Исследование и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    332,99 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет «Экономический»

Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»






КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

«Анализ и диагностика

финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

Выполнил

студент 6 курса з/о

Сорокина Е.В.

Шифр: 0610-п/Э-4043

Рецензент: к.э.н., доц

Федотова Н.В


Москва 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

Переход на рыночные отношения в нашей стране связан, прежде всего, со стремлением повысить эффективность производства, т.е. достичь наибольших результатов при наименьших затратах. Повышение эффективности производства предусматривает мобилизацию внутренних его резервов, в том числе интенсивное использование основных фондов, экономию трудовых и материальных ресурсов, рост производительности труда.

На выявление внутренних резервов как раз и направлен экономический анализ.

Экономический анализ - это комплексное изучение многосторонней деятельности предприятия с целью количественной и качественной оценки достигнутых результатов, установления закономерностей развития, изыскания резервов повышения эффективности производства.

Основной задачей экономического анализа как учения о методологии и организации исследования экономики хозяйственных процессов является познание сущности экономических явлений, измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и субфакторов, выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства, усиления режима экономии, роста производительности труда, повышения качества работы, увеличения объема перевозок, доходов и прибыли. При оценке влияния отдельных факторов на результативный показатель используются методы: разниц, относительных чисел, структурных коэффициентов, корректировок, соотношений индексов, цепных подстановок.

Цель курсовой работы - изучение основ организации и технических приемов проведения экономического анализа, а также приобретение практических навыков выполнения аналитических расчетов при оценке итоговых показателей деятельности предприятия

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Изучить по рекомендуемой литературе и данным методическим указаниям методы экономического анализа. По прил. 1 выбрать результативный показатель, подлежащий исследованию, ознакомиться с перечнем субфакторов и факторов, влияющих на него.

2. Выписать из прил. 2 исходные данные в аналитическую табл. 1. При этом в качестве плановых принять данные по предшествующему варианту.

3. Выбрать метод оценки влияния отдельных факторов (субфакторов) на уровень результативного показателя.

4. Построить графическую схему взаимосвязи результативного показателя, субфакторов и факторов. Вес внутренние связи между показателями, представленные на схеме линиями связи, выразить в виде аналитических формул.

5. Произвести расчет влияния факторов на уровень результативного показателя.

6. Выполнить все аналитические проверки, имея в виду, что:

·   сумма частных отклонений результативного показателя по факторам должна быть равна общему его изменению за изучаемый период;

·   отклонения результативного показателя под влиянием каждого фактора, полученные равными способами элиминирования, должны составлять баланс отклонений результативного показателя.

7. Сделать обобщающие выводы по результатам анализа.

Основной задачей экономического анализа как учения о методологии и организации исследования экономики хозяйственных процессов является познание сущности экономических явлений, измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и субфакторов, выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства, усиления режима экономии, роста производительности труда, повышения качества работы, увеличения объема перевозок, доходов и прибыли.

При оценке влияния отдельных факторов на результативный показатель используются методы: разниц, относительных чисел, структурных коэффициентов, корректировок, соотношений индексов, цепных подстановок.

Прежде чем приступить к расчетам по оценке влияния факторов на уровень результативного показателя, следует определить очередность влияния анализируемых факторов. При установлении очередности в аналитической формуле выделяют количественные и качественные показатели - факторы.

К количественным относят абсолютные показатели и средние величины, получаемые на их базе (среднесуточная погрузка в вагонах, работа дороги, среднесуточный прием груженых или порожних вагонов и т.п.).

Важнейшим признаком количественных показателей является возможность суммирования отдельных показателей, рассчитанных внутри совокупности.

Качественные показатели, как правило, характеризуют общее для всех единиц совокупности свойство, они не суммируются. Например, средняя статическая нагрузка на вагон, средняя дальность перевозки грузов, себестоимость грузовых перевозок и т.п.

При анализе вначале выявляется влияние на результативный показатель изменения количественных (объемных) показателей-факторов, а затем - качественных. В формуле взаимосвязи показателей может быть несколько количественных или качественных показателей. В этом случае очередность оценки факторов определяется логическим путем: для установления очередности оценки влияния этих факторов все они, кроме одного, объединяются и представляются одним сложным показателем - субфактором.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

. Нельзя объединять только количественные факторы (показатели).

. Получившийся при объединении субфактор должен иметь реальное содержание.

. Необходимо обеспечить, чтобы один из показателей (фактор или субфактор) в новой формуле записи результативного показателя был количественным, а другой - качественным.

Таблица 1

Исходная информация для анализа причин отклонения отчетного показателя от планового (базового)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Рассмотрим производительность локомотива (Нл), которую можно представить зависящей от среднего веса поезда брутто (Qбрср), среднесуточного пробега локомотива () и коэффициента вспомогательного линейного пробега ().

Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) имеет следующий вид


При анализе многофакторных результативных показателей, влияние отдельных факторов рассчитывается методом цепных подстановок. Для расчета на влияние на результативный показатель любого фактора исчисляют разность между первой и второй подстановкой. В первой подстановке все факторы принимаются в базисном (плановом) значении, во второй изучаемый фактор принимается в отчетном значении, остальные остаются плановыми (базисными) и т.д. по цепочке.

Разность между последующей и предшествующей подстановками и будет определять влияние изучаемого фактора на результативный показатель.

Анализ способом цепных подстановок производится в специальных таблицах.

В таблице разница межу второй первой строками показывает влияние на производительность вагона  первого фактора - среднесуточного пробега локомотива , между третьей и второй строками - второго фактора коэффициента линейного пробега локомотиа , между четвертой и третьей строками - третьего фактора динамической нагрузки на груженый вагон .

Таблица 2 Пофакторный анализ отклонений результативного показателя  от базового (планового). Метод цепных подстановок


По результатам этой таблицы можно сделать следующие выводы:

В отчетном периоде производительность вагона увеличилась на 9851,04 ткм. В этом числе от влияния среднесуточного пробега локомотивов на -5748,61 ткм от влияния вспомогательного линейного пробега на -4658,18 ткм, от среднего веса поезда брутто на 20257,83 т-км.

При дальнейшей детализации фактор  представляется как результат действия различных факторов:


Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) будет иметь следующий вид:


Рассчитаем общий пробег вагонов.

ПЛАН


ФАКТ



Таблица 2

Пофакторный анализ отклонений результативного показателя  от базового. Метод цепных подстановок.


В таблице разница межу второй первой строками показывает влияние на производительность вагона  первого фактора - среднесуточного пробега вагона , между третьей и второй строками - второго фактора общего пробега вагонов , между четвертой и третьей строками - третьего фактора объема работы в эксплуатационных т-км

По результатам этой таблицы можно сделать следующие выводы:

В отчетном периоде производительность вагона увеличилась на 9893,57 ткм. В этом числе от влияния среднесуточного пробега локомотива на -5748,57 ткм, от влияния общего пробега вагонов на 4927,50 т-км, от объема работы на 10714,63 ткм.


                          



                

Рис. 1. Схема взаимосвязи факторов с отклонением результативного показателя - производительности локомотива

При анализе среднесуточной производительности локомотива следует дополнительно к расчету по оценке влияния на результативный показатель субфакторов и факторов, произвести расчет рабочего парка вагонов, а также пофакторный анализ их отклонения от планового значения.

Такой анализ имеет большое практическое значение повышению интенсивности использования подвижного состава:

1.       Определим производительность вагона по формуле:


2.       Методом цепных подстановок выполним пофакторный анализ отклонений производительности вагона от планового значения - анализ выполнен ранее в таблице 2.

3.       Рассчитать рабочий парк вагонов по плану и отчету по формуле:


4.       Используя метод корректировки, рассчитаем рабочий парк вагонов на фактически выполненный объем перевозок по формуле


5.       Рассчитать отклонение фактического рабочего парка вагонов от планового (базового значения) в зависимости от объема перевозок и производительности вагона по формулам


6.       Выполним анализ отклонений рабочего парка вагонов по факторам суточной производительности. Определим долю (степень) влияния каждого из факторов на изменение среднесуточной производительности локомотива по формулам:

-0,581 + (- 0,471) + 2,048 = 1.

Рассчитаем отклонение рабочего парка вагонов по факторам по формулам


Выполним аналитическую запись пофакторного анализа отклонений от плана (базы) рабочего парка вагонов и балансовую проверку по формулам:

Для наглядности выполненного анализа построим схему графической взаимосвязи факторов и субфакторов - диаграммы отклонений рабочего парка вагонов от плана.

Рис. 2. Графическая взаимосвязь факторов и субфакторов

Вывод: Из диаграммы можно видеть, что дорога работала с большим против плана рабочим парком вагонов на 1487 вагонов. Увеличение рабочего парка связано с ухудшением использования вместимости поезда (3045 ваг.).

I.      
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА ПО ТРУДУ

Произведем пофакторный анализ выполнения плана по производительности труда. Расчеты изложены в таблице 7.

Расчет данных для таблицы 7:

.         Определим численность «независящего» (условно-постоянного) контингента


2.       Произвести корректировку численности эксплуатационного штата на фактический объем перевозок


3.       Рассчитаем три значения производительности труда: плановую, фактическую и скорректированную на фактический объем перевозок


4.       Определить величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР)


где Фн - номинальный фонд рабочего времени за 2011 год при 40 часовой рабочей неделе равен 1981 час;

Фн (1981) = 1981 часов.

5.       Рассчитаем производительность труда с учетом неучтенных факторов (сверхурочных)



Таблица 7 Анализ производительности труда

Показатель

План

План, скорректированный на факт. объем перевозок

Отчет

То же, с учетом неучтенных факторов

Индекс приведенных ткм

96080

1,005

96600


Численность эксплуатационного штата

44900

44988

44800

44851

В т.ч. в части, зависящей от объема перевозок

17500

17698

17500


Производительность труда [(тыс. привед. ткм)/чел.]

2,140

2,147

2,156

2,154


Произведем пофакторный анализ отклонений производительности труда в следующем порядке:

1.       Рассчитаем темп прироста производительности труда (±)


2.       Определить отклонение производительности труда от плановой в зависимости от объема перевозок в приведенных т-км



и других качественных (Кf) факторов, определяющих среднесписочную численность работников


Баланс отклонений


3.       Произведем расчет отклонения производительности труда с учетом неучтенного в результате наличия сверхурочных работ штата


4.       Определить действительный рост производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (сверхурочных часов работы)

,

знаки: x , : - мультипликативная модель, +, - - аддитивная модель.

 ,

 млн. привед. ткм.

 млн. привед. ткм.

 млн. привед. ткм.

 млн. привед. ткм.

Вывод: Итак, как показали расчёты освоение сверхпланового объёма перевозок за счёт роста численности эксплуатационного штата составило -214 млн. привед. ткм, за счёт роста производительности труда было освоено 718,4 млн. привед. ткм.

Рассчитаем индексы по труду и заработной плате:

где Z - среднемесячная заработная плата.         

Выполним расчет фонда заработной платы по плану и отчету. Расчеты произведем по формулам:


Пофакторный анализ отклонений фонда заработной платы от плана:


Баланс отклонений



II. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК.

Используя исходные данные, составим табл. 5.

Таблица 5


Используя исходные данные, рассчитаем себестоимость перевозок по формулам:

коп./10 привед. ткм

где Епл, Еф - эксплуатационные расходы по плану и отчету, млн. руб.

 коп.

 коп.

 коп.

1.       Определим сумму расходов, «не зависящих» от объема перевозок

Енз = Ео - Ез

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Рассчитаем себестоимость перевозок в части зависящих и независящих расходов

 коп.

 коп.

 коп.

 коп.

2.       Рассчитаем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием изменения объема перевозок в приведенных ткм

 тыс. руб.

тыс. руб.

3.       Установим отклонение общей суммы эксплуатационных расходов в зависимости от изменения себестоимости перевозок

тыс. руб.

Баланс отклонений

-2911020 =9460 =15756 - 6762.

Способ разниц

,

 тыс. руб.

 ,

+9460 = 15756+ ( 6762) = + 9460.

Способ Корректировок:

,

= 2911020  1,0128  2911020 = 37010 тыс. руб.

 = 2911020  2891400 1,0128 =  17298 тыс. руб.

Вывод: Итак, эксплуатационные расходы выросли за счёт перевыполнения плана по грузообороту на 520 млн. привед. ткм, на 15756 тыс. руб. Снижение себестоимости на 0,07 коп/10 привед. ткм. вызвало уменьшение эксплуатационных расходов на 6762 тыс. руб.

В результате совместного влияния фактора расходы по отчёту оказались выше плановой на 9460 тыс. руб.

Далее рассчитаем индексы эксплуатационных расходов, приведенных тонно-километров и себестоимости перевозок


Условие оптимальности, обеспечивающее снижение себестоимости перевозок

Jc Ð 1


Отклонение себестоимости от плановой, %


Знак + означает завышение себестоимости против плана (базы),



; 1,005  1,003; ; 0,99  1; - обеспечивается снижение себестоимости перевозок.    

 знак «-» означает снижение себестоимости против плана.

Рассчитаем индексы зависящих и независящих расходов

; 1,003  1,005; ; 1,003  1,005.

Полученные результаты позволяют сделать выводы об экономии эксплуатационных расходов, снижению себестоимости.

Рассчитаем индексы себестоимости в части зависящих и независящих расходов


Вывод

§  При  < 1 имеет место снижение себестоимости в части зависящих расходов в результате экономии материальных и трудовых ресурсов на перемещение грузов и пассажиров против плановых нормативов.

§  При > 1 - увеличение себестоимости перевозок в части независящих расходов в результате превышения определенных планом сумм независящих расходов.

пофакторный анализ показатель производительность

III. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК

А. Анализ доходов от перевозок

.         Расчетная формула результативного показателя

,

где  - общие доходы от перевозок;

 - доходы от грузовых перевозок;

 - доходы от пассажирских перевозок.

2.       Расчетная формула субфакторов


где dгп - средняя доходная ставка по грузовым перевозкам, коп. на 10 т-км

 = 86500  382,98 = 3 312777 тыс. руб.

 = 86900  39,001 = 3 389187 тыс. руб.

 = 9500 96,5 = 916750 тыс. руб.

 = 10000  96,04 = 960400 тыс. руб.

 = 3312777 + 916750 = 4 229527 тыс. руб.

 = 3389187 + 960400 = 4 349587 тыс. руб.

где  - структура грузооборота по родам грузов;

- доходная ставка за 10 т-км по родам грузов, коп.

 коп.

 коп.

,

где  - структура пассажирооборота по сообщениям;

- доходная ставка за 10 пассажиро-км по сообщениям, коп.

 коп.

 коп.

3.       Факторы

 - грузооборот, тарифные т-км;

 - пассажирооборот, пассажиро-км

 - индекс грузооборота, тарифные т-км

 - индекс пассажирооборота;

 - индекс перевозок, приведенные т-км.

Соответствующие формулы


Расчет доходов произведен в таблице 6.

Таблица 6 Анализ выполнения плана доходов от перевозок


Затем рассчитаем влияние на изменение дохода по грузовым перевозкам структуры перевозок по родам грузов  и доходным ставкам . На основе исходных данных рассчитаем структурную подстановку () по формуле

Расчет произведен в таблице 7.

Таблица 7 Расчет структурной подстановки средней доходной ставки по грузовым перевозкам

Пофакторный анализ отклонений средней доходной ставки рассчитаем по формулам


§  по грузовым перевозкам

= 39,15 - 39,001 = +1,149

= 38,298 - 39,15 = -0,852.

Таблица 8 Расчет структурной подстановки средней доходной ставки по пассажирским перевозкам

§  по пассажирским перевозкам

= 96,001 - 95,993 = 0,008

= 96,495 - 96,001 = 0,494.

Результаты анализа доходов записать в таблицу 9.

Таблица 9 Результаты анализа доходов



Б. Анализ прибыли от перевозок

Пофакторный анализ отклонения прибыли от перевозок от плана ведется по аналитической формуле:

ПР = До - Ео.

 = 4 229572 - 2911020 = 1 318552 тыс. руб.

 = 4 349587 - 2920480 = 1 429107 тыс. руб.

Используя исходные данные, данные анализа доходов и расходов, составим аналитическую таблицу 10.

Таблица 10 Анализ прибыли от перевозок (тыс. руб.)


В заключение выполним анализ интенсивности использования производственных фондов (фондоотдачи) и уровня рентабельности.

Расчетные формулы:

Натуральный показатель фондоотдачи:   

,

где ФО - фондоотдача, приведенные ткм/1 руб. ОПФ

åОПФ -среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млрд. руб.

 т-км на 1 рубль ОПФ

 т-км на 1 рубль ОПФ

Стоимостной показатель фондоотдачи:

 руб.

 руб.

Уровень рентабельности перевозок, %:   

,

где Прб - балансовая прибыль, условно принимаемая равной прибыли от перевозок;

åПФ - среднегодовая стоимость производственных фондов, условно принимаемая равной среднегодовой стоимости ОПФ.


На основе исходных данных и выполненных расчетов построим аналитическую таблицу 11

Таблица 11


IV. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПЕРЕВОЗОК

Анализ изменения рентабельности перевозок выполним на основе данных таблицы 10 (Анализ прибыли от перевозок) и исходных данных (стоимость основных производственных фондов).

Отклонение фактического уровня рентабельности перевозок от плана зависит от:

1)       Изменение стоимости производственных фондов


2)       Влияния факторов, связанных с изменением балансовой прибыли (таблица 10)


где  - изменение балансовой стоимости из-за отклонения себестоимости перевозок, млн. руб.

,

где  - изменение балансовой стоимости из-за отклонения средней доходной ставки, млн. руб.


где  - изменение балансовой стоимости из-за отклонения от плана объема перевозок, млн. руб.


Баланс отклонений рентабельности перевозок от плана:


Вывод: Изменение рентабельности перевозок составило 0,51%.

Список используемой литературы

1. Федотова Н.В. Способы элиминирования в анализе работы железных дорог Учеб. пос. М.: РГОТУПС, 2002.

2. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог Под ред. Н.Г. Винниченко М.: Транспорт, 2009.

3. Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте: Учеб. пос. для вузов ж.-д. трансп./Под ред. О.Э. Гнедковой, Р.А. Кожевникова, Л.В. Шкуриной - М.: Маршрут, 2008.

4. Мышковский И.Д. Экономический анализ работы дороги и предприятий М.: Транспорт, 2008.

5. Федотова Н.В. Технико-экономический анализ деятельности предприятия. Рабочая программа и задание на курсовой проект с методическими указаниями М.: РГОТУПС, 2004.

6. Экономика железнодорожного транспорта/ Под редакцией д-ра экон. наук, проф. Н.П. Терешиной, д-ра экон. наук, проф. Л.П. Левицкой, д-ра экон. наук, проф. Л.В. Шкуриной. Москва РОАТ МГУПС (МИИТ) 2010.

7. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта /Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ ЖДТ, 2006.

Похожие работы на - Исследование и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!