Администрирование налогообложения прибыли организаций (на материалах ЗАО 'ГОТЭК')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,68 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Администрирование налогообложения прибыли организаций (на материалах ЗАО 'ГОТЭК')








Курсовая работа

по дисциплине «Налоговое администрирование»

На тему:

«Администрирование налогообложения прибыли организаций» (на материалах ЗАО «ГОТЭК»)

Введение

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности в условиях формирования в России рыночных отношений.

Насколько взвешена и выверена политика законодателя в отношении налогообложения прибыли, настолько успешно (или неуспешно) будет развиваться наш промышленный потенциал. Доля налога на прибыль в общем объеме налоговых поступлений высока, именно поэтому государство напрямую заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на производителя. При этом следует отметить, что именно налог на прибыль стимулирует привлечение иностранных инвестиций во многие сектора российской экономики.

Налогообложение фирмы является важнейшим элементом ее хозяйственного механизма. Без знания совокупности законов и правил, регламентирующих уплату налога на прибыль, основополагающих принципов оптимизации налоговых платежей, невозможна разработка экономической стратегии поведения фирмы и принятие эффективных управленческих решений. Кроме того, налог на прибыль - один из тех налогов, которым инспекторы уделяют больше всего внимания при проверках, а правила его начисления постоянно меняются.

Администрирование налога на прибыль организаций находится в стадии формирования. Этот процесс, обусловленный объективной необходимостью корректировки налогового законодательства с учетом меняющихся условий хозяйствования, требует постоянного внимания со стороны предпринимателей и специалистов экономических структур организаций. Интерес к этой проблематике среди различных представителей сферы бизнеса очень высок, что свидетельствует об актуальности темы исследования.

Меняются ставки налога на прибыль организаций, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогу на прибыль организаций. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят некоторый элемент новизны.

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что налог на прибыль в современных условиях является одним из главных фондообразующих налогов как на уровне предприятия, так и на государственном уровне.

Объектом исследования является ЗАО «ГОТЭК».

Предметом изучения является механизм администрирования налогообложения прибыли.

Целью данной работы является выявление особенностей администрирования налогообложения прибыли в Российской Федерации и определение путей его совершенствования.

В связи с поставленной целью определим задачи работы:

изучение основ администрирования налогообложения прибыли;

- рассмотрение особенностей администрирования налогообложения прибыли на предприятии;

выявление объектов, порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль;

- оценка администрирования налогообложения прибыли на ЗАО «ГОТЭК»;

анализ проблем и перспектив развития администрирования налогообложения прибыли;

предложение мероприятий по совершенствованию администрирования налогообложения прибыли.

Методами исследования выступили аналитический, статистический, описательный и другие методы.

Структура работы состоит из введения, трех разделов и подразделов, заключения и списка используемой литературы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ. В работе использовались данные о деятельности ЗАО «ГОТЭК» за 2007-2009 годы.

налогообложение прибыль администрирование база

1. Теоретические основы администрирования налогообложения прибыли организации

1.1 Понятие и порядок налогового администрирования

Государство сегодня наделило Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы помимо налогового контроля достаточными полномочиями контрольно-надзорного характера, осуществляемыми в рамках отрасли налогового права.

Вместе с тем одним из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста являются достижение высокой эффективности государственного управления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы.

Именно налоговое администрирование, по мнению специалистов, призвано навести порядок в сфере налогообложения и налоговых отношениях государства и налогоплательщиков.

Администрирование как основная функция управления в соответствии с классической теорией управления включает: планирование - постановку целей, задач (заданий); организацию - создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями; руководство - оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений; учет; контроль; анализ.

По мнению Л.Я. Абрамчика, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере [3, с. 13].

Одним из важнейших элементов налогового администрирования является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей [3, с. 13]. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую современную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплаты [3, с. 14].

Более широкое определение налогового администрирования - это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствие с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, - с другой. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения - все, что сосредоточено вокруг налогов [19, с. 19].

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

На настоящий момент одним из сдерживающих факторов повышения эффективности мобилизации налогов в бюджет являются сложившиеся методы налогового администрирования.

Возражения хозяйствующих субъектов вызывают в основном контролирующие функции: правила проведения налоговых проверок, и в частности повторных, количество и сроки проверок в течение года; перечень документов, которые налоговые органы вправе затребовать при камеральных проверках. Отсутствие типовых процедур проверки, низкое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм-однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т.д. - все это указывает на не отлаженный механизм администрирования.

Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику. Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.

Указанные обстоятельства требуют определения и детального рассмотрения правовой природы администрирования налогов.

К числу методов налогового администрирования можно отнести следующие методы регулятивной и юрисдикционной деятельности:

нормативно-правовое регулирование;

регистрационные действия;

учет и контроль;

обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов;

применение санкций;

разрешение споров [18, с. 84].

Под объектом правового регулирования налогового администрирования мы понимаем то, на что направлена деятельность уполномоченного органа, т.е. на процесс мобилизации налогов в бюджет. Субъектный состав налогового администрирования не ограничен налоговым органом и налогоплательщиком, в него вовлечены также налоговые агенты, банки и др.

1.2 Методика исчисления и уплаты налога на прибыль

Прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль - это:

. Для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;

. Для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ (Ст. 247 НК РФ).

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.

При этом:

часть налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

·часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5% (Ст. 284 НК РФ).

По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.

во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал

в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).

в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

бюджетные учреждения,

иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,

некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,

участники простых товариществ,

инвесторы соглашений о разделе продукции (Ст. 286, 287 НК РФ).

Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.

Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Отчетность по налогу.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.

По итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа следующего месяца.

Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 28 марта следующего года.

1.3Особенности администрирования налога на прибыль

Одним из основных элементов налогового администрирования налога на прибыль является налоговый контроль, осуществляемый через налоговые проверки. К основным налоговым проверкам относятся камеральная и выездная.

Камеральная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в отличие от выездной проверки). Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ [6, с. 37].

Выездная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится с выездом к налогоплательщику (налоговому агенту). Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа [17, с. 111].

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, за исключением некоторых случаев. Правила проведение выездной налоговой проверки установлены статьей 89 НК РФ.

Налоговым органом составляются два списка потенциальных клиентов для проведения проверок. Первый список - это компании, у которых были убытки за прошлый календарный год, и убытки существуют или сохраняют ту же тенденцию в отчетном периоде, причем по данным бухучета, у них значится прибыль. Вторая группа компаний, которые имеет убытки, по сведениям бухучета, за прошлый год и за отчетный период. Как проверяют первую группу: будут проверять те организации, которые показывали убытки в течение двух последних календарных лет. В этом случае организация получает обращение из налоговой инспекции. В этом обращении налоговики предложат организации пересмотреть налогооблагаемую базу и подать уточненную декларацию. Если компания не отвечает на это обращение, направляется уведомление о вызове.

Проводится комиссия в ИФНС, и организация совместно с налоговиками обсуждает, на основании чего у нее получились убытки.

Вторую группу проверяют более сложно, чем первую. Во-первых, происходит расстановка приоритетов внутри группы; исключаются организации, которые находятся на стадии конкурсного производства, в процессе ликвидации; фирмы, которые уплачивают ЕНВД, единый сельхозналог; и те, которые действительно относятся к малому бизнесу и получают убытки. В этом случае никаких особых мер налоговики проводить не будут. Далее оставшуюся группу контролеры также делят на какие-то приоритетные подгруппы: для этого смотрят возмещение экспортного НДС, прогрессирует или нет кредиторская и дебиторская задолженности, и за каждый утвердительный ответ фирма зарабатывает 1 балл. Компании, которые набирают наибольшее количество баллов, являются как бы первоочередными на проверку.

При камеральной проверке проводится 2 основных этапа: проверка документации и экономический анализ.

При камеральной проверке налоговые органы могут:

выставлять требования к плательщику о представлении пояснений или внесении исправлений в налоговые декларации (расчеты) при наличии в них ошибок, противоречий либо выявлении несоответствия содержащихся в них сведений сведениям, имеющимся у налогового органа;

истребовать у плательщиков документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот, на применение налоговых вычетов по НДС, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Налоговые органы вправе при проведении как камеральных, так и выездных проверок истребовать у контрагентов и других лиц документы, информацию о конкретных сделках проверяемого плательщика на основе статьи 93.1 Налогового кодекса (НК).

Наиболее часто в налоговом учете по налогу на прибыль выявляются следующие ошибки:

в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду);

в налоговую базу не включены внереализационные доходы (признанные должником или судом к уплате штрафы и пени, проценты по векселям и банковским счетам, восстановленные резервы, списанная кредиторская задолженность, положительная суммовая разница);

нормируемые расходы учтены сверх нормативов;

неправильно рассчитана амортизация имущества (начислена амортизация на имущество, полученное безвозмездно, начислена амортизация на недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определена амортизационная группа, не использованы понижающие коэффициенты по дорогостоящим легковым автомобилям);

единовременно учтены расходы, требующие распределения по периодам;

налоговая база уменьшена на затраты, которые нельзя учитывать в расходах.

Проверка деклараций.

При проведении камеральной проверки деклараций по налогу на прибыль обращается внимание на наличие несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и бухгалтерской отчетности. В таких случаях запрашиваются необходимые пояснения у налогоплательщика, истребуется у третьих лиц документация, касающаяся деятельности проверяемой организации.

Проверка деклараций проводится в автоматизированном режиме на основе контрольных соотношений, разработанных налоговым ведомством.

Экономический анализ.

При экономическом анализе особое внимание обращается:

на наличие убытков в организации в течение двух и более календарных лет;

опережение темпа роста расходов над темпами роста доходов от реализации товаров;

ведение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;

непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;

проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;

проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

2. Анализ налогового администрирования налогообложения прибыли организации на примере

2.1 Общая характеристика деятельности

ЗАО «ГОТЭК» зарегистрировано 28.11.92 г. Администрацией г. Железногорска.

Предприятие находится в г. Железногорске Курской области в Промзоне, база ЦДР.

Основным видом деятельности ЗАО «ГОТЭК» является производство тары и тароупаковочных материалов.

ЗАО «ГОТЭК» - предприятие, производящее широкий комплекс упаковочной продукции. Представляет большой интерес для отечественных и зарубежных товаропроизводителей, которым удобно получать ассортимент упаковок из одного источника. На предприятии организовано производство упаковки из гофрокартона для товаров быта, электротехники, медицинского оборудования. Предприятие оснащено отечественным и импортным оборудованием, персонал имеет опыт его эксплуатации.

ЗАО «ГОТЭК» состоит из 3-х основных цехов:

цех гофропродукции (гофрокартон, гофроящики);

цех полиграфии (этикеточная и коробочная продукция);

цех полимерной продукции (полиэтиленовая упаковка).

Несмотря на жесткую конкуренцию отечественных и зарубежных предприятий, производящих упаковочную продукцию, ЗАО «ГОТЭК» находит свою нишу на рынке упаковочных материалов. Потребителей продукции ЗАО «ГОТЭК» привлекает высокое качество, гибкие условия сделки, послепродажное обслуживание, учет пожеланий клиента, предложения различных дизайнерских решений.

Среди заказчиков фирмы ЗАО «ГОТЭК» такие предприятия, как московские кондитерские фабрики «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», Бирюлевский и Царицынский мясоперерабатывающие комбинаты, Московский ЛВЗ «Курский», предприятия Курской области.

Основными конкурентами ЗАО «ГОТЭК» являются ООО «Диапак», ООО «Мегапак» и индивидуальные предприниматели.

В 2007 году исследуемое предприятие участвовало в крупной выставке упаковки материалов, изделий, машин и технологий «Росупак - 2007» и в 9-й Международной специализированной выставке «Упаковка-2006». В категории потребительских упаковок ЗАО «ГОТЭК» удостоен 3-го места с вручением бронзовой медали и диплома за оригинальную конструкцию и интересное дизайнерское решение упаковки из микрогофрокартона «Шаровая опора ВАЗ» и привлекательный дизайн коробки для упаковки конфет «Тульская сладость».

Для анализа прибыли наиболее информативным источником является отчет о прибылях и убытках (приложение Д).

Проведем анализ процессов формирования балансовой прибыли предприятия (табл. 11).

Таблица 1 - Анализ прибыли предприятия ЗАО «ГОТЭК» за 2007-2009 гг. в тысячах рублей

Показатель2007 г. (факт)2008 г.2009 г.Структура, факт, %Темп роста, %планфактотклонение от планафактотклонение от плана2007 г.2008 г.2009 г.2008 г. к 2007 г.2009 г. к 2008 г.1234567891011121. Валовая прибыль60191715001116574015786835-24822100100100185782. Прибыль (+), убыток (-) от реализации продукции558796550039687-258135234512658933660711323. Доходы по внереализационным операциям (+)195910002456145640221566---1251644. Расходы по внереализационным операциям (-)15020011200110004003228832---75003575. Балансовая прибыль (убыток) отчетного периода570386630029703-3659711309-1839495261352386. Чистая прибыль456305038823762-266269047-147157622105238

По данным таблицы 1 следует отметить, что плановые показатели выполнены в 2008 году только по валовой прибыли (отклонение от плана 40157 рублей), а в 2009 году (за плановые взяты фактические показатели 2008 г.) - только по прибыли от реализации продукции (отклонение от плана 12658 рублей). Это говорит о том, что в исследуемом периоде план по прибыли не выполняется.

Отрицательные отклонения от плана в 2008-2009 гг. по балансовой и чистой прибыли вызваны чрезмерными отклонениями от плана расходов по внереализационным операциям (в большей степени потерь от операций с ценными бумагами).

В целом валовая прибыль в 2008 году по отношению к этому же показателю в 2007 году выросла на 185%. В 2009 году в сравнении с 2008 годом валовая прибыль снизилась до 78%.

В 2008 году в сравнении с 2007 годом прибыль от реализации продукции снизилась до 71%, зато в 2009 году по отношению к показателю предыдущего периода прибыль от реализации продукции увеличилась до 132%.

В структуре балансовой в течение 2008-2009 гг. произошли существенные изменения. Так, удельный вес прибыли от реализации в структуре валовой прибыли увеличился с 36% в 2008 году до 60% в 2009 году. Зато удельный вес чистой прибыли в структуре валовой прибыли снизился с 22% в 2008 году до 10% в 2009 году.

Также увеличились доходы по внереализационным операциям в 1,6 раза в 2008 году по сравнению с этим показателем в 2008 году, а расходы по внереализационным операциям за этот же период в 3,6 раза, что во многом и повлекло резкое уменьшение балансовой и чистой прибыли.

Такое изменение показателей прибыли ЗАО «ГОТЭК» произошло по следующим причинам:

неэффективная политика предприятия в операциях с ценными бумагами, повлекшая рост внереализационных расходов;

высокая доля управленческих и коммерческих расходов за счет неэффективной организации реализационного процесса и растущих зарплат руководства.

опережающий рост затрат на производство над ростом цен. Так по статье «Сырье и материалы» удорожание себестоимости составило 20% к сметной стоимости. Основная причина удорожания затрат по данной статье;

постоянный рост цен и тарифов на топливо, горюче-смазочные материалы полностью не компенсируются заказчиками при опроцентовании выполненных работ. По этим причинам удорожание себестоимости составило 49000 тыс. руб.;

по статье «Накладные расходы» удорожание составляет 45000 тыс. руб. (с учетом затрат, компенсируемых заказчиком), или 9,6% от объемов реализации.

Учитывая большое влияние внереализационных операций на балансовую и чистую прибыль рассмотрим детальнее анализ прибыли от прочей реализации и внереализационных результатов (табл. 2).

Таблица 2 - Анализ прибыли от внереализационных операций в ЗАО «ГОТЭК» за 2007-2009 гг., тыс. руб.

Доходы и расходы от реализации2007 г.2008 г.2009 г.Отклонение 2009 г. к 2008 г., (+,-)123451. Основных средств06001600+ 10002. Материалов5706781000+ 3223. Малоценных и быстроизнашивающихся предметов65911781422+ 2444. Проценты к уплате-650- 2240-502627865. Ценных бумаг580- 11200-4003228832Всего1159-10984-4103630052Как свидетельствуют данные таблицы 2, общий доход от прочей реализации составляет - 30 052 тыс. руб. (т.е. убыток), что выше уровня 2008 года в 3,4 раза. Доходы наблюдаются по многим статья реализации. Наибольшая прибыль в 2009 году получена от реализации «Основных средств» (1600 тыс. руб.), что выше уровня 2008 года в 2,6 раза и «Материалов» (1000 тыс. руб.), что выше в 1,5 раз. Тем не менее, из-за непродуманной инвестиционной политики ценные бумаги других компаний, находящиеся в собственности ОАО «Красная поляна», обесценились, что привело к убытку деятельности от прочей реализации и внереализационных результатов в 2008 и 2009 годах.

2.2 Анализ и оценка налоговых платежей и контрольной деятельности налоговых органов

Основными показателями, характеризующими налоговое администрирование по налогу на прибыль в Курской области являются:

объем поступлений налога на прибыль;

динамика задолженности по налогу на прибыль;

количество проверок по налогу на прибыль и их результаты.

Как указывает Минфин России в Письме от 24.10.2008 №03-02-07/1-429, ответственность по ст. 119 НК РФ может наступить только за нарушение срока подачи налоговой декларации за налоговый период, а не авансовых платежей.

В целом деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогового хозяйствующими субъектов отличается следующими особенностями.

В таблице 3 приведены данные за 2007-2009 гг. о результатах контрольной работы налоговых органов.

Таблица 3 - МИ ФНС России №3 по Курской области за 2007-2009 гг.

Наименование показателя2007 г2008 г2009 г2009 г. к 2007 г., в %А1234Количество организаций, стоящих на учете в МИ ФНС России №3165316591959118,51Количество индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в МИ ФНС России №3367037354151113,11Выявлено нарушений у организаций, проверенных на выездных проверках162133206,25Выявлено нарушений у индивидуальных предпринимателей, проверенных на выездных проверках1215866,67Выявлено нарушений по камеральным проверкам5827811582271,82Количество протоколов об административных правонарушениях должностных лиц в области налогов и сборов (ст 15.3. - 15.9, 15.11 КОАП РФ)99120138139,39Количество случаев приостановления операций в финансово-кредитных организациях119015131732145,55Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по результатам камеральных проверок81436081507458840,72Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по результатам выездных проверок2492053501221233887,77Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных проверок229387019в 31 раз

Согласно таблице 3 на 31.12.2009 г. на учете в МИ ФНС России №3 по Курской области на учете стояло 1959 юридических лиц, 4151 индивидуальный предприниматель. В 2009 году налоговой инспекцией проведено 54 выездных проверки на соблюдение налогового законодательства.

У 33 организаций и 8 предпринимателей выявлены нарушения при проведении выездных проверок. В целом, отмечается рост числа зарегистрированных организаций и предпринимателей в качестве налогоплательщиков в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 118, 51%.

В то же время выросли объемы проводимых проверок в среднем в 2 раза.

Наблюдается рост и количество нарушений налогового законодательства, так в 2009 году выявлено 33 нарушения у организаций, проверенных на выездных проверках, что на 203% больше по сравнению с 2007 годом и выявлено 1582 нарушения по камеральным проверкам, что больше по сравнению с 2007 годом в 2,7 раза.

В приложении Б представлены отчеты о результатах контрольной работы налоговых органов по форме №2-НК.

Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

2.3 Налоговое администрирование налогообложения прибыли

Итоги контрольных мероприятий по налогу на прибыль являются отражением принципиальных изменений в содержании и методах организации и проведения налогового контроля. Введение с 2002 года нового порядка исчисления и уплаты налога на прибыль обусловило необходимость усиления камерального контроля. Этот вид контроля позволяет уже на этапе представления налоговой отчетности оперативно выявлять нарушения законодательства.

В связи с этим была проведена переориентация в выборе объектов камеральной проверки. До 2002 года результативность камерального контроля в основном обеспечивалась доначислением налога в случаях неправомерного заявления налогоплательщиками налоговых льгот, которые составляли до 30% налогооблагаемой базы. А сегодня контроль ориентирован на вопросы правильности формирования налоговой базы, соблюдения порядка исчисления налога и заполнения налоговой декларации.

Современные требования по качеству и объемам проводимых камеральных проверок остро обозначили необходимость учета ряда факторов, а именно: жесткое соблюдение сроков всех ее технологических этапов начиная с регистрации, ввода данных налоговых деклараций, начисления налога на прибыль в информационную систему «Расчеты с бюджетом», собственно проведения камеральной проверки и оформления результатов контрольных мероприятий.

Для повышения результативности контроля управление дополнительно к формируемым протоколам ошибок разработало методы целевого отбора объектов для проверки показателей деклараций по налогу на прибыль посредством использования ресурсов АИС «Налог 2 Курск». В систему вводятся данные налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

В результате целевого отбора в автоматизированном режиме формируются списки организаций, в декларациях которых есть нарушения. Например, несоответствие определенных показателей по сравнению с бухгалтерской отчетностью, нарушение порядка заполнения деклараций, ошибки арифметического и логического характера, неточности в определении налоговой базы.

Кроме того, управление на региональном уровне с помощью АИС «Налог-2 Курск» проводит в режиме реального времени мониторинг выполнения налоговыми органами Москвы технологических этапов работы с налоговой отчетностью. Это позволяет своевременно выявлять проблемные вопросы администрирования налога на прибыль, в первую очередь по крупнейшим налогоплательщикам.

Налоговые органы в рамках администрирования налогообложения прибыли проверяют в первую очередь следующие данные:

) реализация отдельных товаров, работ, услуг не облагается НДС;

) если организация занимается экспортом, отгрузка товара считается облагаемой НДС, однако ставка НДС все равно нулевая. То есть вот эта нулевая ставка и вносит свои коррективы;

) погашение дебиторской задолженности. При оплате задолженности сумма НДС отражается в декларации НДС, а вот в декларации по налогу на прибыль такое погашение никак не отразится, потому что реализация уже была осуществлена при отгрузке товара;

) сумма авансов и предоплат включается в строки 140 или 150, раздел третий налоговой декларации по НДС в зависимости от ставки налога;

) если у налогоплательщика в проверяемом периоде были операции по передаче имущества безвозмездно, то в декларации по налогу на прибыль такая операция не отражается, а в декларации по НДС информация будет отражена.

Рассмотрим контрольные соотношения показателей декларации по налогу на прибыль, невыполнение которых ведет к завышению (занижению) сумм налога на прибыль к доплате (уменьшению) и завышению (занижению) ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Таблица 3 - Контрольные соотношения показателей декларации по налогу на прибыль

Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, подраздел1.1 Для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль Соотношение Лист 02. Расчет налога на прибыль организацийСтр. 040 = Стр. 190 - стр. 220 - стр. 250, при условии, что стр. 190> стр. 220 + стр. 250 Стр. 050 = Стр. 220 + стр. 250 - стр. 190, при условии, что стр. 190<стр. 220 + стр. 250 Стр. 070 (для организаций, у которых нет обособленных подразделений) = Стр. 200 - стр. 230 - стр. 260 при условии, что стр. 200>стр. 230 + стр. 260 Стр. 080 (для организаций, у которых нет обособленных подразделений) = Стр. 230 + стр. 260 - стр. 200 при условии, что стр. 200<стр. 230 + стр. 260Подраздел 1.2 - для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежиСтр. 120 = Стр. 300:3 Стр. 130 = Стр. 300:3 Стр. 140 = Стр. 300:3 Для организаций, у которых нет филиалов: Стр. 220 = Стр. 310:3 Стр. 230 = Стр. 310:3 Стр. 240 = Стр. 310:3

Ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении декларации, выявляются также при сравнении показателей, отражаемых в декларации по налогу на прибыль, бухгалтерской отчетности и других декларациях. Прежде всего, выявляются причины отклонений выручки предприятия, отражаемой по данным бухгалтерского учета в форме №2 приложения к балансу «Отчета о прибылях и убытках», и по данным налогового учета: в декларации по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость. Кроме этого сопоставляются и анализируются показатели расходов в случае их превышения по данным налогового учета, и финансового результата в случае, если в декларации по налогу на прибыль он ниже, чем по данным бухгалтерского учета.

В связи с тем, что декларация по налогу на прибыль содержит аналогичные показатели, предусмотренные формой №2 «Отчет о прибылях и убытках», №4 «Отчет о движении денежных средств» и №5 Приложение к бухгалтерскому балансу, необходим анализ сопоставимости следующих показателей:

. Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений (строка 010 листа 05 декларации по налогу на прибыль и строка 220 формы №4)

. поступления бюджетных средств (код 330 листа 07 декларации по налогу на прибыль и строка 910 формы №5

. Доходы или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (строка 101 или 301 приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль и строка «прибыль / убыток/ прошлых лет в расшифровке отдельных прибылей и убытков формы №2).

Для того чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, необходимо по их запросу представить в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ грамотное пояснение причин расхождений аналогичных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Обязательным элементом камерального контроля является проверка отдельных показателей на предмет их соответствия действующим нормам законодательства по налогу на прибыль. Прежде всего, это проверка правильности учета в налоговой базе убытков предыдущих налоговых периодов, убытков от реализации амортизируемого имущества, убытков, полученных от обслуживающих производств и хозяйств и убытков от реализации ценных бумаг. Следует помнить, что такие убытки учитываются в особом порядке, предусмотренном статьями 283, 268, 275.1, 280 Налогового Кодекса РФ.

При предоставлении деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях (дискетах) их принимают сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. При этом представление бумажных экземпляров документации является обязательным.

Документация проходит программный контроль на соответствие формату ее представления, после чего формируется протокол входного контроля. Документация в бумажном виде подвергается визуальному контролю на наличие обязательных реквизитов. В случае отсутствия в представленной документации реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками в устной форме предупреждает плательщика об этом и предлагает внести необходимые изменения. При отказе плательщика внести необходимые изменения на стадии приема, а также в случае представления документации по почте отдел работы с налогоплательщиками в трехдневный срок письменно уведомляет плательщика о необходимости представления им документа по утвержденной форме.

Затем документы обрабатываются так же, как в случае их приема на бумажных носителях. Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия документы, принятые в бумажном виде и на электронных носителях, формируются в пачки с сопроводительными ярлыками или реестрами и передаются в отдел ввода и обработки данных с примечанием, что данные документы имеют копию, представленную на электронном носителе. Документы от крупнейших и основных плательщиков и документы по регистрации и учету плательщиков до окончания рабочего дня, в течение которого они были получены, формируются в отдельные пачки и передаются в отдел ввода и обработки данных в первоочередном порядке.

Документы в бумажном виде вместе с их экземплярами на электронных носителях подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия данных на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений вводу подлежат данные отчетности с бумажного носителя.

Работники отдела ввода и обработки данных при получении вынесенных решений как по камеральным, так и по выездным проверкам не позднее пяти рабочих дней обеспечивают отражение в РСБ сумм налогов, пеней, санкций. По решениям, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, изменения вносятся в РСБ не позднее трех дней с даты поступления (регистрации) судебного акта.

По окончании ввода решения по реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение отчетности, и подшиваются в дела плательщиков. В случае автоматизированного формирования решения в отделе, который проводит проверки, после его утверждения суммы налогов, пеней, санкций автоматически отражаются в РСБ.

В настоящее время МНС России на федеральном уровне утверждены форматы представления деклараций и других документов, представляемых плательщиками в налоговые органы в электронном виде. Форматы представления в электронном виде деклараций по региональным и местным налогам утверждаются управлениями МНС России.

Обработка информации в МИ ФНС России №3 ведется в ПК «Система ЭОД местного уровня».

Внедрение ЭОД позволило ускорить процесс перехода налогоплательщиков на систему представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Переход на представление отчетности в электронном виде через специализированного оператора связи позволит налогоплательщикам:

сэкономить рабочее время, затрачиваемое на представление отчетности;

избежать дублирования налоговых деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, на бумажных носителях;

не допускать ошибок при подготовке отчетности за счет обеспечения средствами входного контроля автоматической проверки правильности составления отчета;

иметь возможность оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде в случае изменения или введения новых форм налоговой и бухгалтерской отчетности;

В этом случае сумма ежемесячных авансовых платежей, которая уплачивается в бюджет в течение текущего квартала, определяется исходя из суммы квартального авансового платежа, исчисленного по итогам предыдущего квартала (абз. 3 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Рассмотрим исчисление налога на прибыль на конкретном предприятии ЗАО «ГОТЭК».

Статьей 286 НК РФ определены следующие особенности исчисления и уплаты авансовых платежей в зависимости от отчетного периода:

по итогам каждого квартала без уплаты ежемесячных платежей в рамках этого квартала - применяется в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ, в случае, когда выручка налогоплательщика за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также в прочих случая, перечисленных в п. 3 ст. 286 НК РФ;

При этом рассчитывать ежемесячные авансовые платежи нужно с учетом следующих особенностей.

Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые в I квартале текущего налогового периода, будет соответствовать ежемесячному авансовому платежу, подлежащему уплате в IV квартале предыдущего налогового периода (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый в III квартале текущего налогового периода, необходимо определять по следующей формуле (абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ):

А3 = (АК2 - АК1) / 3, (1)

где А3 - ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в III квартале текущего налогового периода;

АК2 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам полугодия текущего налогового периода;

АК1 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам I квартала текущего налогового периода.

Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый в IV квартале текущего налогового периода, рассчитывается по следующей формуле (абз. 5 п. 2 ст. 286 НК РФ):

А4 = (АК3 - АК2) / 3, (2)

где А4 - ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в IV квартале текущего налогового периода;

АК3 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам девяти месяцев текущего налогового периода;

АК2 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам полугодия текущего налогового периода.

Необходимо отметить, что ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в течение каждого квартала текущего налогового периода, определяется не из фактически полученной, а из предполагаемой прибыли, размер которой определяется по итогам предыдущего квартала. Вместе с тем в течение текущего квартала организация может получить меньше прибыли, чем в предыдущем квартале, или получить убыток. Но данные обстоятельства не освобождают организацию от уплаты ежемесячных авансовых платежей в текущем квартале.

В подобных ситуациях сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в текущем квартале (либо ее часть), будет признаваться переплатой по налогу на прибыль. В свою очередь, переплата подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, на погашение недоимки и уплату пеней или подлежит возврату вашей организации в установленном порядке (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Если исчисленная сумма ежемесячного авансового платежа получится отрицательной или равной нулю, то ежемесячные авансовые платежи в соответствующем квартале не уплачиваются (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Уплата ежемесячных авансовых платежей в соответствующий бюджет должна производиться не позднее 28 числа каждого месяца соответствующего отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Налоговую декларацию в этом случае, необходимо представить не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ).

Рассмотрим применение данного метода на примере исследуемого предприятия в 2009 году.

Сумма ежемесячного авансового платежа за IV квартал 2008 г., уплаченная ЗАО «ГОТЭК», составила 5940 тыс. руб.

Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа в течение первого квартала будет также составлять 5940 тыс. руб.

В первом квартале 2009 г. организация признала выручку в размере 138 183 тыс. руб. (с НДС). При этом ЗАО «ГОТЭК» понесло расходы в размере 135 548 тыс. руб. Налогооблагаемая прибыль составила 2 262 тыс. руб., налог на прибыль - 754 тыс. руб.

Сумма ежемесячного платежа за II квартал составила 754 тыс. руб. (2 262 тыс. руб. / 3). В строке 040 Раздела 1.1 декларации указывается сумма налога - 754 тыс. руб.

По итогам первого полугодия 2010 года выручка ЗАО «ГОТЭК» составила 334 562 тыс. руб. (без НДС). Расходы составили - 329.700 тыс. руб. Таким образом, прибыль за полугодие составила 4 862 тыс. руб., налог на прибыль - 972 тыс. руб.

Ежемесячный авансовый платеж за апрель, май, июнь 2009 года будет составлять: (1.260 тыс. руб. - 600 тыс. руб.) / 3 = 220 тыс. руб.

Подобным образом будет рассчитываться сумма авансовых платежей за четвертый квартал 2009 года.

Исчисленный по итогам соответствующего отчетного периода квартальный авансовый платеж отражается по строке 180 листа 02 декларации. Часть этого платежа, исчисленную к уплате в федеральный бюджет, нужно отразить по строке 190, а в бюджет субъекта РФ - по строке 200 листа 02 декларации.

Фактическая сумма авансового платежа, которую нужно уплатить в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ за отчетный период, показывается соответственно по строкам 270 и 271 листа 02. При этом показатели строк 270 и 271 должны быть равны соответственно показателям строк 040 и 070 подраздела 1.1 разд. 1 налоговой декларации.

Чтобы определить сумму квартального авансового платежа, подлежащую фактической уплате по итогам отчетного периода в федеральный бюджет, нужно вычесть из показателя строки 190 листа 02 показатели строк 220 и 250 листа 02. Чтобы определить сумму квартального авансового платежа, подлежащую фактической уплате в бюджет субъекта РФ, надо вычесть из показателя строки 200 листа 02 показатели строк 230 и 260 листа 02.

Отметим, что по строкам 220 и 230 показываются суммы начисленных авансовых платежей соответственно в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ за прошлый отчетный период (они отражены соответственно по строкам 190 и 200 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период). А строки 250 и 260 предназначены для отражения в них сумм налога, которые вы уплатили за пределами РФ и которые подлежат зачету в счет уплаты налога в РФ (см. ст. 311 НК РФ).

3. Проблемы и пути совершенствования администрирования налогообложения прибыли

3.1 Зарубежный опыт налогового администрирования налогообложения прибыли

Некоторые страны, такие как Великобритания, Австралия, Канада, Германия, приняли поправки в национальное налоговое законодательство и ввели общие правила противодействия минимизации налогового бремени. В ближайшем будущем их примеру последуют и другие государства.

В странах, где способы оптимизации и уклонения от уплаты налогов законодательно разграничены, возможность использования элементарных схем минимизации налогов отсутствует. Как следствие - схемы оптимизации настолько усложнились, что воспользоваться ими могут только состоятельные люди и крупные корпорации.

Получается, что наиболее обеспеченные налогоплательщики, то есть те, которые в состоянии воспользоваться услугами консультантов, могут провести операцию, уменьшив свои налоговые обязательства. Разумеется, такая ситуация неприемлема. В разных странах урегулирование на законодательном уровне минимизации налогового бремени происходит по-разному. Это объясняется различием в правовом устройстве, отношением судей к данной проблеме и законотворческими традициями.

Например, во Франции, Германии и Нидерландах в основе правовой системы лежит концепция предотвращения злоупотребления правом. Суды, как правило, применяют указанную концепцию при толковании и применении налогового законодательства в спорах, когда может быть доказано, что какая-либо операция представляет собой случай злоупотребления нормами законодательства или их неправильного применения. В этих странах власти не считают необходимым вносить поправки в законодательство, с тем чтобы разграничивать легальные способы минимизации. Исключение составляет только Германия, которая приняла соответствующие поправки.

В странах, где подобной концепции противодействия злоупотреблению правом не существует, суды, как правило, не выходят за пределы текста законов, чтобы определить, имела место фактическая минимизация налогового бремени или нет. Однако суды США, в меньшей степени суды Великобритании, разработали свои правила толкования законодательства при рассмотрении некоторых элементов сделок по минимизации налогов. Суды Великобритании установили эти правила в начале 80-х годов при рассмотрении дел, связанных с применением сложных и запутанных схем. Решения судов других стран общего права, например Канады, Ирландии и Австралии, в большинстве случаев иные, чем решения судов США и Великобритании.

Опыт Австралии. Законодательная база.

Правила GAAR, применяемые в настоящее время в Австралии, гласят: если налогоплательщик получил или может получить налоговую льготу в результате применения схем, подпадающих под действие части IV A, налоговые органы вправе принять одно из следующих решений:

полностью или частично включить суммы налога в налогооблагаемый доход налогоплательщика, если налоговая льгота может быть отнесена к сумме, исключаемой из его годового налогооблагаемого дохода;

отказать в применении налогового кредита, если налоговая льгота может быть отнесена к кредиту по иностранным налогам, применяемому налогоплательщиком.

Чтобы заявить о том, что налогоплательщик недобросовестно использовал схему, налоговый орган изучает:

. способ инициирования и реализации схемы;

. форму и содержание схемы;

. время начала и период реализации схемы;

. влияние реализации схемы на размер налоговых обязательств;

. любое изменение финансового положения налогоплательщика, которое было, будет или может быть обусловлено реализацией схемы;

. любое изменение финансового положения имеющего или имевшего деловые, семейные или иные отношения с налогоплательщиком лица, которое было, будет или может быть обусловлено реализацией схемы;

. любые иные последствия инициирования и реализации схемы для налогоплательщика или любого иного лица, указанного выше;

. характер деловых, семейных или иных отношений между налогоплательщиком и любым иным лицом, указанным выше.

В качестве примера применения норм части IV A можно привести следующее дело. Налогоплательщики Австралии вложили 40 млн. австралийских долларов в иностранные процентные ценные бумаги. На первый взгляд, налогоплательщики провели коммерческую операцию. Однако проведенная операция включала:

перевод прав бенефициара на финансовые средства в юрисдикции с пониженным налогообложением посредством парных банковских операций между Сингапуром и Гонконгом без очевидной коммерческой цели;

открытие специального счета в банке, расположенном в оффшоре на Островах Кука, и направление оффшорному банку приказа о переводе средств на указанный счет. При этом счет предусматривал начисление процентов по ставке примерно на 4% ниже, чем в банках Австралии;

составление доверенности на Островах Кука на проведение запутанной операции по выдаче вкладного сертификата компании, в которую были вложены средства, и последующий отказ от него;

направление из Австралии на Острова Кука юриста компании с единственным поручением реализовывать полномочия, полученные по указанной доверенности, и принимать участие в соответствующих операциях по вложению и получению средств по наступлению срока погашения ценной бумаги якобы для проверки надежности вложений.

Результатом применения указанной схемы стало получение более высокой чистой прибыли после налогообложения. Со сделки уплачивался только символический налог на Островах Кука. Доход из иностранного источника, который подлежал налогообложению у источника в тот период времени, в Австралии налогом не облагался. Налогоплательщики утверждали, что основной целью сделки являлось получение более высокой чистой прибыли после налогообложения в рамках основной деятельности и их действия носили чисто коммерческий характер.

Однако суд, изучив обстоятельства операций, постановил: сложный характер схемы свидетельствует о том, что схема была реализована только в целях налогового планирования. По мнению суда, налогоплательщики реализовали схему для получения налоговой льготы.

В пользу налоговых органов.

По признанию налоговых органов Австралии новые нормы закона о доходах, в которых более четко сформулированы признаки схем оптимизации, позволяют безошибочно выявлять незаконные схемы ухода от налогообложения. И это несмотря на то, что воздействие нововведений на коммерческие операции в некоторой степени нейтрализуется существующей в Австралии системой предварительных судебных решений.

В сложившихся условиях налогоплательщики полагаются на то, что налоговые органы не будут преследовать компании по делам, в которых четко не установлено использование схем для получения налоговых льгот. В связи с этим в свое время налоговые органы Австралии заявили, что разъяснения по делам, касающимся применения положений части IV A, будет давать старший консультант центров налогового консультирования.

3.2 Проблемы налогового администрирования налогообложения прибыли

Но все-таки существует ряд проблем налогового администрирования по налогу на прибыль, характерных как для Курской области, так и для РФ в целом.

Анализ основных проблем в области налогообложения прибыли показал, что российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, поскольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет. Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов.

Еще одной проблемой, приводящей к недоимке налога на прибыль в бюджете Российской Федерации, является сложная система его расчета.

Необходимость ведения параллельной системы учета приводит не только к снижению эффективности налогового контроля, но и к тому, что многие налоговые преференции не способствуют стимулированию хозяйственной активности по отдельным приоритетным видам деятельности, определяемым государством [5].

От налоговых органов при проведении проверок требуется крайне трудоемкая и требующая больших интеллектуальных затрат процедура изучения существующей в организации системы налогового учета и оценки ее соответствия требованиям налогового законодательства.

Для упрощения системы отчетности по налогообложению прибыли необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами. При этом снижение трудоемкости организации налогового учета никак не должно снизить эффективность налога на прибыль организаций.

Еще одной проблемой является развитие регионов и муниципалитетов в условиях их ограниченных возможностей в формировании необходимого объема бюджетных ресурсов.

3.3Направления совершенствования администрирования налогообложения прибыли

Можно предложить следующие пути совершенствования налогового администрирования по налогу на прибыль:

ввести минимальный налог на прибыль организаций;

сократить количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами;

рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность;

внести изменения в НК РФ.

Одним из эффективных инструментом решения проблем администрирования налога на прибыль является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Оптимальный уровень минимального налога составляет около 4% от выручки. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога.

Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты. Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями.

При оптимизации налогового администрирования налога на прибыль можно выделить два направления:

минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов - по максимуму;

- откладывание уплаты налога - заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов.

Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов.

Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса [3, c. 143].

Целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от налога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным установить право региональных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты.

При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод».

Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории [1, c. 321].

Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня. Решение задачи более равномерного распределения налоговой нагрузки на разные сферы экономики осуществляется с применением расчетной ставки налога на прибыль организаций при налогообложении крупных компаний, имеющих высокий уровень рентабельности.

Оценка «амортизационной премии» приводит к выводу, что обязательным условием права использования указанной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей. Кроме того, следует рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, поскольку оборудование, используемое ими, обладает высокой стоимостью и достаточно длительным нормативным сроком службы.

Предложенные меры по совершенствованию налогового администрирования налога на прибыль будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.

Заключение

В данной работе была исследована проблема налогообложения прибыли предприятий. Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Как уже было сказано выше налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

В отношении плательщиков налога на прибыль в новом законодательстве находит воплощение принцип равного подхода ко всем субъектам хозяйствования. Однако выделяются иностранные юридические лица, а по банкам и страховой деятельности приняты отдельные законы об обложении их доходов.

Итак, плательщиками налога на прибыль являются все предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами и функционирующие в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, транспорте, торговле и т.д.). Они могут относиться к любой организационно-правовой форме, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия; Международные объединения и неправительственные организации, осуществляющие коммерческую деятельность. В отдельных случаях плательщиками могут выступать и бюджетные учреждения. При этом значение имеет второй признак плательщиков налога на прибыль, а именно осуществление ими хозяйственной и иной коммерческой деятельности, или наличие в их структуре коммерческих хозрасчетных единиц.

Сегодня у управления есть резервы для повышения уровня эффективности администрирования налога на прибыль. К ним можно отнести следующее:

расширение числа налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации по каналам связи и на магнитных носителях;

освоение и введение приема налоговых деклараций с использованием технологии двухмерного штрихкодирования деклараций;

накопление опыта по слаженной координации работы отделов инспекций, осуществляющих обработку деклараций, камеральный и выездной контроль;

активизацию работы по информированию налогоплательщиков;

дальнейшее освоение и развитие методов автоматизации процессов контроля, их адаптацию применительно к новой форме налоговой декларации по налогу на прибыль, введенной с 2006 года.

Список источников

1.Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Система «Консультант+»

2.Письмо ФНС РФ от 17.04.2009 №3-2-10/9 «Об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций» // Система «Консультант+»

.Абрамчик, Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля / Л.Я. Абрамчик // Финансовое право. - 2005. - №6. - С. 13-14.

.Акулинин, Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. - 2006. - №10. - С. 22-29.

.Афанасьев, Е.А. Контроль схем минимизации налогов в США / Е.А. Афанасьев // Российский налоговый курьер. - 2004. - №17 с. 22-28.

6.Бекузаров, М.А. Камеральная налоговая проверка / М.А. Бекузаров // Консультант. - 2002. - №22. - С. 37-40.

7.Бетина, Т.А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального налогового контроля / Т.А. Бетина // Налоговый вестник. - 2005. - №7. - С. 78 - 84.

8.Буланцева, В.А. Налог на прибыль. Проблемные вопросы / В.А. Буланцев // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2004. - выпуск 28. - С. 10-17.

9.Винокурова, Г.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Г.П. Винокурова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 106 с.

10.Гайворонская, О.В. Отчетность через Интернет: экономим время / О.В. Гайворонская // Российский налоговый курьер. - 2005. - №20. - С. 72-74.

.Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование / Л.И. Гончаренко. - КноРус, 2009. -446 с.

.Горленко, И.И. Формы проведения налогового контроля / И.И. Горленко // Налоговый вестник. - 2003. - №3. - С. 155-159

13.Колчин, С.П. Налогообложение / С.П. Колчин. - М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА». - 2002.

14.Миронова, О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование / О.А. Миронова. - М.: Омега-Л. - 2009. - 198 с.

15.Никонов, А.И. Камеральные налоговые проверки / А.И. Никонов // Закон. - 2002. - №6. - С. 51-55

.Новоселов, К.В. Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы/ К.В. Новоселов // Российский налоговый курьер. - 2005. - №11. - С. 70-72

.Ногина, О.А. Налоговый контроль / О.А. Ногина. - М.: «Финансы и статистика», 2002. - 503 с.

.Пасько, О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения /О.Ф. Пасько // Налоговый вестник. - 2005. - №6. - С. 84-85

19.Пономарев, А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации / А.И. Пономарев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 357 с.

20.Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 105 с.

Похожие работы на - Администрирование налогообложения прибыли организаций (на материалах ЗАО 'ГОТЭК')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!