Экономическая теория в системе экономических наук

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,12 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая теория в системе экономических наук

Содержание

Введение

. Экономическая теория в системе экономических наук

.1 Предмет и методология экономической теории

.2 Экономические законы и их специфика

.3 Особенности и функций экономической теорий

. Возникновение и развитие экономической теорий

.1 Экономические взгляды в эпоху античности и средневековья

.2 Экономические школы 18-19 веках

.3 Современные школы экономической теорий и экономической политики

Заключение

Список литературы

Введение

Для того, чтобы понять сложные процессы экономической жизни нужно уяснить основные закономерности функционирования экономики. Необходимо узнать, что представляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятельности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. А также необходим определенный багаж знаний, позволяющий понять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества. Важно четко представлять, что является объектом и предметом экономической теории, какие важнейшие теории возникли в ходе ее развития.

Экономическая теория - одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории - реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. Знание основ экономической теории поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. В то же время экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Целью данной курсовой работы является изучение экономической теории на всех этапах ее развития, также ее целей, предметов и методов.

При написании курсовой работы были использованы литература, научные труды и монографии российских экономистов, а так же учебные пособия и методические разработки, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.

1. Экономическая теория в системе экономических наук

.1 Предмет и методология экономической теории

Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества.

В ряду наук экономической теории принадлежит особое место. Поскольку в центре ее исследований стоит человек во всем богатстве своих экономических проявлений, то она неминуемо в большей или меньшей степени оказывается связанной с широким спектром наук, занимая промежуточное положение между гуманитарными и естественными знаниями. Экономическая теория служит также общей основой для ряда экономических наук, которые подразделяются на конкретные (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий, национальная экономика и др.), функциональные (финансы, кредит и т.п.), информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.) и исторические (история народного хозяйства, история экономической мысли).

Мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения - социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в "Очерках политической экономии" В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами. Н. И. Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как "отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения продуктов этого труда", включая техническую организацию труда.

На рубеже 20-30-х годов в экономической литературе развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин, Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие. И.И.Рубин отмечал, что политэкономия сложилась как наука о системе производственных отношений. А.А.Богданов и И.И.Степанов предложили различать предмет политической экономии в узком смысле, т.е. социально-трудовые отношения людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разделение труда и пр.) и в широком смысле, куда включались также отношения присвоения, распределения, обмена и др. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории.

Так, например, у представителей первой школы политической экономии - меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником "богатства" только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым они понимали отношение людей к природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что определение политической экономии как "науки об общественном хозяйстве... совершенно неточно и ненаучно", ибо "в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства", последнее же не включается в предмет политэкономии.

В учебнике П.Самуэльсона "Экономикс" среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономика - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение "редкости", ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия - это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в постсоветской экономической литературе появляются определения экономической теории как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений экономической теории можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И.Добрыниным.

«Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конкуренцию за их использование».

Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предмет потребления), а на субъект этих отношений человека.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность "экономического человека", группы людей и государства и их поведение в экономической среде. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Еще представитель исторической школы К. Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть конкретных экономических дисциплин со своими особыми задачами, предметом и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к общей теории, а к искусству хозяйственной практики. Важнейшая задача экономической теории - быть "несущей конструкцией" не только всей системы экономических наук, но и отдельных учебных дисциплин, что является основой всей высшей школы.

Вопросы методологии имеют первостепенное значение для серьезного изучения экономических проблем.

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

) субъективистский;

) неопозитивистско-эмпирический;

) рационалистический;

) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики, и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания, таких как:

методы научной абстракции (исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов);

анализ (автономное рассмотрение частей единого целого);

синтез (соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое);

индукция (умозаключение, представляющего собой движение от фактов к обобщениям);

дедукция (умозаключение, представляющего собой движение от обобщений к фактам);

метод логического доказательства теоретических положений на основе небольшого числа исходных аксиом;

сравнение (определения сходства и различия рассматриваемых явлений);

аналогия (перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное);

моделирование (логическое, графическое, формализованное описание с помощью математических методов экономическое явление);

1.2 Особенности функций экономической теории

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеет познавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для осуществления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

кейнсианский экономический материалистический

Экономические законы - необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения и обмена материальных благ и услуг на различных ступенях развития человеческого общества. Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений. Каждый Экономический закон выступает выражением как качественных, так и количественных сторон экономических явлений и процессов в их единстве и служит внутренней мерой этих процессов.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Вместе с тем Экономические законы, в отличие от законов природы, действуют и проявляют себя лишь через предметно-трудовую и производственную деятельность членов общества. «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» (К. Маркс). Люди не свободны в выборе производительных сил и условий материальной жизни. Развивая производительные силы в процессе трудовой деятельности, предшествующие поколения оставляют их последующим. Эта связь в человеческой истории обусловливает объективность экономического развития, которое происходит в конечном счёте независимо от воли и сознания как отдельных лиц, так и общества в целом.

Экономические законы носят исторический характер. В зависимости от уровня развития производительных сил определяются содержание, способ действия и формы проявления экономических законов. Люди вступают между собой в исторически определённые экономические отношения, их деятельность оказывается подчинённой различным экономическим законам.

Характер и формы проявления экономических законов непосредственно зависят от типа собственности на средства производства, уровня реального обобществления производства, характера хозяйственных связей между агентами производственных отношений. Во всех антагонистических общественно-экономических формациях экономические законы действуют стихийно и проявляются как внешняя слепая сила, принуждающая человека к определённым действиям. Экономические законы различаются по своему содержанию и по продолжительности действия. Общие экономические законы присущи всем общественно-экономическим формациям. К ним относятся закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда, закон экономии времени и др. Эти законы на каждой ступени исторического развития проявляются в разных формах, и их действие сопровождается различными экономическими последствиями.

Так, при переходе от первобытнообщинного способа производства к рабовладельческому действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил вело к ликвидации первобытнообщинной собственности, образованию и утверждению частной рабовладельческой собственности на материальные средства производства и на рабов.

В условиях перехода от капитализма к социализму действие данного закона выражается в ликвидации частнокапиталистической собственности на средства производства (а в конечном счёте - всех форм частной собственности на средства производства) и в утверждении общественной собственности на средства производства в двух её формах: общенародной (государственной) собственности на решающие средства производства и кооперативной собственности на основную часть средств производства.

Существуют также экономические законы, которые действуют не во всех, а лишь в нескольких общественно-экономических формациях (где существует товарное производство). К их числу относятся закон стоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения и др. Закон стоимости начал функционировать уже во время разложения первобытнообщинного строя, после появления первых крупных разделений общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от сельского хозяйства); имел ограниченную сферу действия в рабовладельческих условиях, затем в феодальных способах производства.

Получил наивысшее распространение при капиталистическом способе производства и продолжает функционировать, выражая уже иное социальное содержание экономических отношений в переходный период от капитализма к социализму и при социализме.

Особое место занимают специфические экономические законы, которые действуют только в условиях определённого способа производства. Они выражают существенные черты функционирования и развития исторически определённых производственных отношений. Именно специфические законы принципиально отличают друг от друга различные системы экономических законов. Ряд специфических экономических законов действует только на отдельных фазах, стадиях данного способа производства. Так, система экономических законов монополистического капитализма отличается новыми чертами от системы экономических законов домонополистического капитализма (например, при империализме - закон монопольной прибыли).

Система экономических законов социалистической фазы перерастет постепенно в систему экономических законов полного коммунизма, т. е. второй (высшей) его фазы. Например, закон распределения по труду постепенно превратится в закон распределения по потребностям.

Специфические экономические законы возникают и усиливают своё действие по мере становления и развития исторически определённых производственных отношений в их единстве с производительными силами. Система экономических законов данного способа производства представляет собой целостную систему необходимых и существенных внутренних связей и зависимостей этого способа производства, которая характеризует наиболее полно его сущность и направление развития. Она включает: основной экономический закон данного способа производства, определяющий специфическую цель общественного производства и соответственные средства её достижения.

Экономические законы, отражающие специфику распределения общественного труда и средств производства между различными отраслями производства и видами деятельности; экономические законы воспроизводства, показывающие соотношения между производством средств производства и производством предметов потребления, т. е. 1-м и 2-м подразделениями общественного производства, а также внутри каждого из этих подразделений; экономические законы, характеризующие распределение потребительских благ между непосредственными производителями; экономические законы, выражающие сущность вторичных, или перенесённых, производственных отношений, например международных экономических отношений; экономические законы отдельных сфер общественного производства; общие экономические законы, действующие в условиях данного способа производства.

Существует несколько экономических законов.

закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда.

закон конкуренции - социально-экономический закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. "Это закон, который все снова и снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуждает капитал напрягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше; закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему: Вперед! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по издержкам их производства" (Маркс К., Энгельс Ф.).

закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

закон убывающей отдачи гласит: «Последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу) дает уменьшающийся добавочный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса (предельный продукт)». Следует заметить, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов (например, рабочие) качественно однородны. Это означает, что каждый добавочный рабочий имеет те же качественные характеристики, что и предыдущие (квалификацию, опыт, образование, трудовые навыки и т. д.). Предельный продукт MP убывает не из-за снижающихся качественных характеристик переменного ресурса, а потому, что относительно большее количество переменного ресурса (в нашем примере - рабочих) занято при той же величине имеющихся постоянных ресурсов (например, машинного оборудования). В результате при присоединении все большего количества переменного ресурса общий продукт сначала возрастает, затем достигает своего максимума и начинает убывать.

закон спроса - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях, т.е. объем спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно пропорциональной зависимости.

закон предложения - закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях.

закон экономии времени, сущность закона состоит в сокращении общих затрат рабочего времени на производство определённой потребительской стоимости. Сокращение рабочего времени под воздействием множества факторов экономического и социального характера позволяет с меньшими затратами удовлетворить одни экономические потребности, направляя труд и рабочее время на удовлетворение других, вновь возникающих экономических потребностей.

закон повышающейся производительности труда, сущность этого закона состоит в производстве максимума продукции с минимальными затратами живого труда. Прогрессивной тенденцией данного закона является рост производительности живого труда.

закон возвышения потребностей объективно выражает прогрессивный процесс обновления системы экономических потребностей общества, их количественный и качественный рост. Механизм действия этого закона состоит в постоянном переходе потребностей высшего порядка в обычные, а последних - в потребности низшей степени необходимости; одни потребности угасают, появляются новые. Развитие системы потребностей обусловлено развитием производства, реализацией требований основного экономического закона и законов экономии времени, повышающейся производительности труда и д.р.

2. Возникновение и развитие экономической теории

.1 Экономические взгляды в эпоху античности и средневековья

Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука - продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже - средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни.

. Эпоха Античности

Экономическая мысль античности, и особенно Древней Греции, занимает особое место в истории экономической науки. В это время, собственно и начинается зарождение экономической мысли. Во-первых, сам термин «экономика» древнегреческого происхождения. Во-вторых, статус экономических взглядов мыслителей Древней Греции сегодня можно определить как начало или «истоки» экономического анализа. Принципиальная новизна экономической мысли древних греков состояла в том, что они первыми пытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Именно мыслители Древней Греции перешли от «натурфилософского» миропонимания к анализу отдельных экономических категорий и даже попытались построить систему их взаимосвязей. Более того, рассуждения древнегреческих философов по таким проблемам, как: что такое богатство, каковы основные принципы разумного (т.е. рационального: от лат.: ratio - разум) хозяйствования, что лежит в основе ценообразования, окажут наибольшее влияние на весь дальнейший процесс формирования и развития экономической науки.

Ближе всего греческая философия в лице Ксенофонта (430-425 гг. до н.э. - 355 г. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) подошла к созданию определенной экономической «теории», анализируя элементы домашнего, «ойкосного» хозяйства, которое было основой хозяйственного строя античного общества. Хозяйственная жизнь Древней Греции была ориентирована на самообеспечение, причем свои повседневные нужды каждая семья обеспечивала самостоятельно. Иными словами, домашние (семейные) хозяйства были натуральными. Приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) практиковалось, но не было еще непременным условием жизни. Такие общества сегодня называют традиционными, потому что жизнь в них строилась по заведенным обычаям, традициям, образцам поведения.

Трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта - самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных анализу хозяйства Древней Греции. В этом трактате Ксенофонт описывал каким должно быть образцовое домашнее хозяйство афинского гражданина. Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, заставляет печь дома хлеб, изготовлять пряжу и одежду. Покупки на рынке для домашнего хозяйства не играют важной роли. Таким образом, понятие «экономика» («экономия») первоначально означало законы ведения домашнего хозяйства (ойкос - дом, домашнее хозяйство; номос - закон), т.е. практический опыт главы дома, его умение управлять своим домом, руководить женой, домочадцами, рабами, землей.

Теоретическое обоснование «экономики» дал Аристотель и именно в его трактовке оно определяло развитие экономической мысли рассматриваемого периода. Это учение о доме как единстве жилья и хозяйственной деятельности, своеобразная «теория» крестьянского «ойкоса» (дома, хозяйства), который долгие столетия европейской истории составлял фундамент социально-экономической структуры общества: натуральное хозяйство с абсолютным преобладанием отношений господства и подчинения.

Однако уже в античный период на такой натуральный базис общества накладывается «надстройка» в виде городского рынка с развитыми отношениями обмена, денежным хозяйством, использованием наемного труда. По его главной цели - деньгам (хремата) этот элемент хозяйства был назван Аристотелем «хрематистикой» и противопоставлен «экономике». Если последняя направлена на создание «истинного» богатства как «совокупности средств… необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины»1, и, следовательно, предполагает прежде всего потребление ради удовлетворения насущных, естественных потребностей, производство необходимых и полезных для этого предметов и даже обмен ими, то «хрематистика» всецело ориентирована на обогащение, получение наживы. И целью, и средством деятельности здесь выступают деньги, олицетворяющие собой «неистинное» богатство, что придает ей противоестественный характер, «по справедливости вызывает порицание». В искусстве наживать состояние, считал Аристотель, «…никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить количество денег до бесконечности».

Противопоставление «экономики» и «хрематистики» объясняется тем, что в Греции эпохи Ксенофонта и Аристотеля стремление к умножению денежного богатства не стало еще нормой поведения, более того, такое поведение не вписывалось в заведенный порядок жизни греческого общества. Осуждая накопление денег, Аристотель стремился предупредить угрозу этому порядку. Особое негодование Аристотеля вызывал процент (ростовщичество), который он расценивал как самую противоестественную форму дохода. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег. «Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе» - писал Аристотель.

Различая «экономику» и «хрематистику», противопоставляя эти два способа ведения хозяйства, Аристотель заложил основы этически ориентированной традиции рассмотрения социально-экономических процессов, которая войдет в общественное сознание и даст направление развития экономической мысли на последующие два тысячелетия.

Аристотелю принадлежит первенство и в анализе явления, которое сегодня называется ценой товара - понятия, вокруг которого строится вся теория современной микроэкономики.

Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорция обмена товаров?» или, другими словами, «Сколько стоит товар и почему он столько стоит?» Именно поиск ответа на данный вопрос станет центральной проблемой для экономистов на протяжении многих веков. Исторически, при определении величины стоимости товаров, в истории экономической мысли сложились два крупных течения, которые корнями уходят к идеям великого греческого мыслителя. Сторонники первого возьмут за основу тезис Аристотеля о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ - отсюда выросли такие концепции цены товара, как «теория издержек производства» и «трудовая теория стоимости» (Ф. Аквинский, А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милль, К. Маркс).

Сторонники второго течения будут опираться на тезис о потребности как общей мере при обмене. Отсюда ведут свою родословную различные теории, выводящие цену из полезности благ (Г. Госсен, представители австрийской школы маржинализма, П. Самуэльсон и др.).

Если афинские мыслители оставили после себя философию, оказавшую глубокое влияние на этические и экономические теории последующих поколений, то римляне создали учреждения (институты), оказавшие столь же глубокое влияние на законодательство и политику (в том числе экономическую). Идеи римских юристов (Цельс, Гай, Юлиан - II в. н.э.; Модестин, Папиниан, Павел, Ульпиан - III в. н.э.) относительно собственности был узкоиндивидуалистичен: они отошли от семейно-клановой группы как общественной единицы, как это было у греков, и заменили общность имущества, существовавшую в ней, ясно определенными частными правами. Результатом чего стало развитие свободы договора, предполагающей право индивида свободно распоряжаться своим имуществом.

Заслуга римлян состоит в развитии экономического мышления, формировании юриспруденции как науки, практический дух которой внес значительную долю индивидуализма в экономические теории последующих столетий.

. Эпоха Средневековья

Доктрины средневековых схоластов, содержащие и экономические идеи, могут быть поняты, только если рассматривать их как этические учения, излагавшие скорее то, что должно быть (этот метод в науке называется нормативным), а не научные заключения относительно того, что есть (такой метод называется позитивным).

Хозяйственная жизнь в эпоху Средневековья отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, предназначенной для рыночного оборота, постоянно увеличивалась. Поэтому, другой особенностью экономической мысли средневековых авторов, является попытка соединить ценности «традиционного общества» с развитием в его недрах товарно-денежных отношений. Попытки соединения римских установлений, христианского вероучения, философских построений Аристотеля с обычаями и традициями крестьянско-помещечьего хозяйства, реалиями формирующегося городского хозяйства с разделением занятий, торговлей и деньгами, наиболее отчетливо проявились в «теориях» справедливой цены и ростовщичества.

Теория ценности («справедливой цены»), сформулированная А. Магнусом (1193-1280) и Ф. Аквинским (1225(27)-1274) является экономической и этической одновременно. Здесь мы встречаемся с иным подходом к цене, чем у Аристотеля. Античный философ пытался понять, как формируется цена в свободном торге двух партнеров. В средневековой же теории «справедливой цены» просматривается попытка предписать партнерам по торгу некое правило, сущность которого можно в целом сформулировать как: справедливая цена - это такая, какую можно взимать не беря греха на душу. В основе ценообразования, согласно средневековым авторам, лежат две группы факторов:

первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличиствующее их сословию благосостояние.

Таким образом, один вид справедливости гарантировал цену «сообразно вещи», то есть это экономический фактор, связанный с покрытием затрат (издержек) на производство. Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Позднее, именно экономическая составляющая теории «справедливой цены» стала еще одним звеном (после Аристотеля) в цепи знаний, приведших к появлению «трудовой теории стоимости» и «теории издержек производства» в экономической науке.

Термином «ростовщичество» средневековые богословы обозначали всякую цену, превышающую «справедливую» (истинную). Убеждение, что взимать процент за ссуду денег также несправедливо, как брать за товар цену, превышающую «справедливую», легло в основание запрета ростовщичества. В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать, но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский Собор католической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, не согласное с постановлениями церкви о процентах, недействительным. Всякое сомнение на этот счет стало преследоваться как ересь.

Однако, по мере приближения к концу средневековья этические нормы все чаще стали вступать в противоречие с реалиями хозяйственной жизни. И все же, несмотря на «уступки», которые делала церковь реальным явлениям экономической жизни, вступая при этом в противоречие с христианской доктриной, позднее средневековье признавало «морализованную экономию», основанную на справедливой цене, справедливом вознаграждении, упразднении конкуренции, в потребительских целях видело назначение богатства.

Коренной пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в ХVI в., в эпоху Реформации. Против запрета на взимание процентов выступал, например, известный реформатор церкви Ж.Кальвин (1509-1564). Законодательная же отмена запрета взимания процентов произошла, например, в Англии в ХVI в., а во Франции - только в конце ХVIII в., во времена Великой французской революции.

Реформация принесла с собой не только изменение по отношению к ссудному проценту, но и в целом новую этику, отличную от этики католического христианства. Именно в этом многие ученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформацией хозяйственного переворота. Одним из первых и наиболее аргументировано эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер (1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).Подводя итоги, можно утверждать, что предметом экономической мысли в эпоху античности и средневековья выступало экономическое (хозяйственное) поведение человека в рамках «традиционного общества», которое определялось представлениями о допустимом и недопустимом в области практической жизни, или, другими словами, представлениями о его соответствии принятым моральным нормам. Об этом наиболее красноречиво говорят идеи Аристотеля об «экономике» и «хрематистике», идея «справедливой цены» Ф. Аквинского, негативное отношение к ростовщичеству и ссудному проценту и др. В этих идеях и нормах повседневной жизни находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления об экономике.

2.2 Экономические школы 18-19 века

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма (первая экономическая школа).

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Вслед за меркантилистами появилось учение физиократов (дословно - «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем и «матерью богатства» является природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат.

Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос: «Что составляет богатство народа?» (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов, ставшим экономическим бестселлером.

Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

В XIX в. экономическая теория имеет уже сложную систему, порождая направления и школы как внутри классической политэкономии, так и во вне - ее антипода «пролетарскую политэкономию».

В канун XIX в. произошла французская буржуазная революция, затем в первой его трети наблюдался скачок в развитии производительных сил, связанный с промышленным переворотом. Одновременно формируется промышленный пролетариат, происходят его первые классовые битвы (1830, 1848). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства.

Все это создало благоприятную почву для появления марксизма - радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы - социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя Карла Маркса название "марксизм", суждено было в XX в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.

В последней трети XIX в. в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась успехом "маржиналистская революция", суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда - к полезности, от производства - к потреблению, от объективного - к субъективному, и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Возникают австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы маржинализма в Англии (У. Джевонс), во Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии (Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая волна маржинализма в конце XIX в., создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название "Экономикс".

.3 Современные школы экономической теории

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX в. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций. Если попытаться как-то обобщить их, то можно выделить следующие главные направления современной экономической мысли:

)неоклассическое;

)кейнсианское;

) институционально-социологическое.

Основная идея неоклассицизма заключается в том, чтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

Наиболее известными представителями неоклассического течения современной экономической мысли являются американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915), американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (род. 1906), английский ученый Джон Хикс (1904-1989).

Особенности неоклассического синтеза:

) Для неоклассической школы характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

) Широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа;

) Сторонники неоклассического течения уточняли старые и разрабатывали новые проблемы в соответствии с изменениями, происходящими в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

Некоторые авторы считают несколько условным сам термин "неоклассический синтез". Выражается несогласие с позициями и трактовкой ведущих теоретиков. В основном критика сводится к двум моментам.

Во-первых, теоретиков неоклассического синтеза упрекают в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую очередь и главным образом теми вопросами, которые поддаются форматизации, могут быть выражены с помощью формул и уравнений. А то, что выходит за пределы строгих количественных оценок, например, уточнение целей общественного развития, пути достижения национального согласия, оказывается за пределами чистой теории.

Во-вторых, внимание нередко концентрируется на второстепенных вопросах, на рассмотрении частных изменений и побочных процессов. Коренные, принципиальные, структурные перемены оказываются забытыми экономистами неоклассической школы. Довольно часто весьма важные процессы, глубинные взаимосвязи, долгосрочные тенденции остаются уделом представителей неортодоксальной экономики.

Современное кейнсианство выступает в виде нескольких течений. Еще в 60-70х годах на арене экономической мысли появилось такое крупное направление, как посткейнсианство. Исторически оно сложилось из слияния двух потоков. С одной стороны, это было английское левое кейнсианство, центр которого находился в Кембридже, где долгое жила и работала лидер этого течения - Дж. Робинсон. С другой стороны, деятельность таких экономистов в США, как Ф. Клаудэр, А. Леонхуфвуд, Х. Мински и других. Кейнсианцев и их критиков разделяет вопрос о стабильности экономической системы. Сторонники современного кейнсианства по-прежнему исходят из того, что в капиталистическом хозяйстве существуют устойчивые причины, способные вызвать болезненные отклонения от стабильности роста и полного использования ресурсов, а поэтому необходимо вмешательство государства для их корректировки.

Современное кейнсианство вряд ли можно назвать макроэкономической теорией эффективного спроса. Акценты смещены на другие области анализа, связанные в первую очередь с функционированием рынков-капиталов, товаров и труда. И здесь основное внимание уделяется анализу проблем, порождаемых активным воздействием финансовой сферы на ход реального производства.

Следующей важнейшей проблемой, разработкой которой занято современное кейнсианство, является развитие теории ценообразования как новой основы макроэкономики. Цель этой теории - показать особенности ценообразования в реальных условиях современного капитализма, когда преобладание крупных фирм способных в определенных пределах регулировать цены и объемы производства, сочетается с господством сильных профсоюзов и коллективными договорами о заработной плате, когда в процессы ценообразования вмешивается государство, то есть в условиях существования регулируемых рынков товаров и рабочей силы. В этой новой ситуации (несовершенной конкуренции) цены не изменяются настолько быстро и эластично, чтобы в достаточно короткий срок привести в равновесие новое соотношение спроса и предложения (расчистить рынок). В итоге фирмы реагируют на изменение ситуации на рынках колебаниями объемов производства, результатом которых и являются длительные отклонения от состояния равновесия с неполным использованием производственных мощностей и рабочей силы.

Кризис кейнсианства последних десятилетий вызвал оживление неоклассического направления, но он же способствовал возникновению новых тенденций в самом кейнсианстве. Конечно, различия между этими двумя ведущими направлениями современной экономической науки нельзя абсолютизировать. Они касаются главным образом исходных представлений о механизмах приспособления экономики к неравновесным ситуациям или несовершенствам рынка, о скорости этого приспособления и о том, кто, в конечном счете, способен быстрее, эффективнее и дешевле поправить дело - рынок или государство.

Как течение экономической мысли (связанное с именами Веблена, Коммонса, Митчелла), институционализм сравнительно молод: его возникновение и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают широкое распространение в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается новый - и пока последний - этап в развитии институционализма.

В институционализме выделяют три основные направления, обозначившиеся в конце XIX века: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества.

Пытаясь определить суть институционализма обнаруживаются черты, относящиеся к области методологии:

неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статистическим характером ортодоксальной теории цены;

стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущество междисциплинарного подхода»;

недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.

К этому следует добавить требование усилить контроль общества над бизнесом", то есть благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику.

Понятие институционализм" включает два аспекта. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, - институции". Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть институтов". Институты - формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой. Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов. Сторонников институционализма, как и их предшественников (историческую школу), отличает критичное отношение к привычным канонам неоклассиков. Институционалисты считают, что концепции неоклассиков не только схематичны, но и оторваны от реальности. Ведь цены фактически не определяются свободной конкуренцией (ее давно нет), а фиксируются теми, в чьих руках находится экономическая власть, то есть государством, олигополиями. Политическая экономия, считают институционалисты, наука не о функционировании, а о развитии общества. Она должна отойти от традиционных подходов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономической учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход. На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

Сегодня неоклассическое направление экономической науки представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен - один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена "Свобода выбора" Рейган написал: "Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки". По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности предпринимателям и торговцам.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 -1973) и его блестящий ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992).

Заключение

Экономическая теория - это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Экономическая теория выполняет познавательную, методологическую и практическую функции. Она является наукой, изучающей эволюцию системы рационального хозяйствования, источники и факторы роста национального богатства и благосостояния отдельных групп общества.

Экономическая теория изучает устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи, поскольку именно их должен принимать во внимание экономический субъект в своей деятельности. Это - экономические законы.

Коротко говоря, экономическая теория есть совокупность разделов экономической науки, исследующая экономическую сферу жизни общества, абстрагируясь от конкретных условий экономической практики. То есть, экономическая теория изучает поведение различных экономических субъектов, их взаимодействие, его непосредственные и отдаленные результаты, а также связанные с этим взаимодействием системные эффекты, отбрасывая конкретику форм экономических отношений, превносимую в экономику спецификой экономического законодательства и традиций различных культур, государств и регионов.

Экономическая теория изучает, в первую очередь, принципы поведения людей, которые вступают в экономические отношения как потребители, как производители или как собственники факторов производства. Также изучаются базовые принципы, на которых основывается процесс принятия экономических решений этими людьми. На основании знания базовых принципов экономического поведения экономическая теория строит теорию рынков различных товаров, услуг и ресурсов; а также теорию ценообразования на этих рынках. Причем для построения теории рынков используется понятие конкуренции. Из теории поведения экономических субъектов и теории рынков созданы различные теории экономического равновесия, на основе которых в свою очередь экономическая теория строит теории экономической динамики (цикличности) и экономического роста. На основе этих теорий экономическая теория вырабатывает базовые принципы поведения государства в экономике и принципы регулирования экономики государством. Несколько отдельной выглядит проблематика общественного благосостояния и его повышения, также входящая в интересы экономической теории.

От экономической теории следует отличать экономическую политику.

Экономическая теория развивалась в поисках решения проблем, поставленных хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

В заключение уместно привести слова Дж.Кейнса о том, что "идеи экономистов и политических мыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром". Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организации общества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзя относиться легкомысленно.

Список использованных источников

1. Ю. И. Будович. Проблемы методологического обеспечения экономико-теоретического исследования, отвечающего требованиям практики экономического управления. // Экономический анализ: теория и практика, 2009. - N 26. - С. 52-59.

. Д. Г. Егоров. Практические следствия. / / Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 13. - С. 21-28.

. Б. В. Салихов. Размышления о предмете экономической теории, или как повысить эффективность ее социальной функции? // Финансы и кредит, 2006. - N 35. - С. 43-50.

. С. А. Владимиров. Краткий очерк истории экономической науки.// Экономический анализ: теория и практика, 2006. - N 4. - С. 54-64.

. В. В. Радаев. Важные условия развития экономической теории. // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика, 2004. - N 3. -С. 9-33.

. А. Авдонин На пути к постнеклассической экономической теории. // Экономика и управление, 2010. - N 2. - С. 41-46.

Похожие работы на - Экономическая теория в системе экономических наук

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!