Планирование затрат на предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование затрат на предприятии

Содержание

Вопрос 17. Требования, предъявляемые к планированию затрат на предприятии

Задача 39

Задача 55

Задача 81

Список литературы

Вопрос 17. Требования, предъявляемые к планированию затрат на предприятии

В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования - совокупности приемов и способов разработки планов.

Основные направления совершенствования методологии планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства - снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.

Планы развития предприятий разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Напомним, что под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив-это величина относительная, характеризующаяся степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи- выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).

Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется требуемое количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана.

Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.

Качественные показатели - величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

Между количественными и качественными показателями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рационально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно.

Нужны система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.

В системе показателей плана промышленности различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-Натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.

Широко применяется трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стоимостных показателей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорций, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продукции, товарная и валовая продукция [17, с. 471-474].

Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

1.по себестоимости каждой единицы;

.по средней себестоимости;

.по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

4.по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:

. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.

. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.

Для планирования является главной вторая цель.

Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д. [9, с. 171-173].

Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции.

Нормативные затраты - это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.

Упор на будущие затраты должен способствовать к большему приближению к затратам замещения.

Для определения запасов наиболее приемлемы методы FIFO и LIFO. Для того, чтобы не внедрять две разные системы можно применить один метод оценки по нормативной стоимости.

В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов [9, с. 173].

Целесообразно использовать следующую схему разделения накладных расходов:

.Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;

.Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;

.Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;

.Отнесение накладных расходов на виды работ.

Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице (1) обобщены наиболее распространенные базы распределения.

Таблица 1 Распространенные базы распределения

ЗатратыБаза распределенияАрендная плата, освещение, отоплениеПлощадьРасходы по служащим:руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платыЧисленность служащихАмортизация и страхование станков и оборудованияЦена единиц оборудования и станков

Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернативные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен. Цель - выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении. Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей площадью потребляют больше освещения и отопления. Аналогично использование числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом служащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе - распределение всех производственных накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия [4, с. 106-107].

Обслуживающие подразделения - это подразделения, которые должны тем или иным способом обеспечивать работу других подразделений, например, складов и отделов технического обслуживания. Иногда они называются подразделениями обеспечения. Они предоставляют услуги, необходимые для нормального функционирования производственного процесса, но не имеют непосредственного отношения к производству продукции. Поэтому невозможно отнести расходы обслуживающих подразделений на продукцию, проходящую через них. Таким образом, эти расходы должны быть отнесены на производственные подразделения, которые фактически производят продукцию. Метод распределения расходов обслуживающих подразделений между производственными должен быть выбран с учетом выгоды, которую производственные подразделения получают от функционирования обслуживающих. Например, многие компании распределяют общие расходы отдела материальных запасов (складов) на производственные подразделения на базе числа требований на отпуск материалов со склада или на базе стоимости отпущенных материалов. Аналогично расходы отдела технического обслуживания часто распределяются на базе зарегистрированного времени, отработанного обслуживающим персоналом в различных производственных подразделениях. После того, как расходы обслуживающих подразделений распределены между производственными подразделениями, все общезаводские накладные расходы будут распределяться только между производственными подразделениями.

Вторая ступень двухступенчатой процедуры - распределение накладных расходов каждого производственного подразделения на продукты, проходящие через это подразделение. Наиболее распространены базы распределения, основанные на количественных показателях и на учете времени, в течение которого продукт находится в центре затрат производства, например, часы, фактически отработанные основными производственными рабочими, время работы станков и основного оборудования и основной заработной платы. При использовании базы распределения, основанной на количественных показателях, предполагается, что продукты "потребляют" ресурсы центра затрат пропорционально объему их производства. Для подразделений, не оборудованных станками, в качестве базы распределения накладных расходов чаще всего используется время работы основных производственных рабочих. Это основывается на том, что накладные расходы производственного подразделения тесно связаны с временем, фактически отработанным основными производственными рабочими.

Для подразделений, оснащенных станками, наиболее предпочтительной базой распределения накладных расходов является время работы станков, поскольку основная часть накладных расходов (т.е. амортизация оборудования) наиболее тесно связана с временем работы станков.

Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата и пошлины, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. [4, с. 256- 270].

Следующий шаг - перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые получили эти последние.

Итак, общезаводские накладные расходы перераспределены на производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет целью установление ставок накладных расходов в каждом подразделении для отнесения их на продукты, проходящие через эти подразделения. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы станков.

Заключительный этап состоит в распределении накладных расходов по продуктам, проходящим через производственные подразделения.

Задача 39

Исходные данные:

На планируемый период предусмотрено получение прибыли в сумме 185 тыс. руб. При обосновании затрат было учтено следующее: расходы на заработную плату составят (вместе с отчислениями на социальные нужды) 393,8 тыс. руб.; амортизация основных средств - 24,5 тыс. руб.; материальные затраты - 248, 5 тыс. руб., прочие затраты - 20,1% от общей суммы затрат.

В отчетном периоде было реализовано продукции на 880 тыс. руб.

Решение:

Сумма дохода от реализации продукции складывается из прибыли и затрат:

Д = З+П

Затраты определяются по формуле:

З = Рзп + А + Мз + Пз,

где Рзп - расходы на заработную плату вместе с отчислениями на социальные нужды;

А - амортизация основных средств;

Мз - материальные затраты;

Пз - прочие затраты.

В нашем случае:

Рзп + А + Мз = 393,8 + 24,5 + 248, 5 = 666,8 тыс. руб.

Чтобы определить прочие затраты, необходимо решить уравнение:

Пз = 0,201*(666,8 + Пз)

Отсюда Пз = 167,75 тыс. руб.

Тогда Д = 666,8 + 167,75 +185 = 1019,55 тыс. руб.

Таким образом, на планируемый период доход составит 1019,55 тыс. руб.

Определим темп изменения дохода по сравнению с отчетным периодом:

Тизм = ((1019,55/880)-1)*100 = 15,86%

Ответ: Планируемый период доход составит 1019,55 тыс. руб., темп изменения дохода по сравнению с отчетным периодом 15,86%.

трудовой стоимостный экономический доход

Задача 55

Исходные данные:

Определить годовой экономический эффект от внедрения нового технологического процесса на предприятии в планируемом году.

Таблица 1 (тыс. руб.)

ПоказателиДо внедренияПосле внедрения1. Объем выпуска продукции80161013305002. Стоимость оборудования, включая затраты на транспортировку, упаковку, монтаж14,9118,33. Оборотные средства (на приобретение запасных частей для оборудования)0,40,64. Затраты на сырье114,3164,75. Затраты на электроэнергию1,21,56. Амортизационные отчисления0,670,827. Ремонт и содержание оборудования1,53,2

Коэффициент сравнительной эффективности по нормативу - 0,45.

Решение:

Годовой экономический эффект можно определить как разницу между приведенными затратами после внедрения технологического процесса и до его внедрения.

При расчетах необходимо соблюдать определенную последовательность:

  • вначале выделяют единовременные затраты (капитальные вложения) - (KB);
  • затем рассчитывают текущие затраты (себестоимость) - (С);
  • далее исчисляют приведенные (к году) затраты.

= С + КВ х Ен,

где Ен - коэффициент сравнительной эффективности по нормативу.

в заключение сравнивают приведенные затраты после внедрения технологического процесса и до его внедрения.

При расчете приведенных затрат, в случае разных объемов выпуска продукции, необходимо предварительно текущие затраты и капитальные вложения пересчитать на более капиталоемкий вариант следующим образом: капитальные вложения и себестоимость менее капиталоемкого варианта делится на объем выпуска продукции данного варианта и каждый показатель затем умножается на объем выпуска более капиталоемкого варианта;

.Себестоимость до внедрения = 0,4+114,3+1,2+0,67+1,5 = 118,07 тыс. руб.

.Себестоимость после внедр. = 0,6+164,7+1,5+0,82+3,2 = 170,82 тыс. руб.

.Пересчитанная себестоимость до внедрения = 118,07/801610*1330500 = 195,97 тыс. руб.

.Пересчитанные кап. вложения до внедрения = 14,91/801610*1330500 = 24,75 тыс. руб.

до внедрения = 195,97 + 24,75х0,45 = 207,11 тыс. руб.

после внедрения = 170,82 + 18,3х0,45 = 179,06 тыс. руб.

Годовой экономический эффект = 207,11 - 179,06 = 28,05 тыс. руб.

Ответ:

Годовой экономический эффект 28,05 тыс. руб.

Задача 81

Исходные данные:

Составить баланс предприятия, являющийся документом финансового плана при разработке бизнес-плана предприятия.

Форма баланса должна иметь агрегированный вид: активы в нем располагаются по степени убывания ликвидности, а пассивы - по степени убывания срочности погашения обязательств.

Информация для составления баланса приведена ниже.

На начало первого года перспективного периода собственный капитал предприятия составил 40695 тыс. руб., краткосрочные обязательства - 9800 тыс. руб., долгосрочные обязательства - 5255 тыс. руб.

Основные средства предприятия предполагаются в сумме 30780 тыс. руб., нематериальные активы - 750 тыс. руб., прочие активы -1630 тыс. руб.

Производственные и товарные запасы составят 16960 тыс. руб. Краткосрочные депозиты - 3530 тыс. руб. Денежные средства планируются в сумме 2100 тыс. руб.

Какую долю будут занимать внеоборотные активы в общей стоимости имущества?

Решение:

АктивРасчетИтогПассивРасчетИтог1. Наиболее ликвидные активы2100+353056301. Наиболее срочные обязательства980098002. Быстро реализ. активы-2. Краткосрочные пассивы--3. Медленно реализ. активы16960169603. Долгосрочные пассивы525552554. Трудно реализ. активы30780+750+1630331604. Постоянные пассивы4069540695Баланс55750Баланс55750

Ответ: Доля внеоборотных активов = 33160/55750 = 59,48%

Список литературы

1.Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник.- СП.: Питер, 2008- 378 с.: ил.

.Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега - Л, 2004.- 576 с.

.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2009. - 553 с.

.Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005.- 783 с.

.Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.

.Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.

.Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2007.- 460 с.

.Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2009.- 768 с.: ил.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 591 с.: ил.

.Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2007.- 264 с.

.Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.

.Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка.- М.: Финансы и статистика, 1993.

.Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.

.Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.

.Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамоюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 399 с.: ил.

.Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!