Аудит операций банка с пластиковыми карточками

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,28 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит операций банка с пластиковыми карточками

Введение

В условиях развития мировых хозяйственных связей заметен процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении формирования безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современных условиях. Одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых странах пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт демонстрирует степень интеграции банковской системы и общества.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в перспективах развития и дальнейшего роста доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские пластиковые карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.

Главной целью любого банка является получение прибыли в размере, необходимом для обеспечения нормального функционирования, включая инвестирование средств в активы и использование прибыли на цели потребления.

Целью курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита операций банка с пластиковыми карточками, методику аудита с карточками и направления совершенствования аудита в ОАО «Белинвестбанк».

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

Ø раскрыть сущность, цели и значение аудита операций банка с пластиковыми карточками

Ø  изучить нормативно - правовое и информационное регулирование аудита с пластиковыми карточками

Ø  изучить методику аудита операций банка с пластиковыми карточками

Ø  документальное оформление результатов аудита по операциям банка с пластиковыми карточками

Ø  определить направления совершенствования аудита с карточками

Объектом исследования курсовой работы выступают результаты деятельности ОАО «Белинвестбанк» за 2009-2010 годы.

Открытое акционерное общество «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк» создано 3 сентября 2001 года в результате реорганизации путем слияния ОАО «Белбизнесбанк» и ОАО «Белорусский банк развития» и является правопреемником их прав и обязанностей. Национальный банк Республики Беларусь Постановлением Правления от 30.08.2001 № 232 зарегистрировал ОАО «Белинвестбанк» в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 807000028.

Задача, которая ставилась при объединении банков, - создать крупный финансовый институт, специализирующийся на кредитовании инвестиционных проектов на долгосрочной основе. Устав ОАО «Белинвестбанк» утвержден Общим собранием акционеров 19.07.2001 и зарегистрирован в Национальном банке Республики Беларусь под регистрационным номером № 807000028. Уставный фонд на 01.12.2011 составил 473,8 млрд.руб., собственный капитал банка - 826,1 млрд.руб.

Банк имеет разветвленную филиальную сеть на территории республики. Структура банка трехзвенная (рис.2.1): Центральный (головной) банк , Областные филиалы (управления), Минская гордирекция, Дирекция инвестиционного кредитования, Филиалы прямого подчинения - отделения, РКЦ.

ОАО "Белинвестбанк", в соответствии с законодательством, является уполномоченным банком по обслуживанию государственных программ, аккумулирующим инвестиционные ресурсы государства, проводящим его инвестиционную политику и обслуживающим кредитные линии иностранных инвесторов.

Основой кредитно-инвестиционной деятельности банка является приоритет вложения кредитных ресурсов в наиболее эффективные для экономики инвестиционные проекты, ориентированные на экспорт, импортозамещение, внедрение новых и высоких технологий, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

На 01.01.2011 года ОАО "Белинвестбанк" занимает пятое место среди белорусских банков по величине собственного капитала и по размеру уставного фонда.

ОАО "Белинвестбанк" - универсальный банк, ориентированный на обслуживание физических и юридических лиц различных форм собственности и направлений деятельности, осуществляет все виды банковских операций и оказывает услуги в соответствии с Законодательством Республики Беларусь, согласно выданных лицензий.

Так в таблице 1 представлены данные позволяющие дать оценку состава, структуры и динамики ресурсной базы банка.

Таблица 1 - Состав, структура и динамика ресурсов Головного филиала ОАО «Белинвестбанк» по Гомельской области за 2009 - 2010 гг

Показатели

На 1.01.2010 г.

На 1.01.2011 г.

Отклонение (+, -)

Темп изменения, %


сумма, млн р.

уд. Вес, %

сумма, млн р.

уд. Вес, %

сумма, млн р.

уд. Вес, %


1. Средства Национального банка

523575,0

10,23

705383,2

9,27

181808,2

-0,96

134,7

2. Кредиты и другие средства банков

195429,6

3,82

668911,7

8,79

473482,1

4,97

< чем в 3 раза

3. Средства клиентов

3389114,2

66,19

4608976,9

60,57

1219862,7

-5,62

136,0

4. Ценные бумаги, выпущенные банком

261391,3

5,11

689477,0

9,06

428085,7

3,95

263,8

5. Прочие пассивы

79653,7

1,56

41618,7

0,55

-38035

-1,01

52,2

6. Капитал и резервы

668381,6

13,05

889878,2

11,70

221496,6

-1,35

133,1

7. Всего пассивов

5120143,6

100

7608909,1

100

2488765,5

-

148,6

в том числе

7.1. Привлеченные Ресурсы

-

-

-

-

-

-

-

из них

7.1.1. Привлеченные на платной основе

-

-

-

-

-

=



По данным таблицы 1.1 видно, что ресурсы Головного филиала г. Гомеля на конец 2010 г. по сравнению с началом увеличились на 2488765,5млн р. или на 48,6%. Это произошло за счет увеличения объёмов привлечения ресурсов клиентов, остатки которых в динамике увеличились на 1219862,7 млн р. или на 36%. Положительно следует отметить увеличение капитала в динамике на 33,1%.

В структуре ресурсов филиала за анализируемый период произошли изменения: увеличился удельный вес ценных бумаг выпущенных банком почти в 3 раза; сократился удельный вес прочих пассивов, который в отчетный период составил 52,2%, что является негативным в деятельности банка.

Предметом исследования данной работы является методика аудита операций банка с пластиковыми карточками.

Теоретической основой курсовой работы выступили следующие нормативные документы:

·        Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г. №74 Об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками (в ред. постановлений Правления Национального банка от 26.01.2005 N 9 <consultantplus://offline/belorus?base=BELAW;n=54971;fld=134;dst=100007>,от 16.02.2007 N 51 <consultantplus://offline/belorus?base=BELAW;n=69588;fld=134;dst=100005>, от 24.09.2010 N 401 <consultantplus://offline/belorus?base=BELAW;n=105307;fld=134;dst=100005>)

·    Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от 28 сентября 2006 г. №137,

·        Инструкция по составлению годового отчета банками Республики Беларусь от 27.11.2006 г. № 323,

·        Указ президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»,

· Постановление Совета Директоров Национального банка Республики Беларусь об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками в банках Республики Беларусь от 14.07.2004- №222.

·    Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности».

Ввиду необходимости и остроты вопроса изучения и аудита операций банка с пластиковыми карточками, в экономической литературе существует огромное количество книг, учебных пособий, в которых зарубежные и отечественные авторы обращаются к теме изучения сущности капитала и методики его аудита. Среди них Шидловская М., Ефремова, Кравцова Г., Евдокимович В., Лемеш В и многие другие авторы. А также достаточно статей по данной теме, освещенных в журналах «Банковский вестник», «Финансы, учет. аудит», «Главный бухгалтер», авторами которых являются: Гапеенко Т., КудасовИ., Пищик И. .

Данная курсовая работа общим объемом страниц компьютерного текста состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТОЧКАМИ

1.1    Сущность, роль и значение аудита операций банка с пластиковыми карточками

Слово «аудит» происходит от латинского audio - он слышит, слышащий. Этим подчеркиваются особая доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Аудиторские услуги первоначально представляли собой процесс проверки соответствующими специалистами правильности ведения бухгалтерского учета, реальности и достоверности, представляемых различным пользователям финансовой отчетности.

В настоящее время среди ученых-экономистов нет единого подхода к понятию «аудит» как одной из форм контроля. Известный американский специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В тоже время риск банка прямого влияния на аудиторов не оказывает. В связи с этим рассмотрим аудит операций банка с пластиковыми карточками.

Пластиковая карточка может рассматриваться с различных точек зрения: как продукт продаваемый эмитентом (банковский продукт) держателю, как техническое изделие производителя карт или даже как произведение прикладного искусства, принимая во внимание, что дизайн некоторых карточек является без всяких сомнений произведением искусства.

Подобное разделение точек зрения весьма условно, поскольку различные аспекты карточек тесно взаимосвязаны. В экономической литературе приводится множество различных определений пластиковой карточки. Рассмотрим некоторые из них в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Понятия пластиковой карточки

Литература

Понятие пластиковой карточки

Банковский кодекс

это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством РБ. (ст.273 БК)

Кравцова Г.И.

персонифицированное или неперсонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления других операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.[11, стр 94]

Энциклопедический словарь

документ, выдаваемый клиенту банком и используемый для идентификации при безналичной покупке товаров в магазинах или получении наличных денег[]


Далее представим основные термины, используемые при расчетах пластиковыми карточками.

·    Банк-эмитент - банк, банк-нерезидент, осуществляющий эмиссию карточек, определяющий правила совершения операций с карточками в локальных нормативных актах и принявший на себя обязательство по перечислению денежных средств с карт-счетов в соответствии с условиями договоров, заключенных с владельцами карт-счетов, другими участниками платежной системы, и (или) принявший на себя обязательство по перечислению денежных средств в соответствии с условиями кредитных договоров;(№74)

·        Банк-эквайер - банк, банк-нерезидент, осуществляющие эквайринг.

·        Карт-счет - открываемый банком-эмитентом банковский счет, на котором отражаются операции, произведенные держателем при использовании дебетовой карточки (текущий (расчетный) счет физического лица.

Рассмотрим основные операции проводимые с пластиковыми карточками.

Рисунок 1.1 Операции с пластиковыми карточками

Эмиссия - выпуск банковских пластиковых карточек в обращение с открытием банком-эмитентом карт-счетов клиентам и (или) с выдачей банком-эмитентом кредитов клиентам.[ ]

Эквайринг - осуществляемая банком, банком-нерезидентом в соответствии с договорами, заключенными с организациями торговли (сервиса) и другими юридическими лицами, деятельность по процессингу операций, совершаемых при использовании карточек, расчетному обслуживанию указанных организаций торговли (сервиса), кассовому обслуживанию держателей карточек. [ ]

Процессинг - деятельность по сбору и обработки информации, поступающей от организаций торговли (сервиса), банкоматов, платежно-справочных терминалов самообслуживания, пунктов выдачи наличных денежных средств либо из иных источников, в зависимости от используемых участниками платежной системы технологий при осуществлении операций с карточками, а также передаче обработанной информации для проведения безналичных расчетов. [ ]

Сама идея использования карт как платежного средства, была выдвинута Джеймсом Беллами в его книге «Глядя назад», в 1880 году. Первые карты не были платежным средством, это скорее были клубные карточки, имеющие ограниченное применение. Первые кредитные карточки были сделаны из картона, а материал более подходящий для функционирования карт, появился в 60-е годы в США, их стали делать из пластика. Использование пластиковых карт приобрело международный характер, пластиковые карты с магнитной полосой (магнитные пластиковые карты) пока занимает ведущие позиции в мире в силу своей традиционности. Наиболее известны карты таких международных платежных систем, как AmericanExpress, VISA, MasterCard, Europay, DinersClub. Данные финансовые ассоциации предоставляют за рубежом своим клиентам огромный спектр услуг в любой сфере обслуживания.

Первый российский банк, который в 1991 году, стал выпускать карту платежной ассоциации VISA, - это «Кредо-банк». Пластиковые карты с магнитной полосой начали применяться в 1969 году.[ ]

Для того, чтобы не путаться в типах пластиковых карт, рассмотрим их классификационные признаки в таблице 1.3

Таблица 1.3 Основные классификационные признаки пластиковых карточек

Классификационные признаки

Пластиковые карточки

1. Материал изготовления

а) бумажные б) пластиковые в)металлические

2.Назначение

а) кредитные б)дебетовые в) дисконтные

3.Характер использования

а) индивидуальные б)семейные в) корпоративные г) чековые гарантийные е) карточки туризма и развлечений

Время использования

а) ограниченные (с пролонгацией, без пролонгации) б) неограниченные

5 Принадлежность к учреждению эмитента

а) банковские б) коммерческие в) карты международных платежных систем


Опираясь на классификационные признаки пластиковых карточек, рассмотрим основные виды пластиковых карточек в таблице 1.4

Таблица 1.4 Основные виды пластиковых карточек

Вид пластиковой карточки

Характеристика

Индивидуальная (личная)

карточка, с использованием которой операции производятся как правило, на основании заключенного между банком-эмитентом и физическим лицом договора карт-счета (кредитного договора). К личной карточке могут быть дополнительно выданы карточки членам семьи владельца счета (так называемые семейные карточки). Операции по личным пластиковым карточкам между организацией и работающими в ней физическими лицами можно разделить на расчеты по заработной плате и расчеты по суммам, связанным с командировочными расходами, а также потраченным работниками в интересах этой организации. (глав.бух.2009 №47)

Корпоративная

карточка, используемая юридическими или физическими лицами. Такие карточки выдаются работникам юридического лица для оплаты расходов, связанных с его хозяйственной деятельностью и со служебными командировками.

Дисконтные карты

(от англ. discount - скидка) предоставляют определенные скидки и наиболее популярны как способ поощрения постоянных клиентов и привлечения новых. Дисконтная карта - это особый знак внимания, уважения к своему клиенту. Она позволяет получать ему скидки, льготы, привилегированное обслуживание. В свою очередь предприятие расширяя круг постоянных клиентов, повышает свой престиж, увеличивает объемы продаж и, соответственно, прибыль. Практически любое предприятие, бары, рестораны, дискотеки, спортивные клубы, магазины, предприятия сферы бытового обслуживания, туристические агентства, медицинские и оздоровительные учреждения, гостиницы, рекламные агентства могут самостоятельно выпустить свои дисконтные карты.

Клубные карты

распространенный вид пластиковых карт для идентификации привилегированных клиентов и являются своего рода пропуском в определенное заведение. Широко используются в ночных клубах и ресторанах, барах и дискотеках, спортивных залах и т.д. В то же самое время клубная карта может одновременно являться и дисконтной.

Чиповые и смарт-карты

Среди банковских и расчётных карт особо следует выделить так называемые "чиповые карты". В случае использования чипа с микропроцессорными функциями такие карточки называют "микропроцессорными" или "смарт-картами". Данный вид карточек используется в качестве "электронных кошельков", а также в системах с предоплаченными услугами или товарами (таксофоны), где нет необходимости или возможности организовывать доступ к банковскому счёту клиента в режиме online.

Кредитная карточка

С использованием которой держателям осуществляются операции в приделах суммы кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с условиями кредитного договора и требованиями законодательства.(глав.бух.2009 №47)

Дебетовая карточка

клиенту необходимо обеспечить наличие денежных средств на счете, размер которых определяет лимит средств, доступных при осуществлении расчетов. При совершении операции с использованием карточки уменьшается и сумма средств на счете. Если все средства на счете расходовались, то для возобновления осуществления операций клиенту необходимо вновь обеспечить пополнение своего счета. В некоторых случаях допускается превышение лимита средств, доступных для осуществления операций, на определенную сумму, которая должна быть погашена в определенный срок (так называемые дебетно-кредитные карточки, или карточки с возможностью овердрафта).

Банковские карты

используются в локальных платежных банковских системах для осуществления безналичных платежей. Наиболее известные: VISA, MasterCard, AmericanExpress, Europay. Как это не покажется странным, подавляющее большинство банковских карточек является идентификатором, а не кошельком. Эти карточки имеют магнитную полосу, на которую записывается информация о счёте клиента. Карточка может содержать всего 19 цифр. Первая из них - это сфера деятельности эмитента, а шесть первых цифр - номер эмитента, которые указывают на сферу его деятельности и, присвоенный ему номер. Поэтому, по первому номеру на карте возможно легко понять, какова сфера деятельности эмитента: 1-2 - авиалинии, 3 - путешествия и развлечения, 4-5 - банковское дело/финансы, 6 - торговля и банковское дело.


Online (режим реального времени) - устройство (торговый терминал, банкомат, электронная касса) считывает информацию с магнитной полосы, которая по специальному каналу связи или телефонной сети передается в центр автоматизации карт.

В настоящее время существует три вида электронных кошельков:

. Непополняемые карточки с различными номиналами, которые обозначаются прямо на карте. Такие карточки удобны в качестве карманных денег, подарков.

. Пополняемые карточки без указания номинала, т.е. карты, на которые можно заносить дополнительную сумму, или по телефону, или через банкомат, или через терминал за счет наличных денег (cash-to-card-terminal).

. Введение функции электронного кошелька на уже имеющуюся у клиента платежную карточку, что позволит клиентам не приобретать новую карту.

Как было сказано в таблице 1.4, дебетовая карточка используются при наличии банкомата или торгового терминала. Первый в мире банкомат был запущен в 1967 году, в одном из банков северного Лондона. На территории бывшего СССР первые банкоматы появились в системе «Дельта-банк», сначала в Киеве, а затем в Москве. В настоящее время самым большим потребителем банкоматов являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, наибольшей плотности их размещение достигает в Японии, где на 1 млн. граждан приходится 1000 устройств.

Банкомат - электронный программно-технический комплекс, обеспечивающий выдачу наличных денежных средств при проведении операций с банковскими пластиковыми карточками, позволяющий держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета, а также выполнять оплату различных услуг (коммунальных, за телефон и т.д.), проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой.

В зависимости от выполняемых операций банкоматы делятся на:

·    простейшие;

·        полнофункциональные, которые могут выполнять более сложные операции, например перевод денег, обмен иностранной валюты, прием вкладов;

Платежный терминал, или торговый терминал - устройство, предназначенное для обработки транзакций при финансовых операциях с использованием банковских пластиковых карточек. Использование платежных терминалов позволяет автоматизировать операции по обслуживанию банковской пластиковой карточки и существенно уменьшить время обслуживания.[ ]

Далее рассмотрим как развивался рынок пластиковых карточек Республике Беларусь за 2010 и 2011 годы в таблице 1.5

Таблица 1.5 Развитие рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь

Показатель

01.01.2010

01.01.2011

Прирост в %

Количество карточек в обращении

7 132 892

7 956 888

11,6

Количество организаций торговли (сервиса),принимающих карточки

9765

15 432

58,0

Количество платежных терминалов, установленных в организациях торговли

16 909

23 034

36,2

Количество инфокиосков

2567

3245

26.4

Количество банкоматов

2965

3209

8,2


В 2011 году продолжается активное развитие объектов программно-технической инфраструктуры обслуживания операций с использованием банковских пластиковых карточек.

Таблица1.6 Объекты программно-технической инфраструктуры

Инфраструктура

01.01.2010

01.01.2011

Прирост, единиц

Прирост, %

Банкоматы

2678

2903

225

8,4

Организации торговли (сервиса) принимающие карточки (ОТС)

9132

13456

4324

47,3

Пункты выдачи наличных (ПВН)

4275

4315

40

0,9

Инфокиоски

2565

2952

387

15,1

Платежные терминалы, всего

29 876

35 762

5886

19,7

в том числе: в ОТС

14 563

21 652

7089

48,7

в ПВН

7244

7556

312

4,3

в ПВН

372

415

43

11,6

в отделениях РУП «Белпочта»

6385

7940

1555

24,4


Наибольшую долю по установленным объектам программно технической инфраструктуры на «карточном» рынке занимает ОАО «АСБ Беларусбанк» - более половины установленных инфокиосков (53%), платежных терминалов в организациях торговли (сервиса - 59%), банкоматов (35%). Далее по установке банкоматов следует выделить ОАО «БПС-Банк» (17%) и ОАО «Белагропромбанк» (13%), по установке инфокиосков - ОАО «Белгазпромбанк» (18%), по оснащению организаций торговли (сервиса) платежными терминалами - ОАО «Белинвестбанк» (16%).

В 2011 году ОАО «Банковский проценссинговый центр», «Приорбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк» при активном содействии Национального банка проводились работы по созданию единой программно-технической инфраструктуры для обслуживания банковских пластиковых карточек различных платежных систем. В настоящее время карточки «БелКарт» обслуживаются в большинстве банкоматов и пунктов выдачи наличных, функционирующих на территории Республики Беларусь.

Учитывая изложенное, полагаю, что в 2012 году продолжится тенденция увеличения числа безналичных операций с использованием пластиковых карточек, доля прироста платежных терминалов, установленных в организациях торговли (сервиса), превысит долю прироста установленных банкоматов. Кроме того, 2011 год является завершающим в реализации программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек.

1.2 Информационное обеспечение аудита операций с пластиковыми карточками

В настоящее время в Республике Беларусь наблюдается активизация процессов, связанных с развитием рынка банковских пластиковых карточек, в рамках национальной платежной системы создаются условия для внедрения расчетов банковскими пластиковыми карточками. Расчеты между юридическими лицами, а также между лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, осуществляются через банки в безналичном порядке, т.е. при помощи банковских пластиковых карточек.

Информационное обеспечение - целенаправленная работа по сбору информации, ее регистрации, передаче, обработке, обобщению, хранению и использованию.

Для получения аудиторских доказательств используются как материальные, так и нематериальные источники. Они должны удовлетворять таким требованиям, как достоверность, актуальность, точность, своевременность, полнота, экономичность и целесообразность.

Важным условием организации эффективного банковского надзора является развитие его информационного обеспечения. Полная, точная, адекватная, своевременная информация является необходимой для осуществления правильной оценки его финансового состояния и перспектив деятельности, эффективного функционирования системы раннего предупреждения о возникновении проблем в банке и, соответственно, своевременного принятия в случае необходимости решений о применении мер надзорного реагирования.

Информационным обеспечением аудита операций банка с пластиковыми карточками являются

·    бухгалтерский баланс

·    отчет о прибыли и убытках

·        сведения об оборотах и остатках по карт-счетам

·        оборотная ведомость

·        план эмиссии карточек

·        сведения об оборотах по банкоматам

·        сведения о количестве эмитированных карточках

·        план аудита

·        программа аудита

·        первичные учетные документы (договор карт-счета, заявление на открытие счета, мемориальные ордера, платежные инструкции, карт-чек )

Рассмотрим основные источники информации в следующей таблице:

Таблица 1.8 - Основные источники информации аудита операций банка с пластиковыми карточками

Наименование

Краткая характеристика

Бухгалтерский баланс

представляет собой совокупность показателей, характеризующих финансовое и хозяйственное положение банка на отчетную дату - последний рабочий день отчетного года. Баланс представляет собой группировку активов и пассивов по их характеру в порядке, отражающем их ликвидность и востребованность. В балансе приводятся данные о величине активов, обязательств и капитала банка на конец отчетного года (на первое число года, следующего за отчетным) и приводится соответствующая сравнительная информация относительно года, предшествующего отчетному. При составлении баланса в основу должен быть положен ежедневный баланс за последний рабочий день отчетного года. Активы и пассивы баланса уменьшаются на сумму резервов на покрытие возможных убытков, созданных в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, на сумму собственных выкупленных акций и на сумму начисленной амортизации.

форма № 2 «О прибыли и убытках»

представляет собой ряд показателей, раскрывающих информацию о воздействии операционной, инвестиционной и финансовой деятельности банка на величину его денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. В отчете о прибыли и убытках приводятся данные о доходах и расходах отчетного года и соответствующая сравнительная информация относительно года, предшествующего отчетному. Каждый вид доходов и расходов раскрывается отдельно. Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с иностранной валютой отражаются на нетто-основе как чистый доход. Отчисления в резервы отражаются как разница между суммой отчислений в резервы и суммой, на которую производилось уменьшение резервов вследствие улучшения качества активов. Образовавшийся при формировании (расчете) соответствующей статьи отрицательный результат показывается в скобках и со знаком ”минус“.


Материалами для проведения детального изучения операций с карточками служат лицевые счета аналитического учета в разрезе балансовых и внебалансовых счетов, а также расчетные документы, содержащиеся в документах дня банка.

Рассмотрим счета, которые применяются в бухгалтерском учете при использовании банковских пластиковых карточек, в следующей таблице:

Таблица 1.9 Внебалансовые счета бухгалтерского учета операций с пластиковыми карточками

Внебалансовый счет

Характеристика счета

99833

Счет предназначен для учета заготовок банковских пластиковых карточек и электронных денег. По приходу счета отражаются полученные заготовки БПК и эл.денег. По расходу отражаются полученные заготовки карточек и эл.денег.

99861

Счет предназначен для учета документов и ценностей, отосланных другим банкам, филиалам (отделениям), структурным подразделениям банка, а также выданных под отчет ответственным исполнителям. На нем осуществляется бухгалтерский учет персонализированных пластиковых карточек.

99839

Счет предназначен для учета ценностей и документов, не учитываемых на других внебалансовых счетах. На этом счете осуществляется бухгалтерский учет карточек подлежащих уничтожению и бухгалтерский учет персонализированных карточек.


Бухгалтерский учет денежных средств и операций с использованием дебетовых карточек банком-эмитентом осуществляется на следующих балансовых счетах:

Таблица 1.10 Балансовые счета при использовании дебетовых карточек

Балансовый счет

Характеристика

Счета группы 311

"Карт-счета клиентов, средства по операциям с электронными деньгами" в разрезе владельцев карт-счетов - для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;(постановление Совета директоров Нацбанка от 27.03.2006 N 72)

3014

"Текущие (расчетные) счета физических лиц", данный счет предназначен для учета средств, находящихся на текущих (расчетных) счетах коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

3114

"Карт-счета физических лиц", счет предназначен, для учета средств, используемых для осуществления расчетов посредством банковских пластиковых карточек, с физическими лицами.

3404

"Вклады (депозиты) до востребования физических лиц", счет предназначен для учета средств, поступивших по договору банковского вклада до востребования на карт-счета.

3414

"Срочные вклады (депозиты) физических лиц", счет предназначен для учета средств, поступивших по договору срочного банковского вклада на карт-счета.(222)

3424

"Условные вклады (депозиты) физических лиц", счет предназначен для учета средств, поступивших по договору условного банковского вклада на карт-счета.(222)


Организация аналитического и синтетического учета осуществляется в соответствии инструкцией № 198 «О порядке организации бухгалтерского учёта и отчётности в Национальном банке Республики Беларусь», правилами организации бухгалтерского учета и документооборота № 90, а также иных локальных нормативных правовых актов банка по направлениям банковской деятельности.

Основными регистрами аналитического учета в филиале и их структурных подразделениях являются лицевые счета, которые открываются в разрезе балансовых и внебалансовых счетов. База данных лицевых счетов в условиях машинной обработки банковской информации ведется с обязательным дублированием как минимум на двух различных носителях и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного законодательством. При этом в системе банка применяются только лицевые счета и выписки из них, распечатанные на бумажных носителях информации или в виде электронного документа банка. Не допускается выдача выписок, заполненных от руки, также запрещается вносить в выписки какие-либо изменения.

Порядок и периодичность выдачи (направления) клиенту выписки из лицевого счета и приложений к ней, а также форма их представления (на бумажном носителе информации или в электронном виде), наличие дополнительных реквизитов в лицевом счете и в выписке из лицевого счета, порядок удостоверения банком подлинности выписки из лицевого счета оговариваются в соответствующем договоре между банком и клиентом. По состоянию на 1-е января банк выдает клиентам (кроме физических лиц) выписки по всем действующим лицевым счетам. По данным этих выписок клиенты должны представить банку в письменной форме подтверждение остатков лицевых счетов на начало нового года.

Приложениями к выпискам из лицевых счетов клиентов банка могут быть расчетные и/или кассовые документы на бумажных носителях либо в электронном виде (электронные платежные документы или бумажные копии электронных платежных документов), на основании которых совершены записи по лицевым счетам, и другие документы. Бумажные копии электронных документов и документов в электронном виде, подлежащие выдаче клиентам, удостоверяются подписью либо электронно-цифровой подписью уполномоченного лица и штампом банка либо электронным штампом банка.

Для ведения аналитического учета по внутрибанковским операциям применяются карточки, журналы, которые ведутся на бумажных или машинных носителях. Для усиления последующего контроля, отдельные внутренние ведомости и журналы дополнительно ведутся также в иностранной валюте.

Основным регистром синтетического учета является ежедневный баланс банка и филиала.

По результатам работы за предыдущий день в филиале ежедневно программным путем формируется баланс, форма которого определена Порядком формирования и сверки баланса, оборотной ведомости и отчетности форма 1706 в ОАО «Белинвестбанк», утвержденным решением Правления банка от 05 ноября 2010 года протокол № 75.

Банком и филиалами программно формируются балансы по балансовым и внебалансовым счетам отдельно в белорусских рублях и отдельно в иностранной валюте (с учетом структурных подразделений, созданных филиалом, которые в обязательном порядке проверяются и подписываются руководителем и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.

В процессе аудита для подтверждения данных используются ежедневные и годовые балансы, квартальные и годовые оборотные ведомости, специальные книги и журналы для регистрации документов. Могут рассматриваться и другие документы, например, деловая переписка, запросы на подтверждение остатка средств на карт-счете.

Таким образом, к основным элементам информационного обеспечения относятся данные аналитического и синтетического учета, массивы нормативно-справочной информации, должностные и технологические инструкции, система документации, система кодирования и классификации, картотеки. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, то есть систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений.

1.3 Нормативное обеспечение аудита операций банка с пластиковыми карточками

В качестве нормативного обеспечения используемого при проведении аудита операций банка с пластиковыми карточками выступают нормативно правовые акты, представленные в следующей таблице 1.11:

Таблица 1.11 Информация о нормативно-правовых актах

№ п/п

Наименование НПА

Номер и дата утверждения НПА

Краткая характеристика нормативно-правового акта

1

Банковский кодекс Республики Беларусь

№ 132-З от 14.06.2010г

Основной законодательный акт, регулирующий особую область экономических и гражданско-правовых отношений - банковские правоотношения, и определяющий принципы банковской деятельности Республики Беларусь.

2

Кодекс об административной ответственности Республики Беларусь



3

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками в банках Республики Беларусь

Постановление Совета Директоров Национального банка Республики от 14.07.2004- №222.

Классификация пластиковых карточек. Применение балансовых и внебалансовых счетов при расчетах пластиковыми карточками

4

Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками

Определяет порядок выпуска в обращение банками Республики Беларусь банковских пластиковых карточек, осуществлению процессинга, эквайринга, использования карточек юридическими и физическими лицами, а также осуществления расчетов по операциям, совершаемыми с использованием карточек.

5

Инструкция по признанию в бухгалтерском учёте доходов и расходов в НБ РБ и банках РБ

Постановление Правления НБ РБ от 30.07.2009 г. №125 (в редакции от)

Классификация доходов и расходов. Подходы к признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов. Применение принципа начисления. Порядок расчета процентов

6

Об утверждении Правил осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001.- №65.

Правила осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек.

7

Об утверждении Правил отражения в бухгалтерском учете операций по межбанковским расчетам

Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2002- №222.


8

Об утверждении Правил осуществления операций с электронными деньгами

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. №201

Деятельность Национального банка Республики Беларусь по осуществлению операций с электронными деньгами регламентируется отдельными нормативными правовыми актами Национального банка. В рамках этих Правил к электронным деньгам не относятся хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, выражающие сумму обязательств эмитента перед держателями и принимаемые в качестве средства платежа исключительно эмитентом.

9

Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь

Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. №163

Базируется на основных положениях рекомендаций по надзору центрального банка за платежными и расчетными системами, разработанных Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария). В своей деятельности по осуществлению надзора за платежной системой Национальный банк руководствуется необходимостью обеспечения надежного, безопасного и эффективного функционирования платежной системы; выявления и предупреждения возможности проявления операционного и расчетного рисков, вызванных нестабильной или неэффективной работой систем, являющихся ее составными частями, перерастания их в системный риск; защиты интересов и обеспечения равных прав участников платежной системы; поддержания их доверия к платежной системе и платежным инструментам.

10

Об утверждении Инструкции о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. №88

Регламентирует общий порядок функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в белорусских рублях через систему BISS, устанавливает правила и определяет условия допуска к участию и исключения из участия в системе BISS.

№ п/п

Наименование НПА

Номер и дата утверждения


11

Концепция осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь

от 20.07.2007 № 144

Даны общие подходы к осуществлению Национальным банком надзора за платежной системой Республики беларусь

12

О порядке организации бухгалтерского учёта и отчётности в Национальном банке Республики Беларусь

Постановление Совета Директоров Национального Банка Республики от 26 июня 2007 г. N 198 (в редакции от 12.05.2009 N 140)

Общие подходы к организации бухгалтерского учета и отчетности. Основные требования к организации операционного дня банка. Организация внутреннего контроля. Регистры бухгалтерского учета. Организация работы по ведению лицевых счетов. Формирование и хранение документов. Отчетность. Учетная политика банка

13

Об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 139 (с учетом изменений от 31.08.2010)

Организация системы внутреннего контроля в банке. Организация работы службы внутреннего аудита в банке. Основные виды банковских рисков

14

Локальные нормативно-правовые акты ОАО «Белинвестбанк»



15

Учетная политика ОАО «Белинвестбанк»


Методический аспект учетной политики. Особенности применения в банке законодательства по налогообложению и ведения налогового учета. Организационно-технический аспект учетной политики



2. АУДИТА ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТОЧКАМИ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

2.1 Методика аудита операций банка с пластиковыми карточками

Безналичные расчетные операции представляют собой расчеты по перечислению денежных сумм со счета плательщика на счет получателя без участия наличных денежных средств. операции по безналичным перечислениям являются самыми распространенными и трудоемкими в операционной системе банка. Вместе с тем их проведение чрезвычайно ответственно для банка, поскольку означает осуществление операций с чужими средствами и своевременность, полноту и правильность отражения их в учете влияют на финансовое положение как клиентов, так и банка.

В процессе аудита в зависимости от его вида и интересов заказчика могут ставиться следующие цели и задачи:

ü  оценка платежного оборота с позиции соблюдения стандартов и сроков проведения безналичных расчетных операций

ü  оценка безопасности безналичных расчетных операций от случайного или преднамеренного вмешательства в документооборот

ü  оценка правильности, полноты и достоверности отражения операций в бухгалтерском учете при проведении отдельных форм безналичных расчетов

Одной из такой форм проведения безналичных расчетов являются расчеты пластиковыми карточками банка.

Пластиковые карточки от других форм безналичных расчетов отличает прежде всего необходимость специального разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение операций с ними. полученное от Национального банка разрешение на проведение операций с пластиковыми карточками отражает следующие принципиальные для аудита положения:

·        какой вид карточки разрешен (карточка системы или частная система)

·        какой вид деятельности (эмиссия карточек или только эквайринг)

Аудит расчетов пластиковыми карточками различается в зависимости от того, является ли данный банк - эмитентом с обязательным при эквайрингом или только банком-эквайрером. И соответственно программа аудита банка, который занимается лишь эквайрингом, короче и включает только часть вопросов, которые рассматриваются при аудите банка-эмитента.

Рассмотрим вариант порядка учета расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

Держатель карточки и предприятие торговли (сервиса) обслуживаются в одном банке.

Таблица 2.1 Корреспонденция счетов бухгалтерского учета расчетов банковскими пластиковыми карточками (банк-эмитент одновременно является банком-эквайером)

Содержание операции

Корреспонденция счетов

1. Отражена задолженность держателей карточек перед банком и банка перед ПТС, ПВН

Д-т 3802 «Расчеты по операциям с чеками и банковскими пластиковыми карточками» К-т 3812 «Расчеты по операциям с чеками и банковскими пластиковыми карточками».

2. Списаны денежные средства со счета держателя карточки и погашена задолженность держателя перед банком

Д-т карт-счета клиентов К-т 3812 «Расчеты по операциям с чеками и банковскими пластиковыми карточками»

3. Погашена задолженность банка перед ПТС, ПВН

Д-т 3802 «Расчеты по операциям с чеками и банковскими пластиковыми карточками» К-т счет предприятия торговли (сервиса)


Подтверждением проведения операций, совершаемых с использованием карточки или ее реквизитов, и основанием для оформления платежных инструкций для осуществления безналичных расчетов служат карт-чеки и (или) иные документы в соответствии с локальным нормативным актом банка-эмитента (банка-эквайера) и (или) правилами платежной системы.

В подтверждение операций, совершаемых с использованием карточек в пункте выдачи наличных денежных средств, организации торговли (сервиса), оборудованных импринтерами ,карт-чеки составляются на бумажном носителе. В банкомате, платежно-справочном терминале самообслуживания, а также в пункте выдачи наличных денежных средств, организации торговли (сервиса), оборудованных электронными терминалами, карт-чеки составляются в электронном виде и (или) на бумажном носителе.[приложение ]

В процессе аудита расчетов пластиковыми карточками необходимо учитывать возможные различия:

v  в операциях и в зависимости от вида карточек по функциональному назначению (дебетовая, дебетно-кредитная, кредитная)

v  от вида карточек в зависимости от, того кто осуществляет эмиссию (карточка системы или личная)

v  от владельца счета (личная или корпоративная)

На порядок, методы проведения аудита операций с пластиковыми карточками влияет ряд факторов.

В результате проведения аудита, целесообразно изучить динамику показателей характеризующих эффективность использования операций с пластиковыми карточками:

Re= Pr от операций с БПК/расходы по операциям с БПК - характеризует сколько прибыли приходится на 1 рубль (100 руб.) расходов по операциям с пластиковыми карточками.

Доходность операций по пластиковым карточкам

Доходы от операций с пластиковыми карточками/среднедневные активные остатки на карт-счетах - характеризует размер дохода, полученной от операций с пластиковыми карточками

Pr на 1 пластиковую карточку = Pr от операций с БПК/ количество карточек в обращении - характеризует размер прибыли, приходящийся на 1 пластиковую карточку

Так, расчеты с пластиковыми карточками всегда связаны с перечислениями средств клиентов и их заинтересованность в правильном и своевременном зачислении на их карт-счета предполагает их обязательный контроль за совершением этих операций.

Аудит операций с пластиковыми карточками в ОАО «Белинвестбанк» проводят как сплошным, так и выборочным способом. Как правило, при аудите больше всего используют выборочный способ проверки и объем выборки определяется аудитором самостоятельно в зависимости от степени существенности данных операций для оценки правильности совершения операций с пластиковыми карточками.

Основным методом аудиторской проверки аудита операций с пластиковыми карточками является детальный, который предполагает проверку оформления расчетных документов на соответствие существующим стандартам, правомерность совершения операций и правильность их отражения в учете.

Аудит операций с пластиковыми карточками предполагает аналитический метод для определения на соответствие нормативным требованиям заключаемым банком с клиентами договоров карт-счетов. При подобной проверке используется типовая форма договора с последующими дополнениями.

Рассмотрим основные направления аудита расчетов пластиковыми карточками в Головном филиале по Гомельской области ОАО «Белинвестбанк»

―   проверка наличия разрешения Национального банка Республики Беларусь на право осуществления операций с пластиковыми карточками и соответствия фактических операций содержанию полученного разрешения

―        проверка наличия внутрибанковских Правил проведения операций с использованием пластиковых карточек, порядка их утверждения и соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь.

―        проверка наличия и даты договоров, заключаемых банком с держателем пластиковой карточки, соответствия его содержания нормативным требованиям. В частности, договор отражает порядок пользования карточкой, права и обязанности клиента банка, распределение ответственности между банком-эмитентом и клиентом при нарушениях.

―        проверка соблюдения установленного порядка открытия лицевых счетов для отражения операций с использованием карточек, процедуры проверки заявления на открытие счета.

―        проверка правомерности совершенных операций по открытым карт-счетам как в национальной валюте, так и в иностранной. Так, по пожеланию юридического лица совершают операции только с использованием корпоративных карточек и связанных с хозяйственной деятельностью. Осуществляемые операции должны соответствовать требованиям законодательства.

―        проверка достоверности и правильности отражения операций в учете как по счетам владельцев карточек, так и получателей средств на основании карт-чеков и мемориальных ордеров.

―        проверка правильности закрытия карт-счетов по инициативе банка при отсутствии средств на счете или отсутствии записей в течении одного года

Процесс аудита распадается на несколько основных этапов. Типичными для аудиторской проверки отдельного объекта являются следующие этапы








Предварительное планирование. Предварительное планирование включает в себя получение полного представления о проверяемом объекте, анализ правовых обязательств, нормативов и учетных стандартов, применимых к объекту аудита, предварительное определение основных рисков и задач аудита, оценку необходимых трудозатрат, определение графика аудита, оценка необходимой помощи со стороны других аудиторских структур.

Оценки риска. В основе окончательного планирования аудиторских проверок и определения необходимых для их проведения ресурсов лежит процесс систематической оценки рисков, присущих тому или иному подразделению банка, банковскому продукту, сделке или событию. Такие оценки позволяют руководству внутренней аудиторской службы спланировать проверки и ресурсы с учетом "рискованности" того или иного объекта аудита.

Разработка общего плана и программы аудита. Первым шагом в этом направлении является определение потенциальных ошибок. Программы аудита время от времени модифицируются с учетом таких факторов, как результаты предыдущих обследований, характер осуществляемой деятельности, текущие цели, кадровые изменения, изменения законодательства, изменения политики руководства, узкие места или зоны особого интереса, результаты оценки риска.

Рассмотрим основные процедуры используемые при аудите операций в ОАО «Белинвестбанк» с пластиковыми карточками:

1.   проверка документов в целях установления законности, целесообразности, достоверности операций банка с пластиковыми карточками

2.      осмотр технической укрепленности объектов, которые предназначены для проведения операций с карточками

.        запрашивание выписки по внебалансовым счетам

.        сличение копий платежных инструкций, хранящихся в банке у клиентов банка их копиями

.        анализ счетов записей и других документов банка

.        юридическая проверка документов с целью установления их законности

.        экспертная проверка банковских документов и бухгалтерских записей

.        другие контрольные действия

Таким образом можно сделать вывод, что методика аудита операций банка с пластиковыми карточками играет важную роль и для оценки финансового положения банка.

2.2 Документальное оформление результатов аудита операций с пластиковыми карточками

Существующие системы внутреннего аудита и все сделки, операции и прочие существенные события должны быть четко отражены в документах. Документация должна быть доступной и легко понятной при аудите. Документация по сделкам и значимым событиям должна быть точной и полной, способной помочь в отслеживании сделок и событий, а также отражать источники информации.

На первом этапе аудита, аудитор формирует программу аудита операций с пластиковыми карточками.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка, оформляются справкой. [приложение ]

Результаты проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства и локальных нормативных правовых актов, оформляются сводным актом ревизии на основании актов ревизии по направлениям деятельности. [приложение ] В сводном акте должна быть соблюдена объективность, ясность и точность рода неподтвержденных документально фактов и данных о финансово-хозяйственной деятельности банка.

Сводный акт должен охватывать все направления, подвергнутые проверке, по которым выявлены нарушения в деятельности проверяемого банка, в соответствии с программой проверки.

Акт ревизии составляется в двух экземплярах, подписывается членом рабочей группы, проводившим проверку определённого участка деятельности банка, и передается на согласование (на срок не более 1 рабочего дня) и подписание руководителю функциональной службы банка, затем передается руководителю рабочей группы в установленные сроки.

В акте ревизии при необходимости даются предложения по устранению выявленных нарушений (недостатков).

Однородные нарушения отражаются в приложениях к акту, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: сумма, период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов, др. сведения. В акте приводятся итоговые данные и характерные примеры.

В случаях если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействия) повлекли нарушение, членом рабочей группы до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт ревизии, который подписывается ревизующим и соответствующими должностными лицами филиала и лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения.

Сводный акт ревизии составляется в трёх экземплярах. Сводный акт филиала представляется руководителю филиала за 1 рабочий день до окончания срока ревизии. Представленный для ознакомления сводный акт регистрируется в установленном порядке как входящий документ.

Сводный акт подписывается в последний рабочий день проведения ревизии руководителем рабочей группы, руководителем и главным бухгалтером филиала.

По результатам ревизии составляется заключение, которое вместе с подписанным сводным актом передаётся лицу, назначившему ревизию не позднее 15 рабочих дней со дня подписания последнего сводного акта. В заключении кратко характеризуются состояние дел в проверенном филиале и причины, повлекшие допущенные нарушения, приводятся данные о мерах, принятых филиалом в ходе ревизии по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Департамент ревизии по результатам проведённых ревизий представляет материалы ревизий функциональным службам центрального аппарата по соответствующим направлениям деятельности.

Функциональные службы центрального аппарата на основании полученной информации осуществляют мониторинг выявленных ревизиями (проверками) недостатков и нарушений, проводят мероприятия по их устранению и предотвращению во всех учреждениях банка, о чём письменно информируют департамент ревизий в течение 10 рабочих дней.

В ходе расчетов пластиковыми карточками проверяется соблюдение установленного законодательством, внутренними нормативными актами и договорами с держателями карточек порядка осуществления расчетов, а также правильность их отражение в бухгалтерском учете.

При этом осуществляется проверка:

организации работы подразделений банка, участвующих в осуществлении расчетов с использованием пластиковых карточек

- наличия и актуальности внутрибанковских нормативных документов <http://bankir.ru/tehnologii/s/vnytrennii-aydit-banka-reglamentaciya-i-drygie-aspekti-deyatelnosti-slyjbi-chast-65-4765286/>, регламентирующих осуществление расчетов с использованием пластиковых карточек

порядка осуществления расчетного обслуживания клиентов по операциям, совершаемым с использованием карточек, в том числе соблюдения требований законодательства и нормативных актов Национального Банка Республики Беларусь по расчетам с использованием карточек

выполнения договорных обязательств при осуществлении расчетов в соответствии с договорами, заключенными банком с держателями карточек

обоснованности открытия карт-счетов для осуществления расчетов с использованием пластиковых карточек

своевременности и полноты отражения операций с использованием карточек в бухгалтерском учете;

качества управления рисками, возникающими при осуществлении этих операций.

В перечень документов, подлежащих проверке, необходимо включить:

Ø внутрибанковские правила осуществления операций с пластиковыми карточками

Ø  правила участников расчетов, содержащие их права, обязанности и порядок проведения расчетов между ними;

Ø  формы типовых договоров с клиентами - держателями банковских карточек (договоров банковского счета, кредитных договоров и др.);

Ø  действующие тарифы банка на операции с использованием пластиковых карточек

Ø  договоры карт-счетов с юридическими лицами

Ø  договоры карт-счетов с клиентами физическими лицами

Ø  распоряжения об открытии и закрытии счетов по расчетам с использованием пластиковых карточек

Ø оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета

Ø  лицевые счета (выписки) по расчетам с использованием пластиковых карточек

Ø  различные электронные журналы;

Ø  материалы предыдущих проверок по данному направлению деятельности.

При проверке документального оформления операций с использованием банковских пластиковых карточек запрашиваются первичные учетные документы - поручения держателей пластиковых карточек, отчеты. Ассортимент первичных документов, порядок их формирования, визирования, контроля, передвижения и хранения должен быть определен, договорами карт-счетов между участниками расчетов и внутренними документами.

Необходимо также выборочно проконтролировать порядок зачисления и списания средств с карт- счетов пластиковых карточек - каждая транзакция должна иметь законное документальное основание на бумажном носителе или в электронном виде (карт-чек).

Контроль полноты и своевременности взимания (получения) комиссий банком осуществляется путем сопоставления действующих тарифов и условий взимания комиссий с первичными документами по соответствующими операциям и выписками по карт- счетам доходов банка.

На основе результатов аудита, аудитор формирует представление о существенности обнаруженных ошибок (в материальном отношении), погрешностях, искажениях.

Внутренние аудиторы обычно проводят анализ существенности на основании финансовой отчетности конкретного объекта аудита, поскольку главные пользователи (руководство) основывают свои решения именно на этих данных.

При определении существенности аудитор учитывает как вероятные ошибки, так и потенциально возможные новые типы ошибок. В категорию вероятных входят уже известные аудитору типы ошибок, выявленные путем независимого аудита операций с пластиковыми карточками и остатков на карт-счетах, а также прогнозируемые ошибки, определенные методом выборочного контроля, и ошибки, обнаруженные аналитическим путем. Возможные новые типы ошибок связаны с неопределенностью обследования, неполным охватом операций или остатков на счетах.

Завершающим этапом аудита операций с пластиковыми карточками является составление и представление банку аудиторского заключения.[приложение ]

Аудиторское заключение - официальный итоговый документ, составленный по результатам аудиторской проверки и содержащий выраженное аудиторское мнение.

Общая структура аудиторского заключения состоит из:

ü  вводной части

ü  аналитической части

ü  итоговой части

Вводная часть аудиторского заключения включает:

название документа в целом

тему аудиторской проверки

проверяемый период

дату начала и окончания аудиторской проверки

цель аудиторской проверки

основание для аудиторской проверки (№ и дата распоряжений, приказов)

состав аудиторской группы (фамилия, имя, отчество, должность).

Аналитическая часть аудиторского заключения состоит из разделов, соответствующих программе аудиторской проверки и предполагает отражение в ней результатов аудиторской проверки и оценки состояния внутреннего контроля по вопросам, предусмотренным в общем плане аудиторской проверки, с указанием выявленных в ходе аудиторской
проверки нарушений законодательства, недостатков, фактов хищений, злоупотреблений и проблем в деятельности объекта аудита.

Аналитическая часть аудиторского заключения включает также:

v  часть, описывающую объект и объем аудиторской проверки (перечень рассматриваемых вопросов, обоснование выборки)

v  описание выполнения этапов аудиторской проверки (по вопросам программы аудиторской проверки, а также с указанием дополнительно проверенных вопросов, при их наличии)

v  перечень предоставленных документов, на основании которых составлено аудиторское заключение (досье, выписки, переписка, протоколы, договора, объяснительные и т.д.);

v  указания на способ проведения аудиторской проверки (на выборочной основе либо сплошным порядком);

v  ссылку на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводилась аудиторская проверка;

v  определение наличия по проверяемым банковским операциям
соответствующих регламентирующих нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов банка;

v  сведения о мерах, принятых по устранению недостатков, обнаруженных предыдущей аудиторской проверкой.

Итоговая часть аудиторского заключения содержит:

аудиторское мнение с выводами об оценке состояния внутреннего контроля и уровне рисков, принятых объектом аудита

рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений, по усилению системы внутреннего контроля и снижению рисков, принятых объектом аудита

подписи.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской группы, работниками, проводившими аудиторскую проверку, и должностными лицами объекта аудита: в центральном аппарате - руководителем объекта аудита, а в учреждениях банка - кроме того, главным
бухгалтером. При аудиторской проверке структурного подразделения центрального аппарата и при наличии в аудиторском заключении вопросов, касающихся работы других структурных подразделений центрального аппарата, оно подписывается также их руководителями.

Заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с должностными лицами объекта аудита. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения. По итогам проверки объекта аудита заключение составляется в двух экземплярах. На первом экземпляре аудиторского заключения делается отметка о получении второго экземпляра аудиторского заключения должностным лицом объекта аудита и учиняется подпись должностного лица объекта аудита.

Аудиторское заключение по итогам проверки объекта аудита должно быть рассмотрено и подписано (безусловное подписание или подписание с возражениями) в течение одного рабочего дня со дня его представления должностному лицу объекта аудита.

Если аудиторское заключение не подписано по истечении указанного срока, на следующий рабочий день руководитель аудиторской группы или руководитель службы внутреннего аудита на месте подписи должностного лица объекта аудита учиняет запись «От подписи отказался», ставит дату и подпись.

При наличии возражений по аудиторскому заключению по итогам проверки объекта аудита должностные лица объекта аудита делают оговорку перед своей подписью. Не позднее трех рабочих дней со дня подписания аудиторского заключения по итогам проверки объекта аудита возражения представляются в письменном виде в службу внутреннего аудита.

В случае несоблюдения сроков представления возражений со стороны объекта аудита по уважительной причине, данная информация представляется на имя руководителя службы внутреннего аудита, с объяснениями причин их несвоевременного представления.

2.3 Пути совершенствования аудита операций банка с пластиковыми карточками

Совершенствование аудита операций банка с пластиковыми карточками, целесообразно начать с проверки, которую банк прошел 18 октября 2011 года.

ОАО «Белинвестбанк» успешно прошел аудит на соответствие требованиям стандарта безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Аудит проводился компанией ЗАО НИП "Информзащита" (Россия). Прохождение аудита подтверждено соответствующим сертификатом. (Приложение №)

Стандарт PCI DSS - стандарт безопасности данных индустрии платежных карт, разработанный международными платежными системами Visa International, MasterCard International, American Express, Discover и JCB с целью повышения уровня защищенности персональных данных держателей банковских пластиковых карточек, обрабатывающихся, передающихся и хранящихся в банках, процессинговых центрах и у сервис-провайдеров.

Основная цель соответствия требованиям стандарта безопасности PCI DSS - повышение уровня защищенности информационной инфраструктуры организации. Сертификат соответствия выдается после проведения аудита специализированным сертифицированным аудитором (QSA) только в случае полного соответствия платежной инфраструктуры компании требованиям стандарта PCI DSS.

Сертифицированная аудиторская компания ЗАО НИП «Информзащита!» по результатам аудита в августе 2011 года подтвердила полное соответствие ОАО <http://www.belinvestbank.by> требованиям стандарта PCI DSS, который распространяется не только на процессинговые и сетевые решения, но и на обеспечение физической безопасности данных.

Такой всесторонний подход к защите конфиденциальной информации сегодня является наиболее эффективным способом защиты от преступлений, совершаемых в сфере деятельности по использованию банковских пластиковых карточек.

Сертификат PCI DSS подтверждает высокий уровень технологической защищенности данных держателей карточек, выпускаемых и обслуживаемых в ОАО «Белинвестбанк».

Также ОАО «Белинвестбанк» установил лимиты совершения операций по карточкам. Это установлено для того, чтобы избежать несанкционированного доступа к карт-счету держателя карточки. Данная услуга позволяет ограничить возможность совершения расходных операций по карточкам, эмитированным банком, и тем самым своевременно предотвратить несанкционированное использование денежных средств.
По операциям, которые предусматривают поступление денежных средств на карт-счет (например, пополнение карт-счета), лимиты устанавливаться не будут.

При первом обращении в банк при заполнении заявления-анкеты на выдачу пластиковой карточки необходимо выбрать один из четырех возможных наборов лимитов из перечня, предлагаемого банком, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Лимиты совершения операций по карточкам

Лимит суммы всех операций за сутки, руб.

Количество операций за сутки

Лимит суммы всех операций за 3 суток, руб.

Количество операций за 3 суток

не устанавливать

 

1 000 000

7

2 000 000

12

3 000 000

10

5 000 000

15

7 000 000

10

7 000 000

15


В последующем по желанию держателя карточки набор лимитов может быть изменен (из имеющихся для данного карточного продукта вариантов). Для этого необходимо будет заполнить соответствующе заявление в отделении, эмитировавшем карточку.

Вы самостоятельно будете определять, какой лимит совершения операций отвечает Вашим требованиям и не создаст для Вас каких-либо неудобств!

Возможность установления лимитов предлагается на безвозмездной основе. В случае принятия решения установить выбранный набор ограничений, никаких дополнительных платежей с Вас взиматься не будет.

В настоящее время деятельность банков немыслима без программного обеспечения. Автоматизация операций и автоматизация бухгалтерского учета значительно облегчает работу специалистов банка. Программные технологии являются помощником в проведении различных операций. Так и безналичные операции осуществляются с применением программных продуктов. На сегодняшний день в Республике Беларусь присутствует крупнейший разработчик программных продуктов, им является компания Софт клуб, которая разработала многие модули такие как «Обмен сообщениями с системой OpenWay», «Ведение карт-счетов» и многие другие. Данные модули легко интегрирует с другими внешними информационными системами.

Первым рассмотрим модуль «OpenWay». Модуль «Обмен сообщениями с системой OpenWay» предназначен для обеспечения обмена сообщениями и обработки платежей от системы эмиссии пластиковых платежных магнитных систем Mastercard, Visa разработки компании OpenWay.

Данный модуль включает следующие функциональные составляющие: блок импорта, блок экспорта, формирование отчетности, сервисные функции.

Модуль разработан на основе следующих нормативных документов:

·    Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная правлением НБ РБ №74

·        Инструкция по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками в банках РБ, утвержденная Правлением НБ РБ №222

Модуль предназначен для решения следующих задач:

.     Подготовка и формирование файлов на персонализацию карточек

2.      Формирование и передача в модуль «Банковский карт-центр» и процессинговый центр сведений об остатках счета с учетом задолженностей клиента перед банком, об операциях, проведенных по карт-счетам в банке

.        Прием и обработка файлов с информацией от процессингового центра

.        Контроль подтверждения отправленной информации

.        Сведения об остатках на карт-счетах с данными процессингового центра

Основными возможностями модуля являются:

·    Формирование заявки на персонализацию карточки с данными о клиенте, карт-счете и параметрами выпуска карты.

·        Формирование и отправка в модуль файлов о поступлениях и списаниях по карт-счетам

·        Прием и обработка файлов с информацией о сделках по финансовым транзакциям от процессингового центра в форматах различных платежных систем с автоматическим проведением операций по карт-счетам клиентов

·        Формирование сообщение на изменение лимитов овердрафта

·        Формирование заявок на остановку для закрытия счета

·        Формирование реестров и отчетов об исходящих и входящих сообщениях

Модуль является составной частью подсистемы комплексного обслуживания клиентов с использованием пластиковых карт различных платежных систем и типов с поддержкой взаимодействия с различными производителя процессинговых центров.

Второй модуль, который можно рассмотреть это «Ведение карт-счетов» реализует функции back-office карточной системы, задачей которого является организация взаимодействия карточной платежной системы с автоматизированной банковской системой.

Модуль предназначен для решения следующих задач:

·  Ведение базы данных договоров, клиентов, операций, счетов и проводок

·        Поддержка карт-счетов для дебетовых карт, счетов с овердрафтом и кредитных счетов в различных валютах

·        Ведение счетов предоплаченных карточек, виртуальных карт (электронных карт)

·        Конфигурирование типов и параметров счетов

·        Конфигурирование типов и параметров платежных приложений в системе «Белкарт»

·        Поддержка плана счетов

·        Выдача наличных и оплата услуг

·        Закрытие счетов

·        Расчет и начисление процентов по различным типам вкладов и схемам, включая начисление процентов на суммарный остаток группы карт-счетов

·        Совершение операций по изменению статуса карты

·        Формирование банковской отчетности

Работа с пластиковыми карточками позволяет банку расширить набор предоставляемых услуг физическим лицам и корпоративным клиентам, получить за счет этого дополнительные оборотные средства в виде остатков на карточных счетах, а также получить дополнительный доход за счет взимания платы по операциям с пластиковыми карточками.

Модуль «Ведение счетов» является составной частью подсистемы комплексного обслуживания клиентов с использованием пластиковых карт различных платежных систем и типов с поддержкой взаимодействия с различными производителями процессинговых центров.

Следующий модуль, который мы рассмотрим «Обмен сообщениями Белкарт». Данный модуль является составной частью подсистемы комплексного обслуживания клиентов с использованием пластиковых карт платежной системы Белкарт. Модуль предназначен для обработки потока информации по финансовым транзакциям, о стоп-листе, клиентах и карточках, при функционировании РКЦ в рамках межбанковской системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек «Белкарт».

Модуль составляет следующие функциональные составляющие:

ü Блок «Платежи»

ü  Блок «Стоп-лист»

ü  Блок «Действия с карточкой»

ü  Блок «Клиенты и карточки»

ü  Сервисные функции

Основные возможности модуля включают:

ü Обработку поручений-реестров карт-чеков, поступивших в БПЦ, с операциям по карточкам в точках платежа либо в других местах, и автоматическое формирование ответов по результатам обработки.

ü  Формирование реестра карт-чеков и сообщений о реестрах карт-чеков для отправки в БПЦ и дальнейшей обработки в системе Белкарт по результатам проведения операций с карточками

ü  Прием ответов по ранее отправленных реестрах карт-чеков

ü  Просмотр всех операций по карточкам

ü  Просмотр всех поступивших и отправленных реестров карт-чеков

ü  Работу с профилями счетов и платежными приложениями, представляя следующие возможности:

открытие профилей счетов и остановку начального остатка

открытие платежного приложения и установку ограничений использования профиля для платежного приложения

открытие профилей счетов и платежных приложений с установкой начального остатка

корректировка остатка на профиле путем пополнения остатка и многие другие возможности

В настоящий момент модуль поддерживает все необходимые функции для полноценного функционирования РКЦ в рамках платежной системы Белкарт, обеспечивая поддержку практически всех необходимых, для нормальной работы сообщений.

Следующий модуль «Овердрафтые кредиты» предназначен для учета овердрафтных кредитов, предоставляемых банком для покрытия овердрафта при отсутствии или недостатке денежных средств на карт-счетах клиентов.

Программный модуль обеспечивает учет следующих видов овердрафтных договоров:

ü овердрафтное кредитование по карт-счетам, открываемый для карточек Белкарт

ü  овердрафтное кредитование по карт-счетам, открываемый для международных платежных систем

ü  овердрафтное кредитование по валютным и мультивалютным карт-счетам

ü  овердрафтное кредитование по корпоративным карт-счетам

Данный модуль выполняет следующие функции:

ü Расчет платежеспособности клиента

ü  Учет несанкционированного овердрафта

ü  Учет по каждому договору всех видов кредитной задолженности по основному долгу и по процентам

ü  Возможность начисления и учета комиссий за ведение овердрафтного кредита

ü  Комиссия за обслуживание овердрафтного кредита

ü  Возможность организации бухгалтерского учета на внебалансовых счетах кредитных договоров, договоров залога и поручительства

Таким образом, различные программные продукты, внедряемые в банковскую деятельность не только значительно облегчают работу специалистов, но и позволяют расширить клиентскую базу банка.

банк пластиковый карточка аудит

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:

В первой главе курсовой работы мы изучили, то что сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя чековые книжки и наличные деньги. Расчеты, связанные с использованием пластиковых карточек могут принимать как наличные, так и безналичные формы. Расчеты пластиковыми карточками представляют собой систему, функционирующую по международным правилам ведения расчетных операций и включающую взаимодействующих между собой субъектов по вопросу маневрирования объектами системы. По мере развития банковского дела появились различные виды пластиковых карт, различающихся назначением, способами защиты от подделки, функциональными и техническими характеристиками, а также технологией расчетов. На сегодняшний день в Республике Беларусь получили распространение почти все известные виды пластиковых карт, используемых как во внутренней, так и в международных системах расчетов. С целью получения доходов от ускорения движения денежных средств по карт-счетам, а также для наращивания ресурсной базы посредством использования остатков на карт-счетах банки расширяют спектр услуг, предоставляемых держателям.

В работе также рассмотрено информационное и нормативное обеспечение аудита операций банка с пластиковыми карточками. Изучила основные источники информации, которые используются аудитором для аудита операций с пластиковыми карточками: бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, сведения об оборотах и остатках по карт-счетам, оборотная ведомость, план аудита, программа аудита, первичные учетные документы (договор карт-счета, заявление на открытие счета, мемориальные ордера, платежные инструкции, карт-чек ).

Изучила нормативно-правовые акты Республики Беларусь, которыми руководствуется банк в своей деятельности: инструкция по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками в банках Республики Беларусь от 14 июля 2004 №222, инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками от 30 апреля 2004 №74, правила осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек от 29 марта 2001 №65, правила отражения в бухгалтерском учете операций по межбанковским расчетам 09 июля 2002 №222, правила осуществления операций с электронными деньгами от 26 ноября 2003 года №201, инструкция об организации и осуществлении Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь от 28 мая 2008 года №163

Во второй главе представлена методика аудита операций банка с пластиковыми карточками, а также рассмотрен вариант порядка учета расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и динамику показателей характеризующих эффективность использования операций с пластиковыми карточками:

На порядок, методы проведения аудита операций с пластиковыми карточками влияет ряд факторов. Аудит операций с пластиковыми карточками проводят как сплошным, так и выборочным способом. Как правило, при аудите больше всего используют выборочный способ проверки и объем выборки определяется аудитором самостоятельно в зависимости от степени существенности данных операций для оценки правильности совершения операций с пластиковыми карточками.

Основным методом аудиторской проверки аудита операций с пластиковыми карточками является детальный, который предполагает проверку оформления расчетных документов на соответствие существующим стандартам, правомерность совершения операций и правильность их отражения в учете.

Аудит операций с пластиковыми карточками предполагает аналитический метод для определения на соответствие нормативным требованиям заключаемым банком с клиентами договоров карт-счетов. При подобной проверке используется типовая форма договора с последующими дополнениями.

Также рассмотрела документальное оформление результатов аудита операций банка с пластиковым карточками.

На первом этапе аудита, аудитор формирует программу аудита, а завершающим этапом аудита операций с пластиковыми карточками является составление и представление банку аудиторского заключения.

Аудиторское заключение - официальный итоговый документ, составленный по результатам аудиторской проверки и содержащий выраженное аудиторское мнение. Заключение состоит из: вводной части, аналитической части, итоговой части.

В совершенствовании аудита операций банка с пластиковыми карточками я рассмотрела стандарт безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Аудит проводился компанией ЗАО НИП "Информзащита" (Россия). Прохождение аудита подтверждено соответствующим сертификатом , который выдан ОАО «Белинвестбанк», а также автоматизацию операций с пластиковыми карточками, без которого не обходится ни одна финансовая организация в настоящее время. На сегодняшний день в Республике Беларусь присутствует крупнейший разработчик программных продуктов, им является компания Софт клуб, которая разработала многие модули такие как «Обмен сообщениями с системой OpenWay», «Ведение карт-счетов» и многие другие. Данные модули легко интегрирует с другими внешними информационными системами.

Следует отметить, карточка является лишь инструментом в той или иной платежной системе, дополнительной услугой клиенту по его счету в банке. Без создания и развития платежного пространства по карточкам невозможно сколь либо успешно строить свою деятельность в дальнейшем, в том числе и в сфере эмиссии карточек. Хотелось бы особо подчеркнуть, что платежи по карточкам - это безналичные расчеты, которые, несомненно, ведут к росту валютной составляющей в общем объеме платежей, а также улучшению сервиса обслуживания наших граждан и гостей Беларуси, что имеет определенные политические и социальные плюсы.

В заключении можно сказать, что внедрение в практику банка данных направлений способно в определенной степени привлечь к банковской сфере новых клиентов, добиться их доверия и за счет возрастания объемов обсуживаемых операций добиться плавной предсказуемости получения в будущем прибыли, а, следовательно, снижать рискованность вложений и развиваться банку в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Авдеенко, Д.А. Юридическая природа банковской карты и участников отношений по ее использованию/Дмитрий Александрович Авдеенко// Вестник Белорусского государственного университета. - 2008. - №6. - С.110-113

2.      Антонович, О. Рынок банковских пластиковых карточек РБ: вчера, сегодня, завтра/Ольга Антонович, Илона Верес//Банковский вестник(инф. выпуск).- 2010. - 16-31 мая (№15). - С. 28-39.

.        Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 октября 2000г.: одобрено Советом Республики 12 октября 2000г. - Минск: Амалфея, 2007. - 216 с. (в ред. От 15.07.2008 г. №397-З)

.        Бухгалтерский учет в банках: учеб. пособие/ Л.П. Бабаш, О.Н. Шестак, Л.П. Левченко. - Минск: выш. шк., 2010. - 512 с.

.        Волкова, Т. Оценка системы внутреннего контроля банка / Татьяна Волкова// Финансы, учет, аудит

.        Голуб, Т. Учитываем изменения в расчетах с использованием банковских пластиковых карточек/Лариса Голуб//Главный бухгалтер. - 2009. №47. - С.81-86

.        Ефремова, Л.С. банковский аудит: учеб. пособие / Л.С. Ефремовой - Минск: БГЭУ, 2007

.        Инструкция о порядке совершения операций с пластиковыми карточками, утвержденная Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь №74 от 30 апреля 2004г.

.        Кишкурно, Е. Изменен порядок работы с использованием банковских пластиковых карточек / Елена Кишкурно // Главный бухгалтер. Банковская деятельность. - 2010. - №12. - С.26-32

.        Ковалев М.Белорусская банковская система: итоги 2006 года/ М.Ковалев// Вестн. Ассоц.бел.банков.-2007.-№13(6 апр.)- с.16-23

.        Кудасов, И. Состояние и направления развития платежной системы Рб / Игорь Кудасов // Банковский вестник. - 2010. - №10. - С. 64-69

.        Кудасов. И. Состояние и направления развития платежной системы Беларуси / Игорь Кудасов // Банковский вестник. - 2011. - №1. - С. 57-62

.        Курныкина, О.В. Современная роль внутреннего аудита в банковской деятельности / О.В. Курныкина // Аудитор. - 2011. - №1. - С. 22-27

.        Пищик И.Мировой опыт и пути развития системы безналичных розничных платежей в Беларуси./И.Пищик//Банк.вестн.-2007.-№1(янв.).- с.18-24

.        Пищик, И.А. Развитие системы розничных платежей на основе банковских пластиковых карточек, состояние и проблемы/И.А. Пишик//Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2009. - 30 января №4. - С. 20-21

.        Полегошко Г. И. Реализация Концепции развития розничных банковских услуг // Банкаускі веснік. 2009. -№ 22.- С.11-16.

.        Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях

.        Постановление Совета Директоров национального банка Республики Беларусь об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками в банках Республики Беларусь от 14.07.2004- №222.

.        Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. №163

.        Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь об утверждении Правил осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек от 29.03.2001.- №65.

.        Сотников, А. Возможности банковских пластиковых карточек / Александр Сотников, Вадим Головчиц // Валютное регултрование и ВЭД. - 2010. - №1. - С. 41-44

.        Тамаров, П.А. Наблюдение как задача центрального банка по совершенствованию и развитию платежных систем / П.А. Тамаров // Деньги и кредит. - 2011. - №2. - С. 15-23

.        Унгур, Д. Тенденции и перспективы развития розничных платежных систем / Дмитрий Унгур // Вестник ассоциации белорусских банков. - 2010. - 19 ноября (№43). - С. 29-35

.        Шидловская, М.С. Банковский надзор и аудит: учеб. пособие - Минск. : Высшая школа, 2003. - 318


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!