Экономика информационного общества

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,96 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика информационного общества

Министерство РФ по связи и информатизации.

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики.




Кафедра экономических теорий



Контрольная работа

ЭКОНОМИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Выполнил: студент гр.А-13

Тур А.Н.

Проверила: Шатрова В.Я.






Новосибирск 2011

Содержание

Введение

1.Сущность и основные признаки информатизации экономики

2.Рынок информационного общества

.Интернет-экономика: ее сущностные характеристики и возможности

.Проблемы информатизации экономики в России

Заключение

Список литературы

Введение

Перспектива развития цивилизации во многом зависит от того, на сколько быстро и адекватно человечество проникнет в сокровенные тайны информации , осознает преимущество и опасности , связанные со становлением общества, основанного на производстве, распространении и потреблении информации и называемого информационным. Суть происходящих изменений, охватывающих сферу деятельности человека, в самом общем виде заключается в том , что материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной.

И хотя мы по инерции все еще продолжаем подчитывать составляющие основу традиционного богатства тоннами, метрами, декалитрами производимой продукции, становится очевидным, что экономическая мощь государства определяется уже далеко не этими показателями.


Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникации, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становление нового типа экономических отношений.

Первоосновой информатизаций экономики являются достижения фундаментальных и прикладных наук, которые воплощаются в новых информационных технологиях и средствах производства, что в свою очередь стимулирует очередной виток научно-технических достижений на базе применения новейших информационных инструментов исследования. Эти накопленные в обществе научно-технические достижения составляют важную часть национальных информационных ресурсов.

Помимо достижений науки и техники в состав информационных ресурсов входят и рассеянные в обществе знания , неотделимые от личностей конкретных людей: специалистов различного профиля , рабочих, обладающих профессиональными, опытом, умениями. Информационные ресурсы взаимодействуя с техническими средствами обработки информации, породили новую отрасль экономики - индустрию информатики и оказывают революционизирующее воздействие на традиционные отрасли производства - промышленность, транспорт, связь, торговлю, финансово-кредитную систему.

Постепенное увеличение доли информационной деятельности переходит в новое качество и возникает информационное общество.

Для информационного общества характерны следующие черты:

. Высокий удельный вес знаний в информации в приросте ВВП. В экономической науке традиционно считалось, что рост экономики зависит от трех основных факторов: земли и других природных ресурсов, капитала, включающего в качестве основной составляющей средства производства и труда. В современных условиях к ним добавился новый четвертый фактор - информационный. В том смысле как труд и капитал составляли центральные переменные величины в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными величинами в постиндустриальном и информационном обществе. Рост экономики сейчас в решающей степени зависит от использования знаний и информации, определяющих инновационное развитие и научно-технический прогресс. Чем более развита страна, тем сильнее используется в ее развитии информационный фактор, и наоборот. Большинство государств осознало важность информационных ресурсов как для экономических, так и для политических целей . Поэтому все более или менее развитые страны прилагают значительные усилия для создания собственных, часто закрытых, электронных хранилищ информации.

. Высокий удельный вес доходов от информационной деятельности в общих доходах населения страны. К информационной деятельности относится работа в сфере управления, финансов, СМИ, НИОКР, культуры и т. д. Обращение финансов - это во многом обращение определенной формы информации. Это стало особенно очевидно с появлением электронных денег. Деньги и ценные бумаги постепенно отрываясь от своих материальных носителей, все более проявляют свою информационную сущность.

. Ключевая роль информации в экономических и социальных процессах. В условиях информационного общества информация начинает играть роль, которая по своей значимости и масштабам превосходит материальную продукцию, энергию и услуги.

. Беспрецедентное усиление взаимосвязи науки с реальными производственными процессами. Одной из важнейших особенностей информационного общества и НТР является превращение науки в непосредственную производственную силу.

. Автоматизация производственных процессов и информатизация человеческой деятельности. Одно из основных отличий формирующегося информационного общества состоит в том, что процесс промышленного производства - от добычи сырья до заготовок, вплоть до конечной продукции и распределения товаров - все более передается машинам и автоматам, роботам. Сам же человек во все большей степени переключается на иные виды деятельности, связанные с информацией, такие, как планирование, управление и контроль.

. Превращение профессий умственного труда из редких в массовые. Прогрессирующая тенденция перемещения работников умственного труда в различные сферы экономики обусловливает распространение на них закономерностей функционирования рыночной экономики.

. Новые перспективы для производства и потребления. Новые информационные технологии дают возможность регулирования крупных экономических, экологических и социальных проблем с меньшими издержками. Они позволяют перейти к разнообразному мелкосерийному производству товаров по низкой себестоимости, вытеснить из тех или иных отраслей крупносерийное и единообразное производство.

. Рынок информационного общества

Этот рынок обнаруживает черты, отличающие от рынка индустриального общества. Рынок как коммуникативная система получает в информационном обществе адекватную его сущности техническую базу - электронные средства обработки и передачи информации, благодаря которой рыночный механизм становится более гибким, быстродействующим, способным переработать огромный объем экономической информации. В информационном обществе меняется само представление о рынке: Рынок раньше представлял собой определенное место, где можно что-то продать или купить. Теперь же рынок - это просто компьютеризированная сеть коммуникаций, так как с помощью телетекста или телефакса можно купить что угодно, где угодно, когда угодна, не сходя с места. Изменяются не только пространственные, но и временные границы рынка. Феномен информационного поля позволят в любое время суток получить информацию из любой точки планеты, такое понятие как бизнес вне времени и границ становится реальностью.

Как известно, собственность на информацию является основной монопольной власти, поскольку владение патентами и лицензиями служит барьером для проникновение в отрасль. Существует и другой важный аспект, связанный с передачей информации - условия продажи технологии. В них могут включатся ограничения, заранее устраняющие проявление каких-либо конкурентных преимуществ, например, касающиеся рынков сбытов готовой продукции. В таком случае нарушается механизм конкуренции. В то же время информатизация экономики придает данному механизму новые качества. Так, высокая насыщенность рынка товарами и услугами заставляет фирмы постоянно следить за техническими достижениями в своей отрасли, отыскивать на рынке ниши для новых товаров и услуг.

Информатизация дала рынку электронные коммуникации, электронные средства обращения и учета - кредитные карточки, электронные акции, штриховой код, которые значительно ускоряют и упрощают расчеты. Цена, являясь самым важным сигналом в коммуникативной сети рынка, становится известной всем участникам рыночных отношений в считанные минуты. Свободное циркулирование и доступ к коммерческой информации обеспечивают целостность рынка, способствуют образованию равновесных цен на товары и услуги. Так же в информационном обществе уменьшается возможность кризисов - как для отдельных фирм, так экономики в целом. Некоторыми авторами отмечается изменение механизма экономического цикла вследствие информатизации. Невозможность общего кризиса в экономике информационного общества обосновывается большой обозримостью рынка для отдельных фирм и исключением внезапности изменения рыночной ситуации в условиях быстрого распространения коммерческой информации на основе электронных сетей.

Совершенно очевидно, что с помощью традиционных стоимостных методов анализа экономической эффективности применительно к такому фактору производства, как научно-техническая информация, невозможно адекватно оценить ее истинную общественную значимость. Иными словами, ценность информации определяется отнюдь не затратами прошлого труда, издержками на ее получение, а ее перспективной общественной полезностью - потребительной стоимостью.

Когда накопленные результаты фундаментальных, поисковых и прикладных исследований превращаются в непосредственную производительную силу, игнорирование информационного фактора производства неизбежно приводит к грубым ошибкам. Так, например, анализ состояния дел той или иной фирмы традиционно осуществляется на основе таких стоимостных показателей, как прибыль, производительность труда, рентабельность, стоимость основных фондов, объем оборотных средств, величина кредиторской и дебиторской задолженности. Однако практика нередко свидетельствует о другом. Хозяйствующий субъект , обладающий значительным объемом основных фондов оборотных средств, практически не имеющий долгов, обеспечивающий стабильную прибыль, но не ведущий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не имеет инновационного потенциала. В то же время фирма, временно переживающая финансовые затруднения, недостаток оборотных средств, имеющая большую кредиторскую задолженность, но обладающая высоким научно-техническим заделом, в перспективе может оказаться в гораздо более выгодном положение.

3. Интернет-экономика: ее сущностные характеристики и возможности

Современный Интернет представляет собой сеть из примерно 5 млн. базовых ЭВМ, соединенных быстрыми оптоволоконными линиями связи. Он объединяет 90 тыс. сетевых структур в 100 государствах мира. Число пользователей растет с фантастической быстротой, и уже можно считать сформировавшимся новое сообщество людей, связанных с Интернетом и связывающих с ним свою профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Круг этих людей быстро растет, захватывая всю интеллектуальную и деловую элиту мира.

сетей. Известна технологическая закономерность (феномен Мура, основателя компании Intel) - мощность компьютеров удваивается каждые 10 месяцев. С другой стороны, развитие информационных сетей имеет свою фундаментальную закономерность - закон Меткалфа (изобретателя сетевого стандарта Internet) - полезность сети для общества пропорционально квадрату числа пользователей. Это свидетельствует о том что мы имеем дело с самым быстрорастущим в истории человечества мировым сообществом.

Буквально за последние несколько лет все основные экономические виды деятельности были освоены Интернетом и появились Интернет-коммерция, Интернет-реклама, Интернет-банкинг и т. д.

. Интернет-торговля включает в себя два больших сегмент: торговлю одной компанию с другой, названной В2В (бизнес-бизнес), и розничную торговлю В2С (бизнес-потребитель). Согласно исследованиям Gartner Group, В2В коммерция составлявшая в 1999 году 145 млрд. долларов, к 2004 году достигнет 7,29 трлн. долларов. В розничной торговле быстро растут число и объемы продаж Интернет-магазинов. Число посетителей виртуальных магазинов растет на 37% в год, но этом в основном частные лица и мелкие фирмы.

. Интернет-реклама имеет три основные преимущества по сравнению с традиционной:

·активное взаимодействие с аудиторией, т.е. получение обратной связи от потребителя с помощью того же средства передачи информации;

·возможность точного и легкого измерения числа обращений к рекламному объявлению, а значит, четкой фокусировки на определенной аудитории и тем самым снижение затрат;

·возможность с легкостью предоставить сколь угодно точную информацию о продукте.

Рекламный рынок Интернета растет быстрее численности абонентов Интернет и даже быстрее объема продаж, но пока все же в 50-60 раз меньше объема рекламы на телевидении. В 1999 году общая сумма рекламных затрат в Интернет составила 3 млрд. долларов.

. Интернет-биржи. Электронная биржа энергетических ресурсов уже успешно работает в США. Она обеспечивает 10%-ное снижение цен на энергию и более полную загрузку производственных мощностей. Иными словами, выгодна как для покупателя, так и для продавцов электроэнергии.

. Интернет-банкинг становится одной из наиболее перспективных форм банковской деятельности. Его основное преимущество заключается в скорости и дешевизне обслуживания. Себестоимость банковских услуг в Интернете снижается по сравнению с традиционным обслуживанием в 8-10 раз. Это побудило большинство банков войти в сеть, а некоторые из них - начать сетевое обслуживание клиентов. Например, самый крупный консервативный банк Германии Deutsche Bank расстается с традиционным банковским бизнесом и делает ставку на развитие Интернет-банкинга. Он освобождается от большей части своей филиальной сети и переносит значительную часть операций в Интернет. Инвестиционные планы банка в сети оцениваются в 1 млрд. евро в год. Фактически, Deutsche Bank заменяет свои реальные филиалы на виртуальные системы.

. Интернет-инвестирование. Сейчас каждый человек может участвовать в инвестициях в глобальном масштабе. С помощью обычного компьютера, подключенного к Интернету, он может покупать и продавать акции практически всех корпораций мира, работать на фьючерсных рынках, одалживать свои деньги правительствам и фирмам, покупать облигации, играть на разнице курсов валют. Заработать вам деньги в сети вам поможет специальное программное обеспечение, облегчающее анализ рынка. Итак, достаточно оформить в вашем банке кредитную карту, найти в Интернет требуемый сайт, и вы - глобальный инвестор.

Уникальность сети Интернет заключается не только в ее масштабах и универсальности, но и в экономическом содержании. Интернет не кому не принадлежи. Никто его в целом не проектировал, нет и организации, ответственной за его развитее. Интернет - детище эволюции сетей. Сети создаются различными организациями с различными целями. Они совершенствуются и соединяются друг с другом на основе определенных общих для все правил подсоединения друг с другом, называемых протоколами. Вот так, шаг за шагом растет и развивается Интернет. Эта система пока никем не регулируется, как транснациональный капитал. Интернет - это экономический либерализм, воплощенный в сетевой информационной технологии.

4. Проблемы информатизации экономики в России

Процессы, связанные с информатизацией экономики России, имеют своеобразную историю. Ее первый этап проходил в условиях административно-командной системы и осуществлялся присущими ей методами. Прежде всего необходимо отметить, что в 70-е и 80-е годы процессы, повышавшие уровень информатизации, базировался в основном на производстве собственной вычислительной техники, которая по своим параметрам уступала зарубежным аналогам и была несовместима с импортной техникой. Идеологическое давление, монополия на информацию делали в то время невозможным развитие общедоступных банков данных и появление негосударственных источников информации. Внедрение информационных технологии диктовалось скорее идеологическими мотивами, чем экономической заинтересованностью. В то время как на Западе информационные технологии в производстве и управлении приносили миллионные прибыли, в 1988 году в СССР срок окупаемости промышленных роботов и гибких производственных систем за счет дополнительной прибыли составляли по Минавтопрому - 38 лет, Минтяжмашу - 196 лет. В последние десятилетие существования СССР, когда в экономике усиливался кризис, делались попытки проведения информатизации сверху. В частности, был принят ряд документов, определявших политику государства в сфере информатизации. Однако общая не восприимчивость хозяйственной системы к техническому прогрессу сделал эти попытки мало эффективными.

В годы перестройки была разрушена государственная монополи на информацию, а формирующиеся рыночные отношения дали мощный толчок информатизации нашей экономики. Представляется, что в настоящее время в России действует ряд факторов, делающих неизбежным дальнейшее развитее информатизации экономических отношений. Во-первых, это становление и развитие рынка, по природе своей представляющего коммуникативную систему и требующего адекватных своей сущности средств информатизации. Информатизация является естественной потребностью рынка, условием выживания и успешного функционирования рыночных структур. Во- вторых, - интенсификация международных экономических отношений связей России, которые требуют создание не просто рынка, а рынка совместимого с рыночными системами промышленно развитых стран, снабженного всеми атрибутами рынка постиндустриального общества.

Этот новый этап информатизации экономики имеет ряд особенностей. Прежде всего, информатизация развивается снизу. Практически все, что сделано в этой области в России в последние время, достигнуто без прямого государственного вмешательства. Буквально за считанные годы коммерческие структуры обеспечили ввоз и распространение информационной техники, программного обеспечения. В нашей стране появился широкий круг потребителей современных вычислительных средств и средств коммуникации. Впечатляют достижения в области информатизации банковского дела, значительно увеличилось потребление информационных товаров бытового назначения. В то же время в условиях жесткой конкуренции с зарубежными фирмами сокращается производство собственной информационной техники.

Хотя на сегодняшний день наиболее заметные результаты в информатизации в России достигнуты за счет деятельности негосударственных рыночных структур, дальнейший прогресс в это области возможен лишь при государственной поддержке. Последняя характерна и для стран развитой рыночной экономики. Так, с середины 80-х годов в ряде стран были приняты большие программы в области развития информационной техники технологии. Начало ускорения информатизации на основе государственных программ было положено в Японией, и в дальнейшем программная волна захлестнула США и Западную Европу. Государственные программы предусматривали различные меры по ее поддержке - от прямого государственного финансирования конкретны проектов до регулирования с помощью налогов и других экономических метолов. Мировой опыт показывает, что сознательно поддерживаемая государством информатизация общества позволяет найти пути оздоровления экономики оздоровления экономики и решения важных социальных проблем.

Основные направления государственной политики в сфере информатизации в России определены Указом Президента РФ Об основах государственной политики в сфере информатизации. В их числе: создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России; формирование и защита информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации; обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованием; формирование и осуществления единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации, отвечающей современному уровню; поддержка проектов информатизации, обеспечивающих развитие информационных сетей систем; привлечение иностранных инвестиций в данную сферу и создание механизмов стимуляции негосударственных структур в разработке и реализации проектов информатизации. В данном Указе оборонительные меры обеспечивающие интересы России в области информатизации, сочетаются с косвенными (в основном косвенными) мерами стимулирования ее стимулирования. Однако долгое кризисное состояние российской экономики не позволяет надеяться на то, что государство возьмет на себя прямое финансирование проектов в необходимом объеме. Сегодня первоначальная задача в области информатизации в России - сохранение национальных ресурсов и создание условий для их нормального воспроизводства. Важная часть национальных информационных ресурсов - накопленная нацией информация различного назначения: достижения фундаментальных и прикладных наук, технологии, произведения литературы и искусства, которые прежде всего нуждаются в правовой защите. Другая часть информационных ресурсов - информация, которой располагают люди как носители определенных знаний, умений, навыков. Сохранение и воспроизводство такой личностной информации зависит от решения всего комплекса социально-экономических проблем, с которыми связана эмиграция, утечка умов из России. Обе составные части национальных информационных ресурсов воспроизводятся прежде всего системой образования, которая в настоящие время испытывает серьезные трудности. По данным социологических исследований, наибольший урон высшая школа несет от внутренней эмиграции, перехода преподавателей, студентов, выпускников вузов в иные сферы деятельности, зачастую не связанные с их профессией, но более высокооплачиваемые.

Рост числа филиалов иностранных фирм в России и совместных предприятий делает возможным неуловимый экспорт информации, что в итоге может привести к информационному колониализму, бесконтрольному использованию высококвалифицированных специалистов и их достижений.

Имеется и положительный опыт сотрудничества российских и зарубежных фирм в области информатизации. Осуществляется ряд крупных проектов с участием фирм США, Германии, Великобритании, Дании, Японии. Главный проект - включение России в глобальную сеть электронных коммуникаций связи: строительство оптоволоконных и радиорелейных линий связи общей протяженностью около 20 тыс. км.


Заключение

Возникло совершенно новая структура мировой экономики. В ее центре расположена группа развитых стран, население которых занято в основном информационной деятельностью. Они производят технологии и новые наукоемкие виды товаров. Внутри этих стран преобладает торговля дорогостоящими услугами. В обмен на услуги и технологи они получают производимые в расположенных на периферии мировой экономики товары массового производства и сырье по относительно низким ценам. Как утверждает американский социолог Д. Белл, когда знания вовлекаются в процесс практической переработки ресурсов, именно знания, а не труд выступают в качестве источника стоимости. На диспаритете цен между дорогими услугами и технологиями, производимыми развитыми странами, и товарами массового производства и сырьем, экспортируемыми развивающимися странами, во многом базируется экономическое могущество и процветание жителей развитых стран, недаром названных золотым миллиардом. Устойчивость такого положения дел подкреплена постоянно действующим интеллектуальным насосом. Талантливые люди едут из развивающихся стран в поисках лучших условий работы и жизни едут в страны золотого миллиарда, дополнительно укрепляя центр и ослабляя периферию.

Список литературы

экономика информационное общество

1.Пещанская И. Экономика информационного общества. РЭЖ, 2010, № 5-6, с. 107-109

2.Мовсесян А. Современные тенденции становления информационного общества в мировой экономике и в России. Общество и экономика, 2009, № 6. с. 32-46

.Румянцев А. Предмет и задачи информационной экономики . РЭЖ, 2007, № 3. с. 89-95

.Сидоров А., Байнев В. Информация как экономическая категория. ЭКО, 2009, № 8. с. 18-21

Похожие работы на - Экономика информационного общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!