по своей сути, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах и сборах. В целом в Налоговом кодексе Республике Беларусь предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
- -нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
- -непредставление налоговой декларации;
- -грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- -неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
- -непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- неявка либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля;
- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- 2. Понятие и сущность налоговой ответственности
- налоговый правонарушение ответственность
- Ответной мерой государства на совершение налогового правонарушения является налоговая ответственность. По своей сути это сложное охранительное правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству в лице налоговых органов принадлежит право взыскания налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю - обязанность их претерпевания.
- Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между ним и государством в лице налоговых органов возникают налоговое правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.
- Реализация налоговой ответственности означает то, что после возникновения налогового правоотношения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предписаниями Налогового кодекса Республики Беларусь. Этому предшествуют весьма сложные фактические отношения между субъектами, направленные на установление характера и пределов взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определенной процессуальной форме.
- Противоправность в сфере налогообложения может реализовываться в двух формах, зависящих от типа юридической обязанности, возложенной на правонарушителя: активной или пассивной.
- Активная юридическая обязанность предполагает, что ее носитель обязан совершить определенные действия, направленные на ее исполнение, в то время как управомоченное лицо вправе только требовать совершения таких действий. При невыполнении данной обязанности налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора).
- Пассивная юридическая обязанность, напротив, предполагает, что ее носитель обязан воздержаться от определенных действий, которые могли бы препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права. В сфере налогообложения обязанные лица, как правило, исполняют обязанности первого типа.
- В этой связи противоправность налогового правонарушения представляет собой поведение налогоплательщика или иного обязанного лица, противоречащее предписаниям, содержащимся в актах законодательства о налогах и сборах, и выражающееся в совершении им действий, от которых он обязан был воздержаться, либо в не совершении действий, которые он обязан был совершить.
- Действующее законодательство о налогах и сборах не указывает обстоятельства, которые исключали бы противоправность деяния. Представляется, однако, что к таким обстоятельствам целесообразно было бы отнести крайнюю необходимость, коллизию обязанностей, выполнение должностным лицом организации-правонарушителя своих должностных обязанностей, действие на основе незаконного приказа (распоряжения) руководителя.
- После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов налоговая ответственность находит свое реальное воплощение в процессе взыскания налоговых санкций. При этом налоговая ответственность остается нереализованной в следующих случаях:
- а)налоговое правоотношение не было выявлено налоговыми органами;
- б)лицо не подлежит налоговой ответственности ввиду наличия таких исключающих ответственность обстоятельств, как:
- -отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
- -истечение сроков давности привлечения к налоговой ответственности. Основанием налоговой ответственности является совершение деяния,
- содержащего все признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом Республики Беларусь.
- Налоговая ответственность выполняет три функции: 1) карательную (штрафную); 2) превентивно-воспитательную; 3) восстановительную.
- При этом основной из перечисленных функций является карательная. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения (порицания) правонарушителя и совершенного им деяния.
- Осуждение обладает значительным карательным потенциалом, направленным на психику субъекта и заключающимся в признании его налоговым правонарушителем. Затем в качестве основного орудия карательного воздействия налоговой ответственности к правонарушителю применяются налоговые санкции (штраф), влекущие сужение его имущественной сферы. За применением налоговой санкции следует состояние налоговой наказанности правонарушителя.
- Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует превентивно-воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, то ни о каком воспитательном воздействии не может быть и речи.
- Одновременно с карательной функцией налоговой ответственности осуществляется ее восстановительная функция. При существующей в настоящее время системе налоговых санкций налоговая ответственность помимо целей возмездия и предупреждения налоговых правонарушений преследует также цель пополнения бюджета государства или муниципальных образований. В результате применения штрафов происходит возмещение потерь, понесенных государственным или муниципальным бюджетом от нарушения обязанности по уплате налогов (сборов).
- Анализ норм Налогового кодекса Республики Беларусь позволяет определить этот вид ответственности следующим образом.
- Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РБ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).
- Очевиден, однако, тот факт, что ответственность за налоговые правонарушения соответствует всем основным признакам юридической ответственности и при этом имеет ряд специфических, только ей присущих особенностей.
- 3. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- Согласно положениям Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом Республики Беларусь срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
- Объектом данного налогового правонарушения является установленный Налоговым кодексом Республики Беларусь порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе.
- Субъектами правонарушения являются организации и физические лица, обязанные встать на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Республики Беларусь.
- Порядок постановки на учет организаций и физических лиц регулируется ст. 65 Налогового кодекса Республики Беларусь. Согласно ст. 65 Налогового кодекса Республики Беларусь в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения обособленных подразделений организации;
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Все действия по такому учету (за исключением постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений) осуществляются налоговыми органами без участия налогоплательщиков - организаций или индивидуальных предпринимателей..
Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом Республики Беларусь, состоит в неправомерном бездействии - неподаче налогоплательщиком, обязанным встать на учет в налоговом органе, в установленный Налоговым кодексом Республики Беларусь срок заявления о постановке на учет в налоговом органе.
При этом необходимо учитывать следующее.
Во-первых, ответственность установлена только за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Поэтому несоответствие формы поданного налогоплательщиком в налоговый орган заявления форме заявления о постановке на учет, установленной нормативным актом налогового органа, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности .
Во-вторых, налогоплательщик подлежит ответственности за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство какие-либо негативные последствия для бюджета.
В-третьих, постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на учет на основании заявления налогоплательщика.
В-четвертых, постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Республики Беларусь связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Под уклонением при этом понимается ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового правонарушения является законодательно установленный порядок постановки на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок ведения предпринимательской деятельности.
Субъектами правонарушения признаются организации и индивидуальные предприниматели, в нарушение требований Налогового кодекса Республики Беларусь осуществляющие предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет.
Объективная сторона налогового правонарушения, указанного в Налоговом кодексе Республики Беларусь, выражается в неподаче организацией или индивидуальным предпринимателем в установленный Налоговым кодексом Республики Беларусь срок заявления о постановке на учет в налоговом органе при одновременном ведении предпринимательской деятельности.
Субъективная сторона - умысел.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа.
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
В Налоговом кодексе Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке.
Объектом данного налогового правонарушения является порядок открытия и закрытия налогоплательщиками счетов в банках, установленный Налоговым кодексом Республики Беларусь в связи с осуществлением налогового контроля.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном бездействии - нарушении налогоплательщиком-организацией или индивидуальным предпринимателем установленного Налоговым кодексом Республики Беларусь срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке. Данное правонарушение имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения противоправного деяния, а именно в момент истечения срока представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счета в банке.
С субъективной стороны налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом Республики Беларусь, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
Таким образом, вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом, считается доказанной, если установлено, что соответствующему налогоплательщику было известно о факте открытия или закрытия счета в банке.
Нарушение налогоплательщиком - организацией или индивидуальным предпринимателем установленного Налоговым кодексом Республики Беларусь срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке влечет взыскание штрафа.
Непредставление налоговой декларации.
Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Объектом данного налогового правонарушения является установленный законодательством о налогах и сборах порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций.
Субъектами правонарушения являются налогоплательщики, обязанные представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При нарушении данной обязанности налогоплательщик несет ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом Республики Беларусь, состоит в противоправном бездействии - непредставлении налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Субъективная сторона налогового правонарушения- умысел либо неосторожность. При этом форма вины в данном случае на квалификацию деяния не влияет.
Непредставление налоговой декларации в течение не более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание с налогоплательщика штрафа.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Налоговым кодексом Республики Беларусь предусматривается ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
Объектом данного налогового правонарушения является организация учета юридическими лицами - налогоплательщиками (плательщиками сборов) доходов и расходов, а также объектов налогообложения.
Субъектами налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом Республики Беларусь, являются только организации - налогоплательщики или плательщики сборов.
Объективная сторона правонарушения состоит в грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Применительно к данному налоговому правонарушению законодатель не указывает, в какой форме вины может выражаться его субъективная сторона. Следовательно, форма вины в данном случае на квалификацию деяния не влияет, и его субъективная сторона будет считаться сформированной вне зависимости от того, допущено грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения умышленно или по неосторожности.
В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, налоговым органам и судам необходимо исходить из того, что ответственность за данное правонарушение установлена Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора).
Субъектами правонарушения являются налогоплательщики и плательщики сборов, то есть организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.
Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. При неправомерном занижении налоговой базы, ином неправильном исчислении налога (сбора) или других неправомерных действиях (бездействии) налогоплательщика (плательщика сбора) он привлекается к ответственности.
Таким образом, объективная сторона налогового правонарушения, указанного в Налоговым кодексом Республики Беларусь, состоит в неправомерном деянии (действии или бездействии), результатом которого является неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора. Состав данного правонарушения - материальный, поэтому для привлечения налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) необходимо установить:
-неправомерное деяние - занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора) или другое неправомерное действие (бездействие);
-негативный результат - неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора);
-причинную связь между этими деянием и негативными последствиями.
Субъективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом Республики Беларусь, может выражаться как в форме неосторожности, так и в форме умысла. Причем умысел является в данном случае квалифицирующим признаком деяния.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Здесь предполагается, что противоправные деяния совершены по неосторожности.
Те же деяния, но совершенные умышленно (квалифицированный состав), влекут более суровую ответственность - штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Список рекомендуемых источников
- Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая и Особенная часть. - Минск: Амалфея. - 2010.
- «Об уплате налогов в фиксированных суммах» Указ Президента Республики Беларусь № 427.
- Законом РБ от 19,07,2000 № 426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем»
- Правила проведения валютных операций (постановление от 30.04.2004 №72)
- Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц (постановление от 28.06.2001 № 170);
- Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (постановление от 28.07.2005 № 112);
- Инструкция но осуществлению банками контроля внешнеторговых операций (постановление от 30.09.2004 № 151);
- Правила использования наличной иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь (постановление от 26.12.2002 № 251
- Инструкция о порядке выдачи разрешений (свидетельств о регистрации) на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала (постановление от 11.06.2004 № 90).
- Бойко, Т.С, Лещенко, С.К. Учебно-методическое пособие по финансовому праву / Т. С. Бойко. С.К. Лешенко .- Минск : Книжный дом, 2006. - 320 с.
- Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учебное пособие /Г.А. Воробей. - Минск: Амалфея, 2006. - 432с.
- Каменков, В. С. Финансовое право Республики Беларусь: учебно - методическое пособие / В. С. Каменков, А. С. Каменков. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2008. - 439 с.
- Пилипенко, А. А. Финансовое право : учебное пособие / А. А. Пилипенко. - Минск: Книжный дом 2007. - 480 с.
- Финансовое право : учебное пособие / А. А. Вишневский. -Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2005.- 168 с.
- Финансовое право : учебное пособие / Е. В. Воробьёва и др. - М.: Норма, 2007.-512 с.