Марксистское течение в русском общественном движении 80-90 годах

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,91 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Марксистское течение в русском общественном движении 80-90 годах
















РЕФЕРАТ

МАРКСИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 80 -90 ГОДАХ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Русская секция 1 Интернационала участия русских революционеров в Парижской Коммуне

2.Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда»

.Первые марксистские кружки и группы в России

Заключение

Литература

Введение

марксизм парижская коммуна

В начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжелым. В политическом отношении рабочие оставались бесправными.

По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90-х гг. значительно выросло. Основной формой борьбы оставались стачки

Крупнейшим выступлением рабочих явилась стачка в Орехово-Зуеве в 1885 г. на фабрике Морозова, на которой было занято около 11000 рабочих. В подавлении стачки власти применили войска. Было арестовано 600 рабочих, многих из которых выслали на родину, 33 человека предстали перед судом. Суд оправдал обвиняемых, т.к. были доказаны факты бесчеловечного отношения к рабочим со стороны администрации фабрики.

Вторая половина 90-х гг. отличается более высоким размахом рабочего движения. Рабочее движение середины - второй половины 90-х гг. заметно выросло. Стало более организованным, что создавало важную предпосылку для его соединения с марксизмом. Борьба пролетариата находила широкий отклик среди крестьян и студенческой молодежи.

Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг. XIX в. в Германии как отражение процессов социальной борьбы с активным участием в ней новой силы - пролетариата (промышленных рабочих). В марксизме как теоретической системе имеются три составные части: философия, политическая экономия и теория социализма. Каждая из них своими средствами решала задачу необходимости и неизбежности коммунизма как новой общественно-экономической формации. Идея коммунизма как общества социальной справедливости и социального равенства есть основная идея в марксизме.

1.Русская секция 1 Интернационала участия русских революционеров в Парижской Коммуне

Парижская Коммуна 1871, первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса, просуществовавшее в Париже 72 дня (18 марта - 28 мая). Возникновение Парижской Коммуны было закономерным историческим явлением, вызванным глубокими социальными противоречиями внутри французского общества, обострившимися к концу 60-х гг. в связи с завершением промышленного переворота, ростом численности и организованности пролетариата, повышением его классовой сознательности; вместе с тем Парижская Коммуна явилась результатом борьбы французского и международного рабочего класса против капиталистической эксплуатации и политического господства буржуазии.

В состав Парижской Коммуны входило свыше 30 рабочих, более 30 интеллигентов (журналисты, врачи, педагоги, адвокаты и др.). Коммуна представляла собой блок пролетарских и мелкобуржуазных революционеров. Ведущую роль в ней играли социалисты, члены 1-го Интернационала (около 40); среди них были бланкисты, прудонисты, бакунисты. В составе Коммуны было несколько марксистов или людей, близких к марксизму. Членами Парижской Коммуны являлись многие видные деятели рабочего движения: Л.Э. Варлен, Э.В. Дюваль, Ж.П. Жоаннар, О.Д. Серрайе, венгерский рабочий Л. Франкель и др.; в неё входили замечательные представители творческой интеллигенции: врач и инженер Э.М. Вайян, художник Г. Курбе, писатели Ж. Валлес, Э. Потье, публицисты О.Ж.М. Верморель, Э М.Г. Тридон и др. С пестротой состава Парижской Коммуны были связаны разногласия по ряду вопросов теории и практики, что привело к образованию двух фракций - «большинства», состоявшего в основном из неоякобинцев (разделяли программу якобинцев 1793-94) и бланкистов, и «меньшинства», ядро которого составляли прудонисты.

Историческое значение Парижской Коммуны состоит в том, что она сломала буржуазный полицейско-бюрократический государственный аппарат и создала государство нового типа, представлявшее собой первую в истории форму диктатуры пролетариата. Парижская Коммуна упразднила постоянную армию, заменив её вооружённым народом (Национальная гвардия) (декрет 29 марта); установила максимум жалованья государственным служащим, равный зарплате квалифицированного рабочего (декрет 1 апреля); отделила церковь от государства (декрет 2 апреля). Несколько позднее была ликвидирована префектура полиции; обязанность обеспечения порядка и безопасности граждан возлагалась на резервные батальоны Национальной гвардии. Новый аппарат власти строился на демократических принципах: выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна порвала с буржуазным парламентаризмом и с буржуазным принципом разделения властей. Она была одновременно законодательным и исполнительным органом. 29 марта были созданы 10 комиссий из членов Коммуны: Исполнительная комиссия для общего руководства делами и 9 специальных комиссий: военная; продовольствия; финансов; юстиции; общественной безопасности: труда, промышленности и обмена; общественных служб; внешних сношений; просвещения. 1 мая Исполнительную комиссию заменил Комитет общественного спасения (из 5 членов Коммуны), наделённый широкими правами в отношении всех комиссий.

Одной из крупных ошибок Парижской Коммуны в области социально-экономической политики была позиция, занятая ею по отношению к Французскому банку: Коммуна не решилась занять банк и конфисковать хранившиеся в нём крупные ценности (на общую сумму почти в 3 млрд. франков), тем самым она обрекла себя на огромные финансовые и политические трудности. В значительной мере ответственны за эту ошибку прудонисты.

В области школьной и культурно-просветительной политики Парижская Коммуна проявила большую активность: она развернула борьбу за освобождение школы от влияния церкви, за введение обязательного и бесплатного обучения, за сочетание изучения в школе основ наук с практическим обучением ремеслу; провела ряд мер по реорганизации музеев и библиотек, приняла декрет о передаче театров в руки коллективов артистов, стремясь приобщить к культуре широкие народные массы.

Во внешней политике Парижская Коммуна руководствовалась стремлением к братству трудящихся всех стран, к миру и дружбе между народами. В соответствии с декретом (12 апреля) в мае 1871 была разрушена Вандомская колонна как символ милитаризма и завоевательных войн.

В своей деятельности Коммуна опиралась на общественные организации - политические клубы, профсоюзы, комитеты бдительности, секции 1-го Интернационала, женские и др. революционные ассоциации. В борьбе за Коммуну участвовали многие революционеры других стран (среди них польские революционеры Я. Домбровский, братья А., Э. и Ф. Околовичи, итальянец А. Чиприани, русские социалисты - А.В. Корвин-Круковская, Е.Л. Дмитриева, П.Л. Лавров и др.).

Тесную связь с Парижской коммуной поддерживал К. Маркс. Ему удавалось передавать в Париж руководителям Коммуны практические советы, касавшиеся их экономической, политической, военной деятельности. Он критиковал тактические ошибки коммунаров (особенно их пассивную позицию в первые две недели после восстания 18 марта), предостерегал их от влияния мелкобуржуазных элементов.

Подавление пролетарской революции 1871 сопровождалось невиданным разгулом контрреволюционного террора. Общее число расстрелянных, сосланных на каторгу, заключённых в тюрьмы достигло 70 тыс. чел., а вместе с покинувшими Францию в связи с преследованиями - 100 тыс.

Одна из основных причин поражения Парижской коммуны - оторванность Парижа от др. районов страны в результате блокады города немецкими оккупационными войсками и версальской армией. Коммуна в целом не уделила достаточного внимания установлению прочных связей с трудящимися провинции, а главное - недооценила важность союза с крестьянством. В результате крестьянство осталось безразличным к судьбе Коммуны; в значительной мере это обусловило её поражение. Существенную роль сыграли и тактические ошибки руководителей движения, недооценка ими наступательной военной тактики и беспощадного подавления сопротивления врага.

Русская секция 1 Интернационала - революционно - демократическая организация русских эмигрантов-народников, поставившая целью связать русское освободительное движение с европейским. Создана в конце 1869 - начале 1870 в Женеве. Главными организаторами были последователи Н.Г. Чернышевского Н.И. Утин, А.Д. Трусов, B.И. и Е.Г. Бартеневы. Возникновение Русской секции связано с появлением в Женеве в сентябре 1868 первого номера журнала «Народное дело», издателями которого были М.А. Бакунин, Н.И. Жуковский, Утин. В нем была изложена анархистская доктрина Бакунина, которую не принял Утин. В редакции произошел раскол - Бакунин и Жуковский вышли из ее состава. Тогда Утин и его единомышленники организовали в Женеве типографию «Народного дела». С 1870 «Народное дело» стало органом Русской секции. 12 марта 1870 комитет просил К. Маркса быть ее представителем в Генеральном совете Интернационала. 24 марта К. Маркс сообщил о принятии в Интернационал Русской секции и своем согласии быть ее представителем в Генеральном совете.

Общественно - политические взгляды членов Русской секции, несмотря на некоторое влияние марксизма, марксистскими не были. Члены секции отрицали учение Маркса о диктатуре пролетариата; не видели принципиального различия между пролетарским движением, возглавляемым Интернационалом, и народными движениями в России. Не понимая сущности капиталистического развития в земледелии, члены секции считали, что в России, благодаря наличию общинного землевладения, созданы более благоприятные условия для революции, чем в Западной Европе. Русская секция приходила к выводу, что Россия может миновать капиталистическую стадию и перейти непосредственно к социализму. Члены секции выступали против ошибочной теории Бакунина о политическом воздержании, против авантюризма и мистификации. Они оказали поддержку К. Марксу и Ф. Энгельсу в борьбе с Бакуниным и C.Г. Нечаевым.

Члены Русской секции принимали участие в рабочем движении Швейцарии и Франции. Не понимая полностью исторического значения Парижской Коммуны, Русская секция всецело поддерживала борьбу коммунаров. Е.Л. Дмитриева (Томановская), А.В. Жаклар (Корвин-Круковская) были участниками Парижской Коммуны. Члены Русской секции пропагандировали в революционном подполье России идеи Интернационала. В.И. Ленин писал, что к 1869-70 гг. «...относятся попытки русских социалистов-народников перенести в Россию самую передовую и самую крупную особенность «европейского устройства» - Интернационал» Журнал «Народное дело» получил распространение среди разночинной молодежи Петербурга, Москвы, Харькова, Казани, Одессы и других городов. В России были известны и другие издания Русской секции: «Манифест к земледельчестве населению» И.Ф. Беккера, «Первый манифест Международного товарищества рабочих» К. Маркса, брошюра «Международное товарищество рабочих», включавшая устав 1-го Интернационала и устав Русской секции. В 1872 Русская секция прекратила существование.

2.Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда»

Первым русским социалистом, который указал на пролетариат как на новый революционный класс, на его историческую миссию был Г. В. Плеханов. Плеханов и его группа «Освобождение труда» положили начало переходу русского революционного движения от утопического крестьянского социализма к научному социализму.

Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 г. в с. Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии, в семье мелкопоместных дворян. В 1874 г. Плеханов стал студентом Горного института в Петербурге. Обнаружив блестящие способности в области естествознания, он, однако, вскоре отдается изучению социальных наук. Одновременно он ведет работу в рядах народников-бунтарей, а после произнесения публичной речи во время демонстрации 1876 г. на площади у Казанского собора полностью переходит на нелегальное положение. Плеханов становится видным деятелем тайного общества «Земля и воля» и одним из его теоретиков и публицистов.

Много времени Плеханов отдавал революционной пропаганде среди петербургских рабочих, участвовал в организации стачек. Деятельность Плеханова среди рабочих сыграла значительную роль в последующем переходе его на позиции марксизма.

Сложившаяся группа единомышленников с Плехановым открыто заявила о себе опубликованием 25 сентября 1883 г. за границей программного документа «Об издании «Библиотеки современного социализма». В нем были подчеркнуты важные положения, которые вытекали из опыта всей истории развития социалистической мысли и революционного движения в России: 1) окончательный разрыв со старыми анархическими тенденциями народничества; 2) признание необходимости и важности борьбы с абсолютизмом; 3) признание, что революционная интеллигенция «слишком игнорировала» задачи организации рабочего класса и пропаганды социализма в его среде, и призыв к работе по организации русского рабочего класса «в особую партию с определенной социально-политической программой».

Отсюда следовала и та практическая программа, которую наметила для себя группа «Освобождение труд» и которая определила направление ее деятельности в течение всех 20 лет ее существования. Это, во-первых, распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык важнейших произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Во-вторых, критика господствовавших среди русских революционеров утопических учений и разработка важнейших вопросов общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России.

В 1883 г., омраченном смертью К. Маркса, под великое знамя, высоко поднятое им над миром, встала первая организация русских революционеров - группа «Освобождение труда», положившая начало распространению марксизма в России.

Поставив перед собой задачу научного освещения русских социально-экономических отношений и критики утопически-социалистических теории русского народничества, группа «Освобождение труда» при этом опиралась не только на теорию и методологию марксизма, но и непосредственно продолжила то, что было уже сделано в этой области К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Большим историческим делом Г. В. Плеханова и группы «Освобождение труда» была также выработка проекта программы русской социал-демократии. В составленном группой первом (1883 г.) и особенно втором проекте программы (1885 г.) ясно указывалась цель - осуществление коммунистической революции посредством передачи средств и орудий производства в общественную собственность, устранение товарного производства и организация общественного производства по заранее составленному плану. Непременным условием такой революции является захват рабочим классом политической власти, его временное господство для подавления сопротивления эксплуататоров и уничтожения классов и классовой борьбы.

Но на пути рабочего класса к этой цели в России стоит абсолютизм. Поэтому первой политической задачей является низвержение абсолютизма и завоевание демократической конституции. Программа выдвигала ряд ближайших требований в рабочем вопросе, а также ставила задачу радикального пересмотра аграрных отношений, т. е. условий выкупа земли и наделения ею крестьянских обществ, предоставления крестьянам права отказа от надела и свободного выхода из общины. Конец царству капитализма, провозглашала в заключение программа, может быть положен только рабочей партией и увлеченным ею беднейшим крестьянством. Это стремление опереться на боевой, решительный демократизм крестьянских масс было одним из ценных элементов проекта программы русской социал-демократии и главных плехановских произведений 80-х и 90-х годов.

В целом же во втором проекте программы правильно формулировалось существо деятельности социал-демократии - организация классовой борьбы пролетариата с целью завоевания им политической власти (диктатуры пролетариата) для построения социалистического общества. В нем правильно определялась основная задача русской социал-демократии - организация рабочей партии, ближайшей целью которой являлось свержение самодержавия. Наконец, проект программы правильно намечал путь, идя которым только и можно было привести рабочий класс к завоеванию политической свободы и победе социализма.

Второй проект программы группы «Освобождение труда» был вполне зрелым продуктом русской марксистской мысли; он отвечал условиям русской действительности. Фактически он был принят всеми социал-демократами, действовавшими в России. Не случайно, что в конце прошлого века В. И. Ленин считал возможным «положить в основу программы русской социал-демократической рабочей партии именно проект группы «Освобождение труда...».

Помимо всесторонней критики народнических теорий, группа «Освобождение труда» успешно решила и другую из поставленных ею задач - распространение главнейших произведений К. Маркса и Ф. Энгельса путем перевода их на русский язык. В переводах Плеханова и других членов группы были изданы «Коммунистический Манифест» Маркса и Энгельса, «Нищета философии» и «Наемный труд и капитал» Маркса, «Развитие социализма от утопии к науке» и «Людвиг Фейербах» Энгельса и др.

Свои связи с Россией и транспортировку марксистской литературы группа «Освобождение труда» осуществляла главным образом через русских студентов, обучавшихся за границей, и изредка путем посылки в Россию представителей группы.

С появлением в 80-х - начале 90-х годов в России социал-демократических кружков и групп все они, так или иначе начинают получать литературу, издававшуюся группой «Освобождение труда», а некоторые из них устанавливают непосредственную связь с нею. При обысках полиция находила марксистскую литературу в Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Харькове, Киеве, Одессе, Минске, Риге, Тифлисе.

Группа «Освобождение труда» с самого начала встала на интернационалистические позиции. В международной социалистической прессе печатались статьи Г. В. Плеханова; он представлял нарождавшуюся русскую социал-демократию на международных социалистических конгрессах. В вопросах философии Плеханов выдвинулся как самая крупная после Энгельса теоретическая сила международной социал-демократии. Он состоял в переписке и поддерживал дружеские связи с В. Либкнехтом и Бебелем, с Лафаргом и Гэдом, неизменно сохранял братские отношения с революционными деятелями Болгарии, Польши, Румынии и других стран.

В распоряжение только еще возникавшего в России движения пролетариата и его передовых представителей группа «Освобождение труда» предоставляла, по выражению В. И. Ленина, большой запас теоретических знаний, широкий политический кругозор, богатый опыт русского и западноевропейского революционного движения.

Глубокая и всесторонняя критика Плехановым народничества вывела русскую революционную мысль на правильный путь. Была развенчана неверная социалистическая доктрина, долгие годы господствовавшая над умами революционной молодежи и передовых рабочих. Этим была оказана историческая услуга русскому революционному движению. Отныне оно выходило на дорогу, освещенную светом революционного марксизма.

С именем Плеханова и группой «Освобождение труда» связано возникновение и упрочение в России теории марксизма, программных положений социал-демократии. Основание русской социал-демократии В. И. Ленин считал главной заслугой группы «Освобождение труда». С ее появлением марксизм в России сложился как идейное течение, выразившее сущность и интересы пролетарского движения. Но, основав идейно, теоретически русскую социал-демократию, группа «Освобождение труда» сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению.

Талантливая пропаганда Г. В. Плехановым марксистских идей, успешное применение им теории марксизма к объяснению русской действительности, распространение произведений К. Маркса и Ф. Энгельса в русских переводах, ознакомление русских революционеров с опытом западноевропейского рабочего движения - все это создало прочную идейную базу для появления нового поколения борцов, поколения революционеров-марксистов, которые нашли правильный путь к соединению научного социализма с рабочим движением.

3.Первые марксистские кружки и группы в России

В 80 - 90-х годах XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии.

В октябре 1883 г. в Петербурге возникла марксистская группа болгарского революционера Димитра Благоева (впоследствии основателя Болгарской коммунистической партии). Она называлась «Петербургской группой партии русских социал-демократов», в которой насчитывалось до 30 человек. Многие из них ранее примыкали к «Черному переделу». Группа установила связь с Плехановым. В Петербурге она создала до 15 рабочих кружков, в которых насчитывалось до 150 рабочих, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла издания марксистских работ группы «Освобождение труда», а также отпечатанные в своей подпольной типографии прокламации, выпустила два номера нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий». После высылки в 1885 г. на родину властями Благоева и последовавших в 1887 г. арестов остальных участников группы она прекратила свое существование.

В 1885 г. в Петербурге возник кружок П.В. Точисского «Товарищество петербургских мастеровых». Он занимался пропагандой марксизма среди петербургских рабочих, создал кассу для оказания материальной помощи забастовщикам и ссыльным. В 1888 г. группа была раскрыта, однако удалось сохранить основное ее ядро, и в 1889 г. воссоздать новую организацию - «Социал-демократическое общество», возглавил которое студент петербургского Технологического института М.И. Бруснев. Весной 1891 г. под руководством этого общества состоялась первая в России маевка. Через год организация была раскрыта жандармами и прекратила свое существование. В конце 80-х - начале 90-х годов в промышленных центрах России возникали и другие марксистские группы, которые вели пропаганду марксизма среди рабочих, но их деятельность быстро пресекалась полицией.

Первые марксистские кружки в России подготовили почву для возникновения более широких социал-демократических объединений. Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге В.И. Лениным при содействии Л. Мартова (Ю.О. Цедербаум) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он объединил 20 марксистских кружков и установил связь с рабочими петербургских предприятий. Было решено выпускать газету «Рабочее дело». 9 декабря 1896 г. руководители «Союза» Ленин, Мартов, Г.М. Кржижановский, В.В. Старков и А.А. Ванеев были арестованы и после суда отправлены в ссылку в разные места Сибири. Однако рядовые члены организации остались на свободе и продолжали свою деятельность.

В конце 90-х годов по типу петербургского «Союза борьбы» в ряде промышленных центров России были образованы и другие социал-демократические «Союзы»: «Северный союз русских рабочих» в Иваново-Вознесенске, «Южнорусский рабочий союз» в Одессе, «Союз николаевских рабочих» и др.

На рубеже XIX - XX вв. в России происходит формирование социал-демократических партий. Раньше всего, еще в 80-х годах, они возникают в национальных окраинах России - в Финляндии, Польше, Армении: Финская партия (конец 80-х годов), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн, 1890), Армянская социал-демократическая партия «Гнчак» («Колокол», 1887), Польская социалистическая партия (1892), Литовская социал-демократическая партия (1896), «Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России» (Бунд, 1897).

Попытка создать Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) была предпринята в начале 1898 г. по инициативе остававшихся на свободе членов Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В марте 1898 г. в Минске собрался I съезд РСДРП. П.Б. Струве подготовил Манифест съезда. На него прибыли 9 делегатов от разных социал-демократических организаций, однако партии как таковой не было создано: съезд не принял ни ее программы, ни устава, а по завершении его восемь из девяти делегатов были арестованы.

Оформление РСДРП как партии произошло на ее II съезде, состоявшемся в июне-июле 1903 г. Съезд собрался сначала в Брюсселе, затем по требованию бельгийской полиции был вынужден перенести свои заседания в Лондон. На этом съезде были приняты программа и устав партии, но выявились острые разногласия по организационным вопросам - о принципах построения партии. В.И. Ленин выступал за строго централизованную, спаянную железной дисциплиной партию. Против методов подавления личности, за индивидуальную свободу членов партии выступили Мартов, Плеханов и их сторонники. При голосовании по 1-му пункту Устава о принципах членства в партии прошла точка зрения Мартова, однако при выборах в центральный орган партии большинство получили сторонники Ленина. Они получили наименование «твердых» марксистов-большевиков. Сторонников Мартова именовали «мягкими» марксистами-меньшевиками. Так определились два течения в РСДРП - большевистское и меньшевистское. Впрочем, рядовые члены партии не видели принципиального различия между теми и другими.

Заключение

Новым важным фактором русской общественной жизни стало появление марксизма, тесно связанного с формированием промышленного пролетариата и ростом рабочего движения. Одним из первых русских марксистов стал Г.В. Плеханов, в прошлом - бакунист и руководитель «Черного передела». К нему примкнули другие члены этой организации - В.Н. Игнатов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и П.Б. Аксельрод. В 1883 г., собравшись в Женеве, они объединились в группу «Освобождение труда».

Главную свою задачу группа «Освобождение труда» видела в пропаганде марксизма в России и сплочении сил для создания рабочей партии. С этой целью Плеханов и Засулич переводят на русский язык важнейшие труды К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей (справедливости ради надо признать, что они не были первыми переводчиками Маркса - его Капитал еще в 1872 г. перевел Г.Д. Лопатин) и создают свои оригинальные труды, в которых с марксистских позиций анализируют положение в России. Группе удалось наладить издание «Рабочей библиотеки», составлявшейся из научно-популярных и агитационных брошюр. По мере возможности они переправлялись в Россию.

Один за другим в России стали появляться марксистские кружки. Один из первых, под руководством болгарского студента Димитра Благоева, возник в 1883 г. - почти одновременно с группой «Освобождение труда». Между ними установилась связь. Члены благоевского кружка - петербургские студенты - начали пропаганду среди рабочих. В 1885 г. Благоева выслали в Болгарию (в связи с разрывом русско-болгарских отношений), но его группа просуществовала еще два года. В 1889 г. среди студентов Петербургского технологического института возникла другая группа, которую возглавил М.И. Бруснев.

Слабой стороной всех этих кружков была их слабая связь с рабочими, т.е. с теми, кто и должен, по Марксу, стать главной действующей силой будущей революции.

- 90-е годы XIX в. были временем увлечения марксизмом в России. Марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделявшие крайних выводов Маркса - ликвидации эксплуататорского строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты». К ним принадлежали видные философы П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, которые впоследствии отошли от марксизма (в 1909 г. они выступили как авторы знаменитого сборника «Вехи»), экономисты Н.А. Даниельсон и М.Т. Туган-Барановский. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации.

Литература

1.В.А. Федоров. История России 1861-1917

2.Гаджиев К.С. Политическая наука. М. 2000

.Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991.

.История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.

.История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1997.

.Лейс О.Э. История политических и правовых учений. М., 1999.

.Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1917 гг. М., 1995.

.Федоров В.А. История России. 1861 - 1917: Учеб. для вузов. - М.:Высш.шк., 2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!