Разработка внутреннего тура на примере туристской компании 'Вокруг Света'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,89 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка внутреннего тура на примере туристской компании 'Вокруг Света'

Введение

Туризм в Российской Федерации признан на государственном уровне приоритетной сферой национальной экономики.

Для России развитие внутреннего туризма имеет исключительно важное значение в силу огромной территории и колоссальных природных, социальных и экономических различий.

Сегодня основная проблема заключается в управлении туризмом как межотраслевым комплексом народного хозяйства на уровне региона и приведении его в соответствие с международными стандартами.

Развитие внутреннего туризма является одним из важнейших направления развития Дальнего Востока и в частности Хабаровского края.

Проблема сегодняшней ситуации развития внутреннего туризма в Хабаровском крае в том, что обладая огромными природно-историческим ресурсами, туризм в крае не имеет достаточно организационной поддержки и инвестиций. Развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае сталкивается со значительными трудностями: отдаленность района, плохо развитая инфраструктура края, неизвестность Хабаровского края, как региона, привлекательного для туризма.

Необходимость выявления и разработки предложений по решению этих проблем определили актуальность темы данной работы.

Целью дипломной работы является изучение и анализ особенностей организации развития внутреннего туризма в конкретном регионе. Исходя из поставленной цели, определены основные задачи:

·        изучение возможностей развития внутреннего туризма в России, определение его основных тенденций;

·        изучение возможностей туристского потенциала Хабаровского края;

·        анализ состояния туристской инфраструктуры Хабаровского края;

·        на основе результатов анализа выявление наиболее важных проблем, связанных с развитием внутреннего туризма в регионе, путей их разрешения;

·        разработка тура выходного дня.

Объектом исследования является внутренний рынок туристских услуг Хабаровского края.

Предметом работы является изучение основных проблем и перспектив внутреннего туризма в Хабаровском крае.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: аналитический подход, проведение опроса, методы статистического анализа (сравнение, обобщение).

Теоретическая база и понятийный аппарат внутреннего туризма в настоящее время только формируются и будут продолжать расширяться по мере углубления понимания данного вида туризма и в целом феномена туризма, накопления и исследования статистического учета и методов экономической оценки туризма.

В качестве методологической и теоретической базы исследования были использованы труды отечественных авторов: Биржакова М.Б., Косолапова, А.Б., Квартальнова В.А., Сенина В.С., Чудновского А.Д., материалы монографий Ковыневой Л.В., Чернова В. А и Калиновской Н.А., справочно - аналитические данные Правительства Хабаровского края, материалы исследования туристских агентств, ведущих специалистов в области туризма. (заместитель начальника Управления развития внутреннего туризма Федерального агентства по туризму Г. Пилипенко, глава Ростуризма В. Стржалковский).

Настоящая работа имеет практическую значимость для туристского предприятия «Вокруг Света», так как результаты исследования будут в дальнейшем учитываться при планировании туристской деятельности на данном предприятии.

Работа состоит из трех глав, которые подразделяются на разделы.

В первой главе проведено изучение теоретических основ исследования туризма в РФ, а также оценка современного состояния внутреннего туризма в России.

Во второй главе проведен анализ приоритетных направлений развития внутреннего туризма, в рамках которого исследовано современное состояние развития внутреннего туризма в Хабаровском крае, выявлены проблемы и оценены перспективы развития внутреннего туризма в Хабаровском крае.

В третьей главе осуществлена разработка тура выходного дня для туристской компании «Вокруг Света». В данной главе дается характеристика предприятия, описание туристского маршрута, а также произведены расчеты стоимости тура.

туризм потенциал внутренний тур

1. Сущность внутреннего туризма, его роль и место в системе туризма

1.1    Место внутреннего туризма в системе туризма

Туризм по определению ВТО - с точки зрения потребителя определяется как деятельность лица, путешествующего в месте находящегося вне его обычного места проживания, на срок, не превышающий определенное количество времени, и занимающегося не оплачиваемой деятельностью [43, с. 2].

Для более полного определения туризма ВТО предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием классификации является пересечение государственных границ.

Развитие внутреннего туризма весьма значимо в социально - экономическом плане. В Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.) отмечено: «В рамках каждой страны внутренний туризм способствует более сбалансированному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом» [48, с. 99].

Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 г. дает следующее определение внутреннего туризма: «туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации» [1].

Этот вид туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий развития туризма этого типа является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов. Другое условие - соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги страны и т.п.).

Внутренний туризм и въездной туризм используют одну инфраструктуру, внутренний туризм позволяет укрепить, совершенствовать и наиболее эффективно использовать инфраструктуру территории, на которой развивается туристская деятельность. Таким образом, внутренний туризм может служить базой для въездного туризма.

Деятельность туристов определяется целями посещения, местом посещения, видами транспортных средств и средств размещения. Классификация видов туризма и туров (Рис. 1).

Рисунок 1. Направления, виды и классификация внутреннего туризма

В результате, как и в других видах туризма во внутреннем туризме есть все туры, присутствуют все направления, как групповые, так и индивидуальные, автомобильные, сезонные, организованные, так и не организованные и т.д.

При изучении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)» (Рис. 2).

Рисунок 2. Типы туризма

Внутренний туризм в отличие от международного не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык - средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.

Несмотря на существенные различия, международный и внутренний типы туризма теснейшим образом связаны между собой. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства [8, с. 19].

Внутренний, въездной и выездной туризм могут по-разному сочетаться, образуя, кроме международного, национальный туризм и в туризм в пределах страны.

Национальный туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства (валового национального продукта).

Туризм в пределах страны охватывает внутренний и въездной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов [8, с. 18-21].

1.2    Условия осуществления туристского бизнеса в сфере внутреннего туризма

Для осуществления туристского бизнеса в сфере внутреннего туризма необходимы условия, как и для осуществления любого другого бизнеса. Основными условиями являются: туристские ресурсы, капитал, кадры, технологии.

Для того чтобы внутренний туризм начал развиваться в регионе необходимо наличие в нем туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных.

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Таким образом туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития внутреннего туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта [28, с. 85].

Инвестиционная поддержка должна быть важнейшей долговременной задачей развития внутреннего туризма. Она является базой для создания, сохранения и воспроизводства туристских ресурсов, а также для развития туристской инфраструктуры и индустрии туризма.

Капитал - это ресурс длительного пользования создаваемый или приобретаемый с целью производства большего количества товаров и услуг [58, с. 213].

Материально - техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т.д.) В состав материально - технической базы туризма входят: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т.п.

Туризм оказался одним из секторов экономики, где современные технологии начали приносить большую прибыль.

Технологии - те технологии, которые позволяют осуществлять туристский бизнес в соответствии с современными требованиями рынка.

Это системы бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов, билетов на другие транспортные средства, грузов и т.д. Инновации в индустрии туризма больше не рассматриваются как просто желательное, своевременное реагирование туристских компаний на новые технологии. Изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов деятельности были признаны необходимым условием выживания компаний [33, с. 518].

Кадры в сфере внутреннего туризма формируются для целей организации бизнеса, непосредственного обслуживания туристов внутри компании и на маршрутах.

Кадры - это то неотъемлемое условие, от использования которого зависит качество оказываемых услуг и может существенно снизиться отрицательное впечатление от объекта в условиях ограниченности капитала, отсутствия технологий и недостаточного наличия турресурсов.

Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров, также играет большую роль в развитии туризма. Недостаток кадров или отсутствие должной квалификации приводит к снижению качества предоставляемых услуг, экономическому ущербу, потери имиджа и других негативных последствий [63, с. 231].

Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально - технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных и перспективных видов транспорта во внутреннем туризме, а также уровня необходимых затрат времени и средств туристов для совершения путешествия по данному региону. Степень развития внутреннего туризма определяется в значительной мере оснащенностью территории материальными возможностями для проживания туристов, торгово - ресторанной сетью и т.п., то есть всем тем, что принято включать в понятие туристской инфраструктуры и уровня сервиса, емкости территории для приема туристов, экологического состояния территории, уровня общеэкономического развития, обеспеченности трудовыми ресурсами, материальными средствами [63, с. 57].

Также нужно заметить, что формирование внутренних туров происходит местными туроператорами, которые продают турпакеты внутри страны проживания и взаимодействуют с остальными субъектами внутреннего рынка.

1.3 Современное состояние и тенденции развития внутреннего туризма в России

1.3.1 Нормативно-правовое регулирование в сфере внутреннего туризма

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [1].

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 5 февраля 2007 года) [3, с. 21].

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, был заменен на единый федеральный реестр туроператоров (далее - реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 года для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, размер финансового обеспечения не может быть менее 500 тыс. рублей.

Так, большое значение для развития в нашей стране имеет ФЗ от 3 июня 2006 года №76 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско - рекреационных особых экономических зон. В 2006 году в России определены 7 туристско - рекреационных особых экономических зон [3, с. 25].

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма:

«О туризме»;

«О туристской деятельности в субъектах Российской Федерации»;

«О поддержке развития туризма»;

Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно - курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма, как внутреннего, так и въездного для социально - экономического, культурного, экологического иного развития субъектов Российской Федерации.

1.3.2 Современное состояние и основные направления развития российского внутреннего туризма

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены па развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно - туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, по и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес - интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно - курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах - 16,4 млн. человек [3, с. 16].

Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд. руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере внутреннего туризма.

Огромные запасы рекреационных ресурсов в совокупности с хозяйственной освоенностью большей части территории России создают уникальные возможности для занятия практически всеми известными видами отдыха, туризма и санаторного лечения во всех их формах.

Туристские поездки россиян по своей стране существенно различаются по целям: наблюдается явное преобладание досуга, рекреации и отдыха. При дальних поездках в качестве основного приоритета туристы выбирают отдых у моря. В структуре иных туристских предпочтений обращает внимание большой удельный вес круизов. Что касается путешествий с деловыми и профессиональными целями, то они часто организуются без привлечения турфирм.

Цели туристских поездок российских граждан по своей стране:

Досуг, рекреация, отдых - 71%

Круизы - 12%

Лечение - 6%

Деловые, профессиональные - 5%

Прочее 5%

Религия и паломничество - 1% [34, с. 44].

Продолжительность поездок туристов в подавляющем большинстве случаев не превышает 14 дней. Для российского внутреннего туризма, так же как и для туризма других стран, характерна ярко выраженная сезонность путешествий. На долю летних месяцев и сентября приходится 65% всех обслуженных туристов во внутреннем туризме. Особенно высока туристская подвижность населения в июле - августе. В этот период статистика регистрирует почти половину всех внутренних туристов.

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного и внутреннего туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно - познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.

Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах [3, с. 29].

На протяжении многих лег большой популярностью у российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России па сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют около 150 горнолыжных комплексов (Приложение 3). Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов), «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов). «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек [3, с. 32-33].

Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

Активный туризм в России может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии страны дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

В итоге можно констатировать, что достигнутые определенные положительные изменения в развитии различных видов и форм внутреннего туризма пока еще не соответствуют колоссальным рекреационным возможностям России и не отвечают должным образом целям социально - экономической политики. Различные сегменты индустрии туризма получили весьма неравномерное территориальное развитие, а низкий уровень платежеспособного спроса населения (особенно на периферии) не способствует выравниванию уровней рекреационной активности среди различных слоев населения.

1.3.3 Проблемы и основные задачи продвижения России как туристского направления на внутреннем туристском рынке

До 2002 года некоммерческое продвижение России как туристского направления внутри страны практически не проводилось.

С 2002 года был предпринят комплекс мероприятий в целях всестороннего показа туристских возможностей Российской Федерации на международном и внутреннем рынке путем:

Организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.

Существенным шагом по продвижению российского туристского продукта внутри страны и позиционирования России на мировом рынке профильных выставочных услуг стала международная туристская выставка «Интурмаркет», проводимая в Москве с 2006 года. Впервые в таком масштабе на международной туристской выставке были представлены регионы России как с уже сложившейся развитой туристической инфраструктурой, так и с богатым потенциалом для ведения этого вида деятельности.

Проведения некоммерческой рекламы туристских возможностей России.

Ведется широкая пропаганда отдыха в стране для российских граждан на общероссийском и региональном телевидении, размещаются сюжеты о преимуществах отдыха в России на радио и телевидении, в крупнейших печатных изданиях, в городах России.

Изготовления рекламно - информационной имиджевой продукции.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.).

Похожие работы на - Разработка внутреннего тура на примере туристской компании 'Вокруг Света'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!