Терроризм: экономический аспект

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,84 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Терроризм: экономический аспект

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме смоленской области

(ВФ ГОУ МГИУ)




Курсовая работа

Дисциплина: Общая экономическая теория

Тема: Терроризм: экономический аспект










г.

Содержание

Введение

. Теория терроризма

.1 Понятие терроризма

.2 Причины терроризма

.Современный терроризм

.1 Внутренняя структура современной террористической организации

.2 Экономическая база современной террористической организации

.3 Крупнейшие международные террористические организации

.4 Реальная деятельность международных террористических организаций

.5 Проблема терроризма в России

.Борьба с терроризмом

.1 Борьба с терроризмом в современных условиях

.2 Меры предупреждения терроризма

Заключение

Литература

Введение

 

Данная работа посвящена теме «Терроризм: экономический аспект». В последнее время терроризм приобретает все более угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Поэтому терроризм является одним из наиболее опасных преступлений против общественной безопасностью.

Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Общеуголовный терроризм можно встретить в повседневной, криминальной практике очень многих стран, когда сводят счеты или устрашают друг друга различные преступные группировки.

Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Он стал весьма эффективным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

Терроризм встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой - эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма. Это преступление относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.



1. Теория терроризма

1.1 Понятие терроризма

Разработка понятия терроризма - одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. По подсчетам разных авторов существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не признано классическим.

Терроризм как явление рассматривается современной наукой в трех аспектах:

1)   как преступное деяние,

2)   как террористические группы (организации),

3)   как террористические доктрины.

Вслед за В.П. Емельяновым мы будем считать определяющим в данной триаде понятие терроризма как преступного деяния, ибо от того, что мы будем понимать под терроризмом в смысле деяния, будет зависеть и то, какие группы (организации) и какие доктрины признавать террористическими. В то же время терроризм как преступное деяние является разновидностью уголовно-правовых категорий более общего порядка, поэтому установление их общих черт и различий - одна из главных задач науки уголовного права.

В этой связи важно определить сущностные характеристики собственно терроризма, его структурные элементы как преступного деяния и на этой основе попытаться сформулировать его общее понятие.

На основе анализа научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран выделяет четыре отличительных признака, свойственных терроризму как деянию.

В первую очередь отличительной чертой терроризма является то, что терроризм порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Опасность при этом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц.

Следующей отличительной чертой терроризма является публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензии на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Поэтому когда мы на практике имеем дело с общеопасными деяниями неясной этимологии, то чем больше неясностей, тем меньше вероятности, что это акты терроризма.

Следующим отличительным и самым важным признаком терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. Причем создается эта обстановка страха не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально-психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий. Игнорирование указанных обстоятельств приводит к тому, что к терроризму порой относят любые действия, породившие страх и беспокойство в социальной среде. Однако терроризм тем и отличается от других порождающих страх преступлений, что здесь страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновными не ради самого страха, а ради других целей, и служит своеобразным объективным рычагом воздействия, причем воздействия целенаправленного, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели.

И ещё одной отличительной чертой терроризма являетя то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определённому поведению оказывается на других лиц, т.е. насилие здесь влияет на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно - через выработку (хотя и вынужденно) волевого решения самим потерпевшим лицом (физическим или юридическим или группой лиц) вследствие созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов. Именно для достижения того результата, который террористы стремятся получить за счёт действий этих лиц, и направляется их деятельность на создание обстановки страха путём совершения или угрозы совершения общеопасных действий, могущих привести к невинным жертвам и иным тяжким последствиям. При этом воздействие на лиц, от которых террористы желают получить ожидаемый результат, может быть как прямым, так и косвенным. К примеру, взрывы в общественных местах, произведённые национал-сепаратистами, преследующими цель понудить власти к удовлетворению каких-либо требований, представляют собой прямое воздействие, но те же действия, совершённые кем-то с целью породить у населения недоверие к «партии власти» как «неспособной» навести порядок, с тем, чтобы на этом фоне выдавать обещания об улучшении ситуации в регионе или стране, если граждане отдадут предпочтение на выборах определённым кандидатам, есть вариант косвенного воздействия.

Таким образом, резюмируя существующие научные положения и международный опыт борьбы с терроризмом, выводится следующее обобщающее определение собственно терроризма как явления, выраженного в деянии:

Терроризм - это публично совершаемые общеопасные деяния или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или какой-то его части, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

В УК РФ терроризм определяется следующим образом:

«Терроризм есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.»

И так, как мы видим, терроризм - многообъектное преступление.

Он предполагает наличие специальной цели устрашения населения и давления на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.).

Объектом преступления является общественная безопасность в широком смысле этого слова. Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределённому кругу граждан, порой населению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти, наделённым правом принимать организационно-управленческие решения. Дополнительными объектами могут быть собственность, жизнь, здоровье граждан, их имущественные и политические интересы и т.п.

1.2 Причины терроризма

Международные организации и ученые постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма. Эта проблема является одной из основных проблем при разработке и совершенствованию правовых мер борьбы с терроризмом. От того, насколько точно будут установлены причины этого особо опасного преступления, будет зависеть эффективность принимаемых мер по борьбе с ним и их дальнейшее совершенствование. В российской криминологической науке под причинами преступности, в том числе и различных видов терроризма, принято понимать те социальные явления, которые порождают преступность как свое закономерное следствие.

При достаточно большом выборе оснований криминологической классификации причин и условий преступности в отечественной криминологии выделяются факторы, характеризующие терроризм по содержанию или сферам социальной жизни. К таковым, как правило, относятся: правовые, социально-экономические, организационно-управленческие, воспитательные, идеологические, психологические, социально-политические и другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие преступность в этих сферах жизни.

В настоящее время в отечественной юридической литературе называют следующие причины терроризма:

) заметное снижение жизненного уровня в сочетании с беспрецедентно возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому и т.п.;

) экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция;

) кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;

) рост безработицы, который обуславливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.п.;

) широкое распространение среди населения оружия, военной подготовки и специфических военных умонастроений, связанное с участием значительной части военных в реальных боевых событиях (афганская и чеченская войны), так и с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах. Доступность оружия и большое число ищущих себе применения военных;

) подрыв или свержение своего правительства (к примеру, деятельность западногерманской «Фракции красной армии» (РАФ) и итальянских «Красных бригад»);

) национальное самоутверждение (к примеру, деятельность Армянской секретной армии за освобождение Армении (АСАЛА))

) распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению всесильности и вседозволенности террористов и др.

Вместе с тем, в международном и внутригосударственном терроризме наиболее значительно проявление политического терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и всей политической преступности, занимают политические причины. В работе П.А. Кабанова указано множество политических причин, таких как:

) репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;

) навязывание правящей элитой нетрадиционных для данного общества социально-политических нововведений;

) обострение внутриполитических конфликтов внутри самого государства;

) столкновение политических интересов двух государств в каком-либо регионе;

) ошибки в национальной политике, допускаемые правительством;

) целенаправленное разжигание национальной розни отдельными людьми, группами, партиями (к примеру, движение ваххабитов);

) агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы (взрывы важных объектов, поджоги и т.д.);

) поощрение терроризма на уровне государственной политики, как это делают Ливия, Иран, Ирак, Афганистан;

) недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений.

В настоящее время особенно широкое распространение получили религиозная нетерпимость (религиозный фанатизм).

По моему мнению, в качестве причины терроризма также необходимо назвать глобализацию преступности, что явилось следствием общей мировой глобализации. Процессы мировой глобализации и интеграции оказывают свое влияние на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов в государствах. Вместе с тем, оказали они свое влияние и на терроризм.

2. Современный терроризм

.1 Внутренняя структура современной террористической организации

В современном мире существует более 500 террористических групп и организаций, которые преследуют разнообразные цели и используют всевозможные средства для их достижения. Применяемые средства и способы террористической деятельности неодинаковы в различных странах и в разные периоды истории, что связано с идеологией, традициями, культурой, географическими факторами и т.д., именно это и создает ярко выраженные региональные отличия современного политического терроризма. Однако, на мой взгляд, структура террористических организаций в настоящее время сохранилась в основном в том виде, в каком она была разработана «классиками» терроризма, с некоторыми модификациями и усовершенствованиями.

Обычно они малочисленны, в их составе, как правило, единицы, десятки, самое большее сотни членов. Могут быть и более крупные организации, но это несет с собой появление определенных трудностей, связанных с конспирацией, вербовкой новых членов, необходимостью их тщательной проверки и т.п. Группировки, признающие необходимость организации и дисциплины, имеют, как правило, иерархическую структуру и несколько функциональных уровней. Для такой организации существуют четкое разделение руководящего эшелона и кадрового состава, отделение лиц, принимающих решения, от рядовых членов. Руководство воспринимается как существующее вне группы и является не только недоступным, но и часто неизвестным рядовым членам.

Важно различать две важные структурные формы, характерные для террористических организаций: являются самодостаточными, автономными ячейками. В этих горизонтальных группах, главным образом, возникают конфликты из-за лидерства. С другой стороны, большие террористические группы принимают структурные формы, типичные для любой формальной организации. Террористическая группировка «Красные бригады» (действующая в Италии), например, более всего похожа на армию.

Типичная организация устроена в виде пирамиды. Она включает в себя как людей, поддерживающих террористические операции, так и тех, кто их выполняет, причем численный состав первых превосходит вторых в несколько раз. Следовательно, большинство людей, участвующих в террористических организациях, лишь поддерживают жизнеобеспечение собственно террористов.

Следует согласиться с точкой зрения американского исследователя Дж.Фрайзера (J.Fraser), который считает, что иерархическая структура большинства крупных террористических групп состоит из 4-х уровней :

Наименьшая группа - это верхушка, ответственная за руководство. Как и в армейской среде, руководство вырабатывает политику и планы, обеспечивая общее командование. Некоторые исследователи указывают, что руководящая структура террористических организаций не так эффективна, как в легитимных организациях, из-за необходимости соблюдения секретности. Командная структура в террористических организациях не может открыто поддерживать связь со своими членами; поэтому она не может осуществлять ежедневный оперативный контроль.

Второй уровень в иерархии Дж.Фрайзера составляют активные кадры. «Активные кадры» - это те самые люди, которых обычно называют «террористами». Они ответственны за выполнение заданий террористических организаций. В зависимости от размера организации каждый кадровый террорист может иметь в активе одну или более специальностей. Другие террористы поддерживают этих профессионалов, но активные участники - это ударная сила террористической группы. Важно подчеркнуть, что после командной структуры активные террористы составляют наименьшую часть организации в большинстве террористических структур.

Вслед за «активными кадрами» располагается более крупная и самая важная структура террористической организации - «активные сотрудники». Они необходимы для деятельности каждой террористической организации. Любая группа может организовать взрыв или похищение, но для проведения кампании взрывов и похищений необходима действенная поддержка. Активные сторонники дают террористам возможность активно действовать. Они обеспечивают каналы связи и убежища, собирают разведывательные данные и обеспечивают все технические потребности. Это крупная внутренняя группа в организации.

Последней и наиболее большой группой являются «пассивные сторонники» организации. Эту группу крайне трудно выявить и охарактеризовать, так как они не всегда охотно вступают в террористическую группу. Часто пассивные сторонники используются даже не подозревая об этом; они просто представляют благоприятный элемент политического климата, позволяющий постоянно пополнять ряды террористов. Если речь идет о так называемом левом терроризме, то чаще всего - это молодежь в возрасте до 30 лет. Когда террористическая группа сможет создать политическую поддержку, она будет иметь достаточно большое число пассивных сторонников. Когда ее дело отчуждает большинство членов общества, пассивная поддержка уменьшается. Пассивная поддержка дополняет активную.

Большинство террористических групп - небольшие по своей численности и насчитывают менее 50 человек. Они обычно организуют небольшое число актов насилия, которые могут привлекать общественное внимание через СМИ, но им не хватает способности поддерживать уровень постоянного стабильного давления на своих оппонентов или, другими словами, они не в состоянии проводить долгосрочные кампании.

Под руководством, состоящим из нескольких человек, группа чаще всего делится по конкретным задачам. Секция разведки ответственна за выбор целей и планирование операций. Секции поддержки обеспечивают средства, необходимые для нападения, а тактические соединения ответственны непосредственно за террористические акты.

Большие группы руководствуются теми же организационными принципами, но имеют большие подразделения, способные выполнить значительные операции. В особенно больших группах подразделения способны действовать автономно. Большие группы имеют тактические соединения и секции поддержки для проведения террористических кампаний.

Любой террористической организации присущи определенные проблемы, связанные со спецификой деятельности.

Первая проблема это потребность в секретности, она преобладает над всеми аспектами деятельности террористов и приводит к ряду проблем, не встречающихся в легальных организациях. Секретность - это и величайшая сила, и, одновременно, слабость террористических организаций. Террористическая деятельность требует секретности, а секретность исключает эффективность взаимосвязи.

Так как потребность в конспирации диктуется деятельностью сил правопорядка, каждой ячейке и каждой колонне обычно предоставляется достаточно высокая степень автономии. Таким образом, террористическая организация - это децентрализованная структура, и чем больше группа, тем больше степень децентрализации.

Второй, не менее важной проблемой в управлении подобными организациями является наличие непосредственной тактической поддержки для осуществления операций. Как полагает Дж.Фрайзер, важнейшим элементом любой террористической группы являются количество и структура активных сторонников. Без активных сторонников невозможно провести значимую кампанию. Поэтому большая часть времени должна быть потрачена на создание сети активных сторонников, а не на проведение непосредственных операций.

Материальная и техническая обеспеченность некоторых современных террористических групп постоянно растет и достигает весьма высокого уровня. Наиболее крупные террористические организации выпускают собственную литературу, газеты, журналы, листовки, располагают различным радиотехническим оборудованием, иногда даже имеют радиостанции и целые автомобильные парки и т.п.

2.2 Экономическая база современной террористической организации

Терроризм как стабильное явление невозможен без фанатизма, но он зиждется еще и на «хозрасчете». Для организации действий боевиков и на их «раскрутку» в СМИ нужны крупные финансовые затраты. Казалось бы, откуда они могут взяться у заведомых аутсайдеров? На самом же деле у современного терроризма есть три источника и три составные части (см. рис. 1).

 <http://www.krugosvet.ru/images/1010495_image002.gif>

Традиционный источник помощи для террористов - это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть и совершенно чуждыми. Ранее оказанием помощи «идеологически близким» террористам не гнушались и великие державы, но в современном мире это не единственный источник. Как отмечали в 2005 авторы «Доклада Совета национальной безопасности США», часть террористических организаций получают помощь от таких государств как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея и Куба. Что касается Северной Кореи и Кубы, то их спонсорские возможности по отношению к «левым» террористам весьма малы и отнюдь не бесспорны. Все остальные страны-изгои относятся к миру ислама и, соответственно, поддерживают связи лишь с исламскими экстремистами и палестинскими группировками.

Более важный источник финансирования террористов - это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д. Дело в том, что хотя многие в «третьем мире» яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать «западный» капитализм и наживать капитал. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии, начинавший как спонсор афганских моджахедов, а затем и сам вставший в их ряды. Впрочем, арабский миллионер-террорист - это не совсем типичная фигура. Гораздо больше тех, кто щедро жертвует на «дело ислама», но отнюдь не горит желанием лично браться за автомат. В результате возникает парадоксальная картина:

В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы - наркобизнес, нелегальная миграция, контрабанда ценных ископаемых и т.д. Чтобы «отмывать» криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний. В результате подобной коммерциализации терроризм приобретает черты мафии, и борьба «за идею» частично вытесняется борьбой за «длинный доллар». С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с «идейными» террористами можно искать и находить какие-то компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Мафиозизацией сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма.

2.3 Крупнейшие международные террористические организации

Составить реестр террористических организаций, даже ограничив себя последними десятилетиями, крайне сложно. Составление списка террористических организаций, охватывающего всю историю терроризма задача еще более сложная и вряд ли осуществимая.

Одна и та же организация часто фигурирует под разными названиями. Террористические организации переживают расколы; из материнской организации выделяются новые. Существуют организации - фальшивки, организации - однодневки. Кроме того, террористические организации разномасштабны. Рядом с действенными, большими существовали и существуют крошечные. Все это порождает проблемы с верификацией и классификацией существующих данных.

Исследователи выделяют наиболее опасные организации, способные развернуть массовый террор. Среди них - шиитская «Хезболла» (Партия Аллаха) со штаб квартирой в Ливане, палестинские «ХАМАС» (Исламское движение сопротивления) и «Исламский Джихад», тамильские «Тигры освобождения Тамил Элама» в Шри Ланке, «Аль Кайда» Осамы бен Ладена <http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/BEN_LADEN_USAMA.html>, «Курдская рабочая партия» Абдуллы Оджалана, египетские «Аль Джихад» («Священная война») и «Вооруженная исламская группа».

2.4 Реальная деятельность международных террористических организаций и её экономические последствия

Известно, какое количество жертв уносят террористические акты. Однако точно не подсчитано, какой ущерб терроризм наносит экономикам. Ясно одно: терроризм крайне негативно влияет на экономическую ситуацию, однако его негативное влияние продолжается относительно короткое время.

Достаточно редко отдельные террористические атаки - например, взрывы бомб или убийства - могут оказать долговременное и очень серьезное влияние на экономику. Подобное влияние оказывают либо террористические кампании, продолжающиеся долгое время, либо особо крупные и кровавые теракты, оказывающие значительный психологический эффект

Беспрецедентные террористические атаки 11 сентября 2001 года на США нанесли колоссальный ущерб экономике США и всего мира, однако негативные тенденции, вызванные непосредственно терактами, наблюдались не более двух-трех месяцев. Террористы замедлили процесс восстановления экономики США, но их действия не были причиной ее проблем.

Террористические атаки наносят ущерб, схожий с тем, который наносят "обычные" преступники, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и эпидемии. Человечество давно научилось справляться с их последствиями.

Каждая террористическая атака производит впечатление, что подобные нападения будут продолжаться и впредь. В первую очередь это оказывает влияние на бизнес, который начинает считать инвестиции в этот город, регион или страну рискованными и изначально пытается заложить в стоимость своих товаров или услуг дополнительную премию за риск, что ведет к снижению деловой активности и росту цен. Боязнь терактов также заставляет бизнес больше средств тратить на обеспечение собственной безопасности, делая меньше более продуктивных инвестиций.

Действия исламистов в Алжире в 1996-2001 годах обошлись экономике этой страны в $16 млрд. После того как палестинские террористы провели серию терактов в Кении, Кения столкнулась с оттоком туристов. Ежегодно эта страна зарабатывала на туристах около $500 млн., после терактов убытки туристической индустрии составляли $1 млн. в сутки. Аналогичные процессы были отмечены в Индонезии после теракта на острове Бали. После того как в Йемене террористами был атакован французский танкер "Лимбург", страховые компании в два раза повысили ставки для судов, заходящих в порт Адена. Фактически, стоимость захода в йеменские порты повысилась для каждого судна на $150 тыс., что привело к тому, что судовладельцы стали избирать иные маршруты для своих кораблей. В результате, грузооборот йеменских портов снизился вдвое, а ежемесячные убытки составили $3.8 млн.

Однако террористы могут оказать столь разрушительное воздействие лишь на небольшие страны или отдельные регионы и отрасли. Большие государства, особенно обладающие диверсифицированными экономиками, уязвимы в значительно меньшей степени. К примеру, в середине 1970-х годов левацкие террористические группы провели серию громких терактов в Италии и Германии. Индустрия туризма этих государств оказалась в состоянии коллапса, но экономики устояли.

Активность террористов неизбежно увеличивает затраты государств на безопасность. К примеру, только на проверку финансовых потоков террористических организаций и их спонсоров, государства мира тратят до $600 млн. В стране резко увеличивается число "нахлебников" - сотрудников служб безопасности. В тоже время, террористы невольно помогают развиваться многим отраслям экономики, задействованным в производстве специального оборудования и вооружения, применяемых для предотвращения терактов и борьбы с террористами. Это, например, позволило Израилю создать уникальные технологии в сфере безопасности, ныне востребованные на мировом рынке.

Самые крупные теракты в мире в 2000-2011 годах

24 января взрыв произошел в зале международных вылетов аэропорта "Домодедово" <http://www.rian.ru/inquest/20110124/325699299.html>. В результате теракта 31 человек погиб, около 130 пострадали.

Как заявил источник в правоохранительных органах, по предварительным данным, взрыв устроил смертник, который находился в толпе встречающих, а мощность бомбы составила около 5 килограммов в тротиловом эквиваленте.

2010

сентября два взрыва прогремели в аэропорту Могадишо <http://www.rian.ru/world/20100909/274006928.html>, расположенном на окраине столицы Сомали. Один взрыв произошел внутри комплекса аэропорта, другой - у ворот ограждения по периметру аэропорта, который охраняют военнослужащие миротворческого контингента Африканского союза (АС). Погибли восемь человек.

августа взрыв прогремел перед зоной прибытия аэропорта города Замбоанга на южном филиппинском острове Минданао. В результате ЧП один человек погиб, не менее шести получили ранения, среди пострадавших - губернатор провинции Сулу Абдусакур Тан (Abdusakur Tan).

Причиной инцидента стало сработавшее взрывное устройство <http://www.rian.ru/world/20100805/262092478.html>.

2009

сентября два взрыва прогремели в аэропорту Могадишо, где расположена база миротворцев Африканского союза в Сомали. В результате ЧП 21 человек погиб, около 40 получили ранения. В числе погибших 17 миротворцев и четверо местных жителей.

сентября террорист-смертник подорвал себя возле международного аэропорта на окраине столицы Афганистана <http://www.rian.ru/incidents/20090908/184164236.html>. В результате инцидента погибли три мирных жителя, еще шесть человек, среди которых военнослужащий НАТО, получили ранения. Ответственность за теракт взяли на себя представители радикального движения "Талибан".

2008

декабря взрывное устройство сработало в столице Непала <http://www.rian.ru/incidents/20081227/158190543.html> Катманду рядом с международным аэропортом. Пострадал один человек.

Взрывная волна сотрясла окна в офисах авиакомпаний, расположенных примерно в 500 метрах от терминала столичного аэропорта Трибхувал.

2007

августа в аэропорту афганской столицы Кабула, охрану которого несли 300 бельгийских десантников, прогремел взрыв. Террорист-смертник <http://www.rian.ru/incidents/20070831/75910443.html> на большой скорости въехал на территорию аэропорта и взорвал заминированный автомобиль рядом со входом в военное крыло здания аэропорта, где в момент происшествия находилась большая группа людей, в том числе афганские военнослужащие. Двое из них погибли на месте, четверо бельгийских военнослужащих из состава международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) под командованием НАТО получили легкие ранения.

июня в аэропорту шотландского города Глазго горящий легковой автомобиль (джип) врезался в здание пассажирского терминала. Находившиеся в машине люди выскочили из автомобиля. При их задержании полицией они попытались оказать сопротивление. Этот инцидент был квалифицирован как теракт <http://www.rian.ru/incidents/20070630/68103968.html>, так как накануне лондонская полиция обнаружила и обезвредила два взрывных устройства в автомобилях, оставленных в центре Лондона.

Позже один из участников атаки на здание аэропорта Глазго, <http://www.rian.ru/terrorism/20070803/70247986.html> получивший сильные ожоги, скончался в больнице Royal Alexandra Hospital в шотландском городе Пейсли

июня в аэропорту на испанском острове Ибица была взорвана маломощная бомба <http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2007/06/30/n_1087339.shtml>. Взрыв был осуществлен полицией, которая в ходе обследования территории аэропорта нашла подозрительный пакет. Незадолго до этого на территории аэропорта была проведена эвакуация после получения предупреждения о взрыве со стороны баскского сепаратистского движения ЭТА.

февраля двое неизвестных пытались въехать в VIP-зону Международного аэропорта пакистанской столицы Исламабада на автомобиле. Затем один из них попытался пройти внутрь здания, но был остановлен сотрудниками службы безопасности. Неизвестный открыл огонь, в ответ сотрудники охраны аэропорта также стали стрелять, после чего террорист привел в действие взрывное устройство <http://www.rian.ru/incidents/20070206/60313894.html>, закрепленное на теле. В результате погиб сам боевик, ранены трое охранников аэропорта, было повреждено несколько автомобилей. Сообщник террориста, бывший за рулем автомобиля, был арестован.

2006

декабря была взорвана пятиэтажная автостоянка мадридского аэропорта "Барахас" <http://www.rian.ru/incidents/20070114/59034378.html>. Взрыв привел к полному разрушению одной из секций стоянки. Ответственность за теракт взяла на себя баскская сепаратистская группировка ЭТА. Жертвами теракта стали два иммигранта из Эквадора, более 30 человек пострадали. Материальные потери оцениваются в 30 млн евро.

2004

января в аэропорту г. Багдада (Ирак) сразу после взлета был обстрелян самолет министра обороны Грузии Давида Тевзадзе, <http://www.rian.ru/society/20040116/508731.html> который возвращался после однодневного визита в Ирак, где он посетил расположение частей грузинских военнослужащих, несущих службу в иракском городе Тикрите. В результате обстрела никто не пострадал.

2003

декабря при вылете из аэропорта г. Кабула (Афганистан) террористами был обстрелян <http://www.newsru.com/world/25dec2003/belg.html> пассажирский самолет, на борту которого находился министр обороны Бельгии Андрэ Флао. Пострадавших нет, самолет повреждений не получил.

июля в аэропорту "Парайяс" г. Сантандера (Испания) <http://www.rian.ru/incidents/20030727/412301.html> было приведено в действие взрывное устройство, заложенное в припаркованном напротив здания аэровокзала легковом автомобиле. Пострадавших нет, зданию причинен значительный ущерб.

За некоторое время до взрыва неизвестный от имени радикальной организации "ЭТА" сообщил о готовящемся акте.

июля в городе Бастии (о. Корсика, Франция)  <http://rian.ru/incidents/20030721/409329.html>близ здания в технической зоне аэропорта было приведено в действие взрывное устройство. Пострадавших нет, зданию причинен существенный ущерб. Ответственность за акцию взяла на себя экстремистская организация "Фронт национального освобождения Корсики" ("ФНОК").

марта в городе Давао на юге Филиппин прогремели два взрыва <http://rian.ru/politics/20030306/334588.html>, один из них - в международном аэропорту. Взрыв прогремел в зале ожидания около 12 часов дня по московскому времени. Погибли 21 и было ранено свыше 150 человек.

Главным виновным в организации мощного взрыва был назван 23-летний Мунтазер Суданг, который вошел в здание аэропорта с бомбой в рюкзаке. Бомба сработала, по всей вероятности, досрочно, не дав террористу возможности покинуть помещение до теракта. Главным организатором и идеологом диверсии был назван Мастура Гумаван, один из лидеров мусульманского движения Исламский Фронт освобождения МОРО.

2002

ноября ночью мощное взрывное устройство сработало в одном из зданий южноафриканского аэропорта Гранд Сентрал близ Йоханнесбурга <http://rian.ru/incidents/20021124/269750.html>. В результате взрыва один человек получил легкие осколочные ранения. Ударной волной были выбиты стеклянные стены и перегородки, повреждена крыша здания.

В ночь на 17 ноября в результате мощного взрыва в аэропорте афганского города Хост пять военнослужащих сил антитеррористической коалиции погибли и несколько человек получили ранения. По свидетельствам очевидцев, взрывом уничтожено несколько автомашин.

апреля боевики запрещенной компартии Непала (маоистской) взорвали бомбу <http://rian.ru/incidents/20020419/121191.html> в аэропорту Бходжпур на востоке страны. Зданию аэропорта был нанесен значительный ущерб, однако никто из пассажиров не пострадал. Все авиарейсы были отменены, так как была разрушена вышка обеспечения контроля за полетами.

2001

октября в аэропорту Исламабада (Пакистан) взорвалась самодельная бомба в приблизительно 750 граммов в тротиловом эквиваленте. Взрыв, к счастью, не привел к человеческим жертвам.

Полицейский патруль из состава охраны аэропорта обнаружил у входа в здание аэропорта оставленный пакет. Находку срочно отнесли в специальное место для обезвреживания бомб и накрыли специальным покрывалом, под которым сверток и взорвался еще до прибытия саперов. По мнению полиции, если бы бомба взорвалась перед входом в аэропорт, где был оставлен пакет, это привело бы к многочисленным человеческим жертвам.

В августе баскские террористы <http://rian.ru/incidents/20020508/139149.html> устроили взрыв в мадридском аэропорту Барахас, который нанес большой материальный ущерб. Обошлось без жертв.

марта в аэропорту Бангкока (Таиланд) произошел взрыв самолета "Боинг-737-400". Самолет взорвался на взлетной полосе незадолго до вылета. В результате взрыва и сильного пожара погиб один из членов экипажа, семеро других сотрудников авиакомпании получили ранения. Самолет почти полностью сгорел.

По мнению полиции, теракт был направлен против премьер-министр страны Таксина Чинавата, который должен был лететь на этом самолете. Предварительное расследование показало, что взрыв произошел под сиденьями, отведенными премьеру и его сыну.

Инцидент произошел сразу после заправки лайнера, когда глава правительства Таиланда подъезжал к аэропорту. На борту спецрейса пассажиров не было.

2000

декабря столицу Филиппин Манилу потрясла серия терактов <http://www.newsru.com/arch/world/30dec2000/abu.html>. Одна из бомб взорвалась на грузовом складе международного аэропорта Манилы, расположенном в 700 метрах от пассажирского терминала. Очевидцы этого теракта утверждали, что пострадали несколько человек, однако официальные лица о жертвах не сообщали.

июня в аэропорту Манилы (Филиппины) неподалеку от зоны прибытия пассажиров взорвалась бомба. По информации полиции, бомба была установлена в туалете зала прилета. Взрывом пробило потолок в зале, выбиты почти все стекла, насквозь пробита бетонная стена. Несмотря на серьезные разрушения здания аэропорта, пострадавших нет.

2.5 Проблема терроризма в России

В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо острый характер. Среди острых политических, экономических и социальных проблем, которые приобрела Россия на исходе ХХ века, терроризм представляет одну из главных опасностей. Для России это явление не есть порождение века нынешнего, атрибут урбанизации. Истоки российского терроризма теряются в глубине веков.

По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце ХIХ века полагала, что только в форме терроризма она способна защитить свое право на свободу и демократию. Терроризм рассматривался как средство борьбы против самодержавия, способ защиты права двигать историю. За всю историю русских революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.

В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением.

Отличительными особенностями российского терроризма являются: наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.); относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им; различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов Федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит; невозможность выделения «чистых» типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом.

В России происходит интеграция терроризма и организованной преступности, появляются примеры взаимодействия российских террористических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО

на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической организации «Серые волки» в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).

3. Борьба с терроризмом

.1 Борьба с терроризмом в современных условиях

Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям.

Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу.

.2 Меры предупреждения терроризма

В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.

Общее предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. К примеру, в сфере экономики это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п. В политической сфере это становление и развитие новой российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п. В социальной сфере (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеет устранение резкого социального расслоения общества, поддержка малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.

Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить классификация мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым. По мнению автора, такими мерами являются:

o     законодательные;

o     административно-правовые;

o     уголовно-правовые;

o     социальные;

o     финансвово-экономические;

o     политические;

o     военные;

o     пропагандистские;

o     профилактические и др.

Указанное мнение С. Гончарова поддерживает В. Величко, отмечая, что необходимо включить в приведенную классификацию также совместную деятельность национальных и международных участников, справедливо полагая что силовые методы возможны на последней стадии уничтожения террористов.

Схожую точку зрения высказывает В. Петрищев, указывая на то, что новая ситуация диктует необходимость проведения международной согласованной политики сдерживания терроризма. Автор отмечает, что правительствам следует договорится по некоторым принципиальным позициям: какие дипломатические меры могут повысить эффективность антитеррористической деятельности; какие уступки допустимы в переговорах с террористами, при этом, автор справедливо замечает, что жесткий принцип никаких уступок не действует в сегодняшних условиях; каким должен быть механизм введения экономического эмбарго в отношении государств спонсоров терроризма и др.

Вместе с тем, как отметил Генеральный прокурор России В. Устинов, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Как заметил В. Устинов, необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также и негосударственных структур.

Заметим, что ранее Д. Таль, председатель Совета директоров Всемирной ассоциации детективов отметил роль частных служб безопасности в предупреждении и борьбе с терроризмом, высказав мнение о том, что профессиональные организации могут действовать в качестве проводников идей и усилий и в качестве мостов, соединяющих правительства, правоохранительные органы и индустрию частных служб безопасности. Его российский коллега Ю. Левицкий, президент Ассоциации негосударственных структур безопасности Аргус также отметил роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом.

При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

организация общественных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

Говоря о мерах предупреждения терроризму необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением. Так, академик В. Кудрявцев, говоря о проблеме международного терроризма, отметил, что ученым по силам выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов.

Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин и др.) высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).

Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.

. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.

. Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.

. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.

. Министерство обороны России обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.

. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.

. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.

Заключение

Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д. При всем этом терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку является разновидностью извечного и неумирающего спутника человечества - убийства. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

Собственно, вопрос вовсе и не стоит о полном уничтожении терроризма в мире, особенно если иметь в виду его самые разнообразные проявления. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.

Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях:

) воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов;

) выявление и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и иных обстоятельств;

Помимо названных направлений борьбы с таким явлением как терроризм, необходимо бороться с этом злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство, регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

Литература

терроризм структурный экономический

1.       Иванич Ю. "Наркотики и терроризм. Паутина зла." Москва. Вече.2005г.

2.      "Нева" журнал. №12. 2005г.СПб.Наука. Яковенко И.А. "Терроризм".

.        Оганян К.М, Маковецкий Е.А "Общая социология". СПб, СПбГИЭУ.2006 г.

.        "Социс" журнал. №7.2006г.РАН. Статья Ярошенко С.С. "Четыре социальных объяснения бедности".

.        "Социс" журнал. №7. 2005г. РАН. Статья Варданянц Г.К. "Терроризм: диагностика и социальный контроль".

.        "Социологический энциклопедический словарь".Москва. 1998г.

Похожие работы на - Терроризм: экономический аспект

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!