Принципы налогового планирования по налогу на добавленную стоимость на материалах ЗАО 'ЭСТ'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,41 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы налогового планирования по налогу на добавленную стоимость на материалах ЗАО 'ЭСТ'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Прогнозирование и планирование в налогообложении

Тема: Принципы налогового планирования по налогу на добавленную стоимость на материалах ЗАО «ЭСТ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1 Сущность налогового планирования, его принципы и классификация

1.2 Краткая характеристика налога на добавленную стоимость

.3 Этапы налогового планирования налога на добавленную стоимость

2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЭСТ»

2.1 Характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «ЭСТ»

2.3 Оценка налогообложения и организация налогового планирования налога на добавленную стоимость предприятия ЗАО «ЭСТ»

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

.1 Организация налоговой политики предприятия как метод оптимизации налоговой базы и платежей по налогу на добавленную стоимость

.2 Организация и совершенствования налогового планирования на ЗАО «ЭСТ»

.3 Оптимизация налоговых платежей на ЗАО «ЭСТ» и их экономическая оценка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Переход российской экономики к рыночным условиям хозяйствования требует нового подхода к организации форм учета и контроля расчетов по налогу на добавленную стоимость, в связи с тем, что в настоящее время доходы от поступления налога на добавленную стоимость составляют примерно 40 процентов от общих налоговых поступлений в бюджет страны.

Сложившаяся система учета и контроля не обеспечивает в должной мере полноту поступления НДС в бюджет, поскольку допускает возможность применения налогоплательщиками схем ухода от обложения налогом на добавленную стоимость и необоснованного возмещения НДС из бюджета.

Российская практика осуществления учетных и налоговых процедур в отношении налога на добавленную стоимость показала, что на сегодняшний день отсутствуют методические разработки по организации учета и контроля с целью соблюдения полноты поступления НДС в бюджет. Поэтому проблемы научного обоснования и практического применения методик учета и контроля, способствующих полноценному пополнению федерального бюджета за счет поступления НДС, приобретают наибольшую значимость.

По официальным данным налоговые доходы в России составляют около 85 %. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС), как отмечено в Основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, является основным налоговым источником доходов федерального бюджета. Явившись революционным элементом налоговой системы 1991 г., НДС, введенный с целью частичной замены применявшегося ранее в СССР налога с оборота, изначально содержал в себе два явных противоречия: с одной стороны - его огромная фискальная роль, а с другой - попытка с помощью него урегулировать сложности налогового законодательства того времени.

По экспертным оценкам ежегодные потери бюджета от незаконного возмещения НДС составляют до 300 млрд. руб. Поэтому весьма актуальной становится оптимизация косвенного налогообложения товаров, работ, услуг в Российской Федерации.

Цель курсовой работы: рассмотреть принципы налогового планирования по НДС.

Задачи работы:

- изучить роль НДС в налоговой системе РФ;

раскрыть сущность налогового планирования, его принципы и классификация;

дать краткую характеристику налога на добавленную стоимость;

исследовать этапы налогового планирования налога на добавленную стоимость;

- проанализировать налоговое планирование налога на добавленную стоимость предприятия ЗАО «ЭСТ»;

рассмотреть характеристику деятельности предприятия;

провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «ЭСТ»;

исследовать оценку налогообложения и организация налогового планирования налога на добавленную стоимость предприятия ЗАО «ЭСТ»;

проанализировать организацию налоговой политики предприятия как метод оптимизации налоговой базы и платежей по налогу на добавленную стоимость;

предложить пути совершенствования налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» и оптимизации налоговых платежей на ЗАО «ЭСТ».

Объектом исследования в курсовой работе является ЗАО «ЭСТ».

Теоретическую базу исследования составили труды классиков теории налогов и налогообложения, государственного регулирования экономики, работы отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики проблем налогообложения прибыли, а также положения Налогового кодекса Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1 Сущность налогового планирования, его принципы и классификация

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах.

Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.

Налоговое планирование можно представить также, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и так далее.

Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств [10].

Основными целями налогового планирования являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. Исходя из двух существующих систем налогового права в экономической литературе выделяют две системы налогового планированиях[13. С. 366]:

-в англосаксонской системе налоговое планирование определяется как организация деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на определенный период без нарушения закона;

в романо-германской системе налоговое планирование заключается в выборе между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленном на достижения максимально низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

В России присутствуют элементы обеих систем.

Налоговое планирования представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование от элементов конкретных налогов.

Основами налогового планирования являются:

правильное формирование учетной политике предприятия и проведение договорных компаний

правильное и полное использование всех установленных законом освобождений от налогов и исполнение обязанностей налогоплательщиков

оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов и с точки зрения получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;

учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем историческом этапе.

Необходимо отметить, что налоговое планирование определяется рядом факторов:

спецификой объекта налогообложения

спецификой субъекта налогообложения

определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами исчисления и уплаты налога, которые лежат в определении суммы налога;

использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;

возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и руководствуется следующими основными принципами, выработанными практической его реализации:

-платить минимум из положенного;

осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;

использовать варианты снижения налогооблагаемой базы;

использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

На практике принята следующая классификация налогового планирования:

.В зависимости от уровня управления - планирование на уровне государства, предприятий, физических лиц.

.С точки зрения временной определенности различают стратегическое и текущее налоговое планирование

.Исходя из критерия территориальности различают - внутреннее и международное налоговое планирование.

В научной литературе встречается и другие классификации налогового планирования на предприятии.

При налоговом планировании на предприятии для определения налогового бремени расчетной базы является: на макро уровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы - добавленная стоимость.

Существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемой как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовому внутреннему продукту. Исходя из ее размера на основе мирового опыта можно внести следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

Если полная ставка налогообложения 10-15 %, то используется стандартный метод,

Если полная ставка налогообложения 20-35%, то используются пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ,

Если полная ставка налогообложения 40-50%, то налоговое планирование носит активный характер, проводятся налоговые экспертизы и нанимаются налоговые консультанты.

Первый метод используется на малых предприятиях, второй и третий метод обычно используют средние и крупные предприятия[12].

Элементы налогового планирования можно представите следующим образом:

. Стратегия оптимизации и минимизации налоговых обязательств.

. Своевременное выполнение налоговых и прочих обязательств с помощью налогового календаря.

. Обеспечение состояния бухгалтерской и налоговой отчетности на уровне, позволяющем получать оперативную информацию по состоянию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, налоговое планирование, основанное на строгом выполнении налогового законодательства, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, существенно снижает риск неправильного исчисления и уплаты налогов и, соответственно, защищает предприятия от возможного существенного ущерба, связанного с применением налоговых санкций. Оно в определенной степени повышает культуру управления финансами хозяйствующего субъекта.

1.2 Краткая характеристика налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач[12, с. 254]:

-ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;

систематизации доходов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.

С 1 января 2001 г. порядок обложения предприятий данным налогом регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (часть II).

В целях реализации положений указанной главы Министерством по налогам и сборам изданы «Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Необходимо учесть, что предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Использование права на освобождение от уплаты НДС осуществляется в уведомительном порядке. Налогоплательщик, использующий право на освобождение должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Все документы предоставляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления. Форма уведомления, оформляемая при информировании налоговых органов об использовании права на освобождение, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002г. № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». К документам, подтверждающим право на освобождение, относятся:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж,

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть, что освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не освобождает от обязанности:

выписывать счета-фактуры на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном порядке. При этом в выставляемых счетах - фактурах сумма НДС не выделяется, а на счете делается надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);

ежемесячно представлять налоговые декларации в целях контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);

исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст.161 НК РФ.

По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 18% и 0 %.

Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:

товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;

работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;

работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.

Ставка 10% устанавливается при реализации:

продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;

товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;

периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

учебной и научной книжной продукции;

медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

изделий медицинского назначения.

При реализации остальных товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.

Кроме указанных налоговых ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Данные ставки получены путем следующего расчета:

НДС=Х/(110)*10

НДС=Х/(118)*18.

С 01.01.2006 года вступает в действие новая редакция гл. 21 Налогового кодекса РФ, которая исключает имеющую место на сегодняшний день альтернативу учетной политики по НДС для налогоплательщиков. С 01.01.2006 года НДС можно будет начислять только методом "по отгрузке".

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Налоговая база рассчитывается как разница между рыночными ценами реализованных товаров (работ, услуг) и суммой установленных налоговых льгот и вычетов.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 46,0%, в 1999 г. - 44,6%, по проекту бюджета на 2000 г. - 41,1%. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ по проекту на 1999 г. составила 4,08%; ожидаемое исполнение - 4,53%; по проекту на 2000 г. - 5,2%. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4%; минимальное значение - 6,5% в Германии; максимальное значение - 10,2% в Греции.

Та же тенденция наблюдалась и в России. С момента своего введения НДС стал первым по значимости среди трех главных налогов, обеспечивающих большую часть налоговых доходов федерального бюджета. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Для нашей страны особенно важно, что НДС свободен от недостатков, присущих упраздненному теперь налогу с оборота.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении, его поступление занимает значительное место в доходной части бюджета государства, причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства возрастает.

В составе доходов бюджета косвенные налоги занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

За время существования НДС в налоговой системе РФ был сформирован комплексный механизм его исчисления и уплаты. Многочисленные изменения налогового законодательства за 1992 - 2008 годы были направлены на достижение более полного соответствия данного механизма потребностям развивающейся рыночной экономики, на повышение его эффективности в целом. Однако представители государственной власти, науки и бизнес - сообщества отмечают, что сложившаяся в последние годы ситуация по сбору НДС не может быть признана удовлетворительной. При общем увеличении доли добавленной стоимости в ВВП темп роста сумм налоговых вычетов по НДС превышает темп роста начисленных к уплате сумм налога. В результате сложилась негативная тенденция устойчивого увеличения объема денежных средств, подлежащих возмещению из бюджета плательщикам НДС. При этом в основе данной тенденции лежат как объективные причины (переход российского налогового законодательства к применению при исчислении НДС по экспортно-импортным операциям принципа «страны назначения», а также наличие неизбежных «лазеек» в налоговом законодательстве, позволяющих налогоплательщикам различными легитимными способами минимизировать платежи НДС), так и субъективные (рост числа фирм-однодневок; нарастание потока различных схем по уходу от НДС, активное использование налогоплательщиками незаконных методов снижения платежей НДС, поступающих в федеральный бюджет).

Острота и недопустимость сложившейся ситуации с поступлениями НДС в бюджетную систему стали основой для появления идеи замены НДС на другой вид косвенного налога, а именно, налога с продаж. Данное предложение по изменению состава косвенных налогов в российской налоговой системе особенно активно дискутировалось в 2002 - 2007 годах и не потеряло актуальности до настоящего времени. Сторонники сохранения НДС в составе российской налоговой системы видят решение проблемы повышения собираемости НДС в поиске новых эффективных способов его администрирования. Однако в научных спорах по вопросу коренного реформирования НДС и замены его на налог с продаж к настоящему времени единая позиция не достигнута[12, с. 261].

Следует отметить, что «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», а также «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», разработанными Минфином России и одобренными Правительством РФ, совершенствование налогового администрирования, в том числе НДС, принято в качестве главной задачи.

НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета. Вместе с тем, в отдельные годы различные факторы, в том числе динамика норм налогового законодательства оказывали влияние на некоторое понижение удельного веса НДС в общем объеме налоговых поступлений. Изменения в налоговом законодательстве, а также усиление активности налогоплательщиков в практике минимизации налоговых платежей привели к тому, что в последние годы темпы роста налоговых вычетов по НДС стали превышать темпы роста налоговых поступлений по НДС. В результате, фискальный потенциал НДС в настоящее время реализован не полностью. В современных условиях основным фактором повышения степени реализации фискального потенциала НДС является совершенствование налогового администрирование данного налога.

1.3 Этапы налогового планирования налога на добавленную стоимость

Планирование налога на добавленную стоимость - задача непростая. Но, как показывает практика, все-таки решаемая. Для оптимизации НДС в рамках холдинговой структуры не обойтись без грамотной перестройки схемы всех финансовых и товарных потоков.

НДС является одним из самых сложных для оптимизации налогов. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство предприятий воспользоваться налоговыми льготами не может. Зачастую они просто не соответствуют предъявляемым к льготникам требованиям. Иногда же потребители их продукции (работ, услуг) нуждаются во «входном» НДС и работать с теми, кто его не платит, не хотят.

Поэтому налоговое планирование в части НДС для предприятий, не являющихся конечными в цепочке производства и реализации товаров, имеет существенные ограничения. По сути, оно сводится к четкому документальному оформлению всех сумм налога и контролю правильности его расчета и уплаты в бюджет. Однако мнение, что НДС практически невозможно оптимизировать законными средствами, не совсем верно. В рамках холдинга экономию или отсрочку уплаты НДС на значительный срок можно получить за счет оптимизации финансовых и товарных потоков.

На практике могут применяться следующие конкретные способы оптимизации НДС:

разделение и вывод производства продукции, предназначенной для реализации в розницу и мелким оптом без НДС, на субъектов льготного налогообложения (СЛН);

реализация продукции в розницу и мелким оптом без НДС через СЛН с использованием трансфертного ценообразования;

отсрочка, рассрочка или задержка оплаты товаров (работ, услуг), приобретаемых СЛН у основного предприятия - плательщика НДС, при условии, что последнее использует метод определения налоговой базы по НДС «по оплате».

Реализацию некоторых из этих способов рассмотрим на примере реального производственно-торгового холдинга из нашей практики.

Первоначально холдинг представлял собой хаотический конгломерат юридических лиц и предпринимателей. Он занимался следующими видами деятельности:

Фабрика - производство и реализация тары;

Завод - новый проект, производство текстиля из давальческого сырья;

Торговый дом Завода - работает по давальческой схеме: закупает необходимое сырье, передает его Заводу и реализует готовую продукцию;

Розница - магазин, оформленный на индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения (УСН). Предприниматель является комиссионером девяти сменяющих друг друга предпринимателей-комитентов (также на УСН <#"522168.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Структура налогов, уплачиваемых ЗАО «ЭСТ» в 2009 г.

Как налоговый агент ЗАО «ЭСТ» исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы физических лиц. Является плательщиком единого социального налога, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль и др.

Структуру налоговых платежей ЗАО «ЭСТ» за 2007-2009гг. представлена в таблице 4.

Таблица 4- Структура налоговых платежей ЗАО «ЭСТ» за 2007 -2009 гг.

В тыс.руб.

Вид налога

Годы


2007 г.

2008 г.

2009 г.

Единый социальный налог

3523,326

3936,924

3505,007

Налог на доходы физических лиц

4032

5236

3896

Транспортный налог

21

28

43

Налог на добавленную стоимость

5783

4963

8963

Налог на имущество организаций

422

340

 529

Налог на прибыль организаций

217

296

228

ИТОГО

13998,326

14799,924

17164,007


По данным таблицы видно, что сумма налоговых платежей предприятия за исследуемый период возросла. Это связано главным образом с увеличением объемов реализации продукции предприятия и увеличением оплаты труда работников.

Динамику платежей по налогу на добавленную стоимость представим на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика платежей по налогу на добавленную стоимость

Налоговая нагрузка ЗАО «ЭСТ» по различным методикам рассчитана в таблице 5.

налоговый планирование добавленный стоимость

Таблица 5- Расчет налоговой нагрузки ЗАО «ЭСТ» за 2007- 2009 гг.

Методика расчета налоговой нагрузки

Годы


2007 г.

2008 г.

2009 г.

1.Методика Минфина РФ

НБ= 21,86 %

НБ= 23,44%

НБ=19,6%

2.Методика Крейниной М.Н

НБ=68%

НБ=78%

НБ=102%

3.Методика Островенко Т.К.

Обобщающие показатели

НБд=21,86%

НБд=23,44%

НБд=19,6%

3.2 Налоговая нагрузка на собственный капитал

НБск=1276,4%

НБск=1108,3%

НБск=996,87%

3.3 Налоговая нагрузка в расчете на одного работника

НБр= 6725руб.

НБр=8468 руб.

НБр=8455,9 руб.

34Налоговая нагрузка прибыль до налогообложения

НБс=1782%

НБс=2132%

НБс=3462%


Налоговая база по методике предложенной Минфином РФ в 2009 году составила 19,6 %. Данный показатель в 2008 году составил 23,44 %. Снижение налоговой нагрузки предприятия в 2009 году свидетельствует об уменьшении налоговых обязательств предприятия в 2009 году.

Методика определения налоговой нагрузки, разработанная Крейниной М.Н. дает нам следующие результаты. Налоговое бремя, рассчитанное по данной методике в 2009 году составило 102%. Данный показатель свидетельствует о высоком уровне налогового бремени на ЗАО «ЭСТ».

Данная методика опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить прибыль и, соответственно, налог на прибыль.

Интегральным показателем в данной методике выступает прибыль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов.

При определении налогового бремени по данной методике предлагается исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени.

По методике Островенко Т.К необходимо предварительно рассчитать ряд обобщающих показателей.

При расчете данных показателей были получены следующие результаты.

Налоговая нагрузка на доходы предприятия в 2009 году составила 19,6 %. Что ниже на 2,26 % чем в 2008 году.

Налоговая нагрузка на собственный капитал предприятия имеет очень высокий уровень. В 2009 году она составила 996,27%. Однако данный показатель почти ниже чем в 2008 и 2007 году.

Этот показатель, сравниваемый с показателями средней заработной платы и прибыли на одного работника, позволяет оценить вклад отдельного работника в формирование прибыли экономического субъекта, налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и собственного дохода.

Специалистам, производящим расчеты налогового бремени для конкретного экономического субъекта, можно рекомендовать комплексный подход к определению налоговой нагрузки и использование всех вышерассмотренных методик.

Существенным недостатком на ЗАО «ЭСТ» является отсутствие на предприятии налоговой службы, осуществляющей планирование и прогнозирование налоговых платежей предприятия в бюджеты различных уровней.

Организация данной службы позволит предприятию контролировать объем налоговых отчислений, анализировать политику предприятия в области налогообложения, оптимизировать и сокращать налоговые отчисления законными методами, а также составлять налоговый план предприятия и вести активную налоговую политику.

Поэтому налогового планирования по налогу на прибыль предприятие не осуществляет.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

3.1 Организация налоговой политики предприятия как метод оптимизации налоговой базы и платежей по налогу на добавленную стоимость

Для воздействия на налоговый режим конкретного предприятия существует множество самых различных мер.

Видный американский экономист, специалист в области налогообложения - Джон Келлер основывается на том, что решающими моментами в области налогообложения являются: структура организации; структура деятельности/производства организации; структура покупок/реализации.

Рисунок 3 - Виды политики предприятия

А потому для оптимизации налогообложения прибыли необходимо выработать на основе научных подходов следующие виды политик предприятия: Структурная политика (структура организации); Политика деятельности организации (производственная, торговая); Договорная политика организации.

Структурная политика организации - это политика расположения обособленных подразделений организации с целью:

оптимизации управления структурными подразделениями в других регионах;

стремления организации приблизить свое производство к источникам сырья либо к регионам с достаточно низким средним уровнем оплаты труда;

выполнения требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов;

необходимости расширения бизнеса путем приближения сбытовой сети к региональным рынкам. А также политика организации самого предприятия.

Для оптимизации налогообложения решающее значение имеют следующие факторы:

налогоплательщиком может являться только организация. Обособленные подразделения лишь выполняют обязанность по уплате налога.

подразделения организации могут располагаться в различных административных образованиях, что обуславливает различие в: налоговых ставках, объеме сравнительной налогооблагаемой базы, налоговом и прочем администрировании местных властей.

возможностью оперировать активами компании между подразделениями.

Торговая политика организации представляет собой комплекс мероприятий по оптимизации производственного, складского и торгового процесса предприятия с целью достижения эффективных показателей.

Для ЗАО «ЭСТ» формирование торговой политики имеет важное значение, так как и для любого предприятия.

Осуществляя торговую политику ЗАО «ЭСТ» расширяет свои возможности поиска новых товарных позиций.

Особо следует обратить внимание на маркетинговую политику предприятия. В современном мире основными критериями благополучного существования предприятия являются доходность и рациональность. Их невозможно достичь без обеспечения определенного объема продаж по эффективным ценам, без определения потребности рынка в продукте и прочих маркетинговых исследованиях.

Самым эффективным и наиболее часто используемым методом влияния на эффективную налоговую нагрузку предприятия является выработка договорной политики. Договорная политика ЗАО «ЭСТ» представляет собой системную деятельность направленную на достижение оптимального результата для предприятия с помощью использования различий между юридическими формами договорных обязательств.

При заключении договоров в области для ЗАО «ЭСТ» необходимо принимать во внимание три ключевых момента:

·              выбор момента определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг;

·              выбор схемы расчетов за товары;

·              выбор момента перехода права собственности на товары.

После построения политик на ЗАО «ЭСТ» необходимо приступить к процессу планирования и бюджетирования деятельности организации. Бюджет (или смета) это план.

Традиционно «Основной Бюджет» предприятия состоит из трех бюджетов: Бюджета движения денежных средств, Отчета о прибылях и убытках, Бюджета по балансовому листу. Для ЗАО «ЭСТ» рекомендуется составление двух последних бюджетов.

На начальном этапе внедрения бюджетирования достаточно вести два вида бюджетов - Бюджета по балансовому листу и Отчет о прибылях и убытках.

Необходимым логическим элементом налоговой оптимизации является закрепление политик предприятия в учете, то есть учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета, выбранная предприятием из различных возможностей предусмотренных законодательством. Учетная политика вырабатывается на конкретный год и оформляется приказом руководителя.

Важным в сфере организации налогового планирования налога на прибыль на ЗАО «ЭСТ» является составление налогового плана.

Налоговый план - это заранее разработанная система мероприятий оперативного, тактического и стратегического уровней, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения намеченных налоговых нововведений.

3.2 Организация и совершенствования налогового планирования на ЗАО «ЭСТ»

В настоящий момент ЗАО «ЭСТ» прогрессивно развивается, за счет заключения новых договоров, увеличения производства и реализации продукции. Однако для более эффективной деятельности на предприятии следует организовать процесс налогового планирования и прогнозирования.

Налоговое планирование на ЗАО «ЭСТ» следует проводить в рамках процесса бюджетирования. В начале каждого календарного года экономическому отделу на основании данных, предоставленных бухгалтерской службой предприятия, необходимо формировать годовой бюджет предприятия.

Процесс налогового планирования на ЗАО «ЭСТ»должен основываться на составлении налогового плана.

Количество специалистов, участвующих в планирования и распределении налоговых денежных потоков, на ЗАО «ЭСТ»должно составлять как минимум три человек.

Отдел налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» должен состоять из двух, трех специалистов по налоговому планирования и руководителя данного отдела.

Руководитель отдела налогового планирования дожжен осуществлять руководство работой по налоговому планированию на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов оптимизации налоговых платежей с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

В процессе налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» должна использоваться помощь сторонних консультантов, в качестве которых выступают аудиторские фирмы.

Приведем примерную организационную структуру налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» на рисунке 4.

Рисунок 4 - Примерная структура налогового планирования для ЗАО «ЭСТ»

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство ЗАО «ЭСТ» должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» должен составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также должен входить в налоговый план предприятия.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Из всех всевозможных способов оптимизации налогового портфеля предприятию ЗАО «ЭСТ» рекомендуется использовать метод применения законодательно установленных льгот и преференций. При этом льготы в основном используются в момент непосредственного исчисления налоговых платежей при заполнении налоговых деклараций.

При организации налогового планирования на ЗАО «ЭСТ» оно должно охватывать три функциональных области: разработка бюджета, составной частью которого является план потоков налоговых платежей, реализация параметров плана, контроль за точным и полным исполнением плана.

Целесообразным представляется включение в систему документооборота налогового планирования предприятия документарного источника - налогового паспорта, содержащего основные показатели результативности мероприятий по налоговому планированию.

3.3 Оптимизация налоговых платежей на ЗАО «ЭСТ» и их экономическая оценка

Предложим схему оптимизации налоговых платежей на данном предприятии.

Предприятию ЗАО «ЭСТ» рекомендуется для оптимизации и минимизации налоговых платежей перейти на упрощенную систему налогообложения.

Планируемая годовая выручка - 2 млн. руб., полная себестоимость выполняемых работ - 1 млн. руб.

Общий режим налогообложения предусматривает уплату налога на добавленную стоимость по ставке 18 %(в целях упрощения расчетов не принимаются во внимание общий порядок уплаты налога на добавленную стоимость с 2 млн. руб. и возмещение уплаченного налога на добавленную стоимость с 1 млн. руб.), налога на прибыль организаций - 24 %, единый социальный налог - 26 %. Таким образом, с полученных 1 млн. руб. дохода общество должно уплатить государству следующие налоги: Налога на добавленную стоимость *1- 1 525 42,373 руб., ((2 млн. руб.-1 млн. руб.)*18)/118, Единый социальный налог - 55016 руб. (при фонде оплаты труда 211600. руб.), налог на прибыль организаций - (1 000 000 -152542,373-55016)-190185,9 руб., - и в его распоряжении останется 397744,3635 руб.

Если ЗАО «ЭСТ» перейдет на упрощенную систему налогообложения, то при этом суммарные налоговые расходы общества составят 120 000 руб. (при выборе доходов в качестве объекта налогообложения) или 150 000 руб. (при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов). Соответственно, в распоряжении данных общества останется от 850 000 руб. до 880 000 руб. Из данных расчетов, мы видим, что если предприятие перейдет на уплату единого налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то в его распоряжении останется больше чистой прибыли в два с лишнем раза.

Из данных расчетов, мы видим, что если предприятие перейдет на уплату единого налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то в его распоряжении останется больше чистой прибыли в два с лишнем раза.

Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения предприятие сэкономит на налогах от 277744 руб. до 247744 руб., в зависимости от выбора объекта налогообложения. Эффективность применения упрощенной системы налогообложения равна 397744,3635 руб./ 277744 руб.=143,2%.

Таким образом, предприятие может сократить свои налоговые расходы путем перехода на упрощенную систему налогообложения.

В результате налогового планирования у хозяйствующего субъекта формируется потребность приведения количественных и качественных параметров своей деятельности в определенные рамки, установленные налоговым законодательством в качестве обязательных условий для использования законных возможностей уменьшения налоговых обязательств.

Вместе с тем если хозяйствующий субъект в рамках увеличения эффективности своей деятельности сокращает свои налоговые выплаты, то сэкономленные им налоговые платежи недополучает государство. Поэтому в сфере налогообложения интересы налогоплательщиков и государства относительно источников своего существования и развития будут не совпадать.

В результате исследований мы установили, что важным в процессе налогового планирования является разработка налоговой политике предприятия, бюджетирование.

Был предложен метод оптимизации налоговых платежей, путем перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения, при этом в результате расчетов было установлено, что прибыль предприятия увеличится в два с лишним раза, за счет снижения сумм налогов. Поэтому предприятию рекомендуется перейти на упрощенную систему налогообложения.

Кроме этого для повышения уровня налогового планирования необходимо постоянно повышать уровень квалификации работников, направлять их на семинары, проводимые по разъяснению налогового законодательства, внедрять современные технологии, тщательно следить за изменениями налогового законодательства, а также приобретать современные журналы и научную литературу по данной тематике. Помимо этого проведение еженедельного мониторинга нормативно-правовой базы, также способствует повышению эффективности налогового планирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы можно отметить, что налоговое планирование на предприятии является важным элементом осуществления его деятельности.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах.

Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.

Существуют различные методики расчета налоговой нагрузки предприятия. Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства.

В результате расчета показателей налоговой нагрузки видно, что предприятие имеет небольшую налоговую нагрузку и успешно справляется со своей основной деятельностью. Это говорит о возможности при грамотном менеджменте сохранить предприятие финансово устойчивым, и в то же время уплачивать налоги. Но для научных выводов необходимо более широкое исследование.

С помощью изучения этапов налогового планирования и расчета налоговой нагрузки предприятия, можно применять различные методы и способы оптимизации налоговых платежей предприятия.

Налоговое планирование на ЗАО «ЭСТ» должно производится в рамках процесса бюджетирования.

Важным в процессе налогового планирования является разработка налоговой политики предприятия, процесс бюджетирования.

На предприятии необходимо организовать налоговую службу и возложить на нее обязанности не только по планированию и прогнозированию налоговых платежей, но и обязанности по проведению процесса бюджетирования на предприятии на основании данных бухгалтерского учета, процесса реализации разработанной производственной и налоговой политики.

Важное значение имеет также разработка налогового паспорта на ЗАО «ЭСТ». Налоговый паспорт - это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

Для повышения уровня налогового планирования необходимо постоянно повышать уровень квалификации работников, направлять их на семинары, проводимые по разъяснению налогового законодательства, внедрять современные технологии, тщательно следить за изменениями налогового законодательства, а также приобретать современные журналы и научную литературу по данной тематике. Помимо этого проведение еженедельного мониторинга нормативно-правовой базы, также способствует повышению эффективности налогового планирования.

Список использованных источников

1.           Басалаев, Е.В. Методика управления налогами на предприятии// Финансы. - 2007. - №4. - С.28-30.

2.           Борзунова, О.А. Налоговое право. Особенная часть: учебник.- М.: 2009.

3.           Васильева, М.В. Практика применения части второй НК РФ: Налога на прибыль, НДС, ЕСН, НДФЛ // Экономико-правовой бюллетень. - 2005. - №6. - С.17-29.

4.      Вылкова, Е.С. Налоговое планирование: учебник для вузов / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский - СПб.: Питер, 2009. - 293 с.

5.           Дегтярев В.А. Принципы налогового планирования деятельности индивидуальных предпринимателей. - М. ИНФРА, 2008. С.264.

6.      Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - СПб: Питер, 2008. - 256с.

.        Журавлева Т.А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит. - 2004. - №1.-С.59-62.

8.       Ильичева, М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах / М.Ю. Ильичева. - М.: Проспект, 2008. - 256с.

9.       Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для вузов / Л.Н. Лыкова - М.: БЭК, 2005. - 384с.

10.         Липатова И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы // Финансы. - 2003. - №7. - С.28.

11.       Маркалова, Н.Г. Правовое обеспечение российской экономики: учебник для вузов / Н.Г. Маркалова - М.: БЭК, 2007. - 656с.

12.         Налоги и налогообложение. 7-е изд. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской - СПб.: Питер, 2009.-589 с.

13.    Налоговый Кодекс РФ. - РПС «Гарант» на 12.06.09

14.       Орлова, Е.В. Налоги на корпоративный стиль / Е.В. Орлова. - М.: НалогИнформ, 2005. - 262с.

15.         Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации, 2-е изд. / В.Г. Пансков - М.: МЦФЭР, 2007. - 572 с.

.             Петрова, Г.В. Общая теория налогового права / Г.В. Петрова.- М: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 220с.

17.    Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. - СПБ: Питер, 2007.

18.     Рагозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях. Учебное пособие для руководителя и бухгалтера / Б.А. Рагозин. - М.: Налоги и налоговое планирование, 2007. - 203с.

19.    Разгулин, С.В. Порядок исчисления и уплаты организациями единого социального налога: учебник для вузов / С.В. Разгулин, В.П. Роик. - СПб.: Питер, 2005. - 498 с.

20.         Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - 8-е изд., испр. - М.: «Новое знание», 2007. - 504 с.

21.    Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2007.-296 с.

22.  Тихонов, Д. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д. Тихонов, Л. Липник. - М.: Альпина, 2004. - 250с.

23.    Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2006.

24.         Фокин, В.М. Налоговое регулирование / В.М. Фокин.- М.: Статут, 2004. - 74с.

25.         Экономика предприятия. 2-е изд. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 2008.-546 с.

.             Экономика предприятия: Учебное пособие / НФИ КемГУ: Н. И. Новиков, О. А. Стародубова, Н. Н. Новикова. - 2-е изд. - Новокузнецк, 2008. - 282 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО УРОВНЯМ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Таблица Б1

Наименование показателя

Формула расчета

Расчет обобщающих показателей налогового бремени  (по методике Т.К. Островенко)

1. Налоговая нагрузка на доходы экономического субъекта

2006 - 21,86 % 2007 - 23,44% 2008 - 19,6%

2. Налоговая нагрузка на финансовые результаты экономического субъекта

2006 - 31,86 % 2007 - 43,44% 2008 - 49,6%

2006 - 1276,4% 2007 - 1108,3% 2008 - 996,87%

4. Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения экономического субъекта

2006 - 1782% 2007 - 2132% 2008 - 3462%

5. Налоговая нагрузка в расчете на одного работника экономического субъекта

2006 - 6725руб. 2007 - 8468 руб. 2008 - 8455,9 руб.

Расчет частных показателей налогового бремени  (по методике Т.К. Островенко)

1. Налоговая нагрузка на реализацию экономического субъекта

2006 - 21,86 % 2007 - 23,44% 2008 - 19,6%

2. Налоговая нагрузка на затраты по производству товаров (работ, услуг) экономического субъекта

2006 - 123 % 2007 - 145% 2008 - 139%

3. Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения экономического субъекта

2006 - 1782% 2007 - 2132% 2008 - 3462%

4. Налоговая нагрузка на чистую прибыль и фонды специального назначения экономического субъекта

2006 - 890 % 2007 - 967% 2008 - 974%

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование показателя

Формула расчета

По данным отчетности за

Норма-тивное значе-ние



2006 г.

2007 г.

2008 г.


1

2

3

4

5

6

1. Оценка имущественного положения

1. Доля основных средств в активах

Стоимость основных средств Итог баланса

0,5

0,43

0,42


2. Доля активной части основных средств

Стоимость активной части основных средств Стоимость основных средств

0,6

0,64

0,32


2. Показатели платежеспособности и ликвидности

1. Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы Краткосрочные пассивы

0,95

1,8

1,2

2, не менее

2. Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства + Ценные бумаги Краткосрочные пассивы

1,84

1,8

0,97

От 0,2 до 0,5

3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Собственный капитал -Внеооборотный капитал  Оборотные активы

0,65

0,76

0,65

0,1

4. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

КТЛ+6(3)/Т*(КТЛ.К - КТЛ.Н) 2

0,53

0,26

0,12

1, не менее (1, не более)

5. Доля оборотных средств в активах

Оборотные активы Итог баланса

0,5

0,57


6. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме

Текущие активы - Текущие пассивы Текущие активы

 -0,98

 -1,75

 -0.99


3. Оценка финансовой устойчивости

1. Коэффициент автономии (финан-совой независимости и концентра-ции собственного капитала)

 Собственный капитал    Итог баланса

0,32

0,22

0,11

0,5 не менее

2. Коэффициент финансовой устойчивости

Краткосрочные обязательства  + долгосрочные обязательства  Итог баланса

0,6

0,79

0,89


3. Коэффициент маневренности собственного капитала

 Собственный оборотный капитал Собственный капитал

-0,61

-0,74

-0,44

0,5

4. Коэффициент мобильности собственного капитала

Денежные средства  Собственный оборотный капитал

-0,01

-0,01

-0,13


4. Оценка эффективности использования оборотного капитала (деловой активности)

1. Выручка от реализации


45742

283324

440428


2. Чистая прибыль


192

96

111


3. Производительность труда

30521342787





4. Ресурсоотдача

0,93,362,9





5. Фондоотдача

1,811,1516,3





6. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

1,755,47,8





7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

1,233,74,6





5. Оценка рентабельности

1. Рентабельность собственного капитала             

,15

,57

0,66





2. Рентабельность производства продукции          

,73

5,83





3. Рентабельность продаж           

,54

,65

5,51







Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!