Назначение и этапы формирования генерального бюджета предприятия
Міністерство освіти і
науки, молоді та спорту України
Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара
Економічний факультет
Кафедра економіки і управління підприємством
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
з дисципліни «Контролінг»
на тему «Призначення і етапи
формування генерального бюджету»
Виконала
студентка
гр. ЕП-08-
Марченко
Ю.О.
Перевірив
Ст.
викладач
Шевченко
В.В.
2011
Назначение
и этапы формирования генерального бюджета
Генеральный бюджет в общем понимании является
всесторонним представлением разработанных менеджерами операционных и финансовых
бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей,
которые суммируются в финансовых бюджетах.
Он охватывает управленческие решения, как в
области операционной деятельности, так и финансовой.
Менеджеры подразделений продаж, производства,
логистики тратят значительную часть времени на подготовку бюджета и на анализ
его выполнения.
Применение генеральных бюджетов широко
распространено во всех компаниях. Так, разработка генерального бюджета в
компаниях США - 91%, Японии - 93%, Австралии - 100%, Великобритании и Голландии
- также по 100%.
Различия возникают в других аспектах.
Американские менеджеры и главные бухгалтеры предпочитают активное участие
менеджеров подразделений в составлении бюджетов. Самой важной целью
бюджетирования они считают расчет прибыли на инвестированный капитал.
Бюджет, который охватывает общую
деятельность предприятия, называется генеральным.
Генеральный бюджет (от англ. master budget) -
план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный
период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей,
охватывающих все сферы деятельности предприятия и подразделения, составляющие
его организационную структуру. В отечественной и переводной литературе также
часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Генеральный
бюджет состоит из трех подбюджетов: операционного, инвестиционного и
финансового.
Назначение
генерального бюджета - объединить и
суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемых
частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются:
-прогнозируемый
баланс;
план прибылей и
убытков;
прогноз движения
денежных средств.
На рисунке 1
представлен генеральный бюджет и его структура в виде блока операционных
бюджетов и блока финансовых бюджетов.
С точки зрения последовательности подготовки
документов для составления основного бюджета выделяют три составных части
бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1. Подготовка операционного бюджета;
2. Подготовка финансового бюджета.
. Подготовка инвестиционного бюджета.
Для формирования генерального бюджета необходимо
составление трех групп бюджетов первого уровня - операционного, инвестиционного
и финансового.
Операционный бюджет фокусируется на
моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный
период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета является
финансовый цикл предприятия.
Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы
обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений,
долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.
Рис. 1 Структура
генерального бюджета предприятия
генеральный бюджет операционный
инвестиционный
Цель финансового бюджета - планирование баланса
денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле - баланса оборотных
средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости
предприятия в течение бюджетного периода.
Этапами формирования генерального
бюджета являются составление следующих плановых форм сводной финансовой
отчетности:
· отчет о финансовых результатах (прибылях и
убытках) - «итог» операционного бюджетирования;
· отчет об инвестициях - «итог»
инвестиционного бюджетирования;
· баланс - интегральный «итог»,
объединяющий результаты всех трех основных бюджетов, составляющих генеральный
бюджет предприятия.
Генеральный бюджет (от англ. master budget) -
план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный
период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей,
охватывающих все сферы деятельности предприятия и подразделения, составляющие
его организационную структуру. В отечественной и переводной литературе также
часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Генеральный бюджет
состоит из трех подбюджетов уровня: операционного, инвестиционного и
финансового.
Операционный бюджет - подбюджет, входящий в
состав генерального бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки),
расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли)
предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из: бюджета
продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета
постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.
Инвестиционный бюджет - подбюджет, входящий в
состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и
долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе
также встречается определение «бюджет капитала».
Финансовый бюджет - подбюджет, входящий в состав
сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных
поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных
средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. Встречаются
также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».
В целом, формирование
общего (генерального) бюджета, представляющего собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы
предприятия, предполагает определенную последовательность действий от
разработки долгосрочной стратегии (бизнес-плана) до оптимизации оперативных
планов (бюджета предприятия) с точки зрения его текущего и перспективного
финансового состояния.
В процессе формирования общего
(генерального) бюджета необходимо участие всех подразделений предприятия в
целях выработки единой согласованной программы функционирования экономического
субъекта на ближайшую перспективу, т. к. в рамках управления бюджет - основа
для делегирования задач и установления ответственности за их выполнение.
Анализ результатов проводится путем расчета
отклонений плановых показателей от фактических. После этого нужно выявить
причины таких отклонений. Отклонения целесообразно рассчитать как в целом по
предприятию, так и для отдельных бюджетов.
Следует отметить, что на практике неэффективной
считается такая система бюджетирования, в которой отклонение фактических
результатов от запланированных регулярно превышает 20-30%, тогда как нормой
является отклонение, не превышающее 5%. Подобная ситуация представляет собой
серьезную проблему, так как бюджет компании является основой для принятия
оперативных управленческих решений.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ
1. Анискин Ю.П., Павлова A.M. Планирование и
контроллинг: Учебник. - М.: Омега-Л, 2005. Способ доступа:
<http://www.twirpx.com/file/309077/>
. Рясних Є.Г. Основи фінансового менеджменту.
Навчальний посібник. -К.: Скарби, 2003.
.Репин В.В.
Формирование бюджета предприятия/В. В. Репин// Финэксперт. - 1999. Способ
доступа : http//www.fineexpert.ru.2
4.Сокольникова И.В. «Управленческий
учет. Бюджетирование. Контроллинг.». - М.: ВАВТ, 2005.
5.Терещенко О.О. Фінансова діяльність суб`єктів
господарювання: Навч. посібник. - К.: КНЕУ, 2003.