Рабочая программа курса 'Корпоративные информационные системы'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    367,91 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рабочая программа курса 'Корпоративные информационные системы'

Введение

Актуальность. В наше время всеобщей глобализации, все чаще мы встречаемся с таким явлением, как холдинги и межрегиональные (трансконтинентальные) корпорации. В связи с подобным разделением крупного производства перед управляющими группами встаёт немаловажный, а зачастую и жизненноважный вопрос - как автоматизировать производственный процесс предприятия и упорядочить потоки документов между филиалами.

На помощь в решении подобных вопросов приходят так называемые «системы ERP». Подобные системы позволяют организовать работу корпорации и холдинга, как единого целого. В настоящее время на рынке достаточно много систем подобного класса. Среди Российских аналогов следует выделить систему «Галактика ERP».

На базе этой системы в настоящее время функционируют крупнейшие предприятия нашей области. Под управлением данной системы в настоящее время находятся: КАО «АЗОТ», ОАО «Кемеровохлеб», ООО «СКЭК», ООО «КемВод» и холдинговая компания «СДС». Это далеко не полный список предприятий, но уже на его основе можно судить об уровне системы и её важности для крупных машиностроительных, химических и угольных предприятий.

1.     
Технологии
MRP/ERP

1.1    Методологии MRP и ERP

(MaterialRequirementPlanning) в России, как правило, представлены различными программными продуктами иностранного производства. Появление более развитой концепции MRPII и развитие программ класса ERP, снижение их стоимости, привело к тому, что программные продукты класса MRP можно встретить очень редко, как правило, в составе устаревших информационных систем предприятий.

Основными целями MRP систем являются:

·        удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям

·        поддержка низких уровней запасов

·        планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

Для работы MRP-модуля требуются следующие входные данные:

·        Основной производственный план (MPS)

·        Список номенклатуры (IM)

·        Данные о состоянии запасов (книга учёта запасов, InventoryStatusFile). В этом документе отражаются вся наличествующая номенклатура: запасы, незавершённое производство, полуфабрикаты, готовая продукция. Кроме того, в этом документе необходимо указать спланированные заказы и заказы в ожидании отгрузки.

·        Спецификация состава изделия (BOM)

Результатами работы MRP-модуля являются следующие документы.

·        График заказов на закупку / производство материалов и комплектующих (PlannedOrderSchedule) - документ, расписывающий какое количество сырья, материалов, комплектующих должно быть заказано в каждый плановый период в течение срока планирования. Этот документ определяет внутрипроизводственный план сборки комплектующих и план внешних закупок.

·        Изменения к графику заказов на закупку / производство материалов и комплектующих (Changesinplannedorders) - документ, содержащий корректировки ранее спланированных заказов на закупку / производство материалов и комплектующих.

В настоящее время большее распространение получил стандарт ERPII. Этот стандарт лежит в основе большинства корпоративных информационных систем.

Аббревиатура MRP уже достаточно давно известна российским специалистам. Более того, с появлением новых аббревиатур - ERP, CRM и др. - по частоте упоминания отошла на второй план, как будто этот стандарт уже хорошо освоен или неактуален для предприятий. На самом деле построение комплексной системы управления производственным предприятием невозможно без внедрения эффективной системы управления производством. А оно, в свою очередь, возможно только после глубокого освоения теоретического материала. При этом в России на сегодняшний день ощущается острый дефицит литературы по MRP II. Не хватает и компетентных преподавателей, владеющих этой тематикой.

Говоря об основных преимуществах MRP-систем, следует отметить как результат их внедрения улучшение обслуживания клиентов (иначе говоря, возросший уровень сервиса) - от 15 до 26%, снижение уровня запасов - от 16 до 30%, рост эффективности работы производственных подразделений - от 11 до 20%, снижение затрат на закупку - от 7 до 13%.

Тем не менее не весь мир пользуется MRP. Причиной этому является отсутствие определённых характеристик производственной системы, без которых успешное внедрение MRP маловероятно. Желательными характеристиками для внедрения MRP, по мнению Н. Гайвера, являются следующие свойства производственных систем:

)        эффективная компьютерная система;

)        точная информация о спецификациях продуктов (ВОМ) и состоянии запасов на предприятии для готовых продуктов и их компонентов, материалов и сырья;

)        ориентация на производство дискретных продуктов, изготавливаемых из сырья, деталей, узлов и сборочных единиц, проходящих в процессе своего изготовления через многие производственные операции;

)        длительность циклов обработки;

)        надёжность устанавливаемых длительностей производственных и закупочных циклов;

)        достаточность главного календарного плана, фиксируемого на период времени, для заказа материалов без излишней спешки и путаницы;

)        поддержка и участие верхних уровней управления предприятием (топ-менеджмента).

Отсутствие первых двух условий представляет большую проблему при реализации MRP на практике, и их обеспечение требует весьма значительных затрат времени. Д. Браун среди главных причин, порождающих неудачи внедрения MRP-систем, выделяет следующие четыре:

)        недостаточное участие в проекте высшего уровня менеджмента;

)        недостаточное обучение MRP тех, кто должен будет использовать систему;

)        нереалистичные главные календарные планы производства;

)        неточные данные, в особенности спецификации (ВОМ) и данные о складских запасах.

Жизненно важным условием успеха внедрения MRP-системы является участие в проекте высшего уровня менеджмента предприятия. Надо понимать, что MRP-система затрагивает очень многие сферы деятельности производственного предприятия и без поддержки должностных лиц, наделённых соответствующими полномочиями, ее реализация на практике будет встречать сильное сопротивление. Здесь можно сослаться на М. Сафизаде и Ф. Раафата, отметивших тот факт, что в производственной среде существуют формальная и неформальная системы: «Во время внедрения MRP-системы хорошо поставленная, в чем-то точная, неформальная система встречается с запросами и потребностями новой формальной системы. Инсталляция MRP может улучшить функционирование производства или же вести к сопротивлению и дезинтеграции». Авторы пишут, что MRP очень требовательна к точности и своевременности данных и строгости процедур управления производством и запасами. Часто это становится основанием для изменения стиля работы персонала, в особенности цехового персонала (начальников цехов, мастеров и др.), привыкшего с относительным успехом работать в рамках неформальной системы с опорой на негласные приоритеты и с использованием списков недостающих компонентов и материалов (hotlists или shortagelists). Лэтем (Latham) отмечает, что «для многих производственных предприятий MRP угрожает давно установившимся привычкам и прерогативам, рождённым обстоятельствами и неформальными системами». Из вышесказанного можно сделать вывод, что менеджмент должен принять на себя ответственность за формирование производственной среды, необходимой для успешного внедрения MRP. Возможно, имеет смысл допустить существование формальной и неформальной систем вместе, но на достаточно короткое время, чтобы дать возможность персоналу адаптироваться к новой системе постепенно. Однако подробное рассмотрение вопросов методологии внедрения MRP-систем выходит за рамки данной главы.- это производственная система, в основном использующаяся на производствах дискретного типа, поэтому она редко применяется для таких отраслей, как сфера обслуживания, нефтепереработка, розничная торговля, транспорт и т.п.даёт наибольший эффект в ориентированных на производственный процесс системах, имеющих длительный цикл обработки и сложное многоступенчатое производство, так как в этом случае планирование деятельности и управление запасами наиболее сложны. Соответственно и положительный эффект, достигаемый при внедрении MRP, наиболее очевиден, ибо способность MRP-систем справляться с широким потоком производственной информации позволяет осуществлять управление по отклонениям, уменьшая зону рутинных организационных операций.системы вряд ли имеет смысл широко использовать тогда, когда спрос равномерен, партии материалов велики и изготавливаемые номенклатурные позиции немногочисленны. С проблемами, возникающими в этом случае, неплохо справляются традиционные системы, например системы управления запасами по точке заказа. MRP-системы проявляют все свои свойства тогда, когда имеют место интенсивный поток изменений и высокая вариабельность размеров заказов и партий.

Таким образом, можно заключить, что MRP не применяется и не будет применяться абсолютно для всех производственных систем. Иногда она не нужна или же экономически неэффективна. Однако количество случаев внедрения MRP-систем быстро растёт. Следует только помнить, что в условиях слабого компьютерного обеспечения, неактуальной нормативной информации, неэффективного стиля менеджмента чудес от системы MRP, как и от любой другой методологии, ждать не приходится. Она просто будет генерировать больше недостоверной и бесполезной информации, чем было до её применения. MRP наилучшим образом показывает себя при хорошо управляемой в целом производственной системе, позволяя расширить доступные горизонты управления.

Д. Браун отмечает, что программное обеспечение MRP-класса, которое может эксплуатироваться на платформе мини- и микрокомпьютеров, в настоящее время достаточно доступно по цене и может рассматриваться как приемлемое решение для малых производственных предприятий. Отметим, что это касается преимущественно западного рынка. Тем не менее большинство исследований и усилий по разработке в сфере MRP II направлено на развитие функциональности систем, позволяющих справиться с задачами крупных производственных предприятий. По поводу же соответствия MRP-подхода проблемам малого производственного предприятия написано немного.

Рассматривая возможность практического использования MRP II, необходимо уделять внимание, по мнению Д. Брауна, не столько широте применения программного обеспечения, реализующего методологию MRP II, сколько пониманию MRP-системы компаниями и эффективности использования ее как подхода к управлению производством. Практические результаты работы MRP-систем, изначально предложенные Орлицки (Orlicky), впервые получили наиболее полное отражение в работе Оливера Уайта (OliverWight). Он разработал схему классификации компаний с точки зрения эффективности их MRP-систем. Схема выглядела довольно просто и состояла всего лишь из 25 вопросов, касающихся технических возможностей программного обеспечения MRP, точности ведения данных, полученного персоналом компании Уровня образования и достигнутых посредством использования системы результатов. Результирующая оценка, согласно Данной классификации, могла варьироваться от класса А, означавшего отличные результаты, до класса D, представлявшего ситуацию, когда единственными пользователями системы были специалисты отделов АСУ (ManufacturingInformationSystemsdepartments). Среди критериев оценки эффективности использования MRP были выдвинуты следующие:

)        использование временных единиц планирования (timebuckets) не больших, чем неделя;

)        запуск процедуры планирования не реже раза в неделю;

)        отсутствие так называемого проблемного списка (shortagelist);

)        соблюдение условий поставки (deliveryperformance) на уровне 95% или выше со стороны поставщиков, цехов и главного календарного плана в целом;

)        улучшение результатов работы по крайней мере по двум из следующих направлений:

• запасы;

• производительность;

• обслуживание клиентов (customerservice).

Эта система классификации продолжает развиваться благодаря усилиям последователей Оливера Уайта и дополняется новыми критериями для оценки эффективности эксплуатации MRP-систем.

Многочисленные исследования, проведённые в течение ряда лет, выявили несколько основных проблем внедрения MRP-систем:

)        только очень небольшой процент пользователей MRP полагают, что они успешно используют свои MRP-системы. Много систем установлено, но не внедрено, т.е. формальная система не используется на практике;

)        главное календарное планирование производства пользователями MRP не компьютеризировано, несмотря на удобство этого метода;

)        планирование потребностей в мощностях (CRP) сравнительно редко применяется пользователями MRP;

)        компьютеризированное оперативное управление производством (productionactivitycontrol - РАС) вводится относительно редко.

Однако начиная с 2000 года стандарты ERP, ERPIIприменяются в комплексе с новым стандартом ERP.

В соответствии со Словарём APICS (AmericanProductionandInventoryControlSociety), термин «ERP-система» (EnterpriseResourcePlanning - Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это - информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учёта в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это - методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учёта при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Аббревиатура ERP используется для обозначения комплексных систем управления предприятием (Enterprise-ResourcePlanning - планирование - ресурсов предприятия). Ключевой термин ERP является Enterprise - Предприятие, и только потом - планирование ресурсов. Истинное предназначение ERP - в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений.

Самое трудное - построить единую систему, которая обслужит все запросы сотрудников финансового отдела, и, в то же время, угодит и отделу кадров, и складу, и другим подразделениям. Каждый из этих отделов обычно имеет собственную компьютерную систему, оптимизированную под свои особенности работы. ERP комбинирует их все в рамках одной интегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что все департаменты могут легче обмениваться информацией и общаться друг с другом. Такой интегрированный подход обещает обернуться очень большой отдачей, если компании смогут корректно установить систему.заменяет старые разрозненные компьютерные системы по финансам, управлению персоналом, контролю над производством, логистике, складу одной унифицированной системой, состоящей из программных модулей, которые повторяют функциональность старых систем. Программы, обслуживающие финансы, производство или склад теперь связаны вместе, и из одного отдела можно заглянуть в информацию другого. ERP-системы большинства поставщиков достаточно гибки и легко настраиваемы, их можно устанавливать модулями, не приобретая сразу весь пакет. Например, многие компании приобретают сначала только финансовые или HR модули, оставляя на будущее автоматизацию других функций.система автоматизирует процедуры, образующие бизнес-процессы. Например, выполнение заказа клиента: принятие заказа, его размещение, отгрузка со склада, доставка, выставление счёта, получение оплаты. ERP-система «подхватывает» заказ клиента и служит своего рода дорожной картой, по которой автоматизируются различные шаги на пути исполнения заказа. Когда представитель фронтофиса вводит заказ клиента в ERP-систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказ на выполнение. Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу клиента и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара из складского модуля и о графике отгрузки товаров из модуля логистики.

Сотрудники, работающие в разных подразделениях, видят одну информацию и могут обновлять её в своей части. Когда один департамент заканчивает работу над заказом, заказ автоматически переадресовывается в другой департамент внутри самой системы. Чтобы узнать, где находился заказ в любой момент времени, необходимо только войти в систему и отследить прохождение заказа. Поскольку весь процесс теперь прозрачен, то заказы клиентов выполняются быстрее и с меньшим числом ошибок, чем раньше. То же самое происходит с другими важными процессами, например, созданием финансовых отчётов, начислением зарплаты и т.д.

Такова роль ERP-системы в идеале. Реальность несколько жёстче. Вернёмся к тем же папкам для бумаг. Этот процесс может быть и не эффективен, но зато он прост и привычен. Бухгалтерия делает свою работу, склад - свою, и если что-нибудь за стенами отдела не так, это - чужая проблема. C приходом ERP всё меняется: продавец больше не является машинисткой, всего лишь набирающей имя клиента и нажимающей клавишу «Enter». Экран ERP-системы превращает его в бизнесмена. Продавец переходит от кредитной истории клиента к ситуации на складе. Заплатит ли клиент вовремя? Сможем ли мы вовремя отгрузить? Таких решений продавцы никогда раньше не принимали, а от этих решений зависят клиенты, и зависят другие подразделения компании. И не одним только продавцам приходится проснуться - народ на складе, который раньше держал весь список товаров в голове или на клочках бумаги, теперь должен вводить его в компьютер. Если они не будут делать это регулярно и быстро, продавец скажет клиенту, что товара нет на складе, клиент отправится к другому поставщику, и компания потеряет деньги.

Ответственность, отчётность и унифицированные коммуникации никогда раньше не проверялись так жестко. Люди не любят перемены, а ERP требует изменения их стиля работы. Вот почему так трудно оценить эффект от ERP. Ценно не столько программное обеспечение, сколько перемены, которые компании должны провести в способах ведения бизнеса. Если вы просто устанавливаете новое программное обеспечение, не изменяя принципов работы, вы можете не увидеть никакого эффекта вообще. Наоборот, новое программное обеспечение затормозит вас - вы замените старую программу, которую все знают, новой, неизвестной никому.является результатом сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий.

В 60е годы началось использование вычислительной техники для автоматизации различных областей деятельности предприятий. Тогда же появился класс систем планирования потребностей в материалах (MRP - MaterialRequirementsPlanning). В основе функционирования подобных систем лежало понятие спецификации изделия (BOM - BillOfMaterials) и производственной программы (MPS - MasterProductionSchedule). Спецификация показывало готовое изделие в разрезе входящих в него компонентов. Производственная программа содержала информацию о временном промежутке, виде и количестве готовых изделий, запланированных к выпуску предприятием. При помощи BOM и MPS происходила процедура разузлования спецификации, на основании чего, предприятие получало информацию о потребностях в материалах для производства необходимого количества готовых изделий в соответствии с MPS. Затем, информация о потребностях преобразовывалась в серию заказов на закупку и производство. Также, в данном процессе учитывалась информация об остатках сырья и материалов на складах.

Использование систем MRP позволило компаниям достичь следующих результатов:

снизить уровень запасов сырья и материалов на складах;

снизить уровень запасов в незавершённом производстве;

повысить эффективность производственного цикла;

сократить сроки выполнения заказов.

Несмотря на высокую эффективность систем MRP в них был один существенный недостаток, а именно, они не учитывали в своей работе производственные мощности предприятия. Это привело к расширению функциональности MRP систем модулем планирования потребностей в мощностях (CRP - CapacityRequirementsPlanning). Связь между CRP и MPS позволяла учитывать наличие необходимых мощностей для производства определённого количества готовых изделий. Системы MRP имеющие в своём составе модуль CRP стали называться системами планирования потребностей в материалах замкнутого цикла (ClosedLoop MRP).

В 80х годах появился новый класс систем - системы планирования производственных ресурсов предприятия (ManufacturingResourcePlanning). Из-за схожести аббревиатур такие системы стали называть MRPII.

Основное отличие MRPII от MRP, заключается в том, что системы MRPII предназначены для планирования всех ресурсов предприятия (включая финансовые и кадровые).

В следствии усовершенствования систем MRPII и их дальнейшего функционального расширения появился класс систем ERP. Термин ERP был введён независимой исследовательской компанией GartnerGroup в начале 90х годов. ERP системы, предназначены не только для производственных предприятий, они также эффективно позволяют автоматизировать деятельность компаний предоставляющих услуги.

В связи с этим родилась идея: организовать труд управленцев при помощи автоматизированной системы примерно так, как конвейер организует труд рабочих. В итоге родилась концепция регулярного менеджмента, опирающегося не на талантливых одиночек, а на формально описанные процедуры, делающие эффективным труд каждого управленца.

Системы планирования ресурсов предприятия, EnterpriseResourcePlanning (ERP) системы стали функциональным развитием MRP и MRP II систем. Аналитики компании GartnerGroup назвали так системы класса MRP II, имеющие в своём составе модуль финансового планирования FRP - FinanceRequirementsPlanning, но дальнейшее развитие систем существенно расширило эти первоначальные отличия. В основе ERP систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Декларируется, что это должно не только повысить эффективность производственной деятельности предприятия, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение. Главным же, безусловно, является набор функций ERP систем, основные из которых следующие:

·        ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;

·        формирование планов продаж и производства;

·        планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;

·        управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;

·        планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;

·        оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;

·        управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.

Поскольку основой ERP системы является находящаяся внутри неё MRP II система, то, естественно, что функции и одной и другой во многом схожи. Основными же отличиями ERP систем от MRPII систем можно считать:

·        большего количества типов производств и видов деятельности предприятий и организаций;

·        планирование ресурсов по различным направлениям деятельности;

·        возможность управления группой автономно работающих предприятий, корпоративными структурами;

·        большее внимание подсистемам финансового планирования и управления;

·        наличие функций управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учёта;

·        большее внимание созданию информационной инфраструктуры предприятия, гибкости, надёжности, совместимости с различными программными платформами;

·        интегрируемость с приложениями и другими системами, использующимися предприятием, такими как системы автоматизированного проектирования, автоматизации управления технологическими процессами, электронного документооборота, электронной коммерции;

·        наличие в системе или интеграция с программными средствами поддержки принятия решений;

·        наличие развитых средств настройки и конфигурирования аппаратных и программных средств.

В последнее десятилетие успешно развивались интернет технологии, позволяющие предприятиям через информационную сеть обмениваться данными и документами с покупателями и контрагентами. Новые функции работы с интернет, появившиеся в интегрированных системах управления, уже выходят за традиционные рамки ERP, замкнутой внутри производственного цикла предприятия. Сочетание традиционной ERP системы предприятия с интернет решениями для электронного бизнеса привели к созданию новой организационной и управленческой среды и нового качества системы. Результатом этого явилась концепция систем нового поколения - ERP II - EnterpriseResourceandRelationshipProcessing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес процессами предприятия, и внешний - управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office - внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками - front-office - внешняя система. Таким образом, ERP II система - это методологии ERP системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет технологиями.

1.2   
Российские аналоги
ERP систем

Система управления ресурсами предприятия призвана автоматизировать большинство процессов на предприятии: управление производством, финансами, поставками, затратами и т.п. Теми или иными возможностями обладают как иностранные, так и российские разработки, разница лишь в обеспечиваемой функциональности. В связи с этим, вполне можно отнести ряд отечественных решений к классу ERP-систем.

Тем не менее, крупных и действительно хорошо зарекомендовавших себя отечественных разработок немного. Среди множества игроков можно отметить корпорации «Галактика» и «Парус» с одноименными продуктами, КИС «AC+» от консалтинговой группы «Борлас», а также «1С: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием». К более мелким относятся решения «Эталон» (компания «Цефей»), БОСС («Ай-Ти»), Флагман («Инфософт») и другие.

Корпорация «Галактика» имеет удерживает весьма сильные позиции в российской промышленности, имеет множество внедрений различного масштаба, занимая четвёртое место на рынке с долей в 7%. К плюсам «Галактики» можно отнести достаточно глубокую интегрированность и чёткую поддержку законодательной базы, а также лёгкую настройку печатных форм.

Решение корпорации «Парус» во многом похоже на «Галактику». К плюсам системы «Парус» можно отнести низкие технические требования к локальной сети предприятия. Корпорация имеет достаточно большое количество проектов на промышленных предприятиях России. Сильны позиции корпорации в бюджетных организациях и энергетических компаниях.

Тем не менее, отечественные решения (рис. 1) являются в первую очередь учётными системами, регистрирующими осуществлённые операции, возможности планирования в них представлены слабо. Существенным плюсом российских разработок является относительно невысокая стоимость.

Рис. 1.ERP-системы российского производства

1.3    Галактика ERP

Комплекс бизнес-решений корпорации «Галактика» (рис. 2) обеспечивает эффективную поддержку спектра управленческих задач, позволяет гибко реагировать на внешние и внутренние изменения в деятельности, поддерживает достижение бизнес-целей предприятия и продуктивную и комфортную работу каждого сотрудника. В едином информационном пространстве поддерживаются типовые и специализированные задачи управления предприятием, холдингом, группой компаний.

Комплекс бизнес-решений корпорации «Галактика» на основе передовых информационных технологий обеспечивает:

·        управление ресурсами предприятия в соответствии с концепцией ERP

·        принятие управленческих решений за счёт определения, планирования, достижения и анализа ключевых показателей деятельности предприятия (BalancedScorecard, KPI);

·        построение сводной отчетности группы компаний, холдинга, многофилиальной организации

·        управление жизненным циклом заказов

·        управление корпоративным финансированием

Рис. 2. Комплекс решений для управления бизнесом

·        разработку и интеграцию бизнес-приложений в сервис-ориентированной архитектуре (SOA).

Ядром комплекса решений корпорации «Галактика» для управления бизнесом является система автоматизации управления Галактика ERP.

Возможности системы ERP позволяют в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, обеспечить менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

·        Построение системы учёта и формирование различных видов отчётности

·        Управление материальными и финансовыми потоками (логистика)

·        Финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учёт

·        Производственное планирование и управление производством, контроллинг

·        Управление персоналом и кадровой политикой

В состав системы автоматизации управления предприятием Галактика ERP входят средства и для поддержки специальных управленческих задач:

·        Управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования

·        Управление качеством продукции

·        Управление взаимоотношениями с клиентами

·        Управление недвижимостью

Система ERP обладает теми свойствами, которые востребованы предприятиями сегодня и будут необходимы завтра.

·        Соответствие концепции ERP и стандарту MRP - II

·        Поддержка национальных и международных стандартов финансовой отчётности (сертификат Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, письмо Министерства финансов РФ)

·        Защита конфиденциальной информации (сертификат ФСТЭК России)

·        Масштабируемость

·        Оптимальное для каждого заказчика соотношение «цена / качество решения»

·        Возможность быстрого внедрения

Корпорация «Галактика» обладает лицензией ФСБ РФ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Это позволяет использовать систему ERP в организациях и предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также в структурах, чья деятельность имеет стратегически важное значение для государства.

Для небольших предприятий на базе системы ERP разработано решение Галактика Старт, позволяющее быстро и с минимальными затратами провести автоматизацию основных бизнес-процессов предприятия.

Автоматизированные системы управления корпорации «Галактика» позволяют максимально эффективно осуществлять планирование производства.

Средние по масштабам бизнеса, динамично развивающиеся компании могут воспользоваться специальным предложением корпорации «Галактика» - решением Галактика Прогресс.

Возможности системы Галактика ERP дополняются системой поддержки принятия решений для высшего руководства предприятия Галактика BusinessIntelligence (BI), специальными и отраслевыми решениями. Бизнес-приложения корпорации «Галактика» строятся на основе передовой технологической платформы и разработаны с применением современных средств разработки: Microsoft.NET, SOA, web-сервисов, OLAP-технологий.

В комплексе решений корпорации «Галактика» органично отражены передовые методологии и концепции управления, новейшие разработки в области информационных технологий:

·        Управление эффективностью бизнеса (CorporatePerformanceManagement, CPM) - решение задач распределённых многоуровневых бизнес-сообществ, холдингов и корпораций. Возможность организации единого информационного пространства не только внутри корпорации, но и по отношению к клиентам и партнёрам, интеграции внешних приложений синхронизации данных и бизнес-процессов. Синхронизация справочников и данных с внешними системами.

·        Предприятие реального времени (Real-TimeEnterprise, RTE) - получение оперативной и достоверной информации о выполнении важных и критических процессов, помощь в принятии решений в нужный момент, способность быстро адаптироваться к потребностям изменяющейся бизнес-модели управления предприятием.

·        Сервисная шина предприятия (EnterpriseServiceBus, ESB) - интеграция в единое информационное пространство распределённых структур, работающих с гетерогенными системами.

·        Система управления бизнес-процессами (BusinessProcessManagement, BPM) - повышение эффективности функционирования процессов и качества управления, контроль и управление регламентными операциями, динамическое совершенствование процессов, гибкость и удобство в работе.

·        Мобильный бизнес - построение мобильного бизнеса с динамичной структурой, интеграция с партнёрами через Интернет (организация таких решений, как B2C и B2B), поддержка мобильных устройств, Интернет-магазинов.

2.     
Разработка УМК

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа курса «Корпоративные информационные системы» (далее КИС) включает в себя комплекс лабораторных, лекционных часов, выполнение курсовой работы, самостоятельные задания и дополнительную справочную литературу.

По учебному плану на курс КИС отводится по 34 часов лекционных и лабораторных занятий и 68 часов для самостоятельной работы. Контроль знаний студентов по окончанию курса - курсовая работа и последующий экзамен.

Учебно-методическое пособие по дисциплине

Учебное пособие

Учебное пособие по курсу КИС включает в себя описание языка программирования «Атлантис», дополнительную литературу по использованию модулей программы, справочный материал сокращений и обозначений, используемых в системе «Галактика ERP».

Методические указания по выполнению лабораторных работ

По программе на 1 семестр было составлено 10 методических указаний по выполнению лабораторных работ. В них рассмотрены два основных контура системы - логистика и бухгалтерия, рассмотрено администрирование системы и настройка её основных параметров.

Методические указания по выполнению курсовых работ

В качестве финального контроля знаний студента до экзамена предусмотрено выполнение курсовой работы, которая основывается на знаниях, полученных во время выполнения лабораторных и самостоятельных заданий. В состав курсовой входит: описание предприятия, схемы бизнес-процессов, выполненные в программе BPwin, описание хода настройки системы и ключевые скриншоты форм с заполненными полями.

Перечень экзаменационных вопросов

Экзаменационные вопросы по курсу КИС включают в себя знания, полученные студентами, во время лекционных занятий, лабораторного курса, а так же самостоятельных работ.

Содержание самостоятельной работы и форма контроля

В самостоятельную работу студента входит изучение основ языка программирования «Атлантис» и рассмотрение сокращений и обозначений, используемых в системе «Галактика ERP».

Финальным контролем знаний студента является экзамен по дисциплине «Корпоративные информационные системы».

2.2    Моделирование учебного плана по курсу КИС

При разработке учебного плана важно учитывать все входящие, управляющие и исполняющие документы и участников. Для этого используются схемы нотации IDEF0, разработанные в программе BPwin.

На рис. 3 представлена общая схема процессов.

Рис. 3. Общая схема процесса

Рис. 4. Основные учебные процессы

Декомпозируя основной бизнес-процесс, получаем схему процессов, протекающих внутри учебного процесса (рис. 4).

На рис. 4 видно, что учебный процесс разделяется на три основных подпроцесса: лабораторный курс, лекционный курс, самостоятельные работы и курсовые.

Входными данными являются знания, полученные из курсов «Администрирование в информационных системах» и «Проектирование информационных систем».

Управляющими являются следующие участники и документы: справочный материал, лекционный материал, методические указания и преподаватель.

Исполнители процессов: рабочая станция и студент.

Рис. 5. Процесс «Лабораторный курс»

Выходная информация - итог работы всего бизнес-процесса в целом: знания систем КИС на основе «ГалактикаERP».

На рис. 5 представлен декомпозированный процесс «Лабораторный курс».

Входная информация: знания, полученные из курсов «Администрирование в информационных системах» и «Проектирование информационных систем», лекционный материал.

Выходные данные: знания систем КИС на основе системы «Галактика ERP» и отчёты.

Из схемы видно, что все лабораторные взаимосвязаны. Если отсутствует одна лабораторная, то выполнение заданий невозможно.

Рис. 6. Процесс «Лекционный курс»

На рис. 6 - декомпозированный процесс «Лекционный курс».

Входные данные: знания, полученные из курсов «Администрирование в информационных системах» и «Проектирование информационных систем».

Выходные данные: знания систем КИС на основе системы «Галактика ERP» и лекционный материал.

Как видно из рис. 6 лекции имеют взаимосвязь: каждая предыдущая лекция является основой для последующей.

На рис. 7. Представлена декомпиляция процесса «Самостоятельные работы. Курсовые работы».

Рис. 7. Процесс «Самостоятельные работы. Курсовые работы»

Входные данные: отчёты и лекционный материал.

Выходные данные: знание систем КИС на основе «Галактика ERP».

Представленные схемы дают примерный вид учебной программы и наполненности обучающего процесса. Схемы рассчитывались из условия проведения курса лекций и лабораторных на один семестр.

2.3    Разработка учебной программы, лекции

При разработке учебного плана учитывалось содержание учебно-методического комплекса, составленного для учебных дисциплин. В соответствии с утверждённым планом, в рабочей программе по курсу КИС были разработаны и составлены методические указания для выполнения лабораторных, курсовых, лекционная программа, справочный материал и задания для самостоятельного выполнения студентом.

В лекционной программе можно выделить шесть основных тем (см. рис. 6).

Рассмотрим их немного подробнее.

Лекция 1. Тема: Вводная лекция.

В этой лекции рассматриваются корпоративные информационные системы в общем, история их развития, а так же причины возникновения разделения MRP/MRPII/ERP систем.

Лекция 2. Тема: ERP системы.

В данной лекции на рассмотрение предложен список основных ERPсистем, которые в наши дни активно внедряются или уже внедрены на предприятия, их сравнение и описание.

Лекция 3. Тема: Галактика - почему это ERP система.

В основе лекции по этой теме лежат ответы создателей системы «Галактика». В ходе этой лекции объясняется, почему система является ERP, что позволяет сделать такой статус системы и какие это даёт преимущества.

Лекция 4. Тема: Основные модули системы.

В лекции рассматриваются модули системы «Галактика ERP», их возможности и взаимосвязи. Важно отметить, что рассматриваются не все модули (их в системе более 40 штук), а только основные, работа системы, без настройки которых невозможна.

Лекция 5. Тема: Основные контуры системы.

В этой лекции рассматриваются контуры «Галактика ERP». Контур в системе - это укрупнённая единица администрирования, в которую входит 3 и более модуля. В системе «Галактика ERP» насчитывается шесть укрупнённых единиц. Их и предлагается рассмотреть по ходу лекционных занятий.

Лекция 6. Тема: Концепция работы в системе.

В последней лекции курса студентам предложено рассмотрение общих алгоритмов работы с системой, её настройкой и выполнение основополагающих операций. Важно отметить, что эта часть лекций призвана показать обучающимся то, как правильно нужно работать.

Основываясь на сказанном выше, логично сделать вывод, что внедрение лекционного курса по предложенной схеме позволит дать студенту не только общие знания, касательно предмета обучения, но и знания по системе и её применения на практике.

3.     
Разработка лабораторного практикума

3.1    Структура

учебный программа галактика

В лабораторный курс одного семестра обучения вошли десять лабораторных работ, которые охватывают основные модули системы «Галактика ERP».

Лабораторные работы представлены в полном варианте в приложении на диске.

Кратко рассмотрим их содержание.

Лабораторная работа №1-2.

Лабораторная работа №3.

В данной работе студент должен освоить настройку каталогов на основе предприятия, где была пройдена летняя практика. Все последующие работы являются основами для написания курсовой работы.

Лабораторная работа №4.

В этой лабораторной рассмотрена работа с каталогами сотрудников, материально-ответственных лиц (МОЛ), налогов и их групп.

Лабораторная работа №5.

В этой лабораторной рассмотрена работа с каталогами материальных ценностей (МЦ) и курсами валют.

Лабораторная работа №6.

В этой лабораторной рассмотрена общая настройка системы «Галактика ERP» на основе модуля «Настройка».

Лабораторная работа №7.

В данной лабораторной работе студенту необходимо освоить основные возможности контура «Логистики». В её рамках рассмотрен модуль управления снабжением.

Лабораторная работа №8.

В данной лабораторной работе студенту необходимо освоить основные возможности контура «Логистики». В её рамках рассмотрен модуль управления сбытом.

Лабораторная работа №9.

В данной лабораторной работе студенту необходимо освоить основные возможности контура «Бухгалтерского учёта». В её рамках рассмотренмодуль управления сбытом.

Лабораторная работа №10.

В данной лабораторной работе студенту необходимо освоить основные возможности контура «Бухгалтерского учёта». В её рамках будет рассмотрен модуль хозяйственных операций и возможностей, с ним связанных.

3.2    Описание контура логистики

Решаемые задачи

В состав системы «Галактика» входит ряд модулей, предназначенных для решения задач логистики, т.е. эффективного управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения.

К задачам логистики относятся планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Логистические функции выполняют (рис. 8):

·        Формирование хозяйственных связей по поставкам товара или оказанию услуг;

·        Определение объёмов и направлений материальных потоков;

·        Определение последовательности продвижения товаров по местам складирования;

·        Развитие, размещение и организацию складского хозяйства;

·        Осуществление перевозки, а так же всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения;

·        Выполнение упаковки, маркировки, погрузки и разгрузки;

·        Управление складскими операциями: сдачу и приёмку грузов, хранение, подготовку необходимого покупателям ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.д.

Рис. 8. Задачи логистики

Перечисленные выше задачи решают модули «Управление договорами», «Управление снабжением», «Управление сбытом», «Складской учёт», «Поставщики, получатели».

Хотя объектом логистики является сквозной материальный поток, логистический подход применим и к управлению хозяйственной деятельностью, связанной с оказанием услуг. В системе «Галактика» предусмотрено ведение актов на приём и оказание услуг, расчёт стоимости услуг по тарифам и прочее.

Ядром системы логистики является модуль «Управление договорами». В нём сосредоточена информация, необходимая менеджерам многих функциональных отделов производственных и торговых предприятий, основывающих свою деятельность на работе по договорам.

Даже если предприятие не работает по схеме «от договоров», «условный» договор по контрагенту может служить в качестве отправной точки при планировании хозяйственной деятельности в сфере закупок, поставок и платежей для контроля их исполнения.

Модулем могут пользоваться отделы продаж и снабжения, капитального строительства, финансовые, плановые отделы и бухгалтерия, осуществляющие контроль поступления, отгрузки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг и исполнения платежей.

Отчётные документы позволяют осуществлять оперативный контроль исполнения календарных планов, поступлений и отгрузок товарно-материальных ценностей, движения грузов в пути следования к потребителям, вести учёт отказных грузов и их реализацию, получать информацию о состоянии расчётов с покупателями.

Рис. 9. Логистика в системе «Галактика»

«Галактика» - целостная система, и все её модули связаны не только использованием общей базы данных, но и тем, что операции в рамках одного бизнес-процесса выполняются с помощью функций различных модулей: формируемые в одном модуле документы передаются для дальнейшей обработки в другой модуль, аналитические отчёты создаются в третьем и т.д.

Так, логистические задачи по обработке и анализу заявок контрагентов, формированию планов снабжения и сбыта решаются в рамках модулей «МТО» и «Управление заказами» (рис. 9), которые, в свою очередь, тесно связаны с производственным планированием. Система обеспечивает возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия.

Накопление информации о контрагентах, на основании которой можно сделать вывод о привлекательности заявки выполняется посредством модуля «Клиент».

Вопросы производственной логистики решаются с помощью модуля «Управление производственной логистикой».

За вопросы транспортировки отвечает специальный модуль «Управление транспортом», однако все данные, необходимые для формирования заказов на транспортные работы, вводятся в накладных. В системе используются общие каталоги маршрутов, пунктов погрузки и разгрузки и т.д., реализованы типовые формы товарно-транспортных документов.

Деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью бухгалтерии и финансовым менеджментом.

Отражение фактически проведённых хозяйственных операций в бухгалтерском учёте выполняется посредством механизма типовых хозяйственных операций (ТХО).

Типовые финансовые операции (ТФО) позволяют формировать как плановые показатели бюджета на основании договоров, так и рассчитывать фактические показатели по данным оперативных документов и бухгалтерских проводок.

Закупочная логистика

В процессе обеспечения предприятия сырьём и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки.

Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения:

·        Что, сколько, у кого и на каких условиях закупить:

модули «Управление материально-техническим обеспечением» (МТО), «Управление договорами», документы-основания (ДО) в «Управлении снабжением»;

·        Контроль исполнения договоров:

оперативные документы и отчёты модулей «Управление договорами», «Управление снабжением», «Поставщики, получатели»;

·        Организация доставки МЦ:

товарно-транспортная информация в оперативных документах, модуль «Управление транспортом»;

·        Организация складирования закупленных МЦ:

модуль «Складской учёт».

Среди специфических решений, включённых в модуль «Управление снабжением», следует отметить так же:

·        Автоматизированное формирование сопроводительных документов на возврат матценностей контрагентам в случае выявления брака, истечения срока годности и т.д.;

·        Учёт сопутствующих услуг при получении грузов, например по погрузке или отгрузке;

·        Учёт неотфактурованных поставок путём формирования корректирующей накладной;

·        Регистрацию грузовых таможенных деклараций и сведение баланса расчётов с таможенными органами при импортных операциях;

·        Автоматизированное распределение закупленных МЦ между VIP-клиентами, с которыми заключены договоры на продажу;

·        Оперативный перенос результатов взвешивания ж/д состава в накладные при поставках МЦ железнодорожным транспортом.

Управление сбытом

При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг решаются задачи распределения логистики. На производственном предприятии эти функции называются сбытом продукции.

Объектом распределительной логики является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. При этом решаются задачи:

·        Планирование процесса реализации (модули «Управление заказами», «Управление договорами»);

·        Организация получения и обработки заказа (модули «Управление заказами», «Управление договорами», документы-основания в «Управлении сбытом»);

·        Выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а так же организация выполнения других операций, предшествующих отгрузке (комплектование и пакетирование в «Складском учёте», ввод сведений о таре в каталоге матценностей);

·        Организация отгрузки (оперативные документы модулей «Управление договорами», «Управление сбытом»);

·        Организация доставки и контроль транспортирования МЦ (товарно-транспортная информация в оперативных документах, транзитные накладные в «Складском учёте», модуль «Управление транспортом»);

В модуле «Управление сбытом» реализованы ряд универсальных решений, вписывающиеся в бизнес схемы практически любого предприятия. В первую очередь, эта система ценообразования посредством прайс-листов. Прайс-листы можно формировать по группам матценностей и услуг, для различных контрагентов и т.д. Отпускные цены рассчитываются путём последовательного применения наценок, описанных по специальным алгоритмам.

Для учёта влияния наценок качественных параметром матценностей применяется система повышающих или понижающих коэффициентов ПО отношению к базовому параметру качества формирования прайс-листов на матценности, исходя из единой базовой цены на заданную дату.

Политика ценообразования включат так же систему скидок, которые могут быть как простыми - определённый процент от суммы по документу, так и сложными - устанавливаются для определения групп товаров и / или контрагентов и рассчитываются по специальным алгоритмам.

При формировании счетов на продажу реализована возможность резервирования МЦ вплоть до конкретной партии. Гибко управление резервом включает разнообразные настройки, а так же «перенаправление» резерва путём оперативного его снятия с других документов или изменение разреза хранения резервируемых МЦ.

Эффективность управления логистической системы предприятием с помощью «Галактики» повышается благодаря возможности автоматизированной идентификации МЦ по штрих-коду. Причём, годится любое считывающее устройство - важно, чтобы оно формировало файл, содержащий штрих-код и количество товара. «Галактика» обрабатывает этот файл при заполнении спецификации накладных, проведение инвентаризации насклада и, что особенно важно, при выполнении операции модуля «Розничная торговля».

Среди специфических решений, включённых в модуль «Управление сбытом», следует отметить так же:

·        Количественный и стоимостный учётотгруженной и возвращённойпокупателем тары с учётом нормы естественной убыли; учёт скидок и надбавок за возврат / невозврат тары; формирование отчётности по операциям старой и контроль состояния взаиморасчётов с контрагентом по таре;

·        Оперативный учёт показателей качества отгружаемых МЦ с формированием удостоверения качества и автоматизированным расчётом скидок, надбавок за качество;

·        Сопряжение с автоматическими весами и перенос результатов взвешивания в накладные на отпуск при отгрузке МЦ автотранспортом.

Управление запасами

В процессе превращения сырья в готовую продукцию и последующего продвижения продукции до конечного потребителя неизбежно создание материальных запасов.

Основные виды запасов - производственные, товарные, в свою очередь, подразделяются на текущие, страховые, сезонные и прочие.

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

определение размера необходимого запаса;

планирование и контроль фактического размера запасов.

В системе «Галактика» величины минимального и максимального нормативного запасов задаются в каталоге МЦ.

Контроль запасов МЦ осуществляется в модуле «Складскойучит» посредством формирования ведомостей дефицитов и сверхнормативов. Реализованный алгоритм сезонных, текущих и сверхнормативов, а так же прогнозирование дефицитов с учётом динамики продаж за период.

В случае использования модуля «МТО» и «Управления заказами» предоставляется возможность регистрировать не только фактическое, но и плановое движение МЦ, а так же рассчитывать плановое наличие МЦ на любую будущую дату.

Складские операции

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем.

В системе «Галактика» предусмотрена работа с несколькими типами складов:

·        Склад общего назначения - склад сырья, готовой продукции, товаров для реализации оптовым покупателям и т.д.; для поддержки оперативного учёта продукции, относящейся к ликёроводочной и спиртовой промышленности, предусмотрен дополнительный признак - акцизный склад;

·        Склад товаров для реализации через розничную торговую сеть;

·        Транзитный склад для слежения за движением грузов и их состоянием по маршруту следования в адрес получателя.

Основной функцией склада является размещение и хранение материальных запасов. Функция оперативного управления складом позволяет создать инфраструктуру склада, который представляет собой иерархию ячеек хранения, характеризующихся линейными размерами, объёмом и ресурсом хранения (н-р: открытый, отапливаемый и т.д.).если инфраструктура создана, то оприходование МЦ на склад и внутреннее перемещение можно производить с учётом размещения по ячейкам хранения.

В общем случае складские операции представляют собой следующую последовательность (рис. 10):

.        Приёмка товаров - по накладным на приём товаров (модуль «Управление снабжением») формируются приходные и складские ордера; непосредственно в накладной выполняется распределение МЦ по складу; осуществляется сверка фактически поступивших МЦ с данными товарно-сопроводительных документов и в случае выявления расхождений корректируются складские ордера. Складские ордера содержат всю необходимую информацию о поступившей МЦ, в том числе и так называемую «налоговою стоимость».

.       

Похожие работы на - Рабочая программа курса 'Корпоративные информационные системы'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!