Финансовый исследование деятельности ООО 'Адамикстрой'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,79 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый исследование деятельности ООО 'Адамикстрой'

Содержание

. Предприятие как субъект хозяйствования

. Организация управления на предприятии

. Планирование на предприятии

. Труд и персонал предприятия

. Основные фонды предприятия

. Затраты на производство продукции

. Прибыль предприятия

. Организация производства

. Организация труда

. Финансовое состояние предприятия

. Инвестиционная и инновационная деятельность

. Индивидуальное задание

Список литературы

1. Предприятие как субъект хозяйствования

ООО «Адамикстрой» зарегистрировано по адресу: г. Минск, ул. Стариновская, 37.

 

Товары:

Окна ПВХ Aluplast ( Германия) Rehau ( Германия) Salamander ( Германия)

Роллеты

Жалюзи Вертикальные. Горизонтальные.

Ворота въездные Откатные ворота Распашные

Сетки москитные Рамочные

Гаражные ворота Секционные ворота


Государственное регулирование деятельности предприятия осуществляется как прямым, так и косвенным способом. Прямое регулирование - непосредственное установление определенных количественных параметров, обязательных для хозяйствующих субъектов (ставки налогообложения, ставка минимальной заработной платы, тарификационные разряды и акты).

Косвенное регулирование осуществляется путем периодических рекомендаций о применении тарифных ставок в производственных отраслях, по организации производственных форм и систем оплаты труда, информация об уровне заработной платы на предприятиях

Для анализа основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Адамикстрой» воспользуемся отчетом о прибылях и убытках и на его основании составим таблицу 1.1.

Таблица 1.1 - Динамика основных показателей ООО «Адамикстрой» за 2008-2010 гг., млн.руб.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темп роста, %





2009 от 2008

2010 от 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выручка от реализации продукции за вычетом налогов

9580

13610

25937

4030

12327

142,1

190,6

2. Среднесписочная численность работников, чел.

173

173

173

0

0

100,0

100

3. Выручка от реализации продукции на 1 работника

55,4

78,7

149,9

23,3

71,3

142,1

190,6

4. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

8418

11583

22881

3165

11298

137,6

197,5

5. Управленческие расходы

612

1034

1715

422

681

169,0

165,9

6. Расходы на реализацию

4

3

0

-1

-3

75,0

0

5. Прибыль от реализации

546

990

1341

444

351

181,3

135,5

6. Прибыль от операционных доходов и расходов

28

112

2122

84

2010

400,0

1894,6

7. Прибыль от внереализационных доходов и расходов

-189

-152

-207

37

-55

80,4

136,2

8. Общая прибыль

385

950

3256

565

2306

246,8

342,7

9. Общая прибыль на 1 работника

2,2

5,5

18,8

3,3

13,3

247,1

342,7

10. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

191

347

823

156

476

181,7

237,2

11. Нераспределенная прибыль

194

603

2433

409

1830

310,8

403,5

Примечание. Источник: собственная разработка.

Из табл. 1.1 видно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом выручка от реализации продукции увеличилась на 12327 млн.р. или на 90,6%.

Численность работников не изменилась, а средняя производительность труда увеличилась на 71,3 млн.р., за счет чего выручка увеличилась на 12327 млн.р. (71,3*173).

Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 97,5%.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 351 млн.р. или на 35,5%.

Производительность труда, рассчитанная по общей прибыли, увеличилась на 13,3 млн.р. или в 3,4 раза.

Размер чистой прибыли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился более чем в 4 раза.

2. Организация управления на предприятии


В ООО «Адамикстрой» определена стратегия управления, которая позволит обеспечить увеличение объемов товаров, работ и услуг.

Ценовая политика: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения. В основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Ценовая политика в маркетинге заключается в установлении таких цен, которые удовлетворяли бы не только продавцов, но и покупателей производимых благ.

Отпускные цены (тарифы) формируются в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики от 22 апреля 1999 г. № 43. На основе плановой себестоимости, всех видов установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка

Кадровая стратегия: наиболее полное использование специалистов при назначении на должности, сокращение численности, обеспечение роста производительности труда.

В ООО «Адамикстрой» используется линейно-функциональная структура аппарата управления.

Важная роль в эффективной и прибыльной работе предприятия отводится рациональной организации и правильно сформированной системе управления. Обеспечение пропорциональности всех элементов процесса производства и четкой согласованности всех звеньев управления является неотъемлемой частью высокого уровня конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Организационную структуру предприятия можно представить следующим образом (рис.1.1):

Рисунок 1.1 - Организационная структура ООО «Адамикстрой»

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия в соответствии с законодательством и Уставом.

Директор предприятия:

· по доверенности действует от имени предприятия;

· принимает на работу и увольняет с работы работников, принимает к ним меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;

· утверждает штатное расписание;

· представляет компанию во всех предприятиях, организациях, учреждениях;

· издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий;

· открывает счета в банках;

· распоряжается средствами предприятия;

· заключает хозяйственные договоры и совершает иные действия, необходимые для достижения целей и задач компании.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется ревизорами Предприятия и другими контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет затрат, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций; осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выполняемых работ, снижение себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов; проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.

Основным направлением стратегии маркетинга является привлечение покупателей, рекламная деятельность.

Служба маркетинга дает оценку рыночных возможностей предприятия. Важное значение имеет исследование рынка: тип рынка и роль на нем основных конкурентов; общая емкость рынка и прогноз его изменения, подтвержденный специальным маркетинговым исследованием; основные сегменты рынка, характеристика потребителей и сравнительной выгодности различных клиентов; доля организации и ее основных конкурентов на рынке, ее тенденции.

Вопросами кадровой политики ООО «Адамикстрой» занимается инспектор по кадрам.

В ведении инспектора по кадрам находится обеспечение организации квалифицированными кадрами. Его политика направлена прежде всего на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия. Она включает в себя следующие составляющие:

планирование ресурсов (разработка плана удовлетворения будущих потребностей предприятия в трудовых ресурсах);

набор персонала (создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям);

отбор (оценка кандидатов и отбор лучших из резерва);

определение структуры заработной платы и системы социальных льгот;

профориентация и адаптация;

обучение кадров;

оценка трудовой деятельности персонально каждого работника;

разработка методов перемещения работников (повышение, понижение, перевод, увольнение) на другие должности;

подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе.

Внешний контроль за деятельностью ООО «Адамикстрой» осуществляется при помощи аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которая проводится по инициативе Учредителей, а также при помощи иных контрольно-ревизионных мероприятий, которые проводятся уполномоченными на то органами (налоговые органы, КРУ).

3. Планирование на предприятии


При осуществлении финансового планирования на предприятиях, в том числе и на ООО «Адамикстрой» составляются различные документы, основным среди которых является бизнес-план.

Планирование основных показателей осуществляется планово-экономической службой на материалах бухгалтерской отчетности.

Бизнес-план - это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять фирмой. Бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач фирмы

Процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководителя непредвзято и бесстрастно взглянуть со стороны на свое предприятие. Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатежеспособности.

Если предприятие находится на грани банкротства, бизнес-план покажет, почему дешевле отказаться от сомнительных коммерческих операций и найти способы повышения платежеспособности и рентабельности.

Порядок разработки плана определяется предприятием самостоятельно. В зависимости от форм собственности план утверждается собранием трудового коллектива, собранием акционеров, учредителем, советом директоров и т.д.

Финансовый план или выписки из него о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет сообщаются финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия.

Финансовый план составляется в форме баланса и имеет три раздела:

доходы и поступления средств;

расходы и отчисления средств;

взаимоотношения с бюджетом.

Наряду с годовым финансовым планированием, главный целью которого является согласование планируемых расходов и финансовых возможностей в годовом разрезе, не менее важное значение имеет финансовое планирование на более короткие отрезки времени (месяц, декаду, пятидневку). Для этого на предприятиях разрабатывают оперативные финансовые планы. К ним относятся платежный календарь и кассовый план.

Платежный календарь - основной оперативный финансовый план. Предназначен для управления денежными потоками предприятия. Составляется на месяц с разбивкой на более короткие сроки (декада, пятидневка), иногда может составляться на квартал. Установленной формы календаря нет.

В отличие от годового финансового плана платежный календарь конкретизирует плановые показатели очередного квартала, месяца и т.д. годового финансового плана.

К числу документов оперативных финансовых планов относится и кассовый план. Кассовый план - это план поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Поскольку именно движение наличности характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его коллективом, платежеспособность предприятия, наличие такого плана очень важно.

ООО «Адамикстрой», как для работающего предприятия, бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что на ООО «Адамикстрой» при планировании осуществляется прогнозирование показателей хозяйственной деятельности, составление графиков платежей и кассового плана.

Также на предприятии составляется годовой финансовый план, который разрабатывается в два этапа. Первый этап - май-июнь предшествующего года, т.е. он приурочивается к срокам составления бюджета республики. Второй этап - ноябрь-декабрь года, предшествующего планируемому. На этом этапе уточняются сделанные расчеты исходя из основных параметров плана.

Планирование основных показателей хозяйственной деятельности в ООО «Адамикстрой» осуществляется на основании сложившихся тенденций прошлых лет и заключенных договоров.

4. Труд и персонал предприятия


Оценку трудовых ресурсов начнем с изучения структуры кадров.

Все работники предприятия работают по трудовым договорам и контрактам с учетом уровня образования и профессиональной подготовкой.

Проведем анализ количественного и качественного состава работников ООО «Адамикстрой» за 2008-2010 гг.

Таблица 4.1 - Распределение работников ООО «Адамикстрой» по категориям за 2008-2010 гг.

Категории работающих

Годы


2008

2009

2010


чел.

удельный вес, %

чел.

удельный вес, %

чел.

удельный вес, %

Среднесписочная численность

173

100

173

100

173

100

в том числе:







 Персонал, занятый в основной деятельности:

163

94,4

163

94,4

163

94,3

- основные рабочие

90

51,8

91

52,6

92

53,1

- рабочие вспомогательных производств

47

27,2

47

26,9

46

26,7

- руководители

16

9,1

16

9

15

8,8

- специалисты и служащие

11

6,3

10

6

10

5,8

Персонал, занятый в неосновной деятельности

10

5,6

10

5,6

10

5,7

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

На основании данных таблицы 1.2 можно сделать вывод, что, начиная с 2008 года, структура среднесписочной численности работников почти не менялась. Удельный вес рабочих в общем объеме среднесписочной численности составляет ориентировочно 53,1 %, удельный вес руководителей - ориентировочно 8,8%, специалистов и служащих - ориентировочно 5,8%, персонала, занятого в неосновной деятельности - ориентировочно 5,7%.

Распределение работников по возрасту приведено в таблице 4.2.

Таблица 4.2 - Распределение работников ООО «Адамикстрой» по возрасту за 2008-2010 гг.

Возраст, лет

Годы


2008

2009

2010


чел.

удельный вес, %

чел.

удельный вес, %

чел.

удельный вес, %

Моложе 18 лет

1

0,6

0

0,0

0

0,0

18-24

21

12,1

22

12,7

22

12,7

25-29

15

8,7

15

8,7

16

9,2

30-39

38

22,0

37

21,4

37

21,4

40-49

46

26,6

47

27,2

46

26,6

50-54

31

17,9

30

17,3

30

17,3

55 и старше

21

12,1

22

12,7

22

12,7

Всего

173

100

173

100

173

100

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

В ООО «Адамикстрой» основная масса работающих находится в возрасте 30-49 лет, т.е. ориентировочно 50,0 % от общей численности работающих на предприятии (см. таблицу 4.2). Это может негативно сказаться на работе предприятия в будущем, так как трудовой коллектив «теряет» ту категорию работников, которая в будущем может стать достойной заменой существующему опытному коллективу. Неумение мотивировать часть «молодого» коллектива к достижению лучших показателей в рабочем процессе говорит о неудовлетворительной работе управленческого персонала в целом.

Распределение работников по уровню образование приведено в таблице 4.3.

Таблица 4.3- Распределение работников ООО «Адамикстрой» по уровню образования за 2008-2010 гг.

Годы

2008

2009

2010

чел.

удельный вес, %

чел.

удельный вес, %

чел.

удельный вес, %

Высшее

20

11,5

21

12,1

23

13,2

Среднее специальное

51

29,3

52

29,8

52

30,0

Профессионально-техническое

45

26,0

45

26,1

44

25,7

Общее среднее

49

28,4

48

27,9

48

27,6

Общее базовое

8

4,9

7

4,2

6

3,6

Всего

173

100

173

100

173

100

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Анализ данных таблицы 4.3 показал, что наибольший удельный вес в общем объеме среднесписочной численности занимают работники со средним специальным образованием - ориентировочно 30,0 %. Положительной динамикой можно назвать ежегодное увеличение работников с высшим образованием. Так в 2010 году 5 экономистов и 5 инженеров-технологов получили высшее образование.

Подводя итоги, следует отметить, что производство ООО «Адамикстрой» укомплектовано квалифицированным составом работников с большим опытом работы. Средний возраст работников предприятия 39,9 лет.

Вопросами кадровой политики ООО «Адамикстрой» занимается отдел кадров.

В ведении отдела кадров находится обеспечение организации квалифицированными кадрами. Его политика направлена прежде всего на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия. Она включает в себя следующие составляющие:

планирование ресурсов (разработка плана удовлетворения будущих потребностей предприятия в трудовых ресурсах);

набор персонала (создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям);

отбор (оценка кандидатов и отбор лучших из резерва);

определение структуры заработной платы и системы социальных льгот;

профориентация и адаптация;

обучение кадров;

оценка трудовой деятельности персонально каждого работника;

разработка методов перемещения работников (повышение, понижение, перевод, увольнение) на другие должности;

подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе.

При отборе персонала используются следующие критерии оценки: профессиональная подготовка, личные черты характера, профессиональные качества (подготовка и обучение), особые знания, способности, профессиональный опыт.

В процессе отбора персонала проводится тестирование и интервьюирование. Далее принимается решение и проводится итоговая беседа с кандидатом.

Важнейшей задачей ООО «Адамикстрой» является постоянный поиск и реализация резервов роста производительности труда, которые можно классифицировать следующим образом:

- повышение технического уровня производства в результате механизации и автоматизации производства; внедрения новых видов оборудования и технологических процессов; улучшения конструктивных свойств изделий; повышения качества сырья и применения новых конструктивных материалов;

-   совершенствование управления, организации производства и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания; уменьшения числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощения структуры управления; механизации учетных и вычислительных работ; повышения уровня специализации производства;

-   структурные изменения в производстве вследствие изменения удельных весов отдельных видов продукции; трудоемкости производственной программы; доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; удельного веса новой продукции.

С целью повышения производительности труда, эффективности хозяйствования, сокращения непроизводительных расходов ООО «Адамикстрой» постоянно осуществляет систему подготовки и повышения квалификации кадров.

Кадровая стратегия предприятия: наиболее полное использование специалистов при назначении на должности, сокращение численности, обеспечение роста производительности труда.

Оплата труда производится в пределах средств заработанных трудовым коллективом. На предприятии применяется повременная форма оплаты труда.

С каждым нанимаемым работником в соответствии с Трудовым Кодексом предприятие заключает контракт, в котором указываются наниматель, работник, срок действия контракта, права и обязанности нанимателя и работника, условия оплаты труда, режим рабочего времени и время отдыха, другие дополнительные условия.

В соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь от 20.09.2002г. № 123, на ООО «Адамикстрой» каждому работнику присвоен тарифный разряд, согласно которому установлен тарифный коэффициент. На основании вышеуказанного Постановления на предприятии разработано штатное расписание.

Размер оклада работникам предприятия рассчитывается умножением размера тарифной ставки первого разряда установленной на предприятии на тарифный коэффициент.

Далее проведем анализ общих показателей по труду и заработной плате в ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг. Для этого составим таблицу 4.4.

Таблица 4.4 -Анализ показателей по труду в ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

1. Выручка от реализации, млн. руб.

16609

31023

14414

186,8

2. Численность работающих

173

173

0

100,0

3. Производительность труда, млн. руб. (стр.1/ стр.2)

96,0

179,3

83,3

186,8

4. Фонд оплаты труда, млн. руб.

2125,7

3552,4

1426,7

167,1

5. Средняя заработная плата в месяц, тыс. руб. (стр.4/стр2/ 12*1000)

1023,9

1711,2

687,2

167,1

Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, средняя производительность труда увеличилась на 86,8%. Выручка от реализации продукции увеличилась на 86,8% или на 14414 млн.руб. только за счет этого фактора, так как численность работников не изменилась.

Проведем анализ фонда оплаты труда ООО «Адамикстрой», используя данные статистических отчетностей по форме Ф1-труд за 2008 и 2009 гг. Для этого составим таблицу 4.5.

Таблица 4.5 - Анализ состава фонда заработной платы ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг.

Состав фонда заработной платы

2009 год

2010 год

Отклонения

В % к 2009 году


сумма, млн. руб.

Уд. вес

сумма, млн. руб.

Уд. вес

сумма, млн. руб.

Уд. вес


Заработная плата за выполненную работу и отработанное время

1262,7

59,4

1982,2

55,8

+719,6

-3,6

157,0

Выплаты стимулирующего характера

618,6

29,1

1058,6

29,8

+440,0

+0,7

171,1

Выплаты компенсирующего характера

108,4

5,1

262,9

7,4

+154,5

+2,3

242,5

Оплата за неотработанное время

136,0

6,4

245,1

6,9

+109,1

+0,5

180,2

ИТОГО

2125,7

100

3552,4

100

+1426,7

-

167,1


Из таблицы 4.5 видно, что фонд оплаты труда ООО «Адамикстрой» увеличился в 2009 г. на 1426,7 млн.руб. или на 67,1%. При этом доля основной заработной платы в 2009 г. уменьшилась на 3,6 проц.п. и составила 55,8 %. Увеличилась доля выплат компенсирующего характера на 2,3 проц.п., доля выплат стимулирующего характера -на 0,7 проц.п. и выплат за неотработанное время -на 0,5 проц.п. В абсолютном выражении основная заработная плата увеличилась на 719,6 млн.руб., а размер выплат стимулирующего характера увеличился на 440 млн.руб. Увеличение суммы выплат стимулирующего характера на 71,1% говорит об увеличении материального стимулирования труда.

Сумма выплат компенсирующего характера увеличилась на 154,5 млн.руб. или в 2,4 раза, а сумма выплат за неотработанное время увеличилась на 109,1 млн.руб. или на 80,2%.

Рассчитаем относительное изменение фонда заработной платы с учетом изменения товарооборота. Для этого составим таблицу 4.6.

Таблица 4.6 - Расчет относительной экономии (перерасхода) фонда заработной платы работников

Показатели

2009 г.

2010 г.

Показатели динамики




Размер изменения уровня, п.п.

Темп изменения уровня, %

Сумма экономии, перерасхода

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации продукции, млн.руб.

16609

31023

-

-

-

1

2

3

4

5

6

Фонд заработной платы, млн.руб.

2125,7

3552,4

-

-

194,2

Уровень ФЗП, % к выручке

12,80

11,45

-1,35

89,5

-418,1

В том числе:






заработная плата за выполненную работу и отработанное время,






сумма, млн.руб.

1262,7

1982,2

-

-

-

в процентах к обороту

7,60

6,39

-1,21

84,0

-376,3

выплаты стимулирующего характера,






сумма, млн.руб.

618,6

1058,6

-

-

-

в процентах к обороту

3,7

3,4

-0,3

91,6

-96,8

выплаты компенсирующего характера,






сумма, млн.руб.

108,4

262,9

-

-

-

в процентах к обороту

0,65

0,85

0,19

129,8

60,4

оплата за неотработанное время






сумма, млн.руб.

136,0

245,1

-

-

-

в процентах к обороту

0,82

0,79

-0,03

96,5

-8,9


Итак, относительная экономия фонда заработной платы составила 418,1 млн.руб. Наибольшая экономия достигнута по заработной плате за выполненную работу и отработанное время (на 376,3 млн.руб.). Относительная экономия выплат стимулирующего характера составила 96,8 млн.руб., а выплат за неотработанное время -8,9 млн.руб.

Вместе с тем произошел перерасход выплат компенсирующего характера в размере 60,4 млн.руб.

За счет увеличения выручки от реализации продукции фонд заработной платы работников увеличился на 1844,8 млн.руб. ((31023-16609)*12,80/100).

В таблице 4.7 представлены данные о производительности труда работников.

Таблица 4.7 - Анализ соотношения между темпами роста производительности труда и уровня его оплаты

Показатель

2009

2010

Отклонение




абсолютное

в %

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции, млн.руб.

16609

31023

+14414

186,8

Численность работников, чел.

173

173

0

100,0

1

2

3

4

5

Фонд оплаты труда работников, млн.руб.

2125,7

3552,4

+1426,7

167,1

Среднегодовая выработка одного работника, млн.руб.

96,0

179,3

+83,3

186,8

Среднегодовая заработная плата работников, млн.руб.

1023,9

1711,2

+687,3

167,1


Итак, производительность труда работников увеличилась на 86,8%, а среднегодовая заработная плата увеличилась на 67,1%, то есть меньшими темпами, чем производительность труда.

Коэффициент опережения темпа роста производительности труда работников темпа роста заработной платы составляет 1,121 (186,8 : 166,7).

Это говорит о том, что на увеличение заработной платы работников пошла только часть эффекта от увеличения производительности труда.

Рассчитаем сумму экономии фонда оплаты труда, полученную в результате опережения темпа роста производительности труда темпа роста его оплаты:

Эфзп=ФЗП1*=3552,4*(166,7-186,8)/166,7=-428,8 млн.руб.

Итак, более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста оплаты труда способствовали экономии фонда зарплаты работников в размере 428,8 млн.руб.

Как видно из анализа трудовых показателей и фонда оплаты труда в ООО «Адамикстрой» применение повременной системы совсем оправданно. Так как наблюдается увеличение выручки от реализации продукции, достаточно стабильная ситуация с кадровым составом, увеличивается производительность труда и высвобождение численности работников проводит к экономии затрат на живой труд.

5. Основные фонды предприятия


Проанализируем наличие, динамику и структуру основных средств филиала, составив таблицу 5.1 на основе бухгалтерской отчетности форма №5.

Таблица 5.1 Динамика основных средств ООО «Адамикстрой» по первоначальной стоимости за 2010 г., млн.р.

Виды основных средств

2009 год

2010 год

Структура, %

Средняя стоимость 2010 г. к средней стоимости 2009 г., %


Остаток на начало

Поступило

Выбыло

Остаток на конец

Поступило

Выбыло

Остаток на конец

Прошлый год

Отчётный год

Изменение (+,-)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

здания и сооружения

2613

382

0

2995

1480

2

4473

44,1

-2,2

133,2

передаточные устройства

-

-

-

-

173

3

170

0,0

1,0

1,0

-

машины и оборудование

594

181

53

722

881

15

1588

10,3

13,0

2,6

175,5

транспортные средства

2247

1329

144

3432

1032

219

4245

44,6

43,1

-1,6

135,2

инструмент, инвентарь и принадлежности

40

47

5

82

34

0

116

1,0

1,1

0,2

162,3

рабочий скот и животные основного стада

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

многолетние насаждения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

капитальные затраты в улучшение земель

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

прочие основные средства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства - всего

5494

1939

202

7231

3600

239

10592

100,0

100,0

0,0

140,1

Примечание. Источник: собственная разработка

Итак, стоимость основных средств увеличилась на 40,1%. Наибольший удельный вес в составе основных средств филиала имеют транспортные средства, но он уменьшился на 1,6 проц.п. В относительном выражении стоимость транспортных средств увеличилась на 35,2%.

Рассчитаем показатели движения и технического состояния основных средств, составив на основе данных предприятия таблицу 5.2.

Таблица 5.2 Наличие и движение основных средств ООО «Адамикстрой» за 2010 г.

Показатель

На начало года

На конец года

Стоимость основных средств

7231

10592

Амортизация

4184

6065

Поступило за год

X

3600

Выбыло за год

X

239


Коэффициент износа на начало года:

/7231*100=57,9%.

Коэффициент годности на начало года составил:

-57,9=42,1%.

Коэффициент износа на конец года:

/10592*100=57,3%.

Коэффициент годности на конец года составил:

-57,3=42,7%.

Итак, износ основных средств к концу года уменьшился на 0,6 проц.п.

Коэффициент поступления основных средств:

/10592*100=34,0%.

Коэффициент выбытия основных средств:

/7231*100=3,3%.

Рассчитаем показатели эффективности использования основных средств предприятия, составив таблицу 5.3.

Таблица 5.3 Показатели эффективности использования основных средств ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг., млн.р.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции

16609

31023

14414

186,8

Стоимость основных средств

6362,5

8911,5

2549

140,1

в т.ч. стоимость активной части основных средств

3558,5

5177,5

1619

145,5

Прибыль отчетного периода

950

3256

2306

342,7

Среднесписочная численность работников, чел.

173

173

0

100,0

Фондоотдача, р.

2,6

0,1

-2,5

3,9

Машиноотдача, р.

4,7

6,0

1,3

128,4

1

2

3

4

5

Фондоемкость, р.

0,4

9,7

9,3

2534,4

Фондовооруженность

36,8

51,5

14,7

140,1

Производительность труда

96,0

179,3

83,3

186,8

Фондорентабельность, %

0,149

0,365

0,216

244,7

Примечание. Источник: собственная разработка.

Итак, данные таблицы 5.3 свидетельствуют о том, что эффективность использования основных средств увеличилась, так как наблюдается увеличение фондо- и машиноотдачи, фондорентабельности, снижение фондоемкости, снижение фондовооруженности труда сопровождается увеличением производительности труда и фондоотдачи.

6. Затраты на производство продукции


Проанализируем затраты ООО «Адамикстрой», составив таблицу 7.1.

 

Таблица 7.1. Затраты ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг., млн. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

Изменение


сумма, млн.р.

уд. вес, %

сумма, млн.р.

уд. вес, %

млн.р.

темп роста, %

Затраты на производство продукции (работ, услуг)

12620

100

24596

100

11976

194,9

В том числе:







Материальные затраты

2980

23,6

5337

21,7

2357

179,1

Расходы на оплату труда

3185

25,2

6715

27,3

3530

210,8

Отчисления на социальные нужды

4187

33,2

6065

33,9

1878

144,9

Амортизация основных средств и нематериальных активов

1115

8,8

2350

6,3

1235

210,8

Прочие затраты

1153

9,1

4129

10,8

2976

358,1

Примечание. Источник: собственная разработка

На основании рассматриваемых данных можно сделать вывод, что затраты на производство продукции увеличились в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 11976 млн.р., причем увеличение произошло по всем статьям затрат.

Наибольшую долю в составе затрат на производство продукции занимают расходы на оплату труда (25,2%), которые увеличились по удельному весу по сравнению с 2009 г. на 2,1 проц.п. В составе затрат увеличился удельный вес отчислений на социальные нужды на 0,6 п.п. и прочих затрат на 1,7 проц.п. Доля амортизации основных средств и нематериальных активов уменьшилась на 2,5 п.п.

Для оценки эффективности деятельности ООО «Адамикстрой» рассчитаем также показатели рентабельности.

Рассчитаем показатели рентабельности ООО «Адамикстрой»:

Таблица 7.2 -Показатели рентабельности ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг.

Показатели

Значение в 2009 г.

Значение в 2010 г.

Изменение

Прибыль от реализации, млн.р.

990

1341

351

Общая прибыль, млн.р.

950

3256

2306

Выручка от реализации продукции, млн.р.

16609

31023

14414

Расходы на реализацию, млн.р.

12620

24596

11976

Среднегодовой размер основных средств, млн.р.

6362,5

8911,5

2549,0

Среднегодовой размер оборотных средств, млн.р.

2198,0

3299,0

1101,0

Расходы на оплату труда, млн.р.

3185,0

6715,0

3530,0

Среднегодовой размер совокупных ресурсов, млн.р.

11745,5

18925,5

7180,0

Рентабельность продаж, %

6,0

4,3

-1,6

Рентабельность текущих затрат, %

7,8

5,5

-2,4

Рентабельность фонда заработной платы, %

29,8

48,5

18,7

Рентабельность основных средств, %

14,9

36,5

21,6

Рентабельность оборотных средств, %

43,2

98,7

55,5

Рентабельность совокупных ресурсов, %

8,1

17,2

9,1

Примечание: источник -собственная разработка.

Данные таблицы 7.2 свидетельствуют о том, что в 2010 году значительно снизилась рентабельность продукции (на 2,4 проц.п.) и рентабельность продаж (на 1,6 проц.п.), а в целом продолжается тенденция положительной финансовой деятельности предприятия, поскольку динамика других показателей рентабельности имеет положительное значение. Наибольшее значение в продолжение оздоровления экономики предприятия в 2010 году имеет рентабельность оборотных активов (+ 55,5 проц.п.).

Основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

7. Прибыль предприятия


Проанализируем состав и динамику общей прибыли филиала на основе данных формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках».

Таблица 8.1 Динамика общей прибыли ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 годы, млн. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темп роста, %

1. Прибыль от реализации

990

1341

351

2. Сальдо от операционных доходов и расходов

112

2122

2010

1894,6

3. Сальдо внереализационных доходов и расходов

-152

-207

-55

136,2

4. Прибыль отчетного периода

950

3256

2306

342,7

5. Налог на прибыль и иные обязательные платежи

347

823

476

237,2

6. Чистая прибыль

603

2433

1830

403,5

Примечание. Источник: собственная разработка

Как показывают данные таблицы 8.1, в 2010 г. не все показатели прибыли увеличились по сравнению с 2009 годом. Прибыль отчетного периода увеличилась в 3,43 раза. Это произошло из-за увеличения прибыли от реализации на 35,5% и увеличения прибыли от операционных доходов и расходов. Вот убыток от операционных доходов и расходов увеличился на 55 млн.р. или на 36,2%, а это отрицательно повлияло на общий финансовый результат исследуемого предприятия.

Проведем факторный анализ общей прибыли. В обобщенном виде исходная информация для анализа факторов изменения прибыли отчетного периода по ООО «Адамикстрой» приведена в таблице 8.2.

Таблица 8.2 Исходная информация для анализа общей прибыли и факторов ее изменения по ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 годы, млн. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменение (+/-)

1. Выручка от реализации продукции

16609

31023

14414

2. Налоги, включаемые в выручку от реализации

2999

5086

2087

3. В % к выручке

18,1

16,4

-1,7

6. Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг

12620

24596

11976

7. В % к выручке

76,0

79,3

3,3

8. Прибыль от реализации

990

1341

351

9. В % к выручке

6,0

4,3

-1,6

10. Внереализационные доходы

3

57

54

10. Внереализационные расходы

155

264

109

11. Операционные доходы

142

2755

2613

11. Операционные расходы

30

633

603

12. Прибыль отчетного периода

950

3256

2306

Примечание. Источник: собственная разработка

Для определения влияния факторов на увеличение общей прибыли составляется аналитическая таблица 8.3.

Таблица 8.3 - Анализ факторов изменения общей прибыли по ООО «Адамикстрой» за 2009-2010 гг., млн. руб.

Факторы

Влияние на динамику прибыли


Расчет

Сумма

Изменение выручки от реализации продукции

14414*6,0/100

859,2

Изменение уровня налогов из выручки

-31023*(-1,7)/100

515,7

Изменение уровня себестоимости реализованной продукции

-31023*3,3/100

-1023,8

Изменение внереализационных доходов

57-3

54

Изменение внереализационных расходов

155-264

-109

Изменение операционных доходов

2755-142

2613

Изменение операционных расходов

30-633

-603

Всего

Х

2306

Примечание. Источник: собственная разработка

Из таблицы 8.3 следует, что наибольшее влияние на увеличение общей прибыли оказало увеличение операционных доходов. За счет этого фактора прибыль увеличилась на 2613 млн.р. Также положительно на динамику общей прибыли повлияли увеличение выручки от реализации продукции, работ, услуг, внерелизационных доходов и снижение уровня налогов. уплачиваемых из выручки.

Увеличение уровня себестоимости продукции в выручке от реализации привело к снижению прибыли в размере 1023,8 млн.р. За счет увеличения внереализационных расходов и операционных расходов прибыль уменьшилась соответственно на 109 и 603 млн.р.

В целом прибыль отчетного периода увеличилась на 2306 млн. руб.

8. Организация производства


Процесс промышленного производства складывается из следующих видов деятельности:

. Технико-технологическая подготовка производства (разработка технической и технологической документации на орудия производства, технологию, предметы труда, готовые изделия).

. Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

. Материальная подготовка производства, снабжение его всем необходимым: машинами, механизмами, оснасткой, сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией и т.д.

Эти виды деятельности предшествуют производству материальных благ и являются основными компонентами процесса производства.

. Осуществление основного производственного процесса по выпуску продукции в соответствии со специализацией предприятия.

. Осуществление вспомогательных и обслуживающих производственных процессов (ремонтные работы, энергетическое и транспортное обслуживание, контроль качества продукции, хранение сырья, материалов и готовой продукции, хозяйственные работы и др.).

. Маркетинг.

. Финансовая деятельность.

. Управление производством (предприятием) - менеджмент.

На предприятии установлены технически обоснованные нормы труда.

Виды экономической деятельности, осуществляемой предприятием:

производство жалюзи, роллетов;

производство антимоскитных сеток.

9. Организация труда


Основанием для начисления заработной платы является табель учета рабочего времени и данные о выполненных объемах работ.

Все вопросы применения форм, систем и размеров заработной платы, материального стимулирования, выплаты вознаграждений и материальной помощи решаются по согласованию с профкомом.

Фактическое отработанное время включает:

          время выполнения основных операций;

          время выполнения подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с технологией, документацией, подготовка и уборка рабочего места и др.);

          перерывы, предусмотренные технологией, организацией труда, правилами технологического нормирования и охраны труда.

Учет фактического времени работы ведется в табеле использования рабочего времени, который является первичным документом по труду.

Табель применяется для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, получения данных об отработанном времени каждым работником для начисления заработной платы, составления статистической отчетности по труду.

Учет времени работников, находящихся во всех видах отпусков, в служебных командировках, отсутствующих на работе в связи с временной нетрудоспособностью, выполнением государственных обязанностей, по другим причинам, осуществляется в табеле на основании приказов (распоряжений), записки об отпуске, листков нетрудоспособности, командировочных удостоверений, других документов.

В случае отсутствия работника на рабочем месте по производственной необходимости работник обязан зафиксировать время отсутствия в «Журнале ухода работника из филиала (района)».

Отсутствие работника на рабочем месте по личным вопросам оформляется его письменным заявления или увольнительной запиской.

Увольнительную записку подписывает руководитель структурного подразделения филиала либо директор или его заместители. Увольнительная записка сдается ответственному по ведению табеля с целью отражения в табеле фактически отработанного времени. Время отсутствия работника по личным причинам оформляется увольнительной запиской и учитывается как отпуск с разрешения администрации без сохранения заработной платы.

Учет фактического времени работы работника при совмещении профессии, работы с расширенной зоной обслуживания, выполнении обязанностей отсутствующего работника в связи с болезнью, трудовым и учебным отпуском и другим причинам производится на основании справки.

После надлежащего оформления Справка предоставляется одновременно с табелем в бухгалтерию и является основанием для выплаты работнику соответствующей доплаты.

В табеле учитывается количество отработанных и неотработанных каждым работником дней, а также общее число фактически отработанных часов, часов работы в ночное и сверхурочное время, часов отработанных в праздничные и выходные дни.

Табель составляется в одном экземпляре, подписывается начальником района и ответственным за составление табеля, визируется ПЭО, сектором кадров и утверждается директором.

Ответственность и контроль за учетом рабочего времени в табеле возлагается на:

          руководителя структурного подразделения - за достоверность представленной информации;

          ответственного за составление табеля - за правильность составления табеля, достоверность предоставленной информации;

          сектор кадров - за достоверность следующей отраженной в табеле информации:

          списочный состав работников (количество работников в подразделениях и их специальность в соответствии с учетными карточками);

          учет прогулов;

          включение в табель и исключение из него работников (дата принятия на работу, увольнения, перевода в другое подразделение согласно первичным документам по учету кадров).

Надбавки и доплаты

. За работу в ночные часы.

.За высокую квалификацию, сложность и напряженность в работе.

.За совмещение профессий, расширенную зону обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается рабочим, РСС, кроме руководителя, его заместителей, главных специалистов, начальников отделов.

.Бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, доплата за руководство бригадой с численностью (доплата устанавливается от тарифной ставки 1 разряда, установленной на предприятии):

от 5 до 10 человек

от 10 до 25 человек

свыше 25 человек

.Надбавки рабочим, тарифицируемым по разрядам и оплачиваемым по часовым тарифным ставкам, за профессиональное мастерство со стажем работы не менее одного года:

разряд

разряд

разряд

разряд

. Доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда от тарифной ставки 1 разряда предприятия в зависимости от степени вредности и тяжести условий труда по условиям аттестации.

К основной заработной плате относится заработная плата за фактически отработанное время:

1.   Тарифный фонд;

2.   Премия за производственные результаты работы;

3.   Надбавка за классность;

4.   Надбавка за профмастерство;

5.   Надбавка за выслугу лет;

6.   Надбавка за сложность и напряженность в работе;

7.   Доплата за совмещение (замещение) профессии, должности; С-

8.   Доплата работу в ночное время;

9.   Доплата за работу в праздничный день;

10. Доплата за вредные условия труда;

11. Доплата за интенсивность и сложность труда;

12. Доплата за руководство бригадой;

13. Доплата за сверхурочную работу;

14. Доплата за работу в выходной день;

15. Доплата за разрывной график работы.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты, предусмотренные законодательством за неявочное время:

1. Оплата основного и дополнительного отпуска;

2. Оплата по среднему:

•  времени выполнения государственных и общественных обязанностей;

•  дополнительного свободного от работы дня матери;

·   за период прохождения медкомиссии;

·   за время повышения квалификации и переподготовки;

·   оплата льготных часов подростков;

3.       Доплата до среднего заработка за время перевода на более легкую работу.

Рабочие места работников соответствуют современным требованиям. Рабочее место руководящего работника (его кабинет) содержит рабочую зону и зону совещаний. Рабочее место имеет различные формы связи, а также оно автоматизировано (ПЭВМ, календарь, мощный калькулятор). На предприятии благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда, рациональный режим труда и отдыха.

В основе организация труда руководителя лежат принципы: делегирование полномочий, специализация по функциям управления, параллельность, пропорциональность, ритмичность.

В основе культуры управленческого труда руководителя лежат нормы:

) юридические нормы управленческого труда, т.е. культура менеджера состоит в знании и выполнении юридических норм;

) моральные нормы;

) экономические нормы.

Все руководитель отделов и самого предприятия имеют высокий уровень квалификации, хорошее эстетическое воспитание.

Культура содержания рабочего места у некоторых руководителей предприятия требует значительного улучшения (на столе должны находиться лишь нужные для работы документы). Также следует следить за культурой речи. Культура приема посетителей на должном уровне, так как для приема устанавливаются определенные часы.

10. Финансовое состояние предприятия


Анализ финансового состояния ООО «Адамикстрой» начнем с изучения структуры его баланса.

Для анализа динамики, состава и структуры активов предприятия составим таблицу 11.1.

Таблица 11.1 - Состав и структура активов ООО «Адамикстрой» в 2009-2010 гг.

Показатели

На 01.01.2010 г.

На 01.01.2011 г.

Изменение, млн.р.

Темпы роста, %


сумма, млн.р.

удельный вес, %

сумма, млн.р.

удельный вес, %



1

2

3

4

5

6

7

1. Внеоборотные активы

3828

58,76

4766

54,93

938

124,5

В том числе:







1.1. Основные средства

3047

46,77

4527

52,17

1480

148,6

1.2. Вложения во внеоборотные активы

778

11,94

237

2,73

-541

30,5

1.3. Нематериальные активы

3

0,05

2

0,02

-1

66,7

2. Оборотные активы

2687

41,24

3911

45,07

1224

145,6

В том числе:







2.1. Запасы и затраты

731

11,22

1219

14,05

488

166,8

2.2. Налоги по приобретенным ценностям

227

3,48

146

1,68

-81

64,3

2.3. Дебиторская задолженность

754

11,57

761

8,77

7

100,9

2.4. Финансовые вложения

0

0,00

1

0,01

1

-

2.5. Денежные средства

975

14,97

1784

20,56

809

183,0

2.6. Прочие оборотные активы

0

0,00

0

0,00

0

-

Итого активов

6515

100,00

8677

100,00

2162

133,2


Данные таблицы свидетельствуют о том, что общая сумма средств предприятия увеличилась на 2162 млн.р. или на 33,2%. В структуре активов баланса наибольший удельный вес на начало периода занимают внеоборотные активы -58,76%, соответственно на долю оборотных активов приходится 41,24%. На конец 2010 года доля внеоборотных активов уменьшилась и составила 54,93% по отношению ко всей величине имущества предприятия. Следовательно, предприятие перераспределило свои средства таким образом, что увеличилась их мобильная часть -оборотные активы.

Как следует из расчетов, основными статьями, за счет которых происходил рост активов, были остаточная стоимость основных средств (+1480 млн.р.), денежные средства (+809 млн.р.).

Наибольшее уменьшение активов происходило за счет следующих статей: «Вложения во внеоборотные активы» (-541 млн.р.), «Налоги по приобретенным ценностям» (-81 млн.р.).

На долю монетарных активов (денежные средства, депозиты, финансовые вложения, средства в расчетах) в начале 2010 года приходилось 14,97%, в конце года их доля составила 20,57%. Монетарные активы не подлежат переоценке и поэтому при росте цен эти активы обесцениваются.

Для анализа динамики состава и структуры пассивов предприятия составим таблицу 2.2. Анализируя данные этой таблицы, видим, что увеличивается размер собственного капитала на 23%. Уменьшение краткосрочных обязательств - это положительная тенденция в изменении финансового состояния предприятия.

Для проведения анализа структуры капитала построим таблицу 11.2.

Таблица 11.2 Анализ динамики и структуры источников капитала

Показатели

На 01.01.2010 г.

На 01.01.2011 г.

Изменение, млн.р.

Темпы роста, %


сумма, млн.р.

удельный вес, %

сумма, млн.р.

удельный вес, %



1. Источники собственных средств

3925

60,2

6098

70,3

2173

155,4

В том числе:







1.1. Уставный фонд

149

2,3

149

1,7

0

100,0

1.2. Нераспределенная прибыль

772

11,8

1504

17,3

732

194,8

1.3.Резервный фонд

71

1,1

143

1,6

72

201,4

2933

45,0

4302

49,6

1369

146,7

1.5. Доходы будущих периодов

0

0,0

0

0,0

0

-

2. Заемные средства

2590

39,8

2579

29,7

-11

99,6

В том числе:







3.1. Краткосрочные кредиты и займы

0

0,0

0

0,0

0

-

3.2. Долгосрочные кредиты и займы

1188

18,2

532

6,1

-656

44,8

3.3. Кредиторская задолженность

1362

20,9

2047

23,6

685

150,3

3.4. Прочие виды обязательств

40

0,6

0

0,0

-40

0,0

Итого пассивов

6515

100,0

8677

100,0

2162

133,2

Примечание: источник - собственная разработка.

На анализируемом предприятии за отчетный период увеличилась сумма собственного капитала на 2173 млн.р. или на 55,4% и уменьшилась сумма заемного капитала на 11 млн.р. или на 0,4%. В его структуре доля собственных источников средств увеличилась на 10,1 проц. пункта, а заемных средств уменьшилась, что свидетельствует о снижении степени финансовой зависимости предприятия от внешних кредиторов.

Из таблицы 11.2. видно, что доля собственного капитала в активах предприятия (коэффициент финансовой независимости) в конце года составила 70,3%. В начале года она составляла 60,2%. Стандарт Европейского экономического сообщества предусматривает долю источников собственных средств в активах предприятия не ниже 60%. В нашем случае имеет место как раз такая ситуация и все же все заемные средства могут быть полностью компенсированы собственностью предприятия.

Соотношение собственного и заемного капитала на начало года составляло 1,52 раза, а на конец года - 2,36 раза.

Исходя из всего выше сказанного, можно говорить, что в исследуемом филиале в начале года имеет место удовлетворительная структура капитала, так как все обязательства могут быть покрыты собственными средствами

Дадим оценку финансовой устойчивости ООО «Адамикстрой» на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала. Для этого составим таблице 11.3.

Таблица 11.3 - Показатели финансовой устойчивости ООО «Адамикстрой» в 2010 г.

Показатели

На 01.01.2010 г.

На 01.01.2011 г.

Отклонение (+, -)

1. Совокупные активы

6515

8677

2162

2. Источники собственных средств

3925

6098

2173

3. Источники заемных и привлеченных средств

2590

2579

-11

3.1. Долгосрочны обязательства

1188

532

-656

3.2. Краткосрочные обязательства

1402

2047

645

В том числе:



0

3.2.1. Кредиторская задолженность

1362

2047

685

4. Собственные оборотные средства

1285

1864

579

5. Просроченная кредиторская задолженность

2

2

0

6. Показатели структуры капитала:




6.1. Коэффициент автономии (стр.2 : стр.1)

0,602

0,703

0,100

6.2. Коэффициент финансовой зависимости (стр.3 : стр.1)

0,398

0,297

-0,100

6.3. Коэффициент финансового левериджа (стр.3 : стр.2)

0,660

0,423

-0,237

6.4. Коэффициент маневренности собственного капитала (стр.4 : стр.2)

0,327

0,306

-0,022

6.5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств (стр.3.1. : стр.3)

0,459

0,206

-0,252

6.6. Коэффициент привлечения кредиторской задолженности (стр.3.2.1. : стр.3.2.)

0,971

1,000

0,029

6.7. Коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами (стр.5 : стр.1)

0,0003

0,0002

-0,0001


Из таблицы видно, что доля активов, сформированных за счет собственных средств, увеличилась на 10 проц.п. и составила в конце 2010 г. 70,3%.

Коэффициент финансового левериджа - это основной индикатор финансовой устойчивости предприятия. Его значение в конце года уменьшилось, следовательно, уменьшился риск вложения капитала в данное предприятие.

Итак, анализ финансовой устойчивости, основанный на соотношении собственного и заемного капитала, говорит об увеличении финансовой устойчивости предприятия.

Структура баланса удовлетворительная.

11. Инвестиционная и инновационная деятельность


Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идеи (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в инновации - технологически новые или усовершенствованные продукты и услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Выступая конечным результатом инновационной деятельности, инновация считается осуществленной только в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

Выделяются следующие основные виды инновационной деятельности.

. Научные исследования и разработки, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

. Приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению необходимых для внедрения инноваций.

3.   Приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультационных и т.п.).

4. Приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования и средства для разработки приложений, издательские системы и графические редакторы, коллекции изображений и т.д.

5. Производственное проектирование, включая подготовкупланов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг.

6.Технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т.п.), осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества и связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается доработка конструкции.

7.Обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций.

8.Маркетинг, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуги к различным рынкам и рекламную кампанию, но исключая развертывание дистрибьюторских сетей (т.е. собственно выпуск новых товаров или услуг на рынок).

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Для предприятия это прежде всего чистый доход, прибыль. На начальном этапе процесса инвестиции выступают в различных формах материальных и инвестиционных ценностей. К ним относятся:

· денежные средства и их эквиваленты в виде целевых вкладов, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также кредитов, займов и т.п.;

· земля;

· движимое и недвижимое имущество, т.е. здания и сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные приборы, вычислительная техника и другие материальные ценности;

· имущественные права, вытекающие из авторского права, право на использование ноу-хау, программных продуктов, лицензий, патентов на изобретения, товарные знаки и другие интеллектуальные ценности, имеющие, как правило, стоимостную оценку;

· права пользования землей, природными и другими ресурсами.

Инвестиционная деятельность как понятие характеризует процесс вложения инвестиций, охватывающий всю совокупность практических действий по реализации этих вложений с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

По роли инвестиций в воспроизводственном процессе предприятий и фирм в их составе выделяют инвестиции в основой капитал и инвестиции в прирост материальных производственных запасов. Инвестиции, отнесенные к первой группе, обеспечивают создание и воспроизводство основного капитала (основных средств). В этом процессе главная роль отводится капитальному строительству. В данную группу также включаются вложения на приобретение уже созданного движимого и недвижимого имущества. Инвестиции второй группы обеспечивают прирост оборотных средств предприятий, т.е. оборотного капитала. Некоторые экономисты считают, что отнесение инвестиций этого вида к данной группе не всегда правомерно, так как на их прирост выделяются средства не в форме капитальных вложений, а непосредственно из прибыли или иного дохода в процессе производства.

В ООО «Адамикстрой» в 2010 г. часть полученной прибыли была инвестирована в приобретение основных средств. Как один из видов инвестиционной деятельности можно выделить лизинг.

12. Индивидуальное задание


Оборотный капитал составляет часть общего капитала организации, а значит, к нему применимы особенности использования оборотного капитала:

·        Форма реализации основного предназначения капитала, как экономического ресурса;

·        Востребованность капитала, как экономического ресурса, обеспечивающего операционную деятельность;

·        Специфический диапазон возможностей и механизмов использования основного капитала;

·        Реализация способности оборотного капитала к самовоспроизводству путем генерирования дохода (прибыли);

·        Генерирования различных видов рисков, уровень которых колеблется в широком диапазоне;

·        Постоянное изменение форм оборотного капитала в процессе его оборота;

·        Связь с временным предпочтением собственников организации;

·        Прямая связь с функционированием различных видов рынков;

·        Взаимосвязь с тактическими целями и задачами развития организации.

Управление использованием капитала - это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с обеспечением эффективного его применения в различных видах деятельности организации.

Основные принципы управления использования капитала:

·        Интегрированность с общей системой управления организацией;

·        Комплексные характеристики формирования управленческих решений;

·        Высокий динамизм управления;

·        Вариативность переходов к разработке отдельных групп решений;

·        Ориентированность на стратегические и тактические цели развития организации.

Управление использованием капитала, как специальной областью управления организацией включает выполнение следующих функций:

·        Проведение анализа использования оборотного капитала на основе существующих показателей;

·        Управление использованием капитала в процессе его оборота;

·        Управление движением использования капитала в операционной деятельности;

·        Управление финансовыми рисками, связанными с использованием капитала.

Управление использованием капитала в операционной деятельности предполагает:

·    Разработку политики управления использованием оборотного капитала;

·        Управление использованием оборотного капитала.

Управление движением оборотного капитала предполагает:

· Управление движением денежных потоков;

·        Управление движением материальных потоков.

Механизмы управления использованием капитала базируется на рыночных механизмах регуляции, государственно-правовом регулировании деятельности организации, внутренний механизм регулирования отдельных аспектов использования капитала, системе конкретных методов и приемов управления использования оборотного капитала.

Цель управления использованием оборотного капитала - это обеспечение максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде.

Основные задачи использования оборотного капитала:

· Оптимизация распределения, сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования;

·        Обеспечение максимальной доходности, от использования капитала при допустимом уровне финансового риска;

·        Обеспечение минимума финансового риска при использовании оборотного капитала;

·        Обеспечение своевременного реинвестирования оборотного капитала.

Управление оборотным капиталом составляет наиболее обширную часть финансового менеджмента во всей системе управления использованием капитала организации. Это связано с существованием большого количества элементов актива, формируемых за счет оборотного капитала, требуемых индивидуализации управления. Важность проявляется и высокой динамикой трансформации видов оборотного капитала; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельностью и других целевых результатов финансовой деятельности организации.

Политика управление использованием оборотного капитала представляет собой часть общей политики управления использованием совокупного операционного капитала организации, заключающаяся в формировании необходимого объема и состава этого капитала и обеспечении необходимых условий оптимизации процесса его обращения.

Существует специально разработанный перечень этапов управления оборотным капиталом.

В первую очередь (I этап) необходимо провести анализ использования оборотного капитала в операционном процессе организации в предшествующем периоде. Для этого рассматривается динамика общего объема оборотного капитала, динамика состава оборотных активов организации, сформированных за счет оборотного капитала. Анализ состава оборотных активов организации по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

Результаты позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотным капиталом организации и выявить основные направления его увеличения в предстоящем периоде.

На следующем этапе (II этап) происходит определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов за счет операционного капитала организации. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов организации:

·   консервативный подход - предполагает создание высоких размеров резервов оборотного капитала на случай непредвиденных сложностей в обеспечении организации сырьем и материалами, ухудшении условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности и т.д.;

·   умеренный подход - направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создания нормированных страховых их размеров;

·   агрессивный подход - заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.

В конечном итоге все эти подходы определяют сумму этого капитала и уровень его капиталоемкости по отношении к объему операционной деятельности.

На III этапе происходит оптимизация объема оборотного капитала. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности и риска использования оборотного капитала.

Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала, используемых в операционном процессе, относится к IV этапу. Это является основой для управления его оборачиваемостью в процессе использования.

На следующем, V этапе происходит обеспечение необходимой ликвидности используемых активов, сформированных за счет оборотного капитала.

На заключительном этапе обеспечивается увеличение рентабельности оборотного капитала. Его размер должен генерировать определенную прибыль при его использовании производственно-сбытовой деятельности.

Составной частью процесса управления оборотного капитала является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений. Цели и характер управления отдельными видами оборотных активов, сформированного за счет операционного капитала, имеют существенные отличительные особенности.

Поэтому на организации с большим объемом используемого оборотного капитала разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными видами оборотных средств (запасами ТМЦ, дебиторской задолженностью и денежными активами).

Основной целью управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами является обеспечение необходимого объема производства оборотными средствами на основе привлечения и оптимального использования, наиболее выгодных для организации источников средств.

Задачами комплексного экономического анализа состояния и использования оборотных средств организации являются:

.         Определение объема оборотных средств, необходимых для обеспечения непрерывности хозяйственной деятельности организации;

.         Проверка соответствия запасов материальных ценностей установленным нормативам и выявление в составе производственных запасов излишних и ненужных организации материалов;

.         Обеспечение сохранности оборотных средств, т.е. выявление и сведение к минимуму потерь оборотных средств;

.         Обеспечение использования оборотных средств по целевому назначению;

.         Определение влияния организации материально-технического снабжения и полноты использования материальных ресурсов на важнейшие показатели работы организации (объем выпуска продукции, себестоимость, производительность труда и др.);

.         Обоснование эффективности использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости и условного высвобождения из оборота;

.         Обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах;

.         Выявление резервов повышения эффективности использования оборотных средств.

Совокупность исследуемых в процессе анализа состояния и эффективности использования оборотных средств дает комплексную характеристику состояния и эффективности их использования.

Основной источник данных для анализа оборотного капитала организации - бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Проведем анализ состава и динамики оборотных активов ООО «Адамикстрой». Для этого составим таблицу 13.1.

Таблица 13.1 - Анализ динамики и состава оборотных активов ООО «Адамикстрой» за 2010 год

Виды оборотных средств

2009 год

2010 год

Структура, %


начало года

конец года

среднее значение

конец года

среднее значение

2009 г.

2010 г.

Изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Запасы и затраты

393

731

562,0

1219

975,0

25,6

29,6

4,0

Налоги по приобретенным товарам, работам, услугам

69

227

148,0

146

186,5

6,7

5,7

-1,1

Дебиторская задолженность

765

754

759,5

761

757,5

34,6

23,0

-11,6

Финансовые вложения

0

0

0,0

1





Денежные средства

482

975

728,5

1784

1379,5

33,1

41,8

8,7

Все оборотные средства

1709

2687

2198,0

3911

3299,0

100,0

100,0

-

Примечание. Источник: собственная разработка

Анализируя структуру оборотных активов, видим, что уменьшилась к концу 2010 года доля краткосрочной (до 1 года) дебиторской задолженности на 11,6 проц.п., а это положительно влияет на финансовую стабильность, так как в составе дебиторской задолженности может быть нереальная к взысканию дебиторская задолженность и списанная на убыток дебиторская задолженность.

Увеличилась доля денежных средств и доля запасов и затрат.

В оценке активов предприятия необходимо проанализировать оборачиваемость оборотных средств предприятия. Данные для расчета оборачиваемости представим в таблице 13.2.

Таблица 13.2 - Расчет оборачиваемости оборотных средств

Показатели

2009 год

2010 год

Отклонение

% изменения

Выручка от реализации продукции, млн.р.

16609

31023

14414

186,8

Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн.р.

2198,0

3299,0

1101,0

150,1

Прибыль, млн.р.

950

3256

2306

342,7

Оборачиваемость оборотных средств, дней

47,6

38,3

-9,4

80,4

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

7,6

9,4

1,8

124,4

Коэффициент эффективности использования оборотных средств, р.

0,432

0,987

0,555

228,4

Коэффициент закрепления

0,132

0,106

-0,026

80,4

Примечание. Источник: собственная разработка

прибыль финансовый инвестиционный

Итак, данные таблицы показывают, что в 2010 году использование оборотных средств более эффективное, чем в 2009 г., так как произошло ускорение их оборачиваемости на 1,7 оборота или на 9,4 дня, а прибыль на единицу оборотных средств (рентабельность оборотных средств) увеличилась на 0,555 млн.р.

Рассчитаем влияние остатков оборотных средств и коэффициента оборачиваемости на величину выручки от реализации продукции:

Влияние средних остатков оборотных средств

ΔВРПОС=1101*7,6=8319,6 млн.руб.

Влияние коэффициента оборачиваемости

ΔРПКобор=1,8*3299=6094,4 млн.руб.

То есть, увеличение остатков оборотных средств увеличило выручку на 8319,6 млн.руб., а ускорение их оборачиваемости увеличило выручку от реализации продукции на 6094,4 млн.руб., и в целом выручка увеличилась на 14414 млн.руб.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств повлекло за собой их высвобождение в сумме:

*(-0,026)=-806,5 млн.руб.

Итак, эффективность использования оборотных средств в 2010 г. увеличилась.

Рассчитаем показатели ликвидности, составив таблице 13.3.

Таблица 13.3 - Показатели ликвидности ООО «Адамикстрой» в 2010 г.

Показатели

На 01.01.2011 г.

Отклонение (+, -)

1. Оборотные активы (стр.290 формы 1)

2687

3911

1224

2. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения [стр.270 формы + (стр.730 + стр.740 + стр.750 + стр.760) формы 5]

975

1785

810

3. Краткосрочная дебиторская задолженность (стр.110 формы 5)

754

761

7

4. Краткосрочные обязательства (стр.710 + стр730 + стр.740 формы 1)

1402

2047

645

4.1. Просроченная кредиторская задолженность (стр.210 формы 5)

2

2

0

5. Собственные оборотные средства (стр.1 - стр.4)

1285

1864

579

6. Показатели ликвидности:



0

6.1. Коэффициент абсолютной ликвидности (стр.2 : стр.4)

0,695

0,872

0,177

6.2. Коэффициент промежуточной ликвидности [(стр.2 + стр.3) : стр.4]

1,233

1,244

0,011

6.3. Коэффициент текущей ликвидности (стр.1 : стр.4)

1,917

1,911

-0,006

6.4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр.5 : стр.1)

0,478

0,477

-0,002

6.5. Коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности денежными средствами (стр.2 : стр.4.1.)

487,5

892,5

405,0

6.6. Коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности денежными средствами и краткосрочной дебиторской задолженностью [(стр.2 + стр.3) : стр.4.1.]

864,5

1273,0

408,5


Итак, все показатели ликвидности ниже нормативных, что говорит о низкой платежеспособности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 1998. 256 с.

2 Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Под.ред. Ермолович Л.Л. М.: Экоперспектива, 2001. 576c.

3 Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М, 2000. 258c.

4 Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2001. 383c.

5 Бланк И.Б. Финансовый менеджмент. Киев: Ника, 1999. 306 с.

6 Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 623c.

7 Бошнякович Н.С. Сбалансированность платежеспособности предприятия и ликвидности его финансовых ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 6. С. 55-61.

8 .Бухонова С. М. Комплексная методика анализа финансовой устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 7. С. 8-15.

9 Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами. Перевод с англ. М.: Финансы и статистика. 1999. 799c.

10Германович Г.В. Мониторинг и моделирование оценки платежеспособности // Белорусский экономический журнал. 2003. №3. С.51-59.

11Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2001. 596с.

12Джумов А. Методологические подходы к анализу финансового состояния и хозяйственного механизма предприятия // Белорусский фондовый рынок. 2001. №8. С.19-24.

13Илясов Г. Оценка финансового состояния предприятия // Экономист. 2004. № 6. С. 49-54.

14Илясов Г. Г. Улучшение финансового состояния предприятия за счет проведения финансового анализа и введения управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 11. С. 62-67.

15Игнатов А. В. Анализ финансового состояния предприятия // Финансовый менеджмент. 2004. № 4. С. 3-20.

16Илышева Н. Н. Методологические аспекты прогнозирования финансовых потоков организации на основе комплексной оценки ее финансового состояния // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 10. С. 16-21.

17К вопросу об управлении финансовым состоянием предприятия // Финансовый менеджмент. 2004. № 3. С. 112-120.

18Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003. 451c.

19Консультант-Плюс Беларусь: электронная нормативно-правовая база. Мн., 2007.

20Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков и К, 2003. 503 с.

21Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ООО «Новое знание», 2002. 704c.

22Сорвиров Б. Из опыта зарубежных стран: оценка финансового состояния промышленных корпораций // Экономика. Финансы. Управление. 2000. №9. С.76-77.

23Финансовый анализ / Под ред. Ефимовой О.В. М.: Бухгалтерский учет, 2002. 208 с..

24Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2000. 655c.

25Хант Дж. Эффективность организаций // Современное управление. - 2001. - N6.-С.61-96.

Похожие работы на - Финансовый исследование деятельности ООО 'Адамикстрой'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!