Подростковая преступность в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,86 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подростковая преступность в Республике Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет философии и социальных наук

Проблема развития преступности в молодежной среде Республики Беларусь









Курсовая работа

Подростковая преступность в Республике Беларусь


Будая Андрея Сергеевича

Студента 3 курса

Отделения социологии

Заочной формы обучения

Научный руководитель

Доктор социологических наук

Данилов А. Н.


Минск 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Преступность несовершеннолетних. Характеристика

Глава 2. Причины и условия преступности несовершеннолетних

Глава 3. Подростковая преступность в Республике Беларусь: анализ и особенности социолого-психологического изучения

Заключение

Список Литературы

Введение

Текст одной из древнейших рукописей - папируса Присса, которому несколько тысячелетий, гласит: «Молодежь пошла не та. Все хотят стать писателями, и никто не хочет работать. Не слушают старших». Как видим, проблема воспитания подрастающего поколения существовало всегда. Некоторые люди живут по своим, непризнанным основною частью общества, законам. Э. Дэркгейм отмечал, что «общество без преступности совершенно невозможно», «нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа». Преступность (в том числе подростковую) трудно искоренить, однако нужно стремится к тому, чтобы подобных уродливых проявлений человеческого бытия было как можно меньше. Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо с раннего детства уделять пристальное внимание вопросам воспитания, в том числе правового.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.[1]

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

причина условие преступность подросток

Глава 1. Преступность несовершеннолетних. Характеристика

Состояние преступности несовершеннолетних в Беларуси вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. По данным МВД РБ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения.

Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Имеется тенденция омолаживания «пьяной» преступности. Каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Повышается удельный вес заранее подготавливаемых, изощренных и технически оснащенных преступлений несовершеннолетних. Как правило, такие преступления являются групповыми. Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Группы отличаются большой мобильностью, что существенно увеличивает их общественную опасность и криминальную активность. В подростковой среде «гастролеры» и «криминальные гастролеры» становятся все более популярными.

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Эта особенность проявляется в наличии универсальной специализации, приобретении уголовной квалификации. Преступная деятельность становится для некоторых групп несовершеннолетних основным способом проведения досуга. По данным, полученным в ходе исследований в ЮИ МВД РФ, почти каждый десятый осужденный за грабеж и разбой заявил о своем намерении продолжать преступную деятельность и после освобождения из мест лишения свободы.

Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают все большую актуальность. Данное обстоятельство было отмечено еще 10-15 лет назад.

Проявляются взаимосвязанные тенденции интеграции и дифференциации преступности несовершеннолетних. С одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием взрослых, ранее судимых, происходит активное внедрение «авторитетов» преступного мира в подростковую среду. С другой стороны, заметна тенденция к автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых. В результате интересы групп несовершеннолетних преступников сталкиваются с интересами взрослых преступников в сфере рэкета, наркобизнеса, проституции и т.п.

Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь идет о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, ответственности. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм, сексуальные расстройства.

Указанные расстройства - это не тяжелые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Подобной точки зрения придерживаются многие криминологи. Так, Г.А. Аванесов подчеркивает важность изучения лиц, совершающих преступления, последствий наследственных заболеваний с учетом психики, последствий наследственных заболеваний и т.п.

Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся состояние «здоровья» общества.

В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. Причем в отличие от событий 10--летней давности сегодня указанные преступления совершаются подростками более агрессивно и жестоко, темпы их роста остаются высокими и опережают темпы прироста общей преступности несовершеннолетних

В структуре преступности несовершеннолетних отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в сферу организованной преступности, занимающихся вымогательством и мошенничеством.

Общественная опасность преступлений несовершеннолетних усугубляется вовлечением подростков в незаконный оборот оружия, связанный с хищением, незаконным ношением, хранением, приобретением, изготовлением и сбытом огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ.

Особое место в структуре преступности несовершеннолетних занимает хулиганство. Подавляющее большинство несовершеннолетних, осужденных за хулиганство, составляют лица, совершившие злостное хулиганство, т.е. хулиганские действия, характеризующиеся особой дерзостью и цинизмом. Доля их составляет более 60% при удельном весе 6 - 7% в общем числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

При анализе структуры преступности несовершеннолетних, нужно остановиться на таком важном показателе, как групповая преступность или совершение преступлений в группе. Общественная опасность преступлений в значительной степени зависит от того, в одиночку или в группе совершены эти деяния.

«Совершая преступления в группе, человек в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, и его поведение больше определяется психическим комплексом, свойственным группе в целом»[1].

Именно групповые преступления несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью.

Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. «Некоторые преступные группировки располагают техническими средствами, которым могли бы позавидовать оперативные подразделения органов внутренних дел». В них четко просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги.

На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Несоблюдение данных законов ведет к распаду группы, поэтому их наруши'гели преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретенного преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.

Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2-3 чел. (около 70%), остальные объединяют более 4 человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые.

С возрастанием преступного опыта, дальнейшей криминализацией подростков количество лиц, участвующих в преступлениях в составе групп, уменьшается, ибо несовершеннолетний уже может совершить преступление без соучастников, или при их меньшем количестве.

Доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группах, неодинакова для различных видов преступлений. Наиболее часто в группах совершаются такие преступления, как разбойные нападения, грабежи и кражи.

Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также и рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность несовершеннолетних имеет высокую общественную опасность не только из-за своей распространенности, но и из-за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, не поддающихся каким-либо мерам профилактического воздействия.

Уровень рецидива несовершеннолетних отличается некоторой стабильностью. Однако, с ростом количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, увеличивается и число преступлений, совершаемых рецидивистами. В последнее время они совершают до половины и более преступлений в общем числе преступлений несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой степенью латентности. Более того, «в силу особенностей правового и физического положения несовершеннолетних и их личностной характеристики статистические показатели преступности несовершеннолетних более «регулируемы» в следственной и судебной практике».

Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганства.

Считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу. «Городские» преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют почти 75%. В настоящее время наметилась негативная тенденция опережающего темпа прироста «сельской» преступности несовершеннолетних по сравнению с «городской». Различия в «городской» и «сельской» преступности несовершеннолетних объясняются в основном социальными условиями, образом жизни городского и сельского населения. В структуре «городской» преступности преобладают грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспорта и т.п. Свою специфику имеет и структура групповой преступности, которая в городах составляет более 70%, а в сельской местности - около 50%.

Глава 2. Причины и условия преступности несовершеннолетних

Современный период в развитии белорусского общества - период постсоветского транзитивного развития и социальной модернизации. Переходные периоды в развитии любого общества всегда связаны с экономическим и социальным кризисом, который дезорганизует всю систему общественных отношений, массовую и групповую психологию, поведение и образ жизни личности. Наиболее подверженной деформирующим социальным влияниям является молодежь, для которой характерны активный процесс социализации, поиск и определение своего места в системе общественных отношений, познание и интериоризация социальных ценностей и норм, разнообразные социальные взаимоотношения и активность. Преступность несовершеннолетних представляет собой обусловленное социальными противоречиями и деструктивностью социальных отношений устойчивое и закономерное негативное социально-правовое явление, которое проявляется в совокупности всех преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 17 лет, несовершеннолетних преступников и жертв этих преступлений. Преступность несовершеннолетних в стране имеет высокий уровень распространения и тревожные качественные характеристики. Одновременно с преступностью среди несовершеннолетней молодежи широко распространены другие сопутствующие формы девиантного поведения: пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество и бездомность. Эти асоциальные формы поведения находятся в тесной детерминационной взаимосвязи с преступностью: с одной стороны, они выступают в качестве факторов, причин и условий совершения преступлений, а с другой стороны, преступное поведение несовершеннолетних детерменирует пьянство, наркоманию и другое асоциальное поведение.

Изучение состояния и динамики преступности несовершеннолетних, по данным уголовной статистики за период 1992-2006 гг., показывает, что основной и устойчиво общей тенденцией является сохранение высокого и одновременно относительно стабильного уровня криминально активности несовершеннолетней молодежи при наличии некоторых колебаний в ее динамике в сторону как увеличения, так и уменьшения от среднего показателя. Так, если в 1992 г. было зарегистрировано 8412 преступления, то в 2006 г. - 8133 преступления несовершеннолетних. Однако если брать последние пять лет (2001 и 2006 гг.), то отмечается негативная динамика: рост преступности несовершеннолетних от 7349 преступлений в 2001 г. до 8133 преступлений в 2006 г. - увеличение на 10.7%. Сравнение уровня (коэффициента) зарегистрированной преступности несовершеннолетних показывает, что в 1992 г. на 10 тыс. несовершеннолетнего населения страны приходилось 144,8 преступления, в 1997 г. - 156,4, в 2002 г. - 112,3, в 2003 г. - 130,1, в 2004 г. - 183,3, в 2005 г. - 155,0, в 2006 г. - 148,0 преступления. Вместе с тем по показателям зарегистрированной преступности и количеству выявленных преступников преступность несовершеннолетних изменяется примерно в два раза меньшими темпами, чем общая преступность, а также преступная активность несовершеннолетних имеет реальную тенденцию к сокращению по сравнению с преступностью других возрастных групп населения.

В общей структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (73,0%), на втором месте - угон автотранспортных средств и хулиганство, на третьем - преступления против личности (в основном половые преступления). При этом преступность несовершеннолетних против собственности в течении 1992-2006 гг. сократилась на 7.5%, преступлений против личности - на 3.8%, а хулиганство возросло в два раза. Имеет место относительно большой удельный вес тяжких преступлений, совершенных несовершенонлетними (10,5%), при наметившейся все же тенденции сокращения их удельного веса. Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является ее преимущественно групповой характер. Доля групповых преступлений, совершаемых подростками, примерно в 2-5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 40 до 80 % в структуре всех осужденных несовершеннолетних. В группе подростки чаще всего совершают такие тяжкие преступления, как изнасилование, кражи, грабежи, разбои, хулиганство.

Несовершеннолетние преступники - это в подавляющем большинстве, как и все преступники, лица мужского пола (93,2%), что значительно выше удельного веса подростков в данной возрастной группе населения, а также превышает удельный вес мужчин среди всех преступников 9среди всех преступников удельный вес мужчин 86,7%). Таким образом, преступность несовершеннолетних имеет в большей степени явно выраженный мужской характер. Вместе с тем среди несовершеннолетних преступников отмечается устойчивая тенденция роста количества преступников-женщин (в 2006 г. удельный вес 6.8%, а за последние 15 лет устойчивый рост на 2.5%) , т.е. имеет место тенденция постепенной феминизации преступности несовершеннолетней молодежи. Уровень преступной активности подростков, проживающих в городах и сельской местности, почти равный при небольшом перевесе преступности горожан, хотя удельный вес городской преступности несовершеннолетних составляет 75%, так как большинство подростков проживают в городах. Это свидетельствует о высокой криминальной активности сельской молодежи.

Уголовная статистика свидетельствует также об устойчивой тенденции омоложения преступности. Это происходит за счет вовлечения в преступную деятельности все большего числа 14-15-летних подростков (26,6%), роста численности малолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния до достижения возраста уголовной ответственности, а также криминализации поведения детей младших возрастных групп (9-12 лет). Среди лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, большинство составляют учащиеся школ (49,2%), профтехучилищ (ПТУ)(25,1%), студенты высших и средних специальных заведений (9,6%). Наряду с тревожной тенденцией увеличения преступности в школьной среде и ПТУ происходит активная криминализация студентов высших и средних специальных заведений.

Чрезвычайно беспокоит то, что очень большая (и все более возрастающая) часть несовершеннолетних преступников на момент совершения преступления не учились и не работали (21.0%). Многие несовершеннолетние преступники воспитывались в неполной семье или в социально неблагополучных семьях (32,9%).

На формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя в большей степени оказывает влияние злоупотребление родителями алкоголем (по данным социологических исследований почти у каждого четвертого). Значительно растет число осужденных подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (34,5). Таким образом, отмечается устойчивая и значительная тенденция алкоголизации несовершеннолетних преступников, что является крайне тревожным обстоятельством.

Республиканское социологическое исследование , проведенное Институтом социологии НАН Беларуси под научным руководством автора в 2005 г., показало, что трезвый образ жизни распространен среди 20% молодежи от 18 до 20 лет и 13% 20-29-летних (преимущественно среди молодых женщин); культурно-традиционное потребление спиртных напитков - среди 59% 18-20-летней и 66% 20-29-летней молодежи. Бытовое пьянство распространено среди 20% молодежи от 18 до 20 лет и 21% 20-29-летней молодежи, в том числе эпизодическое пьянство среди 5% молодежи 18-20 лет и 7% 20-29-летней молодежи, привычное пьянство среди 14% 18-20-летней и 12% 20-29-летней молодежи, систематическое пьянство среди 1% 18-20-летней и 3% 20-29-летней молодежи.

На преступность несовершеннолетних существенно влияют потребление наркотиков и токсикомания. По данным авторского республиканского социологического исследования, проведенного в 2004 г., среди молодежи в возрасте 14-30 лет 15,8% пробовали или употребляют наркотические и другие токсические вещества (9% потребителей наркотиков и 6% употребляющих другие токсические вещества). Еще 7% респондентов относятся у группе наркогенного риска ( не употребляют наркотики и другие токсические вещества, но среди их ближайшего семейного досугового окружения имеются потребители наркотиков или ингалянтов). Среди потребителей наркотиков и других токсических веществ большинство составляют молодые люди в возрасте 16-24-лет (74%, из них 16-28-летних - 38%, подростков 14-15 лет - 12%); среди группы наркогенного риска: 14-15-летних - 3%, 16-18-летних - 41%. Более половины среди потребителей наркоитков составляет молодежь мужского пола (68%, соответственно 32% - женского пола). Среди потребителей наркотиков и других токсических веществ преобладают учащиеся ПТУ - 22%, учащиеся техникумов, колледжей - 17%, школьники - 15%, рабочие промышленности, строительства, транспорта - 13%, студенты вузов - 8%, безработные - 6%, рабочие сельского хозяйства - 6%. Соотношение жителей городов и сельской местности среди потребителей наркотиков примерно одинаковые (соответственно 49 и 51%). Большинство потребителей наркотиков впервые попробовали наркотические вещества в возрасте 15-17 лет, хотя некоторые - и в более раннем возрасте, начиная даже с 5-8 лет. Галопирующими темпами растет преступности несовершеннолетних, связанная с потреблением наркотиков.

Обобщив результаты статистических и социологических исследований, можно сделать вывод, что в группы «молодежного криминального риска» следует отнести по совокупности показателей следующих подростков: 14-16-летних юношей; тех, кто не работает и не учится; кто злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики; лиц, воспитываемых в детдомах или в неполных семьях с неблагоприятной нравственно-психологической атмосферой; подростков, у которых родители пьянствуют, ведут преступный образ жизни; девушек, злоупотребляющих спиртными напитками и ведущих аморальный образ жизни; правонарушителей, осужденных условно, с отсрочкой исполнения приговора или отбывших наказание в местах лишения свободы.

Таким образом, преступность несовершеннолетних за последние пятнадцать лет значительно изменилась в качественном отношении. Однако она продолжает оставаться серьезной социальной проблемой, оказывающей негативное воздействие на экономическое, социальное и культурное развитие современного белорусского общества, причиняя ущерб человеческому потенциалу социума и препятствуя его устойчивому развитию.

Проведенное криминологическое исследование закономерностей и особенностей этиологии преступности несовершеннолетних основывается на системной социально-детерминационной методологии, а также авторской теории деструктивности личностно-социального взаимодействия (интеракции). Детерминация преступности несовершеннолетних подчиняется общим закономерностям социальной детерминации социальных явлений и поведения личности. Специфика заключена в содержании и механизмах действия детерминирующих факторов и процессов. Преступность несовершеннолетних представляет собой системное образование, комплексно и взаимосвязано детерменируемое социумом (системой социальных структур, институтов, отношений и процессов) и личностью (системой социально-демографических, социально-статусных, социокультурных, психологических и биогенетических свойств и качеств),а также системой деструктивных личностно-социальных взаимодействий (интеракций), которые взаимосвязаны между собой и состовляют пять уровней детерминации:

) макросоциальную среду формирования и жизнедеятельности личности;

) уровень общностей и институтов микросоциальной среды;

) индивидуально-личностный и поведенческий уровень;

) уровень деструктивного личностно-социального взаимодействия.

Систему детерминант преступности несовершеннолетних (социально-личностный детерминационный комплекс) образуют все факторы, причины и условия, относящиеся к области социальных отношений и среды, а также качества и свойства личности, которая со средой взаимодействует.

При этом нельзя абсолютизировать социальные детерминанты и игнорировать личностные или, наоборот, абсолютизировать психологические и преуменьшать роль социальных детерминант.

В системе детерминант преступности несовершеннолетних обязательно присутствуют как социальные, так и личностные детерминанты, которые взаимодействуют друг с другом, и только в процессе такого взаимодействия формируется и реализуется преступное поведение.

При этом преступное поведение несовершеннолетних - всегда результат динамического деструктивного взаимодействия личности с природной, социальной и духовной средой, которое является его главной системообразующей причиной (нормальное гармоничное взаимодействие личности с социумом не может детерминировать совершение преступлений).

Таким образом, детерминация преступности несовершеннолетних представляет собой объективно-субъективный процесс функционирования системы демографических, экономических, социальных, культурных, нравственных, правовых, личностных и природных детерминант (факторов, причин и условий), которые комплексно и во взаимодействии влияют, способствуют и обуславливают ее происхождение, существование и развитие.

1.На уровне детерминации преступного поведения несовершеннолетних макросоциальной средой в современном белорусском обществе в качестве общих экономических, политических и социокультурных детерминант выступают следующие явления и процессы:

а) издержки и последствия длительного периода системного кризиса социума;

б) противоречивость и медлительность процесса социальной модернизации общества;

в) эклектическое смешение социалистических и капиталистических начал в экономике, политике, социальной жизни и культуре;

г) резкое снижение жизненного уровня и сохраняющееся невысокое качество жизни значительной части населения;

д) высокий уровень социально-экономической дифференциации, материального неравенства и социальной несправедливости;

е) значительная дезорганизация общества и дисфункциональность таких важных социальных институтов, как семья, система образования и воспитания, СМИ и др.;

ж) деформации в социальном и духовном развитии личности, социальных групп и общностей;

з) противоречия и конфликты в системе межличностных, микро- и макросоциальных отношений и взаимодействии;

и) высокий уровень распространенности преступности, пьянства, наркомании и другого асоциального поведения, а также наличие довольно многочисленных социально маргинальных групп молодежи, ведущих аморальный и противоправный образ жизни;

к) невысокий уровень эффективности работы правоохранительных и других государственных органов по профилактике и противодействию преступности и другого асоциального поведения несовершеннолетних.

2. На уровне детерминации преступного поведения несовершеннолетних микросоциальной средой на преступность несовершеннолетних оказывают в наибольшей степени следующие обстоятельства их ближайшего социального окружения:

Низкий уровень материальной обеспеченности семей молодых правонарушителей, порождающий неудовлетворительное качество потребления материальных и духовных благ, плохие жилищные условия и т.д.;

Очень высокий уровень материальной обеспеченность так называемой «золотой молодежи», влекущий доминирование в семьях жизненных ориентации на потребительство, роскошь, снобизм, всемогущество денег и вседозволенность;

воспитание в детстве и отрочестве в неполной семье;

проживание в семье с отчужденными и конфликтными отношениями между родителями, безразличное отношение родителей к ребенку;

использование в семье насилия и жестокого обращения в качестве средства воспитания и контроля;

ведение родителями, братьями, сестрами, приятелями и знакомыми аморального противоправного образа жизни, наличие асоциальных нравов, ценностей, привычек, правил поведения; дисфунциональность и несовершенство общего и профессионального образования и воспитания.

3.Индивидуально-личностный и поведенческий уровень детерминации и преступности несовершеннолетних. Если говорить о системе взглядов и привычек молодых преступников, то у них, так же как и у законопослушной молодежи, отмечается наличие сочетания позитивных и негативных личностных качеств, привычек и социальных стереотипов. В обеих группах доминируют позитивные ценности и взгляды: стремление хорошо жить, доброта и отзывчивость, честность и товарищество. Вместе с тем у молодых преступников значительно большую личностную значимость имеют такие ценности, как умение легко зарабатывать деньги(среди правонарушителей - 53%, законопослушной молодежи - 38%), бесцеремонность и физическая сила (соответственно 46 и 22%), беззаботная жизнь (30 и 20%), изворотливость и скрытность (19 и 8%). Одновременно у несовершеннолетних преступников по сравнению с законопослушной молодежью фиксируется девальвация следующих ценностей: трудолюбия и целеустремленности (соответственно среди 55% правонарушителей и 77% законопослушных граждан), доброты и отзывчивости (73 и 84%), честности и товарищества (73 и 83%), знаний и культурности (46 и 55%), независимости и самостоятельности (60 и 65%).

О системе ценностей и ориентаций молодых правонарушителей можно судить также по их оценке обстоятельств, от которых зависит достижение жизненных целей и счастья. У несовершеннолетних преступников доминирует влияние следующих личностных качеств: способности и таланта человека (62%), полученного воспитания (53%) и культурности человека (53%). Далее жизненный успех, по их мнению, зависит от материальной обеспеченности человека (52%) и его трудовых усилий (50%). У законопослушной молодежи другая иерархия факторов, от которых зависит достижение успеха в жизни: от знаний и культурности человека (59%), от трудовых усилий (55%), от способности и таланта человека (54%), от полученного воспитания (53%), от возможностей, предоставляемых обществом (42%). При этом молодые преступники значительно больше делают акцент на независимость счастья в жизни от материальной обеспеченности (соответственно 52 и 41%), от случая (26 и 18%), от характера и привычек человека (38 и 29%).

Таким образом, у молодых преступников иерархия, устойчивость и личностная значимость социокультурных качеств имеет существенные особенности, главным образом в плане их невысокого уровня развития и деформированности. У них доминируют стремления на материальное благополучие, получение в жизни удовольствий, потребительство, конформизм и эгоизм. Специфика отмечается также в социальной активности молодых правонарушителей и в их образе жизни в направлении преобладания социально отчужденного, аморального и противоправного поведения. Ближайшее социальное окружение подростков правонарушителей часто дезорганизовано, дисфункционально, конфликтно, аморально и противоправно. Все это дает основание говорить о наличии у молодых правонарушителей своеобразной девиантной субкультуры, которая в целом носит асоциальный и деструктивный характер.

Социологические исследования показывают, что девиантная молодежная субкультура носит также явно криминогенный характер, т.е. выступает в качестве социокультурной основы и детерминирующего фактора эскалации противоправного поведения от обычных правонарушений до совершения преступлений. При этом у молодых преступников почти по всем личностным, социокультурным, поведенческим параметрам и характеристике ближайшего социального окружения степень деструктивности и дезорганизации значительно больше, чем у других правонарушителей: в частности, по проживанию в неполной семье; по уровню материальной обеспеченности и условиям жизни в семье; по характеру отношения отца к подростку; по степени конфликтности с членами семьи и другими людьми; по отношению к учебе; по регулярности потребления спиртных напитков и наркотиков; по состоянию психического здоровья; по культуре досуга; по степени асоциальной и криминальной зараженности ближайшего социального окружения; по иерархии системы потребности, ценностных ориентаций и жизненных принципов; по наличию ценностно-нормативной напряженности между потребностями и социальными возможностями их удовлетворения; по степени неудовлетворенности различными сторонами жизни и социальному пессимизму; по уровню общей и деструктивной агрессивности и враждебности, а также по развитию таких негативных психологических качеств и склонностей, как физическая, вербальная и косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обида и негативизм. Следовательно, наличие неполной семьи, невысокий культурно-образовательный уровень родителей, дефекты семейного воспитания, особенно слишком строгое, суровое и грубое воспитание мальчика отцом, недостаточный надзор и безразличное отношение обоих родителей, отсутствие согласия и конфликтности в семье, аморальный образ жизни родителей являются главными социальными факторами деформации личности правонарушителей.

4. Социально-ситуативный уровень детерминации преступного поведения несовершеннолетних включает влияние криминогенных, как правило, конфликтных социально-ситуативных обстоятельств, предшествующих совершению преступлений. В острой проблемной ситуации существует высокая вероятность деструктивного взаимодействия личности с социальной средой, и чем она конфликтней в представлении несовершеннолетнего, тем вероятнее либо его виктимизации, либо нарушение уголовно-правовой нормы. Наиболее остро оценивают и реагируют на проблемную ситуацию несовершеннолетние правонарушители и преступники, среди которых, по данным опросов правонарушителей, 65% считают возможным совершить преступление для ее разрешения. При этом многие из них нередко сами становились жертвами противоправных действий, в том числе избиения (32%), ограбления (14%), вымогательства (17%). Это дает основание сделать вывод о том, что виктимизация личности, имевшая место в прошлом, нередко предопределяет предрасположенность несовершеннолетнего к асоциальному поведению. В случае совершения преступления проблемную, в том числе конфликтную, ситуацию может спровоцировать как сам несовершеннолетний правонарушитель, так и потерпевший. Значительная роль предвиктимного поведения жертвы в совершении преступления предопределяет необходимость учитывать в эитиологии преступного поведения и деструктивный характер взаимодействия между преступником и пострадавшим.

5. Деформированность личности и образа жизни значительной части молодежи в сочетании с социальной дезорганизацией ближайшего социального окружения и общества в целом закономерно и с неизбежностью порождает деструктивность социальных отношений и взаимодействий молодежи с другими людьми, социальными группами и общностями (в форме дисгармоничности, диспропорциональности или конфликтности). Эта деструктивность социального взаимодействия может иметь место как на стадии формирования и социализации молодых правонарушителей, так и непосредственно перед совершением преступлений и других правонарушений. На социокультурномуровне личностно-социальная деструктивность проявляется в значительном несоответствии между социокультурными потребностями молодежи, их ожиданиями, притязаниями и реальными социальными возможностями их удовлетворения. Социологическое исследование, проведенное Н.А. Барановским в 2004 г. среди молодых правонарушителей показало, что наибольшеенесоответствие имеет место между стремлениями молодых людей в самоуважении и независимости, в нормальной семейной жизни, в свободе, в здоровье, в справедливости и теми социальными возможностями, которые предостовляет им общество. Эти социальные проблемы, по мнению молодежи, имеют первостепенное значение для их нормальной жизнедеятельности, и поэтому их следует считать основными причинами социокультурной аномии, ценностно-нормативной напряженности, противоречивости и конфликтности во взаимоотношениях с окружающими и обществом в целом, т.е. деструктивности личностно-социальных взаимодействий как исходной объективной детерминанты пеступлений и других правонарушений.

Криминалогического анализа системы детерминант преступности несовершеннолетних разных уровней (макросоциального, микросоциального, личностного, социально-ситуативного и деструктичного личностно-социального взаимодействия) еще недостаточно для комплексного исследования закономерностей этиологии этих преступлений. Изучение системы детерминант в статистике должно быть дополнено динамически-интеракционным анализом, т.е. включать выявление содержания и характера особенностей взаимосвязи между детерминантами преступности несовершеннолетних всех уровней с выделением главного системообразующего компонента. В качестве такого системообразующего элемента и главной причины преступности несовершеннолетних следует считать деструктивный характер взаимодействия (интеракции) личности несовершеннолетнего преступника с социальной средой и другими людьми.

Следовательно, именно деформированность личности и образа жизни значительной части молодежи (детерминанты личностного и поведенческого уровня) в сочетании с обстоятельствами социально-ситуативного характера (детерминантами социально-ситуативного уровня), социальной деструктивностью ближайшего социального окружения (детерминантами микросоциального уровня) и социальной дезорганизацией общества (детерминанты макросоциального уровня) закономерно и с неизбежностью порождают деструктивность социальных отношений и взаимодействий молодежи с другими людьми, социальными группами, институтами и обществом в целом.

Однако это только одна, хотя и наиболее распространенная, модель этиологии преступного поведения несовершеннолетней молодежи, в которой имеет место деструктивное взаимодействие (интеракция) деформированной личности с дезорганизованной социальной средой. Вместе с тем может иметь место и другая модель детерминации преступлений молодежи: когда позитивная личность взаимодействует с дезорганизованной социальной средой и возникает конфликт, который разрешается совершением преступления. И, наконец, третья модель этиологии девиантного поведения молодежи: деформированная личность, несмотря на позитивную окружающую среду, ищет или создает повод и под психологическим влиянием своей актуализированной асоциальной потребности и мотивации совершает преступление.

Исходя из этого, в зависимости от превалирования того или иного фактора в системе детерминации преступности несовершеннолетних можно выделить следующие типы детерминации:

) личностно-криминогенный когда в системе детерминант доминируют негативные качества и свойства личности преступника, асоциальные отклонения в его образе жизни, которые во взаимодействии с обстоятельствами социальной среды детерминируют криминальное поведение (по данным криминологического исследования белорусского социолога Е.А. Ярошевича это имеет место в 11% случаев совершения преступлений несовершеннолетними); 2) личностно-виктимогенный, когда в системе детерминант преступного поведения доминируют виктимогенные особенности личности и образа жизни жертвы преступления, которые обуславливают совершение в отношении этого лица преступных деянии (7% случаев); 3) личностно-социальное деструктивное взаимодействие - этот тип обусловлен конфликтным или другим деструктивным взаимодействием деформированной личности несовершеннолетнего преступника с дезорганизованной социальной средой (28% случаев); 4) социально-ситуативный, когда в системе детерминационных факторов преступного поведения несовершеннолетнего ведущая роль принадлежит обстоятельствам конкретной социальной жизненной ситуации (54% случаев), т.е. данный тип детерминации является преобладающим для преступности несовершеннолетних.

Глава 3. Подростковая преступность в Республике Беларусь: анализ и особенности социолого-психологического изучения

Реализация государственной политики, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений подростками, дала положительные результаты. За последние три года их количество уменьшилось на 27,7%. По итогам 2007 г. каждое двенадцатое преступление совершается подростками 14-17 лет, когда их уже можно привлечь к уголовной ответственности. Данной категорией лиц совершено 6572 общественно опасных деяния (в 2006 г. - 8133; соответственно 19,2%), в которых участвовали 5664 подростка (6061; 6,6%). Ежегодно еще около 1.5-2 тыс. несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

За последние 10 лет доля преступлений несовершеннолетних от общего числа расследованных сократилась на 3%. Подавляющее большинство этих преступлений относится к категории менее тяжких - 86%, в то время как тяжкие составляют 8%, особо тяжкие - 3%.

Наиболее негативная примета конца 90-х гг. ХХ в. - возросшая жестокость в подростковой среде, о чем свидетельствует значительное увеличение числа убийств, совершенных подростками. Если в 70-80-е гг. ХХ в. В БССР несовершеннолетние совершали в год 20-25 убийств, то в 1998 г. - 70, в 1999г. - 66, в 2000г. - 58, 2011 г. - 73, в 2002 г. - 51, в 2003 г. - 70, в 2004 г. - 54, в 2005 г. - 42, в 2006 г. - 43. В 2007 г. зарегистрировано наименьшее число убийств, совершенных подростками за последние 10 лет, - 25 (вышли на уровень времен БССР).

Ключевыми факторами, влияющими на формирование личности, являются наследственность, среда и воспитание. С самого рождения начинается процесс социализации человеческой личности. В нормальных условиях усвоение ребенком моральных и правовых норм поведения заканчивается в возрасте 14-16 лет. Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за наиболее социально значимые преступления с 14 и полную - с 16 лет.

В большинстве случаев при выборе подростками социально опасного образа жизни прослеживается доминирующее влияние ряда социальных факторов.

Самым главным из основных социальных факторов, ключевым образом влияющим на формирование асоциального поведения несовершеннолетних, является неблагополучие в семье. В последние годы отмечается ее определенный кризис, рост разводов, а значит, и количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. Из чуть более 16 тыс. подростков, состоящих на учете инспекции по делам несовершеннолетних, практически третью часть (5445) составляют дети именно этой категории, еще 715 состоящих на учете ИДН - сироты. Большинство - социальные, ведь у многих из них есть родители, по тем или иным причинам лишенные родительских прав на ребенка. В последние годы в нашей стране судами родительских прав лишалось 4-4.5 тыс. человек. К административной ответственности за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих детей ежегодно привлекаются 25-27 тыс. родителей.

Важнейшим сдерживающим фактором на пути распространения социального сиротства призван стать Декрет Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 24.11.2006 г. №18 « О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2007 г. ряды социальных сирот пополнили 4450 детей - наименьший показатель за последние 12 лет; более 300 родителей восстановились в родительских правах (в прежние годы этот показатель не превышал 20-30 человек).

Вторым из наиболее значимых социальных факторов, влияющих на рост преступности, является алкоголизация населения. На 1.01.2008 г. на учете в наркологической службе республики состояли 277842 человека, из них 46554 - женщины. Два года назад - соответственно 166000 и 22000. Согласно официальным статистическим данным, 2-3 тысячи человек умирают от случайных отравлений алкоголем: в 2001 г. - 2420, в 2002 г. - 2658, в 2003 г. - 2737, в 2004 г. - 3016, в 2005 г. - 3270, в 2006 г. - 2955, в 2007 г. - 2416. Благодаря предпринятым (прежде всего Министерством внутренних дел Республики Беларусь) предупредительным мерам ( в том числе ограничение торговли спиртными в вечернее и ночное время) в последние два года отмечается положительная динамика.

Проблемой для нашего общества остаются семейно-бытовые конфликты, свидетелями которых в большинстве случаев являются дети. Для некоторых из них увиденные в детстве сцены насилия в дальнейшем становятся нормой поведения. В 2007 г. 274 семейных скандала закончилось убийством одного из членов семьи другим, 432 - причинением тяжких телесных повреждений. Наиболее действенная гражданско-правовая мера, предупреждающая бытовые правонарушения, - направление лиц, которые на почве употребления спиртных напитков совершают правонарушения либо ставят свои семьи в тяжелое материальное положение, в лечебно-трудовые профилактории.

Справка. В 2007 г. в ЛТП направленно 4830 человек а т.ч. 557 женщин. На 10.03.2008 г. в них помещено 960 человек, из них - 161 женщина.

В последние годы растет число подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсические вещества, состоящих на учете в наркологической службе. На 01.01.2008 г. их численность достигла 19321 (для сравнения: на 01.07.2006 г. таких было 16977).

Справка. Из 18199 состоящих на учете за употребление спиртных напитков 81 подростку поставлен диагноз «алкоголизм»: 143 человека были поставлены на учет за употребление наркотических веществ, у 5 из них подтвержден диагноз «наркомания»: у 123 из 850 употребляющих токсические вещества с вредными последствиями стоит диагноз «токсикомания».

В 2007 г. выявлено более 10867 подростков, распивавших спиртное или находившихся пьяными в общественных местах. Ежегодно каждый четвертый (в г. Минске - каждый третий) подросток совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Между тем прямая зависимость снижения количества особо тяжких преступлений, совершенных подростками, от ограничения употребления спиртных напитков наглядно просматривается из анализа статистических данных конца 80-х гг. ХХ в.С мая 1685 г. в СССР развернулась компания по борьбе с пьянством, результаты которой не заставили себя долго ждать. Так, если в предшествующие принятию постановления ЦК КПСС годы число убийств, совершенных подростками, составляло в среднем 20-25 в целом по республике, то в 1986 г. - 7, в 1987 г. - 3, в 1988 г. - 6. Аналогичная картина и с причинением тяжких телесных повреждений. Их число после принятия «сухого закона» сократилась более чем в 2 раза - с 50-60 фактов в начале 80-х до 22 в 1986 г. (в 1987 г. - 36, в 1988 г. - 22).

Третьим существенным социальным фактором является незанятость подростков, а зачастую элементарное нежелание работать. Примерно каждый четвертый на момент совершения преступления не учился и не работал ( как правило, это лица 16-17 лет). Государство предпринимает определенные меры по трудоустройству подростков. Ежегодно на государственных предприятиях для них бронируется подростками, прежде всего из-за низкой заработной платы. Так, в 2005 г. для подростков было забронировано 5.3 тыс. мест, а трудоустроено в счет брони - 2.6 тыс. Сейчас на учете в службе занятости состоит более 8 тыс. несовершеннолетних безработных.

Под воздействием негативного влияния семьи, из-за раннего приобщения к алкоголю, токсическим средствам и наркотикам, а иногда из-за различных отклонений в психофизическом развитии формируется отрицательно социализированная личность малолетнего правонарушителя. Несомненно, основным звеном в воспитании личности является семья. Но зачастую определенная часть родителей (злоупотребляющие спиртными напитками, ранее судимые, психически больные и т.д.) не может, а другая не имеет возможности (одинокие либо разведенные женщины, воспитывающие детей самостоятельно и вынужденные работать на 1.5 - 2 ставки или на двух-трех работах) уделять должное внимание детям. В сложившейся ситуации повышенная ответственность ложится на учреждения образования, в которых обучаются или воспитываются дети, особенно сироты. В работе по предупреждению их противоправного поведения важное место отводится воспитательному воздействию, прежде всего школы, умению педагогов выделить так называемую группу риска, которая проявляет определенную склонность к девиантному поведению, т.е. отклоняющемуся от соответствующих возрасту социальных норм и правил, и организовать профилактическую работу с ними. Конечно, понятие нормы поведения весьма условно. Еще в 20-е гг. ХХ в. Л.С.Выгодский писал: «Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от неё, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального».

Как правило, для «трудных» подростков (понятие очень некорректное, точнее - «требующих внимания») характерно отрицательное отношение к учебе, которое зачастую противопоставляет их количеству класса, школы. В большинстве случаев в число правонарушителей попадают подростки, не сумевшие найти свое место в школьном коллективе. Многие будущие правонарушители начали искать альтернативные учебе способы самоутверждения и находили их в асоциальном поведении как в школе, так и за ее пределами. Многие из них попадали в спецшколы, затем воспитательные колонии. Дальше действовал так называемый феномен «пропущенного автобуса»: справка о судимости вместо аттестата зрелости, новый арест вместо поступления в вуз или на работу, «взрослая» судимость вместо призыва в армию и т.д.

В Беларуси в сравнении с началом и серединой 90-х гг. ХХ в. Имеются неплохие возможности по более качественному осуществлению коррекционной работы с детьми. Практически во всех школах созданы социально-психологические службы, в большинстве детских дошкольных учреждений имеются должности психологов и дефектологов. Огромную роль сыграло открытие практически в каждом районе республики детских социальных приютов и социально-педагогических центров, а также центров коррекционного обучения и развития.

Можно выделить относительно самостоятельные группы особенностей подростков, которые при отсутствии специальных корректирующих мер могут обусловить различные асоциальные отклонения. Прежде всего к ним следует отнести некоторые кризисные явления, характеризующие психофизическое развитие в подростковом возрасте, которые обуславливают трудновоспитуемость несовершеннолетних. Они могут быть преодолены в обычных учреждениях образования, если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения с подростком взрослых, педагогов, родителей, воспитателей будут строится с учетом специфических особенностей этого возраста.

Социальную адаптацию подростков могут затруднять нервно-психические заболевания, отклонения, акцентуации. В данном случае одних мер педагогического воздействия недостаточно. Необходима помощь психологов, психиатров, невропатологов, психотерапевтов для осуществления наряду с мерами воспитательного характера медицинской коррекции. Особую сложность представляют ситуации, когда подростки, не достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и имеющие отклонения в психофизическом развитии , совершают общественно опасные деяния. До последнего времени у нас в республике имелись только специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для юных правонарушителей, куда направлялись только здоровые подростки. Учитывая, что значительная часть из них в силу разных причин (отягощенная алкоголизмом родителей наследственность, злоупотребление спиртными напитками, токсическими веществами и наркотическими средствами) имеют те или иные заболевания ( не только связанные с психикой, например язва или гастрит и т.д.), получается парадокс - в учреждения образования ( пусть и закрытого типа) они не попадали. Но, достигнув определенного возраста и продолжая совершать те же деяния (только уже квалифицируемые как преступления), осуждались к лишению свободы и помещались в воспитательные колонии (все с теми же заболеваниями). Следует отдать должное Министерству образования, которое изыскало средства, необходимые для открытия лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа для подростков, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

С принятием 91.05.2003 г. Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (при целой массе положительных моментов) мы не можем воздействовать на достаточно многочисленную категорию подростков, систематически совершающих административные правонарушения, уклоняющихся от получения обязательного базового образования, бродяжничающих. До 2003 г. они могли быть направлены ( и направлялись) в учебно-воспитательные учреждения. Сегодня закон такой возможности не предусматривает. Наказания, которые на заседаниях КДН применяются к ним, обычно сводятся к замечаниям, которые воспринимаются такими подростками как безнаказанность и вседозволенность. Практически в половине случаев совершения убийств или причинения тяжких телесных повреждений как раз и фигурируют подростки данной категории. Возможно, определенную часть этих преступлений мы могли бы предотвратить, расширив перечень оснований для направления юных правонарушителей в учебно-воспитательные учреждения. Министерство внутренних дел по согласованию с Министерством образования больше года назад подготовило законопроект, однако с подачи Верховного суда он был отклонен Палатой представителей Национального собрания. Как, впрочем, и законопроект, касающийся принудительного лечения несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Для того чтобы госпитализировать ребенка до 14-летнего возраста с таким диагнозом, нужно согласие родителей, а после его достижения - самого подростка. В большинстве случаев такого согласия не получаем. В Швеции, практически построившей «развитый социализм», имеется около 40 учебно-воспитательных учреждений, куда направляются такие подростки по решению социальной службы.

Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимают отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного характера либо наступившая в результате ЧМТ и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в раннем возрасте.

Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, как и профилактика асоциальных отклонений, осуществляется у них по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях или в интегрированных классах учителями-дефектолагами. Социально-психологические службы, в том числе и дефектологи, имеются в большинстве школ и дошкольных учреждений, что позволяет с определенным оптимизмом смотреть в будущее.

Иногда в роли психобиологических предпосылок асоциального поведения ребенка могут выступать дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера. Они служат причиной негативного отношения окружающих, приводят к отчуждению, изоляции такого подростка в детских коллективах.

Значительная часть указанных выше категории детей, у которых еще 5-7 лет назад был в оснований один путь - терпеть издевательства и оскорбления одноклассников, могут оставить учебу и, немного повзрослев, отомстить вчерашним обидчикам ( и не только им), вымещая накопленную агрессию и пополняя ряды преступников. Целенаправленная работа с подростками со стороны квалифицированных специалистов позволяет комфортному вхождению во взрослую жизнь.

Заключение

Таким образом, в большинстве случаев совершение подростками преступлений обусловлено не тем, что они обладают комплексом негативных личностных качеств и свойств, социально деформированы, духовно-ценностно и психических неустойчивые и асоциальны по своей сущности, жизненной позиции и образу жизни, и также не ием, что жертвы преступлений сами виноваты в причинении им ущерба преступными деяниями. Хотя эти два типа детерминации могут иметь место. На высокий уровень преступности несовершеннолетних преобладающее влияние оказывают обстоятельства конкретной жизненной ситуации , в которой находятся подростки в тот или иной момент своей жизнедеятельности. Речь идет о социально неблагополучных, дезорганизованных, сложных, проблемных, конфликтных, фрустрационных или социально бедных ситуациях, с которыми подростки сталкиваются в своей повседневной жизни , особенно на улице, во дворах, парках, дискотеках и других местах отдыха и проведения свободного времени, а также в семье и школе. Не менее значимо влияние на преступность несовершеннолетних содержания и деструктивного характера межличностных и групповых взаимодействий и отношений подростков со своими сверстниками и другими людьми, прежде всего межличностных и групповых взаимодействий и отношений дисгармоничного и конфликтного характера. На основании этого можно сделать вывод, что чем меньше подростков окружает социально неблагополучная, неразвитая и дезорганизованная социальная среда, чем меньше в их жизни негативных и проблемных ситуаций, чем меньше происходит межличностных и групповых столкновений и конфликтов, тем меньше при прочих равных условиях степень вероятности совершения ими преступлений и ниже уровень молодежной преступности.

Следовательно, основным направлением предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть социально-развивающая, социально-воспитательная и социально-психологическая профилактическая работа индивидуальной, групповой и микросоциальной направленности со стороны правоохранительных и других государственных органов, учреждений образования и культуры, общественных организаций, семьи и граждан.

Второе важное направление профилактической работы - повышение уровня образования, нравственности и культуры образа жизни молодежи, обучение подростков психологически спокойному восприятию, реагированию и рациональному разрешению сложных и проблемных жизненных ситуаций

Третье направление предупреждения преступности несовершеннолетних связано с формированием и развитием высокообразованной, культурной и социально-творчески активной свободной и самодостаточной личности подростка, уверенно смотрящей в будущее.

Четвертое направление - работа с потенциальными и реальными жертвами преступлений, виктимологическое просвещение, защита их прав, оказание реабилитационной социальной, психологической и другой помощи.

Пятое направление - социально-восстановительная и реабилитационная работа с подротсками, совершившими преступления, которые отбывают или уже отбыли наказание, с целью их исправления и предупреждения повторных преступлений.

Список Литературы

1. Путова, Наталья Владимировна (род.1978).Подростковая преступность / Н. В. Путова, В. Я. Ильина // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития : материалы межвузовской научно-практической конференции (Минск, 30 марта 2007 г.) : [в 2 т.]. - Минск, 2007. - Т. 2. - С. 48―49. -

. Корбут, В. И. Современное состояние и прогнозирование преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / В. И. Корбут // Вестник Академии МВД Республики Беларусь : Науч.-теорет. журн. / Учредитель: Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. - 2008. ― № 1. ― С. 84―87 :

. Барановский, Николай Александрович (доктор социологических наук; кандидат юридических наук; род. 1949).Причины преступности несовершеннолетних / Н. А. Барановский // Право в современном белорусском обществе : сборник научных трудов / [редколлегия: В. И. Семенков (главный редактор) и др.]. - Минск, 2006―. - Вып. 3. - С. 303―314.

. Іваноў, Валерый Рыгоравіч.Час "X", або Дзецям уваход забаронены / [Валерый Рыгоравіч Іваноў] ; гутарку вяла Ірына Клімковіч // Маладосць : Штомес. літ.-маст. і грамад.-паліт. іл. часоп. / Заснав.: Саюз пісьменнікаў Беларусі, Прац. калектыў рэд. часоп. - 2009. ― № 6. ― С. 113―118.

. Максименя, Светлана Александровна. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь : (криминологический анализ статистических данных) / Максименя С. А. // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы / Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь. - 2010. ― № 1. ― С. 47―52

. Максименя, Светлана Александровна. Преступность несовершеннолетних в Республике Беларусь. Криминологическая характеристика и оценка эффективности системы профилактики / С. А. Максименя ; [под общей редакцией А. М. Браусова] ; Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. - Минск : БГУФК, 2008. - 117 с.

. Тарасов, Владимир Сергеевич. Социальные факторы девиантного поведения молодежи / Тарасов В. С. // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества : материалы XI Международной научно-практической конференции, г. Минск, 29 мая 2008 г. / [редакционный совет: В. А. Мищенко (председатель) и др.]. - Минск, 2008. - С. 51―54.

9. Шупенько, М. И. Психодиагностика, коррекция и психотерапия девиантного поведения подростков в белорусской психологии / Шупенько М. И. // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы : материалы республиканской научно-практической конференции, 18―19 сентября 2008 года : в 2 ч. / [редколлегия: В. П. Горленко (ответственный редактор) и др.]. - Гомель, 2008. - Ч. 2. - С. 175―179.

. Социальная работа с молодежью : пособие / [С. В. Лапина и др.] ; под редакцией С. В. Лапиной ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. - 100, [1] с.

. Тарасов, Владимир Сергеевич.Меры профилактики и борьбы с негативными социальными явлениями / Тарасов В. С. // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества : материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Минск, 18 мая 2009 г. / [редакционный совет: В. А. Мищенко (председатель) и др.]. - Минск, 2009. - С. 34-37.

. Барановский, Николай Александрович (доктор социологических наук; кандидат юридических наук; род. 1949).Социально-негативные девиации и стратегии антидевиантной политики / Н. А. Барановский // Социологический альманах : научное издание / Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. - 2010. ― Вып. 1. ― С. 68―76 :

13. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.,1992.

. Жигарев Е.С. Административная деликатность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

. Механизм преступного поведения. М., 1981.

. Криминология: Учебник. М.,1992.

. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,1992.

. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.

. Личность преступника. М.,1971.

. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!