Информационные технологии во взаимодействии государства и граждан (бизнеса)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    225,14 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные технологии во взаимодействии государства и граждан (бизнеса)












Курсовая работа

тема: «Информационные технологии во взаимодействии государства и граждан (бизнеса)»

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные преобразования общества, вызванные становлением первоначальных форм информационной эпохи, транснализацией и глобализацией мирового пространства, обусловили начало качественных трансформаций не только мирового порядка, но и многих сущностных черт государства, а также средств и методов организации политической власти и государственного указывает ряд зарубежных ученых, «современные управления. Как справедливо телекоммуникации перестраивают характер и форму политических организаций, а также объединяют сообщества друг с другом в рамках новых структур взаимообмена».

Одной из наиболее приоритетных задач, признанных сегодня на государственном уровне, является информатизация общества, предполагающая построение электронного государства. Достичь этого невозможно без включения всех государственных структур в единое информационное пространство. Взаимодействие между ними осуществляется посредством ИТ-инфраструктуры, которая уже существует практически во всех министерствах и ведомствах, однако уровень ее развития и качество обеспечения функций управления органов государственной власти весьма неравномерен. Отличаются и подходы к информатизации госструктур.

На федеральном уровне разработаны концептуальные документы, устанавливающие принципы управления государственными информационными ресурсами (ГИР). Проводимая в настоящее время административная реформа требует согласования задач информатизации с задачами модернизации государственного управления.

Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в котором функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.

Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальным становится учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.

Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательский подход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям, которые проводят инжиниринговые исследования и реинжиниринг организационных структур, тесно увязывая их с проектируемыми бизнес-процессами и добиваясь при этом реального выигрыша во времени и экономического эффекта.

Предметом курсовой работы являются информационнех технологии в государственном и управлении.

Объектом курсовой работы является информатизация государства и бизнес.

Целю курсовой работы является исследование информационных технологий во взаимодействии государства и граждан (бизнеса).

Задачи курсовой работы:

рассмотреть теоретические аспекты понятия информационных технологий во взаимодействии государства и граждан;

узнать информационные технологии как основу управления;

исследовать информационные технологии в политике современного государства;

проанализировать мировой опыт взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами;

исследовать информационные технологии во взаимодействии государства, граждан и бизнеса;

рассмотреть типологию информационных технологий современного государства и бизнеса.

Методической литературой послужили труда авторов: Г.А. Титаренко, Божко В.П., Вдовенко Л.А., Вендров А.М., Вудкок Д. и др.

1. Теоретические аспекты понятия информационных технологий во взаимодействии государства и граждан

.1 Информационные технологии как основа управления

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этан развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая», «компьютерная» или «современная».

Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. В табл. 1 приведены основные характерные черты новой информационной технологии.

Таблица 1. Основные характеристики новой информационной технологии

Методология

Основной признак

Результат

Принципиально новые средства обработки информации

Встраивание в технологию управления

Новая технология коммуникаций

Целостные технологические системы

Интеграция функций специалистов и менеджеров

Новая технология обработки информации

Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации

Учет закономерностей социальной среды

Новая технология принятия управленческих решений



Новая информационная технология - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.

 

.2 Информационные технологии в политике современного государства

информационный государство технология коммуникативный

И практика, и научные исследования уже достаточно ясно показали, что важнейшим ресурсом современного управления государством и обществом становится информация. Однако, признание этого действительно исторического факта оставляет открытым ряд весьма и весьма существенных вопросов. В частности, как эти подвижки влияют на сущностные черты и свойства государства, его место в социуме? Меняется ли и как политический инструментарий властей при урегулировании общественных процессов?

Действительно ли государственная информационная политика превращается в ключевой способ руководства и управления социальными отношениями или же такая тенденция носит временный характер? Надо сказать, что в современной политической науке нет однозначного ответа на эти вопросы. Различные теоретические подходы по-разному трактуют данную эпохальную ситуацию для государства: они колеблются от признания качественных трансформаций природы государства как территориальной формы организации власти под воздействием информационной эпохи до весьма скептического отношения к этим процессам и утверждения незыблемости принципов государственного устройства и технологий управления общественными процессами со стороны данного института.

При этом особую сложность и противоречивость выводов демонстрирует анализ соответствующих процессов в государствах переходного типа, сочетающих в своей деятельности задачи различных исторических уровней. Понятно, что особые проблемы возникают исследованием политических практик российского государства. В целом, видимо следует признать, что время еще не до конца выявило те факторы и тенденции, которые сделали бы очевидными все векторы изменений в эволюции государства и как особого социального института, и как фактора, функционирующего в информационном пространстве. Однако, совершенно очевидно, что и с точки зрения практических в данной связи и с потребностей, и в плане теоретического интереса все явственней проступает потребность в изучении изменений, касающихся инструментальной части деятельности государства, а именно средств и методов его поведения в информационной сфере.

Ведь именно через технологии и процедуры реальной политики им решаются задачи и исторического, и эпохального характера. Говоря об этом круге задач, подчеркнем, что в условиях становления (развития) политического и информационного рынка именно разнообразные технологические приемы передачи (сбора, хранения, обработки и проч.) знаний и сообщений (а равно и способы их взаимной организации) дают государству возможность форматировать и продвигать свои политические продукты, обеспечивать им конкурентно способные свойства и преимущества, сохранять адекватные отношения с динамикой социальной среды. Причем в трансформирующихся обществах, где идет активный поиск путей и направлении развития, на первый план выходят совершенно определенные технологические приемы организации публичного дискурса, планирования и осуществления информационных обменов и акций. Другими словами, в данном историческом контексте у этих государств на первый план выходят будущего. В данном отношении наиболее важным явлением выступают информационные стратегии, как раз и являющиеся промежутком между текущей практикой государственного управления и власти и высшим уровнем политического проектирования и информационной активности государства в целом. Как показывает практический опыт современных политий, именно этот компонент выступает тем ключевым механизмом сочетания текущих и долгосрочных задач, который и обеспечивает преемственность политического курса правительств, увязывает принципы политической линии властей с решением конкретных социальных проблем и вопросов. Используя политический потенциал информационных стратегий, власти имеют возможность по-особому организовывать публичный дискурс, создавать устойчивые и одновременно гибкие коммуникации государства с гражданскими структурами, всеми его постоянными контрагентами. Так что, в зависимости от умения использовать потенциал информационных стратегий сегодня непосредственно зависит не только эффективность государственной политики, но и решение более существенных для общества вопросов социального развития. Задачи сочетания долгосрочных и краткосрочных политических целей, позволяющих соединять будущее и настоящее, реальность и перспективу развития политики Степень разработки темы. Констатируя высокую роль и значение информационных инструментов для деятельности государства, тем не менее следует констатировать пока явно недостаточный уровень их изучения.

Причем, это касается не только исследования самих информационных стратегий (их места, роли, а также ориентационных, плановых и других параметров), но и обусловливающей их содержание государственной информационной политики. Причем следует учесть и то, что анализ информационных процессов и политической коммуникации в настоящее время объединяет очень широкий спектр специалистов различных направлений политологов, социологов, журналистов, психологов, юристов, экономистов и проч.

Таким образом, научное знание переполнено сегодня громадным числом разнородных когнитивных моделей, способов и приемов анализа этих явлений и процессов. На этом междисциплинарном фоне анализ информационной политики и информационных стратегий государства характеризуется существенной неоднозначностью вкладываемых в них смыслов. А учитывая высокий удельный вес публицистических работ, то и весьма поверхностным, мало специфицированным и нефундированным характером. Существенно ограничивает возможности исследования данных явлений и достаточно эмпирический характер многих информационной произведений, политикой исторически сложившийся все характер формы исследований.

Так, к примеру, во многих работах западных и отечественных ученых под государственной понимаются практически активности государства в информационной сфере. В то же время информационные стратегии, как правило, рассматриваются лишь в контексте электоральных процессов и соответствующих кампаний, как иноформа реализации различных избирательных планов в отношении СМИ, партий и прочих политических факторов. Представляется, что такого рода подходы вызваны в основном практическими потребностями и не покрывают всего пространства деятельности государства как политического фактора и особого интегрированного института общества. Конечно, что касается отечественной науки, то надо сказать, что подобный взгляд на рассматриваемые явления во многом обусловлен историческими обстоятельствами. Например, концепт «информационной политики государства» приобрел в нашей стране академический статус совсем недавно. И это неудивительно, поскольку буквально несколько лет назад информационная политика государства существовала не более чем в виде разрозненных акций по преимуществу антикризисного характера. Так что, многие вопросы, касающиеся ее концептуализации, структуризации или идентификации особых механизмов формирования и реализации оставались практически невостребованными.

1.3 Мировой опыт взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами

Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами выражаются привычными уже сегодня сокращениями, такими как B2B («business-to-business»), B2C («business-to-customer»), G2B («government-to-business»), G2C («government-to-citizen») и так далее.








Рисунок 1 - Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами

Важно, что эти термины покрывают только отношения взаимодействия между субъектами общественной жизни. Существуют и другие типы отношений, например, отношения принадлежности, собственности. Бизнесы в любой стране, при любой системе всегда принадлежат либо гражданам, либо другим бизнесам, либо государству. Государство принадлежит своим гражданам-то есть граждане являются владельцами своего государства. А вот граждане уже никому не принадлежат, кроме самих себя.

На международном уровне взаимодействие между этими тремя типами субъектов общественной жизни из разных стран осуществляется во множестве различных форм. Существуют вполне традиционные формы - например, взаимодействие государств из разных стран проявляется в форме международных отношений. Взаимодействия бизнесов из разных стран осуществляется в форме международной торговли, международного разделения труда и во множестве форм транснациональных бизнесов - в случае, когда трансграничным является не только отношения взаимодействия, но и отношение принадлежности. Различные международные взаимодействия между гражданами покрывают широчайший спектр отношений, начиная от самых неформальных, таких как дружба, любовь или участие в каких-то объединениях «по интересам». Как правило, однако, более формальные гражданские отношения, такие как семейные отношения или зарегистрированные некоммерческие организации - профессиональные либо организации гражданского общества - существуют только в рамках национальных структур, даже если они являются по существу международными. Я не имею в виду в данном случае формально гражданские международные организации (типа Всемирной организации труда) - это просто еще одна из форм государственных международных отношений.

На наш взгляд, сам факт наличия противоречия между гражданскими отношениями, являющимися по существу международными, и их национальной юридической принадлежностью является прекрасной демонстрацией отставания процессов развития государств (с точки зрения их функциональности) от потребностей общества. Например, существует и еще одна схема взаимоотношений, которая стала возможной в современном глобальном обществе и которая не может осуществляться, скажем, между государством и бизнесами. Государство одной страны не может напрямую общаться с бизнесами другой страны (даже в случае транснациональных корпораций - для этого в России, например, придуман институт представительств), а вот граждане могут напрямую взаимодействовать с бизнесами другой страны. Это происходит, когда, скажем, мы покупаем книгу через интернет в магазине, расположенном в другой стране. При этом возникает масса юридических проблем, связанных с регулированием на международном уровне - простейшим случаем является несоответствие налоговых законодательств государств продавца и покупателя. Не меньшие сложности вызывают и отношения трансграничного владения - известным всем примером являются существующие до сих пор в России ограничения на приобретение гражданами ценных бумаг иностранных компаний.

Впрочем, для рассмотрения проблематики электронного правительства гораздо важнее то, что внутри страны и граждане, и бизнесы взаимодействуют не просто с государством, как с каким-то единым объектом - а с множеством ведомств, региональных и муниципальных структур, различных департаментов и т.д. При этом взаимоотношения между субъектами регулируются государством по воле граждан, что, собственно, и является выражением демократии - в информационном обществе такое регулирование (т.е. регулирование государством по воле граждан) имеет еще большее значение, чем в традиционном индустриальном обществе. Эти взаимоотношения реализуются гражданами для обеспечения функционирования общества - это их самодеятельность, и реализуются бизнесами для обеспечения функционирования экономики - а это как раз то, что принято называть предпринимательством.

Нужно заметить, что описанная (повторяю, в чрезвычайно упрощенном виде) схема взаимоотношений между субъектами общественной жизни принципиально ничем не отличается от схемы организации взаимодействия в крупном бизнесе, особенно в современных горизонтально-интегрированных корпорациях. В такой аналогии прямым аналогом граждан являются заказчики, аналогом бизнесов - сотрудники компании, функциональные и территориальные подразделения, а аналогом государства - руководство компании. Естественно, при этом существенно различаются отношения принадлежности, собственности, да и более гибкой является схема «международного взаимодействия». Но принципиальных отличий в отношениях взаимодействия между «субъектами корпорации» и «субъектами общества» не существует.

Из сказанного вытекает первый принципиально важный тезис: электронное правительство - это только термин. Суть любого проекта электронного правительства, реализуемого в любой стране - это всегда внедрение корпоративной информационной системы национального масштаба. e-Corporation и e-Government - это очень близкие вещи, не существует принципиальной разницы между процессами автоматизации в большой корпорации и процессами автоматизации в государстве, хотя цели и методы, конечно, немного различаются. В частности, в силу отличия традиций и культуры государственного и корпоративного управления. Итак, говоря о создании электронного правительства в России, мы должны говорить и думать в терминах разработки и внедрения корпоративной информационной системы для «Корпорации Россия».

Для того чтобы весь описанный механизм в целом работал (не важно, в корпорации или в стране) - кстати, обратите внимание, что я до сих пор вообще ничего не сказал про информационные технологии - необходимы правила работы государства, простые, понятные и непротиворечивые. Необходимы правила работы бизнесов, прозрачные, выгодные для общества и справедливые. Необходимо неукоснительное соблюдение этих правил, их прозрачность и доступность для граждан и всей системы в целом. Обычно все это существует в той или иной мере в корпорациях - т. к. для бизнеса эффективность функционирования является критически важным фактором. На государственном уровне эти условия реализуются в той или иной степени в разных странах, в большей степени - в традиционных демократиях, в меньшей степени - в развивающихся и посткоммунистических странах.

Существенным отличием правил работы бизнеса от правил работы государства является целевая ориентация - эффективные бизнесы ориентируются на нужды заказчиков, в то время как традиционные государства зачастую ориентируются на собственные потребности, в той или иной степени игнорируя нужды граждан. Соответственно, существенно различаются и установленные бизнес-процессы. В частности, при взаимодействии с бизнесом заказчик чаще всего имеет единственную точку контакта, а все внутренние проблемы, связанные с его обслуживанием, решаются внутри бизнеса в соответствии с внутренними бизнес-процедурами. Во взаимоотношениях граждан и бизнесов с государством обычно все происходит наоборот - имеются множественные точки контактов, и выполнение соответствующей установленной государством процедуры является обязанностью «заказчика». Все знают, сколько нужно собрать различных справок и документов, и перенести их из одной организации в другую для выполнения, вообще говоря, простейших транзакций - типа оформления прав собственности, той или иной регистрации и т.д. При этом, кстати, часто нарушается и принцип транзакционности, в результате чего никогда нельзя быть уверенным в целостности и непротиворечивости данных в различных ведомствах.

Из этого следует второй важнейший тезис - для реализации электронного правительства необходим переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан. Это проблема, которая сейчас встает перед всеми странами, которые внедряют у себя системы электронного правительства, и она неизбежным образом встанет и в России при реализации программы «Электронная Россия». Чрезвычайно опасно пытаться автоматизировать существующие неэффективные процедуры. В аналогии между электронной корпорацией и электронным правительством этому соответствует известный всем специалистам по корпоративным информационным системам факт: повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга бизнес-процессов автоматизируемого предприятия.

Автоматизированное предприятие становится иным по своей схеме бизнес-процессов, и это то, что необходимо для автоматизации (и повышения эффективности) государства, и что сейчас уже осознается многими государствами. При внедрении системы электронного правительства государству приходится изменять свои бизнес-процессы. Бизнес-процессы государства на сегодняшний день - и это характерно не только для России, это типично практически для всех стран, в том числе и для стран развитых - это ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях и отсутствие взаимообмена информацией между различными ведомствами и службами. Есть ведомственные базы данных (в данном случае не важно - в виде традиционных бумажных архивов, или в электронной форме), но нет ни стандартизации форматов, ни обмена информацией между ведомствами. Типичным является высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременно низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Как правило, отсутствуют или слабо определена ответственность и контроль сроков исполнения при межведомственных взаимодействиях.

Можно спорить о достоинствах и недостатках существующей системы - часто говорят о том, что при наведении порядка в государственных структурах все граждане окажутся «под колпаком», а информационные технологии станут новым инструментом тоталитаризма. Я, однако, склонена исходить из идеализированной схемы - прекрасно понимая ее идеализм, особенно с учетом российских традиций - в которой государство является «сервисной структурой» для общества, обеспечивая выполнение востребованных обществом функций, и не более. Можно назвать это слегка модифицированной формой «общественного договора» - из этого, кстати, следует, что у государства в принципе не может быть интересов, интересы могут быть только у общества, а государство является просто механизмом их реализации.

Причина такого подхода - в значительной степени сугубо экономическая (хотя, для внедрения межведомственного информационного обмена необходима, конечно, соответствующая регламентация, закон о защите персональных данных и т.д.). Дело в том, однако, что цена государственной неорганизованности оказывается в результате для экономики и общества очень большой. Скажем, в России, по некоторым проводившимся исследованиям и экспертным оценкам, затраты времени граждан на обращения в государственные службы составляют примерно 3-4 млрд человеко-часов в год, что соответствует 1,5 млн человеко-лет в год. В обработке непосредственных обращений граждан занято порядка 400 тыс. государственных служащих, соответственно, затраты их времени тоже должны вычитаться из совокупного общественно-полезного труда. При этом от четверти до трети всех транзакций, которые проводятся при взаимодействии всех граждан с государственными службами, осуществляются с теми или иными ошибками.




2. Информационные технологии во взаимодействии государства, граждан и бизнеса

.1 Государство в современных информационно-коммуникативных процесса

Концепция информатизации при использовании структурного моделирования объектов региона с отображением на модель коллектива вычислителей в виде единой распределенной системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) исполнителей позволяет решать все типы простых и сложных задач регионального и муниципального управления при минимальных затратах на разработку методов решения задач, алгоритмов и программных средств. Создаваемые при этом информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.

В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио- и видеосредствами, технологиями для проведения телеконференций, совещании, залами и лабораториями со специализированными АРМ для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений. В настоящее время на федеральном уровне управления действуют СЦ Президента России, Совета Безопасности, в центральных органах федеральной исполнительной власти.

В зависимости от складывающейся обстановки СЦ МЧС может вести работу в трех режимах:

режиме повседневной деятельности;

режиме повышенной готовности;

чрезвычайном режиме.

Для реализации работы в чрезвычайном режиме в составе автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС включаются в работу мобильные ситуационные центры, которые могут базироваться на различных транспортных средствах (автомобиле, вертолете, самолете), оснащенных вычислительной техникой, средствами мобильной связи и способных оперативно получать, обрабатывать и передавать информацию о сложившейся в регионе чрезвычайной ситуации, осуществлять поддержку решений, принимаемых соответствующими органами управления [17, с. 244].

В быстроразвивающейся информатизации городов опорными пунктами и поставщиками необходимой для нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах и уже функционирующие ИС комитетов по чрезвычайным ситуациям, налоговых служб, казначейства, пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий. На основе кооперации ведомственных и административных органов создаются ИС городов в Центральном, Приволжском, Южном и других федеральных округах, а также в Башкортостане, Татарстане, ряде других субъектов Федерации.

В интересах обеспечения эффективного функционирования системы административных органов управления, их дальнейшего развития, а также для информационного обслуживания населения в городах функционируют отделы информатики, которые могут создаваться в структуре мэрии либо быть подразделением муниципального ВЦ.

Распределение по функциональным подсистемам определяет основу структуры ИС города, так как информация в них легко структурируется по предметному признаку, обеспечивая необходимую унификацию для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, накопления в банках данных и использования информации в пределах подсистемы. В интересах совместно решаемых задач между подсистемами осуществляется автоматизированный обмен информацией, что обеспечивает функционирование системы в целом [2, с. 156].

Административное управление мэрии основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;

ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;

осуществление планирования и контроля выполнения планов;

применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;

осуществление проектирования и макетирования документации;

статистическую обработку данных;

ведение служебной переписки;

оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации [17, с. 271].

Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.

Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.

В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.

Подсистема «Социальная защита» кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД «Ветераны», «Инвалиды», «Слепые», «Многодетные», «Матери-одиночки», «Блокадники», «Репрессированные», «Военные узники», «Военные пенсионеры» и др. Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населения [7, с. 152].

Программный комплекс «Расчет пенсий» позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда» Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.

Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России [4, с. 871].

Вложения в интегрированные системы управления чаще всего дают гораздо более высокую отдачу, чем использование отдельных управляющих средств для различных системных и сетевых ресурсов. Что же должна представлять собой действительно интегрированная управляющая среда?

С появлением распределенных систем отдельные приложения управления стали использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру. Это дало им возможность, по крайней мере, теоретически, разделять информацию в различных операционных средах. Так возникла интеграция достаточно низкого уровня, которая обеспечивала доступ к каждому управляющему приложению из отдельного «окна» в общем пользовательском интерфейсе. Данная архитектура управления позволяла администратору работать с множеством систем с одной консоли, но по сути не обеспечивала реальной интеграции, поскольку возможности разделения данных от различных приложений были очень ограниченными.

В действительно интегрированной среде одно управляющее приложение имеет единый интерфейс и единое представление данных для различных вычислительных платформ. С другой стороны, такая среда должна предоставлять администратору возможность разделять информацию между различными дисциплинами управления. Иными словами, основные характеристики интегрированной системы управления следующие:

Кросс-платформность - приложение, которое реализует функции отдельной дисциплины управления, прозрачно для различных операционных сред;

Кросс-дисциплинарность - приложения для различных дисциплин используют общую информацию;

Открытость - возможность интеграции средств управления других поставщиков.

Кросс-дисциплинарные возможности обеспечивают совместную работу различных управляющих модулей и тем самым повышают эффективность всей системы в целом. Например, можно интегрировать средства управления программным обеспечением с приложением управления хранением. В результате программа резервирования будет информирована о том, какие прикладные системы устанавливались в последнее время, и выполнять резервирование только при необходимости [6, с. 276].

В полностью интегрированной среде управления должен быть реализован унифицированный, открытый способ просмотра и разделения информации, который может использоваться всеми входящими в эту среду управляющими приложениями на всех вычислительных платформах. Интегрированная среда должна:

обладать согласованным пользовательским интерфейсом (например, интерфейс реального мира CA-Unicenter TNG);

иметь возможность разделять информацию между различными операционными средами и дисциплинами управления; реализация этой возможности подразумевает наличие общего, возможно распределенного, репозитария данных и объектно-ориентированной архитектурной базы (например, объектно-ориентированная база интегрированного семейства управляющих приложений ТМЕ 10 компании Tivoli);

обеспечивать представление информационной инфраструктуры как с точки зрения системного и сетевого управления, так и исходя из интересов бизнеса (например, представление бизнес-процессов в CA-Unicenter TNG);

быть распределенной как физически, так и логически;

обеспечивать иерархическую организацию управления - возможность делегирования прав менеджера сверху вниз и передачи ответственности за выполнение определенных действий снизу вверх [11, с. 183].

В большой, мультиплатформеной, распределенной вычислительной среде ежедневно приходится выполнять множество управляющих «транзакций»: генерацию сообщений о событиях, модификацию учетной информации пользователя, распределение нового программного обеспечения, операции по управлению хранением данных, сбор информации о производительности и т.д. Использование интегрированной системы управления, удовлетворяющей этим условиям, может существенно повысить эффективность работы. Интеграция позволяет администратору за одну операцию охватить множество платформ одновременно и предотвратить возникновение ошибок из-за повторения однотипных действий. Автоматическая корреляция событий с разных платформ также повышает качество работы менеджера.

Открытость управляющей среды реализуется с помощью прикладных программных интерфейсов и других средств, таких, например, как пакет модулей интеграции Tivoli/Plus в ТМЕ 10 или средство создания агентов в Unicenter-TNG. Эти возможности позволяют интегрировать новые продукты, а также те системы, которые уже использовались в организации и по-прежнему представляют ценность для нее, тем самым сохраняя инвестиции.

информационный государство технология коммуникативный

2.2 Типология информационных технологий современного государства и бизнеса

За последние десятилетия существенно возросла зависимость бизнес-процессов предприятий от информационных технологий во всех сферах экономической деятельности. Сегодня уже нет предприятий, где в той или иной степени не применялись бы информационные технологии. В тоже время, к сожалению далеко не все собственники и ТОП-менеджеры обращают внимание на эффективность и рациональность применения информационных технологий в бизнесе.

Опираясь на наиболее известные методики управления ИТ-сервисами (ITIL, MOF, Cobit) можно выделить следующие этапы, следуя которым достаточно просто определить необходимость внедрения той или иной технологии, а так же общую эффективность информационных технологий в целом.

Рисунок 2 - Взаимодействие между государством и бизнесом

В основу любой из современных методик управления ИТ-сервисами заложен следующий основополагающий принцип: требования к информационным технологиям предъявляет бизнес.

В промышленности системы моделирования позволяют обходиться без дорогостоящих испытаний, сокращают время создания продукции. Системы автоматизированного проектирования ускоряют проектирование сложной продукции, делают возможным более тесное использование потенциала рабочих групп. Система электронной передачи данных позволяет более эффективно управлять предприятием, вести быструю переписку между партнёрами, позволяет создавать рабочие группы внутри корпорации, не объединённые территориально, и даже за счет разницы часовых поясов расширить время работы над проектами.

В банковской системе возникают новые платежные системы, карточные системы, электронные кошельки, электронные клиринговые системы на основе достижений ИТ. Первоначально карточки использовали принцип магнитной ленты, в дальнейшем удалось создать микросхемы, Обладающие миниатюрностью, большими возможностями и лучшей защитой.

По отношению к России можно сказать следующее. Хороший (устойчивый) банк должен работать с клиентами по комплексу сервиса, лучшая форма работы - это перманентный доступ пользователя к его счету, который обеспечивает пластиковая карточка. Однако для этого требуется большие вложения, поэтому банки вынуждены объединяться в различные платежные союзы.

Для обслуживания мелких платежей применяются чиповые (smart) карты, периодически «подзаряжаемые» владельцем. Они не требуют при покупках авторизации, и более защищены по сравнению с обычными магнитными карточками.

Новые ИТ позволяют расширить сферу услуг, ускорить платежи, удешевить стоимость денежного оборота.

Несмотря на сложности в состоянии надежности и безопасности Internet, уже возникла спецификация Open Financial Connectivity (OFS), регламентирующая финансовые транзакции в сети Internet и торговая система Merchant Server от Microsoft.

Индустрия развлечений активно разнообразнейшим образом использует достижения информационных технологий. Это и разработка новых компьютерных игр, новых аттракционов, использование ИТ в кино- и видеопроизводстве.

Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия-появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов-микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ, датчики, программируемые контроллеры-превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. С другой стороны, в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли какой-либо компанией, её продукт становится стандартом для всех остальных. В качестве примера можно привести персональные компьютеры фирмы IBM, операционные системы корпорации Microsoft, локальная сеть Novell, стандарты бытовой видеозаписи VHS фирмы JVC, Video-8 фирмы Sony.

Поставщикам информационных технологий следует оценить те индивидуальные сдвиги, которые произошли в интересах их клиентов. Производство более не будет определяться назначением конечного продукта, а скорее сочетанием производственных и рыночных характеристик, например большим объемом требующихся фасонных изделий из пластика или заказами на продукцию порошковой металлургии. В современном мире удовлетворение потребностей заказчиков определяет производственную деятельность фирм.

Способность к взаимодействию как концепция столь же привлекательна, сколь трудна в реализации. Трудности связаны одновременно с проблемами технологии и конкуренции. Технологические усилия сосредоточены на технических показателях, которые определяются на базе стандартов. Следовательно, наличие стандартов является залогом достижения взаимодействия. Как указывалось выше, скорость появления новых информационных разработок выше, нежели стандартизация информационных продуктов. Но в последнее время в связи с укрупнением предприятий и увеличивающимся опытом по интеграции различных платформ ИП, стандартизация деятельности различных производителей проводится уже на этапе разработки и создания ИП.

Еще одна сложность текущего момента состоит в том, что развитие ИТ в значительной степени определяет процессы интеграции систем и создания стандартов. Это может в значительной мере отодвинуть сроки реализации тех преимуществ, которые предоставляют новейшие технологии. Например, выполнение программы создания компьютеров пятого поколения, финансируемой японскими фирмами, сдерживается тем, что новая архитектура программного обеспечения пока не сочетается с существующими центрами искусственного интеллекта, новые протоколы не могут быть использованы в старых системах связи, а новые машинные языки не подходят для старых систем и т.д.


Заключение

В заключении проведенного исследования можно сделать выводы:

. Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

. Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.

. Влияние различных информационно-технических новшеств следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, влияние телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводит в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль влияния информации на организационный процесс управления организацией постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

. В результате развития информационных технологий и большой прибыльности проектов в отрасль привлечено множество фирм. В результате создалась ситуация совершенной конкуренции. Результатом сегодняшней обостренной конкуренции будет совершенствование ИТ, появятся новые отрасли, рынок предложения станет прозрачнее.

. Таковы основные черты развития сегодняшнего индустриального бизнеса - этого многоликого феномена нынешнего столетия, который уже сейчас конкурирует с промышленностью и в будущем может быть основным видом экономической деятельности.

. Повышение эффективности управления путем развития АСУ и одного из наиболее сложных компонентов, входящих в их состав, - СППР требует обоснованного подхода к выбору платформы, структуры и состава соответствующих программных средств. С учетом выполненного анализа современного состояния Российского рынка ПС, ориентированных на поддержку управленческих решений, могут быть предложены следующие рекомендации для разработчиков, пользователей и руководителей.

. Основное требование к государственному и муниципальному управлению - его эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

. По свое содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Список литературы

1.   Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

2.      Автоматизированные информационные технологии в управлении: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: Финстатинформ, 2007 г.

.        Агапов А.Б. «Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской федерации» М.: Юристъ, 2007 г.

.        Божко В.П. Информационные технологии в статистике: Учебник. - М.:Финстатинформ, 2006 г.

.        Вдовенко Л.А. Автоматизированные системы управления производством / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: Экономическое образование, 2007 г.

.        Вендров А.М. CASE-технология. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2008.

.        Вудкок Д. Современные информационные технологии совместной работы. - М.: Microsoft Press, 2007 г.

.        Голенищев, Э.П. Информационное обеспечение систем управления / Э.П. Голенищев, И.В. Клименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 136 с.

.        Гринберг, А.С. Защита информационных ресурсов государственного управления: учебное пособие / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.А. тепляков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 327 c.

.        Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2007 г.

.        Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.: РАГС, 2006 г.

.        Компьютерные системы и сети: Учебное пособие /Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. - М.: Финансы и статистика, 2008 г.

.        Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: ДеКа, 2005 г.

.        Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 2006.

.        Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. - М.: Финансы и статистика, Электроинформ, 2007 г.

.        Петров А.В., Тихомиров М.М., Федулов Ю.Г. Применение ситуационных центров в региональном управлении. - М.: РАГС, 2006 г.

.        Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2005 г.

.        Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Трубилина. - М.: Финансы и статистика, 2005 г.

.        Системы управления базами данных и знаний. / Под ред. А.Н. Наумова. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.

.        Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2005 г.

.        Сурнин А.Ф. Муниципальные информационные системы. - Обнинск, 2008 г.

.        Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. - М.: СИНТЕГ, 2005 г.

Похожие работы на - Информационные технологии во взаимодействии государства и граждан (бизнеса)

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!