансовый benchmarking;

Функции (3), (4), (6) в данной классификации прежде всего направлены на выполнение задачи обеспечения денежными средствами; функции (2), (5), (8), (10) - выполнение задачи распределения средств; (1), (7) - обеспечение контроля, (9), (11), (12) - создание новых денежных средств.

Организация выполнения данных функций не всегда подчинена одному топ - менеджеру (Chief Financial Officer). Иногда значительную их часть, особенно в небольших фирмах, выполняет главный бухгалтер (Chief Accounting Officer) и исполнительный директор (Chief Executive Officer). Следует отметить, что наделение бухгалтера функциями финансового менеджера, как правило, является ошибкой по следующим причинам.

Бухгалтер по своему менталитету обычно консервативен, не склонен к риску, он - главный контролер в фирме, отчитывается перед налоговыми и другими контролирующими органами. Деятельность же финансиста устремлена в будущее, на прирост капитала (снижение потерь при финансовом оздоровлении), содержит значительный элемент риска. По образному выражению американского экономиста Л.А. Бернстайна, работа бухгалтера похожа на работу патологоанатома - он лишь фиксирует болезнь, осуществляет «посмертное вскрытие», а финансист, как терапевт, лечит живой организм.

Требования к образованию и профессиональному опыту финансиста и бухгалтера различны, однако бухгалтер зачастую претендует на роль финансиста, видит в этом свой профессиональный рост. Финансовый директор с опытом бухгалтера, как правило, остается преимущественно контролером (Corporate Policeman) и не становится «адвокатом бизнеса».

В отечественной практике достаточно часто, особенно в небольших фирмах, главный бухгалтер, в соответствии с организационной структурой фирмы, выходит непосредственно на генерального директора, а финансовый директор выполняет лишь отдельные плановые функции и фактически играет роль консультанта. Подобная управленческая структура, несмотря на наличие в ней центра по выработке финансовой политики, как правило, не позволяет реализовывать финансовую стратегию и оперативно корректировать тактику из-за отсутствия соответствующих властных полномочий у финансового директора.

В США эта проблема несколько облегчает, в связи с тем что главный бухгалтер всегда подчиняется финансовому директору. Типовая структура финансового департамента, которым управляет финансовый топ-менеджер, при этом включает следующие подразделения:

·Бухгалтерию, которая занимается текущим учетом и составлением отчетности;

·Отдел учета и анализа затрат;

·Аналитический отдел, включающий группы анализа финансовых и бизнес - процессов;

·Отдел планирования и прогнозирования;

·Отдел оптимизации налогообложения.

В небольших фирмах функции антикризисного финансового управления могут выполняться топ - менеджером по финансам; в крупных корпорациях, как правило, вводится соответствующая должность в финансовом подразделении.

5.2 Контроллинг, как инструмент управления предприятием в кризисной ситуации

Отслеживанием факторов, вызывающих кризисные явления на предприятии, принятием оперативных мер по смягчению и устранению неблагоприятных явлений обычно заняты не только финансовые, но и многие другие службы предприятия - подразделения маркетинга, снабженческо-сбытовые, управления персоналом, плановые отделы. Однако новые условия хозяйствования, динамика внешней среды приводят к тому, что традиционный менеджмент не обеспечивает управляемости сложными системами, каковыми сейчас являются современные предприятия.

На наш взгляд, в настоящее время наиболее полно функции антикризисного управления может выполнять система контроллинга, од которой в данном случае понимается механизм «управления управлением». Контроллинг представляет собой синтез постоянного мониторинга значимых изменений, контроля, экономического анализа и диагностики финансового состояния, планирования, организации информационных потоков для принятия управленческих решений. Контроллинг направлен на ускорение процесса обработки информации и принятия решений. Задача контроллинга - в концептуальной разработке, внедрении и последующем обслуживании системы управления, а также в подготовке аналитической информации для принятия управленческих решений.

Для лучшего понимания функций контроллинга в антикризисном управлении и его использования на практике целесообразно введение понятий стратегического и оперативного контроллинга.

Стратегический контроллинг обычно рассматривается как часть стратегического управления, он направлен на прогнозирование возможных кризисных ситуаций, их предотвращение. Его целью является создание продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращению кризисных ситуаций. В задачи стратегического антикризисного контроллинга входит:

·Разработка модели рыночного поведения фирмы, обеспечивающей приемлемое для нее соотношение риск - доходность;

·Определение зон мониторинга внешней и внутренней среды предприятия, от которых может исходить опасность его финансовых затруднений;

·Определение критериев наступления финансового неблагополучия для предприятия;

·Разработка системы антикризисной профилактики, антикризисного сопровождения, инструментария реагирования на признаки финансового неблагополучия, включающего построение внутреннего учета, создание системы информационных потоков для руководителей всех уровней, формирование набора стандартных алгоритмов по финансовому оздоровлению;

·Создание программ поведения в конкурентной среде, цель которых - противодействие и срыв активных программ других участников рынка, направленных против данной фирмы или на завоевание сектора рынка, представляющего для нее интерес.

Рассмотрение задачи стратегического антикризисного контроллинга относятся к так называемым программам активного контроля - технологиям, направленным на отслеживание развития кризисных процессов и реализацию мер по качественным изменениям возникших негативных ситуаций.

Оперативный контроллинг в антикризисном управлении предполагает подготовку решений по быстрому реагированию на негативные изменения внешней и внутренней среды. Он позволяет выявить нарушения стандартов деятельности, сформулированных в процессе стратегического контроллинга, и подготовить информацию для принятия корректирующих решений путем адаптации стандартных алгоритмов к конкретной ситуации.

Основное внимание в оперативном антикризисном контроллинге целесообразно уделять:

·Мониторингу финансово-экономического состояния;

·Управлению оборотным капиталом;

·Управлению затратами и инвестициями.

Несмотря на то что антикризисный контроллинг является функционально обособленным направлением работы на предприятии, его внедрение, особенно на первых порах, не обязательно требует создания специального подразделения, кардинального перераспределения функций и обязанностей между традиционными подразделениями. Важнейшая задача контроллинга - координация деятельности системы управления, и в небольшой фирме для ее решения необходимо выполнение следующих условий:

·Создание немногочисленной рабочей группы из высококвалифицированных аналитиков, подчиненных непосредственно первому заместителю директора и независимых от других подразделений фирмы;

·Обеспечение доступа специалистов рабочей группы к любой имеющейся информации и возможность организации сбора любой недостающей информации.

В этом случае система контроллинга уже сможет выполнять свою основную функцию - укрепление и развитие антикризисного потенциала предприятия, т.е. увеличение запаса его финансовой прочности и создание арсенала методов управления, которые позволят противостоять внешним и внутренним неблагоприятным факторам, а также будут использоваться для их нейтрализации.

Практика зарубежных стран и опыт отдельных российских компаний показывают, что внедрение системы контроллинга в широком понимании позволяет увеличить скорость реакции менеджеров на изменения внешней и внутренней среды, повысить гибкость предприятия, сместить акцент с контроля прошлого на анализ и прогнозирование будущего. Контроллинг может быть «несущей конструкцией» антикризисного управления на предприятии.

5.3 Санация, как вид финансового оздоровления предприятия

Санация (оздоровление) предприятия-должника является реорганизационной процедурой предприятия, в ходе осуществления которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь кредитором или иными лицами.

Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его хозяйственной деятельности. Арбитражный суд не вправе разрешать проведение санации, если дело о несостоятельности предприятия возбуждено повторно на протяжении трех последних лет.

В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд объявляет конкурс желающих принять в ней участие, к которому допускаются юридические (в том числе и иностранные), физические лица, а также члены трудового коллектива предприятия-должника.

Участники санации проводят собрание и вырабатывают соглашение, в котором содержится обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указывается предполагаемая продолжительность санации, распределение ответственности между участниками. Участники санации несут солидарную ответственность за выполнение обязательств перед кредиторами, если соглашением не предусмотрено иное.

При формировании условий соглашения участников санации необходимо учитывать, что по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 49% общей суммы требований кредиторов, а продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев (она может быть продлена не более чем на 6 месяцев). Достижение цели санации дает основание для прекращения дела о несостоятельности предприятия.

Законодательные акты не предусматривают одновременного проведения санации и внешнего управления.

6. Мировое соглашение

Мировое соглашение - это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и/или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Оно может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия с момента возбуждения производства до завершения конкурсного производства. В рамках судебной процедуры мировое соглашение возможно только под контролем арбитражного суда. С момента утверждения мирового соглашения производство по делу о признании предприятия банкротом прекращается (если проводились реорганизационные процедуры, то они тоже прекращаются).

7. Мониторинг несостоятельности фирм

Причины банкротства лежат внутри фирмы и вне нее. По оценкам зарубежных исследователей 1/3 составляют причины внешнего характера и 2/3 - внутреннего; при этом обобщающим показателем является плохой менеджмент. Однако специфика российской действительности такова, что эти причины обратно пропорциональны: 1/3 - это внутренние причины и 2/3 - это внешние причины, поскольку внешняя среда является определяющей для финансового состояния фирм и это коренным образом связано с реструктуризацией экономической системы, начавшейся с 1992 г.

Мониторинг управления банкротством фирмы представляет собой сформулированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать рациональные управленческие решения.

В Российской Федерации мониторинг осуществляется на основании распоряжений Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Важным элементом мониторинга является диагностика банкротства, наиболее раннее выявление признаков банкротства, ухудшения показателей работы фирмы.

Существует ряд внешних признаков будущего неблагополучия фирмы, к которым можно отнести:

· отрицательную реакцию партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на мероприятия, проводимые фирмой;

· частую реорганизацию как самой фирмы, так и ее подразделений;

· частую необоснованную смену поставщиков фирмы;

· рискованную закупку сырья и материалов;

· изменения в структуре управления фирмой, особенно в высших элементах власти;

· ограничение комме5рческой деятельности фирмы органами власти;

· отмену и изъятие лицензий;

· неэффективность финансового управления, включая задержки с предоставлением отчетности;

· изменение в структуре баланса;

· разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженностей;

· резкое изменение материальных запасов;

· падение прибыльности фирмы;

· обесценение акций фирмы.

Наряду со срочными, «пожарными» методами оздоровления фирмы могут применяться меры стратегического плана, которые требуют тщательной проработки, базируясь на системном анализе всех структур и подсистем фирмы. Должна быть разработана стратегия финансового оздоровления, то есть комплексное исследование фирмы как системы, которая упрощает банкротство. Стратегия финансового оздоровления включает, с одной стороны, определение путей решения проблемы накопившейся задолженности, а с другой - определение путей дальнейшего развития фирмы. Анализу должны быть подвергнуты основные блоки функционирования фирмы:

· основные фонды предприятия, их состав, структура, перспективность отдельных элементов, их изношенность, степень специализации, возможные варианты использования, доля непроизводственных основных фондов;

· материальные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции; должна быть проведена их инвентаризация и определена рациональность структуры и перспективы использования;

· нематериальные активы фирмы: в балансах фирмы в качестве нематериальных активов учитываются приобретенные ими права, лицензии, патенты, торговые марки. Это полезный ресурс, требующий тщательного анализа, и он способен послужить оздоровлению фирмы;

· кадровый состав фирмы, он требует тщательного анализа по всем категориям работников от высшего руководства фирмой до непосредственных исполнителей; необходима оценка перспективности каждой категории работников, оценка возможностей по привлечению кадров со стороны;

· долгосрочные и краткосрочные вложения, дочерние фирмы, самостоятельные филиалы; они могут стать дополнительным источником финансового оздоровления фирмы;

· дебиторы и кредиторы фирмы-должника, источники целевого финансирования - это, как правило, потребители, поставщики, банки, различные федеральные и региональные ведомства;

· сеть товародвижения фирмы-должника;

· система управления предприятием - организационная структура, система учета и контроля, внутренние хозяйственные отношения, методы и формы принятия управленческих решений.

Заключение

Под предпринимательской деятельностью в рыночной экономике следует понимать целенаправленную деятельность людей, ориентированную на получение дохода в размерах, не только покрывающие текущие издержки производства благ, но и обеспечивающих их производителю некоторый дополнительный доход.

Но мы также должны помнить, что предпринимательская деятельность - это, прежде всего риск. Это может быть производственный, финансовый, инвестиционный риски. При правильном и умелом руководстве предприятием вероятность риска потерь может быть снижена. Но никто не застрахован от потерь.

Предприниматель должен понимать, что нельзя рисковать больше, чем позволяет собственный капитал, забывать о риске и рисковать многим ради малого.

Неспособность предприятия эффективно функционировать, снижение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, высокая степень предпринимательского риска могут привести к банкротству предприятия. Причины банкротства зависят от внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия.

Для любого предприятия банкротство является нежелательным результатом, а для рыночной экономики банкротство предприятий является неотъемлемым атрибутом и результатом конкуренции, а конкуренция, как известно - двигатель прогресса. Банкротство предприятий - это нормальное и положительное явление, так как в конечном итоге оно направлено на оздоровление и более эффективное функционирование национальной экономики.

Список использованных источников

1.Федеральном закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

.Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ ст.140-142 от 24.07.2002 № - 95 - ФЗ

.Современный экономический словарь. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2007. - 495 с.

.В.Е. Гаврилова. Банкротство в России, учебное пособие. Москва, ТЕИС 2003. 207с., с.144

.Ежов Ю.А. «Банкротство коммерческих организаций». Москва, ИНФРА 2005г. 303с.

.Бобылёва А.З. «Финансовое оздоровление фирмы». Москва, ДЕЛО 2003. 255с.

Похожие работы на - Проблемы финансовой несостоятельности (банкротства) предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!