Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демокр...
Реферат на тему:
"Развитие рабочего движения. Распространение
марксизма в России, образование российской социал-демократии"
1. Формирование рабочего движения. Стачки
Во второй половине XIX в. на арену
политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает
оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны,
является новым явлением в социальной жизни пореформенной России.
В 60-е гг. борьба пролетариата только
начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во
время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания,
ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более
организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический
характер: основное требование - повышение заработной платы. В ходе стачек
происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных
товарищей.
Наиболее крупными стачками были стачки на
Невской бумагопрядильной (1870) и Кренгольмской (1872) мануфактуре.
В этот период на рабочее движение большое
влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых
ведется агитационная, просветительная, культурная работа.
Важную роль в развитии рабочего движения
сыграли два первых рабочих союза. В их идейных позициях были достаточно сильны
народнические взгляды, но уже заметное влияние оказывали идеи I Интернационала.
Первой рабочей организацией был
"Южнороссийский союз рабочих", основанный в 1875 г. в Одессе
революционером-интеллигентом Е.О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек
из ряда городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим
документом Союза был Устав, в котором утверждалось, что рабочие могут
достигнуть признания своих прав только "посредством насильственного
переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества". Союз
заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния.
Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В
декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15
его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному
заключению и ссылке. Е.О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878
г. он умер в тюрьме.
В 1878 г. в Петербурге на основе объединения
разрозненных рабочих кружков возник "Северный союз русских рабочих".
Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской
заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах,
Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял
центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций.
Руководителями "Северного союза" были рабочие-революционеры - слесарь
В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. В.А.Обнорский, еще в бытность за границей,
сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I
Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором
программных документов Союза. С.Н. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу,
был связан с народническими организациями. Открыто заявил о своем существовании
"Северный союз русских рабочих" в январе 1879 г., когда в нелегальной
типографии была напечатана его программа "К русским рабочим",
принятая на учредительном собрании членов организации. Союз заявлял, что его
главная цель - "ниспровержение существующего политического и
экономического строя государства, как строя крайне несправедливого". В
документе определялась роль рабочего класса в России, как класса, в котором
"заключаются вся сила и знание страны" и от которого зависит успех
социальной революции.
В своей деятельности на первый план Союз
выдвигал задачи политической борьбы, так как "политическая свобода"
обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий.
Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право
собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и
преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных
заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены
косвенных налогов и т.д.
Члены "Северного союза" вели
пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими,
поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации.
Руководители Союза стремились наладить связи с другими городами России, ставя
перед собой цель превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 г.
Союз издал первую нелегальную рабочую газету "Рабочая заря". После
выхода первого номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе
1879 г. был арестован В.А. Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов
"Северного союза" он прекратил свою деятельность. Один из
руководителей "Северного союза" Степан Халтурин стал народовольцем. 5
февраля 1880 г. он осуществил взрыв в столовой в Зимнем дворце. После этого
скрывался, активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета
"Народной воли". В марте 1882 г. он был казнен за участие в убийстве
одесского прокурора В.В. Стрельникова.
Таким образом, в 70-е гг. XIX в. рабочее
движение начинает играть существенную роль в общественном движении страны:
определяются специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение),
создаются первые рабочие организации, их программы. Из числа рабочих
выдвигаются первые руководители: Петр Моисеенко (1852-1924), Петр Алексеев
(1849-1890), Степан Халтурин (1857-1882), Виктор Обнорский (1851-1919). Однако
движение 70-х гг. охватывало еще узкий крут рабочих. Пролетарская струя еще не
могла выделиться из общего потока народничества.
Дальнейшее развитие стачечного движения,
которое отличалось большей организованностью и массовостью, более четким
формулированием требований, происходит в 80-90-е гг. Главными центрами
стачечного движения были Петербургский и Центральный промышленные районы, но к
движению постоянно подключались и новые районы. Крупнейшим событием этого
периода стала Морозовская стачка (1885) на текстильной фабрике Морозова в
местечке Никольском близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Эта стачка
отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков.
Бастующие требовали ограничения штрафов, упорядочения расчетов с рабочими и др.
Ряд требований - о контроле за заработной платой, о государственном
регулировании условий найма - впервые вышли за пределы одного предприятия. Для
подавления стачки были вызваны войска, суду были переданы 33 рабочих. На суде
были вскрыты факты серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на
фабрике. В результате суд присяжных вынужден был вынести оправдательный
вердикт. Не согласный с решением суда Александр III дал указание снова
арестовать руководителей стачки.
Всего в течение 80-х гг. прошло около 450
стачек и волнений рабочих.
Рост стачечного движения рабочих вызвал
необходимость разработки "рабочего законодательства" - издания серии законов,
регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. В 1882 г. были изданы законы,
запрещавшие ночные работы детям до 12 лет, введена фабричная инспекция. В июне
1885 г. был принят закон о запрещении ночной работы женщин и подростков, 3 июня
1886 г. - закон о штрафах. Этот закон установил максимальный размер штрафа (1/3
заработной платы), причем указывалось, что штрафные деньги должны использоваться,
только на нужды рабочих, а не идти в кассу фабрикантов. Запрещалось вместо
денег расплачиваться с рабочими купонами, хлебом, товарами. Рабочие получали
право жаловаться на хозяина и фабричную инспекцию в специально созданные
коллегиальные губернские присутствия по фабричным делам. Одновременно закон
увеличил уголовную ответственность за участие в стачках и руководство ими.
Фабриканты были недовольны законом о штрафах, в результате инициатор принятия
этого закона министр финансов Н.Х. Бунге* был вынужден уйти в отставку.
Н.Х. Бунге (1823-1895) - государственный
деятель России, буржуазно-либеральный экономист. В 1881-1886 гг. министр
финансов. Проводил политику протекционизма, правительственного финансирования
промышленности.
Хотя рабочее законодательство в России было
весьма неразвито и законы часто не соблюдались, его принятие было
свидетельством силы возникшего на экономической почве рабочего движения.
В конце XIX - начале XX вв. в России нарастает
экономический и политический кризис.
С середины 90-х гг. в стране наблюдается
усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль
в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале
пролетарского этапа в освободительном движении в России.
В 1895-1900 гг. было зарегистрировано 850
рабочих стачек, в 1900-1904 гг. - 905. В начале 1900-х гг. отмечен рост
удельного веса стачек политических: в 1900-1902 гг. политические стачки
составляли около 20 % их общего числа, в 1903-1904 гг. - уже более половины.
Некоторые забастовки сопровождались
вооруженными столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. -
"Обуховская оборона", ноябрь 1902 г. - стачка в Ростове-на-Дону).
Особенно широкий размах приобрела всеобщая
стачка на Юге России в июле - августе 1903 г., в которой участвовало около 200
тыс. рабочих.
2. Марксизм – идеология рабочего класса
Характерной особенностью освободительного
движения в России в этот период является.
Начало широкого распространения марксизма в
России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой "Освобождение
труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли
эмигрировавшие из России народники из народнической организации "Черный
передел" П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.
Переход "чернопередельцев" к
марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на
социалистических позициях, они вели теоретические поиски не на пути
использования особенностей страны, общинных традиций, а на пути признания
прогрессивности капиталистического развития России. В это время в Западной
Европе марксизм как идеология рабочего класса завоевывал все большее влияние.
Целью группы "Освобождение труда" являлось распространение идей
научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф.
Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и
интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.
Г.В. Плеханов и его группа перевели на русский
язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов первым из
русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В работах
"Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши
разногласия" (1885) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о
непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Г.В. Плеханов
показал, что вопрос о том, пойдет ли Россия по пути капитализма, уже решен
ходом экономического развития страны: капитализм утверждается в стране, а
крестьянская община разлагается в условиях капиталистического развития.
Г.В. Плеханов считал, что переход к социализму
произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом
политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул
задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна
возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело
утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после
свершения буржуазно-демократической революции.
Политические взгляды группы "Освобождение
труда" были сформулированы в ее Программе (1884), в Проекте Программы
русских социал-демократов (1887). Группа "Освобождение труда" много
сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи
революционного перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры
пролетариата. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением
русской общественной и революционной мысли конца XIX - начала XX вв. Подобные
позиции, что и группа "Освобождение труда", занимали и марксистские
группы и кружки в России, возникшие в 80-90-х гг. в Москве, Вильно,
Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации
сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской
теории революционной борьбы, но все они, как и группа "Освобождение
труда", не были связаны с практическим революционным движением.
Большой интерес представляет вопрос о роли в
общественной жизни страны так называемого "легального марксизма",
который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в. "Легальные
марксисты" представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые
начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая
позволяла обойти русскую цензуру. Целая плеяда ведущих мыслителей России в
молодости испытала сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах
социал-демократии. Среди них П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, С.Л. Франк и др. Практически все они
полностью порвали с социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды
"легальных марксистов" были противоположны взглядам народников.
Видимо, этим объясняется, что власти, которые в народниках видели главную
революционную силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников
"легальные марксисты" признавали прогрессивность капитализма и
считали его обязательной ступенью на пути к социализму.
Чем можно объяснить такое быстрое
распространение марксизма в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев писал,
что "по сравнению с марксизмом старый русский социализм представлялся
явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом
европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом
на большой простор".
Современный английский ученый советолог Эдвард
Карр считает, что быстрое распространение марксизма в России среди
интеллигенции было обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и
отсутствием традиции или буржуазной политической философии. Зарождающееся в
России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе
против феодализма и самодержавия.
В то же время "легальные марксисты"
отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский
путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Н.А. Бердяев писал, что в данный момент
капитализм непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само
существование общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только
на основе и в рамках капитализма, что в истории "социальных катастроф и
революций, строго говоря, никогда не было и не будет, бывает лишь социальная
эволюция большей или меньшей интенсивности". Отстаивая идею исторической
закономерности и неизбежности победы капитализма, "легальные
марксисты" затушевывали его антагонистические противоречия.
"Легальные марксисты" отвергали идеи
революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в
политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и
законности, легальности, легитимности. "Легальные марксисты", и
прежде всего П.Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские
социал-демократы, чем Э. Бернштейн*, стали развивать ревизионистские идеи.
"Легальные марксисты" поняли значение капитализма, необходимость
экономической европеизации России. Вспомним знаменитый призыв П.Б. Струве пойти
на выучку к капитализму. "Легальные марксисты" успешно разрабатывали
идеи русского демократического конституционализма, стояли за переход от
натурального, преимущественно земледельческого быта к современному индустриальному
денежному хозяйству.
Эдуард Бернштейн (1850-1932) - один из лидеров
германской социал-демократии, который выступал за пересмотр (ревизию) ряда
положений марксистской теории. Он отрицал марксистское учение о неизбежности
краха капитализма и утверждения социализма, отвергал теорию классовой борьбы,
социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Таким образом, марксизм оказал серьезное
влияние на различные течения в общественном движении России, став серьезным
толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной
демократии.
3. Русская социал-демократия
С конца 80-х гг. в России появляются
марксистские кружки (1883 г. - группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. - кружок
П.В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899
г. - группа М.И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки
Н.Е. Федосеева в Казани).
Эти кружки стояли на позициях революционного
марксизма и начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих. В
период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее
движение, создать партию рабочего класса.
В решении этой задачи большую роль сыграл В.И.
Ленин. Одним из первых шагов на пути к созданию партии было объединение
разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый "Союз
борьбы за освобождение рабочего класса", состоявший из центральной группы
и районных групп. Среди руководителей "Союза борьбы" были В.И.
Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др.
Союз вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением.
Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других
городов страны.
Активная деятельность петербургского
"Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и рост массового
рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В
декабре 1895 г. были арестованы руководители "Союза борьбы". Однако
"Союзы борьбы", существовавшие в других крупных городах России,
продолжали вести политическую агитацию и руководить борьбой пролетариата.
Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП.
После съезда был выпущен "Манифест Российской социал-демократической
рабочей партии". В "Манифесте" отмечалось, что российский
рабочий класс "совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются
его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и
печатного слова, свободы союзов и собраний", подчеркивалось, что эти
свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса "за свое
конечное освобождение, против частной собственности и капитализма - за
социализм".
В "Манифесте" была ясно выражена
мысль о необходимости двух этапов революции - буржуазно-демократического и
социалистического: "Чем дальше на восток Европы, тем большие культурные,
политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах
русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической
свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой
исторической миссии пролетариата - к созданию такого общественного строя, в
котором не будет места эксплуатации человека человеком".
"Манифест" не был программой партии,
в нем не были поставлены конкретные задачи. Съезд не принял и устава партии.
Создание партии рабочего класса продолжало оставаться важнейшей задачей
революционного движения.
Большую роль в подготовке созыва II съезда
РСДРП сыграла газета "Искра", первый номер которой вышел в 1900 г. В
состав редакции "Искры" вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод,
В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Редакция "Искры" осуществила
организационную работу по созыву съезда, был подготовлен проект Программы
РСДРП. До созыва II съезда РСДРП и окончательного оформления
социал-демократической партии было проведено идеологическое размежевание с
народниками, "легальными марксистами" и "экономистами".
Особенно острая полемика развернулась накануне
II съезда с "экономистами" и другими течениями внутри
социал-демократии России.
Против позиции "экономистов"
выступили такие видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В.И.
Ленин, Ю.О. Мартов и др. Накануне II съезда РСДРП позиция
"экономистов" была отвергнута большинством социал-демократических
организаций России.
II съезд РСДРП, который состоялся в
июле-августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне, носил по существу
учредительный характер. Главной задачей его было принятие программы и устава
партии.
Теоретическая часть программы начиналась с
марксистского тезиса о том, что производственные отношения достигли такого
уровня развития, когда капитализм стал тормозом на пути дальнейшего прогресса.
Конечной целью социал-демократии (программа-максимум) провозглашались
социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического
переустройства общества. Диктатура пролетариата определялась как
"завоевание пролетариатом... политической власти", необходимое
условие социальной революции. Ближайшей политической задачей
(программа-минимум) была буржуазно-демократическая революция, которая должна
была свергнуть самодержавие, установить республику. Ее задачи были разделены на
три группы: политические требования (равное и всеобщее избирательное право,
свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей,
отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан независимо от
национальности и право наций на самоопределение, уничтожение сословий);
экономические требования (8-часовой рабочий день, целый ряд мероприятий по
улучшению экономического, жилищного положения рабочих); требования по аграрному
вопросу (отмена выкупных и оброчных платежей и возврат полученных по ним сумм,
возвращение отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение
крестьянских комитетов).
Программа РСДРП принципиально отличалась от
программ западных социал-демократических партий, в нее был включен вопрос о
диктатуре пролетариата. На II съезде РСДРП был принят также устав, который
закреплял организационное строение партии, права и обязанности ее членов.
Принятие устава сопровождалось серьезными спорами, дискуссией, особенно по
вопросу о членстве в партии.
Однако в целом устав соответствовал ленинскому
представлению о партии как централизованной и дисциплинированной организации,
построенной на принципах демократического централизма.
Дальнейшее размежевание на съезде произошло и
во время выборов в центральные органы партии, в состав редакции
"Искры" и по другим вопросам, приведшим впоследствии к расколу
российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков.
Литература
1.
Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.,
1991.
2.
Согрин В. Политическая история современной России.
М., 1994.
3.
Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская
революция. М.,1996.
4.
Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году:
Перев. с нем. М., 1990.
5.
Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.