Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,47 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Содержание

Введение

1. Понятие и виды задолженности

. Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

. Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Согласно п. 3 ст. 1Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" основными задачами бухгалтерского учета являются: "...формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости".

В рамках решения данной задачи немаловажное значение имеют своевременное и полное выявление должников организации, достоверное и обоснованное отражение дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета, контроль их погашения. Необходимо учитывать, что четкое знание и соблюдение правил списания дебиторской и кредиторской задолженности обезопасят организации от привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства при исчислении налога на прибыль, налога на добавленную стоимость.

Заметим, что сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской и кредиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняются простыми объективными причинами:

для организации-должника это возможность использования дополнительных, причем бесплатных, оборотных средств;

для организации-кредитора это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.

В связи с вышесказанным, тема данного исследования является актуальной и интересной для изучения.

Цель данного исследования углубление и расширение знаний по данной теме, выработка навыков по применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности и т.д.

Задачи данной работы:

раскрыть понятие «задолженность», «дебиторская задолженность» и «кредиторская задолженность», определить виды дебиторской и кредиторской задолженности;

раскрыть учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

исследовать порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности и др.

В ходе исследования по теме курсовой работы, были использованы следующие источники: Г.И.Алексеева, А.М. Парагульгов - «Инвентаризация расчетов как элемент управления дебиторской задолженностью»; В.Д. Горбулин, О.H. Фокина - «Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета»; В.В. Сененихин - «Дебиторская задолженность в бухгалтерском учете»; Т. Сильвестрова - «Дебиторская и кредиторская задолженность: отражение в учете»; Н.А. Челнокова - «Учет списания дебиторской задолженности»; С. Верещагин - «Осторожно - риски, или Как списать дебиторскую задолженность» и др.

Источником нормативно-правовых актов была использована справочная система Консультант Плюс.

1. Понятие и виды задолженности

дебиторский задолженность кредиторский инвентаризация

Каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами (см. Приложение А).

В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на:

дебиторскую,

кредиторскую.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации: "К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага".

Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации.

К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени.

Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств, составляющих дебиторскую задолженность.

Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками.

Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах:

во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности,

во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной,

в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих:

денежных средств;

дебиторской задолженности;

материально-производственных запасов;

незавершенного производства;

расходов будущих периодов.

Следовательно, дебиторская задолженность - это часть оборотного капитала организации.

Как мы уже отметили, дебиторская задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм под отчет.

Дебиторскую задолженность условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) - это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.

Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации "сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией".

По истечении срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в категорию безнадежной задолженности (нереальной ко взысканию).

Согласно п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации "безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации".

Дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, может образоваться вследствие:

ликвидации должника;

банкротства должника;

истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;

наличия денежных средств на счетах в "проблемном" банке.

Здесь возможны два варианта:

во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной ко взысканию и, соответственно, подлежит списанию на финансовые результаты;

во-вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;

невозможности взыскания судебным приставом-исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления).

В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:

краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты);

долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).

Следует отметить, что в отношении просроченной дебиторской задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить расчеты акциями, векселями, применять бартер.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать платежеспособность и деловую репутацию контрагента.

Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда.

Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные МПЗ, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.

Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также списана как невостребованная.

Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

2. Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

На счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражается информация о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 - 75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников предприятия в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

К счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открываются субсчета:

-00 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";

-01 "Расчеты по исполнительным документам";

-02 "Расчеты по депонированной заработной плате";

-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам";

-04 "Расчеты с профсоюзными организациями";

-05 "Расчеты с дочерними обществами";

-06 "Расчеты с зависимыми обществами";

-07 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам";

-08 "Расчеты с физическими лицами";

-09 "Расчеты по претензиям";

-10 "Расчеты по имущественному и личному страхованию";

-11 "Расчеты по целевым сборам жилищно-коммунального хозяйства";

-12 "Расчеты по невыясненным суммам";

-13 "Расчеты с государственными органами";

-80 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

На субсчете 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" учитываются суммы, удержанные из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов и постановлений судебных органов. Удержанные суммы отражаются по кредиту субсчета 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" в корреспонденции с дебетом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 01 "Начисленная заработная плата". Выплаченные или перечисленные суммы списывают с дебета субсчета 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Возврат перечисленных ранее сумм в связи с отсутствием получателя отражается по кредиту субсчета 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. По истечении срока исковой давности задолженность по исполнительным документам списывается с дебета субсчета 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" и относится на доходы организации (в кредит субсчета 91-01 "Прочие доходы").

На субсчете 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате" учитываются суммы заработной платы, начисленные работникам, но не выплаченные в срок из-за неявки получателей. Суммы депонированной заработной платы перечисляются с дебета счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (субсчет 04 "Заработная плата к выдаче") в кредит субсчета 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате".

Полученные из банка денежные средства на выдачу заработной платы, не выплаченные в срок, возвращаются в банк, который выдает их затем по первому требованию предприятий. Выплата депонированной заработной платы отражается по дебету субсчета 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате" в корреспонденции с кредитом субсчета 50-01 "Касса организации".

По истечении срока исковой давности депонентская задолженность списывается с дебета субсчета 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате" и относится на доходы организации (в кредит субсчета 91-01 "Прочие доходы").

На субсчете 76-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам" учитываются расчеты со съемщиками квартир и лицами, проживающими в общежитиях жилищно-коммунального предприятия. Суммы начисленной квартирной платы, а также причитающиеся суммы за жилье и коммунальные услуги с работников, проживающих в служебных помещениях, отражаются в сумме установленного тарифа для населения по дебету субсчета 76-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи", субсчет 01 "Выручка".

Суммы компенсаций из бюджета на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством льгот гражданам отражаются по кредиту субсчета 76-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам" в корреспонденции с дебетом счета 86 "Целевое финансирование", субсчет 01 "Средства бюджетов и государственных внебюджетных фондов".

По кредиту субсчета 76-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам" отражаются также суммы, поступившие от квартиросъемщиков, в корреспонденции с дебетом учета денежных средств или счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 01 "Начисленная заработная плата", если задолженность по квартплате удерживается из заработной платы. Также начисленные суммы квартирной платы могут передаваться для оплаты другим структурным подразделениям организации, что отражается в корреспонденции с дебетом субсчета 79-09 "Внутрихозяйственные расчеты по прочим операциям". При погашении задолженности работника по проживанию в общежитии за счет предоставленной организацией дотации субсчет 76-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам" кредитуется в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 80 "Иные расчеты".

На субсчете 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями" ведется учет членских взносов и использования средств профсоюзных организаций. Профсоюзные взносы удерживаются из заработной платы работников, что отражается по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (субсчет 01 "Начисленная заработная плата") и кредиту субсчета 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями". Перечисление профсоюзных взносов отражается по дебету субсчета 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями" и кредиту счета 51 "Расчетные счета".

Поступление денежных средств от профсоюзных организаций на выплату материальной помощи и премий работникам отражается по кредиту субсчета 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями" в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетные счета".

По дебету субсчета 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями" отражается начисление работникам выплат за счет средств, полученных от профсоюзных организаций, в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (субсчет 01 "Начисленная заработная плата") или с субсчетом 50-01 "Касса организации". За счет средств профсоюзной организации может быть оплачена стоимость выданной путевки, что отражается по дебету субсчета 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 07 "Расчеты за путевки" (если путевка выдана работнику предприятия), или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 08 "Расчеты с физическими лицами" (если путевка выдана неработающему пенсионеру).

На субсчетах 76-05 "Расчеты с дочерними обществами" и 76-06 "Расчеты с зависимыми обществами" отражается информация о состоянии расчетов с дочерними и зависимыми обществами, которые не предусмотрены комментариями к счетам 60 - 75.

На субсчете 76-07 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету субсчета 76-07 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" и кредиту субсчета 91-01 "Прочие доходы". Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту субсчета 76-07 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам".

На субсчете 76-08 "Расчеты с физическими лицами" ведется учет расчетов с лицами, не являющимися работниками данного предприятия, в частности по приобретению путевок и т.д. Авансы, полученные от физических лиц, на данном субсчете не отражаются, для их учета используется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 02 "Расчеты по авансам полученным".

Стоимость путевок, реализуемых пенсионерам, отражается по дебету субсчета 76-08 "Расчеты с физическими лицами" в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (субсчет 01 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам"), 90 "Продажи" (субсчет 01 "Выручка") или 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 01 "Прочие доходы") в зависимости от выбранного способа учета путевок. Частичная оплата путевок за счет средств Фонда социального страхования учитывается по кредиту субсчета 76-08 "Расчеты с физическими лицами" и дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 01 "Расчеты по социальному страхованию". Если приобретение путевки осуществляется за счет средств профсоюзных организаций, то субсчет 76-08 "Расчеты с физическими лицами" кредитуется в корреспонденции с дебетом субсчета 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями". В случае частичной оплаты путевки за счет средств организации субсчет 76-08 "Расчеты с физическими лицами" кредитуется в корреспонденции с субсчетом 91-02 "Прочие расходы". Оплата части стоимости путевки физическим лицом в кассу организации отражается по кредиту субсчета 76-08 "Расчеты с физическими лицами" и дебету субсчета 50-01 "Касса организации".

Кроме того, на субсчете 76-08 "Расчеты с физическими лицами" отражается начисление налога на доходы физических лиц при выдаче лицам, не являющимся работниками предприятия, подарков (в случае превышения их стоимости над установленными нормами) в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 02 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц".

3. Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

В последнее время многие крупные отечественные предприятия в рамках системы внутреннего контроля создают систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Такая система предполагает широкое применение досудебного порядка урегулирования возникших споров в случаях, предусмотренных законодательством для данной категории споров.

Одним из важнейших условий правильного управления дебиторской и кредиторской задолженностью является своевременная инвентаризация расчетов и обязательств с последующей выверкой взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.

Целями проведения инвентаризации организации являются:

проверка полноты отражения в бухгалтерском учете организации всех обязательств;

установление фактического наличия дебиторской задолженности организации;

выявление предприятий, которые фактически не являются дебиторами организации;

подготовка пакетов документов по дебиторам организации, необходимых для взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке;

подготовка предложений по списанию дебиторской задолженности в силу невозможности ее взыскания в результате отсутствия первичных документов, а также в результате истечения сроков исковой давности и отказа должника от погашения задолженности на основании данного факта;

приведение данных бухгалтерского учета организации в соответствие с результатами инвентаризации;

построение в организации эффективной системы управления дебиторской задолженностью.

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки обязательств организации в целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Инвентаризация обязательств коммерческих организаций является элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также п. п. 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, при формировании учетной политики утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.

Механизм проведения инвентаризации определяется в соответствии с положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также Закона N 129-ФЗ.

Согласно Методическим указаниям инвентаризации подлежат все виды финансовых обязательств. В Положении N 34н уточняется, что под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

Порядок проведения инвентаризации в организации (количество в отчетном году, дата проведения, перечень проверяемых имущества и финансовых обязательств) устанавливается руководителем организации, за исключением случаев, указанных в Законе N 129-ФЗ, когда проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при установлении фактов хищений или злоупотреблений;

в случаях стихийных бедствий, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

при смене руководителя коллектива (в случае коллективной материальной ответственности), при выбытии из коллектива более 50% ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива.

Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.

Как правило, любая инвентаризация состоит из следующих этапов:

. Подготовительные мероприятия - издание приказа о проведении инвентаризации, назначении инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения инвентаризации, определение объема работы (утверждение списка дебиторов), организационное обеспечение деятельности.

. Основной этап (документальная проверка) - сбор первичной документации, анализ представленных документов, сопоставление данных, истребование дополнительных документов.

. Заключительный этап - оформление результатов инвентаризации, проверка достоверности данных, полученных в результате инвентаризации, согласовательные мероприятия, подписание акта выполненных работ, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации, приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с результатами инвентаризации, списание дебиторской задолженности.

При инвентаризации имущества организации по строке баланса "Дебиторская задолженность" проводится документальная проверка, при которой наличие финансовых обязательств подтверждается непосредственно первичными документами.

В соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, отражаемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно по окончании операции. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Таким образом, все положения, отраженные в бухгалтерском учете, должны быть подтверждены первичными документами, которые доказывают наличие или отсутствие дебиторской задолженности, а именно:

договор (или иной документ, из которого можно сделать вывод о том, что между сторонами было достигнуто согласие по выполнению того или иного обязательства);

дополнительные документы, отражающие текущее состояние взаимоотношений между сторонами, а также подтверждающие признание одной из сторон наличия задолженности (акты сверок взаиморасчетов, претензионные письма, ответы на данные претензии и т.д.).

Кроме того, в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Следовательно, при взыскании дебиторской задолженности в судебном порядке в качестве обоснований исковых требований кредитора необходимо представить первичную документацию.

Для проведения инвентаризации в организации создаются инвентаризационные комиссии:

постоянно действующая комиссия, в организационно-контрольные функции которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период;

рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

разовые комиссии по проверке и выборочной инвентаризации - в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе (распоряжении), который регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Формы приказа о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22) и Журнал учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23) утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Заключение

И так, в ходе изучения темы курсовой работы, мы узнали, что на балансе организации отражается задолженность двух видов: дебиторская и кредиторская.

Дебиторская задолженность возникает из договоров между организацией, выступающей в роли кредитора, и другими юридическими и физическими лицами, выступающими в роли должников.

Должники обязуются совершить в пользу кредитора определенное действие:

оплатить поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

возвратить или перечислить в счет расчетов от дочерних или зависимых обществ деньги или имущество;

поставить ценности или выполнить услуги в счет выданных ранее авансов;

возвратить переплату по налогам (сборам) или зачесть ее в счет будущих платежей.

Кредиторская задолженность возникает по следующим обязательствам:

оплатить поставщикам и подрядчикам стоимость полученных от них товаров, принятых работ, оказанных услуг;

уплатить деньги, передать имущество, выполнить работы, оказать услуги дочерним либо зависимым обществам;

передать имущество, выполнить работы, оказать указать услуги другим юридическим и физическим лицам в счет полученного аванса либо предоплаты;

производить оплату труда работникам согласно заключенным коллективным и индивидуальным трудовым договорам;

выплатить налоги и другие платежи в бюджет, взносы в социальные внебюджетные фонды.

Текущая дебиторская и кредиторская задолженность по сфере возникновения подразделяется на задолженность, возникшую в результате основной деятельности и задолженность по другим операциям.

К первой группе относятся: задолженность покупателей (дебиторская) и задолженность перед поставщиками (кредиторская).

К дебиторской задолженности второй группы относятся:

авансы, выдаваемые физическим лицам;

суммы по предъявленным претензиям и судебным искам;

задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба;

задолженность учредителей по вкладам в уставный (складочный) капитал;

задолженность по прочим операциям.

К кредиторской задолженности второй группы относятся: задолженность по различным платежам в бюджет; задолженность по платежам в фонд социального страхования и пенсионный фонд; задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования; обязательства по выплате дивидендов.

В данной работе был рассмотрен счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", предназначенный для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

К данному счету открыты следующие субсчета: 76-00 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"; 76-01 "Расчеты по исполнительным документам"; 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате"; 76-03 "Расчеты с жильцами по жилищным и коммунальным услугам"; 76-04 "Расчеты с профсоюзными организациями"; 76-05 "Расчеты с дочерними обществами"; 76-06 "Расчеты с зависимыми обществами"; 76-07 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам"; 76-08 "Расчеты с физическими лицами"; 76-09 "Расчеты по претензиям"; 76-10 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"; 76-11 "Расчеты по целевым сборам жилищно-коммунального хозяйства"; 76-12 "Расчеты по невыясненным суммам"; 76-13 "Расчеты с государственными органами"; 76-80 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Безнадежный долг (долг, нереальный ко взысканию)признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации2Дебитор (от лат. debitor -должник)должник, юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность организации, учреждению, предприятию3Дебиторская задолженностьсумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними4Долгосрочная дебиторская задолженностьзадолженность, погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты5Инвентаризацияопределенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки обязательств организации в целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности.6Краткосрочная дебиторская задолженностьзадолженность, погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты7Кредитор (от лат. creditor - веритель, от лат. credo - верю)физическое или юридическое лицо, предоставляющее ссуду дебитору и имеющее право требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств.8Кредиторская задолженностьпредставляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.9Нормальная дебиторская задолженностьзадолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)10Просроченная дебиторская задолженностьзадолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой11Сомнительный долглюбая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией

Список использованных источников

1Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГДФС РФ 14.06.2002) (ред. от 27.07.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.11.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

7Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Последн. обновление 10.12.2010.

8Алексеева, Г.И. Инвентаризация расчетов как элемент управления дебиторской задолженностью [Текст] // Бухгалтер и закон. -2010. -N 4. -С. 5 - 14.

Горбулин, В.Д. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета / [Текст]. - М.: ГроссМедиа Ферлаг, РОСБУХ, 2009. - 160 с.- ISBN: 978-5-476-00000-1.

Парфенова, Н. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (расчетов) как средство внутреннего контроля финансовой деятельности организации [Текст] // Финансовая газета.- 2009.- N 52.- С. 19.

Сильвестрова, Т. Дебиторская и кредиторская задолженность: отражение в учете [Текст] // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.- 2010.- N 9.- С. 12-19.

12Филина <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3812770/>, Ф. Н.Дебиторская и кредиторская задолженность. Острые вопросы налогообложения / [Текст].- М.: ГроссМедиа Ферлаг, РОСБУХ, 2008.- 154 с.- ISBN 978-5-476-00634-3.

Челнокова, Н.А. Учет списания дебиторской задолженности [Текст] // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2009.- N 10.-С. 5-7.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!