Расчёт технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение профессионального образования
«Новгородский
государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Политехнический
колледж
Технологический
расчет станций технического и планировка обслуживания автомобилей
Пояснительная
записка к курсовой работе по специальности 190604 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта ПТК. КР 71941 11 000ПЗ
Студент: Копров К.О.
Содержание
Введение
. Технологический расчет станции
технического обслуживания
.1 Исходные данные
.2 Расчет годовых объемов работ
.3 Годовой объем вспомогательных
работ
.4 Распределение годовых объемов
работ по видам и месту выполнению
.5 Расчет численности рабочих
.6 Расчет числа постов
.7 Расчет числа автомобиле - мест
ожидания и хранения
.8 Определение общего количества
постов и автомобиле - мест проектируемой станции технического обслуживания
.9 Определение состава и площадей
помещений
Заключение
Список сокращений и обозначений
Список литературы
Введение
Курсовая работа по дисциплине "Техническое
обслуживание автомобилей" является самостоятельной комплексной работой
студентов в области технического обслуживания автомобилей, а так же формой
контроля учебной работы студентов.
Выполнение студентом курсовой работы
осуществляется на заключительном этапе изучения дисциплин:
"Автомобили", "Техническое обслуживание автомобилей",
"Ремонт автомобилей". Курсовая работа проводится с целью закрепления,
углубления и обобщения знаний, полученных студентом во время теоретических и
практических занятий.
Выполнение курсовой работы должно научить
студентов пользоваться справочной литературой, ГОСТами, таблицами, нормами,
грамотно сочетая справочные данные с теоретическими знаниями, полученными в
процессе изучения дисциплины и практическими навыками, полученными в процессе
прохождения производственной практики.
Выполнение курсовой работы направлено на
развитие у студентов навыков самостоятельной работы и формирование творческого
подхода к решению задач технологического проектирования станции технического
обслуживания.
Курсовая работа носит практический характер и
должна соответствовать современному уровню технического обслуживания
автомобилей.
Автомобиль необходимо в течение всего периода
эксплуатации поддерживать в технически исправном состоянии, для того что бы это
сделать необходимо проводить комплекс технических воздействий. Комплекс этих
воздействий можно разделить на две группы: воздействия, направленные на
поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном
состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; и воздействия,
направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов,
механизмов и узлов автомобиля.
Комплекс мероприятий первой группы составляет
систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй -
систему восстановления (ремонта).
В России принята планово - предупредительная
система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Системой
планово-предупредительного называют комплекс строго запланированных мероприятий
по уходу, надзору и ремонту автомобилей. Суть такой системы состоит в том, что
техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт - только по
фактической потребности. Делается это для того что бы повысить
работоспособность систем, узлов, агрегатов и автомобиля в целом.
Основные положения о планово - предупредительной
системе технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта.
Техническое обслуживание включает в себя
следующие виды работ: уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического
состояния приборов, узлов и агрегатов, смазку, доливку и смену эксплуатационных
жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и
электротехнические работы, выполняемые как правило, без разборки агрегатов и
снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов, но если при техническом
обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их
следует снимать для контроля на специальных стендах. Заправочные и
регулировочные работы выполняются по фактической потребности, а остальные
работы - в принудительном порядке в строго установленные сроки.
Планово-предупредительная система
предусматривает обязательное проведение следующего комплекса работ: ежедневное
техническое обслуживание, первое техническое обслуживание и второе техническое
обслуживание. Кроме того, при подготовке автомобилей к зимней и летней
эксплуатации проводится сезонное техническое обслуживание.
Ремонт автомобилей и агрегатов подразделяют на
два вида: текущий ремонт, который выполняется на автотранспортных предприятиях
или на станциях технического обслуживания автомобилей, и капитальный ремонт,
который выполняется на специализированных предприятиях.
Каждый вид ТО включает в себя строго
установленный перечень работ или операций, которые должны быть выполнены. Эти
операции делятся на две основные группы это контрольная и исполнительская.
Контрольная часть операций, т.е. диагностика ТО
является обязательной, а исполнительская - по потребности. Диагностика является
частью технологического процесса ТО и ТР автомобилей, обеспечивая получение
исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Таким образом благодаря
диагностике не нужно разбирать автомобиль, что снижает материальные и трудовые
затраты при ТО подвижного состава.
Ежедневное техническое обслуживание выполняется
ежедневно после возвращения автомобиля с линии и включает:
контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим
безопасность движения автомобиля, а также кузову, кабине, приборам освещения;
уборочно-моечные работы, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым
воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по
потребности в зависимости от погодных условий и климатических условий.
Первое техническое обслуживание заключается в
наружном осмотре автомобиля и выполнении в установленном объеме перечня работ,
установленных предприятием изготовителем, т.е. контрольно-диагностические,
крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические, проверка рулевого
управления, тормозной системы и других механизмов.
Проводится ТО-1 периодически через установленные
интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов,
механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.
Второе техническое обслуживание также включает
перечень работ, как и ТО-1, и проверку агрегатов, механизмов и приборов в
процессе их работы.
Поводится ТО-2 со снятием автомобиля от одного
до двух дней с эксплуатации.
Определение места диагностики в технологическом
процессе ТО и ремонта автомобилей позволяет сформулировать и основные
требования к ее средствам. Для первой диагностики механизмов, обеспечивающих
безопасность движения автомобиля, требуются быстродействующие
автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и
рулевого управления.
Для второй диагностики необходимы стенды с
беговыми барабанами для определения мощностных и экономических показателей, а
также состояния систем и агрегатов, максимально приближающие условия их
диагностирования к реальным условиям работы автомобиля.
Сезонное ТО проводится два раза в году, т.е.
является подготовкой автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Текущий ремонт осуществляется на
автотранспортных предприятиях или станциях технического обслуживания
автомобилей и заключается в устранении неисправностей и отказов автомобиля,
способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального
ремонта.
1. Технологический
расчет станции технического обслуживания
.1 Исходные данные
Исходными данными для технологического расчета
являются:
годовое количество условно обслуживаемых на
станции автомобилей - Nсто;
количество автомобиле-заездов на станцию одного
автомобиля в год - d; проектирование станция
технический обслуживание
годовое количество продаваемых автомобилей в год
- Nn;
среднегодовой пробег автомобиля - Lr;
число рабочих дней в году станции - Драб.г;
продолжительность смены - Тсм;
число смен - С.
Технологический расчет СТО автомобилей марки
ЗИЛ-130, для которой приняты исходные данные, приведенные в таблице один.
Таблица 1 -
Исходные данные
Марка
автомо биля
|
Годовое
кол-во условно обслужи ваемых автомобилей на СТО
|
Кол-во
заездов одного автомо биля в год
|
Кол-во
продава емых в год автомобилей
|
Средне
годовой побег автомо биля, км
|
Число
рабочих дней в году
|
Продолжительность
смены, ч
|
Число
смен
|
ЗИЛ-130
|
400
|
1,6
|
80
|
20000
|
300
|
8
|
2
|
.2 Расчет годовых объемов работ
Годовой объем работ СТО может включать услуги по
ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей,
работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной
подготовке.
Годовой объем работ по ТО и ТР в чел-ч,
вычисляют по формуле
Тто-тр =
Nсто*Lг*tто-тр/1000, (1)
где - Nсто - годовое количество условно
обслуживаемых на станции автомобилей данной марки;
Lг - среднегодовой пробег автомобиля, км;
tто-тр - удельная трудоемкость ТО и ТР,
чел-ч/1000км.
Тто-тр = 400*20000*2,7/1000 = 21600 (чел-ч)
Удельная трудоемкость ТО и ТР приведена в
таблице 2.
Тип
СТО и подвижно го состава
|
Удельная
трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000км
|
Разовая
трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч
|
|
|
ТО
и ТР
|
Мойка
и уборка
|
Приемка
и выдача
|
Предпродажная
подготовка
|
Противокоррозионная
обработка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Городское
СТО легковых автомобилей:
|
|
|
|
|
|
|
Особо
малого класса
|
2,0
|
-
|
0,15
|
0,15
|
3,5
|
3,0
|
Малого
класса
|
2,3
|
-
|
0,20
|
0,20
|
3,5
|
3,0
|
Таблица 2 - Трудоемкости ТО и ТР автомобилей на
СТО
Среднего
класса
|
2,7
|
-
|
0,25
|
0,25
|
3,5
|
3,0
|
Дорожные
СТО:
|
|
|
|
|
|
|
Легковых
автомобилей всех классов
|
-
|
2,0
|
0,20
|
0,20
|
-
|
-
|
Автобусов
и грузовых автомобилей независимо от класса
|
-
|
2,8
|
0,25
|
0,30
|
-
|
-
|
Годовой объем уборочно-моечных работ в чел-ч,
вычисляют по формуле
Тумр = Nз.умр*tумр, (2)
где Nз.умр - число заездов в год на УМР;
tумр - средняя трудоемкость УМР, чел-ч.
Значение средней трудоемкости УМР tумр приведено
в таблице 2.
Тумр = 640*0,25 = 160 (чел-ч)
УМР на СТО выполняются непосредственно перед ТО
и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР
принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей и вычисляется
по формуле
= Nсто*d, (3)
N = 400*1,6 = 640
(чел-ч)
Годовой объем работ УМР в чел-ч
Тумр = Nз.умр*tЕО, (4)
где tЕО - средняя трудоемкость одного заезда на
УМР при механизированной мойке от 0,15 до 0,25 и при ручной мойке 0,5.
Тумр = 640*0,5 = 320 (чел-ч)
Годовой объем работ по приемке и выдаче
автомобилей в чел-ч, вычисляют по формуле
Тпв = Nсто*d* tпв, (5)
где tпв - разовая трудоемкость одного заезда на
работы по приемке и выдаче автомобилей, чел-ч. Разовая трудоемкость по приемке
и выдаче автомобилей указана в таблице 2.
Тпв = 400*1,6*0,3 = 192 (чел-ч)
Годовой объем работ по противокоррозионной
обработке кузовов автомобилей в чел-ч, вычисляют по формуле
Тпк = Nз.пк*tпк, (6)
где Nз.пк - число заездов автомобилей в год
противокоррозионную обработку;
tпк - разовая трудоемкость одного заезда на
работы по противокоррозионной защите кузова, чел-ч.
Разовая трудоемкость по противокоррозионной
защите кузова указана в таблице 2.
Тпк = 180*3 = 540 (чел-ч)
Частота проведения работ по противокоррозионной
обработке составляет от трех до пяти лет, т.е. от 0,2 до 0,3 заезда в год и
Nз.пк вычисляют по формуле
з.пк = (0,2…0,3)Nсто. (7)
Nз.пк = 0,2* 400 = 180
Годовой объем работ по предпродажной подготовке
в чел-ч, вычисляют по формуле
Тпп = Nп*tпп, (8)
где Nп - количество продаваемых автомобилей в
год;
tпп - трудоемкость предпродажной подготовки
одного автомобиля, чел-ч.
Трудоемкость предпродажной подготовки указана в
таблице 2.
Тпп = 80*3,5 = 280 (чел-ч)
Результаты расчета годовых объемов работ
представлены в таблице 3.
Таблица 3 -
Годовые объемы работ в чел-ч
Марка
автомобиля
|
Виды
воздействий
|
Общий
годовой объем работ,Т
|
|
ТО
и ТР
|
УМР
|
Приемка
и выдача
|
Противо
коррозионная обработка кузова
|
Предпродажная
подготовка
|
|
ЗИЛ-130
|
21600
|
320
|
192
|
240
|
280
|
22632
|
.3 Годовой объем вспомогательных работ
Кроме работ, приведенных в таблице 3, на СТО
выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы
по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента
различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций,
обслуживанию компрессорного оборудования и т.п. Объем этих работ составляет 10
процентов от общего объема работ СТО, вычисляют оп формуле
Твсп = Т*10/100, (9)
где Т - общий годовой объем работ, чел-ч.
Твсп = 22632*10/100 = 2263,2 (чел-ч)
1.4 Распределение
годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на
предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и
механизмов. Поэтому в основном работы или услуги по ТО и ТР выполняются на рабочих
постах.
Обособленные производственные помещения обычно
предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и
противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические;
ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание
аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п.,
предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим
оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных помещениях с соблюдением
необходимых противопожарных мер и санитарно-гигиенических требований.
Выбор того или иного варианта определяется
объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и
организацией работ.
На СТО, особенно больших, могут быть
организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов
(двигателей, коробок передач), выполнению обойных работ и т.п.
Распределение общего годового объема работ по ТО
и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может
быть принято по данным таблицы 4.
Таблица 4 -
Примерное распределение работ по видам и месту их выполнения на СТО в процентах
Вид
работ
|
Распределение
объема работ в зависимости от числа рабочих постов
|
Распределение
объема работ по месту их выполнения
|
|
До
5
|
От
6 до 10
|
От
11 до 20
|
От
21 до 30
|
Свыше
30
|
На
рабочих постах
|
На
производственных участках
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Диагностические
|
6
|
5
|
4
|
4
|
3
|
100
|
-
|
ТО
|
35
|
25
|
15
|
10
|
6
|
100
|
-
|
Смазочные
|
5
|
5
|
3
|
2
|
2
|
100
|
-
|
Регулировочные
по установке углов управляемых колес
|
10
|
5
|
4
|
4
|
3
|
100
|
-
|
Ремонт
и регулировка тормозов
|
10
|
5
|
3
|
3
|
2
|
100
|
-
|
Электротехнические
|
5
|
5
|
4
|
4
|
3
|
80
|
20
|
По
приборам системы питания
|
5
|
5
|
4
|
4
|
3
|
70
|
30
|
Аккумуляторные
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
90
|
Шиномонтажные
|
7
|
5
|
2
|
1
|
1
|
30
|
70
|
Ремонт
узлов, систем и агрегатов
|
16
|
10
|
8
|
8
|
8
|
50
|
50
|
Кузовные
и арматурные
|
-
|
10
|
25
|
28
|
35
|
75
|
25
|
Окрасочные
|
-
|
10
|
16
|
20
|
25
|
100
|
-
|
Обойные
|
-
|
1
|
3
|
3
|
2
|
50
|
50
|
Слесарно-механические
|
-
|
8
|
7
|
7
|
5
|
-
|
100
|
Уборочно-моечные
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
-
|
Противо
коррозионные
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
-
|
Для выбора распределения объема работ,
проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить по
следующей формуле
Х = Т*φ*Кп/Драб.г*Тсм*С*Рп*ηп,
(10)
где Т - общий годовой объем работ СТО, чел-ч;
φ - коэффициент
неравномерности поступления автомобилей на СТО,
φ = 1,15;
Кп - доля постовых работ в общем объеме
(0,75…0,85);
Тсм - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
Рп - среднее число рабочих одновременно
работающих на посту,
Рп = 0,9…1,1
ηп - коэффициент
использования рабочего времени поста, Лп = 0,9.
Х = 22632*1,15*0,75/300*8*2*1*0,9 = 4,5
Принимаем число рабочих постов равное 5.
Используя данные таблицы 4 (колонка до 5
постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой
СТО по видам и месту выполнения, значения представлены в таблице 5.
Таблица 5 -
Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Вид
работ
|
Распределение
объема работ ТО и ТР по видам
|
Распределение
объема работ ТО и ТР по месту выполнения
|
|
|
На
рабочих постах
|
На
производственных участках
|
|
%
|
чел-ч
|
%
|
чел-ч
|
%
|
чел-ч
|
Диагностические
|
6
|
1296
|
100
|
1296
|
-
|
-
|
ТО,
смазочные
|
40
|
8640
|
100
|
8940
|
-
|
-
|
Регулировочные
по установке углов управляемых колес
|
10
|
2160
|
100
|
2160
|
-
|
-
|
Ремонт
и регулировка тормозов
|
10
|
2160
|
100
|
2160
|
-
|
-
|
Электротехнические
|
5
|
1080
|
80
|
864
|
20
|
216
|
По
приборам системы питания
|
5
|
1080
|
70
|
756
|
30
|
324
|
Аккумуляторные
|
1
|
216
|
10
|
22
|
90
|
194
|
Шиномонтажные
|
7
|
1512
|
30
|
454
|
70
|
1058
|
Ремонт,
узлов и агрегатов
|
16
|
3456
|
50
|
1728
|
50
|
1728
|
Итого
|
100
|
21600
|
-
|
18080
|
-
|
3520
|
1.5 Расчет численности рабочих
Технологически необходимое число
производственных рабочих и штатных рабочих, вычисляют по формуле
Рт = Т/Фт, (11)
Рш = Т/Фш, (12)
где Т - годовой объем работ, чел-ч;
Фт и Фш - годовой фонд времени технологически
необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Рт = 21600/2020 = 10,7
Рш = 21600/1770 = 12,2
Для специальностей с вредными условиями труда
установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч. Для всех других специальностей Фт
= 2020 ч и Фш = 1770 ч.
Результаты расчета общей численности производственных
рабочих СТО приведены в таблице 6.
Таблица 6 -
Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Вид
работ
|
Годовой
объем работ, чел-ч
|
Рт
|
Рш
|
|
|
расчетное
|
принятое
|
расчетное
|
принятое
|
ТО-ТР
|
21600
|
10,7
|
11
|
12,2
|
12
|
УМР
|
320
|
0,2
|
1
|
0,2
|
1
|
Приемка
и выдача
|
192
|
0,1
|
|
0,1
|
|
Противокоррозионная
обработка
|
240
|
0,1
|
|
0,1
|
|
Предпродажная
подготовка
|
280
|
0,1
|
|
0,2
|
|
Итого
|
22632
|
11,3
|
12
|
12,8
|
13
|
Результаты расчета численности производственных
рабочих ТО и ТР по видам и месту выполнения приведены в таблице 7.
Таблица 7 -
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ
и месту выполнения
Вид
работ
|
Объем
работ ТО и ТР выполняемый
|
Численность
производственных рабочих
|
|
На
рабочих постах
|
На
производственных участках
|
На
рабочих постах
|
На
производственных участках
|
|
|
|
Рт
|
Рш
|
Рт
|
Рш
|
|
чел-ч
|
чел-ч
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
диагностические
|
1296
|
-
|
0,6
|
1
|
0,7
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ТО,
смазочные
|
8640
|
-
|
4,3
|
4
|
4,9
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Регулиров.
по установке углов управляем. колес
|
2160
|
-
|
1
|
1
|
1,2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ремонт
и регулиров. тормозов
|
2160
|
-
|
1
|
1
|
1,2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Электротехнические
|
864
|
216
|
0,4
|
1
|
0,5
|
1
|
0,1
|
1
|
0,1
|
1
|
По
приборам системы питания
|
756
|
324
|
0,4
|
|
0,4
|
|
0,2
|
|
0,2
|
|
Аккумуля
торные
|
22
|
194
|
0,01
|
|
0,01
|
|
0,1
|
|
0,1
|
|
Шиномон
тажные
|
454
|
1058
|
0,2
|
|
0,3
|
|
0,5
|
|
0,6
|
|
Ремонт
узлов, систем и агрегатов
|
1728
|
1728
|
0,9
|
1
|
1
|
1
|
0,9
|
1
|
1
|
1
|
Итого
|
18080
|
3520
|
8,8
|
9
|
10,2
|
10
|
1,8
|
2
|
2
|
2
|
1.6 Расчет числа
постов
Посты по своему технологическому назначению
подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты - это автомобиле-места, оснащенные
соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для
технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его
технически исправного состояния и внешнего вида.
Число рабочих постов рассчитывается по формуле
Х = Тп*φ/Драб.г*Тсм*С*Рп*ηп,
(13)
где Тп - годовой объем постовых работ, чел-ч;
φ - коэффициент
неравномерности загрузки постов, φ = 1,15;
Драб.г - число рабочих дней в году;
Тсм - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
Рп - среднее число рабочих одновременно
работающих на посту,
Рп = 0,9…1,1
ηп - коэффициент
использования рабочего времени поста, Лп = 0,9.
Х = 18080*1,15/300*8*2*1*0,9 = 4,8
Принимаем число рабочих постов равное 5.
Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам
работ приведены в таблице 8.
Таблица 8 -
Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Виды
работ
|
Годовой
объем работ, чел-ч
|
Число
рабочих постов
|
|
|
Расчетное
|
Принятое
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Диагностические
|
1296
|
0,4
|
-
|
ТО,
смазочные
|
8640
|
2,3
|
2
|
Регулировочные
по установке углов управляемых колес
|
2160
|
0,6
|
1
|
Ремонт
и регулировка тормозов
|
2160
|
0,6
|
1
|
Электротехнические
|
864
|
0,2
|
1
|
По
приборам системы питания
|
756
|
0,2
|
|
Аккумуляторные
|
22
|
-
|
|
Шиномонтажные
|
454
|
0,1
|
|
Ремонт
узлов, систем и агрегатов
|
1728
|
0,5
|
|
Итого
|
18080
|
5,2
|
5
|
В результате анализа данных таблиц 5,7 и 8
установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно не
достаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как
электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и
шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту или ТО и
частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Диагностические работы предлагается проводить на
посту по регулировке углов управляемых колес и по ремонту и регулировке
тормозов.
В окончательном виде результаты предлагаемого
перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных
рабочих и рабочих постов даны в таблице 9.
Таблица 9 -
Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту
выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
Виды
работ
|
Распределение
объемов работ ТО и ТР по видам
|
Распределение
объемов работ по ТО и ТР по месту выполнения
|
Численность
производственных рабочих
|
Число
рабочих постов
|
|
|
на
рабочих постах
|
на
производственных участках
|
на
рабочих постах
|
на
производственных участках
|
расч
|
прин
|
|
|
|
|
Рт
|
Рш
|
Рш
|
|
|
|
%
|
чел-ч
|
%
|
чел-ч
|
%
|
чел-ч
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
расч
|
прин
|
|
|
ТО,
смазочные
|
40
|
8640
|
100
|
8640
|
-
|
-
|
4,3
|
5
|
4,9
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2,3
|
2
|
Регулировочные
по установке углов управляемых колес, диагностические
|
13
|
2808
|
100
|
2808
|
-
|
-
|
1,4
|
1
|
1,6
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,8
|
1
|
Ремонт
и регулировка тормозов, диагностические
|
13
|
2808
|
100
|
2808
|
-
|
-
|
1,4
|
1
|
1,6
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,8
|
1
|
Ремонт
узлов, систем и агрегатов, электротехнические, по приборам системы питания,
аккумуляторные, шиномонтажные
|
34
|
7344
|
48
|
3525
|
52
|
3819
|
1,8
|
2
|
2
|
2
|
1,9
|
2
|
2,2
|
3
|
0,9
|
1
|
Итого
|
100
|
21600
|
-
|
17781
|
-
|
3819
|
8,9
|
9
|
10,1
|
11
|
1,9
|
2
|
2,2
|
3
|
4,8
|
5
|
Результаты расчета общего числа рабочих постов
приводиться по форме таблицы 10.
Таблица 10 -
Распределение рабочих постов по видам воздействий
Общее
число рабочих постов
|
Число
постов по видам воздействий
|
|
ТО,
смазочные
|
Регулировочные
по установке углов управляемых колес, диагностические
|
Ремонт
и регулировка тормозов, диагностические
|
Ремонт
узлов, систем и агрегатов, электротехнические, по приборам системы питания,
аккумуляторные, шиномонтажные
|
5
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1.7 Расчет числа
автомобиле-мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий могут быть
запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в
закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Автомобиле-места ожидания - это места,
занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При
необходимости автомобиле-места ожидания могут использоваться для выполнения
определенных видов работ технического обслуживания и текущего ремонта. Поэтому
расстояния на этих автомобиле-местах между автомобилями, между автомобилями и
элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов.
Количество автомобиле-мест ожидания постановки
автомобиля на посты ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на
один рабочий пост.
Автомобиле-места хранения предусматриваются для
готовых к выдаче автомобилей.
Число автомобиле-мест для готовых к выдаче
автомобилей рассчитывается по формуле
Хгот = Nс*Тпр/Тв, (14)
где Nc - суточное число заездов;
Тпр - среднее время пребывания автомобиля на СТО
после его обслуживания до выдачи владельцу («4ч.);
Тв - продолжительность работы участка выдачи
автомобилей в сутки, ч.
Хгот = 2,1*4/ 8 = 1,1 формуле
Число автомобиле-мест на открытой стоянке
магазина рассчитываем по формуле
Хотк = Nп*Дз/Драб.м (15)
где Дз - число дней запаса (от 10 до 20);
Драб.м - число рабочих дней магазина.
Хотк = 80*1/300 = 0,3
Принимаем число автомобиле-мест на открытой
стоянке 1.
Суточное число заездов рассчитываем по формуле
с = Nсто*d/Драб.г (15)
Nс = 400*1,6/300 = 2,1
Для данной станции применяем число
автомобиле-мест равное 1.
.8 Определение
общего количества постов и автомобиле - мест проектируемой станции технического
обслуживания
Общее количество постов - 5;
Автомобиле-мест - 1.
1.9 Определение
состава и площадей помещений
Состав и площади помещений определяются размером
СТО и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются
ориентировочно по укрупненным удельным
показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения
СТО, площади помещений уточняются.
Площади СТО по своему функциональному назначению
подразделяются на:
- производственные (зоны постовых работ,
производственные участки);
- складские;
- технические помещения (компрессорная,
трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и
т.п.);
- административно-бытовые (офисные помещения,
гардероб, туалеты, душевые и т.д.)
- помещения для обслуживания клиентов
(клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей;
- помещения для продажи автомобилей
(салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Производственная площадь, занимаемая рабочими и
вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и хранения в м2
определяется по следующей формуле
= fa*X*Kп, (16)
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане
(по габаритным размерам), м2;
Х - число постов;
Кп - коэффициент плотности расстановки постов.
Длина автомобиля ЗИЛ - 130 составляет 6,675 м,
ширина - 2,5 м.= 6,675*2,5 = 16,7 (м2)= 16,7*5*6 = 501 (м2)
Коэффициент Кп представляет собой отношение
площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к
сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение Кп зависит в основном от
расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6.
Ориентировочно площадь производственных участков
можно определить по количеству работающих, м2
уч = f1+f2(Pт-1), (17)
где f1 - площадь на первого работающего, м2;
f2 - площадь на каждого последующего, м2;
Рт - число технологически необходимых рабочих в
наиболее загруженную смену.
Fуч = 100,2+100,2(2 - 1) = 200,4 (м2)
Исходя из имеющего опыта проектирования СТО
площадь технических помещений может быть принята из расчета от 5 до 10
процентов, а складских от 1 до 10 процентов от площади производственных
помещений.
Площадь административно-бытовых помещений на
одного работающего зависит от размера станции и составляет: для офисных
помещений от 6 до 8 м2, для бытовых - от 2 до 4 м2.
Площадь технических помещений
,4*0,07 = 14 (м2)
Площадь складских помещений
,4*0,05 = 10 (м2)
Площадь административно-бытовых помещений на
одного работающего зависит от размера СТО и примерно составляет: для офисных
помещений от 6 до 8 м2, для бытовых - от 2 до 4 м2.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы был произведен
технологический расчет станции технического обслуживания автомобилей. После
анализа данных полученных из технологического расчета рекомендуется
практическое применение материалов работы. Из-за рациональности данного
проекта.
Список сокращений и
обозначений
ТО - техническое обслуживание
ТР - технический ремонт
ЕО - ежедневное обслуживание
СО - сезонное обслуживание
СТО - станция технического обслуживания
Расч - расчетное
Прин - принятое
ТО - 1 - первое техническое обслуживание
ТО - 2 - второе технологическое обслуживание
Список литературы
1. Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования/В.М- Власов, СВ. Жанказиев, СМ. Круглое и др.;
Под редакция В.М. Власова-2-е издание, стер.-М.; Издательский центр
"Академия", 2004.-480с.
2. Методические
рекомендации по организации выполнения курсовой работы по теме:
"Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания
автомобилей" по дисциплине "Техническое обслуживание
автомобилей" для специальности 190604-техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта/ Беляков СЮ. ПТК НовГУ.200б.-39с.