Рыночная характеристика услуги 'Сеанс в бассейн'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рыночная характеристика услуги 'Сеанс в бассейн'

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники

Кафедра экономики





Индивидуальное задание

По дисциплине «Микроэкономика»

На тему

Рыночная характеристика товара «сеанс в бассейн»



Выполнила

студентка группы 072203

Лойко Анна Маратовна

Проверила:преподаватель

Шкода Валентина Ивановна



Минск 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы: дать рыночную характеристику товару по указанному плану.

Подробности о товаре: сеанс в бассейн «Олимп».

Спортивно-оздоровительный центр

Большой бассейн

Сауна

Обязательно наличие медицинской справки

Большой бассейн

Длина бассейна - 25 метров, ширина - 5 дорожек.

Глубина - 1,5 - 4 метра.

Температура воды 27 - 28 градусов.

Время для посещения бассейна: 7.00 - 16.00.

Стоимость разового абонемента: 7000 рублей.

Продолжительность сеанса: 45 минут.

Время для посещения сауны: 17.00 - 20.00.

Стоимость одного посещения сауны: 15500 рублей

Потенциальный потребитель: любой минчанин, нуждающийся в водных процедурах для оздоровления или посещающий бассейн в качестве хобби. Средний заработок жителя города Минска составляет 1 500 000 рублей в месяц (данные на февраль 2011г).

.Общая характеристика

Тип данной услуги: нормальная, второй необходимости, потребительская, текущего потребления.

Доля затрат в бюджете потребителя на приобретение данной услуги. На 1 сеанс в бассейн затрачивается 0.5% от средней заработной платы (1 500 000р.). ((7000/1500000)*100%).

Оценка степени однородности товаров, входящих в товарную группу.

Данная услуга является дифференцированной.

Возможность перехода определенного количества товара из категории блага в антиблаго. Данная услуга может переходить из категории блага в антиблаго, так как иногда плохо очищенная вода может привести к раздражению кожи.

2. Потребности, которые способна удовлетворить данная услуга: потребность в поддержании здоровья, в отдыхе. Данные потребности являются

По субъектам (носителям потребности) - индивидуальными, групповыми;

По объекту (предмету на который они направлены) - духовными;

По сфере деятельности - неэкономическими.

3. Эластичность спроса на данную услугу

3.1 Эластичность спроса по цене

Проведем анализ основных факторов, влияющих на эластичность спроса по цене:

·Наличие товаров заменителей. Чем больше заменителей - тем эластичней спрос. Но у данной услуги товаров заменителей немного (аквапарк, поездка на озеро/море, др. бассейны Минска).

·Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем больше доля расходов - тем эластичней спрос. Доля расходов в бюджете составляет 0,5%, что составляет очень малую часть от средней зарплаты потребителя.

·Уровень доходов потребителя. Чем выше доход, тем менее эластичен спрос. В данном случае доход потребителя является средним.

·Временной фактор. Спрос на данную услугу относительно временного фактора эластичен, так как, к примеру, зимой услуги бассейна более востребованы, чем летом.

·Степень значимости. Чем более значим товар, тем менее эластичен спрос. Данная услуга не является товаром первой необходимости, поэтому не имеет большую значимость для потребителя. Следовательно, спрос на данную услугу относительно степени значимости будет эластичен.

·Доступность блага. Если дефицит - спрос неэластичен. Данная услуга является доступной, поскольку дефицита на нее нет.

Вывод: проанализировав все факторы эластичности спроса по цене, я сделала вывод, что спрос на данную услугу эластичен, даже, несмотря на небольшое количество товаров заменителей и маленькую долю расходов на данную услугу.

3.2 Эластичность спроса по доходу

Проведем анализ основных факторов, влияющих на эластичность спроса по доходу:

·Отнесение товара к предметам роскоши или первой необходимости. Данная услуга не является предметом роскоши или предметом первой необходимости. Наша услуга является предметом второй необходимости, т. е. спрос на нее растет с ростом дохода потребителей.

Однако услуга при определенных условиях может являться и предметом первой необходимости (например, при сколиозе человеку показано посещение бассейна).

·Степень консерватизма спроса. Спрос на услугу разового посещения бассейна значительно не меняется в зависимости от доходов потребителей (единственно, при более высоком доходе потребитель может предпочесть бассейну «Олимп» более дорогой бассейн), поэтому спрос на данную услугу можно считать средне консервативным.

·Отнесение товара к товару длительного пользования или текущего потребления. Так как у нас услуга - разовый сеанс в бассейн, то она является товаром текущего потребления.

Вывод: исследовав эластичность спроса по доходу, можно сделать вывод, что данная услуга должна иметь эластичность спроса по доходу (EI) =1, т. е. спрос растет при росте дохода потребителя, но не значительно.

4. Эластичность предложения на данную услугу

.1 Эластичность предложения по цене

Проведем анализ основных факторов, влияющих на эластичность предложения по цене:

·Временной фактор. В течение краткосрочного периода продавцы данной услуги не способны изменить все свои факторы производства. Объем предложения при изменении цены значительно не изменится, но по более высокой цене предложат больше товара, чем по более низкой, поэтому предложение не эластично.

·Возможность изменения количества и качества используемых факторов производства. Чем больше возможность, тем менее эластично предложение. У производства данной услуги есть возможности изменить количество и качество используемых факторов производства (например, улучшить качество оборудования, воды, расширить помещение для плавания).

·Зависимость между ценой товара и общей выручкой продавца. Если P и TR изменены в одном направлении, тогда предложение является неэластичным. Если P и TR изменены в разных направлениях - предложение эластично. В данном случае при росте цен, общая выручка продавца также растет, т. е. предложение не эластично

Вывод: из вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что предложение данной услуги не эластично.

5. Товары-субституты

Основные товары-субституты услуги - сеанс в бассейн:

поход в аквапарк;

поездка на море/озеро;

Эти товары удовлетворяют те же потребности, что и сеанс в бассейн, но, например, поездку на море может себе позволить только потребитель с более высоким доходом. Или, например, на озеро минчанин не сможет съездить зимой.

услуга спрос рынок издержки

6. Товары-комплементы

Основные товары-комплементы услуги - сеанс в бассейн:

очки (слабо сопряжённые);

шапочка (сильно сопряжённые);

купальник (сильно сопряжённые);

обувь для бассейна (слабо сопряжённые);

полотенце (сильно сопряжённые);

другое.

7. Неценовые факторы, которые способны увеличить спрос на данную услугу

·серия рекламных акций, которые будут сообщать о преимуществах бассейна «Олимп» перед другими бассейнами г. Минска (например: удобное расположение, низкие цены, достойное качество услуг) - рост общего спроса;

·естественный прирост населения в стране (увеличение как продолжительности жизни, так и рождаемости) - рост общего спроса;

·мода на здоровый образ жизни (увеличит интерес общества к оздоровительным учреждениям, в том числе и к бассейнам) - рост общего спроса;

·система скидок (скидки постоянным клиентам) - рост общего спроса;

·сезонные изменения - рост общего спроса в зимний период времени;

·увеличение доходов населения - рост общего спроса;

·ожидания потребителей (новейшее оборудование, качественное облуживание, дополнительные услуги могут превзойти ожидания потребителей) - рост общего спроса.

8. Неценовые факторы, которые способны уменьшить спрос на данную услугу

·снижение цен на товары-субституты - сокращение общего спроса;

·ухудшение полезности услуги (плохо очищенная вода, неисправное оборудование и т. д.) - сокращение общего спроса;

·сообщение СМИ о несчастных случаях в бассейне «Олимп» - сокращение спроса на услуги конкретного бассейна;

·уменьшение доходов потребителей - сокращение общего спроса;

·рост цен на товары-комплементы - сокращение общего спроса.

9. Неценовые факторы, которые способны увеличить предложение данной услуги

·технический прогресс (чем выше прогресс, тем выше предложение, например, закупка нового оборудования) - рост предложения;

·субсидии государства - рост предложения;

·сезонные изменения - рост предложения в зимний период времени;

·снижение цен на оборудование - рост предложения;

·сокращение производителей данной услуги, т. е. бассейнов - рост предложения бассейна «Олимп».

10. Неценовые факторы, которые способны уменьшить предложение данной услуги

·налоги на аренду помещения (чем выше налоги, тем ниже предложение) - сокращение предложения;

·увеличение спроса на товары-субституты - сокращение предложения;

·ужесточение санитарных требований - сокращение предложения;

·увеличение цен на оборудование - сокращение предложения;

·неоправданные ожидания производителей (например, при открытии филиала) - сокращение предложения.

11. Явные издержки

11.1 Постоянные издержки:

Постоянные издержки - это издержки, сумма которых не зависит от объема производства (продаж).

·заработная плата обслуживающему персоналу;

·оплата за аренду помещения;

·оплата услуг страховых компаний;

·оплата услуг банков;

·оплата услуг поставщиков материальных ресурсов.

.2 Переменные пропорциональные издержки:

Пропорциональные издержки - переменные издержки, которые возрастают и уменьшаются пропорционально количеству выпускаемых изделий (объему производства).

·коммунальные платежи (свет, газ, вода);

·затраты на покупку материалов для очистки воды (автоматический подводный пылесос, жидкий кислород, жидкий хлор, хлор органический и др.);

·оплата транспортных расходов;

·заработная плата индивидуальным инструкторам.

.3 Переменные прогрессивные издержки:

Прогрессивные издержки - переменные издержки, совокупная величина которых возрастает быстрее, чем увеличивается объем производства (продаж).

·экологический налог (налог на выбросы загрязняющих веществ);

·оплата труда за сверхурочные часы работы;

·потери, возникшие в результате неисправности оборудования бассейна.

.4 Переменные регрессивные издержки

Регрессивные издержки - переменные издержки, которые по совокупной величине растут и сокращаются медленнее, чем объем производства (продаж).

·затраты на обновление оборудования;

·затраты на рекламу;

·стоимость технического обслуживания (ТО) бассейна.

12. Неявные издержки

Неявные издержки - это вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы как юридическим лицам.

·стоимость эксплуатации принадлежащих бассейну помещений (при отказе бассейна от возможности сдачи в аренду своих помещений и получения соответствующей платы);

·прибыль, которую владелец бассейна мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело;

·процент на капитал, вложенный в ценные бумаги.

13. Безвозвратные издержки:

Безвозвратные издержки - издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, не зависящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой.

·стоимость вывески названия бассейна «Олимп»;

·затраты на маркетинг (опросы и т. д.);

·затраты на разработку названия бассейна «Олимп»;


14. Тип рыночной структуры, в рамках которой производится данная услуга.

üПо механизму функционирования:

·Число бассейнов в данной отрасли - десятки. В Минске имеются такие бассейны: Дворец водного спорта, бассейн БГУИРа, бассейн БНТУ, бассейн БГУ, «Нептун», ФОК «Серебрянка», «Горизонт» и др.;

·Характеристика услуги: дифференцированная;

·Наличие входных барьеров. Для того чтобы открыть новый бассейн необходимо иметь финансовые средства на закупку оборудования, аренду помещения, наем персонала. Также необходимо получить разрешение на строительство бассейна, согласие санэпидемстанции. Несмотря на то, что с формальной точки зрения барьеры существуют, с практической точки зрения - они преодолимы. Поэтому можно сказать, что единственный и преодолимый барьер на входе - экономический.

Следует заметить, что раньше было довольно трудно приобрести специальное оборудование для бассейна (например, разделительные дорожки, фильтры для воды, прыжковые доски, стеллажи, лестницы для бассейна, вышки судейские и т. д.), что теперь стало доступным благодаря большому количеству производителей и поставщиков данного оборудования (сейчас такое оборудование можно легко приобрести в Интернете).

·Влияние бассейна на рыночную цену: только в пределах своих дифференцированных услуг;

·Количество потребителей: среднее.

Данная услуга имеет тип рыночной структуры, в рамках которой производится данная услуга - монополистическая конкуренция.

üПо объекту купли-продажи:

Данная услуга имеет тип рыночной структуры - рынок услуг.

üПо степени насыщенности:

В г. Минске данная услуга имеет тип рыночной структуры - равновесный рынок, но в целом по Белоруссии она имеет тип рыночной структуры - дефицитный рынок.

Практическое задание

Анализ рыночного равновесия и последствий отклонения от него

Исходные данные

z = 10

y = 93

x = 36

Уравнение, описывающее рыночный спрос на товар

D = (250+z) - 2P = (250+10) - 2P = 260- 2P

D =260- 2P

Уравнение, описывающее рыночное предложение товара

S = (-50+z) + 4P = (-50+10) +4P= - 40+4Р

S = - 40+4Р

Запретительная цена товара это цена, начиная с которой и выше которой спрос на товар отсутствует

т.е. D=0,

тогда 0 = 260- 2P

P=260, следовательно: P = 130 тыс.руб.

Максимальный спрос отражает то количество товара, на которое будет предъявлен спрос при нулевой цене на товар, т.е. при P=0:

D=260

«Точка бегства» - цена, начиная с которой и ниже которой предложение данного товара на рынке будет отсутствовать (S=0). Уровень «точки бегства» зависит от величины издержек фирмы, формирующей предложение товара на рынке

S = -40 + 4P, при S = 0

Рбегства = 40/4 = 10 тыс. руб. - величина «точки бегства».

График спроса и предложения (см. Приложение)

D=260- 2P P=(260 - D)/2

S=-40+4P P=(S+40)/4

Точка рыночного равновесия будет в пересечении графиков спроса и предложения, т.е. при цене на товар PЕ = 50 тыс. руб. и при количестве товара

QЕ = 160 кг.

Суммарная выручка от реализации данного товара, при цене рыночного равновесия, будет равна площади прямоугольника, т.е. произведению его сторон

TRE = PЕ *QЕ=50*160= 8000 тыс.руб.

а). Устанавливаем пол цен

При установлении цены на y/4 процентов выше равновесной:

y/4=93/4=23.25%

Цена товара будет равна

Pпол.= PЕ +( PЕ*0.232 )=50+(50*0.232)=61.6тыс.руб.

При равновесной цене PЕ =50 тыс. руб. спрос на товар будет составлять

D=260-2*PЕ=260-2*50=160 кг.

При увеличении цены до Pпол.=61.6 тыс. руб. спрос на товар будет составлять

QDпол.=260-2*Рпол.=260-2*61.6=136.8 кг. ,

а предложение будет составлять:

QSпол.=-40+4Pпол.=-40+4*61.6=206.4 кг.

Выручка от реализации:

TRпол. = Рпол. *Qпол.=61.6*136.8=8426.88 тыс. руб.

Как видим, при увеличении цены на товар спрос упадет до 136.8 кг.

В данном случае используется метод «ценового пола». Так как величина предложения будет превышать величину спроса, появляется товарный излишек.

Товарный излишек будет равен разнице между QSпол. и QDпол.:

Излишек = QSпол - QDпол=206.4 - 136.8=69.6 кг.

Объем реализации товара составит:

QDпол.=260-2Pпол.=260-2*61.6=136.8 кг.

Ценовой пол может вводиться с целью защиты национальных продуктов, а также с целью защиты продавцов качественной продукции от фальсифицированной и контрафактной; с целью поддержания мелких товаропроизводителей.

б). Определяем политику ценового потолка

При установлении цены на y/5 процентов ниже равновесной

y/5=93/5=18.6%

Цена товара будет равна:

Pпот.= РЕ - РЕ* 18.6/100=50 - (50*0.186)=40.7 тыс.руб.

При равновесной цене PЕ=50тыс.руб. спрос на товар будет составлять

D=160 кг.

При понижении цены до Pпот.=40.7 тыс. руб. спрос на товар будет составлять:

QDпот.=260-2*Pпот.=260-2*40.7=178.6 кг. ,


QSпот.=-40+4*Pпот.=-40+4*40.7=122.8 кг.

Как мы видим, при понижении цены на товар спрос увеличится до 178.6 кг.

В данном случае используется метод «ценового потолка». Таким образом, товар становится дефицитным.

Товарный дефицит будет равен разнице между QDпот. и QSпот.:

Дефицит = QDпот.-QSпот.= 178.6 -122.8 =55.8 кг.

Объем реализации товара составит:

Q=260-2*Pпот.=260-2*40.7=178.6 кг.

Выручка от реализации:

TRпот. = Pпот. * QDпот.= 40.7* 178.6 = 7269.02 тыс.руб.

Такая политика может быть оправдана при установлении цены на социально значимые товары, в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия и т.п.), в отношении цен на продукцию предприятий-монополистов.

Анализ относительных изменений параметров рынка по отношению к исходному равновесному состоянию.

а) относительное изменение цены «пола»:

%ΔРпола=(РполаЕ)/ РЕ*100% =(61.6-50)/50*100%=23.2%;

б) относительное изменение цены «потолка»:

%ΔРпот=(РпотЕ)/ РЕ*100%= (40.7-50)/50*100%= -18.6%;

в) относительное изменение объёма выпуска при «поле цен»:

%ΔQпол=(Qпол-QЕ)/ QЕ*100%= (136.8-160)/160*100%= -14.5%;

г) относительное изменение объёма выпуска при «потолке цен»:

%ΔQпот=(Qпот-QЕ)/ QЕ*100%= (178.6-160)/160*100%= 11.6%;

д) относительное изменение выручки от реализации при «поле цен»:

ΔTRпол.= (TRпол.-TRЕ)/ TRЕ*100%=(8427-8000)/8000*100%=5.3%;

е) относительное изменение выручки от реализации при «потолке цен»:

ΔTRпот.= (TRпот..-TRЕ)/ TRЕ*100%=(7269-8000)/8000*100%= -9.1%;

Анализ эластичности спроса и предложения:

). Расчёт точечной и дуговой эластичности спроса и предложения

а) точеная эластичность спроса (D):

РЕ=50тыс. руб.Е = 160 кг.

Рпол.= 61.6 тыс.руб.D пол.=138.6 кг. QSпол. = 206.4 кг.

Pпот.= 40.7 тыс. руб.

QD пот.=178.6 кг. QS пот.=122.8 кг.

ЕРD=(Q2-Q1)/ Q1: (Р21)/Р1;

ЕРD(пол.)= 14.5%:23.2=0.6% - спрос неэластичный.

ЕРD(пот.)= 10.4%:18.6% =0.6% - спрос неэластичный.

Для точки равновесия

(ּ)Е* ЕРD=-В * РЕ/ QЕ=-2*(50/160)= 0.6;

б) дуговая эластичность спроса(D):

Для коэффициента эластичности спроса по цене при изменении больше, чем на 1.

ЕРD=(Q2-Q1)/ (Р21): (Р21)/ (Q2+Q1);

ЕРD=(178.6-136.8)/(40.7-61.6)*(40.7+61.6)/(178.6+136.8)= 0.6- спрос неэластичный

P Q TR61.6136.88426.8850160800040.7178.67269.02Рис.1

Ñïðîñ неэластичен, не выгодно снижать цену, т.к. это может привести к снижению выручки.

а) точечная эластичность предложения(S):

ЕРS=(Q2-Q1)/ Q1: (Р21)/Р1;

ЕРS(пол)=(206.4 -160)/160:(61.6-50)/50=0.29:0.23=1.3- предложение эластично.

ЕРS(пот)=(122.8 -160)/160:(40.7-50)/50=0.23:0.18=1.3-предложение эластично.

Для точки равновесия:

(ּ)Е* ЕРS=-В * РЕ/ QЕ=-4*(50/160)= 1.3;

б) дуговая эластичность предложения(S):

ЕРS=(Q2-Q1)/ (Р21) ּ 21)/ (Q2+Q1);

ЕРS=(122.8 -206.4)/ (40.7-61.6) ּ (61.6+40.7)/ (122.8+206.4)=

=(83.6/20.9) ּ (102.3/329.2)=1.3 -предложение эластично.

Точечный и дуговой коэффициент эластичности предложения при таком изменении цены эластичны. Таким образом, спрос снижается более высоким темпом, чем растет цена.

Заключение

В данной индивидуальной работе была рассмотрена рыночная характеристика такой услуги как «сеанс в бассейн».

В ходе ее выполнения я создала потенциального потребителя данной услуги, вычислила его доход и подсчитала затраты на пользование данной услугой. Также я дала характеристику потребности, которую способна удовлетворить данная услуга и характеристику эластичности спроса и предложения. Привела примеры товаров субститутов и комплиментов, неценовых факторов, которые способны увеличить (уменьшить) спрос (предложение). Указала явные, неявные и безвозвратные издержки при производстве и реализации данной услуги. Указала тип рыночной структуры, в рамках которой производится данная услуга.

В результате можно сделать следующие выводы:

. Услуги бассейнов нужны нашему обществу для удовлетворения простых потребностей (потребность в отдыхе, в поддержании здоровья и т.д.)

. Данная услуга доступна подавляющему большинству минчан. Так как стоимость разового посещения бассейна равна 7 000 р., такую услугу может позволить себе любой минчанин со средней заработной платой.

3. Рыночную структуру производства данной услуги, можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции.

. Предоставление определенных услуг бассейном может являться прибыльной деятельностью при наличии эффективной рекламы, качественного оборудования, добросовестного персонала и т. д.

Список используемой литературы

ØЭлектронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика». Шкода В.И.

ØЭлектронный конспект лекций по дисциплине «Экономическая теория». Бостынец Н.Д.

ØКотлер Ф. «Основы маркетинга»

Ø«Микроэкономика: Учебное пособие». Ивашутин А.Л.

Ø«Микроэкономика: практический подход». Грязнова, Юданов

Ø«Микроэкономика». Новиков И.В.

Ø«ЭКОНОМИКС» Макконнелл К.Р., Брю С.Л.

Похожие работы на - Рыночная характеристика услуги 'Сеанс в бассейн'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!