признание важного значения этнопологического аспекта федеративного устройства.
2. Классификация федеративных государств
Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет классифицировать их.
. По территории организации:
а) Административно-территориальные федерации (Бразилия, Мексика, США). Их характерные черты: субъекты федерации не являются самостоятельными государствами; нет прямого представительства субъектов федерации в международных организациях; запрещается выход из состава федерации; вооруженными силами руководит федеральное правительство. Административно-территориальная федерация является наиболее устойчивой формой государства. Она позволяет избегать этнических конфликтов и препятствует региональному сепаратизму.
б) Национально-территориальные федерации (Россия). Такие федерации характеризуются следующими чертами: добровольное объединение субъектов в федерацию; субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями; федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций; высшие органы власти федерации формируются из представителей её субъектов; конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства.
Справедливым будет мнение исследователей о том, что «в государстве, где этнообъединительные процессы не завершены, различные национальности могут выступать в качестве специфических субъектов государственного права, но в целях сглаживания межэтнической напряженности они, по своей видимости, не должны рассматриваться как национально-территориальные и тем более как государственные образования. Придание той или иной этнической общности черт политико-правового союза увеличивает риск возникновения сепаратистских настроений, особенно в случае экономической значимости данной территории для всей страны.
. По способу своего возникновения:
а) договорные (ОАЭ, Швейцария);
б) конституционные федерации (Мексика).
Различия между этими способами сводятся к тому, что в первом варианте союзное государство возникает «снизу», его образуют самостоятельные общности, наделяющие центр только теми правомочиями, которые не могут осуществлять сами. Конституционная же федерация создается по решению высшего органа власти страны.
. По структуре:
а) симметричные федерации (Австрия, ФРГ) - все субъекты которых обладают равным статусом;
б) асимметричные федерации (Россия, США) - в которых существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.
Как «идеальный тип» федерация должна состоять из одних и тех же равноправных территориальных единиц, имеющих единый статус. Но такая идеальная схема - это теоретическая абстракция, которая в реальной жизни всегда проявляется в виде той или иной модификации, включающей более или менее серьезные отклонения от «идеального типа». В мире нет абсолютно симметричных федераций; и даже те немногие из них, которые могут рассматриваться как относительно симметричные, включают в какой-то мере элементы асимметрии.
. По степени централизации:
а) интеграционные (Индия) - для которых характерна высокая степень централизации управления при сохранении национальных и культурных особенностей субъектов федерации;
б) деволюционные федерации (Бельгия) - являющиеся относительно децентрализованными, субъекты которых обладают различными правовым положением.
Централизация индийской федерации основана на праве верховной власти назначать губернаторов, вводить президентское правление. Губернатор располагает обширными полномочиями и не подотчетен местным представительным органам, что позволяет центру эффективно руководить штатами, одновременно допуская развитое местное самоуправление и многообразие культур.
Федерация же децентрализованная строится на иных основаниях. Бельгийский федерализм характеризуется следующими чертами: носит центробежный характер, что является результатом движения от унитарного государства к федеративному; двойной федерализм; отсутствие асимметрии вследствие того, что лингвистические общности частично совпадают с территориальным делением; биополярность как результат конфликта на этнической и социально-экономической почве между франкофонами и голландцами.
3. Модели федерализма
федеративный государство
Категория «модель федерации» выражает именно групповые особенности данного вида федерации в рамках единой сущности федерализма. Федерализм как способ организации государственной власти и модель общественного устройства начал формироваться в конце XVIII в., в ходе первого периода модернизации западных стран. Исторически первой современной федерацией были США, в которых новая государственность после обретения независимости и войны 1776-1783 гг. оказалась построена на федеративных началах.
Американский федерализм.
Все штаты - государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом на выход из федерации. Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы и т.д. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, землепользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного порядка, организации и проведения выборов, определения системы местного самоуправления и др. Во главе штатов стоят избираемые губернаторы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распределительной деятельностью органов штатов. Они подписывают законы штатов и имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной гвардией и т.д. Вместе с тем Конституция США (ст. 6) устанавливает, что конституции штатов должны соответствовать федеральной Конституции и что законы федерации обладают верховенством по отношению к законам штатов. Она достаточно жестко разграничивает исключительные предметы ведения федерации и штатов (см ст. 1 разделы 8, 9 и 10). В целом США сравнительно децентрализованная федерация, в которой штаты обладают большими правами и сегодня наблюдается дальнейшее расширение их полномочий в осуществлении многих социальных программ при одновременном усилении финансовой зависимости штатов от федерального центра.
Таким образом, американская модель федерализма отличается достаточной гибкостью и относительно безболезненно позволяет регулировать все многообразие отношение как внутри штатов, так и между ними и федерацией.
Германский федерализм.
ФРГ - сравнительно децентрализованная федерация. Земли имеют свои конституции, не нуждающиеся в утверждении федерацией, собственные парламенты, правительства, законодательство, бюджета и др. Одни специалисты не считают их государствами и не признают за ними суверенитет ни в какой области, а другие, включая немецкие, придерживаются противоположного мнения. Основной закон ФРГ твердо закрепляет, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального государства и что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель Конституции ФРГ (ст. 28). Она же устанавливает, что «федеральное право имеет преимущество перед правом земель» (ст. 31). Земли имеют право законодательства лишь в той мере, в какой законодательные полномочия Основным законом ФРГ не предоставлены федерации, а разграничение компетенции федерации и земель осуществляется этим же Основным законом (ст. 70). Компетенция в ФРГ разделяется на исключительную компетенцию федерации, совместную (конкурирующую) компетенцию федерации и земель и компетенцию земель. К первой относятся прежде всего вопросы иностранных дел, обороны, федерального гражданства, денежно-валютной системы (и части налогового законодательства), воздушного и федерального железнодорожного сообщений, почты и телекоммуникаций, таможенного и торгового единства территорий, свободы передвижения, паспортного режима, иммиграции и эмиграции и др. (ст. 73). Совместная компетенция включает более обширный перечень вопросов (около 30), хотя многие из них носят более дробный и частный характер (ст. 74). При определенных условиях федерация имеет право издавать типовые (рамочные) предписания для законодательства земель по ряду других вопросов, включая общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, распределение земли, охрана природы и др. (ст. 75). Компетенция земель в Основном законе ФРГ прямо и детально не определяется и носит остаточный характер. В ст. 30 говорится в общей форме, что «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования». В основном к их ведению относятся строительство, местные финансы, образование, культура и др.
Индийский федерализм.
Современная Индия - крупнейшее по численности населения и самое полиэтничное федеративное государство, построенное с учетом этнолингвистических факторов. По своей структуре индийская федерация включает 26 штатов и 6 союзных территорий, пользующихся меньшей автономией по сравнению со штатами. Штаты не являются государствами, не обладают суверенитетом и правом выхода из федерации, хотя имеют свои законодательные органы и законодательство, правительства, представительство в верхней палате парламента страны. Вместе с тем, в отличие от многих других федераций, штаты здесь не имеют собственных конституций и своего гражданства. Индия - асимметричная федерация не только потому, что имеет в своем составе как штаты, так и союзные территории с иным статусом, но и потому, что указанный штат имеет особый статус. Кроме того, хотя формально, по Конституции штаты имеют общий, единый статус, в действительности ряд штатов, помимо указанного, находятся в неравном положении, обладая разными полномочиями.
Индия - централизованная федерация, в которой федеральный центр обладает большими полномочиями. Исключительная компетенция федерации достаточно широка и включает иностранные дела, оборону, внешнюю торговлю, банковскую систему, денежное обращение, железнодорожное, водное и воздушное сообщения, почту и телеграф, торговлю между штатами и др. В сферу совместной компетенции включаются в основном вопросы гражданского и уголовного законодательства, законодательства о труде, семье, браке, профсоюзах, печати, социального страхования и др. При этом ст. 248 Конституции Индии устанавливает, что все вопросы, не входящие в состоящий из более чем двухсот пунктов перечень указанных трех видов компетенции, также относятся к исключительной компетенции федерации.
Швейцарский федерализм.
Швейцария - договорная федерация, возникшая полтора столетия назад (1848) в результате перерастания конфедерации (союза независимых государств), возникшей еще в 1291 г., в федерацию как единое союзное государство. Асимметрия швейцарского федерализма находит свое выражение не только в наличии, наряду с кантонами, полукантонов, но и в том, что полукантоны имеют лишь одного, а не двух представителей в Совете штатов, а при общенациональных референдумах обладают лишь полуголосом, в отличие от полного голоса неразделенных кантонов. Кантоны, согласно Конституции страны (ст. 3) и их конституциям, суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Кантональные конституции часто определяют кантоны как «суверенные государства», «суверенные республики» и т.д. Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою полицию, свой бюджет и собственные источники доходов. К исключительной компетенции кантонов относятся прежде всего больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство и др. Федерация может делегировать часть своих полномочий кантонам. Во многих вопросах (параллельная компетенция) федеральные органы определяют лишь общие рамки, а практическая реализация соответствующих законов и постановлений возлагается на кантональные органы. Достаточно широка и сфера конкурирующей (совместной) компетенции.
Бразильский федерализм. Бразилия - моноэтничная в своей основе федерация, более 96% населения которой составляют бразильцы. Естественно поэтому она строится по территориальному принципу. Главное своеобразие бразильского федерализма состоит в том, что при нем составными частями страны признаются не только штаты и федеральный округ, но и муниципии - административно-территориальные единицы (их более 4 тыс.), на которые подразделяются штаты. Статья 1 Конституции Бразилии в этой связи указывает, что Федеративная Республика Бразилия основана на «нерушимом союзе» штатов, муниципий и федерального округа, а ст. 18 - что политическое административное устройство страны включает Союз, Штаты, Федеральный округ и муниципии и что все они автономны по Конституции.
К компетенции федерации Конституция (ст. 21 и 22) относит вопросы: иностранных дел, войны и мира, обороны и национальной безопасности; введения осадного или военного положения; федеральной интервенции; внешней торговли; федеральной полиции; многих отраслей права; денежно-валютной системы; почты и связи; транспортной системы; водных ресурсов; энергетики; основ национального образования; социального обеспечения; основ городского развития и многое другое. Совместная компетенция разделяется на два вида (ст. 23 и 24): совместная компетенция федерации, штатов, федерального округа и муниципий и совместная компетенция федерации, штатов и федерального округа в области сопутствующего законодательства, в рамках которой федерация определяет лишь общие основы.
Подводя итог написанной работы по теме «Федеративное государство» хотелось бы сказать, что в данной работе предприняты попытки наиболее полно раскрыть выбранную тему на примерах тех или иных стран, параллельно используя их законодательство.
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. Так федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единою целого. Оно состоит из территорий субъектов (членов) федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти.
История возникновения федераций свидетельствует о том, что в основном федерации образовывались на территории крупных государств (Россия, Индия), осуществление власти в которых сопровождалось определенными трудностями, связанными с огромной территорией страны.
Роль и значение федерализма определяется прежде всего тем, что эта форма политико-территориального устройства страны позволяет, с одной стороны, обеспечить ее единство и целостность, а с другой - удовлетворить потребности ее внутренних территориальных единиц в создании собственных государств или государственных образований. Федерализм позволяет гораздо лучше учитывать особенности и проблемы регионов, чем при централизации власти унитарного государства. Сохранение регионального многообразия - традиционная задача и функция федерализма.
Список использованной литературы
1. Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. - М.: Инфра-М, 2007.
. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение: Учебник. - СПб.: Знание, 2009.
. Дубровин В.Н. Конституции зарубежных стран: Сборник. - М.: Юрлитинформ, 2008.
. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2008.
. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2006.
. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 2006.
. Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Импе-Паблиш, 2006.
. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2007.
. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2006.
. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Инфра-М, 2006.