Провести эксперимент по обучению детей счету в старшей группе с помощью дидактической игры «Цирк».
Основу гипотезы исследования составили положения о том, что обучение детей счету будет наиболее продуктивно, если оно идет в контексте игровой деятельности.
В исследовании применялась система методов: теоретического анализа (историографический, сравнительный); педагогическое обобщение.
Этапы исследования: На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, анализировалась методика обучения детей счету.
На втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Все сюжетно-дидактические игры и их варианты опробованы на практике в дошкольном учреждении детский сад № 6 г. Комсомольск-На-Амуре, расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре г., проспект Победы, 49/2
1. Методика обучения счету в старшей группе с помощью дидактической игры «Цирк»
В течение учебного года дети старшей группы применяют знания, полученные на занятиях по математике, в сюжетно-дидактических играх. Когда весь программный материал пройден и закреплен в сюжетно-дидактических играх, воспитателю необходимо проверить качество усвоенных детьми математических знаний. С этой целью каждому ребенку можно предложить несколько заданий на умение определять количество предметов и их порядковое место; составлять число из единиц; устанавливать связи и отношения между числами как устно, так и с опорой на предметы; определять независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения и т. д. При этом важно продумать характер предлагаемых заданий, включать вопросы, выясняющие главное, существенное.
Самостоятельное выполнение заданий не только на предметах, но и устно, подробные развернутые объяснения свидетельствуют об успешном усвоении детьми материала, предусмотренного программой для данного возраста.
Необходимо также выяснить, могут ли дети применять усвоенные знания и умения в новых условиях, с новыми объектами. Чтобы ответить на этот вопрос, нами была организована дидактическая игра «Цирк».
В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве 9 человек.
Цирк
Цель игры. Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.
Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы ведущего.
Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и быстро.
За каждое правильно выполненное задание участник получает фишку. По количеству фишек определяется победитель.
Материал. У каждого ребенка - конверт, в котором находятся числовые карточки.
Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель - ведущий.
Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?
Получив согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, в которой кассиром работает Светлана, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, а синим·- номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале.
Задание 1 -порядковый счет
Ведущий. Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.
Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т.е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Коля? Как ты считал? Почему ты думаешь, что сел на седьмое место?» Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручает фишки.
Появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого - я не скажу, а загадку расскажу:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвост колечком.
Кто это? Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились!
Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети проверяют ее.
Задание 2- количественный счет до 10
Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.)
Петрушка. Правильно Жучка сосчитала?
Дети. Нет! 1 кубик Жучка не сосчитала.
Петрушка. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.)
Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь кубиков? (дети показывают карточку, на которой нарисовано 7 кружков.)
Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.)
Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить .
Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)
Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)
Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)
Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)
Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)
Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей.)
Молодцы! (Раздает всем фишки.)
Задание 3- сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10
Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или 6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на 1. (Дети называют число 5 и показывают соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и показывают карточку.)
За правильное выполнение заданий ребятам раздают фишки.
Задание 4- определение независимости числа предметов от их величины
Из-за ширмы появляются 7 больших гусей и 8 маленьких гусят, а за ними лиса. Гуси, спасаясь от лисицы, прячутся на первой ступеньке лесенки, а гусята забираются на вторую ступеньку.
Петрушка. Спрятались гуси с гусятами от лисы. Очень хорошо. А кого больше, гусей или гусят? (Дети отвечают, что гусят, а Жучка показывает лапой на гусей.) Кто же прав, дети или Жучка? Как узнать?
Петрушка. Хорошо, я посчитаю, но и вы считайте, сколько гусей. А потом покажете карточку, на которой столько же кружков. (Дети хором считают и показывают карточку, за ними показывает карточку и Жучка.) Молодцы! Правильно сосчитали гусей. А сколько гусят? (Дети хором пересчитывают гусят и поднимают карточку, где 8 кружков.) Сейчас будет трудный вопрос. Все внимательно слушайте. И ты, Жучка, слушай, кого больше (меньше): 7 больших гусей или 8 маленьких гусят? Покажите карточку. (Дети показывают то одну карточку, то другую.) Очень хорошо! А теперь скажите, какое число больше (меньше): 7 или 8? (Дети показывают соответствующие карточки, Петрушка хвалит их и раздает им фишки.)
Задание 5- запоминание связей между числами и предметами
Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.
Петрушка. Дети, Жучка говорит, что к вам в гости едут 7 зайчиков и 5 рыжих лисиц.
Они хотят посмотреть сказку «Репка». Вы их видели?
Дети. Нет.
Петрушка. Их нужно встретить. Пойду встречать. Ой, я забыл, сколько и кто едет в гости? Напомните мне, пожалуйста. (Дети называют. Петрушка благодарит их и уходит за гостями.)
Задание 6- состав числа из единиц в пределах 10
Проводится инсценировка сказки «Репка».
Петрушка. Кто тянул репку? Сколько всего собралось участников (персонажей), чтобы вытянуть репку? По скольку их было? (Дети показывают карточки, где нарисованы б кружков и 1 кружок.) На котором месте внучка?..Жучка?..Мышка?..Как считали? (Спрашивает нескольких детей.) Молодцы! обучение счет дидактический игра
А сейчас посчитайте, сколько у каждого из вас фишек.
Эту игру можно проводить как со всей группой, так и с подгруппами по 9-11 человек, что даст возможность выявить успехи и самостоятельность каждого ребенка. В этой игре вопросы задают любимые персонажи:
Петрушка, собачка Жучка, умеющая «считать», и т. д. Знакомые детям количественные отношения они впервые постигают в необычной для них форме - в соревновательной ситуации: кто лучше считает, кто сделает меньше ошибок? Счет начинает Жучка, а зрители контролируют правильность решения задачи. В этой интересной и острой ситуации ребята максимально мобилизуются, стремятся самостоятельно решить задачу и показать свои успехи в счете.
В игровых условиях у детей наиболее полно обнаруживается уровень овладения математическими знаниями и умением оперировать числами.
Для выявления уровня знаний по ходу игры данные были занесены в таблице 1:
Таблица 1. Результаты ответов на задания «Цирк»
Имя ребенканомер заданияI. II. III. IV. V. VI. Алексей С.+++++++Марина Д.+++++++Никита Р.+++++++Света И.+++_+++Наталья Н.+++++++Артем К.+++++++Максим Р.+++_+++Настя П.++++++Слава В.+++++++
Результаты эксперимента. После выполнения всех заданий были проанализированы успехи и ошибки детей в усвоении программного материала.
Таким образом, задания в игре «Цирк» практически не вызвал у детей затруднений.
Они свободно используют имеющиеся у них представления в новых условиях, непринужденно, с интересом решают задачи.
Таким образом, в сюжетно-дидактической игре при непосредственном участии взрослого создаются весьма благоприятные, соответствующие возрасту детей условия для счета разных объектов в различных ситуациях.
Таким образом, в процессе практического счета, который присутствует в играх, отражающих трудовую деятельность взрослых, дети осознают значение математических действий для жизни человека, их последовательность и взаимозависимость. Они достигают более высокого уровня в овладении программным материалом по математике и по ознакомлению с окружающим, в частности с содержанием труда людей разных профессий.
Однако воспитателю необходимо помнить, что процесс овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно.
На первом этапе. дети практически, наглядно действуют с предметами счета. Пересчитывание, отсчитывание, сравнение этих объектов происходит развернуто не только зрительно, но и осязательно: ребенок переставляет предметы,. дотрагивается до них и т. п. Затем, когда в игре создается необходимость сообщить партнеру, сколько и чего ему нужно, реальные предметы заменяют их условными изображениями (кружки, палочки, позднее цифры), которые выполняют роль опоры для мышления и помогают ребенку обозначить требуемое число предметов. На этом этапе большинство детей нуждается в помощи и контроле со стороны воспитателя, выполняющего ведущую роль.
На втором этапе дети считают предметы на расстоянии, взором, вслух произнося числительные и пользуясь указательным жестом. Затем множества, обозначенные числом, начинают сравнивать устно, сначала вслух, затем шепотом, позднее про себя. Так постепенно от действий с предметами дети переходят к действиям счета по представлению. Однако если они сомневаются в правильности полученного результата, то вновь возвращаются к развернутым практическим действиям с предметами или условными изображениями.
На этом этапе дети становятся более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, выполняемым сверстниками: задают им вопросы, проверяют правильность счета, рассуждают, доказывают и т. д. Некоторые ребята не только решают задачи без всякой наглядной опоры, но и самостоятельно придумывают новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и других детей.
2. Методические рекомендации
При изучении математики в ДОУ педагоги - воспитатели должны ставить перед собой следующие задачи:
) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
) Увеличение объема внимания и памяти.
) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
) Развитие образного и вариационного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания. строить простейшие умозаключения.
) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Исследование математических проблем может проводиться не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так. пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. на занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности и нарушения закономерности, понятие ритма в узоре, составление узора из геометрических фигур и т.п. Практически все установленные на занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально.
Работу с дошкольниками рекомендуется строить на основе следующей системы дидактических принципов:
·создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
·новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
·обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
·при введении нового задания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
·у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
·процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
·обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Обычно для работы в группе отбирается 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнять дома вместе с родителями. Дополнительная работа детей с родителями не является обязательной. Но совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, которое способствует не только усвоению материала, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения как учебных, так и жизненных проблем.
Список литературы
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2007. - 175с.
2.Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 368 с.
3.Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 2008. - 281 с.
4.Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Юнити Дана, 2008. - 176 с.
5.Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - М.: Владос, 2009. - 218 с.
6.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2007. - 199 с.
7.Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.
8.Сербина Е. В.Математика для малышей. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.
9.Смоленцева А.А.Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 2009. - 95 с.
10.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение, 2008. - 96с.