Идеология фашизма

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,39 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Идеология фашизма

Введение

Тема данной контрольной работы - «Идеология фашизма»

Необходимо, в первую очередь, обозначить ту проблему, которая избрана для исследования в качестве доминирующей. Речь идёт о своеобразии идеологического поля фашизма, его основных составляющих и концептов. Таков диапазон исследовательской проблемы, предопределяющий основные направления работы.

Следует сказать также и о том, что актуальность, насущность темы, разрабатываемой в ходе исследования, бесспорна. Это связано, прежде всего, со значимостью исследовательской тематики. На сегодняшний день в мире существует значительное число политических движений, в том числе и тех, которые соотносят собственные установки с идеологией фашизма. В этом смысле изучение сущности фашизма как явления, связанного с определенной идеологией, является способом анализа и тех явлений и процессов, которые развертываются на настоящем этапе. Это объясняет всё возрастающий интерес к анализу различных политических идеологий.

Цель работы - рассмотрение вопросов, связанных со спецификой идеологии фашизма.

Данная цель предполагает решение целого ряда исследовательских задач:

·сбор, изучение, материала, посвящённого данной теме;

·рассмотрение теоретической базы исследования (обращение к специфике идеологии фашизма, к основным концептам, сопряженным с данной политической идеологией);

·систематизация, анализ изученного материала;

Объект исследования - политическая идеология как категория политической науки.

Предметом исследования в данном случае выступает идеология фашизма и связанное с ней концептуальное поле.

Необходимо обозначить специфические особенности методики и методологии, характеризующие данное исследование. В рамках данной работы были использованы такие общенаучные методы, как:

Øописание;

Øанализ;

Øсинтез;

Øабстрагирование;

Øсравнение;

Øаналогия.

Методология данного исследования основывается на системном и концептуальном подходе к изучаемой проблеме.

В данном случае системный подход предполагает учёт всех аспектов проблемы в их непосредственной взаимосвязи и целостности, выделение доминант исследования.

Фашизм как политическая идеология

Следует, в первую очередь, обратиться к определению понятия «идеология» и его сущностным характеристикам. «Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться как своеобразная форма интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т.е. как форма специализированного, интегрированного сознания или как надстройка над общественной психологией», - отмечают авторы учебника «Политология».

В.П. Пугачев и А.И. Соловьев, акцентируя внимание на политическом аспекте понятия «идеология», определяют ее как «определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям».

К.С. Гаджиев, автор учебника «Политология», замечает: «Для правильного понимания сущности идеологии необходимо иметь в виду еще один момент. Часто - в данном случае не являются исключением и вполне респектабельные идеологические конструкции - идеология привилегированных или господствующих групп, слоев, классов основывается на их глубоком убеждении в законности и абсолютной легитимности своего привилегированного или же господствующего положения, потому они просто не в состоянии трезвыми глазами смотреть на реальное положение вещей, в том числе и на глубокие изменения, возможно, происшедшие в собственной стране и окружающем мире. Соответственно они готовы отстаивать свои позиции любыми, даже насильственными средствами».

Фашизм относится к крайне правому флангу идеологического спектра. Как отмечают исследователи, суждения его идеологов и вождей не оформлены в законченные теории, напротив, они фиксируют лишь общие цели фашизма и оправдывают его, опираясь на предельно эклектичный набор идей.

Авторы «Категорий политической науки» отмечают: «Итальянский фашизм - результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение было первым, кто перенес принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста Фридриха Листа (1789-1846), фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации может стать опорой стабильности, а сильное, тотальное государство способно обеспечить рост в экономике». Фашисты утверждали, что «пролетарская» Италия после тысячелетий униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям» (т.е. странам, где господствуют самые богатые), жертвой эксплуатации которых она и является.

Центральность понятия нации в фашистской доктрине очевидна. Еще до прихода к власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо еще». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее свое мнение и волю в вожде, а суверенитет - в государстве. В то же время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она была главным мотивом, воодушевлявшим граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта об альтернативном будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой и общей историей, была лишь «сырьем», которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придает фашистское государство. В официальной «Доктрине фашизма» Муссолини об этом говорится еще четче: «Не нация создает государство… Скорее нация создается государством, оно дает народу, осознающему свое моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».

Как уже отмечалось выше, Бенито Муссолини (1883-1945) - основоположник итальянского фашизма, учредивший фашистскую партию, и диктатор Италии с 1925 по 1943. Этот «выходец из простого народа», как утверждал он сам, не получил систематического образования (хотя читал Гегеля, Маркса, Каутского и т.д.), но сдал экзамены на диплом учителя. В 1902 Муссолини перебрался в Швейцарию, где занялся политикой как журналист, боровшийся за интересы профсоюзов, призывавший к насильственным действиям для их осуществления, за что много раз подвергался арестам. Быстро приобрел репутацию революционера и хорошего оратора. Вернувшись в Италию в 1904, Муссолини возобновил радикальную политическую деятельность, в т.ч. основав свою газету «Классовая борьба». Проблемы с властями и популярность в среде радикалов сделали его редактором социалистической газеты «Аванти» и укрепили образ «социалиста-ультрареволюционера». Исключен из соцпартии в 1914 за поддержку Первой мировой войны, что привело его к разочарованию в социализме. В марте 1919 Муссолини основал фашистский «Союз борьбы», ряды которого благодаря его организаторским и ораторским способностям быстро увеличивались. В результате государственного переворота он был назначен премьер-министром в конце 1922, а через пару лет установил фашистскую диктатуру.

В 1930-е гг. Италия проводила экспансионистскую внешнюю политику (например, захват Эфиопии в 1936) и заключила военно-политический союз с нацистской Германией (1933). В 1940 Италия вступила во Вторую мировую войну на ее стороне. Поражения итальянских войск в 1943 привели к смещению дуче, которое поддержала даже фашистская верхушка государства, и его аресту. После операции немецких войск он был освобожден и стал на 1,5 года номинальным главой Северной Италии (так называемой Итальянской социальной республики). При бегстве в Австрию с отступающими немецкими войсками в начале 1945 Муссолини был пойман и расстрелян по приговору трибунала Комитета национального освобождения Северной Италии.

«В случае с Муссолини нельзя говорить о политической мысли как таковой: его мнение формировалось в ходе борьбы за власть и за утверждение сильного государства в Италии», - полагают авторы «Категорий политической науки».

Муссолини более или менее систематически изложил свои политические взгляды в статье «Доктрина фашизма» в XIV томе Итальянской энциклопедии (1932). Они представляли собой пестрое смешение различных, в том числе заимствованных, идей, концепций, лозунгов и т.п. Столь позднее появление официальной фашистской доктрины Муссолини объяснил тем, что она вырабатывалась в ходе политической борьбы, а не была продуктом предшествующих ей интеллектуальных поисков (как марксизм). Но если захват власти в государстве не требовал, по Муссолини, четкой доктрины фашизма в его итальянском варианте, то для перестройки государства она была нужна.

Статья состоит из двух частей: «Фундаментальные идеи» и «Политическая и социальная доктрина». Считается, что первая написана итальянским философом-неогегельянцем Джованни Джентиле (1875-1944), который отдал авторство дуче. Фашизм здесь определен в качестве религиозной концепции, которая якобы снимала границы между публичным и индивидуальным, позволяя реализовать «всеобщность свободы».

В основе «фашистского учения» Муссолини лежит принцип абсолютизации Государства «с большой буквы» в прямом и переносном смыслах: «Все для Государства, все во имя Государства, ничего помимо Государства». Дуче отверг либеральные, социалистические и демократические концепции государства как не соответствующие тогдашним условиям, ибо государство (прежде всего фашистское) уже стало выразителем «совести и воли народа», «настоящей сущности индивида» (отличие фашизма от либерализма). Оно сплачивает «классы в единую экономическую и этическую реальность», способно координировать и гармонизировать противоположные классовые интересы (отличие фашизма от социализма). Для дуче государство - это «выражение универсальной этической воли», «духовная сила», «высшее и наиболее могучее выражение личности», а не просто «механическое устройство»; это «абсолют, в сравнении с которым все индивиды или группы относительны и должны рассматриваться только по отношению к Государству». Муссолини назвал XX в. «столетием коллективизма» (в противовес индивидуализму либерализма XIX в.), веком Государства, «пронизывающего волю и интеллект» человека, полностью определяющего его поведение. Человек уподоблен «солдату в полку», т.е. в Государстве, они взаимно усиливают «индивидуальность».

Естественно, что Муссолини объявил фашизм «здоровой политической концепцией», которая является «и действием, и мышлением»; более того, фашизм как мышление вполне самодостаточен, ибо уже содержит оправдание самого себя. В такой связи фашизм выступает одновременно источником политических институтов, задающим их форму и содержание, и «воспитателем и покровителем духовной жизни». Как и всякая тоталитарная идеология (кстати, Муссолини поставил идею тоталитарности в заслугу фашизму), фашизм претендует на радикальную перестройку человека, его характера и веры. Дуче считал, что любые теоретическое изыскания подчинены «неумолимой динамике» конкретной ситуации, управлять которой в состоянии только лидер. Он знает: «железная логика природы» состоит в том, что сильный всегда берет верх над слабым. Фашизм отрицает либеральные и социалистические модели исторического развития, ибо они ведут к деградации «до простого физического существования», и, отвергая демократию как «договорную ложь политического равенства», соглашается использовать ее как инструмент мобилизации масс («организованная, централизованная и авторитарная демократия»).

«Доктрина фашизма» есть не просто символ диктатуры, а манифест тоталитаризма и войны, которую Муссолини считал признаком жизненной силы нации, смыслом истории. Результаты частичной реализации доктрины фашизма ужасают - подавление личности, тотальный государственный контроль, война, репрессии, концлагеря и миллионы жертв.

Фашисты были не только крайними националистами, они прежде всего радикальные государственники. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем - воплощение группового сознания.

«Понимание государства отличает итальянский фашизмом от национал-социализма в Германии, идеологи которого считали государство «производным продуктом» от расы, т.е. их подход можно назвать биологическим. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма: она источник и нации, и государства», - полагают авторы «Категорий политической науки».

Идеологии фашизма в целом присущи несколько особенностей. Во-первых, это четкое различение идеологий верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась в том числе и биологическими аргументами. Идеология масс строилась преимущественно на принципах народности, социальной справедливости, защиты интересов трудящихся, т.е. содержала в себе многие элементы популизма.

Именно из демагогических соображений фашизм сделал упор на популярные в первой трети ХХ в. идеи социализма. (Некоторые исследователи даже называют фашизм «марксистской ересью».) Однако понимание социализма было у фашистов весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, Адольф Гитлер (1889-1945) - полную приверженность целям нации. Поначалу фашизм провозглашал ликвидацию классовых различий, национализацию крупных монополий и т.д. Позднее он полностью утратил антикапиталистическую направленность.

Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию (за исключением идеологии для верхов), предельное упрощение лозунгов и идеологических клише, неприязнь к образованности. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вождей. Четвертая характеристика этой идеологии - культ грубой силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание всякого гуманизма. В сочетании с расизмом и антисемитизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества, крайней жесткости по отношению к народам оккупированных стран, уничтожения «недочеловеков» (цыган и славян), Холокоста - массового геноцида евреев.

Таковы основные концепты фашизма как политической идеологии.

Заключение

Итак, на основании проведённой исследовательской работы можно сделать целый ряд выводов.

Во-первых, следует отметить тот факт, что собранный, изученный и систематизированный материал позволил сформировать теоретическую основу работы, сопряжённую со спецификой фашизма как политической идеологии. Во-вторых, необходимо сказать о том, что на настоящем этапе интерес к данной теме не угасает, поскольку вопросы, связанные со сферой политических идеологий, можно по праву отнести к числу актуальных и насущных.

Кроме того, результаты данной работы свидетельствуют о том, что на протяжении истории сохранялся интерес к различным концептам, связанным с политическими идеологиями. Идеологии постепенно становились неотъемлемой частью культуры, «визитной карточкой» той или иной национальной политической традиции. Это обусловлено самыми разнообразными факторами, в том числе этнографическими, антропологическими, психологическими и рядом других.

Следует сказать и том, что на сегодняшний день всё возрастающий интерес к политическим идеологиям объясняется активизацией деятельности различных политических, общественных движений. Идеология - это то, что является определяющим для подобного рода объединений. Идеология способна сплотить сторонников того или иного течения, облегчить процесс агрегации и артикуляции их интересов.

На сегодняшний день процесс изучения политических идеологий предполагает творческий подход исследователей к данному проблемному полю, для построения той или иной интерпретационной модели необходимы знания в различных предметных сферах (истории, социологии, психологии, философии), желание расширять свой профессиональный диапазон, изучать историю развития политической мысли.

Следует отметить и то, что обозначенная тема выступает в качестве теоретического основания для различного рода прикладных исследований и является весьма перспективной в рамках её дальнейшего изучения, которое может носить междисциплинарный характер.

Тем самым, изучение различных политических идеологий может стать первотолчком для дальнейшего совершенствования и углубления знаний в сфере политологии.

Библиографический список

  1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2003. - 576 с.
  2. Категории политической науки. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 656 с.
  3. Муссолини Б. Доктрина фашизма. - Тверь: Радуга, 2004. - 78 с. - (Серия «Идеологии XX в.»)
  4. Нольте Э. Фашизм в его эпохе. - Пермь: Инфопресс, 2004. - 471 с.
  5. Политология. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. - СПб.: Питер, 2007. - 598 с.
  6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Апсект Пресс, 2004. - 479 с.

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!