Практика и проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта
Оглавление
Введение
Глава 1. Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации
.1 Программно-целевой метод развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации
.2 Нормативно-правовое регулирование
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
Глава 2. Состояние, тенденции и
проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа
программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта
.1 Состояние и тенденции
использования администрацией Златоустовского городского округа
программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта
.2 Проблемы использования
администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в
развитии Физической культуры и спорта
Заключение
Список использованных источников и
литературы 34
Приложение
Введение
Значимость темы настоящего исследования определяется важной ролью
физической культуры в социальной сфере и, прежде всего, в качестве уникального
средства воспитания и образования молодого поколения, подготовки его к
общественной деятельности, сохранения нравственного и физического здоровья
общества. Очевидно, что эффективность системы физического воспитания, высокий
уровень физической культуры в обществе благоприятно влияют на его духовное и
морально-психологическое состояние, а престиж национального спорта самым
непосредственным образом сказывается на авторитете государства, патриотизме его
граждан и определяет место государства в мировом сообществе.
В современной России физкультуре и спорту придается все более
приоритетное значение. Вместе с тем, хорошо известно, что инфраструктура
физической культуры в вузах в 1990-е гг. подвергалась значительной деформации,
при этом возникли многие изъяны в системе физкультурного воспитания, особенно в
сфере массового спорта. В свете этого идеи, сюжеты, традиции, имевшие место в
указанные годы, составившие эпоху в отечественном и мировом спортивном
движении, становятся особенно значимыми. Дополнительным стимулом в исследовании
темы является повышенный интерес в обществе, особенно в молодежной сфере, к
физической культуре и ее истории, как неотъемлемой части отечественной истории.
Цель работы - анализ практики и проблемы использования администрацией
Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии
Физической культуры и спорта.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
. рассмотреть программно-целевого метода развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации;
. проанализировать нормативно-правовое регулирование развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации.
. проанализировать состояние и тенденции использования администрацией
Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии
Физической культуры и спорта.
. рассмотреть проблемы использования администрацией Златоустовского
городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и
спорта и предложить рекомендации по их устранению.
Объект работы - Администрация Златоустовского городского округа.
Предмет работы - практика и проблемы использования администрацией
Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии
Физической культуры и спорта.
В данной работе был использован комплекс традиционных и инновационных
методов: концептуально-теоретический анализ, сравнительно-исторический анализ,
проблемный, хронологический, системный, аналогия, а в отдельных случаях - метод
социологии.
целевой
программный физический спорт
Глава 1.
Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
1.1
Программно-целевой метод развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации
Основополагающей задачей государственной политики является создание
условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального
самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы
для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в
значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время
существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является
поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого
гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть
решена с помощью комплексной программы.
Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не
только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном
мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а
также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством
жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической
мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов
и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный
потенциал во многом был утерян.
Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного
управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения
массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и
спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших
достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и
качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и
общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация
значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от
развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 -
50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11
процентов.
Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы
воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан
свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и
физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в
Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы
развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация
находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и
Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в
Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые
программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности
жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с
лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся
спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют
заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью,
в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как
результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают
работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от
реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта
бесспорен.
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и
спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся
спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных.
Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств,
приходящихся на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2009
года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60
долларов.
Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно
влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих
неотложного решения, в том числе:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической
культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической
культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее
моральное и физическое старение;
недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
утрата традиций российского спорта высших достижений;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий
физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни,
включая заботу о здоровье будущего поколения.
Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -
2015 годы" (далее - Программа).
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в
области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на
относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны
государственных органов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие
между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, а также общественными спортивными
организациями в области физической культуры и спорта.
На государственном уровне принимались меры, направленные на обеспечение
оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Имеется ряд
законов и нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном
уровнях. К сожалению, их реализация не принесла должных результатов.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка
Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования
бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления
расходами на управление результатами и переход преимущественно к
программно-целевым методам бюджетного планирования.
Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной
проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные
направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации, а направления
финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках
Программы;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится
четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях, предусматривается участие в реализации
Программы общественных организаций, коммерческих структур и т.д. Данный подход
позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В
рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать
результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.
В целом в Концепции федеральной целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
(далее - Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:
акцент будет сделан на развитии массового спорта в стране;
основным направлением работы будет развитие массового спорта в
образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;
финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и
модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической
культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
развитие спорта высших достижений со стороны государства будет
осуществляться путем финансирования научных исследований и
опытно-конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового контроля,
модернизации специализированной инфраструктуры;
будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности
населения действиями государства в области физической культуры и за изменением
количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как
путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и
путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная
ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией,
еще более усугубится.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и
спорта неизбежны:
дальнейшее ухудшение здоровья граждан Российской Федерации и сокращение
продолжительности жизни;
невозможность реализации большей частью населения права на занятия
физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий
граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и т.д.);
потеря Российской Федерацией передовых позиций в спорте высших достижений
и конкурентоспособности в рамках международного спортивного движения;
неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для сборной
команды страны по различным видам спорта;
огромные экономические потери государства в связи с заболеваемостью
населения;
недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической
культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих поколений и
обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового
алкоголизма, наркомании и преступности;
отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрения
физической нагрузки) проведения свободного времени.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем
программно-целевым методом приведет к инерционному развитию массового спорта,
когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта
высших достижений будет недостаточным. В этом случае массовый спорт останется
привилегией малочисленного обеспеченного слоя населения, а для малообеспеченных
категорий граждан так и останется недоступной роскошью.
1.2
Нормативно-правовое регулирование развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией
спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает
терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов
работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту
показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком
и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться
ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы
детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по
показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:
рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа
занимающихся физической культурой и спортом;
рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1
учащегося в спортивной школе;
рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение
всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях
спортсменов-инвалидов;
увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение
капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из
федерального бюджета;
рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и
званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также
физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку
обеспечены новым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной
целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и
подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского
спорта на 2010 - 2015 годы.
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную
значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства
провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к
физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических,
интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия
физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а
также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в
повышенной социальной защите».
Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая
часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Земельном кодексе,
Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании,
относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом
законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений
бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
Напомню, согласно планам Федеральной программы, за десять лет в нашей
стране будет построено 4000 спортивных объектов самого высокого
технологического уровня. Это - 750 бассейнов, столько же спортивных залов,
более 1000 физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов и сооружений.
Это - спортивные залы, хоккейные корты с искусственным льдом, футбольные поля с
искусственным покрытием. Помимо предусмотренного программой строительства
футбольных полей в дополнение к ФЦП была принята футбольная подпрограмма,
которая предусматривает строительство порядка 600 искусственных полей, десяти
крытых футбольных манежей. Кроме того, программой обеспечивается
научно-медицинское сопровождение, восстановление и строительство новых
спортивных объектов на уже существующих спортивных базах, где готовятся наши
олимпийцы. А это - уже и антидопинговая политика, и инструмент взаимодействия с
регионами.
ФЦП позволила разработать подпрограмму «Результат». Владимир Путин на
президентском Совете по спорту уже назвал ее бюджет: 40 миллиардов рублей
выделяются государством на строительство, в частности, десяти центров для
одаренных спортсменов, в том числе в Сочи, десяти школ-интернатов для особо
одаренных детей, корта для шорт-трека, олимпийского трамплина, санно-бобслейной
трассы, ледового дворца для фигурного катания. Создание баз на среднегорье и
высокогорье, баз на юге страны - тоже серьезнейшая программа, которая вытекает
из ФЦП и которая станет ее инструментом. Четкая и понятная цель ФЦП - создать
необходимые условия и увеличить число россиян, регулярно занимающихся спортом,
с 11 до 30 процентов. Таким образом, ФЦП государственная политика, направленная
на реальное оздоровление нации. Важна в деле реализации программы поддержка
партии «Единая Россия», которая, используя инструмент ФЦП, параллельно
построила уже порядка ста объектов.
Еще один важный аспект - политический, международный. Презентация ФЦП
стала убедительным аргументом для опытнейших членов МОК в выборе Сочи в
качестве столицы Олимпиады2014. Гонку выиграл город, где нет ни одного
спортивного объекта необходимого уровня. По мнению вице-премьера РФ Александра
Жукова, государственная программа развития спорта - это весомый аргумент в
любых международных переговорах, иллюстрация действенной социальной и
экономической политики в нашей стране.
В России подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта
на 2010-2015 гг. Проект данной концепции уже согласован с соответствующими
министерствами и ведомствами и готовится для внесения в правительство РФ.
Государство планирует в течение нескольких лет укрепить систему физического
воспитания и развития детско-юношеского спорта и активно формировать здоровый
образ жизни детей, подростков и молодежи.
Концепция была разработана Росспортом и ФГУ Всероссийский
научно-исследовательский институт физической культуры и спорта в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации от 2 октября 2007 г. Пр-1766
«Перечень поручений по развитию физкультуры и спорта в образовательных
учреждениях Российской Федерации». Разработчики концепции характеризуют свой
документ как систему взглядов, принципов и приоритетов в спортивной сфере во
всех образовательных учреждениях России. Кроме того, в проекте концепции была
учтена значительная часть обращений граждан по вопросам физической культуры и
спорта, ежедневно поступающих на имя Президента страны. Концепция станет
ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного
самоуправления при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического
воспитания и развития детско-юношеского спорта, формирования их здорового
образа жизни.
Данный проект предполагает, что в рамках реализации концепции будут
внесены изменения в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006 - 2015 годы» в виде подпрограммы «Развитие детско-юношеского
спорта на 2010-2015 годы».
Государство не случайно в последнее время озаботилось вопросом
разностороннего развития детей и подростков. А так как лучшего средства для
укрепления и поддержания здоровья, чем спорт, еще не придумали, то ясно, почему
именно развитие детско-юношеского спорта стало одним из приоритетных вопросов
политики нашей страны.
Основные задачи концепции - совершенствование мер по поддержке развития
детского спорта, а также оптимизация системы физического воспитания в школах. В
частности, должна осуществляться поддержка деятельности детских спортивных
организаций, школ, госучреждений спортивной подготовки для талантливых детей и
подростков, а также создание необходимых условий для подготовки спортивного
резерва. Таким образом, основными направлениями развития детско-юношеского
спорта являются модернизация материально-технической базы, кадрового
обеспечения, создание условий для развития детско-юношеского спорта по месту
жительства.
Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино все
элементы системы физкультурно-спортивного движения страны - физическое
воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного
резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная
индустрия) - развивались эффективно и способствовали улучшению
социально-экономической мощи нашей страны, ее международному авторитету и в
полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической
культурой и спортом.
С этой целью предлагается разработать государственную концепцию,
направленную на эффективное развитие системы российского взрослого (в том числе
инвалидного) и детско-юношеского спорта (в том числе инвалидного). В рамках
данной концепции следует:
предусмотреть в приоритетном национальном проекте «Образование»
мероприятия, направленные на поддержку развития системы детско-юношеских
спортивных школ, в том числе в части увеличения заработной платы тренеров,
расходов на оздоровительную кампанию и соревновательную деятельность 1
обучающегося;
предусмотреть в приоритетном национальном проекте «Здоровье» мероприятия,
направленные на профилактику заболеваний, в том числе в части увеличения
заработной платы специалистов в оздоровительных учреждениях, расходов на
оздоровительную кампанию 1 человека;
совершенствовать системы управления ФКС в России;
качественно улучшить материально-техническую и спортивную базы;
предусмотреть централизованное финансирование из федерального бюджета в
виде субсидий, направленных на обеспечение текущей деятельности
детско-юношеских спортивных школ России и на развитие их
материально-технической базы;
восстановить и развить научный потенциал отрасли;
улучшить функционирование системы подготовки специалистов и обеспечить
дальнейшее совершенствование подготовки спортивного резерва;
оптимально обеспечить подготовку сборных команд страны к Олимпийским и
Паралимпийским играм.
Таким образом, основными направлениями реформирования и развития сферы
ФКС являются: выстраивание целой системы информационно-пропагандистской
политики и создание новой национальной системы развития массового спорта.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время в России имеются все
предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и
спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные,
образовательные, организационно-управленческие.
Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей
- занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека.
Приоритетным является детский спорт, и прежде всего - система физического
воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать,
начиная с детских садов и заканчивая вузами.
Глава 2.
Состояние, тенденции и проблемы использования администрацией Златоустовского
городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и
спорта
2.1 Состояние
и тенденции использования администрацией Златоустовского городского округа
программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта
Златоустовский городской округ является муниципальным образованием,
находится в границах Челябинской области.
Муниципальное образование наделено статусом городского округа законом Челябинской
области. Структура администрации Златоустовского городского округа приведена в
приложении №1.
В Златоустовском городском округе принята и реализуется долгосрочная
целевая программа «Златоустовский городской округ-территория здорового образа
жизни на 2010-2012 г.г.» (далее именуется - Программа).
Долгосрочная целевая программа «Златоустовский городской округ-территория
здорового образа жизни на 2010-2012 г.г.» (далее именуется - Программа)
представляет собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления комплекс последовательных социально-экономических,
организационно-хозяйственных или других мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение задач по экономическому, социальному, экологическому, культурному
развитию Златоустовского городского округа.
Программа «Златоустовский городской округ - территория здорового образа
жизни на 2010- 2012 г.г.», предусматривает взаимодействие административных,
общественных, частных организаций и учреждений по выработке согласованных мер в
целях повышения уровня здоровья населения Златоустовского городского округа,
эффективного использования средств физической культуры и спорта по
предупреждению заболеваний, поддержанию трудового потенциала трудящихся,
патриотического воспитания и подготовки к защите Родины, обеспечения
Конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической
культурой, спортом и туризмом, профилактики правонарушений, преодолению
наркомании, алкоголизма и других вредных привычек подрастающего поколения.
В рамках Программы предполагается проведение основных мероприятий:
. По нормативно-правовому обеспечению Программы;
. Развитие физического воспитания учащейся молодежи, детско-юношеского
спорта и туризма;
. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа;
4. Организационное и кадровое обеспечение Программы;
. Информационно-пропагандисткая деятельность;
. Развитие инфраструктуры физической культуры, спорта и туризма.
Основополагающей задачей социально-экономического
развития в Златоустовском городском округе на предстоящие годы является
создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной
социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического
и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению
вышеуказанной задачи. В то же время существенным фактом, определяющим состояние
здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в
течение всей жизни каждого гражданина. Реализация мероприятий Программы будет
способствовать созданию условий для укрепления здоровья населения в
Златоустовском городском округе.
Долгосрочная целевая Программа состоит из мероприятий,
направленных на совершенствование системы управления физкультурно-спортивным
движением, формирование потребности людей в физическом совершенствовании
образовательными, информационно-пропагандискими средствами, развитие сети
физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, повышение эффективности их
использования, совершенствование системы проведения городских физкультурно-спортивных
и оздоровительных мероприятий, улучшение системы физического воспитания в
учреждениях дошкольного образования, повышение эффективности физического
воспитания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального образования, совершенствование системы физического воспитания
в высших учебных заведениях, повышение уровня физической культуры в системе
производства, организацию работы по месту жительства и отдыха населения,
улучшение системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса,
развитие физической культуры и спорта среди инвалидов. За последние годы
обострились проблемы, связанные с состоянием здоровья людей, увеличилось
количество злоупотребляющих наркотическими средствами и алкоголем. Наблюдается
снижение уровня физической подготовки и физического развития практически всех
социально-демографических групп населения.
Социально-экономические преобразования произошедшие в
нашей стране за последние годы имеют неоднозначные последствия. Особое
беспокойство вызывает состояние физического и эмоционально-психологического
здоровья граждан.
Анализ причин сложившейся ситуации показывает, что на
протяжении последних лет складывалась социально-экономическая система, при
которой объективная потребность в здоровом обществе отодвигалась на второй
план, а финансирование социальной сферы осуществлялось по остаточному принципу.
Здоровье, здоровый образ жизни лишь недавно стали робко входить в число
приоритетных ценностей государственной политики и общественного сознания.
Среди различных факторов, определяющих общий уровень
культуры и здоровья, является двигательная активность. В настоящее время в
обществе назрела острая объективная потребность в развитии массового
физкультурного движения, как социального института привлечение людей к
здоровому образу жизни. Ведущая роль в решении этой задачи отводится МУ
Управлению по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского
округа, спортивным федерациям и общественным организациям.
Система физической культуры и спорта Златоустовского
городского округа представляет собой совокупность учреждений, объектов
соответствующего профиля. Основу данной системы составляют муниципальные
учреждения, коллективы физкультуры, в которых закладывается фундамент всестороннего
развития физических и духовных сил, укрепления здоровья, формирования здорового
образа жизни и достижение высоких спортивных результатов.
Для решения вышеуказанных задач Златоустовский
городской округ располагает следующей материально технической базой.
Таблица 1 Материально-техническая база физкультуры и
спорта Златоустовского городского округа
№
|
Спортивные сооружения
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
6 мес. 2010 г.
|
1.
|
Стадионы
|
4
|
4
|
4
|
4
|
2.
|
Спортивные площадки
|
48
|
49
|
50
|
51
|
3.
|
Спортивные залы
|
72
|
71
|
70
|
72
|
4.
|
Крытые бассейны
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5.
|
Лыжные базы
|
10
|
7
|
3
|
3
|
6.
|
Хоккейные коробки, катки
|
3 2
|
4 4
|
4 4
|
7.
|
Горнолыжные трассы
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Анализ представленных данных позволяет констатировать
следующее:
В Златоустовском городском округе, в основном, удалось
сохранить материально-техническую базу, но сегодня большинство объектов требуют
капитального ремонта, реконструкции и находятся в таком техническом состоянии,
которое не позволяет им функционировать с полной нагрузкой и гарантией
безопасности занимающихся.
Под предлогом экономической нецелесообразности ряд
предприятий отказались от содержания спортивных и физкультурно-оздоровительных
сооружений и провели сокращение штатов среди специалистов физической культуры и
спорта.
Количество занимающихся сильно различается по возрастным
группам. В основном большой процент, до 50% активно занимаются в возрасте 10-17
лет. До 20% - 18-35 лет, 36-50 лет- 5-6%, 50 лет и старше - 3%. При этом,
каждой возрастной группе свойственна своя мотивация занятий. Так, для младшего
возраста (учащиеся школ) физическая культура и спорт являются средством
активного отдыха, общения, расширения круга знакомств. Для студенческой
молодежи характерно желание хорошо выглядеть, заботится о красоте тела,
овладение навыками самозащиты. Молодые люди, входящие в взрослую жизнь,
рассматривают физкультуру и спорт как возможность самореализации,
самоутверждения и достижения общественного признания. Для горожан среднего и
старшего возрастов, независимо от их социального положения, главным мотивом
становится использования физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья.
Наибольшую озабоченность вызывает низкий уровень
вовлеченности в сферу физической культуры и спорта подрастающего поколения.
Анализ показывает, что лишь треть из них активно занимается физической
культурой и спортом. Реальная физическая нагрузка в общеобразовательных
учреждениях ниже нормативной, предусмотренной учебными программами. Объемы
финансирования Детско-юношеских спортивных школ недостаточны, что приводит к
снижению качества работы.
За последние годы осуществляемые меры позволили
обеспечить динамичное развитие физкультурно-спортивного движения в
Златоустовском городском округе. За последние годы заметно изменилось отношение
к решению проблем в сфере физической культуры и спорта руководителей
производственных, промышленных и учебных заведений. Сформирована многоуровневая
система проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий, спартакиад среди всех групп населения. Наблюдается активность
молодых родителей, которые обращаются с просьбами об организации оздоровления
детей средствами физической культуры.
В Златоустовском городском округе достаточно
спортивной молодежи, подготовка спортсменов высокой квалификации осуществляется
преимущественно профессионалами «Старой школы», испытывающими трудности с
поиском достойных преемников, чтобы сохранить накопленные традиции и продолжить
их развитие нужно обеспечить кадровую преемственность.
Возросло внимание к детско-юношескому спорту,
позволившее обеспечить расширение сети спортивных школ и контингента
занимающихся в них, повышение мастерства юных спортсменов. На протяжении ряда
лет сборные команды Златоустовского городского округа занимают призовые места в
спартакиадах учащихся России и во всероссийских первенствах по видам спорта.
Златоустовские спортсмены занимают доминирующее положение в ряде видов спорта.
В настоящее время 400 спортсменов являются членами и кандидатами в члены
сборных команд области, России. Необходима дальнейшая материальная поддержка и
сохранение сборных команд Златоустовского городского округа, а также
привлечение новых юных спортсменов к занятиям физической культуры, спорта и
туризма.
В Златоустовском городском округе культивируется 45
видов спорта. Количество занимающихся в спортивных секциях и секциях
оздоровительной направленности за 6 лет увеличилось на 20 % . Подготовлено
более 500 человек со спортивными разрядами, из них: 192 человека кандидатов в
мастера спорта, 45 человек в мастера спорта, 7 мастеров спорта Международного
класса, 4 Заслуженных мастеров спорта.
В округе активно развиваются и поддерживаются спортивные традиции -
подготовлены 2 женских команды по водному поло (Уралочка ЗМЗ, Уралочка ЮУРГУ),
12 человек входят в состав 2 сборных команд России (взрослая и молодежная),
которые ежегодно являются победителями и призерами Первенства России. Среди
воспитанников спортивных школ есть 4-х кратная чемпионка Мира по спортивному
ориентированию, серебряный призер Кубка мира в Греции - кикбоксинг, победитель
Первенства России по сноуборду, 2 бронзовых призера Чемпионата России по
натурбану, чемпион России по боксу, чемпион Европы по боксу.
2.2 Проблемы
использования администрацией Златоустовского городского округа
программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта
В городе Златоусте штатные должности работников
физической культуры и спорта занимают 173 человека, из них 33 специалистов с
высшим образованием, 106 человек со средним профессиональным образованием. 20%
физкультурно-спортивных работников занимают свои должности, не имея специального
образования.
Схема 1
Образование работников физической культуры и спорта г.
Златоуста
На 31 декабря 2009 года в городе работает 273
работника физической культуры и спорта. В предшествующие годы имело место
поступательное уменьшение количества работников (2007 г. - 291; 2008 г. - 259;
2009 г. - 184), что связано с низкой материально - технической базой, снижение
интереса у детей и подростков к отдельным видам спорта.
Схема 2
Количество работников физической культуры и спорта г.
Златоуста за 2007-первое полугодие 2010 гг.
Для решения данной проблемы необходимо внести
изменения в долгосрочную целевую программу «Златоустовский городской
округ-территория здорового образа жизни на 2010-2012 г.г.», необходимо:
. определять лучших специалистов и тем самым
мотивировать специалистов к лучшим результатам. Это необходимо реализовать в
форме учреждения премий, проведения конкурсов, фестивалей. Ежегодно лучшие
работники физической культуры и спорта должны удостаиваться, например городской
премии «Признание» в номинации «Лучший среди работников физической культуры и
спорта».
Отличившиеся учителя физической культуры города должны
бороться за премию Президента России, участвовать в конкурсном отборе в рамках
реализации Приоритетного национального проекта «Образование».
Необходимо повышать квалификацию работников физической
культуры и спорта в форме традиционных курсов повышения квалификации,
методических мероприятий и самообразования. Необходимо установить
квалификационный ценз. Тем самым повышать процент работников физкультуры и
спорта города Златоуста, имеющих профильное образование.
Если методическая работа среди
физкультурно-педагогических работников образовательных учреждений города в
целом структурирована, то деятельность по методическому сопровождению
тренерского корпуса нельзя назвать эффективной. Методические кабинеты в
спортивных школах слабо укомплектованы современной компьютерной техникой. Это
не позволяет использовать ресурсы сети INTERNET, формировать локальные
информационные базы, внедрять современные технологии спортивной диагностики и
тренировки. Городские федерации по видам спорта не принимают участия в
осуществлении методической работы в среде тренеров. Практически не используется
практика проведения методических мероприятий (круглых столов, семинаров,
мастер-классов) по завершению крупных соревнований. Далеко не все тренеры имеют
возможность повысить квалификацию за пределами Челябинской области, в
авторитетных учебно-спортивных центрах, ведущих ВУЗах физкультурно-спортивного
профиля, что сказалось на результатах достижений спортсменов и сохранения
контингента обучающихся.
Для решения данной проблемы необходимо:
) устанавливать связи с крупнейшими спортивными ВУЗами
Российской Федерации, в которые отправлять на стажировку работников физкультуры
и спорта города Златоуста.
) проводить ежегодные семинары и круглые столы среди
по завершению крупных соревнований, и по итогам года. Это позволит тренерам
более глубоко проанализировать свою работу, дать ей оценку в сравнении с
другими специалистами.
Несмотря на высокую социальную роль физической
культуры и спорта, социальный статус и материальное обеспечение
физкультурно-спортивных работников остается одним из самых низких в социальной
сфере. Как следствие становится все сложнее привлекать и удерживать в отрасли
квалифицированных работников.
Для решения данной проблемы, считаю, что в Программе
необходимо заложить большие финансовые средства для отличившихся специалистов.
Заработная плата работника физкультуры и спорта города Златоуста не должна быть
меньше 25 000 рублей.
В настоящее время физической культурой и спортом в
городе Златоусте регулярно занимается 11,8% от общего количества населения
города. Это ниже показателя 2007 года на 1,9%. Снижение связано с изменением
формы статотчетности (в том числе исключения ряда областных учреждений,
находящихся на территории города), ухудшением демографической ситуации, оттоком
активной части населения, уменьшением доступности спортивных сооружений.
Необходима более активная агитация в средствах
массовой информации (СМИ), пропаганда здорового образа жизни. Считаю, что на
эти цели так же в программе должны быть заложены большие средства.
Для решения проблемы малого количества жителей городского округа
занимающихся спортом, считаю, что Администрации необходимо через
государственные средства массовой информации доносить до населения о проводимых
спортивных мероприятиях. Должны быть установлены стимулирующие факторы для
привлечения внимания, такие как:
установка пунктов бесплатного питания участников спортивных мероприятий.
Это можно реализовать при помощи полевой кухни;
солидных денежных вознаграждений призерам соревнований, а так же раздача
памятных сувениров всем кто принимает участие.
В Средствах массовой информации, по инициативе
Администрации, должны так же регулярно появляться рубрики и передачи о пользе
здорового, спортивного образа жизни, вреде алкоголя и курения табака.
В 2009 году в городе было проведено 70
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятия, в которых
приняло участие 9 108 чел. Самыми массовыми городскими мероприятиями
традиционно являются День здоровья города Златоуста (ежегодно участвует более 1
500 человек) и Рябковский пробег памяти Д. Карбышева (ежегодно участвует около
2 000 чел).
Считаем, что этого недостаточно. Администрацией города
необходимо увеличить количество массовыми спортивных городскими мероприятиями.
При этом извещать жителей города о их проведении через СМИ.
Практически не используется то уникальное
месторасположение в котором находится город Златоуст. Ландшафт пригородной
местности позволяет осваивать такие олимпийские виды спорта, как горные лыжи,
сноуборд, прыжки с трамплина, бобслей и др. Администрация городского округа, на
наш взгляд, должна бороться, устанавливать контакт с возможными спонсорами
строительства спортивных объектов, необходимых для развития перечисленных видов
спорта.
Таким образом, в настоящее время система управления
физической культуры и спорта требует детального мониторинга. Стандартные
показатели, принятые в управлении физической культурой (удельный вес
занимающихся, обеспеченность населения спортивной инфраструктурой и др.), не
дают достаточно полной картины состояния и не отражают динамику развития
отрасли. При этом доступность и качество физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг, в том числе с привлечением общественности, не оценивались.
Заключение
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную
значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства
провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к
физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических,
интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической
культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также
«содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в
повышенной социальной защите».
В Златоустовском городском округе принята и реализуется долгосрочная
целевая программа «Златоустовский городской округ-территория здорового образа
жизни на 2010-2012 г.г.».
Долгосрочная целевая программа «Златоустовский городской округ-территория
здорового образа жизни на 2010-2012 г.г.» представляет собой увязанный по
задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс
последовательных социально-экономических, организационно-хозяйственных или
других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач по экономическому,
социальному, экологическому, культурному развитию Златоустовского городского
округа.
На 31 декабря 2009 года в городе работает 273 работника физической
культуры и спорта. В предшествующие годы имело место поступательное уменьшение количества
работников (2007 г. - 291; 2008 г. - 259; 2009 г. - 184), что связано с низкой
материально - технической базой, снижение интереса у детей и подростков к
отдельным видам спорта.
Для решения данной проблемы необходимо внести
изменения в долгосрочную целевую программу «Златоустовский городской
округ-территория здорового образа жизни на 2010-2012 г.г.», необходимо:
. определять лучших специалистов и тем самым
мотивировать специалистов к лучшим результатам. Это необходимо реализовать в
форме учреждения премий, проведения конкурсов, фестивалей. Ежегодно лучшие
работники физической культуры и спорта должны удостаиваться, например городской
премии «Признание» в номинации «Лучший среди работников физической культуры и
спорта».
Отличившиеся учителя физической культуры города должны
бороться за премию Президента России, участвовать в конкурсном отборе в рамках
реализации Приоритетного национального проекта «Образование».
Необходимо повышать квалификацию работников физической культуры и спорта
в форме традиционных курсов повышения квалификации, методических мероприятий и
самообразования. Необходимо установить квалификационный ценз. Тем самым
повышать процент работников физкультуры и спорта города Златоуста, имеющих
профильное образование.
Методические кабинеты в спортивных школах слабо
укомплектованы современной компьютерной техникой. Это не позволяет использовать
ресурсы сети INTERNET, формировать локальные информационные базы, внедрять
современные технологии спортивной диагностики и тренировки. Городские федерации
по видам спорта не принимают участия в осуществлении методической работы в
среде тренеров. Практически не используется практика проведения методических
мероприятий (круглых столов, семинаров, мастер-классов) по завершению крупных
соревнований. Далеко не все тренеры имеют возможность повысить квалификацию за
пределами Челябинской области, в авторитетных учебно-спортивных центрах,
ведущих ВУЗах физкультурно-спортивного профиля, что сказалось на результатах
достижений спортсменов и сохранения контингента обучающихся.
Для решения данной проблемы необходимо:
) устанавливать связи с крупнейшими спортивными ВУЗами
Российской Федерации, в которые отправлять на стажировку работников физкультуры
и спорта города Златоуста.
) проводить ежегодные семинары и круглые столы среди
по завершению крупных соревнований, и по итогам года. Это позволит тренерам
более глубоко проанализировать свою работу, дать ей оценку в сравнении с
другими специалистами.
В настоящее время физической культурой и спортом в
городе Златоусте регулярно занимается 11,8% от общего количества населения
города. Это ниже показателя 2007 года на 1,9%. Снижение связано с изменением
формы статотчетности (в том числе исключения ряда областных учреждений,
находящихся на территории города), ухудшением демографической ситуации, оттоком
активной части населения, уменьшением доступности спортивных сооружений.
Необходима более активная агитация в средствах
массовой информации (СМИ), пропаганда здорового образа жизни. Считаю, что на
эти цели так же в программе должны быть заложены большие средства.
Для решения проблемы малого количества жителей городского округа
занимающихся спортом, считаю, что Администрации необходимо через
государственные средства массовой информации доносить до населения о проводимых
спортивных мероприятиях. Должны быть установлены стимулирующие факторы для
привлечения внимания, такие как:
установка пунктов бесплатного питания участников спортивных мероприятий.
Это можно реализовать при помощи полевой кухни;
- солидных денежных вознаграждений призерам соревнований, а так же
раздача памятных сувениров всем кто принимает участие.
Практически не используется то уникальное месторасположение в котором
находится город Златоуст. Ландшафт пригородной местности позволяет осваивать
такие олимпийские виды спорта, как горные лыжи, сноуборд, прыжки с трамплина,
бобслей и др.
Администрация городского округа, на наш взгляд, должна бороться,
устанавливать контакт с возможными спонсорами строительства спортивных
объектов, необходимых для развития перечисленных видов спорта.
Список
использованных источников и литературы
. Нормативные правовые акты
1. Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)
// Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от
28.09.2010) // Собрание законодательства РФ. N 31. 1998. Ст. 3824.
. Земельный
кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 22.07.2010) //
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
. Об
образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010) // Собрание
законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
6. О
Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»: Постановление Правительства РФ от
11.01.2006 N 7 (ред. от 10.06.2010) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 3.
Ст. 304.
. Об
утверждении долгосрочной целевой программы «Златоустовский городской округ -
территория здорового образа жизни на 2010- 2012 г.г.»: Постановление
администрации Златоустовского городского округа от 11.03 2010 г. № 92-П //
Панорама Златоуста. 2010. 4 апреля.
. Литература
8. Алехин
В.Д. Развитие физической культуры и спорта. М., 2009. 265с.
9. Вопросы
физической культуры и спорта. Челябинск, 2009. 463с.
. Воронин
В.А. Оздоровительно-спортивный лагерь - подготовке специалиста // Вестник
высшей школы. 2008. № 3. С. 66-67.
. Гордеев
В.Л. Индустрия отдыха и здоровья: (развитие туризма). Челябинск. 2008. № 18. С.
31-32.
. Гориневский
В.В. Физическая культура и здоровье. М.: Физкультура и спорт. 2008. 127с.
Приложение №1
Структура администрации Златоустовского городского округа