Каталитический риформинг
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ
РИФОРМИНГ
Содержание
. Вступление
II. Химические основы процесса
1. Превращение алканов
2. Превращение циклоалканов
. Превращение аренов
. Катализаторы процесса
. Макрокинетика процесса
III. Основы управления
процессом
IV. Промышленные
установки
каталитического процесса
1. Установка
каталитического риформинга со стационарным слоем катализатора
2. Установка каталитического
риформинга с непрерывной регенерацией катализатора
Список использованной литературы
.
Вступление
Процесс каталитического риформинга предназначен
для повышения детонационной стойкости бензинов и получения индивидуальных
ароматических углеводородов, главным образом бензола, толуола ксилолов - сырья
нефтехимии. Важное значение имеет получение в процессе дешевого
водородсодержащего газа для использования в других гидрокаталитических
процессах. Значение процессов каталитического риформинга в нефтепереработке
существенно возросло в 90-е гг. в связи с необходимостью производства
неэтилированного высокооктанового автобензина.
Бензиновые фракции большинства нефтей содержат
60 - 70 % парафиновых, 10 % ароматических и 20 -30 % пяти- и шестичлен- ных
нафтеновых углеводородов. Среди парафиновых преобладают углеводороды
нормального строения и монометилзамещенные их изомеры. Нафтены представлены
преимущественно алкилгомо- логами циклогексана и циклопентана, а ароматические
- алкилбензолами. Такой состав обусловливает низкое октановое число
прямогонного бензина, обычно не превышающего 50 пунктов (по ММ).
Помимо прямогонных бензинов, как сырье
каталитического риформинга используют бензины вторичных процессов - коксования
и термического крекинга после их глубокого гидрооблагораживания, а также
гидрокрекинга.
Выход прямогонных бензинов относительно невелик
(около 15-20 % от нефти). Кроме того, часть бензинов используется и для других
целей (сырье пиролиза, производств водорода, получение растворителей и т.д.).
Поэтому общий объем сырья, перерабатываемого на установках каталитического
риформинга, не превышает обычно потенциального содержания бензиновых фракций в
нефтях.
.
Химические основы процесса
В основе каталитического риформинга лежат три
типа реакций:
) ароматизация исходного сырья путем
дегидроциклизацииалканов, дегидроизомеризацииалкилциклопентанов, дегидрирования
циклогексанов;
2) изомеризация углеводородов;
) гидрокрекинг.
Как и при каталитическом крекинге, осуществление
всех названных реакций риформинга ведет к увеличению октанового числа бензина.
Использование бифункционального катализатора
значительно облегчает образование карбкатионов в процессе риформинга по
сравнению с каталитическим крекингом, так как необходимые для начала реакции
алкены образуются при частичном дегидрировании алканов и циклоалканов на
платиновом катализаторе. Алкены далее протонизируются на кислотном катализаторе
и вступают во все реакции, характерные для карбкатионов. Поэтому скорость
кислотно-каталитических реакций в процессе риформинга выше, чем при
каталитическом крекинге.
. Превращение алканов
При риформингеалканы подвергаются изомеризации,
дегидроциклизации и гидрокрекингу.
Изомеризация алканов протекает по карбкатионному
механизму с образованием малоразветвленных изомеров, наиболее термодинамически
стабильных в условиях риформинга. Скорость изомеризации возрастает с
увеличением молекулярной массы алкана.
Дегидроциклизация - одна из важнейших реакций
риформинга, заключающаяся в превращении алканов в арены:
Дегидроциклизация протекает с поглощением
теплоты (около 250 кДж/моль), поэтому константа равновесия реакции возрастает с
повышением температуры. Давление сдвигает равновесие реакции влево, т. е. в
сторону гидрирования аренов. Однако на практике для уменьшения отложений кокса
на катализаторе процесс проводят под повышенным давлением водорода. При температуре
500 °С под давлением водорода 1,5- 1,7 МПа равновесная степень конверсии
н-гептана в толуол составляет 95 %.
Механизм ароматизации алканов окончательно не
ясен. Возможны следующие пути:
) Дегидрирование алканов на платине до триена с
последующей циклизацией на платине или оксиде алюминия:
) С5-циклизация на платине через циклический
переходный комплекс
) Дегидрирование алканов в алкены на платине и
циклизация алкенов на оксиде алюминия также с образованием пятичленного цикла.
Реакция протекает по согласованному механизму, включающему протонирование
двойной связи кислотным центром и одновременный отрыв протона от атома углерода
в цепи:
Образовавшиеся пятичленные циклы изомеризуются
на кислотных центрах в шестичленные и далее дегидрируются на металле в арены.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том,
что ароматизация идет по всем рассмотренным направлениям.
Если исходныйалкан содержит менее шести атомов
углерода в основной цепи, то ароматизации предшествует изомеризация алкана с
удлинением основной цепи. Скорость ароматизации возрастает с увеличением длины
цепи алкана. Алканы, содержащие десять и более атомов углерода, образуют арены
с конденсированными кольцами. Арены с достаточно длинными боковыми цепями могут
замыкать дополнительные циклы:
В результате дегидроциклизацииалканов образуются
гомологи бензола и нафталина с максимальным содержанием метальных заместителей
в ядре, которое допускается строением исходного алкана.
Гидрокрекинг алканов приводит к образованию
низкомолекулярных соединений:
Роль гидрокрекинга в процессе риформинга не
однозначна. С одной стороны, снижение молекулярной массы алканов приводит к
увеличению октанового числа, а с другой стороны, в результате гидрокрекинга
образуется значительное количество газообразных продуктов, что снижает выход
бензина. Таким образом, роль гидрокрекинга должна быть ограничена. Ниже
представлены результаты риформинга н-гексана в зависимости от температуры при
0,7 МПа и объемной скорости подачи сырья 2 ч-1:
|
4740С
|
5000С
|
5250С
|
Степень
превращения, %
|
80,2
|
86,6
|
90,4
|
Выход
в расчете на превращенный алкан, % (мол.)
|
|
|
|
Аренов
(бензол)
|
16,6
|
24,1
|
27,4
|
Продуктов
изомеризации
|
58,0
|
36,9
|
23,4
|
Продуктов
гидрокрекинга
|
25,0
|
38,0
|
49,0
|
Для снижения роли гидрокрекинга процесс
целесообразно проводить при возможно более низком давлении, что одновременно
ведет к увеличению равновесного выхода аренов. Результаты риформинга н-нонана
при температуре 510 °С, объемной скорости 1,5 ч-1 и различном давлении (в % на
исходный нонан):
|
0,7
МПа
|
2,1
МПа
|
С1-С4
|
10,5
|
21,5
|
Неароматические
С5 и выше
|
19,0
|
20,0
|
Арены:
С6 С7 С8 С9
|
1,6
3,1 6,2 54,6
|
2,0
5,8 10,1 36,4
|
2.
Превращение циклоалканов
В условиях риформинга циклоалканы также
подвергаются изомеризации, дегидрированию до аренов и гидрокрекингу.
Шестичленные циклоалканы изомеризуются в
пятичленные по карбкатионному механизму:
Хотя равновесие изомеризации, как и.при
каталитическом крекинге, почти нацело смещено вправо, реакция обратима, так как
шестичленные циклоалканы в условиях риформинга дегидрируются в арены, причем
равновесие сильно сдвинуто в сторону аренов:
Избирательность превращения циклогексана в
метилциклопентан и бензол в конечном счете определяется соотношением скоростей
реакций и зависит от активности компонентов катализатора. Изомеризация
протекает на кислотных центрах по карбкатионному механизму, поэтому при высокой
кислотности катализатора будет увеличиваться выход метйлциклопентана.
Дегидрирование происходит на металлическом компоненте катализатора, и с
увеличением активности металла будет возрастать скорость образования бензола.
Адсорбция шестичленного циклоалкана на металле может сопровождаться либо
одновременной диссоциацией шести связей С-Н, либо последовательным быстрым
отщеплением атомов водорода:
Реакция эндотермична, поэтому с повышением
температуры равновесный выход аренов увеличивается. Скорость дегидрирования
гомологов циклогексана выше, чем циклогексана.гем-Замещенные
циклогексаны ароматизируются с отщеплением метильной группы или с ее миграцией:
Бициклические
щестичленныециклоалканыдегидрируются так же легко, как моноциклические, образуя
производные нафталина.
Гидрокрекинг шестичленныхциклоалканов происходит
в незначительной степени по схеме, описанной для алканов. В условиях риформинга
скорость дегидрирования шестичленных циклоалканов в арены значительно выше
скорости других реакций (изомеризации в пятичленные и гидрокрекинга). Поэтому
селективность превращения циклоалканов в арены составляет практически 100 %.
Пятичленные замещенные циклоалканы в условиях
риформинга вступают в следующие реакции:
) Изомеризация по положению заместителей
(через промежуточные карбкатионы):
2) Дегидроизомеризация:
Первая реакция протекает на кислотных центрах
катализатора, вторая - на металлических. Выход бензола возрастает с повышением
температуры и снижением давления. При температуре 500 °С снижение давления с
3,6 до 1,5 МПа приводит к увеличению выхода бензола с 45 до 90 % (масс.).
Дегидрирование циклопентана в циклопентен и циклопентадиенйракти- чески не
идет, так как скорость этой реакции значительно ниже скорости
дегидроизомеризации. Циклопентадиен прочно адсорбируется на металле и отравляет
катализатор.
) Раскрытие кольца (гидрокрекинг):
Относительная скорость гидрогенолиза различных
С-С-связей зависит от строения исходного углеводорода, свойств катализатора и
условий реакции. На свежем алюмоплатиновом катализаторе гидрогенолиз идет на
платине, и соотношение продуктов по реакциям (1), (2) и (3) равно 2,4:2,1:1. В
условиях процесса происходит частичная дезактивация платины, и гидрогенолиз
далее протекает на кислотных центрах по карбкатионному механизму:
Главным продуктом реакции становится н-гексан.
Скорость реакции дегидроизомеризации
метилциклопентанов выше, чем изомеризации и гидрокрекинга, поэтому выход
бензола при риформинг еметилциклопентана достигает 60-70%.
. Превращение аренов
Незамещенные соединения в условиях процесса
риформинга устойчивы. Метилзамещенные арены (толуол, ксилолы) подвергаются
диспропорционированию или изомеризации по положению заместителей. По
современным представлениям, изомеризация ксилолов протекает через образование
карбкатионов, обусловленное деформацией π-электронногооблака:
π-Электроны
оказывают стабилизирующее действие, и перегруппировки алкилароматических
карбкатионов происходят с меньшей скоростью, чем алифатических. Алкиларены,
содержащие в боковой цепи 3 и более атомов углерода, деалкили-руются на
кислотных центрах по схеме, аналогичной каталитическому крекингу, с последующим
гидрированием выделяющегося алкена на металле. В отличие от каталитического
крекинга, в условиях риформинга на металлическом катализаторе происходит также
деалкилированиеметилзамещенныхаренов. В результате образуются метан и бензол.
. Катализаторы процесса
Наиболее широкое распространение получили
бифункциональные алюмоплатиновые катализаторы в которых платина в
тонкодисперсном состоянии нанесена на оксид алюминия. Платина активна в
реакциях гидрирования и дегидрирования. Она способствует образованию аренов и
гидрированию промежуточныхалкенов. Содержание платины в катализаторе составляет
обычно 0,3-0,65%. Увеличение концентрации платины повышает активность
катализатора и октановое число бензина. Однако чрезмерно высокое содержание
платины нежелательно, так как при этом усиливается роль реакции
деметилированияаренов и расщепления циклоалкановуменьшающих выход бензина.
Основной причиной дезактивации катализатора является его закоксовывание,
поэтому повышение стабильности достигается в основном введением модифицирующих
добавок, влияющих на коксообразование
Прогресс каталитического риформинга в последние
годы связан с разработкой платинорениевых катализаторов содержащих 0,3-0,6 %
платины и 0,3-0,4 % рения. Рений образует сплав с платиной и препятствует ее
дезактивации, снижая коксообразование путем гидрирования алкенов. Применение
биметаллических катализаторов позволило снизить давление риформинга от 3,5 до
1,5-2,0 МПа и увеличить выход бензина с октановым числом 95 пунктов (по
исследовательскому методу) примерно на 6 %.
Кислотную функцию в промышленных катализаторах
риформинга выполняет носитель, в качестве которого используют оксид алюминия.
Для усиления и регулирования кислотной функции носителя в состав катализатора
вводят галоген: фтор или хлор. В настоящее время применяют только
хлорсодержащие катализаторы. Содержание хлора составляет от 0,4 - 0,5 до 2,0 %
масс.
Бифункциональный механизм доказан на примере
использования катализаторов, содержащих только кислотные центры или только
металлические центры, которые оказались исключительно малоактивными, в то время
как даже механическая их смесь была достаточно активна. Благодаря бифункциональному
катализу удается коренным образом преобразовать углеводородный состав исходного
бензина и повысить его октановую характеристику на 40 - 50 пунктов.
Платина на катализаторе риформинга не только
ускоряет реакции гидрирования-дегидрирования, но и замедляет образование кокса
на его поверхности. Обусловливается это тем, что адсорбированный на платине
водород сначала диссоциируется, затем активный (атомарный) водород диффундирует
на поверхности катализатора к кислотным центрам, ответственным за образование
коксовых отложений. Коксогеныгидрируются и десорбируются с поверхности. В этой
связи скорость образования кокса при прочих равных условиях сим-батно зависит
от давления водорода. Поэтому минимальная концентрация платины в катализаторах
риформинга определяется необходимостью прежде всего поддерживать их поверхность
в «чистом» виде, а не только с целью образования достаточного числа активных
металлических центров на поверхности носителя.
В монометаллических алюмоплатиновых
катализаторах риформинга содержание платины составляет 0,3 - 0,8 % масс. Очень
важно, чтобы платина была достаточно хорошо диспергирована на поверхности
носителя. С увеличением дисперсности платины повышается активность
катализатора.
Прогресс каталитического риформинга в последние
годы был связан с разработкой и применением сначала биметаллических и затем
полиметаллических катализаторов, обладающих повышенной активностью,
селективностью и стабильностью.
Используемые для промотирования металлы можно
разделить на две группы. К первой из них принадлежат металлы VIII ряда: рений и
иридий, известные как катализаторы гидро-дегидрогенизации и гидрогенолиза. К
другой группе модификаторов относятся металлы, практически неактивные в
реакциях риформинга, такие, как германий, олово и свинец (IV группа), галлий,
индий и редкоземельные элементы (III группа) и кадмий (из II группы). К
биметаллическим катализаторам относятся платино-рениевые и платино-иридиевые,
содержащие 0,3 - 0,4 % масс, платины и примерно столько же Rе и Ir. Рений или
иридий образуют с платиной биметаллический сплав, точнее кластер, типа
Pt-Re-Re-Pt-, который препятствует рекристаллизации - укрупнению кристаллов
платины при длительной эксплуатации процесса. Биметаллические кластерные
кристаллизаторы (получаемые обычно нанесением металлов, обладающих
каталитической активностью, особенно благородных, на носитель с высокоразвитой
поверхностью) характеризуются, кроме высокой термостойкости, еще одним важным
достоинством - повышенной активностью по отношению к диссоциации молекулярного
водорода и миграции атомарного водорода (спилловеру). В результате отложение
кокса происходит на более удаленных от биметаллических центров катализатора,
что способствует сохранению активности при высокой его закоксованности (до 20 %
масс, кокса на катализаторе). Из биметаллических катализаторов
платино-иридиевый превосходит по стабильности и активности в реакциях
дегидроциклизации парафинов не только монометаллический, но и платино-рениевый
катализатор. Применение биметаллических катализаторов позволило снизить давление
риформинга (от 3,5 до 2-1,5 МПа) и увеличить выход бензина с октановым числом
по исследовательскому методу до 95 пунктов примерно на 6 %.
Полиметаллические кластерные катализаторы
обладают стабильностью биметаллических, но характеризуются повышенной
активностью, лучшей селективностью и обеспечивают более высокий выход
риформата. Срок их службы составляет 6-7 лет. Эти достоинства их
обусловливаются, по-видимому, тем, что модификаторы образуют с платиной (и
промоторами) поверхностные тонкодисперги-рованные кластеры с кристаллическими
структурами, геометрически более соответствующими и энергетически более
выгодными для протекания реакций ароматизации через мультиплетную хемосорбцию.
Среди других преимуществ полиметаллических катализаторов следует отметить
возможность работы при пониженном содержании платины и хорошую
регенерируемость.
Успешная эксплуатация полиметаллических
катализаторов возможна лишь при выполнении определенных условий:
) содержание серы в сырье риформинга не должно
превышать 10-4 % масс., что требует глубокого гидрооблагораживания сырья в
блоке предварительной гидроочистки;
2) содержание влаги в циркулирующем газе не
должно превышать 2*10-3- 3*10-3 % мольных;
) пуск установки на свежем и
отрегенерированном катализаторе требует использования в качестве инертного газа
чистого азота (полученного, например, ректификацией жидкого воздуха);
) для восстановления катализатора
предпочтительно использование электролитического водорода.
В настоящее время отечественной промышленностью
вырабатываются три типа катализаторов риформинга (табл. 1): монометаллические
(АП-56 и АП-64), биметаллические (КР-101 и КР-102) и полиметаллические (КР-104,
КР-106, КР-108 и платиноэрионитовый СГ-ЗП).
Таблица 1. Характеристика отечественных
промышленных катализаторов риформинга
Удельная поверхность - не менее 200 м2/г, общий
объем пор - не менее 0,65 см2/г, размеры таблеток: диаметр - 1,3-3 мм, длина -
3-9 мм
Показатель
|
Катализаторы
|
|
АП-56
|
АП-64
|
КР-101
|
КР-102
|
КР-104
|
КР-106
|
КР-108
|
КР-110
|
Содержание,
% масс. платины фтора хлора Число металлических промоторов Относительная
селективность Относительная стабильность
|
0,55
0,32 - - -
|
0,62
- 0,70 - 1 1
|
0,60
- 0,75 1
|
0,36
- 1,35 1 5 2
|
0,36
- 1,20 2 10 3-4
|
0,36
- 1,35 2 10 5
|
0,36
- 1,35 2 20 6,5
|
0,36
- 1,35 2 3
|
. Макрокинетика процесса
Характерной особенностью всех модификаций
риформинга является то, что одна из его основных стадий - ароматизация -
эндотермична, а другая - гидрокрекинг - экзотермична. Результирующий эффект
зависит от соотношения удельных интенсивностей обеих этих стадий. Повышение
температуры способствует ускорению реакций ароматизации и гидрокрекинга. Выход
аренов, а следовательно октановое число бензина при этом возрастают. Вместе с
тем в процессе гидрокрекинга образуется много легких углеводородов (С3-С4) что
приводит к уменьшению выхода бензина. Кроме того из-за большого расхода
водорода в реакциях гидрокрекинга снижается содержание водорода в циркулирующем
газе, вследствие чего ускоряется закоксовывание катализатора. В результате
наложения этих факторов оптимальная температура проведения процесса составляет
480-530 °С.
Основные реакции риформинга являются типичными
реакциями 1-го порядка. Математическое описание риформинга на разных
катализаторах должно быть одним и тем же, но с различным численным значением
постоянных, присущих каждому катализатору. Для моделирования принята следующая
схема риформинга (рис.1).
Рис.1. Схема превращения углеводородов в
условиях процесса риформинга
Основные реакции риформинга являются типичными
реакциями 1-го порядка. Математическое описание риформинга на разных
катализаторах должно быть одним и тем же, но с различным численным значением
постоянных, присущих каждому катализатору. Для моделирования принята следующая
схема риформинга (рис.1).
По данным работы промышленных установок
риформинга кажущаяся энергия активации реакции ароматизации составляет 92-158,
а гидрокрекинга 117-220 кДж/моль.
С увеличением объемной скорости преобладающую
роль в процессе риформинга начинают играть быстроидущие реакции дегидрирования
циклоалканов, гидрокрекинга тяжелых алканов и изомеризации углеводородов. Роль
реакций дегидроциклизацииалканов, деалкилированияаренов и гидрокрекинга легких
углеводородов снижается. В результате изменения соотношения между различными
реакциями выход бензина возрастает, но его октановое число уменьшается.
.
Основы управления процессом
Качество сырья риформинга определяется
фракционным и химическим составом бензина.
Фракционный состав сырья выбирается в
зависимости от целевого назначения процесса. Если процесс проводится с целью
получения индивидуальных ароматических углеводородов, то для получения бензола,
толуола и ксилолов используют соответственно фракции, содержащие углеводороды
С6 (62-85 °С), С7 (85-105 °С) и С8 (105- 140 °С). Если риформинг проводится с
целью получения высокооктанового бензина, то сырьем обычно служит фракция 85-180
°С, соответствующая углеводородам С7 -С10.
Таблица 2.
Влияние фракционного состава бензина
ромашкинской нефти на выход и качество продуктов риформинга на катализаторе КР-
104* Условия процесса: давление - 1,5 МПа, объемная скорость подачи сырья - 1,5
ч-1, кратность циркуляции газа - 1400 м3/м3сырья
Показатель
|
Фракции,
°С
|
|
ДО
85
|
85-105
|
105-120
|
120-140
|
140-180
|
|
475°С
|
495-С
|
475°С
|
495°С
|
475°С
|
495°С
|
475°С
|
495°С
|
475°С
|
495°С
|
Выход
продуктов реформинга, % масс.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стабильныйриформат
|
86,4
|
78,2
|
86,5
|
79,7
|
87,2
|
81,7
|
89,8
|
86
|
88,4
|
85,1
|
водород
|
1,3
|
1,2
|
2,2
|
23
|
2,3
|
2,7
|
23
|
2,4
|
23
|
2,4
|
Характеристика
риформата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плотность,
кг/м3
|
710
|
728
|
767
|
786
|
785
|
807
|
795
|
811
|
800
|
806
|
Фракционный
состав (по ГОСТУ), °С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н.к.
|
38
|
46
|
-
|
72
|
72
|
58
|
89
|
68
|
81
|
76
|
10%
(об.)
|
45
|
56
|
-
|
83
|
98
|
94
|
119
|
109
|
109
|
101
|
50%
(об.)
|
67
|
67
|
-
|
102
|
122
|
125
|
135
|
138
|
152
|
155
|
90%
(об.)
|
80
|
95
|
-
|
122
|
142
|
139
|
150
|
150
|
172
|
175
|
к.к.
|
101
|
120
|
-
|
144
|
159
|
159
|
164
|
173
|
194
|
197
|
Углеводородный
состав, % масс.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
непредельные
|
0,9
|
13
|
0,9
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,4
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
ароматические
|
36,6
|
49,6
|
56,6
|
68,2
|
61,6
|
79,8
|
66,0
|
81,6
|
69
а
|
793
|
в
т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бензол
|
33,2
|
44,3
|
3,4
|
4,5
|
0,6
|
0,9
|
0,2
|
1,2
|
1,3
|
1,9
|
толуол
|
3,2
|
5,0
|
46,1
|
60,2
|
20,5
|
24,7
|
1,6
|
5,3
|
4,2
|
5,9
|
С8
|
0,2
|
|
7,1
|
2,6
|
40,0
|
54,1
|
48,5
|
58,3
|
1135-
|
12Д
|
С9,
и выше
|
-
|
-
|
-
|
0,9
|
0,5
|
0,1
|
15,7
|
16,8
|
2,4
|
59,2
|
предельные
|
62,5
|
49,2
|
42,5
|
31,0
|
37,6
|
19,4
|
33,6
|
17,7
|
30,2
|
20,2
|
Октановое
число:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по
моторному методу (ММ)
|
76,3
|
81,0
|
79,4
|
85,8
|
83,0
|
84,0
|
89,2
|
86,0
|
90,9
|
по
исследовательскому методу (ИМ)
|
78,0
|
84,0
|
88,0
|
96,8
|
93,0
|
99,5
|
94,0
|
100,5
|
97,0
|
101,8
|
Из приведенных данных следует, что с увеличением
молекулярной массы фракции и, следовательно, ее температуры кипения выход
риформата постепенно возрастает, что особенно заметно при жестких условиях
процесса (495 °С). Только при риформинге фракций 120-140 °С и 140-180 °С выход
риформата практически одинаков. Аналогичная зависимость от фракционного состава
и молекулярной массы фракции наблюдается по выходу ароматических углеводородов
и по октановому числу риформата.
Как видно из табл. 2, при риформинге головных
фракций бензина, выкипающих до 85 °С, образуются малоценный бензол и
преимущественно продукты гидрокрекинга.
Известно, что температура кипения ароматических
углеводородов на 10-15°С выше, чем соответствующих им по числу углеродных
атомов парафинов и нафтенов. Поэтому, хотя концевые фракции бензина
ароматизируются легче и глубже, температура конца кипения сырья риформинга
должна быть соответственно ниже.
Фракционный состав сырья риформинга оказывает
также существенное влияние на закоксовывание катализатора. На рис. 2 и 3
показано влияние числа углеродных атомов н-парафиновых, нафтеновых,
ароматических углеводородов и средних температур кипения узких бензиновых
фракций на закоксовывание катализатора риформинга при давлениях 0,1 и 1,0 МПа,
установленное М.Е.Левинтером с сотрудниками.
Из рис. 2 видно, что кривая содержания кокса при
риформинге парафинов проходит через минимум для н-гептана. С уменьшением числа
углеродных атомов до С5коксообразование увеличивается, а с ростом числа атомов
углерода более 7 - вначале слабо и начиная с С10 более интенсивно. При
риформинге ароматических углеводородов, являющихся наиболее коксогенными
компонентами, с ростом числа атомов углерода содержание кокса непрерывно
растет. В случае нафтенов наибольшее содержание кокса наблюдается при
риформингециклопентана и метилциклопентана. Наиболее низкой коксогенностью
характеризуются шестичленные нафтены в связи с легкостью их дегидрирования до
бензола и его гомологов.
Как видно из рис. 3, содержание кокса на
катализаторе риформинга также проходит через минимум, который соответствует
фракции, выкипающей в интервале 100 - 120 °С и имеющей среднее число атомов
углерода 7 при давлениях как 0,1, так и 1,0 МПа.
каталитический
риформинг химический
Важное значение в процессах риформинга имеет
химический состав сырья. Как правило, с увеличением содержания суммы нафтеновых
и ароматических углеводородов в сырье выход риформата и водорода возрастает
(табл. 3).
Таблица 3
Влияние химического состава сырья на показатели
риформинга на катализаторе КР-106 Давление 1,5 МПа Нефти: I - Ккркукская; II -
ромашкинская; III - ухтинская; IV - самотлорская; V - нижневартовская; VI -
смесь шаимской и грозненской
Показатель
|
Нефть
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Сырье
|
|
|
|
|
|
|
Плотность,
кг/м3
|
744
|
742
|
742
|
751
|
753
|
746
|
Фракционный
состав (объемный), °С
|
|
|
|
|
|
|
10%
|
115
|
109
|
102
|
115
|
112
|
103
|
50%
|
133
|
128
|
124
|
131
|
1330
|
116
|
90%
|
160
|
155
|
158
|
158
|
166
|
1153
|
Углеводородный
состав, %
|
|
|
|
|
|
|
ароматические
|
14
|
12
|
9
|
13
|
11
|
11
|
нафтеновые
|
20
|
28
|
31
|
28
|
35
|
38
|
парафиновые
|
66
|
60
|
60
|
59
|
54
|
51
|
Выход,
%
|
|
|
|
|
|
|
Риформат
|
84,0
|
863
|
86,8
|
87,0
|
88,0
|
903
|
Водород
|
1,9
|
2,2
|
2,4
|
2,1
|
23
|
23
|
Риформат
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
ароматических углеводородов, %
|
69
|
67
|
68
|
68
|
68
|
67
|
ОЧММ
|
85,6
|
85,0
|
85,0
|
85
|
84,6
|
84,7
|
ОЧИМ
|
95,0
|
95,0
|
95,0
|
95,0
|
953
|
95,4
|
Температурный режим процесса и
распредилениеобьема катализатора по реакторам. Поскольку процесс риформирования
сильно эндотермичен, его осуществляют в каскаде из трех-четырех реакторов с
промежуточным подогревом сырья.
В первом по ходу сырья реакторе проходит в
основном протекающая с наибольшей скоростью сильно эндотермическая реакция
дегидрирования нафтенов. В последнем реакторе протекают преимущественно
эндотермические реакции дегидроциклизации и достаточно интенсивно
экзотермические реакции гидрокрекинга парафинов. Поэтому в первом реакторе
имеет место наибольший (30-50 °С), а в последнем наименьший перепад (градиент)
температур между входом в реактор и выходом из него. Высокий температурный
градиент в головных реакторах риформинга можно понизить, если ограничить
глубину протекающих в них реакций ароматизации. Это может быть достигнуто при
заданном температурном режиме только уменьшением времени контакта сырья с
катализатором, то есть объема катализатора в них. В этой связи на промышленных
установках риформинга головной реактор имеет наименьший объем катализатора, а
хвостовой - наибольший. Для трехреакторного блока распределение объема
катализатора по ступеням составляет от 1:2:4 до 1:3:7 (в зависимости от
химического состава сырья и целевого назначения процесса), а для
четырехреакторного оно может быть, например, 1:1, 5:2, 5:5.
Поскольку составляющие суммарный процесс реакции
риформинга имеют неодинаковые значения энергии активации - наибольшее для
реакций гидрокрекинга (117 - 220 кДж/моль) и меньшее для реакций ароматизации
(92-158 кДж/моль), то при повышении температуры в большей степени ускоряются
реакции гидрокрекинга, чем реакции ароматизации. Поэтому обычно поддерживают повышающийся
температурный режим в каскаде реакторов, что позволяет уменьшить роль реакций
гидрокрекинга в головных реакторах, тем самым повысить селективность процесса и
увеличить выход риформата при заданном его качестве.
Температура на входе в реакторы риформинга
устанавливается в начале реакционного цикла на уровне, обеспечивающем заданное
качество риформата - октановое число или концентрацию ароматических
углеводородов. Обычно начальная температура лежит в пределах 480-500 °С и лишь
при работе в жестких условиях составляет 510 °С. По мере закоксовывания и
потери активности катализатора температуру на входе в реакторы постепенно
повышают, поддерживая стабильное качество катализата, причем среднее значение
скорости подъема температуры за межрегенерационный цикл составляет 0,5 - 2,0 °С
в месяц. Максимальная температура нагрева сырья на входе в последний реактор со
стационарным слоем катализатора достигает до 535 °С, а в реакторы установок с
непрерывной регенерацией - до 543 °С.
Давление - основной, наряду с температурой,
регулируемый параметр, оказывающий существенное влияние на выход и качество
продуктов риформинга.
При прочих идентичных параметрах с понижением
парциального давления водорода возрастает как термодинамически, так и
кинетически возможная глубина ароматизации сырья и, что особенно важно,
повышается при этом селективность превращений парафиновых углеводородов,
поскольку снижение давления благоприятствует протеканию реакций ароматизации и
тормозит реакции гидрокрекинга.
В табл. 4 приведены данные по влиянию давления
на выход целевых продуктов при риформингегидроочищенной фракции бензина 85- 180
°С на катализаторе КР-104.
Однако при снижении давления процесса
увеличивается скорость дезактивации (Vдез) катализатора за счет его
закоксовывания (Vдез определяется как скорость подъема температуры нагрева
сырья на входе в реакторы, обеспечивающая постоянство качества катализата). Как
видно из рис. 4, скорость дезактивации катализатора приблизительно обратно
пропорциональна давлению (1/Р, МПа-1).
Таблица 4
Влияние давления на выход бензина с октановым
числом 95 (И.М.) из фракции 85-180 °С гидроочищенного бензина (V= 1,5 ч-1,
катализатор КР-104)
МПа
|
Температура,
°С
|
Выход,
% масс., на сырье
|
Концентрация
водорода в ВСГ, % об.
|
|
|
катализата
|
водорода
|
|
3,5
|
510
|
78
|
1,3
|
75,0
|
3,0
|
500
|
81,5
|
1,5
|
77,0
,
|
2,5
|
495
|
83,9
|
2,0
|
82,0
|
2,0
|
492
|
85,7
|
2,1
|
85,2
|
1,5
|
490
|
87,0
|
2,3
|
86,2
|
Из рис. 4 следует вывод о том, что при давлениях
3-4 МПа коксообразование подавляется в такой степени, что установки риформинга
со стационарным слоем катализатора могут работать без его регенерации
практически более 1 года. Применение би- и полиметаллических катализаторов
позволяет проведение процесса при 1,5-2,0 МПа без регенерации катализатора в
течение 1 года.
Кратность циркуляции водородсодержашего газа.
Этот параметр определяется как отношение объема циркулирующего
водородсодержащего газа (ВСГ), приведенного к нормальным условиям (0,4; 0,1
МПа), к объему сырья, проходящего через реакторы в единицу времени (м3/м3).
Учитывая, что в циркулирующем ВСГ концентрация
водорода изменяется в широких пределах - от 65 до 90 % об., а молекулярная
масса сырья зависит от фракционного и химического составов, предпочтительнее
пользоваться мольным отношением водородхырье (иногда моль водорода на моль
углерода сырья).
Связь между мольным отношением водород: сырье
(М) и кратностью циркуляции ВСГ (Квсг) выражается следующей формулой:
где СН2 - концентрация (% моль.) водорода
в ВСГ; Мс и р - соответственно средняя мольная масса (кг/моль) и плотность
(кг/м3) сырья (Квсг = 20 Мот).
С увеличением мольного отношения водород:сырье
снижается скорость дезактивации катализаторов риформинга (рис. 5) и,
следовательно, удлиняется межрегенерационный цикл. Однако увеличение М (то есть
Квсг) связано со значительнымиэнергозатратами, ростом от гидравлического
сопротивления и объема аппаратов и трубопроводов. Выбор этого параметра
производится с учетом стабильности катализатора, качеств сырья и продуктов,
жесткости процесса и заданной продолжительности межрегенерационного цикла.
При использовании полиметаллических
катализаторов на установках со стационарным катализатором мольное отношение
водород: сырье, равное 5-6, обеспечивает длительность межрегенерационного цикла
до 12 месяцев. На установках с непрерывной регенерацией катализатора Мот
поддерживается на уровне 4-5 и при интенсификации блока регенерации
катализатора может быть снижено до 3.
С наибольшей скоростью дезактивация катализатора
происходит обычно в последнем реакторе вследствие высокого содержания в
реакционной среде ароматических углеводородов и более жесткого режима
риформинга. Чтобы выровнять закоксовывание катализатора по реакторам, на
некоторых моделях установок риформинга (например, магнаформинге) в последний
реактор подают дополнительно часть ВСГ, в результате отношение водород:сырье
составляет на входе в первый реактор (3 - 5): 1, а в последний - (9-12): 1.
Объемная скорость подачи сырья оказывает влияние
на процесс риформинга как параметр, обратный времени контакта сырья с
катализатором. В соответствии с закономерностями химической кинетики с
увеличением объемной скорости (то есть уменьшением времени контакта) сырья
снижается глубина реакций ароматизации и более значительно реакций
гидрокрекинга парафинов. Следовательно, при этом понизится выход продуктов
гидрокрекинга - легких углеводородных газов и кокса на катализаторе.
Ароматические углеводороды будут образовываться преимущественно за счет реакций
дегидрирования нафтенов, протекающих значительно быстрее других. В результате
повышение объемной скорости подачи сырья приводит к:
1) увеличению
выхода риформата, но с пониженным октановым числом и меньшим содержанием
ароматических углеводородов;
2) снижению
выхода ВСГ с более высокой концентрацией водорода;
3) повышению
селективности процесса и удлинению продолжительности межрегенерационного цикла.
С другой стороны, при снижении объемной скорости
сырья симбатно снижается производительность установок риформинга по сырью.
Оптимальное значение объемной скорости устанавливают с учетом качеств сырья и
риформинга, жесткости процесса и стабильности катализатора. Обычно объемная
скорость в процессах рифор-мирования бензинов составляет 1,5-2,0 ч-1.
Содержание хлора в катализаторе. Стабильная
активность катализаторов риформинга, кислотным промотором которого является
хлор, возможна лишь при достаточном его содержании на катализаторе и низкой
влажности в реакционной системе. Объемное содержание влаги в циркулируемом ВСГ
поддерживается обычно на уровне (10-30)*10-6. Хлорирование и дехлорирование
носителя катализатора является равновесным процессом: содержание хлора в
катализаторе зависит от мольного отношения водяные пары: хлороводород в газовой
фазе.
Потери хлора катализатором при окислительной его
регенерации восполняются в процессе оксихлорирования подачей хлора за 2-10 ч
при 500-520 °С в количестве 0,5-1,5 % от массы катализатора. Потери хлора при
пусковых операциях (сушка и восстановление катализатора, начало сырьевого
цикла) восполняют за несколько часов подачей 0,1-0,3 % хлора от массы
катализатора в поток сырья или ВСГ при температуре 350 - 450 °С. Для
поддержания оптимальной концентрации хлора в катализаторе в сырьевом цикле хлор
может подаваться периодически или непрерывно с дозировкой 1 - 5 мг/ кг сырья (в
виде хлорорганических соединений, например, СС14, С2Н4С12).
.
Промышленные установки каталитического риформинга
Первая промышленная установка каталитического
риформинга на алюмохромомолибденовом катализаторе (гидроформинг, проводимый под
давлением водорода 4 - 4,5 МПа и температуре = 540°С) была пущена в 1940 г. и
получила широкое развитие на НПЗ США и Германии. Основным целевым назначением
гидроформинга являлось получение высокооктановых компонентов (с ОЧИМ 80 пунктов)
авто- и авиабензинов, а в годы II мировой войны - производство толуола - сырья
для получения тринитротолуола.
В 1949 г. была введена в эксплуатацию
разработанная фирмой «ЮОП» первая промышленная установка каталитического
риформинга с монометаллическим алюмоплатиновым фторированным катализатором -
платформинг.
В 60-70-е гг. в результате непрерывного
совершенствования технологии и катализаторов (переход к хлорированным
алюмоплатиновым, разработка биметаллических платино-рениевых, затем
полиметаллических высокоактивных, селективных и стабильных катализаторов),
оптимизации параметров и ужесточения режима (понижение рабочих давлений и
повышения температуры в реакторах) появились и внедрялись
высокопроизводительные и более эффективные процессы платформинга различных
поколений со стационарным слоем катализатора.
Важным этапом в развитии и интенсификации
процессов риформинга являлись разработка фирмой «ЮОП» и внедрение в 1971 г.
наиболее передовой технологии каталитического риформинга с непрерывной
регенерацией катализатора (KP HPK).
В отечественной нефтепереработке установки
платформинга получили широкое развитие с 1962 г.
Характеристика отечественных промышленных
установок KP, работающих по бензиновому варианту, приведена в табл. 5
(ЛФ-35-11/1000 - импортная установка KP HPK, эксплуатируется на АО
«Уфанефтехим» в составе комплекса по производсту ароматических углеводородов.В
настоящее время на Ново-Уфимском НПЗ проведена реконструкция платформинга со
стационарным слоем катализатора с переводом последнего, наиболее «коксуемого»
реактора на режим непрерывной регенерации).
Таблица 5
Характеристика установок риформинга
Тип
установки
|
Мощность,
тыс. т/ год
|
Реакторы
|
Параметры
режима (проект)
|
Катализаторы
по проекту (факт.)
|
Октано-вое число
бензина
|
|
|
число
ступеней
|
тип
|
давление,
МПа
|
объемная
скорость, ч
|
кратность
циркуляции, м/м сырья
|
максимальная
температура, °С
|
|
ММ
|
ИМ
|
Л-35-5
|
300
|
3
|
Акс
|
4,0
|
13
|
1500
|
520
|
АП-56
(АП-64, КР) АП-56
|
75
|
-
|
Л-35-1
1/300
|
300
|
3-4
|
Акс
|
4,0
|
13
|
1500-
1800
|
520
|
(АП-64,
|
78
|
-
|
ЛГ-35-1
1/300 ЛГ-35-1 1/300-95 Л-35-11 /600 ЛЧ-35-1 1/600 Л-35-11/1000 (Л-бу)
|
300
300 600 600 1000
|
3
3 3 3 3
|
Акс
Акс Акс Рад Рад
|
4,0
3,5 3,5-4,0 3,5 V
|
13
1.5 13 1,2-13 1,2-13
|
1500
1800 1500 1800 1800
|
520
530 525 530 530
|
КР)
АП-56 (АП-64, КР) АП-64 АП-56 (АП-64, КР) АП-64 КР АП-64 (Р)
|
78
85 80 85 85
|
95
95 95
|
ЛЧ-
35-1 1/1000
|
1000
|
3
|
Рад
|
ДЗ
|
13
|
1200
|
530
|
КР
|
85
|
95
|
ЛФ
35-1 1/1000 с непрерывной регенерацией
|
1000
|
4
|
Рад
|
0,9
|
1,8-1,9
|
800-
900
|
543
|
л-зо,
Я-32 АП-56
|
-
|
100
|
Л-35-8/300Б
|
300
|
3
|
Акс
|
2,0
|
13
|
1200
|
525
|
(АП-64,
|
-
|
-
|
Л-35-8/300Б
ЛГ-35-8/300Б Л-35-12/300 Л-35-13/300
|
300
300 300 300
|
3
4) 5) 3
|
Рад
Рад Акс Акс
|
2,0
2,0 2,0 3
|
13
13 13 13
|
1600
1600 1200 1500
|
535
535 525 535
|
КР)
АП-64 АП-64 (КР) АП-56 (АП-64) АП-64
|
|
|
Риформинг в промышленности используют для
повышения октанового числа бензиновых фракций и для получения индивидуальных
аренов, являющихся ценным сырьем для нефтехимического синтеза.
Процесс осуществляют в среде водородсодержащего
газа (70-90 % (об.) Н2, остальное -низшие углеводороды) при следующих условиях:
температура 520-540 °С, давление 1,5- 4 МПа, объемная скорость подачи сырья 1-3
ч , отношение количества циркулирующего водородсодержащего газа к
сырью1000-1800 м3/м3.
В качестве сырья для каталитического риформинга
обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефти. В сырье
риформинга могут вовлекаться после глубокой очистки бензины вторичных процессов
(термического крекинга, коксования, каталитического и гидрокрекинга).
Фракционный состав сырья риформинга зависит от назначения процесса. Если целью
процесса является получение аренов (бензола, толуола, ксилолов), то используют
фракции, содержащие углеводороды С6 (62-85 °С), С7 (85-1050 С) и С8 (105-140
°С). Если процесс проводят с целью получения высокооктанового бензина, то
сырьем служит фракция 85-180 °С, соответствующая углеводородам С7-С9.
Основными продуктами риформинга являются
водородсодержащий газ и жидкая фракция (риформат). Водород используют частично
для восполнения потерь циркулирующего водородсодержащего газа. Большую часть
водорода направляют на установки гидрокрекинга и гидроочистки нефтепродуктов
Объемный выход технического водорода с содержанием 90 % в процессе риформинга
на платинорениевом катализаторе составляет 1 3-2 5 % Из водородсодержащего газа
при стабилизации выделяют сухой (С1-С2 или С1-Сз) и сжиженный газы (Сз-С4).
Риформат используют как высокооктановый
компонент автомобильных бензинов (октановое число 85 по моторному методу или 95
по исследовательскому) или направляют на выделение аренов.
Бензин каталитического риформинга содержит 50-
70% аренов, около 30% н- и изоалканов, 10-15 % циклоалканов и 2 % непредельных
соединений. Бензин каталитического риформинга из-за высокого содержания аренов,
приводящего к повышенному пагярообразовапию, по может в чистом виде
использоваться в качестве топлива для автомобилей и подвергается
компаундированию.
Из бензинов каталитического риформинга можно
выделить индивидуальные арены. Деароматизированную часть катализатов-рафинаты -
используют как компонент бензина и сырье пиролиза, а также для получения легких
парафиновых растворителей.
Рис. 5. Схема комплексного производства аренов
А1-4-алканы С1-С4; А5-7-алкаиыС5-С8; Ар6
-бензол; Ар7 - толуол; Ар8-9 арены С8-С9; ВСГ -водородсодержащий газ; • -
очистка активной глиной.
Наибольшее значение в качестве нефтехимических
продуктов и аренов приобрели бензол, о- и п-ксилолы. Для разделения
аренов, а также для превращения риформатов в наиболее ценные продукты созданы
комплексы производства. Один из вариантов такого комплекса представлен на рис.6.
1. Установка каталитического риформинга со
стационарным слоем катализатора
Установки этого типа в настоящее время получили
наибольшее распространение среди процессов каталитического риформинга бензинов.
Они рассчитаны на непрерывную работу без регенерации в течение 1 года и более.
Окислительная регенерация катализатора производится одновременно во всех
реакторах. Общая длительность простоев установок со стационарным слоем
катализатора составляет 20 - 40 суток в год, включая цикл регенерации и ремонт оборудования.
Сырье установок подвергается предварительной глубокой гидроочистке от
сернистых, азотистых и других соединений, а в случае переработки бензинов
вторичных процессов - гидрированию непредельных углеводородов.
Установки каталитического риформинга всех типов
включают следующие блоки: гидроочистки сырья, очистки водородсодержащего газа,
реакторный блок, сепарации газа и стабилизации катализата.
Принципиальная технологическая схема установки
платформинга (без блока гидроочистки сырья) со стационарным слоем катализатора
приведена на рис. 6.
Гидроочищенное и осушенное сырье смешивается с
циркулирующим ВСГ, подогревается в теплообменнике, затем в секции печи П-1 и
поступает в реактор первой ступени Р-1. На установке имеется 3-4 адиабатических
реактора и соответствующее число секций многокамерной печи П-1 для
межступенчатого подогрева реакционной смеси.
Рис. 6. Принципиальная технологическая схема
установки каталитического риформинга со стационарным слоем катализатора: I-
гидроочищенное сырье; II - ВСГ;III - стабильный каталзатор;IV - сухой газ;V -
головная фракция.
На выходе из последнего реактора смесь
охлаждается в теплообменнике и холодильнике до 20 -40 и поступает в сепаратор
высокого давления С-1 для отделения циркулирующего ВСГ от катализата. Часть ВСГ
после осушки цеолитами в адсорбере Р-4 поступает на прием циркуляционного
компрессора, а избыток выводится на блок предварительной гидроочистки бензина и
передается другим потребителям водорода. Нестабильный катализат из С-1
поступает в сепаратор низкого давления С-2, где от него отделяются легкие
углеводороды. Выделившиеся в сепараторе С-2 газовая и жидкая фазы поступают во
фракционирующий абсорбер К-1. Абсорбентом служит стабильный катализат (бензин).
Низ абсорбера подогревается горячей струей через печь П-2. В абсорбере при
давлении 1,4 МПа и температуре внизу 165 °С и вверху 40 °С отделяется сухой
газ. Нестабильныйкатализат, выводимый с низа К-1, после подогрева в
теплообменнике поступает в колонну стабилизации К-2. Тепло в низ К-2 подводится
циркуляцией и подогревом в печи П-2 части стабильного конденсата. Головная
фракция стабилизации после конденсации и охлаждения поступает в приемник С-3,
откуда частично возвращается в К-2 на орошение, а избыток выводится с установки.
Часть стабильного катализата после охлаждения в
теплообменнике подается во фракционирующий абсорбер К-1, а балансовый его
избыток выводится с установки.
Режим работы установок и качество катализата
приведены в табл. 5.
Основными реакционными аппаратами установок (или
секций) каталитического риформинга с периодической регенерацией катализатора
являются адиабатические реакторы шахтного типа со стационарным слоем
катализатора. На установках раннего поколения применялись реакторы аксиального
типа с нисходящим или восходящим потоком реакционной смеси. На современных
высокопроизводительных установках применяются реакторы только с радиальным
движением потоков преимущественно от периферии к центру.
Радиальные реакторы обеспечивают значительно
меньшее гидравлическое сопротивление, по сравнению с аксиальным.
На рис. 7 показана конструкция радиального
реактора, применяемая в секциях риформинга КУ ЛК-бу. Поступающий в реактор
газофазный поток сырья и водорода проходит по периферийным перфорированным
желобам через слой катализатора к центральной трубе и затем выводится из
аппарата. Катализатор расположен в виде одного слоя с равномерной плотностью
засыпки. В верхней части расположена тарелка, предотвращающая прямое попадание
потока сырья в слой катализатора. В центре установлена перфорированная труба,
обтянутая сеткой. Нижняя часть реактора заполнена фарфоровыми шарами.
В промышленности эксплуатируются реакторы с
корпусами, изготовленными из биметалла типа 12 ХМ+0,8Х 18Н10Т или защитным
торкрет-бетонным покрытием.
Рис. 7.Реактор риформинга: 1- распределитель; 2
- штуцер для термопары; 3 - днище верхнее; 4 - кожух; 5 - корпус; 6 - тарелка;
7 - футеровка; 8 - желоб; 9 - катализатор; 10 - труба центральная; 11 - пояс
опорный; 12 - опора; 13 - днище нижнее; 14 - шары фарфоровые; I - ввод сырья;II
- вывод продукта;III - вывод катализатора.
. Установка каталитического риформинга с
непрерывной регенерацией катализатора
Принципиальная технологическая схема установки
KP HPK приведена на рис. 8.
Четыре реактора риформинга (Р-1) расположены
друг над другом и связаны между собой системами переточных труб малого
диаметра. Шариковый катализатор диаметром 1,6 мм свободно перетекает под
действием силы тяжести из реактора в реактор. Из реактора четвертой ступени
через систему затворов с шаровыми клапанами катализатор поступает в питатель-
дозатор, откуда азотом подается в бункер закоксованного катализатора узла
регенерации. Регенератор (Р-2) представляет собой аппарат с радиальным потоком
реакционных газов, разделенный на три технологические зоны: в верхней при
мольном содержании кислорода менее 1 % производится выжиг кокса, в средней при
содержании кислорода 10 - 20 % и подаче хлорорганического соединения -
окислительное хлорирование катализатора, а в нижней зоне катализатор
прокаливается в токе сухого воздуха. Разобщение зон - гидравлическое.
Катализатор проходит все зоны под действием силы тяжести. Из регенератора через
систему шлюзов-затворов катализатор поступает в питатель-дозатор пневмотранспорта
и водородсодержащим газом подается в бункер-наполнитель, расположенный над
реактором первой ступени. Процесс регенерации автоматизирован и управляется
ЭВМ. Систему регенерации при необходимости можно отключить без нарушения режима
риформирования сырья.
Рис. 8. Принципиальная технологическая схема
установки риформинга непрерывной регенерации каталзатора: 1 - бункер
закоксованного катализатора; 2 - бункер регенерированного катализатора; 3 -
шлюз; 4 - дозатор; 5 - разгрузочное устройство; I-гидроочищенное сырье;II -
ВСГ;III - риформат на стаблизацию
Поскольку процесс риформинга проводится при
пониженном давлении (0,9 - 0,4 МПа), на установках KP HPK применяется иная, чем
в схеме рис. 6, система операции ВСГ: катализат после реакторов и сырьевого
теплообменника поступает в сепаратор низкого давления С-1. Выделившиеся в нем
газовая и жидкая фазы соответственно компрессором и насосом подаются в
сепаратор высокого давления С-2 для выделения ВСГ с высокой концентрацией водорода.
Стабилизация нестабильногокатализата осуществляется по аналогичной схемерис. 6.
Таблица 6
Выход продуктов на различных установках
риформинга
Показатель
|
Л-35-1
1/1000
|
ЛЧ-35-1
1/1000
|
ЛФ-35-1
1/1000
|
Сырьевая
фракция, °С
|
62-180
|
85-180
|
85-180
|
85-180
|
Октановое
число бензина (им)
|
90
|
95
|
95
|
100
|
Рабочее
давление, МПа
|
3,0
|
3,0
|
1,5
|
0,8
|
Мощность
по сырью, млн т/год
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
Выход
продуктов, %
|
|
|
|
|
катализат
|
77,5
|
74,4
|
84,9
|
83,5
|
рефлюкс
С3- С 4
|
5,4
|
5,6
|
1,0
|
углеводородный
газ
|
10,6
|
11,6
|
6,5
|
0,8
|
водородсодержащий
газ
|
4,5
|
6,4
|
7,1
|
12,5
|
в
том числе водород
|
0,8
|
1,0
|
(1.9)
|
(2,8)
|
потери
|
2,0
|
2,0
|
0,5
|
-
|
В табл. 6 приведены для сравнения данные по
материальному балансу и качествам продуктов установок каталитического
риформинга с периодической и непрерывной регенерацией катализатора.
Как видно из таблицы, на установках со
стационарным слоем катализатора при снижении давления с 3,0 до 1,5 МПа выход
ката-лизата с октановым числом 95 увеличился с 74,4 до 84,9 %, а выход водорода
- с 1,0 до 1,9 %. На установке KP HPK при давлении 0,8 МПа выход катализата с
октановым числом 100 достигает 83,5, а выход водорода - 2,8 %.
Список использованной литературы
1. Ахметов С.А. Технология
глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. Уфа: Гилем, 2002.
672 с.
2. Химия нефти и газа: Учеб.
Пособие для вузов/ А.И. Богомолов, А.А. Гайле, В.В. Громова и др.; Под ред.
В.А. Проскурякова, А.Е. Драбкина. - 3-е изд., доп. и испр. - Спб: Химия, 1995.
- 448 с.
. Технология переработки
нефти и газа. Ч. 3-я Черножуков Н.И. Очистка и разделение нефтяного сырья,
производство товарных нефтепродуктов. Под ред. А.А. Гуреева и Б.И. Бондаренко.
- 6-е изд., пер. и доп. - М.: Химия, 1978 г. - 424с., ил.
. Магарил Р.З. Теоретические
основы химических процессов переработки нефти: Учебное пособие для вузов. - Л.:
Химия, 1985, 280 с.