Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,50 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием

.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием

.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием

. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления

.2 Основные социально - экономические показатели развития

. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Основой формирования социально-экономической политики в государстве является низовой уровень - муниципальное образование.

В современных условиях развития муниципальных образований возросла необходимость создания системы эффективного и муниципального управления в регионе, способного обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена актуальностью многих аспектов организации и функционирования муниципального образования.

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся экономической сущности, методологического подхода повышения эффективности функционирования экономики муниципального образования.

Сформулированная цель достигается при решении следующих взаимосвязанных задач:

исследование экономической сущности, теоретических основ организации местного самоуправления, выявление и обоснование методологических подходов управления;

исследование социально-экономического развития существующей системы управления конкретного муниципального образования;

разработка методических подходов к формированию концепции повышения эффективности местного самоуправления.

Предметом курсовой работы выступают факторы, особенности и тенденции управления социально-экономическими процессами на местном уровне в современной экономике России.

Объектом курсовой работы является экономика муниципального образования «Нижнетуринский городской округ».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием

Экономические реформы предоставили, во-первых, большую самостоятельность муниципальным образованиям в сфере разработки стратегии управления. Во-вторых, взамен директивности, основным принципом в управлении стала системность, предусматривающая системный переход к разработке различных программ и механизм их реализации. В-третьих, выполнение программ направлено на развитие, а не на рост отдельных показателей. Подобные изменения требуют соответствующей проработки теоретических аспектов проблемы системности в развитии муниципального образования.

Вследствие урбанизации экономики, муниципальное управление является одной из наиболее быстро развивающихся экономических и управленческих дисциплин. В настоящее время в Российской Федерации существует более 3000 городских поселений, в которых проживает около 75% российского населения. В условиях рыночной экономики российские муниципальные образования все в большей степени становятся полноправными участниками экономического процесса, что позволяет рассматривать их как сложные экономические системы, которые активно распоряжаются своими ресурсами для повышения конкурентоспособности в социально-экономической сфере.

В соответствии с действующим российским законодательством (Федеральный Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Закон №131-ФЗ) под термином «муниципальное образование» понимается городского или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальному образованию как системе присуще:

Во-первых, МО является целенаправленной и многоцелевой системой, имеющей различные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные средства их достижения и т.д. При выборе того или иного варианта развития необходимо, с одной стороны; формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между муниципальными, региональными и общегосударственными целями, с другой стороны - целями отдельных предприятий и хозяйствующих субъектов. Отсюда МО нуждается в эффективном управлении, разработке перспектив развития, обосновании приоритетных направлений функционирования с учётом рационального использования имеющихся ресурсов.

Во-вторых, МО как системе свойственна, способность обмениваться с внешней средой всеми видами ресурсов, что свидетельствует об её открытости.

В-третьих, элементы системы МО находятся в постоянном развитии, т.е. не статичны, что говорит о динамичности системы.

Исходя из того, что управление осуществляется посредством внутриорганизационных процессов саморегулирования и основано на изменении методов внутреннего управления, МО является самоуправляемой системой. Условием нормального развития в системе является поддержание экономического равновесия, баланса ресурсов в системе. При этом нарушение баланса, сдвиги в системе могут вызвать непродуманные социальные, другие программы и проекты. Следовательно, основным ориентиром муниципального управления является создание благоприятных условий для действия рыночных регуляторов и поддержка тех сфер, где рынок не эффективен.

В процессе управления этой системой в целях смягчения или устранения конфликтов между целями долгосрочного и краткосрочного планирования, желательным является такое решение, которое способствует устойчивому росту благосостояния населения в кратко- и долгосрочной перспективе. Этого можно добиться лишь в рамках использования стратегического планирования развитием МО.

Современные экономисты муниципальное образование рассматривают как открытую систему, условно разделённую на три взаимодействующих подсистемы: экономическую, природную и социальную. В последнее время при моделировании учитываются также инновации. Развитие любой муниципальной системы, по мнению Пушкарёва В.М. определяется сочетанием внешних по отношению к ней и внутренних факторов. К первым из них относятся: роль МО в территориальном разделении общественного труда, его место и функции в системе расселения, общеэкономической, социальной и политической ситуации в стране в целом и конкретном регионе, где находится МО; ко вторым - соотношение между основными подсистемами муниципального образования (рабочие места - население - социальная инфраструктура), обусловленное соответствующим распределением ресурсов, которые наряду с внешними факторами определяют уровень устойчивого развития муниципального образования, социальное благополучие его граждан.

.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием

Исследование механизма управления как системы со всеми ее элементами и их взаимосвязями может полностью раскрыть значение этого понятия для жизнедеятельности общества.

Итак, под механизмом управления социально-экономическим развитием муниципального образования понимается целевое, взаимосвязанное, структурно и функцонально-организованное, внутреннее устройство совокупности состояний, процессов, из которых складывается эффективное управление социально-экономическим развитием муниципального образования через выработку экономических, правовых, организационных, социально-психологических условий, обеспечивающих максимальное отражение интересов сообщества граждан, в пределах выделенных полномочий и ресурсов.

Основными задачами создания принципиально новой системы управления муниципальным образованием являются:

совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления, позволяющей закрепить организационно-управленческие основы построения системы органов местного самоуправления муниципального образования для обеспечения его устойчивого социально-экономического развития;

выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

выработка рекомендаций, методик и технологий, способствующих оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;

обеспечение создания эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей участие последнего в местном самоуправлении и контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления, создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Решение этих задач возможно через создание в структуре администрации города подразделения, реализующего управление развитием и обеспечивающее процесс подготовки решений в этом направлении. Таким подразделением может стать Управление устойчивого развития (УУР). Оно должно обеспечить как стратегическое планирование развития территории, так и городской (экономический и политический) маркетинг, прогнозирование и экономический анализ, формирование общественного мнения. Все это необходимо для разработки и реализации любого проекта городского масштаба.

Основной целью развития муниципального образования является повышение качества жизни людей, проживающих на его территории. При этом в понятие качества жизни должны включаться:

обеспеченность работой и заработной платой, гарантирующей достойный уровень жизни;

гарантия общественной и экологической безопасности, политической стабильности;

обеспеченность конституционными правами на медицинское обслуживание, образование, отдых.

Для достижения поставленной цели необходимо управление экономикой муниципального образования, направленное на социальный подъем и развитие. Реализация такого варианта возможна только при условии создания единого экономического пространства во всем регионе, при этом политика развития отдельного муниципального образования должна быть согласована с политикой региональных властей и выполнять возложенные на нее функции.

В качестве системного понятия функции управления муниципальным образованием были определены как свойства системы в динамике, приводящие к достижению цели системы. Таким свойством обладает только процесс. Отсюда можно сделать вывод о том, что реализация функций управления (рис. 1) образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы.

Цикл управления включает четыре стадии: прогнозирование и планирование, организацию, контроль и учет, регулирование и координирование.

Рис. 1 - Функции управления экономикой муниципального образования

На первой стадии цикла управления ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития управляемого объекта, т.е. определить модель его будущего состояния (прогноз). Работы, которые должны выполнить субъект управления, чтобы достичь этой цели, составляют содержание функции управления «планирование».

На следующей стадии цикла управления должна быть достигнута цель: изменить организацию управляемого объекта таким образом, чтобы она соответствовала найденным параметрам его оптимального функционирования и развития, т.е. перевести управляемый объект в новое, запланированное состояние. Работы по достижению этой цели составляют содержание функции управления «организация».

На последующей стадии цикла ставится цель: сравнить новое состояние управляемого объекта с найденным оптимальным. Для этой цели осуществляются работы по функции «контроль и учет». Необходимость осуществления этой стадии цикла управления определяется тем обстоятельством, что перевод объекта в заданное состояние происходит в течение определенного промежутка времени. За это время изменяются внешние и внутренние условия функционирования объекта, которые вызываются возникающими внутренними и внешними возмущениями, поэтому на стадии контроля и учета представляется возможным определить фактическое состояние объекта управления после его перевода в заданное состояние. В связи с тем, что возникающие внешние и внутренние возмущения не позволяют достичь заданного состояния объекта управления, появляется необходимость в осуществлении еще одной стадии цикла управления.

На последней стадии цикла управления требуется ликвидировать рассогласование нового состояния объекта управления с заданным. Эта цель достигается посредством осуществления работ по функции управления «регулирование и координирование». Приведенными общими функциями муниципального управления не ограничивается их состав. Полный их перечень определяется для каждого уровня муниципального управления на основе компетенции органов управления, устанавливаемой соответствующими законодательными актами.

Кроме общих функций муниципального управления, как выше указывалось, конкретные функции включают частные функции, посредством которых осуществляется управление отраслями хозяйства соответствующей территории.В качестве частных функций муниципального управления рассматривается управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т.п. При этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных функций, посредством которых обеспечивается перевод соответствующей отрасли хозяйства в заданное состояние.

1.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием

Муниципальное управление как процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект осуществляется с помощью методов управления.

Под методом муниципального управления понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа, руководителя) на коллективы людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. Другими словами, метод управления есть конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функции субъекта управления, обеспечивающий достижения его цели.

Таким образом, процесс муниципального управления есть последовательность действий органа муниципального управления по переводу объекта управления в заданное состояние.

Регулируя экономическое развитие территории через методы управления, муниципальное образование должно решить следующие задачи (рис. 2):

ставить плановую практику на микроуровень в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения;

определять цели социально-экономического развития муниципального образования и непосредственно регулировать хозяйственные пропорции в местной экономике;

быть гарантом стабильности в сфере экономической политики.

Рис. 2 - Задачи муниципального образования по управлению экономикой

Для решения данных задач муниципальные органы власти должны обладать определенным набором рычагов, инструментов влияния на экономику и системой институтов власти, способных их применять через соответствующие формы воздействия (рис. 3)

Цели и задачи управления экономикой муниципального образования представлены на рис. 3.

Рис. 3 - Цели и задачи управления экономическим развитием МО

Необходимо обеспечить своевременное и качественное правовое регулирование рыночных экономических и социальных процессов, определить границы и степень вмешательства муниципальных органов управления в экономику, создать адекватное современным условиям работы на рынке поле деятельности для исполнительной власти в вопросах оперативного управления муниципальной экономикой и разработке долгосрочных планов социально-экономического развития территории.

Согласно определенным методам управления экономикой муниципального образования нами были сформированы следующие направления совершенствования управления экономикой муниципального образования:

. Повышение эффективности распределения средств, поступающих в бюджет города, путем снижения взаимных неплатежей, предоставления льготных кредитов и налогообложения, создания единой формализованной методики трансфертов в бюджет МО, формирования программы социально-экономического развития города в рамках муниципального заказа и пр.

. Превышение «экспорта» продукции, работ, услуг, произведенных на территории муниципального образования, над их «импортом».

По нашему мнению, чтобы понизить зависимость от факторов внешней среды в управлении экономикой, органы местного самоуправления должны грамотно использовать функции управления, а именно:

. Увеличить инвестиционный потенциал местных бюджетов за счет расширения неналоговых поступлений (функция организации).

. Перераспределять часть доходов от муниципального предпринимательства через бюджет на текущие нужды муниципального образования (в первую очередь, на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы), что может способствовать улучшению структуры распределения доходов в местном сообществе (функция организации, контроля и учета).

. Определить приоритетные отрасли экономики. В настоящее время ни коммерческие банки, ни фондовый рынок не в состоянии выполнить функции эффективных институтов перераспределения финансовых потоков. Только органы государственной власти и местного самоуправления, опираясь на публичную собственность, через налогово-бюджетную систему, с помощью банков развития и гарантийных механизмов способны обеспечить это перераспределение в пользу отраслей и сфер, с которыми связаны перспективы развития (функции прогнозирования, планирования, мониторинга).

Далее необходимо представить характеристика МО «Нижнетуринский городской округ, провести оценку социально - экономических показателей развития.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления

В соответствии с законом Свердловской области муниципальное образование город Нижняя Тура наделено статусом городского округа, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Нижняя Тура - город областного подчинения с 1949 года, место рождения в предгорьях Среднего Урала на берегу реки Туры, в 254 километрах от областного центра Екатеринбурга. Нижняя Тура - административный центр муниципального образования «Нижнетуринский городской округ», охватывающий территорию почти двести тысяч га. Население городского округа на начало 2008 года составило 34,8 тысячи человек, из них проживает в городе 26,4 тысячи человек. На территории - более десятка крупных предприятий. Среди них машиностроительный завод, завод минераловатных изделий, электроаппаратный завод, электростанция, линейно-производственное управление магистральных газопроводов, нефтеперекачивающая станция «Платина». Общее количество работающих, занятых в производственной сфере, составляет 9670 человек. В МО «Нижнетуринский городской округ» действуют следующие образовательные учреждения: реальное училище, профессиональный лицей, геологоразведочный техникум, филиал Удмуртского государственного университета, детская музыкальная и художественная школы, спортивная школа, работают 11 дошкольных учреждений.По состоянию на 01.01.2009 г, число учтенных на территории МО Нижнетуринский район в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата) предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений всех видов деятельности составило 409 единиц. В том числе по видам деятельности, таблица 1.

Таблица 1 - Динамика хозяйствующих субъектов по видам деятельности

Вид деятельности

На 01.01.2007 г.

На 01.01.2008 г.

На 01.01.2009 г.

Отклонение 2008 по сравнению с 2006 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

40

40

40

-

Добыча полезных ископаемых

11

11

11

-

Обрабатывающие производства

63

65

65

+2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5

5

7

+2

Строительство

20

22

26

+6

Оптовая и розничная торговля

81

81

83

+2

Гостиницы и рестораны

8

8

8

-

Транспорт и связь

12

12

10

-2

Финансовая деятельность

11

11

11

-

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

30

30

33

+3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

23

23

23

-

Образование

30

30

30

-

Здравоохранение и предоставление персональных услуг

16

16

14

-2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

55

55

53

+2


По формам собственности предприятия и организации муниципального образования распределились следующим образом;

частная форма собственности - 263;

федеральная форма собственности - 12;

областная форма собственности - 12;

муниципальная форма собственности - 68;

другие формы собственности - 54.

Рис. 4 - Распределение предприятий по форме собственности за 2008 год по МО Нижнетуринский городской округ

#"524748.files/image005.gif">

Риc. 5 - Структура произведенной продукции и услуг по отраслям экономики

Доля промышленности в общем объеме выпущенной продукции составила 48% и по сравнению с уровнем 2007 года, снизилась на 1,6 п.п.. Вторая по значимости отрасль экономики района - торговля достигла уровня 28% общего валового объема. За отчетный год доля этого сектора снизилась на незначительную, по сравнению с предшествующими периодами величину - 1,8%. В целом в отраслях материального производства в 2008 году произведено 86,0% всего валового продукта. Однако по сравнению с 2006 годом отмечается снижение доли этого сектора экономики на 11,5%. За 2008 год по предприятиям района произведено товаров потребительского назначения на сумму более 378 млн. руб. Производство товаров потребительского назначения в динамике за период 2006-2008 гг. представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Производство товаров потребительского назначения (тыс. руб.)

Товары по видам назначения

Производство товаров за период

Удельный вес в 2008 г.

Отклонение с 2007 г.


2006

2007

2008



Потребительские товары всего

373018,9

365 031,4

378 020,0

100

12 988,6

Продовольственные товары

146587,9

144 704,4

148 702,5

39,3

3 998,10

Непродовольственные товары

226431,0

220 327,0

229 317,5

60,7

8 990,5


Данные таблицы говорят о положительной динамике производства товаров потребительского назначения в действующих ценах, темп роста по продовольственным товарам составил 102,8 или 3998,10 тыс. руб. по непродовольственным товарам темп роста 104,1 или 8990,5 тыс. руб.

Объем инвестиций.

Объем инвестиций в экономику города за текущий год составил 47,9 млн. руб. в действующих ценах, что на 40% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Преобладающим источником инвестиций в городе остаются собственные средства предприятий, Их объем составил 124 тыс. рублей, или 0,26% от всех инвестиций, централизованные источники финансирования и заемные средства в общем объеме занимают 39%.

Распределение капитальных вложений по источникам финансирования в 2008 году можно представить с помощью рис. 6.

Рис. 6 - Распределение капитальных вложений по источникам финансирования

Инвестиции в основной капитал распределились следующим образом. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал 50,7% - это сельское хозяйство, 24,9% - жилищно-коммунальное хозяйство, 17,0% - деревообрабатывающая промышленность, 3,0% - сфера образования, 2,2% - сфера здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, 2,2% - прочие производства. Инвестиции в жилищное строительство составили 3,0 млн. рублей (3,9% от общего объема инвестиций).

Целью реализации инвестиционной политики является обеспечение инвестиционной привлекательности г. Нижняя Тура для увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы города.

Для ее достижения в 2009 году должны быть реализованы следующие основные задачи:

содействие созданию благоприятных финансово-кредитных и налоговых условий развития экономики;

дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;

повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города;

развитие в городе системы кредитования предприятий и организаций для возможности реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов;

развитие ипотечного кредитования.

Финансы и бюджетная обеспеченность

Формирование бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, предполагает последовательное и взаимосвязанное управление его доходами и расходами. Однако в зависимости от принятой концепции управления общественными финансами приоритеты решения возникающих проблем могут смещаться в ту или иную сторону. Проанализируем доходную (таблица 4) и расходную (таблица 5) части бюджета муниципального образования.

Таблица 4 - Свод доходов бюджета МО "Нижнетуринский район" за 2008 год

7Код БК

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

Сумма в тыс. руб.

Структура (%)





1000000000000

Доходы

231398,0

43,55

1100000000000

Налоги на прибыль доходы

96400,0

29,74

1010201001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде дивидентов от долевого участия в деятельности организации

500,0

0,15

1010202001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налового кодекса Российской Федерации

95700,0

29,53

1010203001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющемися налоговоми резидентами Российской Федерации

100,0

0,03





1010204001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, в части превышения сумм страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования, процентных доходов по вкладам в банке (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее 6 месяцев), в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заёмных (кредитных) средств (за исключением материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за использование целевыми займами (кредитами) на новое строительство или приобретение жилья)

100,0

0,03





















1050200002110

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

11120,0

3,4

1060000000000

Налоги на имущество

10778,0

3,3

1060102004110

Налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставке, применяемой к объекту налогообложения, расположенному в границах городского округа

1878,0

0,6





1060600000110

Земельный налог

8900,0

2,7

1080000000000

Государственная пошлина

2008,0

0,62

1080300001110

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за искл. госпошлин по делам расм. Верх. Судом РФ)

964,0

0,3





1080700001110

Государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридических значимых действий

1044,0

0,32





1110500000120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

113,0

0,03

1110501000120

Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды зем. Участков

113,0

0,03





1110503000120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в операт. управлении органов гос. власти, органов местного самоуправления

-

-





1120100001120

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

103693,0

4,14

1120000000000

Доходы за пользование природными ресурсами

4500,0

1,38

1160000000000

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2786,0

0,85

1160300000140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах

100,0

0,03

1160600001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники

100,0

0,03

1160800001140

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции

50,0

0,02

1162100000140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскаемые с лиц, виновных в совершении и в возмещение ущерба имуществу

100,0

0,03

1162500001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение земельного законодательства

50,0

0,02

1162700001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона "О пожарной безопасности"

50,0

0,02

1162800001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей

500,0

0,15

1163000001140

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения

1336,0

0,4

1169000000140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба

500,0

0,15

2020000000000

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

183271,0

56,45

2020100000151

Дотации от других бюджетов системы Российской Федерации

57727,0

17,78

2020200000151

Субвенции от других бюджетов системы Российской Федерации

98150,0

30,23

2020200800151

Субвенции бюджетам субъектов РФ для бюджетов МР, ГО на реализацию ФЗ " О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции "

16,0

0

2020202800151

Субвенции местным бюджетам на денежные выплаты медицинскому персаналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой помощи

2325,0

0,72

Субвенции местным бюджетам на ежемесячное денежное вознагрождение за классное руководство

2482,0

0,76

2020204000151

Субвенции бюджетам на предост-ие гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги

9372,0

2,88

202039904151

Прочие субвенции бюджетам городских округов

83955,0

25,87

202039904151

Субвенции бюджетам городских округов на поощрение лучших учетелей

320,0

0,09

202039904151

Субвенции на воспитание и обучение детей-инвалидов в ДДУ и на дому

1156,0

0,35

202039904151

Субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего (полног) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ

68950,0

21,23

202039904151

Субвенции на предоставление бесплатного художественного образования

278,0

0,09

202039904151

Субвенции на приёмных детей в приёмных семьях

1823,0

0,6

202039904151

Субвенции на организацию питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений

11297,0

3,48

202039904151

Субвенции на обеспечение бесплатного проезда детей-сирот

131,0

0,04

2020499904151

Прочии субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации

11748,0

3,62

2020902000151

Прочие безвоздмезные поступления от других бюджетов бюджетной системы

15646,0

4,82

 

Всего доходов

414669,0

100,0

 

Дефицит

13707,8

 

 

в % к доходам, без учета финансовой помощи в форме субсидий из областного бюджета

9,7

 


Таблица 5 - Свод расходов бюджета МО «Нижнетуринский городской округ» за 2008 год

Код БК

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

Сумма в тыс. руб.

Структура (%)





1000000000

Общегосударственные вопросы

20940,3

6,19

10200000000

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

682,60

0,20

10300000000

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления

1695,75

0,50

10300100005

Центральный аппарат

1227,40

0,36

10300100026

Председатель представительного органа муниципального образования

468,35

0,14

10400000000

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций

14600,45

4,31

10500000000

Судебная система

16,00

0,00

11200000000

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,00

0,10

11300000000

Резервные фонды

850,00

0,25

11500000000

Другие общегосударственные вопросы

2745,50

0,81

11500100000

Руководство и управление в сфере установленных функций

1739,10

0,51

11509200000

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

1006,40

0,30

30000000000

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1818,32

0,54

30200000000

Органы внутренних дел

85,17

0,03

30900000000

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона

709,75

0,21

31000000000

Обеспечение противопожарной безопасности

1023,40

0,30

40000000000

Транспорт, дорожное хозяйство и связь

13730,95

4,06

40800000000

Транспорт и дорожное хозяйство

10206,00

3,02

41100000000

Другие вопросы в области связи

3524,95

1,04

50000000000

Жилищно-комунальное хозяйство

19780,11

5,85

50100000000

Жилищно хозяйство

7592,20

2,24

50200000000

Коммунальное хозяйство

9732,01

2,88

50235100000

Мероприятия в области коммунального хозяйства

425,00

0,13

50235100412

Мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений

9307,01

2,75

50400000000

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства

2455,90

0,73

60000000000

Охрана окружающей среды

946,00

0,28

70000000000

Образование

198226,63

58,58

70100000000

Дошкольное образование

54167,50

16,01

70200000000

Общее образование

137161,13

40,54

70210200214

Строительство объектов общегражданского назначения

14000,00

4,14

70242100327

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

97743,23

28,89

70242300327

Учреждения по внешкольной работе с детьми

20792,90

6,14

70242400327

Детские дома

1823,00

0,54

70251900623

Ежемесячное денежное вознагрождение за классное руководство

2482,00

0,73

70252000621

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления

320,00

0,09

70700000000

Молодежная политика и оздоровление детей

1070,40

0,32

70900000000

Другие вопросы в области образования

5827,60

1,72

80000000000

Культура, кинематография и средства массовой информации

14286,30

4,22

80144000000

Культура

10186,15

3,01

80144100000

Музеи и постоянные выставки

27,20

0,01

80144200000

Библиотеки

4072,95

1,20

90000000000

Здравоохранение и спорт

51175,32

15,12

90100000000

Здравоохранение

48123,82

14,22

90147000000

Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части

41713,55

12,33

90147800000

Фельдшерско-акушерские пункты

2386,80

0,71

90148500000

Реализация государственных функций в области здравоохранения, спорта и туризма

1698,47

0,50

90152000000

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления

2325,00

0,69

90200000000

Спорт и физическая культура

1777,35

0,53

90400000000

Другие вопросы в области здравоохранения и спорта

1274,15

0,38

100000000000

Социальная политика

17472,84

5,16

100100000000

Пенсионное обеспечение

881,70

0,26

100300000000

Социальное обеспечение населения

16591,14

4,90

100350500483

Оказание социальной помощи

996,37

0,29

100351400482

Мероприятия в области социальной политики

6222,77

1,84

100350500572

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

9372,00

2,77

 

Всего расходов

338376,77

100,00


Бюджет города за 2008 год утвержден постановлением Городского Совета от 28 марта 2006 г. № 35, по доходам - в сумме 324669,0 тыс. рублей, с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 183271,0 тыс. рублей; по расходам - в сумме 338376,77 тыс. рублей. Бюджет МО «Нижнетуринский городской округ» исполнен с дефицитом в сумме 13707,8

Анализируя структуру доходов можно сделать вывод о том, что на 56,45% доходы бюджета МО «Нижнетуринский район сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет дотации - 17,78; субвенций - 30,23%; субсидий и прочих безвозмездных поступлений - 8,44%.

Собственные доходы муниципального образования (43,55%) сформированы за счет налоговых доходов - 36,44%, в том числе за счет налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК - 29,69%; единого налога на вмененный доход 3,43%; налога на имущество - 6,32%. Остальная часть собственных доходов - 7,1% сформирована за счет государственной пошлины - 0,6%; доходов от сдачи в аренду имущества - 3,11%; прочих доходов и штрафов, санкций за возмещение ущерба - 3,39%.

Структуру расходов МО «Нижнетуринский городской округ» можно представить с помощью диаграммы (рис.7).

Как видно из рис. 7 наибольшую долю расходов муниципального бюджета составляют расходы по статье образование -59%: обеспечение дошкольного и общего образования, содержание детских домов, молодежная политика и оздоровление детей, другие вопросы в области образования.

Второй по значимости в статьях расходов с наибольшим удельным весом является расходы на здравоохранение и спорт - 15%, включая содержание больниц, клиник, медико-санитарных частей, расходы на спорт и физическую культуру, а также другие вопросы в области здравоохранения.

Рис. 7 - Структура расходов МО «Нижнетуринский городской округ»

По сравнению с прошлым годом увеличилось, и исполнение расходной части бюджета муниципального образования. В целом, расходная часть бюджета исполнена в сумме 338 млн. руб. (107,6%). В 2008 году местный бюджет по расходам был исполнен на 100,7% по сравнению с прошлым годом. И как следствие, в течение всего года наблюдалось увеличение такого показателя, как бюджетная обеспеченность на одного жителя муниципального образования (Таблица 6). Так, по доходам на конец года она составила 3531 руб. (12 место по области), что более чем на 800 руб. выше уровня прошлого года. А по расходам показатель составил 3979 руб. (8 место по области), рост 128 % к 2007 году.

Таблица 6 - Анализ динамики бюджетной обеспеченности на душу населения

Бюджетная обеспеченность на душу населения (руб.)

По доходам

По расходам

2007 год

6178

8552

2008 год

6220

8580


Бюджетная обеспеченность на 1 жителя по доходам и расходам (руб.) представлена на рис. 8.

Рис. 8 - Бюджетная обеспеченность на 1 жителя по доходам и расходам (руб.)

Пути повышения эффективности местного самоуправления заключаются в превращении бюджета в надежный инструмент реализации коллективных потребностей горожан.

Бюджетный процесс должен быть направлен, в первую очередь, на:

достижение прозрачности бюджетных процедур, подконтрольности расходов обществу;

создание системы среднесрочного бюджетного планирования на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу "от достигнутого");

обеспечение реалистичности бюджета, осуществление бюджетных расходов в меру экономических возможностей;

организацию эффективной системы управления городским долгом, его обслуживания и погашения, оптимизации рисков.

Далее в следующей главе необходимо определить приоритетные направления в целях повышения эффективности МО Нижнетуринского района.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс повышения эффективности системы МСУ Нижнетуринского городского округа не должен быть стихийным, а управляемым и планируемым процессом, основанным:

на стратегическом видении развития муниципального образования,

на прогнозировании тенденций развития и собственных возможностей,

на последовательной разработке стратегических, экономических, хозяйственных, социальных, программ.

От пассивного получателя бюджетных средств необходимо перейти на активный поиск путей повышения эффективности экономического комплекса муниципального образования с опорой на внутренние ресурсы.

Поиск ресурсов развития муниципального образования должен осуществляться в сфере правовой, организационной и управленческой деятельности.

Приоритетными направлениями в целях повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» являются:

Развитие арендных отношений, предоставления нежилых помещений, зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду в целях развития собственной доходной базы местных бюджетов.

Арендные платежи относятся к неналоговым источникам пополнения бюджета. Следовательно, в этом состоит их преимущество, как более стабильного и легко собираемого дохода города, чем налоги. В России пока это преимущество аренды не используется в полной мере по причине слабой проработки вопросов бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит принцип - доходы, полученные на муниципальном уровне и закрепленные за территориальным образованием, не подлежат изъятию и используются на цели социально-экономического развития города.

Таким образом, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет неналоговых источников.

Управленческий аспект:

Управление арендой включает в себя выявление возможных объектов, учет и контроль за уплатой арендных платежей. Органы муниципального управления МО «Нижнетуринский городской округ» должны осуществлять инвентаризацию и ревизию недвижимого имущества, проводит анализ эффективности использования арендуемых площадей. В задачи управления недвижимостью входит не только организация рынка недвижимости, но и его укрепление и развитие. Стратегически, город Нижняя Тура, как собственник нежилого фонда, обязан обеспечить его расширенное воспроизводство с постоянным повышением эксплуатационных качеств сдаваемых в аренду объектов. Однако при общем недостатке бюджетных ассигнований с вышестоящих бюджетов, их не только не хватает на содержание нежилых помещений, находящихся на балансе но и на текущие расходы, постоянно наблюдается недофинансирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и так далее.

Задачей органов местного самоуправления является в первую очередь определение основных, перспективных направлений развития арендных отношений, так называемых "точек роста" и выявление "узких мест", поиск баланса интересов местного самоуправления и заинтересованности предприятий, расположенных на территории муниципального образования.

Правовой аспект:

Муниципальное имущество, выраженное в виде неупотребляемых вещей, в том числе: здания, сооружения, помещения в здании и другое недвижимое имущество (кроме земельных участков и иных природных ресурсов), составляющее казну города. Основным документом, регулирующим отношения по использованию муниципального имущества может быть положение о порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом (Приложение 1). Настоящее положение определяет основные принципы, порядок и единые на территории МО «Нижнетуринский городской округ» правила учета и предоставления в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений, обязательные для исполнения структурными подразделениями Администрации города, муниципальными унитарными предприятиями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Организационный аспект:

Организационный аспект включает составление договора аренды между участниками (Приложение 2), где аренда - универсальный экономический рычаг, источник дохода местных бюджетов.

Существенными условиями договора аренды муниципального недвижимого имущества являются: целевое использование недвижимого имущества; текущее содержание недвижимого имущества; заключение договора коммунальных услуг на их предоставление и оплату.

. Развитие инвестиционного потенциала предприятий на территории МО «Нижнетуринский городской округ», являющимися арендаторами муниципальной собственности.

Для увеличения стоимости муниципальной недвижимости органами местного самоуправления необходимо проводить меры, направленные на мобилизацию инвестиционных доходов.

Далее, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет инвестиционных источников.

Управленческий аспект:

Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности местного самоуправления необходимо также стабилизировать финансовое положение МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов. Управленческий аспект заключается в совершенствовании методов бюджетного планирования, мобилизации источников финансирования дефицита местного бюджета, увеличение доли налоговых доходов. Таким образом, для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципального образования необходимо создание условий для развития доходной базы, но не за счет роста налоговых ставок, тем самым, оказывая давление на хозяйствуюшие субъекты муниципального образования, а за счет увеличения налогооблагаемой базы и роста налогового потенциала, т.к. увеличение налоговой нагрузки может привести к увеличению налоговой недоимки.

Организационный аспект:

Достаточно активный рынок, относительно высокая покупательная способность населения, наличие в городе хорошо сохранившихся основных фондов делают город привлекательным для бизнеса и инвестиций. С нашей точки зрения, основу основ экономики города составляют предприниматели-резиденты, большая часть которых - представители малого и среднего бизнеса.

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от инвестиций, так как арендатор становится инвестором, вкладывает в улучшение объекта некоторую сумму денег, тем самым рыночная стоимость объекта растет.

В организационном плане муниципальная собственность является приоритетной, поскольку ставки арендной платы ниже и устанавливаются не по ведомственному произволу, а на основе расчетов и с учетом развития предпринимательства, которое будет инвестировать город.

Реализация организационного плана предполагает предоставление информации, реестра муниципальной собственности подлежащей сдачи в аренду на городском сайте МО «Нижнетуринского городского округа» а также разработку методики расчета арендной платы в зависимости от расположения объекта по территориально - экономической зоне; в зависимости от срока и вида деятельности предприятия.

Арендная плата за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями и встроенными нежилыми помещениями определяется по формуле:

А = Аб х S, (1)

Где,

Аб - базовая ставка арендной платы за 1 кв. м участка в год;- площадь участка.


Аб = К1 * К2 * К3 * Кт, (2)

где:

Апл - арендная плата за пользование муниципальной собственностью;

К1 - ставка налога на имущество, по МО «Нижнетуринский городской округ» составляет 69,2 руб. за кв.м.

К2 - коэффициента учета расположения объекта по территориально - экономическим зонам;

К3 - коэффициента вида деятельности арендатора;

Кт - коэффициент, учитывающий использование арендуемого имущества по времени Кт = 1 использование помещения 365 дней в году.

- Правовой аспект:

Привлекательные ставки арендной платы муниципальной собственности устанавливаются с учетом того, что предприниматели возьмут на себя расходы по содержанию, а в некоторых случаях по ремонту и восстановлению муниципальной собственности. Правовой аспект подразумевает разработку положения о затратах арендатора по капитальному ремонту, реконструкции муниципальных помещений (расходы, увеличивающие стоимость недвижимости).

Для рассмотрения предложения о предоставлении в аренду имущества, являющегося собственность муниципального образования арендодателем - заявителем представляются следующие документы: письменное обращение заявителя, содержащее данные о виде имущества, его местонахождении и предполагаемый срок использования; письменное согласие балансодержателя имущества, если таковой имеется; копии учредительных документов, заверенные налоговой службой; свидетельство о постановке на учет в налоговой службе; копии бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках заявителя на последнюю отчетную дату, заверенные налоговой службой.

. Стабилизация финансового положения МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов.

В качестве третьего направления выбран путь увеличения доли налоговых поступлений в экономику муниципального образования.

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от земельного налога.

Далее, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет налоговых источников.

- Управленческие:

Разработка механизма дифференциации земельного налога на основе зонирования территории по местоположению земельного участка, с учетом степени загрязненности земель, объема правомочий его правообладателей и результатов экономической деятельности.

Механизм дифференциации налогообложения земель должен явиться не самоцелью, а своеобразным методом поощрения рационального землепользования и повышения экономической эффективности как использования земли, так и привлечения налоговых доходов в муниципальную экономику - общий объем налоговых доходов возрастет на 5,3 процента.

Правовые:

Действующим законодательством установлен общий порядок дифференциации налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Такая схема дифференцирования платы, с нашей точки зрения, не обоснована: она не связана с результатами экономической деятельности и не стимулирует последних к эффективному использованию земли.

На наш взгляд, размеры земельного налога должны быть увязаны с производительным потенциалом земельного участка. Итоговые показатели базовой (кадастровой) оценки, наряду с природными факторами, должны учитывать территориальные условия землепользования, степень загрязненности земель, объем правомочий правообладателя земельного участка, результаты экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, сумма начисленного к уплате налога за использование сельскохозяйственных земель в общем виде может быть представлена следующим выражением:

ЗН =

Сзн * БСзу

* kур * kм * kоп


100


муниципальный образование управление

где ЗН - сумма начисленного к уплате налога за использование земель, рублей;

Сзн - принятая дифференцированная налоговая ставка в зависимости от степени загрязненности земель и мероприятий по их ликвидации, процент от базовой (кадастровой) стоимости участка;

БСзу - базовая (кадастровая) стоимость земельного участка, рублей; ур - коэффициент по уровню рентабельности товаропроизводителей;м - коэффициент по условиям местоположения участка; оп - коэффициент объема полномочий правообладателей земельных участков.

Организационные:

Целесообразно предложить следующую схему применения коэффициентов дифференциации налоговых ставок:

Таблица 7 - Коэффициенты дифференциации по уровню рентабельности собственников земель

Группы хозяйств по уровню рентабельности

Рентабельность хозяйственной деятельности, %

Коэффициент (kур)

I

до 5

1,3

II

5-8

1,1

III

более 8

0,9

В среднем / итого:

7,8

Х


Таблица 8 - Коэффициенты дифференциации по условиям местоположения участка

Категории землевладений и землепользований

Коэффициент (kм)

Приусадебное землевладение, находящееся непосредственно при доме или на расстоянии до 1 км от постоянного места жительства

1,5

Землевладение в радиусе пешеходной доступности (на расстоянии от 1 до 5 км)

1,3

Землевладение хуторского типа (удаленные более чем на 5 км земельные участки в сельской местности, а также дачные и садоводческие участки горожан)

1,1

Прочие землевладения и землепользования

0,9


Таблица 9 - Коэффициенты дифференциации по объему правомочий правообладателя земельного участка

Категории правообладателей

Коэффициент (kоп)

Землепользователи (постоянное бессрочное пользование, временное пользование)

1,0

Землевладельцы (пожизненное наследуемое владение)

1,1

Собственники земли

1,3

Владельцы земельных долей, не оформившие свои права в законодательно установленном порядке

1,5


Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от земельного налога, общий объем прироста налоговых доходов ожидается 5,3 процента.

. Поиск новых путей развития и стимулирования благотворительности как важнейшего направления социального развития

В качестве четвертого направления в целях повышения эффективности экономической системы местного самоуправления необходимо предложить новую систему стимулирования благотворительности в муниципальную экономику. Именно ту систему, которая предусматривает три основных направления: создание самого «мира» (правила и процедуры, «Система координат»), укрепление духа (моральное стимулирование, «Система ценностей») и укрепление «объекта» (материальное стимулирование, «Система выгод»).

«Система координат»

Общественные структуры при органах муниципального управления.

Участие муниципалитетов в общественной структуре, специально созданной для развития благотворительной деятельности.

Участие муниципалитета в общественной структуре «общего характера», в которых развитие благотворительной деятельности декларируется в качестве одной из задач.

Установление механизмов расходования благотворительной помощи и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Определение ответственности за развитие корпоративной благотворительности в должностных обязанностях сотрудников муниципалитетов.

«Система ценностей»

Проведение специальных конкурсов в целях распространения благотворительной деятельности и поощрения благотворителей.

Проведение конкурсов предпринимателей и коммерческих предприятий, в которых учитывается благотворительная деятельность как один из факторов общего отбора.

Проведение конкурсов общественных организаций, занимающихся, в том числе, благотворительной деятельностью.

Моральное поощрение благотворителей и популяризация благотворительной деятельности посредством учреждения памятных знаков и дипломов, непосредственно связанных с благотворительной деятельностью.

«Система выгод»

Материальное стимулирование благотворительности через предоставление льгот коммерческим организациям:

При пользовании муниципальным имуществом.

По налогам и сборам.

Стимулирование благотворительной деятельности в рамках целевых программ развития предпринимательства.

Административные рекомендации для коммерческих структур по осуществлению благотворительной деятельности.

Привлечение средств коммерческих организаций для финансирования городских целевых программ на принципах консолидированного бюджета.

В таблице 10 представим все рекомендуемые нами пути повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» и их ожидаемый результат.

Таблица 10 - Пути повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» и их ожидаемый результат

№ п/п

Пути повышения эффективности местного самоуправления

Управленческие аспекты

Правовые аспекты

Организационные аспекты

Ожидаемый результат

1

Развитие  арендных отношений, муниципальной собственности в целях пополнения бюджета за счет неналоговых источников

Выявление возможных объектов, учет и контроль за уплатой арендных платежей. Проведение инвентаризации и ревизии недвижимого имущества, для анализа эффективности использования арендуемых площадей

Разработка положения «О порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом»

Составление договора аренды недвижимого имущества как универсального экономического рычага, источник дохода местных бюджетов

Повышение эффективности местного самоуправления за счет роста доходов экономического комплекса местного самоуправления с опорой на внутренние ресурсы

2

Увеличение стоимости муниципального имущества за счет увеличения частных инвестиций

Создание условий для привлечения капиталовложений в муниципальную недвижимость

Разработка положения  «О проведении арендатором капитального  ремонта,  реконструкции и восстановления муниципальной собственности»

Разработка методики расчета арендной платы в зависимости от расположения объекта по территориально - экономической зоне; в зависимости от срока и вида деятельности предприятия.

Рост привлеченных частных инвестиций в муниципальную недвижимость

3

Стабилизация финансового положения МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов

Создание условий для развития доходной налоговой базы местного бюджета

Установить общий порядок дифференциации налоговых ставок

 Разработка механизма дифференциации земельного налога

Повышение эффективности местного самоуправления за счет роста налоговых доходов экономического комплекса местного самоуправления

4

Поиск новых путей развития и стимулирования благотворительности как важнейшего направления социального развития

Создание стимулирующих условий для роста социальной активности хозяйствующих субъектов на территории МО «Нижнетуринский городской округ»

Разработка положения  «О проведение специальных конкурсов в целях распространения благотворительной деятельности и поощрения благотворителей»

Разработка системы ценностных мотиваций по направлениям: «Система координат», «Система ценностей, «Система выгод».

Повышение эффективности благотворительной деятельности, решение социальных проблем, повышение уровня и качества жизни населения.


Ожидаемым результатом предлагаемых нами путей повышения эффективности местного самоуправления за счет повышения эффективности экономического комплекса муниципального образования с опорой на внутренние ресурсы является обеспечение экономического роста, развитие собственной доходной базы как за счет неналоговых так и налоговых источников, стабилизация финансового положения системы местного самоуправления, решение социальных проблем и на основе этого повышение уровня и качества жизни населения.

Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в России является слабость его экономической базы. И, хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюджетных отношений, истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная экономическая ситуация, перенос центра реформ на peгиональный и местный уровень, требуют разработки новых подходов, методов и форм организации территориального управления, адекватных складывающейся ситуации. Процессы, происходящие в период становления рыночной экономики, обусловливают необходимость корректировки содержания и методологии исследований в области управления муниципального образования, при этом необходимо опираться на имеющийся опыт и традиции региональных экономических исследований.
 В настоящее время в связи с ростом значимости муниципального хозяйства центр тяжести исследований экономики перемещается с вопросов размещения производства на проблеме управления муниципального образования.

Муниципальная экономика изучает объективные предпосылки, различные стороны развития и размещения производительных сил, социально-экономических процессов на территории страны и ее регионов в тесной связи с природно-экологическими условиями. И если раньше доминирующей частью региональной экономики считался процесс централизованного и планового размещения производительных сил, при котором экономика каждого региона рассматривалась как часть единого народнохозяйственного комплекса, то сейчас на первый план выходят общественно - экономические и социальные процессы, происходящие в регионах. На смену плановым заданиям по территориям приходят варианты возможных сценариев развития социально-экономических процессов в регионах; прямое распределение ресурсов уступило место разработке экономических и правовых рычагов воздействия на изменение конкурентоспособности территории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

2.      Газета «Время» Итоги социально экономического развития муниципального образования «Нижнетуринский район» за 2007 г. от 09.02.2008 г.

.        Алехина О.А. Муниципальная система как фактор усиления интеграции значимости феномена связности в городе // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. С-Пб., 2006.

.        Амелехин Л. Власть и организационные структуры муниципального управления // Консультант директора. - 2006. №19.

.        Амелехин Л. Как править городом? Структура управления городом// Муниципалитет - 2005. №1.

.        Анимица Е.Г. Власова Н.Ю. Градоведение. Екатеринбург, 2005.

.        Анимица Е.Г. Основные направления об экономике города как самостоятельном научном направлении // Известия УрГЭУ. 2004. - №1.

.        Анимица Е.Г. Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатекрибург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.

.        Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. - Екатеринбург: Изд. - во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

.        Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, М.: ИНФРА - М, 2006.

.        Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. - Новокузнецк,2004.

.        Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. - Новокузнецк: Изд. НФИ КемГУ, 2005.

.        Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Управление муниципальной экономикой. - Новокузнецк: НФИ КемГУ. 2003.

.        Барский А., Данков А., Микулин Н. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. 2003. №3.

.        Беспамятных Н.Н., Леонтьев Г.К., Логунцев Е.Н. Противодействие кризисным явлениям через инициацию экономической активности муниципальных образований. Екатеринбург: УрО РАН, 2004.

.        Богачева О.В., Амиров В.Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления// Финансы. - 2006. - №9.

.        В.В. Финагин. Экономика города: теория, практика, перспектива. Киев, 2003.

.        В.С. Бильчук. Становление рыночных структур в больших городах России. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2006.

.        Васильев М. Местное самоуправление в России: «Ограничения и опасности. // Городское самоуправление. 2006.

.        Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: Общ. учение о городе, упр., финансах и методах хозяйствования. - М.: Наука, 2006.

.        Виканский О.С. Стратегическое управление муниципальной системой. - М.: Гардярина, 2006.

.        Власова Н.Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России. Екатеринбург: Изд. экон. ун-та. 2002.

.        Воронин А.Г., Ланин В.К., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством, М.: изд-во «Дело», 2006.

.        Голованов В. Управление и самоуправление в городе. Теория, опыт, организация. М.: Наука, 2005.

.        Голованов В.И. Устойчивое развитие крупного города на этапе перехода к рыночной экономике. М.: Наука, 2004.

.        Гольц Г.А. Город и его культурно-уровневые показатели в определении и измерении урбанизации // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 2005.

.        Горбунов А.А., Кулибанов В.С. Управление развитием городских социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 2006.

.        Гутнов А.Э. Город как объект системного исследования // Системные исследования. Ежегодник. М., 2005.

.        Гутнов А.Э. Системный подход в изучении города: обоснование и контуры теории городского развития // Системные исследования. Ежегодник. М., 2005.

.        Д.В. Валового История муниципального менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Похожие работы на - Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!