Социокультурные виды взаимодействия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,39 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социокультурные виды взаимодействия

ВВЕДЕНИЕ

В качестве вербальных средств для коррекции созависимого состояния личности мы использовали социально-психологический тренинг, методики «Социодрама», «Семейная фотография».

Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении - беседа, разговор. Согласно А.А.Бодалеву, речь обладает несколькими отличительными особенностями:

  1. Персональность адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможность понимания темы сообщения.
  2. Спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют спланировать разговор, собеседники вынуждены одновременно и мыслить, и говорить. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему. Высказывания полны оговорок, повторений, исправлений и других языковых погрешностей.

3. Ситуативность: предполагает непосредственный контакт говорящих, позволяет использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Эмотивная функция связана с субъективным миром говорящего, с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится; в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.

Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений; в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

Общая цель социально-психологического тренинга, по мнению К. Левина, представляет собой повышение компетентности в сфере общения.

В исследованиях выделяются как минимум три потенциальных преимущества работы в группе:

  1. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы.
  2. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.

3.Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции.

Анализируя особенности социально-психологического тренинга, А.А.Осипова (2009) отмечает широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в занятия элемента сотворческого поиска, широкого применения различных видов моделирования.

По мнению автора, наиболее распространены групповая дискуссия и игровой метод (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликта, игры-защиты от манипулирования, игры для развития интуиции, позиционные игры, игры-коммуникации).

С.Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр - «Драматический треугольник». Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасателя или Жертвы.

Преследователь - это человек, который унижает и принижает других людей, считает их стоящими ниже себя.

Спасатель также считает других ниже себя, однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Жертва сама ощущает свое приниженное положение, иногда ищет Преследователя, чтобы он унизил ее и поставил на место.

К вербальным средствам нашего исследования мы также отнесли технику «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика использовалась для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается.

На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Существенным оказывается порядок представления фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая - последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т.д. Обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, определяется уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке. После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.

Мы считаем, что стратегия коррекции созависимости включает:

1.Обращение к сознанию пациента, объективное информирование о том, как происходящее с ним выглядит со стороны и к каким последствиям приводит. Необходима интеграция информации в сознании пациента.

По нашему мнению, современный человек должен быть разносторонне развит. Он не может позволить себе использовать одни и те же подходы в решении разнообразных проблем.

В сформулированной в последние годы концепции «Личность и выживание» подчеркивается, что для личности выживания характерна развитая способность функционирования в различных, часто противоположных друг другу направлениях, например авторитарно-демократическом, эмоционально-рациональном, интуитивно-логическом.

Необходимость проведения исследований, посвященных разработке эффективных способов коррекции аддиктивных нарушений, не вызывает сомнений. Давно известно, что такие способы медикаментозной терапии алкогольной аддикции, как аверзивная терапия, терапия антабусом, малоэффективны.

Некоторые авторы рассматривают созависимость как неосознанное стремление к целостности. По их мнению, созависимые безнадежно ищут эту целостность.

Существует точка зрения, согласно которой созависимость рассматривается как заменитель необходимого для человека страдания.

Далеко не каждый участник коррекционных программ является сторонником идеологии Анонимных Обществ. Некоторые программы современных обществ руководствуются принципами, отличающимися от идеологии Анонимных Обществ. К сожалению, российские специалисты до сих пор делают акцент только на программы Анонимных Обществ.

Движение «Женщины за трезвость» основано на отличии проблем, возникающих у женщин, от проблем, беспокоящих мужчин. К сожалению, эти проблемы зачастую трактуются неадекватно. Так, например, утверждается, что алкогольная аддикция у женщин протекает более неблагоприятно, чем у мужчин, что вызывает справедливое возражение специалистов.

Те, кто ведут группу, должны тщательно отбираться, тренироваться и иметь формальную сертификацию. В программе движения нет акцентуации на необходимость постоянного поиска в себе чувства вины, на что делается акцент в Анонимных Обществах. Человек избавлен от необходимости составления списка людей, имеющих отношение к его проблемам, «инвентаризации» всех своих прегрешений и смирения. Программа противостоит дискриминации по половому признаку. Женщин обучают тому, что они не являются гражданами второго сорта, нагруженными чувством вины, которые «должны подавлять чувство злости, неудовлетворения, фрустрации и.т.д.». В программе движения провозглашаются ценность самозначимости, положительных образов воображения, равенство, делается акцент на использование внутреннего потенциала для обеспечения личностного роста и независимости.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

коммуникация вербальный речь коррекция занятость

В настоящее время семья (в своей работе под семьей мы понимаем одного или двух родителей с ребенком или детьми) сталкивается с рядом проблем социального, экономического, психологического характера. И зачастую поиск выхода из затруднительных ситуаций отодвигает воспитание детей на второй план, или же ответственность за воспитание и развитие ребенка перекладывается на сотрудников разного рода служб, реже - на ближайших родственников. Здесь стоит отметить ряд изменений в самом институте семьи в контексте воспитания детей:

  • увеличение числа разводов и количества неполных семей;
  • формирование детоцентризма (культа ребенка у части населения);
  • усиление полярности в материальном благополучии, снижение качества жизни у значительной части семей;

·неспособность многих родителей обеспечить условия для развития, отдыха и досуга детей;

·разрушение традиционных устоев семьи;

·трансформация семейных функций, в т.ч. и воспитательной.

Появление ребенка кардинально меняет жизнь родителей, в первую очередь матери. В данной работе не заостряется внимание на проблемах материального благополучия, перераспределения семейных обязанностей, ролевого конфликта и т.п. Мы рассмотрим социально-психологический аспект.

Чувство постоянной привязанности, посвящение практически всего своего времени малышу, зачастую отсутствие необходимой поддержки и помощи, личностные изменения матери - вот далеко не полный перечень возможных трудностей. Большая удача для родителей и счастье для ребенка, если рядом есть мудрая, добрая, любящая бабушка. Почему именно бабушка?

Издавна в многопоколенной семье бабушка являлась хранительницей домашнего очага и кладезем знаний, традиций, сказок, былин, трудовых навыков. Бабушка была способна успокоить, подсказать и направить молодую маму; бабушка умела воспитать, научить, приобщить ребенка к труду.

Изменения последних десятилетий отразились и на «бабушке». Многие молодые бабушки даже после рождения внуков вовлечены в профессионально-трудовую деятельность, имеют свои интересы и занятия, т.е. остаются самостоятельными и активными членами общества.

С другой стороны, отмечается склонность к автономизации у современных семей, нежелание проживать совместно, что также делает сложным общение ребенка с бабушкой. У ребенка не складывается полного представления о поколенном составе семьи. Он не видится с бабушкой и не наблюдает, как родители взаимодействуют с нею. Следовательно, не происходит понимания семейной роли бабушки и связи ее с другими ролями.

Таким образом, исходя из актуальности проблем социально-психологической и практической помощи матери и полноценного развития ребенка, мы предлагаем идею создания центра «В гостях у бабушки».

Так в чем же состоит специфика предлагаемой нами услуги? Основные идеи планируемого центра:

  • возможность для родителей оставить ребенка как на полный день, так и на несколько часов в любое удобное для них время в течение дня;
  • бабушка - ключевая фигура: встречает на входе, угощает ребенка гостинцем, читает сказки и т.д.;
  • наличие педагогов, воспитателей, специалиста-психолога (т.е. многоуровневое и разностороннее воздействие и взаимодействие с ребенком);
  • внешние условия, лишенные асоциальных образов (интерьер, игрушки, персонажи).

Нами была проведена беседа с 4-5-летними воспитанниками детского сада. Общее число респондентов составило 15 человек. В ходе общения были заданы следующие вопросы: есть ли у ребенка бабушка, как часто они видятся, чем занимаются при встречах, а также ребенку предлагалось смоделировать образ идеальной бабушки и их совместных занятий. Результаты оказались следующими.

Бабушки есть у 13 детей, из них двое видятся с бабушкой редко, шестеро часто и пять детей живут вместе с бабушкой. Дети считают, что бабушка должна быть: старой - 2 человека, доброй - 5 человек, красивой - 4 человека, молодой - 1 человек, чтобы не кричала и не ругалась - 1 человек, чтобы делала подарки - 1человек, чтобы вкусно готовила (блины, пельмени) - 3 человека.

Вместе с бабушкой дети хотели бы: играть - 9 человек, читать и рассказывать стихи, сказки - 8 человек, рисовать - 6, учиться читать и писать -3, лепить - 1, вязать - 1 человек.

Из тринадцати детей, у которых есть бабушки, семеро ответили, что идеальная, самая лучшая бабушка именно у них.

Проведенная беседа помогла составить представление об образе бабушки глазами детей. Для наглядности приводим диаграммы полученных данных (см. рисунки 1, 2).

Данные подтверждают большую значимость бабушки для ребенка, для его развития, воспитания, досуга. Даже у детей, не имеющих бабушек, существует довольно яркое, эмоционально наполненное представление о том, какой она должна быть (доброй, хорошей...).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы считаем важным попытаться возобновить преемственность поколений, особое внимание уделить духовно-нравственному развитию ребенка, создать для него условия, лишенные продуктов современного мира, негативно влияющих на его психику (различные кино- и мультперсонажи и т.п.), окружить атмосферой любви и заботы (добрые мягкие игрушки, соответствующие возрасту и интересам развивающие игры, сказки в прочтении бабушки), наблюдение за детьми квалифицированных специалистов с последующим консультированием родителей - вот цель новой услуги для нашего города.

Ценностные ориентации и притязания личности не могут быть субъектом одобрения или неодобрения. Крайне важным является акцент на осознание индивидуальности каждого из членов общества. Адекватная акцептация человеком комплиментов, критики в его адрес и пр., безусловно, необходима, но определять свою значимость только на основании этих суждений было бы неправильным. Членам Общества предлагается проработать примерно такую установку: «Кем бы ни были эти другие, они не живут внутри Вашего сознания и не ходят в Ваших башмаках. У них нет достоверных данных, позволяющих судить о Вас, даже если они занимают позицию, позволяющую, с их точки зрения, высказывать эти суждения».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд / В.Н.Дружинин. - СПб: Питер, 2009.

2.Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева. - СПб.: Речь, 2009.

3.Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л.Крюкова, М.В.Сапоровская, Е.В.Куфтяк. - СПб., Речь, 2007.

4.Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горенова, Л.М.Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

.Чернобай, В.А. Сдаем социальную психологию / В.А.Чернобай. - Ростов н/Д Деникс, 2009.

.Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005.

7.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия /учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2011.

8.Битти, М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости / М.Битти; // перевод с англ. - М., Физкультура и спорт, 2007.

9.Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В.Вачков; 2 - е изд., перераб. и доп. - М., Ось 89, 2009.

.Волков, В.Т. Личность пациента и болезнь / В.Т.Волков. - Томск, 2009.

.Дмитриева, Н.В. Психосинергетика: монография / Н.В.Дмитриева. - Новосибирск: НГПУ, 2008.

13.Короленко, ЦП. Психосоциальная аддиктология / Ц.ПКороленко, Н.В.Дмитриева. -Новосибирск, 2010.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!