Элементы налога и их характеристика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,08 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Элементы налога и их характеристика

элементы налога и их характеристика

В экономическом смысле под налогами понимаются обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленных порядке и размерах. Понятие налога следует рассматривать с точки зрения совокупности определённых взаимодействующих составляющих его элементов.

Элементы налога - определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно определить: обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения; границы требований в отношении имущества налогоплательщика.

При всём разнообразии налогов элементы закона о налоге имеют универсальное значение. Согласно Налоговому кодексу РФ (1998 с изменением 1999-2001) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют основными (обязательными):

.налоговая норма;

.субъект налога (налогоплательщик);

.объект налога;

.предмет налога;

.источник налога;

.масштаб налога;

.налоговая база;

.налоговый период;

.единица налогообложения;

.налоговая ставка;

.метод налогообложения;

.порядок и сроки уплаты налога.

Важное значение для законодательного установления налога имеет также определение порядка его исчисления, сроков уплаты, способа и порядка уплаты. Данные элементы налога относятся к элементам налогового производства.

Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (1991) предусматривает, что перечисленные элементы налога должны быть установлены и определены в каждом конкретном законе о налоге. (Установить элемент закона о налоге - принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге - описать фактическую сторону элемента, выделить из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.) В Российском законодательстве есть случаи, когда тот или иной элемент налога установлен, но не определен. Пробелы законодательства в этом случае восполняются ведомствами, нормативными актами, а также решениями арбитражных судов.

Налоговая норма - общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определённом порядке компетентным государственным органом.

Субъект налога (налогоплательщик) - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счёт собственных средств.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь в установленном порядке исполняют обязанности плательщиков налогов и сборов по месту своего нахождения.

Под организацией понимают все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации): предприятия, учреждения, банки.

Объект налога - а) доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог и которое служит основой для обложения: например, заработная плата, прибыль, капитал, ценные бумаги, процент, недвижимое имущество, товар, иногда само физическое лицо (подушный налог). Отдельные объекты налога (доход, в редких случаях имущество и капитал, из которого субъект налога уплачивает налог), являются источником налога; б) юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности платить налог (совершение оборота по реализации товара, работы, услуги, ввоз товара на территории страны, владение имуществом, совершение сделок купли-продажи имущества, ценных бумаг, вступление в наследство, получение дохода и т.д.).

В налоговом законодательстве РФ определение объекта налога отсутствует, но содержится перечень объектов: доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, имущество, пользование природными ресурсами, передача имущества и пр. Объект налога должен устанавливаться законодательным актом о конкретном налоге. При юридическом определении объекта налога выделяют 3 правила его ограничения:

·по субъекту, то есть определение налогоплательщика и его статуса;

·по территории возникновения объекта;

·по конструкции самого объекта, то есть либо разделении родственных показателей на два налога, либо выведении отдельного показателя из-под налогообложения (например, граждане уплачивают один налог на доход, тогда как предприятия имеют два самостоятельных объекта налога и уплачивают налог на прибыль и налог на доход - от дивидендов и пр.).

Существуют следующие виды объекта налога: права, действия (деятельность) и их результаты.

Права подразделяются на имущественные, то есть на имущественные объекты (право собственности на землю, автомобили, имущество предприятия; право пользования землёй) и неимущественные, то есть неимущественные объекты (право пользования наименованием «Россия», местной символикой, право занятия определенным видом деятельности - лицензионные сборы).

К действиям относятся, например, вывоз или ввоз на территорию страны товара, реализация товара, операции с ценными бумагами. Деятельность субъекта - добыча полезных ископаемых и пр.

Результаты деятельности - прибыль, добавленная стоимость, доход и др. Один объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определённый период налогообложения.

Предмет налога - объект материального мира, с наличием которого закон связывает возникновение налоговых обязательств. Юридические аспекты толкования объекта налога предполагают разграничение понятий предмета и объекта налога. Предмет налога - это признаки фактического характера, которые обуславливают и предопределяют объект налога (дом, квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги) и обосновывают взимание соответствующего налога.

Предмет налога сам по себе не порождает налоговых последствий, тогда как определённое юридическое состояние субъекта налога по отношению к нему приводит к возникновению налоговых обязательств. Например, земельный участок, как предмет материального мира, являясь предметом налогообложения, не порождает налоговых последствий. Объектом налога на землю является право собственности на земельный участок.

Источник налога - экономический показатель, отражающий резерв, за счёт которого налогоплательщик уплачивает налог. Существует ограниченный перечень источников налога - доходы, и, в редких случаях, имущество налогоплательщика. Как правило, налог уплачивается с доходов различных форм (заработная плата, прибыль, рента, проценты от ценных бумаг и т.д.) и не затрагивает капитала (в противном случае возможность уплаты налога может иссякнуть). По некоторым налогам (например, налог на прибыль предприятий) объект налога и источник налога могут совпадать.

Налоговым законодательством РФ определены следующие источники налога:

·добавленная стоимость (для уплаты НДС);

·выручка (для таможенных пошлин);

·себестоимость (для налога на пользователей автомобильных дорог, земельного налога);

·финансовый результат (для налога на рекламу, налога на имущество предприятий, некоторых местных сборов);

·чистая прибыль (для налога на прибыль организаций, налога на операции с ценными бумагами, многих местных налогов);

·совокупный доход (для всех налогов с физических лиц).

На макроэкономическом уровне совокупность различных форм доходов населения образует национальный доход, который является объектом налога.

Масштаб налога - установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная какой-либо физической характеристикой либо предметом измерения. Условная единица принятого масштаба является единицей налога, используемой для количественного выражения налоговой базы.

Например, если масштабом для исчисления таможенной пошлины является мощность автомобиля, то единицей налога может быть лошадиная сила. Или, если масштабом для исчисления акцизов является объём бензина, то единицей налога будет литр, галлон, баррель и т.д. Иногда для более точного измерения объекта наряду с основными характеристиками используют дополнительные коэффициенты, зависящие от качества и других оценочных категорий (например, размер сбора за выдачу ордера на квартиру устанавливается в зависимости от её качества). Метод учёта налоговой базы в некоторых случаях для исчисления конкретного налога не устанавливается законом, а определяется налогоплательщиком (например, метод учета налоговой базы - «по оплате» или «по отгрузке» для исчисления налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог, акцизов и др.).

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Налоговая база выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения, в других случаях не входит в состав предмета налогообложения. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы.

Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства; время, за которое производится обложение налогом или сбором. Необходимость данного элемента определяется циклически повторяющимся характером многих объектов налогообложения: получение прибыли, реализация товара и т.п. Для разовых налогов и пошлин налоговый период не устанавливается.

Различают налоговый период и отчётный период, то есть срок составления и представления в налоговый орган отчетности. Для некоторых налогов налоговый и отчётный периоды могут совпадать (например, по НДС для малых предприятий они составляют квартал). Отчётность может представляться несколько раз за один налоговый период. Отнесение различных объектов налогообложения к налоговому периоду решается путём установления конкретного метода учёта базы налогообложения. Определение налогового периода важно при применении ответственности за налоговые правонарушения.

Единица налогообложения - единица измерения объекта налога (денежная единица, единица земельной площади, единица измерения товара и пр.). Под единицей обложения понимается также условная единица принятого масштаба налога, используемая для количественного выражения налоговой базы в том случае, когда предмет налогообложения нельзя выразить непосредственно в каких-либо единицах обложения. Например, транспортное средство, как предмет налога на владельцев транспортных средств в разных странах, может облагаться исходя из: мощности двигателя, веса автомобиля, объёма рабочих цилиндров. Выбор единицы обложения определяется целесообразностью и традициями (принятыми в стране единицами измерения земель, объемов, национальными денежными единицами).

Налоговая ставка (норма налогообложения) - размер налога, приходящегося на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

·равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

·твёрдые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определён зафиксированный размер налога;

·процентные ставки, когда с каждого рубля, например, прибыли, предусмотрено 24% налога.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:

·общие ставки;

·повышенные ставки;

·пониженные ставки;

В зависимости от содержания различают ставки:

·маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

·фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

·экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

В зависимости от изменения величины налоговой базы различают четыре метода налогообложения:

·равное - для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога;

·пропорциональное - для каждого налогоплательщика равна ставка налога;

·регрессивное - с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога;

·прогрессивное - с ростом налоговой базы растёт ставка налога. При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которых облагается по своей ставке.

Срок уплаты налоговых платежей устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Если он нарушается, налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Срок уплаты налогов и сборов определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено. Например, уплата налога 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, или в срок, установленный для подачи налоговой декларации. В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Кроме указанных элементов налога существуют и факультативные (избирательные) элементы, отсутствие которых существенно не влияет на степень определённости налогового обязательства, но снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. Эти элементы по мере необходимости в них определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

К факультативным элементам налога чаще всего относят:

.налоговые льготы;

.налоговый оклад;

.ответственность за налоговые правонарушения;

.порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога.

Налоговые льготы - устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

.на постоянной основе и на ограниченный срок;

.как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Скидки - льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

.лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

.общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

.снижение ставки налога;

.вычет из налогового оклада (валового налога);

.отсрочка или рассрочка уплаты налога;

.возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

.зачёт ранее уплаченного налога;

.целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.

Налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога - распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.

Согласно ст. 52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо - налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.

Налоговая ответственность - применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Налоговое правонарушение - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

.нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учётом (ст. 116-117 НК РФ);

.нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ);

.нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

4.нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125-129.1 НК РФ).

В соответствии со ст. 21 «Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налогов» Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», в случае несвоевременного привлечения физических лиц к уплате налога или неправильного исчисления налога с их доходов взыскание либо возврат им налоговой суммы производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания.

Суммы налога, не взысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения, взыскиваются за всё время уклонения от уплаты налога.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные не полностью, взыскиваются предприятиями, учреждениями и организациями до полного погашения задолженности. При этом взыскание задолженности с физического лица производится с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

При невозможности взыскания налога с физического лица у источника получения дохода или в случаях, когда заведомо известно, что взыскание задолженности может быть осуществлено в течение многих лет, предприятия, учреждения и организации обязаны в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание этой суммы производится на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу.

задача

налог законодательный элемент уплата

Организация с 2008 г. перешла на упрощённую систему налогообложения и в качестве объекта налогообложения выбрала «доходы, уменьшенные на расходы».

Из учётных данных известно, что сумма полученных доходов за 1 полугодие 2008 года составила 280 000 руб., расходы составили 260 000 руб., в том числе, выплаты по заработной плате - 40 000 руб., уплаченные обязательные взносы на пенсионное страхование - 28 000 руб.

На 1 января 2008 года на балансе организации числится токарный станок, первоначальная стоимость которого составляет 40 000 руб. Сумма начисленных амортизационных отчислений составила 6 000 руб., станок относится к четвёртой амортизационной группе со сроком полезного использования 7 лет.

За год полученные доходы составили 600 000 руб. Расходы составили 360 000 руб., в том числе, начисленная заработная плата - 84 000 руб., начисленные обязательные взносы на пенсионное страхование - 56 000 руб., уплаченные - 30 000 руб. Также выплачено пособий по временной нетрудоспособности на сумму 4 000 руб.

Рассчитать сумму авансовых платежей по единому налогу за 1 полугодие 2008 года и сумму налога за год.

Решение:

Исходя из условия задачи доходы за 1 полугодие равны 280 000 руб., расходы 260 000 руб. Основное средство (токарный станок) числился на балансе организации до перехода на упрощённую систему налогообложения, поэтому будет учитываться в расходах согласно п. 3, ст. 346 НК РФ.

Срок полезного использования токарного станка 7 лет - 4-я амортизационная группа (от 4 до 7 лет). Остаточная стоимость основных средств, введённых в эксплуатацию, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Остаточная стоимость = 40 000 - 6 000 = 34 000 (руб.)

Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости имущества на момент перехода на упрощённую систему налогообложения. Следовательно, расходы организации будут увеличены на 34 000 руб.

Таким образом, сумма расходов равна: 260 000 + 34 000 = 294000 (руб.)

Рассчитаем налоговую базу: 280 000 - 294000 = -14 000 (руб.) - убыток

Сумма налога составит: -14 000 * 15% : 100% = -2100 (руб.) - за 1 полугодие (излишне начисленная сумма, переплата)

Минимальный налог = 280 000 * 1% : 100% = 2 800 (руб.)

Исходя из условия задачи доходы за 2008 год равны 600 000 руб., расходы 360 000 руб.

Рассчитаем сумму расходов: 360 000 + 34 000 = 394 000 (руб.)

Налоговая база = 600 000 - 394 000 = 206 000 (руб.)

Сумма налога составит: 206 000 * 15% : 100% = 30 900 (руб.) - за весь год

Минимальный налог = 600 000 * 1% : 100% = 60 000 (руб.)

За 1 полугодие организация получила доходы 280 000 руб., расходы составили 260 000 руб.

Разница между доходами и расходами: 280 000 - 260 000 = 20 000 (руб.)

Авансовый платёж по единому налогу при упрощённой системе налогообложения за 1 полугодие составит: 20 000 * 15% : 100% = 3 000 (руб.)

За год организация получила доходы 600 000 руб., расходы составили 360 000 руб.

Разница между доходами и расходами: 600 000 - 360 000 = 240 000 (руб.)

Авансовый платёж можно уменьшить на сумму взносов на пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности:

000 - 30 000 - 4 000 = 2 000 (руб.)

список использованной литературы

.Налоговый Кодекс Российской Федерации.

.Владыка, М.В. Сборник задач по налогам и налогообложению: Учебное пособие / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Кнорус, 2007. - 360 с.

3.Евстегнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е.Н. Евстегнеев. - С-П.: Питер, 2006. - 385 с.

4.Петров, М.А. Налоговая система и налогообложение в России / М.А. Петров. - М.: Феникс, 2008. - 416 с.

.Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение. Практикум / О. В. Скворцов. 5-е изд., испр.- М.: Академия, 2009. - 208 с.

.Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.А. Скрипниченко. - С-П.: Питер, 2009. - 448 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!