Исследование деятельности ОАО 'Жуковомолоко'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    351,85 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование деятельности ОАО 'Жуковомолоко'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и ее деятельности.

В 1970 году на Калужской земле в 100 км от Москвы был построен молочный завод, производивший молоко, сметану и творог. В настоящее время завод является Открытым акционерным обществом, которое было создано как юридическое лицо в 1996 году. Завод расположен по адресу: Калужская область, г. Жуков, мкр. Угодка. В 1998 году была произведена комплексная реконструкция завода с установкой импортного и отечественного оборудования. Это позволило увеличить количество перерабатываемого молока и значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции.

ОАО «Жуковомолоко» находится на северной окраине г. Жуков на одной промплощадке. Со всех сторон промплощадка окружена сельхозугодьями и лесным массивом. Территория промплощадки огорожена, спланирована, содержится в удовлетворительном состоянии. Контейнеры для сбора мусора установлены, площадка забетонирована, отходы вывозятся по договору на полигон ТБО г. Жуков. Здание завода канализировано, сброс стоков осуществляется через собственные очистные в очистные города, контроль за стоками ведется ГСЭН Жуковского района.

По санитарной классификации предприятие относится к 4-му классу опасности с санитарно-защитной зоной (СЗЗ) размером 100 м, что согласовано с РЦ ГСЭН Жуковского района. Жилье в СЗЗ не входит. На промплощадке находятся: котельная, работающая на природном газе и служащая для отопления предприятия; сварочный пост; АЗС на собственные нужды, включающая два резервуара с бензином и дизтопливом и две топливно-раздаточные колонки; гараж на три машины, открытая стоянка на десять машин. В плане охраны окружающей среды от вредных выбросов на предприятии разработан проект «Охрана атмосферы и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам вредных веществ в атмосферу для ОАО «Жуковомолоко», осуществляется контроль за правильной наладкой котлов для полного сжигания топлива, выполнением норм выбросов. Площадка АЗС заасфальтирована и оснащена емкостями для сбора отработанных масел.

Сфера и масштаб деятельности организации.

Общая площадь завода составляет 2 га, из них под производственными помещениями - 1740 м². На территории завода находится магазин, в котором помимо молочных продуктов произведенных на заводе, продаются и другие продукты питания.

Проектная мощность предприятия по выпуску молочной продукции с переработкой 50 т молока в сутки, в настоящее время перерабатывается в среднем 12 т.

В таблице 1 приведены основные показатели размера предприятия.

Таблица 1 - Показатели размера предприятия

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2009 г., %

Валовая продукция по себестоимости, тыс. руб.

31380

39794

41768

133,10

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

9102,4

12754,5

12486,5

137,18

в т.ч. основной деятельности, тыс. руб.

8984

12085

11237

125,08

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

13302

18659

14421

108,41

Площадь завода, га

2

2

2

100

в т.ч. производственные помещения, га

1,7

1,7

1,7

100

Среднегодовая численность работников, чел.

97

80

76

78,35

Производительность труда, тыс. руб./чел.

323,51

497,43

549,58

169,88

Энергетические мощности, л.с.

340

340

340

100


Площадь завода и непосредственно производственных помещений последние 3 года оставалась неизменной. В 2011 году по отношению к 2009 произошло увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 37,18%, в т.ч. основных средств основной деятельности на 25,08% и увеличение оборотных средств на 8,41%. Себестоимость валовой продукции также увеличилась на 33,10%. %. Производительность труда увеличилась на 69,88%, за счет увеличения себестоимости и уменьшения количества работников.

В таблице 2 показан размер и структура выручки от реализации продукции ОАО «Жуковомолоко».

Из таблицы 2 видно, что выручка от реализации молочной продукции в течение последних трех лет увеличивалась. Наиболее заметное увеличение произошло в 2010 году по отношению к 2009 году на 23,29%, тогда как в 2011 году по отношению к 2010 году всего на 3,9%. Это объясняется тем, что в конце 2009 года был сдан в эксплуатацию новый цех по производству кисломолочной продукции и продукции в упаковке ТетраПак. Таким образом, произошло расширение ассортимента продукции и увеличение объемов реализации.

Из таблицы 2 также видно, что наибольший вес в структуре выручки от реализации продукции в ОАО «Жуковомолоко» занимает выручка от реализации творога. Более 50% от общей суммы. Затем идет выручка от реализации молока около 20%, от реализации сметаны - 10-15%, от реализации кисломолочной и прочей молочной продукции. Графически структура выручки от реализации молочной продукции представлена на рисунке 2.

Таблица 2 - Размер и структура выручки от реализации продукции ОАО «Жуковомолоко»

Виды продукции

2009 г.

2010 г.

2011 г.


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Молочная продукция всего

33724

100

41580

100

43197

100

в том числе: молоко

8273

24,53

9314

22,40

9304

21,53

сметана

3548

10,52

6271

15,08

4444

10,29

творог

19964

59,19

22506

54,13

25093

58,10

кисломолочная продукция

398

1,17

2391

5,75

2083

4,82

прочая продукция

1541

4,59

1098

2,64

2273

5,26


Рис. 1 - Диаграмма структуры выручки

Основные производственные и экономические показатели деятельности ОАО «Жуковомолоко» приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Основные производственные и экономические показатели деятельности ОАО «Жуковомолоко»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2009 г., %

1

2

3

4

5

Производственные показатели:

Переработано молока, тыс. т

7241,1

6589

6140

84,79

Выход продукции, тыс. т

2930,1

2235,6

2035,15

69,46

в том числе: молоко

2043,5

1180,9

1016,8

49,76

Сметана

243,8

165

118,3

48,52

Творог

428,1

641,5

696,6

162,72

прочая продукция

214,7

248,2

203,45

94,76

Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб.

30640

37694

39310

128,30

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

30830

38947

40687

131,97

Убыток от реализации, тыс. руб.

190

1253

1623

в 8 раз

Убыток отчетного периода, тыс. руб.

221

1185

2970

в 13 раз

Убыточность деятельности, %

0,01

3,04

7,30

-


Анализ таблицы 3, показывает уменьшение количества переработанного молока за последние 3 года на 15,21%. Выход продукции уменьшился на 30,54%. Выручка от реализации товаров в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 28,30%. Себестоимость реализованной продукции выросла на 31,97 %. Из таблицы 3 видно превышение себестоимости реализованной продукции над выручкой от реализации, в результате чего был получен убыток, который увеличился 2010 году на 964 тыс. руб., в 2011 году на 1785 тыс. руб. Из анализа таблицы 3 следует, что предприятие является убыточным.

Основными целями деятельности ОАО «Жуковомолоко» является:

переработка молока;

производство, хранение и реализация молочной продукции;

оказание услуг сельскохозяйственным производителям;

любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Система снабжения и сбыта, деловые партнеры.

Сырье на завод поступает из хозяйств Жуковского района с сопроводительными документами от ветнадзора. Основными поставщиками молока являются хозяйства Жуковского и Боровского районов, такие как: ОПХ «Белоусовское», колхоз «Первомайский», колхоз «Чаусово», СПК «Русь» и прочие.

Продукция завода сертифицирована. Выпускается молочная продукция в ассортименте: кисломолочные продукты, молоко, масло сливочное и топленое, творог, сметана и другая молочная продукция.

В течение последних трех лет продукция завода реализовывалась через ООО «Торговый дом Жуковомолоко» в магазины Жуковского, Малоярославецкого, Боровского и других районов области, город Обнинск. Завод также поставляет творог на московские молочные заводы для производства глазированных сырков.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЯ

Тип организационной структуры управления ОАО “Жуковомолоко ” относится к линейной организационной структуре управления.

Рис. 2 - Организационная структура управления ОАО «»Жуковомолоко»

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний

Достоинства:

оперативность принятия и реализации управленческих решений;

относительная простота реализации функций управления;

четко выраженная ответственность.

Недостатки:

разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;

множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;

при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;

увеличение количества уровней управления при росте организации;

жесткость структуры.

К органам управления общества относятся: общее собрание акционеров, совет директоров общества, генеральный директор общества. На рисунке 1 представлена схема управления организацией.

В ОАО «Жуковомолоко» ответственность за охрану труда возложена на начальника службы безопасности предприятия. На предприятии разработаны инструкции по охране труда для работников предприятия. Инструкции различаются по назначению и применению на различных участках производства. В соответствии с инструкциями работники предприятия и их рабочие места оснащены средствами индивидуальной защиты. При принятии на работу нового работника начальником службы безопасности проводится инструктаж работника по технике безопасности. Ежеквартально проводится повторный инструктаж работников по технике безопасности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (4) ОАО «Жуковомолоко» является малым предприятием. Численность работников ОАО «Жуковомолоко» не превышает 100 человек, и другие организации не принимают участия в уставном капитале предприятия.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Анализ кадровой политики и кадровой стратегии предприятия

Как известно персонал является одним из ключевых ресурсов кампании. В ряде российских кампаний персонал рассматривается в качестве человеческого капитала, а расходы на персонал рассматриваются как инвестиции, нежели затраты.

Ни одна организация не существует без кадровой стратегии или политики. Тем более что кадровая стратегия является частным случаем общей экономической стратегии владельца бизнеса. Выделяют множество различных стратегий, но на практике я столкнулась только с одной.

Итак, стратегия ОАО «Жуковомолоко» - стратегия, направленная на стабильное фиксирование бизнес - ситуации, удержание рынков или их ключевых сегментов. Я согласна, что данную стратегию выбирают предприятия, существовавшие еще в советское время, приватизированные таким образом, что основной пакет акций сконцентрирован у администрации и аффилированных с ней сторонних инвесторов. Также на подобную стратегию ориентируются те организации, которые уже завоевали достаточно большую часть рынка, для успешного развития необходим определенный период накопления капитала для следующего рывка, и основная задача при этом ставиться не агрессивное развитие, а удержание позиций.

Данная организация уже наработала свою клиентскую базу, которая периодически пополняется. Естественно, что организация нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые позволяют вовремя предоставить необходимую продукцию клиентам.

Разработка кадровой политики - это ключевой элемент стратегического планирования. Исходя из целей, которые ставит перед собой организация, формируется политика их достижений. Сначала утверждается маркетинговая стратегия, а потом разрабатывается стратегия персонала. На ОАО «Жуковомолоко» можно выделить следующие цели в стратегическом управлении:

Обеспечение персоналом организацию на ближайшие 3 года.

Регулирование уровня оплаты труда.

Обеспечение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала.

Развитие коммуникации между управленцами и рабочими посредством отделов.

Психологическая помощь персоналу, при каких либо переменах.

Также в кадровой политике должен освещаться вопрос о бюджетировании. На предприятии выделяют следующие статьи расходов:

Расходы на постоянную заработную плату сотрудникам.

Расходы на переменную заработную плату сотрудников (премии, бонусы и т.п.).

Расходы на обучение и развитие персонала.

Корпоративные мероприятия, подарки и т.д.

Непредвиденные расходы.

В результате можно сделать вывод, что для эффективной и результативной работы стратегии необходимо единство кадровой политики и стратегии с бюджетом расходов на персонал. Чем больше организация вкладывает инвестиций в персонал, тем более профессиональных сотрудников она имеет.

Анализ системы подбора персонала

На любом предприятии существует проблема подбора персонала. Это довольно трудоемкий процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала необходимо определить потребности в персонале, какие сотрудники необходимы. С самого начала необходимо уточнить результат, который необходимо получить от работника. Затем необходимо определить критерии отбора: возраст, образование, квалификация, опыт работы и т.д.

На ОАО «Жуковомолоко» существует следующий алгоритм подбора персонала: 1) уточнить необходимость новой вакансии; 2) описать главные критерии должности; 3) описание человека, который должен занимать данную должность; 4) выбрать тактику и инструмент подбора персонала; 5) отобрать необходимого кандидата и сформировать резерв, состоящих из интересующих претендентов;

Далее необходимо остановиться о методах подбора персонала. Из ряда методов предприятие использует следующее:

Кадровое агентство

Объявления в СМИ

Центр занятости

По знакомству

Преимущество последнего заключается в экономии средств и сил, но есть и отрицательная сторона - поиск персонала через знакомых очень медленный и неторопливый, занимающий 2-3 недели.

Преимущества объявлений в СМИ очевидны: высокая скорость появления результатов и широта охвата.

Кадровые агентства самостоятельно проводят первичное собеседование и предоставляют организации 2-3 высококвалифицированных специалистов, которые подходят по всем параметрам отбора. Дело остается за малым - принятие решения о найме.

Во время практики я сталкивалась в основном с необходимостью подбора производственного персонала. Производственный персонал участвует в производственном процессе, и выполняют необходимые работы для нормального функционирования производства.

Для подбора такого персонала я использовала методы подбор через знакомых, центр занятости и объявления в СМИ. При использовании метода объявления в СМИ необходимо учесть некоторые особенности:

название организации или сфера деятельности;

точно формулировать требования к кандидату;

дать точные координаты;

подавать объявления регулярно;

Лучше всего, если объявления будут выходить в начале недели (вторник, среда).

Через Интернет стоит искать специалистов, это более эффективно. Специалисты присылают резюме, задача менеджера по кадрам проанализировать их и позвать отобранных кандидатов на собеседование. При анализе резюме необходимо обратить внимание на грамотность, лаконичность, аккуратность, а также следует обращать внимание на результаты, которые указаны в резюме.

Естественно, что подбор персонала не обходиться без проведения собеседования. Цель собеседования - оценить внешний облик кандидата и особенности его поведения; дать предварительную оценку некоторым качествам претендента; познакомить в общих чертах с характером деятельности организации и особенностями предстоящей работы. В ходе собеседования необходимо задавать вопросы, касающиеся не только самого человека, но и предыдущего места работы. Также кандидат заполняет анкету, которая храниться в отделе кадров.

В заключении претендент может сам задать интересующие его вопросы. По итогам собеседования выноситься решение о предоставлении кандидату работы либо отказать ему в этом.

Анализ системы мотивации персонала

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, а также придают деятельности направленность на достижение определенной цели.

На ОАО «Жуковомолоко» используется как материальная форма мотивации, так и не материальная система мотивации.

Материальная форма мотивации включает в себя:

Базовый оклад - это постоянная часть заработной платы работника.

Премиальные - это переменная часть заработной платы сотрудника, которая может быть пересмотрена.

Эффективная система оплаты труда (система компенсаций) играет значительную роль в управлении персоналом, а именно в привлечении, мотивации и сохранении в компании сотрудников соответствующей квалификации, стимулирует работников к повышению производительности труда, что ведет к повышению эффективности использования человеческих ресурсов и снижению затрат на поиск, подбор и адаптацию вновь принятого персонала компании. Неэффективная система оплаты труда, как правило, вызывает у наемного работника неудовлетворенность размером и способом определения компенсации за его труд, что может спровоцировать снижение производительности и качества труда, а также ухудшение трудовой дисциплины.

Оплата больничных листов;

Оплата ежегодных отпусков;

Обязательное медицинское страхование;

Отчисления на обязательно пенсионное страхование.

Компенсация услуг сотовой связи;

Доставка сотрудников до места работы и обратно служебным автотранспортом или компенсация стоимости проезда;

Нематериальная форма мотивации включает в себя:

стимулирование свободным временем;

предоставление возможности дополнительного обучения, повышение квалификации;

ценные подарки.

устная благодарность и поддержка руководителя;

постановка новых задач, обновление работы;

возможность приобретать по ходу работы новые знания и умения;

Анализ системы оценки персонала

Как уже упоминалось, люди - основной ресурс организации, а оценка - это важнейший процесс в организации. Обычно оценивается эффективность деятельности сотрудника, а не его самого. Оценка позволяет выявить следующее:

обладает ли сотрудник знаниями для решения конкретных задач;

степень соответствия сотрудника занимаемой должности;

уровень профессиональной компетенции и потенциала;

Существует множество различных методов оценки персонала, но ОАО «Жуковомолоко» использует только несколько из них.

Аттестация персонала.

Интервью, анкетирование.

Аттестация - оценка соответствия занимаемой должности. Работников оценивают только по параметрам эффективности деятельности. Обычно это процедура систематической формализованной оценки деятельности согласно заданным критериям. Оцениваются преимущественно соблюдение корпоративных стандартов деятельности, производственное поведение, использование работником собственных компетенций.

Оценка персонала позволяет выявить и проверить:

выполнение должностных обязанностей сотрудниками;

особенности поведения и личности, сильные и слабые стороны каждого сотрудника, предпочтительные участки работы для каждого, что приведет к повышению производительности труда;

эффективность деятельности сотрудника, конкретизировать должностные обязанности;

уровень компетенции сотрудника;

сопоставить индивидуальные результаты со стандартными требованиями (по уровням и специфике должностей);

наметить перспективы карьерного роста отдельного сотрудника, определить программу обучения сотрудников необходимым навыкам;

отследить изменения, произошедшие с сотрудником за период между аттестациями.

Таким образом, оценка персонала дает возможность изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста. Результаты оценки персонала позволяют выявить сотрудников, неудовлетворяющих, удовлетворяющих и существенно превышающих стандарты труда, что позволит аргументировано продвигать сотрудников по служебной лестнице, более эффективно разрабатывать программы обучения для сотрудников, формировать кадровый резерв для продвижения их по карьерной лестнице, увольнять сотрудников, не соответствующих требованиям должности, набирать в штат работников наиболее соответствующих должности и профессии.

Анализ организационной культуры предприятия

На мой взгляд, прежде чем переходить к организационной культуре определенной организации следует понять, что такое организационная культура в общем смысле.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через “символические” средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Важно, чтобы организационная культура была эффективной, так как это позволяет добиться больших результатов на предприятии.

А ведь так оно и есть. Если сотрудники имеют корпоративную культуру, которая основывается на уважении и взаимопомощи, то маловероятно, что производственный процесс будет сорван из-за человека, который по каким-то причинам не вышел на работу. Его обязательно заменит его коллега. В противном случае процесс будет сорван.

Далее переходим к организационной культуре ОАО «Жуковомолоко». На данном предприятии работает около 100 человек. Все они нацелены на достижение одной цели - вовремя поставлять молочную продукцию к столу потребителя. Это главная цель предприятия. Конечно, идеальных предприятий нет, везде можно найти минусы и плюсы. Вот что я отметила для себя.

Среди положительных черт можно выделить следующее:

Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;

В роли наставников чаще всего выступают начальники отделов, которые в полной мере владеют необходимой информацией и, самое главное, могут донести ее до нового сотрудника, где-то помочь, где-то подсказать.

Традиционно отмечаются главные праздники, будь то Новый год, 8 марта, 23 февраля, День сельского хозяйства, дни рождения сотрудников;

Существует символика фирмы: во-первых - это спецодежда, во-вторых - это буклеты, календари настенные и карманные, плакаты;

Совместный отдых: выезд на природу, бассейн и т.д.

Конечно же, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижения эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:

полной взаимопомощи друг другу;

понимания среди начальников отделов;

отсутствие свода правил поведения обязательных для всех, независимо от должности;

Необходимо стремиться построить на данном предприятии позитивную культуру, так как предпосылки к ней есть. Просто необходима команда, которая поможет правильно ориентировать сотрудников не только на результат, но и на процесс производства. Персонал должен четко осознавать, какие последствия могут быть, если они сделали что-то не так. Из-за них может пострадать другой отдел, к примеру.

Чтобы было более наглядно, я выделю главные принципы позитивной культуры:

Восприятие сотрудником себя как субъекта, чья профессионально-трудовая деятельность влияет на общую результативность деятельности предприятия и определяет стратегию его развития.

Осознанное принятие личной ответственности за общий продукт совместной деятельности организации. Добросовестное отношение к своим производственным обязанностям становится нормой поведения работника.

Ориентация сотрудника на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности. У работников формирует ощущение ответственности за качество продукта и порождает заинтересованность в его повышении.

Ощущение взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.

Мои рекомендации по данному вопросу:

давать больше свободы работникам, чаще выслушивать их мнения и стараться действовать, учитывая предложения работников;

все работники должны обладать одинаковыми правами, независимо от статуса;

повысить квалификацию сотрудников низшего уровня и в последующем более внимательно отнестись к процедуре найма персонала.

Описание и анализ работы службы управления персоналом

Важное значение в организации имеет служба управления персоналом (СУП). СУП регулирует отношения между менеджментом организации и персоналом, попросту говоря между начальством и подчиненными.

У службы управления персоналом есть несколько направлений. Работу по этим направлениям я анализировала по ОАО «Жуковомолоко».

Юридическое направление.

Начальник отдела кадров вместе с юристом разрабатывают должностные инструкции, где прописаны все обязанности сотрудника. Начальник отдела кадров составляет штатное расписание, принимает на работу сотрудников, заключая с ними договор, увольняет их, в соответствии с приказом, а также занимается делопроизводством в полной мере. Главное то, что директор подписывает документы только после того, как юрист просмотрит его и поставит визу (подпись). Тем самым юрист и начальник отдела кадров тесно взаимосвязаны, второй не может работать полноценно без первого.

Педагогическое направление.

Все что связано с обучением, стажировкой, повышением квалификации и т.п. организация тесно сотрудничает с центром занятости. В связи с кризисом, например, 40% нашего персонала было отправлено на подготовку, переподготовку или повышение квалификации через центр занятости. Выучиться можно на секретаря-помощника руководителя со знанием ПК, дизайнера интерьеров, повара, швею, продавца и т.п. Наша организация отправила повысить свою квалификацию всех мастеров, лаборантов и бухгалтеров. Надеюсь, что это положительно отразится на дальнейшей работе сотрудников.

Что касается адаптации, то здесь все готовы тебе помочь быстрее войти в процесс работы. Заслуга эта не только начальника отдела кадров, но и других сотрудников отделов.

Психологическое направление.

На данном предприятии подбором персонала занимается отдел кадров. Процесс подбора подробно был описан выше. Единственное, что хотелось бы отметить здесь - то, что решения о приеме на работу выносят в основном начальники отделов. Директор беседует только с теми кандидатами, которые устраиваются на руководящую должность. Мотивирует персонал руководство. Это может быть благодарность, премия. Конфликтные ситуации бывают крайне редко и решаются сами собой или с помощью руководства.

Экономическое направление.

Все экономические вопросы в ОАО «Жуковомолоко» решает экономист по финансовым вопросам. Этот человек разрабатывает оптимальную систему оплаты труда, оценивает эффективность затрат на персонал. Экономист анализирует всю информацию, готовит отчет и обсуждает полученную ситуацию с руководителем. Они вместе принимают решения о дальнейших действиях. Самостоятельно ничего не предпринимается.

Информационное направление.

Базу сотрудников на предприятии ведет отдел кадров. Он же доводит до персонала необходимую информацию, будь то новая информация или просто напоминание чего-либо. Также руководитель может передать необходимую информацию сотрудникам непосредственно через начальников отделов.

Вот таким образом распределяются обязанности по управлению персоналом в ОАО «Жуковомолоко». Не могу сказать, что данная схема плоха. Она работает исправно, благодаря тому, что завод не такой большой по численности сотрудников.

Предложения по совершенствованию и развитию системы управления персоналом

Нет такого предприятия, где нет проблем, промахов и недостатков. ОАО «Жуковомолоко» ничем не отличается от таких предприятии. Слабые стороны существуют и от них необходимо избавляться. Я считаю, что для их устранения необходимо:

Привлекать больше работников средней и высокой квалификации. Больше внимания уделить заработной плате, дабы заинтересовать специалиста.

Более качественно подбирать персонал, тестировать кандидатов и выбирать самых достойных.

Давать возможность развиваться молодым специалистам. В конце концов, молодого сотрудника можно подстроить под свои потребности быстрее.

Больше мотивировать сотрудников, так как от них зависит эффективность производства.

Провести подробную аттестацию, чтобы выявить некомпетентных сотрудников и заменить их, используя резерв предприятия. Это бы также позволило руководству сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника.

Рассмотрим подробнее последнюю рекомендацию. Аттестация включает в себя несколько этапов: подготовку пакета необходимых документов по аттестуемым работникам; проведение аттестации; использование результатов аттестации. Аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работника. Уровень профессиональной подготовки и компетентности может быть проверен с помощью специально разработанного теста, включающего в себя как вопросы, отражающие содержание работы сотрудников, так и вопросы, проверяющие общий уровень образования, интеллекта, быстроту реакции, нестандартность мышления. Цель аттестации - выявит сильные и слабые стороны в действиях работника. Слабые стороны можно усилить, а сильные поддержать с помощью рекомендаций аттестационной комиссии.

По результатам проведения аттестации комиссия должна вынести решение о соответствии работника его должности и заработной плате. Исходя из качественных оценок, даются рекомендации о передвижении сотрудников: - достоин повышения; - оставит в должности или перевести на равноценную; - провести обучение или понизить в должности;- подлежит увольнению.

Аттестация помогла бы выявить сильные стороны работника, возможности его карьерного роста и рассмотреть недостатки в его работе. Внедрение аттестации будет лишь одним из многочисленных изменений, но признание важности и необходимости изменения является первым шагом на пути эффективного управления изменениями.

Приведя в исполнение предъявленные рекомендации можно ожидать роста творческой активности, усиления преданности делу и целям организации, укрепления дисциплины и повышения эффективности использования кадров, что окажет положительное влияние на работу завода в целом.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕЙТИНГОМ

Отдел маркетинга на ОАО «Жуковомолоко» в качестве отдельного функционального подразделения отсутствует. Маркетинговые функции на предприятии выполняет отдел реализации, который решает задачи анализа, планирования, получения необходимой информации о рынке и обслуживание клиентов организации.

Макро и микро среда организации.

Основными элементами микросреды ОАО «Жуковомолоко» является:

поставщики, которые обеспечивают предприятие необходимым сырьем;

конкуренты (ОАО "Козельское молоко", ОАО "Медынское", ОАО "Обнинский молочный завод", ЗАО "Жуково-Воробьевский молочный завод")

рынок;

посредники - отдельные юридические или физические лица, непосредственно участвующие в продвижении, сбыте и распределении продукции.

потребители;

Элементы макросреды можно систематизировать следующим образом:

демографическая среда;

социокультурная среда;

экономическая среда;

природная среда;

научно-техническая среда;

политико-правовая среда.

Конкурентная среда организации.

ОАО "Козельское молоко"

, Калужская область, Козельский р-н, г. Козельск, ул. Чкалова, 106.

Предлагает: Молоко, сметана, кефир, творог.

ОАО "Медынское" 249950, Калужская область, Медынский р-н, г. Медынь, Калужское ш., 8.

Предлагает: Молоко сухое, молоко коровье, сметана, творог, кефир, сыр, масса творожная.

ОАО "Обнинский молочный завод".

, Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, 53.

Предлагает: Молоко нормализованное, пастеризованное, бифидок, сливки, творог, кефир, сметана.

ЗАО "Жуково-Воробьевский молочный завод", 249163, Калужская область, Жуковский район, д Воробьи, Московская, д 97.

Предлагает : молоко, творог , сырки, кефир.

Конкурентоспособность.

Цена на продукцию ОАО «Жуковомолоко» является низкой, а качество продукции высоким, т.к. вся молочная продукция делается из натурального молока (например, кефир на заводе делается на грибках, как по рецептам наших бабушек). Так же удачным и является месторасположении завода, в 100 км от Москвы, крупнейшего в России рынка потрубления молока и молочной продукции.

Ассортимент товаров:

молоко

творог 9%

творог 18%

сметана

кефир

йогурт

сыр «Адыгейский»

простокваша

творожная масса с изюмом

масло сливочное

Планирование продукции.

Планирование продукции на заводе осуществляется по системе предварительных заявок. Данная система была выбрана из-за низкого срока годности продукции. По заявке оптовых покупателей производится необходимое количество товара, приблизительно 95 % от всей продукции, 5% - это минимальный закупочный заказ, который остается для розничных покупателей.

Сезонность производства молока.

Проблемой российского молочного животноводства является сезонность производства молока, когда объемы производства молока сильно падают в осенне-зимний период (рис.3). Эта проблема сохраняется с советских времен, когда отрасль постоянно испытывала дефицит кормов. К тому же закупочная цена на молоко фиксировалось государством и в течение всего года оставалась неизменной, поэтому колхозам и совхозам было выгодно производить основной объем молока летом, когда затраты минимальны.

С либерализацией экономики в 1990-е годы плановые закупки государства прекратились, сельхозпроизводители начали самостоятельно реализовывать производимое молоко. Именно тогда было осознанно негативное влияние сезонности производства молока на отрасль в целом. Недостаток молока в осенне-зимний период и избыток летом стали причиной колебания рыночных цен (рис. 4).

Традиционная сложившаяся в России сезонность молока сохранилась до сих пор. Однако за последние годы все же произошли позитивные изменения в сторону ее сглаживания (рис. 3).

Рис. 3 - «Производство молока в сельскохозяйственных предприятиях РФ по месяцам 1998-2009 гг.».

Рис. 4 - «Динамика сезонных колебаний цены на сырое молоко (в среднем по России)»

управление структура кадровый политика предприятие

Ценовая политика.

Себестоимость цены на продукцию напрямую зависит от закупочной стоимости молока, в свою очередь поставщики молока (ОПХ «Белоусовское», колхоз «Первомайский», колхоз «Чаусово», СПК «Русь» и прочие) диктуют цены под влияние изменений на стоимость кормов, а она в свою очередь зависит от урожая.

Организация каналов распределения продукции и товародвижение.

Продажами товаров на предприятии занимается отдел сбыта, состоящий из менеджера по продажам и руководителя отдела.

Менеджер по продажам в своей деятельности руководствуются должностной инструкцией, в которой указаны требования к менеджеру, его права, обязанности и ответственность.

Помимо отдела сбыта, реализацией продукции занимаются торговые представители, задачей которых является поиск новых точек сбыта продукции, заключение договоров и т.д.

На оптовые базы Калужской и Московской области, доставка продукции осуществляется от завода, розничные покупатели занимаются самовывозом.

ОАО "Жуковомолоко" в настоящее время реализует свою продукции во множество близлежащих городов, например, Москва, Калуга, Серпухов, Обнинск, Жуков, плюс ко всему продукцию фабрики можно приобрести в собственных точках розничной торговли или со склада, оформив заявку у менеджеров.

Так же для удобства покупателей работает интернет-магазин «Фермерский продукт», где можно сформировать предварительную заявку/заказ.

В ходе прохождения практики мне удалось выяснить, почему завод в основном держит ориентир на мелкий опт, а не заключает договоры с крупными торговыми организациями (гипермаркетами, сетевиками и т.д.), к тому же объемы производства завода позволяют это осуществлять, оказалось, что такое сотрудничество имеет ряд отрицательных моментов, т.к. крупные торговые организации диктуют очень жесткие условия поставщикам, с которыми не всегда реально и выгодно возможно работать.

Стимулирование продаж: реклама, персональные продажи, PR-программы, стимулирование закупок и продавцов продукции.

Птицефабрика имеет свой официальный WEB-сайт, посетители которого могут ознакомиться с ассортиментом продукции, ценой, адресами точек сбыта и т.д.

Современный маркетинг требует от компаний не только предоставления качественных продуктов, но и установления приемлемой и привлекательной для целевых потребителей цены. Компании должны также общаться со своими имеющимся и потенциальными потребителями и заниматься этой деятельностью необходимо постоянно и целенаправленно. Сегодня ОАО «Жуковомолоко» с целью повышения своих маркетинговых коммуникаций и продвижению продукта на рынок прибегает к услугам:

рекламных агентств, которые создают эффективную рекламу;

специалистов по стимулированию сбыта, которые разрабатывают программы продвижения товаров на рынке, различных акций направленных на стимулирование продаж (система скидок и бонусная система);

Средства распространения рекламы, используемые заводом: пресса, телевидение, интернет и наружная реклама, оформленное место торговли, печатная продукция и упаковка.

Так же ОАО «Жуковомолоко» использует такие мероприятия, как ярмарки молока и молочной продукции, конкурсы, различные праздники, проходящие на территории региона, как хороший повод для демонстрации, раздачи листовок и прайс-листов посетителям и продажи своей продукции.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ И ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организация экономической работы

Согласно устава предприятия в ОАО «Жуковомолоко» осуществляется учет результатов работы, контроль за ходом производства, ведется бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет в ОАО «Жуковомолоко» ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года, на основании других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организаций.

В ОАО «Жуковомолоко» учреждена бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. На главного бухгалтера возложена ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и иной отчетности.

ОАО «Жуковомолоко» ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, в соответствии с учетной политикой, разработанной главным бухгалтером предприятия.

Как открытое акционерное общество предприятие подлежит обязательной аудиторской проверке в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аудиторская фирма выбирается Общим собранием акционеров.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия Общим собранием акционеров в соответствии с Уставом избирается ревизионная комиссия.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется по итогам деятельности предприятия за год, а также в любое время по инициативе ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия проверяет достоверность данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документах предприятия, порядок ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, соответствие финансово-хозяйственной деятельности предприятия действующему законодательству.

Планово-экономическую работу на предприятиях, как правило, ведет экономист. В ОАО «Жуковомолоко» экономист занимается разработкой цен на продукцию, планированием себестоимости и цен на будущий период, а также объемов закупки сырого молока и производства молочной продукции. В его обязанности также входит разработка коллективных договоров и премиальных положений, которые утверждаются на собрании трудового коллектива.

Характеристика финансового состояния ОАО «Жуковомолоко».

Финансовое состояние предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В таблице 4 показаны: выручка от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прочие доходы и расходы предприятия за последние три года. Таблица 4 составлена на основании данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (прил. 2). Из таблицы видно, что себестоимость реализованной продукции и расходы предприятия в течение последних лет превышали доходы от реализации продукции и прочие доходы предприятия, и предприятие получало убытки и являлось не рентабельным.

Финансовое состояние предприятия определяется с помощью следующих коэффициентов: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент критической оценки, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат, методика исчисления которых рекомендована Министерством экономики РФ

Таблица 4 - Финансовые результаты деятельности ОАО «Жуковомолоко» (тыс. руб.)

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов)

30640

37694

39310

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

30830

38947

40687

Коммерческие расходы

-

-

246

Управленческие расходы

-

-

-

Убыток от реализации

190

1253

1623

Прочие операционные доходы

16

96

2168

Прочие операционные расходы

-

12

2278

Прочие внереализационные доходы

79

53


Прочие внереализационные расходы

126

69

1237

Убыток отчетного периода

221

1185

2970

Данные коэффициенты рассчитаны в таблице. Значение каждого из коэффициентов оценивается в баллах, общая сумма баллов является основанием для отнесения должника к одной из пяти групп финансовой устойчивости. Согласно проведенным расчетам ОАО «Жуковомолоко» относится к четвертой группе финансовой устойчивости. В таблице 5 рассчитаны показатели финансового состояния предприятия.

Таблица 5 - Показатели финансового состояния ОАО «Жуковомолоко»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Коэффициенты: абсолютной ликвидности

0,34

0,43

0,47

критической оценки

0,59

0,59

0,66

текущей ликвидности

0,97

1,02

0,88

обеспеченности собственными средствами

-0,52

-0,49

-0,75

финансовой независимости

0,04

0,19

0,10

финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат

0,16

0,81

0,73

Количество баллов

21,5

33

29,3

Группа финансовой устойчивости

4

4

4


Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена средствами, имеющими абсолютную ликвидность (деньги, ценные бумаги со сроком погашения до одного года).

Коэффициент критической оценки показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств должника на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Все три показателя ликвидности в ОАО «Жуковомолоко» низкие и предприятие является не ликвидным, т.е. не способным быстро ответить по своим обязательствам.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат показывают, удельных вес собственных средств предприятия в общей сумме оборотных средств, в общей сумме активов (пассивов) предприятия, и какая часть запасов и затрат формируется за счет собственных средств предприятия. Эти коэффициенты также низки, что говорит о большой доле заемных средств и сильной зависимости предприятия от кредиторов.

Характеристика основных фондов и нематериальных активов

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (8) к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (9) к нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты: объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности); исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

В ОАО «Жуковомолоко» в состав основных средств включены здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности. Которые используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев (прил. 3).

В таблице 6 приведены состав и размер основных фондов по видам за три последних года, по их балансовой стоимости на конец каждого года.

Таблица 6 - Состав и размер основных фондов ОАО «Жуковомолоко»

Вид основных фондов

Балансовая стоимость на конец года, тыс. руб.


2009 г.

2010 г.

2011 г.


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Здания

8572

41,58

8572

38,40

8609

39,12

Сооружения

1059

5,14

1059

4,74

1040

4,73

Передаточные устройства

381

1,85

381

1,71

381

1,73

Машины и оборудование

9344

45,33

10886

48,77

10647

48,38

Транспортные средства

827

4,01

952

4,27

857

3,89

Прочие основные фонды

430

2,09

471

2,11

471

2,15

Всего основных фондов

20613

100

22321

100

22006

100

Из таблицы 6 видно, что наибольший удельный вес в числе всех основных фондов ОАО «Жуковомолоко» занимают здания, машины и оборудование. На рисунке 3 графически представлена структура основных фондов ОАО «Жуковомолоко».

Рис. 5 - Диаграмма состава и структуры основных фондов

К нематериальным активам в ОАО «Жуковомолоко» относятся организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, лицензии, сертификаты, дизайн упаковки, программа для компьютеров.

Балансовая стоимость нематериальных активов на конец 1999 года составляла 18,9 тыс. руб., на конец 2000 года - 49,5 тыс. руб., на конец 2001 года - 79,6 тыс. руб., на конец 2002 года - 100,2 тыс. руб.

Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов на предприятии ведется в целях:

а) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств и нематериальных активов к бухгалтерскому учету;

б) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств и нематериальных активов, их внутреннего перемещения и выбытия;

в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств и нематериальных активов;

г) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии др.);

д) обеспечения контроля за сохранностью основных средств и нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету;

е) получения информации об основных средствах и нематериальных активах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Организация аналитической работы

Оптимальность управленческих решений на предприятии во многом зависит от качества проводимой аналитической работы.

Организация аналитической работы на предприятиях, как правило, возлагается на экономиста. В ОАО «Жуковомолоко» экономист занимается разработкой цен на продукцию, планированием себестоимости и цен на будущий период, а также объемов закупки сырого молока и производства молочной продукции. Однако такая организация аналитической работы не эффективна.

Обязанности экономиста должны быть намного шире, в них должны входить:

работа по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых товаров, по выявлению и использованию резервов с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия;

подготовка проектов текущих планов предприятия по всем видам деятельности и заключенным договорам, а также обоснований и расчетов по ним;

разработка стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям;

составление среднесрочных и долгосрочных комплексных планов деятельности предприятия;

разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов цен на товары с целью обеспечения запланированного объема прибыли;

проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия и разработка мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышению конкурентоспособности, производительности труда, снижению издержек хозяйственной деятельности, повышению рентабельности, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводственных расходов;

организация контроля за выполнением плановых заданий, а также статистического учета по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовка периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов;

методическое руководство и организация совместно с бухгалтерией работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности, разработка рациональной учетной документации.

Правильно организованная работа исследования результатов финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает действенность и эффективность, основательно влияет на ход хозяйственных операций.

Комплексный экономический анализ основных фондов и нематериальных активов

Состояние и использование основных фондов - один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса - главного фактора повышения эффективности производства.

Объекты основных фондов составляют основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги и выполняются работы. Основные фонды занимают основной удельный вес в общей сумме основного капитала хозяйствующего субъекта. От их количества, стоимости, качественного состояния, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Основной целью анализа основных фондов является определение путей повышения эффективности их использования.

Задачами анализа основных фондов является:

установление обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами - соответствие величины состава и технического уровня фондов потребности в них;

изучение состава и динамики основных средств, темпов обновления активной части;

определение степени использования основных фондов;

установление полноты применения парка машин и оборудования и его комплексности;

определение влияния использования основных фондов на объем продукции и другие экономические показатели работы хозяйствующего субъекта;

выявление резервов роста фондоотдачи, увеличение объема продукции и прибыли за счет улучшения использования основных фондов.

Полнота и достоверность результатов анализа основных фондов зависят от качества, содержания экономической информации, используемой в анализе.

В качестве источников данных для анализа основных фондов используются данные бухгалтерской и статистической отчетности. Формы отчетности № 1, 2, 5 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, а также отчеты о наличии и движении основных фондов, инвентарные карточки и другие источники информации.

Одним из составляющих элементов внеоборотных активов предприятия являются нематериальные активы. Нематериальные активы являются новым объектом наблюдения, учета, анализа и управления в российской хозяйственной практике. Удельный вес нематериальных активов в общей величине активов предприятия низок.

Задачами экономического анализа использования нематериальных активов предприятия являются:

анализ объема и динамики нематериальных активов;

анализ структуры и состояния нематериальных активов по видам, срокам полезного использования, по степени правовой защищенности;

анализ доходности и фондоотдачи нематериальных активов;

анализ ликвидности нематериальных активов и степени риска вложений капитала в нематериальные активы.

Для целей учета, анализа и оценки нематериальных активов используется система экономических показателей, характеризующих состояние и динамику изучаемого объекта. Для управления предприятия особое значение имеют показатели эффективности использования нематериальных активов, отражающие степень их влияния на финансовые результаты и финансовое состояние.

Анализ нематериальных активов ведется на основе информации, отраженной в формах № 1, 5 и в учетных регистрах.

Возможности анализа основных фондов в ОАО «Жуковомолоко» ограничены отсутствием организации оперативно-технического учета времени и простоев оборудования, их производительности и степени загрузки, отсутствием аналитических, финансовых результатов по операциям с объектами основных средств.

Анализ динамики, состава, структуры, и состояния основных фондов

Для установления обеспеченности предприятия основными фондами необходимо изучить: состав, структуру и динамику основных фондов.

Для анализа динамики основных фондов необходимо рассмотреть изменение наличия основных фондов за ряд лет. В таблице 8 показана динамика основных фондов ОАО «Жуковомолоко» по их балансовой стоимости.

Таблица 7 - Динамика основных фондов

Вид основных фондов

Балансовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

Изменение (+,-)


2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс. руб.

%

Здания

8572

8572

8609

+37

+0,43

Сооружения

1059

1059

1040

-19

-1,79

Передаточные устройства

381

381

381

-

-

Машины и оборудование

9344

10886

10647

+1303

+13,94

Транспортные средства

827

952

857

+30

+3,63

Прочие основные средства

430

471

471

+41

+9,53

Основные средства всего

20613

22321

22006

+1393


Увеличение основных фондов в 2010 году составило 1708 тыс. руб., за счет приобретения новых рабочих машин и оборудования на 1542 тыс. руб., транспортных средств на 125 тыс. руб., прочих основных средств на 41 тыс. руб. В начале 2010 года было приобретено новое оборудование для кефирного цеха. В 2011 году основные фонды уменьшились на 315 руб. или 1,41%, за счет выбытия машин и оборудования на 239 тыс. руб., сооружений на 19 тыс. руб., транспортных средств на 95 тыс. руб. Графически динамика основных фондов представлена на рисунке 5.

Рис. 6 - Динамика основных фондов

Обеспеченность предприятия основными средствами показывают такие показатели как фондообеспеченность, фондовооруженность, энергообеспеченность. Данные показатели приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ обеспеченности предприятия основными средствами

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2009 г., %

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

9102

12755

12487

137,19

Энергетическая мощность, л.с.

340

340

340

-

Среднегодовое количество работников, чел.

97

80

76

73,35

Площадь производственных помещений, га

1,7

1,7

1,7

-

Фондообеспеченность предприятия, тыс. руб.

5354,12

7502,94

7345,29

137,19

Фондовооруженность труда, тыс. руб.

93,84

159,44

164,3

175,09

Энергообеспеченность предприятия, л.с.

200

200

200

-

Из таблицы видно, что фондообеспеченность предприятия возросла на 37,19% за счет увеличения объема основных средств. Фондовооруженность увеличилась на 75,09% за счет увеличения объема основных средств и снижения среднегодовой численности. Энергообеспеченность предприятия не изменялась.

При определении состава и изменения величины основных фондов необходимо учитывать их ввод и выбытие по группам.

По своему функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на три группы: промышленно-производственные основные фонды, производственные основные фонды других отраслей, непроизводственные основные фонды. Промышленно-производственные основные фонды в свою очередь делятся на активные (рабочие и силовые машины, оборудование и другие) и пассивные (здания, сооружения).

В таблице 9 приведены состав и структура основных фондов ОАО «Жуковомолоко» по группам за 2002 год.

Таблица 9 - Наличие, движение и структура основных фондов (2011 год)

Группы основных фондов

Наличие на начало года

Поступило за год

Выбыло за год

Наличие на конец года


тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

Промышленно-производ-ственные фонды (ППОФ)

20017

89,68

655

90,34

757

72,79

19914

90,49

Производственные фонды других отраслей

-

-

-

-

-

-

-

-

Непроизводственные фонды

2304

10,32

70

9,66

283

27,21

2092

9,51

Основные фонды всего

22321

100

725

100

1040

100

22006

100

В том числе:  активная часть

12309

55,15

688

94,90

1022

98,27

11975

54,42

По приведенным выше данным видно, что промышленно-производственные основные фонды уменьшились за год на 103 тыс. руб., или 0,51%. Расчеты произведены следующим образом 19914 - 20017 = -103 тыс. руб. и 103 / 20017 х 100% = 0,51%. Удельный вес их в составе всех фондов на начало года составлял 89,68%, на конец года - 90,49%. Увеличение за год составило 0,81%.

Наряду с промышленно-производственными основными фондами в составе фондов ОАО «Жуковомолоко» имеются непроизводственные основные фонды. Непроизводственные основные фонды уменьшились за год на 212 тыс. руб., или 9,20% (2092 - 2304 = -212 тыс. руб., 212 / 2304 х 100% = 9,20%). Удельный вес их в составе всех фондов на начало года составлял 10,32%, на конец года - 9,51%. Уменьшение составило 0,81%.

Уменьшение промышленно-производственных фондов сложилось вследствие их поступления на 655 тыс. руб. (и введения на такую же сумму) и выбытия на 757 тыс. руб., в том числе за счет ликвидации на 713 тыс. руб.

Доля активной части основных фондов на начало года составляла 55,15%, а на конец года - 54,42%. Уменьшение доли активной части составило 0,73%. В абсолютном выражении уменьшение активной части за счет поступления составило 688 тыс. руб. (введено на такую же сумму), выбытия - 1022 тыс. руб., в том числе за счет ликвидации 978 тыс. руб.

Активная часть основных фондов показывает уровень технической оснащенности предприятия, пассивная часть говорит о наличие нормальных условий труда и сферы услуг, оказываемых работникам предприятия.

На основе данных приведенных в таблице 10 можно рассчитать и проанализировать ряд показателей, характеризующих качественное состояние и воспроизводство основных фондов. Коэффициенты рассчитываются следующим образом.

Коэффициент обновления:

;

коэффициент выбытия:

;

коэффициент прироста:

;

коэффициент накопления амортизации (износа):

;

Значения этих коэффициентов приведены в таблице 10.

Таблица 10 - Анализ степени обновления, выбытия, прироста и изношенности основных фондов (2011 год)

Показатель

На начало года

На конец года

Изменения (+,-)

1. Первоначальная стоимость основных фондов, тыс. руб.

22321

22006

-315

В том числе активная часть

12309

11975

-334

2. Поступило за год, тыс. руб.


725

+725

в том числе активная часть


688

+688

3. Выбыло за год, тыс. руб.


1040

+1040

в том числе активная часть


1022

+1022

4. Амортизация основных фондов, тыс. руб.

9331

10023

+692

Коэффициенты, %:

5. обновления всех основных фондов


3,29

3,29

в том числе активная часть


5,75

5,75

6. выбытия всех основных фондов


4,66

4,66

в том числе активная часть


8,30

8,30

7. прироста всех основных фондов


-1,41

-1,41

в том числе активная часть


-2,71

-2,71

8. накопления амортизации всех основных фондов

41,80

45,55

3,75


Расчетные показатели свидетельствуют о том, что степень обновления основных фондов в 2002 году не высока - 3,29%, уровень обновления активной части основных фондов выше - 5,75%. Отсюда следует, что более высокими темпами обновляются непосредственно средства производства, что способствует росту фондоотдачи и повышению эффективности производства. Коэффициент прироста имеет отрицательное значение, что говорит о превышении выбытия основных фондов над их поступлением. Коэффициент выбытия по всем основным фондам и по их активной части опережает коэффициент обновления, что указывает на то, что обновление осуществляется за счет замены старых изношенных фондов, а не за счет приобретения новых фондов или нового строительства, что приводит к накоплению устаревшего оборудования.

Степень изношенности основных фондов высока, она составляет на конец года 45,55%, за 2002 год увеличилась на 3,75%.

Анализ эффективности использования основных фондов

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости произведенной или реализованной продукции после вычета НДС, акцизов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи). Наиболее обобщающим показателем является фондорентабельность, ее уровень зависит от фондоотдачи и рентабельности продукции.

Ниже приведены способы расчета данных показателей:

рентабельность продукции: Рвп = ; фондоотдача: ФО = ;

фондорентабельность: Ропф = ФО  Рвп.

Анализ эффективности использования основных фондов представлен в таблице 11.

Данные таблицы 11 показывают, что уровень рентабельности основных производственных фондов понизился в 2011 году на 0,31%., уровень фондоотдачи основных производственных фондов повысился на 0,01 руб. На изменение уровня фондорентабельности и фондоотдачи оказывают влияние ряд факторов

Таблица 11 - Анализ эффективности использования основных фондов

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -)

Валовая продукция, тыс. руб. (ВП)

39794

41768

1974

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. (П)

37694

39310

1616

Среднегодовая стоимость, тыс. руб.: основных производственных фондов (ОПФ) активной части (ОПФа)

19155 12859

19966 12142

811 -717

Удельный вес, коэффициент: активной части фондов (УДа)

0,67

0,61

-0,06

Рентабельность продукции (Рвп), %

94,72

94,12

-0,6

Фондоотдача, руб.: основных производственных фондов (ФОопф) активной части (ФОа)

2,08 3,09

2,09 3,44

+0,01 +0,35

Фондорентабельность (Ропф), %

197,02

196,71

-0,31


Чтобы определить, как изменился уровень фондорентабельности за счет фондоотдачи и рентабельности продукции, можно воспользоваться приемом абсолютных разниц.

Изменение фондорентабельности за счет:

фондоотдачи основных производственных фондов:

Ропф = ФО х Рвп = (2,09 - 2,08) х 94,72 = 0,94%;

рентабельности производства продукции:

Ропф = ФО х Рвп = 2,09(94,12 - 94,72) = -1,25%.

Таким образом, фондорентабельность основных фондов повысилась на 0,94% за счет увеличения фондоотдачи основных фондов, понизилась на 1,25% за счет снижения рентабельности производства продукции.

Факторами, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются изменение доли активной части фондов в общей сумме ОПФ и изменение фондоотдачи активной части фондов:

ФО = УДа х ФОа.

Для определения влияния этих факторов на фондоотдачу, можно также воспользоваться методом абсолютных разниц.

Изменение фондоотдачи за счет:

доли активной части фондов:

ФО = (УД - УД)ФО = (0,61 - 0,67) х 3,09 = -0,19 руб.;

фондоотдачи активной части фондов:

ФО = (ФО - ФО)УД = (3,44 - 3,09) х 0,61 = 0,21 руб.

Фондоотдача основных фондов понизилась за счет уменьшения доли активной части фондов на 0,19 руб., повысилась за счет увеличения фондоотдачи активной части фондов на 0,20 руб.

Анализ нематериальных активов

К нематериальным активам в ОАО «Жуковомолоко» относятся сертификаты на соответствие продукции требованиям Госта, лицензии, разработка фирменной упаковки, программы для компьютера.

По данным баланса предприятия стоимости нематериальных активов на конец 2009 года составила 42 тыс. руб., на конец 2010 года - 61 тыс. руб., на конец 2011 года - 75 тыс. руб.

Анализ структуры нематериальных активов можно провести по данным инвентаризационной ведомости нематериальных активов предприятия (таблица 13).

Таблица 12 - Анализ объема, динамики и структуры нематериальных активов

Вид нематериальных активов

2009 г.

2010 г.

2011г.

Отклонение (+,-)


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Сертификаты

11,3

26,9

19,8

32,46

20,4

27,21

+9,1

+0,31

Лицензии

10,5

25,0

12,4

20,33

12,8

17,06

+2,3

-7,94

Программы для компьютера

6,3

15,0

7,0

11,48

21,0

28,0

+14,7

+13,0

Разработка упаковки

10,5

25,0

18,9

30,98

18,3

24,43

+7,8

-0,57

Прочие нематериальные активы

3,4

8,1

2,9

4,75

2,5

3,33

-0,9

-4,77

Итого нематериальные активы

42

100

61

100

75

100

+33

-


Увеличение нематериальных активов в 2010 году по сравнению с 2009 годом составило 19 тыс. руб., данное увеличение объясняется тем, что в 2010 году были получены сертификаты на новые виды продукции, разрабатывалась новая упаковка. В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение составило 14 тыс. руб., была приобретена компьютерная программа «1С:Бухгалтерия 8.0».

Эффективность использования нематериальных активов можно рассчитать как отношение прибыли предприятия к величине нематериальных активов. Но поскольку ОАО «Жуковомолоко» последние три года являлось убыточным предприятием, то и использование нематериальных активов получиться неэффективным. Например:

Убыток за 2011 год составил 2970 тыс. руб., стоимость нематериальных активов - 75 тыс. руб. Эффективность использования нематериальных активов = -2970 / 75 = -39,6 тыс. руб.

Эффективность нематериальных активов будет повышаться, если темпы роста прибыли и выручки будут опережать темпы роста нематериальных активов.

SWOT-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица 13 - Определение сильных и слабых сторон на ОАО «Жуковомолоко»

Определение сильных и слабых сторон на ОАО «Жуковомолоко»

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация

Хорошо организованная структура управления предприятием и высококвалифицированный персонал


Сбыт

В основном сбыт товара стабильный, позволяющий делать прогнозы дальнейшего развития предприятия

 Сезонность играет большую роль при сбыте товара

Финансы

Доля доходов идет дальнейшее повышение уровня обслуживания клиентов

Сезонный характер поступления основного потока денежных средств

Маркетинг

общий ассортимент предприятия достаточно широк.

Ассортимент практически идентичен товару конкурентов Потребитель не знает чем отличается данная продукция от других

Таблица 14 - Определение рыночных возможностей и угроз на ОАО «Жуковомолоко»

Определение рыночных возможностей и угроз на ОАО «Жуковомолоко»

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

Параметры оценки

С ростом доходов населения увеличивается количество потребления молока и молочных продуктов

В сложной экономической ситуации объем продаж может значительно сократиться

Спрос

Существует возможность сместить конкурентов качеством обслуживания, качеством товара или же ценовым уровнем

Появление все новых конкурентов  Товары идентичны товарам конкурентов

Конкуренция

Расширить сбытовую сеть за счет создания новых точек продаж

Конкуренты, высокие цены -это может снизить сбыт в разы

Сбыт

При возможности регулировать ценовой уровень в соответствии с экономической ситуацией в регионе

Снижение доходов населения в связи с экономическим кризисом

Экономические факторы

При возможности регулировать ценовой уровень в соответствии с экономической ситуацией в регионе


Социально-культурные факторы

Соответствовать социальной и культурной атмосфере местности, где ведется непосредственная продажа товаров


Природные и экологические факторы

В критических природных или экологических ситуациях проводить мероприятия по привлечению покупателей, предстать перед клиентами в роли устранителя природных катаклизмов



Таблица 15 - Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз на ОАО «Жуковомолоко (оценка по пятибалльной шкале)

Сильные стороны

5

Хорошо организованная структура управления предприятием и высококвалифицированный персонал

2

В основном сбыт товара стабильный, позволяющий делать прогнозы дальнейшего развития предприятия

4

Не малая доля доходов идет дальнейшее уровня обслуживания клиентов

3

Общий ассортимент предприятия достаточно широк

5

Сезонность играет большую роль при сбыте товара

Слабые стороны

4

Ассортимент практически идентичен товару конкурентов

4

Потребитель не знает, чем отличается данная аптека от других

5

С ростом доходов населения увеличивается количество потребления молока и молочной продукции

Возможности

3

Существует возможность сместить конкурентов качеством обслуживания, качеством товара или же ценовым уровнем

3

Конкуренты, высокие цены - это может снизить сбыт в разы

5

При возможности регулировать ценовой уровень в соответствии с экономической ситуацией в регионе

5

Соответствовать социальной и культурной атмосфере местности, где ведется непосредственная продажа товаров

3

В критических природных или экологических ситуациях проводить мероприятия по привлечению покупателей, предстать перед клиентами в роли устранителя природных катаклизмов

Угрозы

3

Появление все новых конкурентов

5

Снижение доходов населения в связи с экономическим кризисом

4

В условиях сложной экономической ситуации объем продаж может значительно сократиться

Таблица 16 - Сравнительная характеристика сильных сторон и рыночных возможностей.

Сильные стороны

Рыночные возможности

Вывод

Хорошо организованная структура управления предприятием и высококвалифицированный персонал

Соответствовать социальной и культурной атмосфере местности, где ведется непосредственная продажа товаров

Завоевание доверия покупателей и создание благоприятного имиджа

В основном сбыт товара стабильный, позволяющий делать прогнозы дальнейшего развития предприятия

При возможности регулировать ценовой уровень в соответствии с экономической ситуацией в регионе

Заблаговременно учесть покупательские способности и внести коррективы в цены продукции

Не малая доля доходов идет дальнейшее повышение уровня обслуживания клиентов

Расширить сбытовую сеть за счет создания новых точек продаж

Захват новых рынков и соответственно приток новых покупателей

Существует база постоянных оптовых клиентов.

Расширить сбытовую сеть за счет создания новых точек продаж

Приток новых покупателей


Таблица 17 - Сравнительная характеристика сильных сторон и рыночных угроз

Сильные стороны

Рыночные угрозы

Вывод

В основном сбыт товара стабильный, позволяющий делать прогнозы дальнейшего развития предприятия

В сложной экономической ситуации объем продаж может значительно сократиться

Заблаговременно проанализировать ситуацию и сделать ценовые корректировки на время кризиса

Не малая доля доходов идет дальнейшее повышение уровня обслуживания клиентов

Появление все новых конкурентов

В отличии от новых конкурентов, завод имеет зарекомендованный персонал для обслуживания

В основном сбыт товара стабильный, позволяющий делать прогнозы дальнейшего развития предприятия

Снижение доходов населения в связи с экономическим кризисом

Делать, соответствующие экономическому состоянию, прогнозы и делать товары более доступными


Таблица 18 - Сравнительная характеристика слабых сторон и рыночных возможностей

Слабые стороны

Рыночные возможности

Вывод

Сезонность играет большую роль при сбыте товара

Соответствовать социальной и культурной атмосфере местности, где ведется непосредственная продажа товаров

В неблагоприятных сезонах для продаж проводить социальных или культурные мероприятия, что обязательно будет привлекать покупателей

Ассортимент практически идентичен товару конкурентов

С ростом доходов населения увеличивается объем сбыта

Увеличение основного потока денежных средств

Потребитель не знает чем отличается данная продукция от других

Соответствовать социальной и культурной атмосфере местности, где ведется непосредственная продажа товаров

Потребитель чаще будет видеть продукцию и слышать о ней и возможно заинтересуется.


Таблица 19 - Характеристика слабых сторон и рыночных возможностей

Слабые стороны

Рыночные угрозы

Вывод

Сезонность играет большую роль при сбыте товара

В условиях кризиса или сложной экономической ситуации объем продаж может значительно сократиться

При совпадении этих неблагоприятных факторов, может значительно сократиться объем продаж

Ассортимент практически идентичен товару конкурентов

Появление все новых

При появлении новых конкурентов со схожим товаром, покупателям будет без разницы какой товар приобретать

Потребитель не знает чем отличается данная продукция от других

Появление все новых

Данная продукция не будет иметь никаких отличительных признаков, тем самым нечем будет привлекать клиентов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОАО «Жуковомолоко» находится в Калужской области. В настоящее время завод является Открытым акционерным обществом, которое было создано как юридическое лицо в 1996 году.

Завод производит традиционные молочные продукты без содержания растительных жиров: молоко, сметану, творог, кисломолочную (кефир, биокефир, ряженка) и другую молочную продукцию.

Наибольший вес в структуре выручки от реализации продукции в ОАО «Жуковомолоко» занимает выручка от реализации творога. Более 50% от общей суммы. Затем идет выручка от реализации молока около 20%, от реализации сметаны - 10-15%, от реализации кисломолочной и прочей молочной продукции.

В 2010 году произошло увеличение выручки от реализации по отношению к 2009 году на 23,29%, тогда как в 2011 году по отношению к 2010 году всего на 3,9%. Это объясняется тем, что в конце 2009 года был сдан в эксплуатацию новый цех по производству кисломолочной продукции и продукции в упаковке Tetra Pak. Таким образом, произошло расширение ассортимента продукции и увеличение объемов реализации.

Себестоимость реализованной продукции и расходы предприятия в течение последних лет превышали доходы от реализации продукции и прочие доходы предприятия, и предприятие получало убытки и являлось не рентабельным.

Коэффициенты абсолютной ликвидности, критической оценки и текущей ликвидности в ОАО «Жуковомолоко» ниже нормы и предприятие является не ликвидным, т.е. не способным быстро ответить по своим обязательствам.

Коэффициенты обеспеченности собственными средствами, финансовой независимости, финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат показывают, удельных вес собственных средств предприятия в общей сумме оборотных средств, в общей сумме активов (пассивов) предприятия, и какая часть запасов и затрат формируется за счет собственных средств предприятия. Эти коэффициенты также низки, что говорит о большой доле заемных средств и сильной зависимости предприятия от кредиторов и неустойчивости его положения.

Согласно проведенным расчетам ОАО «Жуковомолоко» относится к четвертой группе финансовой устойчивости, то есть предприятие с высоким риском банкротства.

По данным анализа наибольший удельный вес в числе всех основных фондов ОАО «Жуковомолоко» занимают машины и оборудование, затем здания, сооружения, транспортные средства, передаточные устройства и прочие основные фонды.

Показателями эффективности использования основных фондов являются фондорентабельность и фондоотдача. Уровень рентабельности основных производственных фондов повысился в 2011 году на 0,64%, уровень фондоотдачи основных производственных фондов повысился на 0,01 руб.

К нематериальным активам в ОАО «Жуковомолоко» относятся организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, лицензии, сертификаты, дизайн упаковки, программа для компьютеров.

Поскольку ОАО «Жуковомолоко» последние три года являлось убыточным предприятием, то и использование нематериальных активов неэффективно.

Для совершенствования бухгалтерского учета необходимо составить график документооборота, который позволит упорядочить и ускорить учетный процесс. Также для повышения эффективности учета целесообразно проводить дополнительное обучение бухгалтеров, экономиста и ответственных лиц по вопросам связанным с бухгалтерским учетом, анализом хозяйственной деятельности, маркетингом и управлением производством.

Финансовое состояние предприятия можно существенно улучшить за счет более полного использования производственной мощности. Для этого необходимо:

увеличить поступление молока-сырья от хозяйств, путем заключения с ними договоров на поставку молока на более выгодных условиях (самовывоз молока, более высокие закупочные цены);

увеличить объем производства и сбыта продукции. Большую помощь в этом может оказать маркетинговый анализ, который поможет определить оптимальную структуру производства продукции и оптимальный ассортимент, найти новых потребителей и новые рынки сбыта.

Похожие работы на - Исследование деятельности ОАО 'Жуковомолоко'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!