Расчет точностных параметров
БЕЛОРУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
СМИС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к
курсовому проектированию
по
дисциплине "Нормирование точности и технические измерения"
Тема:
Расчет точностных параметров
Минск
2009
Содержание
. Описание состава и работы изделия
. Расчет посадок гладких и
цилиндрических сопряжений
. Расчет калибров
4. Выбор и обоснование средств
измерений для контроля линейных размеров деталей
. Расчет посадки подшипников качения
. Расчет предельных отклонений шпоночного
соединения
. Расчет предельных отклонений
резьбового соединения
8. Выбор показателей контрольного
комплекса зубчатого колеса и приборов для контроля выбранных показателей
Библиография
1. Описание состава и
работы изделия
В рассматриваемом узле редуктора (рисунок 1)
гладкими цилиндрическими сопряжениями являются соединения вал поз.4 с распорной
втулкой поз.12. Колесо зубчатое поз.7. с валом поз.4; кольцо внутреннее
подшипника поз.6. с цапфой вала поз.4; кольцо наружное подшипника поз.6 с
корпусом поз.10; крышка поз.3 с корпусом поз.10.
Вращающий момент с вала на шестерню поз.7
передается с помощью призматической шпонки поз.11. Для предотвращения осевого
перемещения колеса используется гайка поз.13 со стопорной шайбой.
Конструктивные элементы редуктора проектируем
исходя из данных размеров подшипника качения. Номер подшипника 6-409 ГОСТ
8338-75.
Номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца
подшипника d=45 мм;
Номинальный диаметр наружного кольца подшипника
D=120 мм;
Номинальная ширина подшипника В=29 мм;
Номинальная высота монтажной фаски r=3 мм;
Диаметр сопряжений устанавливаем исходя из
расчетных данных и конструктивных особенностей редуктора:
Сопряжения зубчатого колеса с валом поз. d=
45h7/p6;
. сопряжение распорной втулки d=
45H9/d9;
. в месте установки манжеты d=
45h11;
Посадки сопрягаемых элементов редуктора выбираем
из рекомендуемых ГОСТ 25347-82 значений.
Рисунок 1 - Эскиз редуктора
2. Расчет посадок
гладких и цилиндрических сопряжений
Задача: Рассчитать посадку с зазором Æ80Н9/е9.
Рассчитываем предельные размеры отверстия Æ80Н9.
По ГОСТ 25346-86 " Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система
допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений"
определяем значения допуска IT9=74
мкм и основного (нижнего) отклонения EI
=0 мкм. Верхнее отклонение будет равно
ЕS
= EI + IT9
= 0+74 = +74 мкм.
Предельные размеры отверстия:
D
min = D0
+ EI = 80,000 +0 =
80,000 мм;
D
max = D0
+ ES = 80,000 + 0,074 =
80,074 мм;
Рассчитываем предельные размеры вала Æ80е9.
По ГОСТ 25346 определяем значения допуска IT9
= 74 мкм и основного (верхнего) отклонения еs
= - 60 мкм.
Нижнее отклонение будет равно
ei =es
- IT9 = -60-74 = -134
мкм.
Предельные размеры вала:
dmin = d0
+ ei = 80,000 - 0,134 =
79,866 мм;
dmax = d0
+ es = 80,000 - 0,060 =
79,940 мм.
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.
Таблица 1 - Расчет предельных размеров
сопряжения
Размер
|
IT, мкм
|
ES(es), мкм
|
EI(ei), мкм
|
Dmin(dmin),мм
|
Dmax(dmax),мм
|
Æ80Н9
|
74
|
+74
|
0
|
80,000
|
80,074
|
Æ80е9
|
74
|
-60
|
-134
|
79,866
|
79,940
|
Рассчитываем предельные значения зазоров:
Smax = Dmax - dmin =80,074 - 79,866
= 0,208 мм;=
Dmin - dmax =80,000
- 79,940
= 0,060
мм.
Средний зазор
ср = ( Smax +Smin)/2
= (0,208+0,060)/2 = 0,134 мм.
Допуск посадки
Тs = ITD
+ ITd = 0,074+0,074 = 0,148 мм.
Принимаем, что и размеры вала, и размеры
отверстия распределены по нормальному закону и центр группирования каждого из
размеров совпадает с координатой середины поля допуска. При нормальном
распределении параметра 99,73% всех значений попадают в диапазон, ограниченный
значением 6 стандартных отклонений (±3s). Если принять,
что данный диапазон равен допуску (T
= 6s),
то на долю несоответствующих единиц продукции будет приходиться 0,27 % деталей,
что для машиностроительного предприятия является приемлемым.
Стандартное отклонение посадки равно [1].
ss =
где = Тd/6 ; = Тd/6.
Предельные значения вероятных
зазоров можно получить по формулам:
Smax.вер.
= Sср
+ 3ss;min.вер.
= Sср
- 3ss;
Рассчитаем предельные значения
вероятных зазоров.
ss = мкм;
Smax.вер. = 134 + 3×17,4 = 186,2
мкм » 0,186 мм;
Smin.вер. = 134 - 3×17,4 = 81,8
мкм » 0,082 мм;
Задача: Рассчитать переходную
посадку Æ260Н7/m5 согласно
заданию.
Рассчитываем предельные размеры
отверстия Æ260Н7.
По ГОСТ 25346-86 " Основные
нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения,
ряды допусков и основных отклонений" определяем значения допуска IT7=52 мкм и
основного (нижнего) отклонения EI =0 мкм.
Верхнее отклонение будет равно
ЕS = EI + IT7 = 0+52 =
+52 мкм.
Предельные размеры отверстия:
Dmin = D0 + EI = 260,000
+0 = 260,000 мм;
Dmax = D0 + ES = 260,000 +
0,052 = 260,052 мм;
Рассчитываем предельные размеры вала
Æ260m5.
По ГОСТ 25346 определяем значения допуска
IT5 = 23 мкм и
основного (нижнего) отклонения еi = + 20 мкм.
Верхнее отклонение будет равно
es = ei + IT5 = +20+23 =
+43 мкм.
Предельные размеры вала:
dmin = d0 + ei = 260,000
+0,020 = 260,020 мм;
dmax = d0 + es = 260,000 -
0,043 = 260,043 мм.
Результаты расчетов сводим в таблицу
2.
Таблица 2 - Расчет предельных
размеров сопряжения
Размер
|
IT, мкм
|
ES(es), мкм
|
EI(ei), мкм
|
Dmin(dmin),мм
|
Dmax(dmax),мм
|
Æ260Н7
|
52
|
+50
|
0
|
260,000
|
260,052
|
Æ260m5
|
23
|
+43
|
+20
|
260,020
|
260,043
|
Рассчитываем предельные значения зазоров:
Dср = (Dmax
+ Dmin)/2 = (260,052 +
260,000)/2 = 260,026 мм;
dср = (dmax
+ dmin)/2 = (260,043
+260,020)/2 = 260,031 мм;
Smax = Dmax
- dmin = 260,052 -
260,020 = 0,032 мм;
Nmax = dmax
- Dmin =260,043- 260,000
= 0,043 мм.
Допуск посадки
Тs,N = ITD
+ ITd = 0,052+0,023 = 0,075 мм.
Принимаем нормальный закон распределения
размеров и рассчитываем предельные значения вероятных зазоров(натягов). В
рассматриваемом сопряжении dср
>
Dср поэтому в данном
сопряжении будет большая вероятность возникновения натягов. Рассчитываем
математическое ожидание и стандартное отклонение натягов.
МN
= Dср - dср
= 260,031 - 260,026 = 0,0050
Рассчитаем предельные значения вероятных натягов
и зазоров.
sn = мкм;
Nmax.вер. = MN + 3s(S,N) = 5 + 3×9,4 = 14,4
мкм = 0,0144 мм;
Nmin.вер.
= MN - 3s(S,N)
=
5 - 3×9,4
= -4,4 мкм;max.вер. = 4,4 мкм
= 0,0044 мм.
При применении переходных посадок в
сопряжениях возможны зазоры и натяги. Поэтому рассчитываем вероятность их
получения. Для определения площади, заключенной между кривой Гаусса, выбранными
ординатами и осью абсцисс, удобно использовать табулированные значения функции
Ф0(z).
В нашем случае
= MN = 5 мкм;
s(s,N) = 9,4 мкм.
Тогда
= MN/s(s,N)
= 5/9,4 = 0,53
Ф(0,53) = 0,2095 = 20,95%
Таким образом, с учетом симметрии
распределения (Р = 0,5), вероятность получения натягов в сопряжении Æ260Н7/m5 составляет
Р(N) = 50+20,95
= 70,95 %.
Определяем вероятность получения
зазоров, принимая что 0,9973»1:
Р(S) = 29,05%.
. РАСЧЕТ КАЛИБРОВ
Согласно задания рассчитываем калибры для
контроля элементов сопряжения Æ80Н9/е9. Определяем
предельные отклонения и размеры отверстия Æ80Н9, IT9=74
мкм, EI =0 мкм.
Верхнее отклонение будет равно
ЕS
= EI + IT9
= 0+74 = +74 мкм.
D min = D0 + EI = 80,000
+0 = 80,000 мм;max = D0
+ ES = 80,000 + 0,074 = 80,074 мм;
Рассчитываем предельные размеры вала Æ80е9.
По ГОСТ 25346 определяем значения допуска IT9
= 74 мкм и основного (верхнего) отклонения еs
= - 60 мкм.
Нижнее отклонение будет равно
ei =es
- IT9 = -60-74 = -134
мкм.
Предельные размеры вала:
dmin = d0
+ ei = 80,000 - 0,134 =
79,866 мм;
dmax = d0
+ es = 80,000 - 0,060 =
79,940 мм.
Для контроля отверстия Æ80Н9
определяем числовые значения параметров Н, Z,
Y (табл. 2 ГОСТ
24853).
Н= 5 мкм - допуск на изготовление калибров;
Z = 13 мкм -
отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра;
Y = 0 - допустимый
выход размера изношенного проходного калибра за границу поля допуска отверстия.
Рассчитываем предельные (табл. 1 ГОСТ 24853) и
исполнительные размеры калибров для контроля отверстия Æ80Н9
и результаты сводим в таблицу 3.
Таблица 3 - Предельные и исполнительные размеры
калибров-пробок
Обозначение
калибра
|
Размер,
мм
|
|
наибольший
|
наименьший
|
изношенной
стороны
|
исполнительный
|
ПР
|
80,0155
|
80,0025
|
80,000
|
80,0155-0,005
|
НЕ
|
80,0765
|
80,0715
|
-
|
80,0765-0,005
|
Для контроля вала Æ80е9
определяем числовые значения параметров Н1, Z1,
Y1,
Hp (табл. 2ГОСТ
24853):
Н1 = 8 мкм - допуск на изготовление
калибров;
Z1
= 13 мкм - отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра;
Y1
= 0 мкм - допустимый выход размера изношенного проходного калибра за границу
поля допуска отверстия.
Нр = 3 мкм допуск на изготовление контрольного
калибра для скобы.
Рассчитываем предельные (табл.1 ГОСТ 24853) и
исполнительные размеры калибров для контроля вала Æ80е9,
и результаты сводим в таблицу 4.
Таблица 4 - Предельные исполнительные размеры
калибров-скоб и контрольных калибров
Обозначение
калибра
|
Размер,
мм
|
|
наибольший
|
наименьший
|
изношенной
стороны
|
исполнительный
|
ПР
|
79,931
|
79,923
|
79,940
|
79,923+0,008
|
НЕ
|
79,870
|
79,862
|
-
|
79,862+0,008
|
К-ПР
|
79,9285
|
79,925
|
-
|
79,9285-0,003
|
К-НЕ
|
79,867
|
79,864
|
-
|
79,867-0003
|
К-И
|
79,9415
|
79,9385
|
-
|
79,9415-0,003
|
Выполняем эскизы рабочих калибров для контроля
отверстия Æ80Н9 и вала Æ80е9
(Рисунок 2).
а) калибр пробка для контроля отверстия; б)
калибр-скоба для контроля вала
Рисунок 2 - Эскизы рабочих калибров
. Выбор и обоснование
средств измерений для контроля линейных размеров деталей
Согласно заданию объектом измерения и контроля
является сопряжение Æ260Н7/m5.
Отверстие Æ260Н7(+0,052) и вал Æ260m5(+0.020+0,043).
Допуск размера является определяющей характеристикой для подсчета погрешности
измерения [2]. По ГОСТ 8.051-81 имеем, что допустимая погрешность измерения для
Æ260Н7
составляет 14 мкм, а для вала Æ260m5
- 8 мкм. Для измерения и контроля отверстия и вала рекомендуется применять
абсолютные и относительные виды измерений с применением универсальных и специальных
измерительных средств. Для измерения и контроля вала для 5 квалитета точности
применим рычажно-зубчатую головку с ценой деления 0,002 мм. Для измерения
отверстия Æ260Н7 рекомендуется использовать
индикаторный нутромер с ценой деления 0,002 мм, типа 156 с основной
погрешностью измерения ±4 мкм. Для контроля диаметра Æ260m5(+0.020+0,043)
применим штатив Ш-IIВ
Н-8 ГОСТ 10197 и установочную призму с углом 120º.
Схема измерения диаметрального размера вала показана на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема измерения диаметра валаÆ260m5(+0.020+0,043)
Характеристики головки измерительной
рычажно-зубчатой 2ИГ:
· диапазон показаний, мм ±0,1;
· цена деления, мм 0,002;
· основная погрешность, мкм:
- на диапазоне
показаний ± 30 делений ±0,7;
- на всем диапазоне
показаний ± 1,2
· диапазон измерений со штативом Ш-IIВ,
мм 0-630
В соответствии с РД 50-98-86 при измерении
размеров головкой измерительной рычажно-зубчатой 2ИГ ГОСТ 18833 на штативе с
настройкой по концевым мерам или эталону при температурном режиме ±2 ºС
предельное значение погрешности измерения Δ не
превысит 4 мкм, что меньше допустимой погрешности измерения [Δ]
= 8 мкм.
5. Выбор, обоснование и
расчет посадок подшипников качения
Рассматриваемый узел редуктора имеет вал, опорами
которого являются 2 подшипника с диаметром отверстия d=45
мм. Принимаем нормальный класс точности подшипников (6-409). Данный тип
подшипников относится к шариковым радиально-упорным. Номинальный диаметр
отверстия внутреннего кольца подшипника d=45
мм; наружного кольца D=120
мм; номинальная ширина подшипника В=29 мм; номинальная высота монтажной фаски r=3
мм. Так как передача крутящего момента осуществляется цилиндрическими зубчатыми
колесами, то в зубчатом зацеплении действует радиальная нагрузка, постоянная по
направлению и по значению. Вал вращается, а корпус неподвижен, следовательно,
внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, а наружное кольцо
местное. Примем тяжелый режим работы подшипникового узла. ГОСТ 3325 рекомендует
поля допусков цапфы вала m6,
которое обеспечивает посадку с натягом. Поле допуска отверстия корпуса Н7.
Предельные отклонения средних диаметров колец подшипника качения определяем по
ГОСТ 520, предельные отклонения вала Æ45m6
и отверстия корпуса Æ120Н7 - по ГОСТ 25347. Расчеты
сводим в таблицы 5 и 6.
Таблица 5 - Предельные размеры колец подшипников
качения
Размер,мм
|
ES(es), мкм
|
EI(ei), мкм
|
Dmin(dmin),мм
|
Dmax(dmax),мм
|
d=45
|
0
|
-15
|
45,000
|
44,985
|
D=120
|
0
|
-20
|
120,000
|
119,980
|
Таблица 6 - предельные размеры цапфы вала и отверстия
корпуса
Размер,ммES(es), мкмEI(ei), мкмDmin(dmin),ммDmax(dmax),мм
|
|
|
|
|
Æ45
|
+25
|
+9
|
45,025
|
45,009
|
Æ120
|
+35
|
0
|
120,035
|
120,000
|
Рассчитываем зазоры (натяги).
По dm:
= dmax - dmmin =45,025-
44,985 = 0,040 мм
= 40 мкм.=
dmin - dm max =45,009- 45,000 = 0,009 мм
= 9 мкм.р
= (Nmax- Nmin)/2 = (40-9)/2 = 24,5 мкм.=
Dmax - Dmmin = 120,035 - 119,980 = 0,055 мм
= 55 мкм.=
Dmin - Dmmax = 120,000-120,000 = 0,000 мм.ср
= (Smax - Smin)/2 = (55+0)/2 = 27,5 мкм.
Тs
= ITDm + ITD
= 35+20 = 55 мкм.
Проводим проверку наличия в подшипнике качения
радиального зазора, который уменьшается по причине натяга при посадке
подшипника на вал. В расчетах принимаем среднее значение зазора в подшипнике
как наиболее вероятные:
Nср = 24,5 мкм.
Nэф = 0,85×24,5
= 20,8 мкм = 0,0208 мм;
d0= dm
+ (Dm-dm)/4
= 45,000 + (120,000 - 45,000)/4 = 63,75 мм;
Δd1
= Nэф×dm/
d0 = 208×45/63,75
= 0,0146 мм = 14,6 мкм.
По ГОСТ 24810 определяем предельные значения
теоретических зазоров в подшипнике 409 до сборки:
Gr min = 5 мкмmax
= 25 мкм.
Средний зазор в подшипнике
Gr
ср
= (Gr min
- Gr max)/2
= (5+25)/2 = 15 мкм.
Тогда
пос
= Gr ср
- Δd1
= 15 - 14,6 = 0,4 мкм.
Расчет показывает, что при назначении посадки Æ45L0/m6
по внутреннему диаметру зазор в подшипнике качения после посадки будет
положительным.
На чертеже вала шероховатость поверхности
посадочных мест под подшипники выбираем согласно рекомендациям ГОСТ 3325:
посадочной поверхности вала под кольцо подшипника Ra
1,25; посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника Ra1,25;
торцевой поверхности заплечника вала Ra
1,6.
Требования к точности формы и расположения
представлены на чертеже вала.
6. Расчет предельных
отклонений шпоночного соединения
Рассмотрим расчет соединения зубчатого колеса и
вала с использованием призматической шпонки по ГОСТ 23360 (для вала Æ36
мм b×h
= 10 ×
8 мм, длина шпонки l = 50 мм).
Условное обозначение :
Шпонка 10 ×
8
×50 ГОСТ 23360-78.
Согласно заданию посадки шпонки выбираем исходя
из условия плотного соединения.
По размеру b:
паз вала В1 = 10Р9
ЕS
= -15,
EI = - 51 мкм.
В1max = 10,000 - 0.015 =9,985 мм,
В1min
= 10,000 - 0,051 =9,949 мм;
ширина шпонки b2
= 10h9
es = 0 мкм.
ei =- 36 мкм,
b2max
= 10,000 + 0 =10,000 мм,
b2min
= 10,000 - 0,036 =9,964 мм;
- паз втулки В3 = 10Р9
ЕS
= -15,
EI = - 51 мкм.
В3max = 10,000 - 0.015 =9,985 мм,
В3min
= 10,000 - 0,051 =9,949 мм;
Рассчитываем табличные натяги по размеру b:
соединение шпонки b2
= 10h9 c
пазом вала В1 = 10Р9:
N1min
= В1max
- b2min
= 9,985 - 9,964 = 0,021 мм,
N1 max
=
b2max
-
В1min
= 10,000 - 9,949 = 0,051мм;
деталь шпоночный зубчатый колесо
Соединение шпонки b2
= 10h9 c
пазом втулки В3 = 10Р9 одинаковое с соединением шпонки b2
= 10h9 c
пазом вала В1 = 10Р9.
По высоте шпонки h:
глубина паза вала
t1
= 5+0.2 мм (ГОСТ 23360),
t1max
= 5,200 мм,
t1min
= 5,000 мм;
- высота шпонки
= 8h11,
hmax
= 8,000 мм,
hmin
= 7,910 мм.
- глубина паза втулки
2
= 3.3+0.2 мм
(ГОСТ
23360)2max = 3,500 мм,2min
= 3,300 мм.
Тогда
max
= t1max + t2max - hmin = 5,200 + 3,500 - 7,910
= 0,790 мм,
Smin = t1min +
t2min - hmax = 5,000 + 3,300 - 8,000 = 0,300 мм.
По длине шпонки l
= 50 мм:
длина шпонки
1
= 50h14 (ГОСТ 23360)
l1max
= 50,000 мм,
l1min
= 49,380 мм (ГОСТ 25346)
длина паза вала
L2
= 50Н15 (ГОСТ 23360)
L2max
= 51,000 мм,
L2min
= 50,000 мм;
Smax
= L2max
+ l1min
= 51,000 - 49,380 = 1,62 мм,
Smin
= L2min
+ l1max
= 50,000 -50,000 = 0,000 мм.
. Расчет предельных
отклонений резьбового соединения
Дана резьбовая посадка - переходная: М36×2
- 3Н6Н/2m.
Определяем номинальные значения диаметров
внутренней(гайки) и наружной резьбы(болта) по ГОСТ 24705:
=D = 36,000
мм;
d2=D2 = 34,701
мм;
d1=D1 = 34,106
мм;
Р
= 2 мм.
Предельные
отклонения диаметров резьбовых деталей с внутренней резьбой (гайки) и наружной
резьбой (болта) выбираем по ГОСТ 16093 и результаты представляем в таблице 7.
Таблица
7 - Предельные отклонения диаметров резьбовых поверхностей
Номинальный
диаметр резьбы, мм
|
Предельные
отклонения болта, мкм
|
Предельные
отклонения гайки, мкм
|
|
es
|
ei
|
ES
|
EI
|
d=D = 36,000
|
-
38
|
-318
|
не
ограничено
|
0
|
d2=D2 = 34,701
|
+38
|
+116
|
0
|
d1=D1 = 34,106
|
+106
|
не
ограничено
|
+375
|
0
|
Определяем предельные размеры внутренней резьбы
(гайки) и наружной резьбы (болта) и результаты представляем в таблице 8.
Таблица 8 - Предельные размеры резьбовых
поверхностей ( по диаметрам).
Предельный
размер,мм
|
Болт
|
Гайка
|
|
d,мм
|
d2, мм
|
d1, мм
|
D,мм
|
D2,мм
|
D1,мм
|
Наибольший
|
36,000-0,038
=35,962
|
34,701+0,106
= 34,807
|
34,106+0,106
=34,212
|
не
ограничен
|
34,701+
0,116 =34,817
|
34,106+ 0,375
= 34,481
|
Наименьший
|
36,000-0,318 =
35,682
|
34,701+0,038
= 34,739
|
не
ограничен
|
36,000
|
34,701
|
34,106
|
Рассчитываем предельные значения зазоров и
натягов в резьбовой посадке: По D(d):
Smin = Dmin - dmax =
36,000-35,962 = 0,038 мм;
По D2(d2):
2min
= d2max - D2min = 34,807 - 34,701 = 0,106 мм.2max
= D2max - d2min = 34,817 - 34,739 = 0,078 мм.
По D1(d1):
1min
= d1max
- D1min
= 34,212 - 34,106 = 0,106 мм
Дана резьбовая посадка с зазором М95 - 5Н/7h6h.
Определяем номинальные значения диаметров
внутренней(гайки) и наружной резьбы(болта) по ГОСТ 24705:
d=D
= 95,000 мм;
d2=D2
= 94,026 мм;
d1=D1
= 93,376 мм;
Р = 2 мм.
Предельные отклонения диаметров резьбовых
деталей с внутренней резьбой (гайки) и наружной резьбой (болта) выбираем по
ГОСТ 16093 и результаты представляем в таблице 9.
Таблица 9 - Предельные отклонения диаметров
резьбовых поверхностей
Номинальный
диаметр резьбы, мм
|
Предельные
отклонения болта, мкм
|
Предельные
отклонения гайки, мкм
|
|
es
|
ei
|
ES
|
EI
|
d=D = 95,000
|
-38
|
-280
|
не
ограничено
|
0
|
d2=D2 = 94,026
|
-38
|
-236
|
+200
|
0
|
d1=D1 = 93,376
|
-38
|
не
ограничено
|
+300
|
0
|
Определяем предельные размеры внутренней резьбы
(гайки) и наружной резьбы (болта) и результаты представляем в таблице 10.
Таблица 10 - Предельные размеры резьбовых
поверхностей (по диаметрам).
Предельный
размер,мм
|
Болт
|
Гайка
|
|
d,мм
|
d2, мм
|
d1, мм
|
D,мм
|
D2,мм
|
D1,мм
|
Наибольший
|
95,000-0,000
=95,000
|
94,026-0,000
=94,026
|
93,376+0=
93,376
|
не
ограничен
|
94,026+
0,200= 94,226
|
93,376+
0,300 = 93,676
|
Наименьший
|
95,000-0,280 =
94,720
|
94,026-
0,236 =93,790
|
не
ограничен
|
95,000
|
94,026
|
93,376
|
Рассчитываем предельные значения зазоров в
резьбовой посадке:
По D(d):
Smin = Dmin - dmax =
95,000-95,000 = 0,000 мм;
По D2(d2):
2min
= D2min -d2max = 94,026 -94,026 = 0,000 мм.2max
= D2max - d2min = 94,226- 93,790 = 0,436 мм.
По D1(d1):1min
= D1min
- d1max
= 93,376- 93,376= 0,000 мм
8. ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНТРОЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА И ПРИБОРОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Измерительными параметрами зубчатых колес
являются нормы кинематической точности, нормы плавности работы, нормы контакта
зубьев, норма бокового зазора.
Из таблицы 32 [1], с учетом степени точности
зубчатого колеса 8-В, выбираем контрольные комплексы для контроля
цилиндрического зубчатого колеса. При выборе контрольного комплекса
предпочтение отдаем комплексным показателям.
Для контроля кинематической точности выбираем
комплекс 1 для контроля кинематической погрешности Fir¢.
По ГОСТ 9178-81 Fr
= 34 мкм, Fр = 42 мкм.
Для контроля нормы плавности возможно
использование комплексов 2,3 или 4. Основными показателями плавности выбраны -
отклонение шага зацепления fptr
=
±18 мкм и погрешность профиля зуба ffr
= 13 мкм.
Для контроля точности контакта выбираем комплекс
номер 1. Оценку точности делаем исходя из площади мгновенного пятна контакта.
Показатели суммарного пятна контакта согласно ГОСТ 9178-81 не должны превышать fx
= 15 мкм - допуск на непараллельность; fy
= 8 мкм - перекос осей; FВ
= 15 мкм - направления зуба.
Боковой зазор контролируем по показателям
наименьшего отклонения толщины зуба и погрешности направления зуба согласно
комплекса номер 1
Показатели точности и комплексы контроля
точности выбранных показателей по ГОСТ 1643-81 приведены в таблице 11.
Таблица 11 - Показатели точности и комплексы
контроля точности по ГОСТ 1643-81
Комплекс
контроля
|
Показатель
точности
|
Степень
точности
|
Средства измерения
|
1
|
Накопленная
погрешность шага
|
8
|
Шагомер
S1
|
|
Погрешность
обката
|
8
|
Биениемер
Б10-М
|
|
Радиальное
биение
зубчатого
венца
|
8
|
Биениемер
Б10-М
|
|
Колебания
межосевого расстояния
|
8
|
Нормалемер
Межосемеры МЦ-160М
|
2
|
Отклонение
шага
зацепления
|
8
|
Шагомер
|
|
Погрешность
профиля зуба
|
8
|
Эвольвентомер
БВ-5062
|
1
|
Мгновенное
пятно контакта
|
8
|
Специальный
стенд
|
1
|
Наименьшее
отклонение толщины зуба
|
8
|
Зубомер
23900
|
|
Погрешность
направления зуба
|
8
|
Прибор
БВ-5077
|
Библиография
Список литературы
1. Цитович, Б.В. Нормирование
точности и технические измерения. Курсовое проектирование: учебно-методическое
пособие для студентов инженерно-технических специальностей. В 2 ч. Ч. 1 / Б.В.
Цитович [и др.]; под ред. Б.В. Цитовича и П.С. Серенкова. - Мн.: БНТУ, 2006. -
176 с.
2. Белкин И.М. Средства
линейно-угловых измерений. Справочник. - М.: Машиностроение, 1987. - 368 с.
. Якушев А.И.
Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения, учебник, 5-е
издание переработ. и доп. - М: Машиностроение, 1979.
. Анурьев В.И. Справочник
конструктора-машиностроителя: Т-1-6-е изд., переработ. и доп. - М:
Машиностроение, 1982 - 736 с.
. Справочник металлиста том
1, под редакцией доктора технических наук С.А. Черновского и к.т.н. В.Ф.
Рещикова.
. Допуски и посадки.
Справочник в 2-х частях, издание 5-е, переработ. и доп. под редакцией В.Д.
Мягкова. Часть 1, 1979
Список нормативных документов
7. ГОСТ 1643-81 Основные нормы
взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски.
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости.
Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных
отклонений