Место социального менеджмента в структуре управления предприятием

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    246,27 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место социального менеджмента в структуре управления предприятием

Московский Авиационный Институт












Курсовая работа

по дисциплине “Социальный менеджмент ”

Тема: «Место социального менеджмента в системе управления предприятием»»

Выполнил студент: Клыбик В.А.

Руководитель курсовой работы: Колотовкин А.В.



Серпухов 2011

Содержание

Введение

. Сущность и содержание понятия менеджмент

.1 Понятие менеджмент

.2 Социальный менеджмент

.3 Менеджмент как наука искусство

. Организация как социально - экономическая система

.1 Организация как социально - экономическая система

.1.1 Типы предприятий

.1.2 Структура трудового коллектива

.2 Менеджмент - творчество, основанное на применении методов

.3 Функции социального управления

.4 Эффективность управления организацией

.4.1 Эффективность стратегического управления

.4.2 Эффективность тактического управления предприятием

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования очень велика, так как время, в которое мы живем, эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во много противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека превращение его из "винтика" в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Подобную ситуацию американцы, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции, определяют словом "вызов" (challenge). По их понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием , научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства менеджмента. С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей.

Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Менеджмент по-русски "управление" функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний в самостоятельную дисциплину, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу.

Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о "революции менеджеров", когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производительным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стрежень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Цель работы: определить место социального менеджмента в структуре управления предприятием (организацией).

Задачи:

.        Разобрать понятие социального менеджмента.

.        Изучить современные организации. Их структура, разновидности.

.        Обозначить роль социального менеджмента в организации.

Объект исследования : Организация как социальная система.

Предмет исследования: социальный менеджмент, как способ управления организацией.

1. Сущность и содержание понятия менеджмент

.1 Понятие менеджмент

Понятие "менеджмент" является достаточно общим и трактуется по-разному. В нем возведены воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт, и тому подобное), и как организационное понятие, которое характеризует субъектов, которые принимают решение, их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, мастер). В целом доминирует функциональный подход, который очерчивает задание деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход сосредоточивает внимание на роли менеджеров разных организационных уровней.

Понятие менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Достаточно часто слово менеджмент используется в качестве синоним к руководству или управлению предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе они часто употребляются как синонимы. П. Друкер как признанный авторитет в отрасли теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в разных значениях, хотя срок менеджмент исключительно тяжелый для понимания. Во-первых, он имеет специфически американское происхождение и вряд ли может быть переведен на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, что ее выполняют; он указывает на социальное или должностное положение и одновременно означает учебную дисциплину и отрасль научных исследований. Следовательно, дать полное и короткое определение этого понятия достаточно сложно, проще отметить его характерные черты, из которых состоит феномен менеджмента. Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и прибыльность; деятельность из присмотра, который использует особенные формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особенная отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации но др.

С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают связки в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическое звено общественного производства, а прежде всего как социально производственную подсистему рыночных отношений.

Особенности менеджмента как науки. Менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересах, поведении, и взаимодействую с другими людьми. Родовые особенности менеджмента как науки.

Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций, и тому подобное.

Во-вторых, истинность тех или других теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений.

В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека.

В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знания, а действия, то есть недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике. Много людей знают, что делают, но немного из них делают то, что знают.

Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций являются успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей работе.[1]

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для российской деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует более подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины, например: government administration - государственное управление и public administration - общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

С учетом изложенного в работе термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и «менеджмент».

Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

Так, целью менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного объекта.

В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности предприятия или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия.

Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

социальный менеджмент мотивация трудовой

1.2 Социальный менеджмент

Социальный менеджмент - раздел менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных последствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.

Теоретической основной социального менеджмента являются социология, психология, философия, социальная статистика, демография, основы менеджмента. Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами и математическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

Социальный менеджмент тесно связан с управлением социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации - специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений; совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.

По своему назначению управление социальным развитием организации ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации достойных условий труда и быта. Рекомендации социального менеджмента направлены на развитие у персонала положительных результатов поведения.

Предметом социального менеджмента являются отношения в обществе, социальные процессы и их закономерности.

Объектами социального менеджмента выступают социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере.

Структуры социального менеджмента призваны проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы социальной справедливости. Механизм функционирования структур социального менеджмента основывается на четкой постановке цели, разработке обоснованной стратегии ее достижения.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, с помощью которого специалисты-управленцы формируют организацию через разработку целей и способов их достижения.

1.3 Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент существует на стыке таких наук как экономика, социология, психология, теория систем и кибернетика, статистика и др. Можно овладеть этими знаниями, но не быть хорошим управленцем. Для этого необходимо нарабатывать навык. Знания, превращенные в навык, есть искусство. Между наукой и искусством должно существовать промежуточное звено, как между теорией и практикой, наукой и искусством. Это прикладное, промежуточное знание. Теорию необходимо переводить на язык практики и на производстве этим занимаются технологи. В социальной сфере технологическое звено должны восполнить социальные работники (как социальные технологи).

Менеджмент как некая система функций.

В качестве основных функций управления можно назвать:

Б) Технологическая разработка, т.е. перевод идеальной модели на реальные процессы.

В) Организаторская функция предполагает организацию и направление усилий людей, групп на достижение общих целей.

Г) Координация обеспечивает взаимодействие отдельных звеньев и индивидов.

Д) Мотивация. Одной из задач менеджмента является формирование позитивной мотивации у работников.

Е) Контроль, т.е. количественная и качественная оценка результатов.

Менеджмент как процесс предполагает определенную последовательность действий. Можно выделить следующие логические этапы:

Разработка программы деятельности и руководство ее реализацией.

Организация финансирования и обеспечения ресурсами.

Непосредственное руководство деятельностью организации и взаимодействием как между подразделениями данной организации (внутри), так и с другими организациями.

Руководство и контроль за персоналом.

Установление связей с внешней средой, общественностью (public relations) предполагает:

Установление позитивных контактов с потребителями услуг (реклама);

Налаживание связи с партнерами или с конкурентами;

Установление связи с широкой общественностью с целью сформировать благоприятный имидж организации в глазах общественности.

Контроль за внедрением инноваций. Необходим потому что обуславливается воздействием таких факторов:

Динамичный темп современной жизни, т.е. чтобы организация соответствовала своей миссии необходимо постоянно внедрять инновации.

Подавляющее большинство работников негативно воспринимает инновации, а иногда активно им сопротивляется.

Менеджмент как аппарат управления.

Основными составляющими аппарата управления являются:

.- персонал;

. - исследования и проекты;

. - маркетинг (изучение рынка);

.производство продукции или оказание услуг;

. - финансирование.

Персонал любой организации можно рассматривать на следующих уровнях:

I. Руководство. Его основные функции:

Координация;

Формирование политической стратегии;

II. Высший уровень персонала. Основные функции:

Планирование;

Организация;

Разработка различных программ;

III. Средний уровень персонала. Это самое важное звено. Осуществляет такие - функции как:

Мотивация исполнителей;

Контроль за работой исполнителей;

IV. Исполнители.

Менеджмент как определенная категория людей.

В деятельности менеджеров существует 4 основных принципа.

. Основными мотивами работников являются скорее социально-психологические факторы, нежели материальные (Удовлетворенность трудовым коллективом, условиями труда, оплатой).

. Производительность труда отдельных лиц зависит от норм, принятых в коллективе, а не от его личных качеств.

. Стиль руководства и общения оказывает решающее воздействие на поведение персонала.

. Изменение специализации работников нежелательно и нецелесообразно.[2]

2. Организация как социально - экономическая система

.1 Организация как социально - экономическая система

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ОРГАНИЗАЦИЯ) - это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Стремление предприятия к осознанному качественному развитию, организационная целостность, корпоративные ценности, творцом которых является профессиональный коллектив, и проявляющиеся в способности производить востребованный обществом экономический продукт на основе преобразований ресурсов, дают основание определить его как развивающуюся социально-экономическую систему.

Современная экономика включает в себя множество различных организационных, правовых, пространственных, целевых и прочих форм организации предприятия. Независимо от этих параметров, управление всеми видами предприятий сводится к решению определенных общих задач. К таким моментам относятся: построение организационной структуры предприятия, обеспечивающей его функционирование, передачу информации, принятие решений и контроль за их выполнением; организация людей, мотивирование их деятельности; обеспечение внешних связей предприятия; контроль за рынком, контрагентами; принятие решений о необходимости изменений в организации системы в целом.

Любое решение, принимаемое руководством предприятия, должно быть основано на достоверной информации о состоянии дел, о текущих проблемах и возможностях. Таким образом, любая программа изменения должна начинаться с диагностирования, которое проводится для обеспечения точного расчета факторов. В основе диагностирования лежит необходимость знать, во-первых, состояние организации, во вторых, - эффекты или последствия вмешательств. [ 3]

Предприятие - обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством

2.1.1 Типы предприятий

Предприятия для более глубокого изучения обычно классифицируют по виду и характеру деятельности, формам собственности, правовому положению и др.

По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:

Государственной собственности

Муниципальной собственности

Частной собственности

Собственности общественных организаций

По масштабу:

Малые

Средние

Крупные

По организационно-экономической форме:

Индивидуальные (ИП, кооперативы)

Партнёрства (хозяйственные товарищества и общества)

Корпорации (акционерные общества, госкорпорации)

По цели деятельности:

Коммерческие

Некоммерческие.

Виды, основные элементы и схемы отношений самоорганизации

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых, производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели. К таким элементам относятся неформальные структуры управления, участники этого процесса, ресурсы и т.д. В зависимости от объекта управления выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию .


Техническая самоорганизация как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Техническая самоорганизация как явление - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность, вне зависимости от условий функционирования (например, набор дублирующих устройств, средств связи, пожаротушения и т.д.). Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-либо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация - это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования. Например, в зонах сильного радиоактивного заражения наблюдались изменения внешнего вида некоторых деревьев и животных. Биологи не связывают это с болезнями растений и животных, а предполагают, что это приспособление к новым условиям.

Социальная самоорганизация как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей. Социальная ответственность является чертой характера человека, наряду с отзывчивостью, чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. Она может быть врожденной или приобретаемой за счет воспитания и учета моральных норм общества. Таким образом, самоорганизация реализуется в следующих видах: самовоспитание, самообучение и самоконтроль .

Виды самоорганизации

Рисунок 2 - Социальная самоорганизация

Самовоспитание - это преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации за счет собственных сил и ресурсов. Оно реализуется в действиях по формированию активной деловой политики, самоутверждению своей продукции и себя как личности, внедрению прогрессивных технологий. Самовоспитание предусматривает самовнушение, самодисциплину, лояльность, преодоление отрицательных эмоций.

Самообучение - это самопроизвольное стремление человека или организации к совершенствованию или получению информации и знаний. Самообучение опирается на потребность человека в информации, знаниях и общении, а также на потребности общества в прибавочном продукте и саморазвитии. Самообучение осуществляется за счет затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов. Оно может проводиться в различных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно. Самообучение также является следствием практики человека, его жизненного опыта, опыта окружающих его людей и организаций.

Самоконтроль - это оценка внутренних ощущений с результатами выполняемых или выполненных действий, она может относиться к человеку, коллективу или организации. Внутренние ощущения при самоконтроле обычно базируются на моральных ценностях, принятых нормах или традициях, собственных представлениях. Самоконтроль позволяет человеку, коллективу или организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности, убедиться в соответствии или несоответствии работы своим силам и знаниям. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование самого себя, доверительная беседа, внутренний голос. Результаты самоконтроля могут либо полностью совпадать с результатами формального технологического контроля, либо быть завышенными или заниженными. Самоконтроль дает внутреннюю уверенность в правильности или неправильности результатов официального контроля.

Самоорганизация может быть личной и коллективной.

Личная самоорганизация реализуется:

В планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.;

В организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха;

В контроле личных ощущений, реакций на происходящие события.

Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений. Как явление социальная самоорганизация представляет конкретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др. Например, организация кассы взаимопомощи, в которую люди добровольно вносят небольшие суммы денег для материальной поддержки своих же коллег в экстремальных случаях.

Социальная самоорганизация - неизбежный процесс как в формальных, так и в неформальных организациях. Она характерна и для одного человека (организация самого себя). Социальная самоорганизация, прежде всего должна быть оценена ее инициатором - человеком или коллективом. Эффективность самоорганизации имеет различные виды проявления: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, политическая, этическая, экологическая, правовая и т.п. Количественно можно оценить только экономическую, а остальные, не менее важные, - качественно по степени удовлетворения затрагиваемых потребностей и интересов инициатора этой самоорганизации. Известна общая формула оценки эффективности:


Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д.

Организационная эффективность связана с реализацией потребностей человека в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности и порядке.

Социальная эффективность реализует потребности человека в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении и отдыхе.

Технологическая эффективность связана с достижением лучших результатов в технике безопасности, производительности труда.

Психологическая эффективность реализует потребности человека в любви, семье, общении и свободном времени.

Правовая эффективность реализует потребности человека в безопасности, порядке и стабильности.

Экологическая эффективность реализует потребности человека в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические.

Этическая эффективность реализует потребности и интересы человека в стабильности, соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.

Политическая эффективность реализует потребности человека в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.

Эффективность социальной самоорганизации зависит от набора личностных качеств человека. К качествам, стимулирующим эффективность, относятся:

Инициативность

Мужественность

Настойчивость

Решительность

Самоанализ

Терпение

Умение предвидеть

Самостоятельность

Энергичность и др.

К качествам, тормозящим эффективность проявления социальной самоорганизации, относятся:

Застенчивость

Забывчивость

Пассивность

Отсутствие позитивной жизненной цели

Низкий уровень образования и воспитания.

Самоорганизация (далее везде подразумевается коллективная) и самоуправление имеют схемы отношений, аналогичные организационным отношениям в формальном управлении. Это типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых основным элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ)

Рисунок 3 - Типовые схемы отношений

Схемы самоорганизации в группе людей: а - линия; б - кольцо; в - колесо; г - звезда.

Рисунок 4 - Схемы отношений

Для внешних коммуникаций могут быть использованы матричная и редко применяемая иерархическая схема, а также сочетания всех приведенных схем.

Матричная схема неформального образования

Иерархическая схема неформального образования

Таким образом, самоуправление и самоорганизация имеют широкий набор организационных схем отношений для эффективной деятельности. [4]

2.1.2 Структура трудового коллектива

Трудовой коллектив - это не аморфное объединение, а объединение, организованное таким образом, что у него есть реальная возможность решать производственные, социальные, организационные и другие общие для всех или многих его членов вопросы.

Общее собрание трудового коллектива. В поле его зрения попадают, как правило, наиболее важные, принципиальные вопросы жизни и деятельности трудового коллектива. Если трудовой коллектив большой и созыв общего собрания затруднен из-за многочисленности или территориальной разобщенности, то собрания могут проводиться по цехам, отделам, участкам, бригадам и другим подразделениям, где обсуждаются вопросы, интересующие всех членов трудового коллектива. Окончательное же решение в таком случае принимается конференцией трудового коллектива, участниками которой являются представители всех структурных подразделений трудового коллектива. Порядок выборов и нормы делегатов на нее определяются отдельно. Собрания трудового коллектива созываются по мере необходимости, как правило, один или два раза в год.

Совет трудового коллектива (СТК) - это представительный орган трудового коллектива, осуществляющий его полномочия в период между общими собраниями. СТК выбирается общим собранием, которое устанавливает численность Совета и срок его действия. СТК подотчетен общему собранию. Все члены СТК выполняют свои обязанности на общественных началах. Не оправдавший доверия член СТК может быть выведен из его состава общим собранием.

Профсоюзный комитет. Профсоюзы - это наиболее массовая организация работников, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Хотя в настоящее время в России существует не один, а несколько профсоюзов, на конкретных предприятиях, как правило, такого многообразия нет. Один профсоюз во главе с профкомом чаще представляет интересы всех работников предприятия. Профком обладает широкими правами. [5]

2.2 Менеджмент - это творчество, основанное на применении методов.

Метод менеджмента - способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга

В современных условия, происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента. Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека - признание, уважение, самоутверждение.

Высшей потребностью является познавательная - самовыражение, свобода, развитие личности.

Таблица 1 - Методы менеджмента


Экономические методы менеджмента - комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента - их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

Административно-правовые методы менеджмента - совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.

Систему законодательных актов страны и региона - федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы - повышение качества жизни населения;

Систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов - цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;

Систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;

Систему оперативного руководства (власти).

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Социологические методы управления разнообразны .

Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива. [6]

2.3 Функции социального управления

Функции социального управления - обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

Обусловлены социальным назначением управления;

Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

Представляют собой направление его активного действия;

Предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют:

Внутренние функции

Внешние функции

В зависимости от времени действия существуют функции:

Постоянные

Временные

Общие функции управления:

) Информационное обеспечение - сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

) Прогнозирование - предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

) Моделирование - создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

) Планирование - определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

) Организация - формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

) Координация - согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

) Распорядительство - оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

) Регулирование - установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

) Контроль - установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

) Учет - фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления. [7]

.4 Эффективность управления организацией

Эффективность управления предприятием (организацией)

Что подразумевается под эффективностью управления, где находится граница между эффективностью и неэффективностью?

Общая эффективность управления предприятием (организацией) состоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами - маркетингом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и так далее, а также в значительной степени зависит от того, как сбалансировано управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне генерального менеджмента.

Также эффективность управления предприятием (организацией) рассматривается под стратегическим и оперативно-тактическим углом зрения.

Также её необходимо рассматривать в разрезе различных систем предприятия, например:

• Эффективность системы привлечения ресурсов.

• Эффективность системы эффективного использования ресурсов организации.

• Эффективность системы координации бизнес-процессов.

• Эффективность системы контроля во всех областях деятельности предприятия.

• Эффективность системы целеориентации предприятия.

• Эффективность системы принятия решений.

• Эффективность системы мотивации персонала.

• Эффективность системы оценки деятельности предприятия.

• Эффективность системы прогнозирования.

• Эффективность системы обучения персонала.

Также эффективность управления предприятием (организацией) имеет два важных измерения - экономическое и результативное. Результативное измерение сообщает о том, насколько предприятие успешно выполняет поставленные задачи в области обеспечения необходимого объёма производства, продаж и других маркетинговых задач. А экономическое измерение сообщает о том, насколько затратным является такой способ достижения поставленных целей.

Ещё одно разделение областей управления необходимо провести по двум категориям: объектно-логического управления (ОЛУ) и социально-психологического управления (СПУ):

Объектно-логическое управление (ОЛУ).

Совершаемые управленческие действия: предвидеть, прогнозировать, анализировать, планировать, решать, организовывать (разрабатывать и внедрять, ...) приказывать, давать указания, ставить задачи, координировать, контролировать.

Объектами управления являются: процесс, функция, информация, а также человек, подразделение - как элемент процесса, исполнитель функции и т.п.

Объектно-логическое управление часто называют административным.

Социально-психологическое управление (СПУ).

Совершаемые управленческие действия: мотивировать (призывать, вдохновлять, поощрять и наказывать и т.п.), обучать, развивать, наставлять, проявлять заботу, осуществлять поддержку.

Объектами управления являются: человек - как социальный объект, являющийся эмоциональной и духовной личностью, имеющий свои взгляды, ценности, интересы; группа - как социум, задействованные в процессах, выполняющие функции и задачи.

Только гармоничное сочетание двух этих компонентов в итоге создаёт полноценный менеджмент и открывает путь к эффективному управлению:

Эффективный менеджмент = ОЛУ+СПУ.

Когда эти все факторы сводятся в единую систему, то получается многомерная модель, в которой прослеживается сложное переплетение причинно-следственных связей. Видя такую сложную картину взаимозависимостей, большинство собственников даже не пытаются в ней разобраться, так как являются по своей сути предпринимателями, а рутина системного управления навевает на них скуку. Они, как правило, идут тремя путями:

. Оставить предприятие на том уровне развития, который позволяет осуществлять привычное директивное управление.

. Изобрести свою упрощённую модель управления и пытаться её усовершенствовать методом проб и ошибок.

. Поставить эффективный менеджмент с помощью специалистов в управлении и передать общее управление предприятием профессиональному менеджеру.

Первый путь приводит к постепенному затуханию и умиранию предприятия, так как если в условиях конкуренции бизнес не развивается, то компания проигрывает в конкурентной борьбе более сильным соперникам. Исключение составляют предприятия, которые нашли на рынке и заняли свою очень маленькую нишу, которая более сильным конкурентам не интересна. Если перед предприятием стоит задача по выходу на новый уровень конкуренции, то значит необходимо повышать уровень эффективности управления.

Второй путь приводит к разочарованию, так как чтобы изобрести свою оригинальную систему управления необходимо глубоко понимать принципы эффективного управления. Если не нарушены основные принципы эффективного управления, то вполне реально создать свою оригинальную систему управления, что на практике доказали многие передовые компании. Но эти компании создавали свои модели управления, кажущиеся на первый взгляд не сложными для понимания, пройдя этап глубокого изучения принципов эффективности, и лишь после этого создали свои системы управления.

Третий путь потенциально выигрышный, но лишь в том случае, если собственник бизнеса ответственно подошёл к передаче управления. Если передача управления не была осуществлена технологически грамотно, то последствия такой передачи могут быть самыми плачевными, вплоть до полной потери бизнеса.

Эффективность стратегического управления предприятием (организацией) имеет более высокий приоритет по сравнению с оперативным управлением, хотя оба эти компонента для успеха в бизнесе крайне важны. Стратегическое управление обозначает направление движения (вектор направления всех усилий организации) и создаёт системы отслеживания курса. Оперативное управление обеспечивает скорость продвижения предприятия по выбранному стратегическому курсу. Почему стратегия имеет более высокий приоритет? Попробую объяснить просто. Если правильно выбрано направление, то предприятие даже с невысокой скоростью может опередить конкурентов. Но если направление выбрано неправильно, то предприятие может двигаться быстрыми темпами в неправильном направлении и, соответственно, своей цели не достигнет.

Эффективность стратегического управления предприятием (организацией).

Многие основатели бизнеса имеют предпринимательский талант, правильно определяют стратегические приоритеты развития бизнеса на интуитивном уровне и такие стратегии для предприятия являются выигрышными. В реальности такое интуитивное стратегическое управление возможно только до определённых масштабов бизнеса. Так как многие решения в области оперативного управления основываются на стратегических ориентирах, осознанные правильные решения может принимать только собственник бизнеса. Его подчинённые не имеют достаточной информации для принятия верных решений. На начальной стадии развития предприятия (организации), как правило, используется директивный стиль управления, и все важные бизнес-процессы замыкаются на собственнике бизнеса. Директивный стиль управления означает управление через прямые указания (директивы).

Типичная картина директивного управления. Подчинённый, получив прямое указание (директиву) на исполнение чего-либо, начинает его выполнять. При этом, постановка задачи предполагает определённый сценарий развития ситуации. Если развитие ситуации отклоняется от сценария, то подчинённый становится в тупик и вынужден опять беспокоить руководителя, чтобы тот принял решение и дал ему новые указания. Пока подчинённых не так много и бизнес-процессы все на виду, то собственник справляется с этим потоком запросов на принятие решений и выдачу директив. Но как только бизнес начинает расти, управляющий собственник становится «тормозом процессов». Подчинённые часами и днями ожидают решений, а процессы в это время заморожены, так как основной центр принятия решений перегружен.

Не буду останавливаться на эмоциональных аспектах такого положения, когда собственник ощущает себя загнанной лошадью, скажу лишь о том, что такая ситуация чрезвычайно вредна для бизнеса и может привести к серьёзным экономическим потерям и спровоцировать проблемы на стратегическом уровне - серьёзные осложнения отношений с клиентами, поставщиками, внутри коллектива, ухудшение имиджа торговой марки и так далее.

Эффективность директивного управления предприятием (организацией) резко устремляется к нулю, как только предприятие переходит определённую границу деловой активности.

Решения о судьбе бизнеса (предприятия, организации) принимаются на верхнем уровне управления и это называют стратегическим управлением. В большинстве украинских компаний стратегическое видение успешного пути ведения конкурентной борьбы и завоевания рынков - это миссия отдельных высококвалифицированных специалистов, а иногда и одного основателя. Стратеги в тумане будущего разглядывают цель и ориентируют на неё организацию. Какой должна быть организация через N-лет, какими будут её продукты, и почему они будут пользоваться спросом, почему потребители отдадут им предпочтение перед конкурентами и так далее. Это и есть стратегическое видение.

Но к цели нужно проложить путь - определённые направления действий организации. Путь к долгосрочной цели состоит из множества переходных этапов. Пошаговый переход от одного этапа к другому планируется с учётом возможностей организации, состояния рынка и влияния конкурентов. Это и есть стратегический план развития.

Затем организацию нужно провести по выбранному пути к желанной цели как можно быстрее с наименьшими затратами. Это уже задачи оперативно-тактического управления.

.4.2 Эффективность тактического управления предприятием (организацией)

Когда есть стратегическое видение и стратегический план, то организацию нужно провести по выбранному пути к желанной цели. Для того чтобы силы и ресурсы организации были направлены на решение стратегических задач необходимо ежедневно и ежечасно правильно управлять ресурсами - человеческими, финансовыми, материальными, временными. Долгосрочные стратегические цели достигаются посредством ежедневных усилий множества рядовых работников. Один большой шаг организации состоит из множества маленьких шагов её рядовых работников. Когда работники шагают слаженно в нужном направлении, то это говорит о том, что люди их организовывающие - хорошие управленцы и в целом эффективность управления предприятием (организацией) находится на достаточно высоком уровне.

Об эффективности управления предприятием можно судить по тому, как рядовые работники понимают и воспринимают информацию о целях и задачах, умеют принимать правильные решения на своём уровне, действуют адекватно обстановке, нацелены на решение задач предприятия; какие возникают конфликтные ситуации, как они разрешаются; как скоординированы действия работников и подразделений, как подкреплены своевременным выделением ресурсов и так далее.

Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности. Когда предприятие нацелено на развитие, расширение, выход на новые территории, на новые рынки сбыта, где встретится в конкурентной борьбе с более сильными конкурентами, то проблема реорганизации системы управления становится очень актуальной. Поэтому, если ставится задача оценить эффективность управления развивающимся предприятием (организацией), то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам.

Оценка эффективности управления осуществляется по множеству параметров. Для разных предприятий этот набор параметров почти не изменяется, но сами параметры имеют различную приоритетность для каждого предприятия. По принципу Паретто 80% усилий и внимания нужно уделять 20-ти % основных подсистем, функций, бизнес-процессов, которые в наибольшей степени влияют на результаты деятельности. Задача заключается в том, как определить эти самые важные 20% и сконцентрировать на них усилия.

Нет единого непреложного стандарта, по которому любая организация может получить рейтинг эффективности управления своим предприятием. Можно с уверенностью сказать лишь о том, что управление должно быть настолько эффективным, чтобы предприятие достигало поставленных целей. А цели у каждого предприятия свои, причём, на каждом этапе жизненного цикла предприятия цели и задачи меняются из-за естественного роста бизнеса, а также существенно корректируются целями собственников бизнеса. [Источник 8 ]

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены и изучены понятия социального менеджмента, а так же более подробно - сущности социального управления на предприятии. Очень большое внимание уделяется в исследовании классическим функциям менеджмента - планировании, организации, мотивации и контролю.

В работе функции менеджмента рассматриваются не как экономический аспект в управлении производством, а как социальный, т.к. управление на предприятии - это не только управление операционными системами, но и самое главное - управление людьми.

Подводя итог всему вышесказанному можно отметить, что социальный менеджмент в системе управления на предприятии представляет собой философию управления, согласно которой оно должно быть принципиально ориентировано, во-первых, на учет опыта использования организационных методов управления; на разные виды «культуры управления»; мотивацию труда; грамотного управленца.

Из этого следует, что главным фактором, обуславливающим успех предприятия, является способность правильно управлять и мотивировать рабочих, а также в повышении социальной зрелости коллектива. Удовлетворенность работой членов коллектива, уровень развития внутри коллективных отношений, морально-психологическая атмосфера коллектива, степень вовлечения работников в управление производством, постоянная заинтересованность в повышении его эффективности, уровень текучести кадров, творческая активность трудящихся - эти показатели в значительной степени отражают уровень социальной зрелости производственного коллектива. И при помощи этих показателей обычно формируется оценка эффективности социальной деятельности руководителя производственного коллектива.

И в конце хотелось бы добавить, что все-таки нужно более эффективно управлять социальными процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов.

Список используемых источников

1. <http://www.alkj.ru/index.php-quest-Itemid-eq-28-and-id-eq-374-and-option-eq-com_content-and-task-eq-view> [стр. 5-7]

.        <http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-menedzhment.html> [стр. 8-13]

.        <http://menedzhmenti.ru/page375/page377/index.html> [стр. 14-15]

.        <http://www.standard-company.ru/standard-company44.shtml> [стр. 15-23]

.        <http://isfic.info/aprav/uris116.htm> [стр. 23-24]

.        <http://lib.rus.ec/b/204641/read> [стр. 24-28]

.        <http://www.be5.biz/pravo/amnv/01.htm> [стр. 28-30]

.        <http://www.progressive-management.com.ua/vs9> [стр. 30-38]

Похожие работы на - Место социального менеджмента в структуре управления предприятием

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!