Разработка плана стратегического менеджмента полиграфического предприятия 'Бис'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    140,87 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка плана стратегического менеджмента полиграфического предприятия 'Бис'















КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Менеджмент

Тема: Разработка стратегического менеджмента полиграфического предприятия «Бис»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента

.1 Сущность стратегического менеджмента

.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента

.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента

.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента

.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента

.2 Функции стратегического менеджмента

Глава 2. Стратегия развития полиграфического предприятия ООО «Бис».

.1 Характеристика фирмы «Бис» и ее продукции

.1.1 Миссия организации

.2 Обзор рынка полиграфии: структура, динамика, трансформация

.3 Обоснование стратегии развития

.4 Выбор продуктовой стратегии предприятия «Бис»

.5 Выбор сбытовой стратегии (стратегия товародвижения) предприятия «Бис»

.6 Выбор ценовой стратегии предприятия «Бис»

Заключение

Список литературы

Введение

Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. По годовому обороту отрасль занимает 4 место в мире и приносит десятки миллиардов рублей в бюджеты развитых стран. Размер производства и потребления бумажной продукции в разных странах различен. Лидерами по потреблению бумаги являются японцы и американцы - 479 кг и 334 кг на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг. В то же время, ежегодно на каждого гражданина России приходится 24 кг полиграфической продукции, из которых всего 3 кг газет. В денежном выражении потребление печатной продукции в нашей стране почти в два раза меньше среднемирового; на среднестатистическую российскую душу приходится примерно в 12-14 раз меньше бумаги, чем на одного американца, японца или немца. Общий объем рынка полиграфической продукции РФ на 2002 г. оценивался в 1,756 млрд., из них на расходные материалы и оборудование приходилось 0,956 млрд., доля полиграфических услуг составляла порядка 0,302 млрд., а на долю импорта приходилось 0,496 млрд. При этом импортируемая продукция составляла 28,1% от общего объема потребления.

Цели курсовой работы: разработка стратегии развития эффективного предприятия работающей на рыке полиграфической продукции.

Задачи курсовой работы:

расширение ассортимента;

открытие собственного полиграфического комплекса;

поиск неохваченных целевых групп ;

внедрение на новые сегменты рынка

выбор Продуктовой стратегии

выбор Сбытовой стратегии

выбор Ценовой стратегии

Состояние российской полиграфической базы в настоящее время оценивается неоднозначно. Соответственно на таких предприятиях качество полиграфических услуг не отвечает современным требованиям - особенно в производстве книг в твердом переплете и печати муниципальной прессы.

В данной курсовой работе речь пойдет о развитии компании, разработке новой стратегии, и введения инноваций. Данные охватывают период с 2008 по 2009 год. Работа составлена на основе данных журнала RuPrint и информации данной фирмой ООО «БиС».

стратегия развитие менеджмент полиграфия предприятие

1. Теоретические основы стратегического менеджмента

1.1 Сущность стратегического менеджмента

1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента

Условия возникновения стратегического менеджмента:

технологические прорывы, требующие прогнозирования новых производственно-технологических возможностей;

насыщение рынка товаров и услуг, что привело к усилению конкуренции и усложнению запросов потребителей;

начавшийся процесс глобализации рынков и возникновения транснациональных корпораций, способных воздействовать на рынок вплоть до его раздела.

Этапы становления стратегического менеджмента:

Управление на основе контроля за исполнением. Условием для такого управления является представление о стабильной среде организации на изменение, проявляется после свершения событий (реактивная адаптация).

- Управление на основе экстраполяции или долгосрочное планирование (1950-е гг.). Основывается на выявлении текущих изменений, определенных показателей деятельности предприятия и экстраполяцией выявленных тенденций в будущее. Этот подход наиболее полезен для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенциального роста, так и запланированного сокращения производства.

- Управление на основе предвидения изменений или “стратегическое планирование”.

Стратегическое планирование позволяет вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Этот подход основывается на выявлении тенденций не только экономического развития корпораций, но и внешней среды. Стратегическое планирование опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы во внешней среде с учетом тенденций на их изменения.

Управление на основе гибких решений или “стратегический менеджмент”. Помимо прогнозирования изменений во внешней среде “стратегический менеджмент” предусматривает управление стратегическими возможностями и созданием конкурентных преимуществ, необходимых для успеха фирмы в будущем.

1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента

- Стратегические решения связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам термин “стратегический” означает - “влияющий на отношения между предприятиями и окружающей средой”.

Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.

Стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда - область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.

Стратегический менеджмент требует предпринимательского стиля поведения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т.д.

Стратегический менеджмент - объединение интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели.

Стратегический менеджмент - процесс, который уникален для каждой фирмы.

1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента

Преимущества стратегического подхода к управлению организацией:

Стратегический менеджмент обеспечивает общее понимание того, для чего функционирует организация и принимаются определенные управленческие решения (это позволяет предать единую направленность деятельности всех подразделений и персонала организации для достижения ее стратегических целей);

Стратегический менеджмент призван обеспечить не текущий успех организации, а ее постоянное развитие в условиях не стабильности внешней среды и жесткой конкуренции;

Стратегический менеджмент позволяет объединить решение руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

Стратегический менеджмент обеспечивает возможность оценивать альтернативные варианты использования ресурсов, то есть разумно переносить ресурсы в стратегически обоснованные и эффективные проекты;

Стратегический менеджмент создает среду, которая поощряет активное руководство организации, а не пассивное реагирование на изменение ситуации;

В стратегическом менеджменте используются самые новые и прогрессивные разработки.

Недостатки стратегического менеджмента:

Стратегический менеджмент в силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего, что затрудняет разработку стратегических планов и их реализацию;

Стратегический менеджмент не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач и в конкретных ситуациях. Каждым менеджером стратегический менеджмент понимается и реализуется по-своему, но не каждый обладает стратегическим предвидением;

Требуются огромные усилия, большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляется процесс стратегического управления;

В настоящее время резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.

1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента

анализ среды;

формирование стратегии;

реализация стратегии;

оценка и контроль реализации стратегии.

Анализ среды - считается исходным этапом процесса стратегического управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии.

Внешнее окружение - набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства.

Внутреннее окружение - набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода. Формирование стратегии - определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии - процесс определения миссии и целей организации, а также выбора стратегии достижения этих целей.

Реализация стратегии - процесс, в котором стратегия преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и процедур, а также это - процесс проведения стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии - обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.

Требования к стратегическому менеджеру

В условиях современной сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:

быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;

уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;

быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения, действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор;

не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что предприятие должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;

способствовать продвижению программы в частных направлениях.

Задачи стратегического менеджера

Стратегический менеджер - личность, которая накладывает отпечаток на деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.

В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.

1.2 Функции стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин предприятия , которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

2 .Стратегия развития полиграфического предприятия ООО «БиС»

2.1 Характеристика фирмы «БиС» и ее продукции

«БиС» - предприятие, занимающееся производством и реализацией полиграфической продукции.

Предприятие «БиС» была создана 1998 году в форме общества с ограниченной ответственностью. Основными учредителями фирмы выступили физические лица.

Предприятие начало свою деятельность с реализации полиграфической продукции ведущих производителей Санкт-Петербурга. В 1998 году рынок полиграфической продукции находился в стадии роста. Эта ситуация позволила предприятию достаточно быстро войти в данную отрасль, так как “входные” барьеры были не существенными. Основной задачей предприятия в тот период была выработка стратегии с учётом рыночной ситуации. Решение данной задачи было затрудненно отсутствием целостной информации о конкурентах, потребителях, состояние отрасли. В связи с этим предприятие начало свою деятельность с реализацией дешёвой продукции (значки, карманные календари) не требующей больших затрат со стороны организации и доступному большому широкому кругу потребителей организации.

Стратегия предприятия была ориентирована на снижение издержек путём увеличения объёмов продаж. Для этого были открыты небольшие торговые точки (лотки) по всему городу. Уже через два года прибыль предприятия была достаточно значительна. В этот период рынок достиг стадии замедления роста. Уменьшился потребительский спрос, что заставило фирму бороться за рыночную долю путём снижения цен, расширения ассортимента и применения других мер.

Руководством предприятия было принято решение о расширении направлений деятельности. Предприятие стало заниматься производством и реализацией собственной полиграфической продукции. Данная мера позволила фирме самостоятельно определять ассортимент продукции, устанавливать цены с учётом платежеспособности потребителя. В результате предприятие приобрело устойчивое положение на рынке полиграфической продукции Санкт-Петербурга.

Руководство фирмы приняло решение изменить существующую стратегию (метод экономии издержек) на стратегию развития рынка - расширение рынка за счёт проникновения на новые географические рынки. Были открыты отделения организации в Москве (2000 год) и ряде регионов. (Смотри Рис. 1, 2.)

Рис. 1. Организационная структура фирмы.

Рис. 2. Отделение в Санкт-Петербурге.

От того, насколько эффективно управленческий состав фирмы выполняет свои функции, зависит работа каждого ее подразделения и конкурентоспособность предприятия в целом. Управление, в свою очередь, может рассматриваться в рамках двух основных типов, разработанных на базе как психологических особенностей работника, так и характерных черт организации производственного процесса.

В данном случае административно-управленческий состав предприятия ООО "БиС" высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее образование по технической специальности, огромный опыт работы в сфере полиграфических изделий.

Управленческий состав фирмы построен в виде классической пирамиды (Смотри Рис. 3.)

Рис. 3. Управленческий состав.

В сегодняшних условиях рыночной конкуренции необходимо разрабатывать, производить и продавать как можно большее кол-во видов продукции. Поэтому предприятие охватывает практически весь рынок полиграфической продукции.

На сегодняшний день предприятие «БиС» занимается производством и реализацией следующих видов продукции:

значки,

карманные календари,

настенные календари,

закладки для книг,

плакаты,

блокноты,

наклейки,

другая мелкая полиграфическая продукция. (Смотри Рис. 4.)

Рис. 4. Производственный состав.

Финансирование предприятия осуществляется за счёт выручки от реализации продукции, а так же за счёт заказов, получаемых от крупных клиентов.

Ресурсами предприятия являются:

Материальные:

Собственные финансовые запасы плюс заемные средства, направленные на финансирование дорогостоящих проектов (покупка печатного оборудования, открытие новых цехов для выпуска старой и новой продукции);

Нематериальные:

Мелованная бумага, картон, краска, железо, пластмасса и др. виды материалов, требуемых для изготовления продукции фирмы.

Так как характер принятия решения является горизонтальным, решения принимаются на всех уровнях, в зависимости от их сложности. Большее количество этих решений принимается на низшем уровне, т.е. производственные проблемы, связанные с работой, возникают достаточно часто и решаются на местах, не требуя согласия вышестоящего руководства.

Все решения, принимаемые на высшем уровне (генеральный директор, ком. директор, старший менеджер) являются стратегически важными, потому что они связаны с непосредственным функционированием фирмы. Это может быть планирование (стратегическое, текущее, маркетинговое).

2.1.1 Миссия организации

Направление деятельности предприятия «БиС» - разработка, производство и оптово-розничная торговля полиграфическими изделиями, а также высокопрофессиональные консультации по товару.

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Миссия предприятия «БиС» заключается в предоставлении предприятиям и гражданам различных видов полиграфических изделий, а также высокопрофессиональных консультаций по продукции, таким образом, в таком объеме и в такие сроки, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам и требованиям клиентов, что позволяет обеспечивать постоянную прибыль фирмы и справедливое отношение к своим сотрудникам.

Организационная культура предприятия «БиС» сочетает в себе как формальную, так и неформальную структуру взаимоотношений руководства с подчиненными, т.е. предполагает товарищеские отношения с ними, но с учетом субординации. Работа всего коллектива строится на основе взаимоподдержки и взаимовыручки. Работники предприятия в короткие сроки и в полном объеме информируются об изменениях в компании, о результатах работы, для чего еженедельно проводятся общие собрания, на которых анализируются успехи и неудачи, обсуждаются предложения по улучшению качества продукции и по увеличению объема продаж.

гарантия высокого качества;

порядочность персонала;

командный дух коллектива;

указанные сроки - это обещания, а обещания надо выполнять;

предприятие «БиС» верит в компетентных работников на всех уровнях, которые могут самостоятельно предпринять соответствующие действия и принять эффективные решения в ответ на быстро меняющиеся условия;

поддержание благоприятной рабочей обстановки, которая способствует самоуважению, личному развитию и успеху.

Цели организации

Цели предприятия формируются на основе миссии организации и тех ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Долгосрочные цели фирмы «БиС».

Выйти и сохранить лидирующие позиции на рынке на протяжении длительного времени;

Ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического управления;

создать дополнительные торговые точки;

создать отдел маркетинговых исследований;

Краткосрочные цели.. По планово-экономическому отделу:

Разработать план реализации на будущий год;

Составить бизнес-план по второй производственной линии.. По коммерческому отделу:

Сделать конкретные предложения о населенных пунктах, где в первую очередь необходимо создать дополнительные торговые точки и магазины, а в которых ограничиться завозом в существующие магазины;

Подготовить информацию для передачи образующемуся подотделу по маркетингу по поставкам, клиентуре, проводившимся исследованиям.. По отделу труда и заработной платы:

Произвести мониторинг рабочей силы на вопрос замещения вакантных должностей в образующихся отделах;

Определиться с изменившейся организационной структурой: кто, кому, и на каких основаниях должен подчиняться и с каким отделом сотрудничать;

Определить количество и размер оплаты труда персонала в открываемом филиале;

Подобрать персонал для открывающихся дополнительных точек и магазинов.. По производственному отделу:

Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет.

V. По бухгалтерии:

Рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике, и если нет, то указать на «белые» пятна, доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе.. По продажам:

Провести дополнительные маркетинговые исследования рынка для более глубокого изучения предпочтений и потребностей покупателей в условиях стремительного развития данного сегмента рынка;

Разработать дополнительные программы и акции по увеличению объема продаж;

Захватить большую часть рынка (около 30-40%).

2.2 Обзор рынка полиграфии: структура, динамика, трансформация

Обзор рынка полиграфии основан на анализе тенденций развития данного сектора по главным направлениям: потребление полиграфической продукции, динамика производства, динамика импорта и т.д.

Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому обороту отрасль занимает 4 место в мире и приносит десятки миллиардов рублей в бюджеты развитых стран. Размер производства и потребления бумажной продукции в разных странах различен. Лидерами по потреблению бумаги являются японцы и американцы - 479 кг и 334 кг на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг.

В то же время, ежегодно на каждого гражданина России приходится 24 кг полиграфической продукции, из которых всего 3 кг газет. В денежном выражении потребление печатной продукции в нашей стране почти в два раза меньше среднемирового; на среднестатистическую российскую душу приходится примерно в 12-14 раз меньше бумаги, чем на одного американца, японца или немца. Общий объем рынка полиграфической продукции РФ на 2009 г. оценивался в 1,756 млрд. руб., из них на расходные материалы и оборудование приходилось 0,956 млрд. руб., доля полиграфических услуг составляла порядка 0,302 млрд. руб., а на долю импорта приходилось 0,496 млрд. руб. При этом импортируемая продукция составляла 28,1% от общего объема потребления.

На рынке полиграфической продукции можно выделить несколько основных сегментов:

Газетная продукция

Книжная продукция

Журнальная продукция и каталоги

Рекламная продукция

Упаковочная продукция

Этикеточная продукция.

Наибольшая доля - 32% по состоянию на конец 2009 года - в объемах потребления полиграфической продукции в РФ, принадлежит газетам и журналам. В структуре потребления продукции преобладает потребление газет и журналов. Несколько меньшая доля приходится на книжную продукцию - 19%. Доля упаковки в общем объеме потребления составила 16%, 14% - доля рекламной продукции. Этикетка занимает 11%, на бланочную продукцию приходится 4%, на прочие виды - 4%.

Аналитики в целом отмечают положительную динамику потребления основных видов полиграфической продукции на рынке РФ на период с 2007 по 2009 гг. (Смотри Рис.5.)

Рис. 5. Продукция на рынке полиграфии в 2007г.

По отдельным видам продукции наблюдалось уменьшение объемов потребления. Такая ситуация была свойственна для объема потребления бланочной продукции и отчасти этикетки. Подверглись колебаниям объемы потребления книжной и рекламной продукции. Потребление газет, журналов и упаковки в рассматриваемом периоде характеризуется устойчивой тенденцией роста. Потребление прочей полиграфической продукции увеличилось в 2008 году на 11%, а в 2009 на 0,73%. (Смотри Рис.6.)

Рис. 6. Продукция на рынке полиграфии в 2008г.

В целом за рассматриваемый период потребление полиграфической продукции увеличилось на 13,8 % по сравнению с уровнем 2008 года. Такой рост, по мнению аналитиков, стал возможен благодаря увеличению потребления отдельных видов полиграфической продукции, вопреки периодическим спадам потребления других видов.

Эксперты отмечают рост потребления отдельных видов полиграфической продукции в период с 2007 по 2009 гг. Такая позитивная тенденция была свойственна потреблению газет и журналов, печатной продукции. Потребление бланочной продукции, этикетки и книг незначительно уменьшилось в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года. (Смотри табл. 1, 2.)

Табл. 1. Динамика потребления печатной продукции на территории РФ в 2007-2009 годах, млрд. руб.

Вид печатной продукции

2007

2008

2009

Бланочная продукция

1,722

2,277

1,881

Этикетка

5,709

5,823

5,793

Книги

9,084

10,611

10,086

Газеты и журналы

13,473

16,029

17,220

Рекламная продукция

6,993

7,542

Упаковка

7,473

8,220

8,289

Прочие

1,944

2,127

2,145

Всего

46,527

52,080

52,956


Табл.2. Индексы потребления печатной продукции (уровень 2007 г. = 1,000)

Вид печатной продукции

2007

2008

2009

Бланочная продукция

1,000

1,321

1,093

Этикетка

1,000

1,020

1,015

Книги

1,000

1,168

1,110

Газеты и журналы

1,000

1,190

1,278

Рекламная продукция

1,000

0,982

1,059

Упаковка

1,000

1,100

1,109

Прочие

1,000

1,095

1,103

Всего

1,000

1,119

1,138


Потребление рекламной продукции характеризовалось некоторым ее уменьшением в 2008 году - объемы потребления уменьшились на 1,8%, уже в следующем 2009 году произошло их увеличение на 7,7%.

По данным Госкомстата РФ, в 2009 году предприятиеми системы МПТР произведено около 20 млрд. лист.-отт. печатной продукции на сумму около 6 миллиардов рублей. Доля предприятий в системе МПТР в общем стоимостном объеме производства печатной продукции составляет не более 20%. Размер отечественного рынка полиграфических работ - около 30 млрд. руб., c учетом используемых материалов - 60 млрд. руб. Темпы роста производства полиграфической продукции по отношению к 2008 году составили 3,7%. (Смотри Рис. 7)

Рис.7. Продукция на рынке полиграфии в 2009г.

По результатам исследований, в структуре производства полиграфической продукции на территории РФ преобладает производство газет и журналов, их доля в общем объеме производства составляет 33%. Несколько меньшая приходится на рекламную продукцию и книги. Производство печатной упаковки занимает 14% от общего объема. На производство этикетки приходится 13%. Доля бланочной продукции составляет 2% от общего объема производства, прочей полиграфической продукции - 4%.

Производство полиграфической продукции за период с 2007 по 2009 годы увеличилось на 7,2 млрд. рублей и составило 45,2 млрд. рублей. Маркетологи отмечают стабильный рост и увеличение объемов производства для всех видов полиграфической продукции в рассматриваемом периоде. (Смотри табл. 3.)

Табл. 3. инамика производства основных видов полиграфической продукции на территории РФ в 2007-2009 годах, млн. руб.

Вид печатной продукции

2007

2008

2009

Этикетка

4710

4899

5085

Упаковка

5010

5265

5460

10392

11766

12429

Книги

5532

6195

6381

Рекламная продукция

5940

6321

6555

Бланочная продукция

690

738

759

Прочие

1296

1350

1401

Всего

30

33,57

34,14


Суммарный рост производства полиграфической продукции в 2009 г. составил 13,4% по сравнению с уровнем 2007 года. Производство бланочной продукции увеличилось в 2008 году на 7% по сравнению с уровнем 2007 года, в 2009 году - на 3,2%. Производство этикетки увеличилось в 2008 году на 4%. В 2009 году рост производства этикетки составил также 4% по сравнению с уровнем 2008 года. Рост производства книжной продукции составил 12%, в 2009 году наблюдались несколько меньшие темпы роста, которые составили 3,4% по сравнению с уровнем 2008 года. Производство газет и журналов увеличилось в 2008 году на 13,2% по сравнению с уровнем 2007 года, в 2009 году рост составил 6,4%. Динамика производства рекламной продукции характеризовалась увеличением объемов производства в 2008 году на 6,4% по сравнению с уровнем 2007 года. В 2009 году объем производства рекламной продукции увеличился на 3,9% по сравнению с уровнем 2008 года. Производство печатной упаковки увеличилось в 2008 году на 5,1%, в 2009 году рост объемов производства составил 3,9% по сравнению с уровнем 2008 года. Также в 2008 году наблюдалось увеличение производства прочей полиграфической продукции, оно составило 4,2% по сравнению с уровнем 2007 года. В 2009 году рост объемов производства продолжился и составил 3,7% по сравнению с уровнем 2008 года. (смотри Табл. 4.)

Табл. 4. Производство полиграфической продукции в 2009 году.

Вид печатной продукции

Производство, млн. руб.

Бланочная продукция

760,2

Этикетка

5084,4

Книги

6381,6

Газеты и журналы

12430,2

Рекламная продукция

6553,8

Упаковка

5460,3

Прочие

1400,1

Всего

38071,8


Тенденция к увеличению объемов импортных поставок была характерна для полиграфической отрасли в начале 90-х годов вплоть до кризиса 2005 года. В 2006 году наблюдалось резкое уменьшение объемов поставок, по некоторым видам продукции в 2 раза и более, которое составило 12,38 млрд. рублей на конец 2006 года. Вследствие некоторого оживления в промышленном секторе объемы импортных поставок полиграфической продукции за период с 2006 по 2008 годы имели ярко выраженную тенденцию к увеличению, но докризисного уровня 2005 года так и не достигли и составили 15.54 млрд. рублей. по состоянию на конец 2008 года. За этот период ежегодное увеличение объемов импортных поставок составляло в среднем 2,4-2,5 млрд. рублей. или 16,7% по сравнению с уровнем предшествующего года. (Смотри Рис.8)

Рис.8. Рост объема производства полиграфической продукции

В структуре импорта полиграфической продукции большая доля приходится на газеты и журналы - 31%. На втором месте книжная продукция, доля которой в общем объеме 25%. Далее распределились печатная упаковка, бланки, этикетка и пр.

Маркетологи отмечают периодические изменения объемов импортных поставок отдельных видов полиграфической продукции. Так, определенная закономерность структуры импортных поставок сохранялась до конца 2005 года. Доля бланочной продукции в общем объеме импорта колебалась в диапазоне 4,9-5,5%, этикетка занимала 7,6-9,2% поставок, на долю книг приходилось 16-20,5%. Рекламная продукция устойчиво держалась на отметке 9,6% от общего объема импорта, доля газет и журналов колебалась в пределах от 31 до 35%..

В начале 2006 года произошло резкое уменьшение объемов импортных поставок полиграфической продукции, что не могло не сказаться на формировании структуры импорта. Так, доля бланочной продукции в общем объеме импорта увеличилась до 7,5-9%. Доля этикетки увеличилась в 2006 году до 10,7%, но затем упала до 4,76% в 2009 году. Доля книжной продукции значительно увеличилась в 2007 и 2008 годах, значения составили 27,4% и 28,3% соответственно. Доля газетной продукции в общем объеме импорта в 2006 году снизилась до значения 25,9%. В 2007 году данная тенденция сохранилась, а доля газет уменьшилась до значени я 23,78%. В 2008-2009 годах наблюдалось незначительное ее увеличение, которое составило в 2008 году 3,64%, в 2009 году - 4,73%. Доля рекламной продукции в 2006-2009 годах колебалась в диапазоне 4,4-12,5% и достигла своего минимума в 2008 году, составив 4,33%. (Смотри Рис.9.)

Рис.9. Структура импорта полиграфической продукции

Тенденции развития российского рынка полиграфии будут обсуждаться на Международном форуме «Индустрия упаковки: перспективы и риски», 27-28 октября 2010 г. Форум проводится компанией Abercade Consulting совместно с Комитетом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере упаковки. К участию в Форуме приглашены производители и потребители упаковочной индустрии, компетентные эксперты, инвесторы, маркетинговые агентства. В рамках Форума организуется тематическая выставка «Бренд и промышленный дизайн в упаковке».

2.3 Обоснование стратегии развития

Выбор стратегии развития предприятия

На базе диагностических этапов и полученной информации, зная стратегии, руководство предприятия «БиС» решает придерживаться агрессивной рыночной стратегии. В этом случае предприятие быстрее сможет завоевать нужные позиции на рынке и встать в ряд самых крупных и известных организаций в своем секторе.

Быстрое нарастание во внешней среде организаций, обострение конкурентной борьбы на городском и территориальном рынках делают особенно актуальным разработку и внедрение систем стратегического управления. Решение этой задачи следует осуществлять постепенно, путем внедрения в управленческую практику организаций отдельных элементов стратегического управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную и формализованную систему.

Производство и его обеспечение:

. Совершенствование службы доставки.

. Расширение производства

Кадровая политика:

. Повышение квалификации персонала;

. Привлечение и обучение дополнительного персонала.

Состояние фирмы «БиС»:

. Квалификация работников;

. Стандарты качества продукции (ГОСТы).

Выяснение причин отклонений, если такие выявлены.

Корректировка стратегического плана:

. Изменение стратегической линии;

. Корректировка стратегического поведения;

. Изменение целей фирмы;

2.4 Выбор продуктовой стратегии предприятия «Бис»

Нужды и потребности, удовлетворяемые товаром

Предлагаемая предприятием продукция нашла свое место на рынке полиграфической продукции, на котором в последнее время наблюдается некоторый подъем, что связано с увеличившимся в последнее время объемом проектирования и изготовления в области кораблестроения и дооборудования и переоборудования старых проектов кораблей. Продукция рассчитана главным образом на потребителей, деятельность которых связана с перепродажей продукции и они способны закупать продукцию партиями. Потребность потребителей в продукции предприятия достаточно высока, что объясняется довольно высоким качеством как производимой продукции, так и уровнем её сервисного обслуживания. Клиентов и потенциальных покупателей на данном рынке с запросами по высокому качеству оборудования имеется достаточное количество, благодаря чему продукция предприятия будет оставаться востребованной на данном рынке, несмотря на достаточно высокую цену.

Товар обладает высоким уровнем качества изготовления и интересным дизайном, что подтверждено большим количеством имеющихся сертификатов качества, экспертных заключений, дипломов в области качества. Существует определенный набор свойств, сочетание которых присуще только товару данного предприятия (современный дизайн с использованием изображений знаменитостей, модные товары, высокое качество товаров, широкий ассортимент,) .Все комплексы имеют особое оформление и дизайн, позволяющие отличить их от изделий других фирм. Потребителю товар поставляется в специальной упаковке, разрабатываемой и изготавливаемой специально для продукции данного предприятия, предохраняющей ее от нежелательных воздействий при транспортировке.

Исследование дополнительных услуг

Как сам рынок полиграфической продукции, так и представленный на нем товар является достаточно специфическим, а поэтому необходимо предлагать потребителю (а именно магазину) не только сам товар, а товар в совокупности с пакетом сервисных услуг, заключающийся в предоставлении потребителю дополнительных услуг по доставке, гарантийному обслуживанию и возврату. Некоторые из данных услуг можно бесплатно предоставлять потребителю (например доставка), а за некоторые можно брать символическую цену (ремонт), благодаря чему предприятие хорошо себя зарекомендует в глазах своих потребителей и заинтересует новых. Грамотное продуманные действия по подкреплению товара позволят привлечь больше потребителей, что обеспечит дальнейшее развитие и процветание фирмы.

Предлагаемый товар предприятия «Бис» можно отнести к группе товаров временного пользования

Необходимо определить к какому типу товаров относится продукция:

. Товары повседневного спроса

. Товары предварительного выбора

. Товары особого спроса

. Товары пассивного спроса

Товар предприятия «Бис» можно отнести к несхожим товарам повседневного спроса т.к. покупатель покупает товар спонтанно, не делаю каких либо предварительных анализов.

В качестве фирменного имени предприятия было выбрано - «БиС» .

В качестве фирменного знака была выбрана надпись «БиС» серебряными буквами на синем фоне.

Услуги для клиентов

Следует изучить потребителей, чтобы уяснить, какие основные услуги следует включить в предлагаемый товар и какова значимость для потребителей каждой из них.

После изучения предпочтений покупателей и анализа возможностей предприятия «Бис» мы можем предложить покупателям следующие виды услуг:

. Бесплатная доставка

. Гарантийное обслуживание.

Товарный ассортимент

Наращивание вниз будет использоваться предприятием «Бис», так как предприятие первоначально размещало свои товары в верхних эшелонах рынка борясь за качество продукции, а теперь пришло время направить силы на завоевание нижележащих рыночных сегментов, в то же время это будет способствовать сдерживанию конкурентов и наступлению на их позиции

2.5 Выбор сбытовой стратегии (стратегия товародвижения) предприятия «Бис»

Многие предприятия ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению, ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов.

Предприятие «БиС» установило следующие стандарты сервиса:

. Доставка товара заказчику в течение 1 дня с момента оформления заказа;

. Гарантийный возврат или обмен в течении 1 недели;

. Выезд специалистов по требованию заказчиков для консультации (если оговорено в договоре с заказчиком).

Анализ метода продажи

Продукция предприятия хранится на складах фирмы и представляет собой упакованные по несколько штук в коробки журналы, а так же картонные коробки с другой продукцией типа календарей и т.д. При покупке продукции, предприятие доставляет ее в любой магазин. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие обладает “стационарной торговой сетью”.

Рассмотрение результатов сегментации

По результатом проведенной сегментации, были сделаны выводы, что предприятие работает на рынке полиграфической продукции и занимается значками, календарями, закладками и т.д. Наиболее перспективные потребители продукции предприятия «Бис»- это Тинейджеры в возрасте от 12 до 17 лет.

Для предприятия наиболее перспективным сегментом данного рынка является торговые точки (магазины), так как они могут заказывать оборудование партиями.

Цена

Исходя из специфики рынка цены на полиграфическую продукцию, в отличии от рынка товаров широкого потребления, не подвержены сильному влиянию например сезонных факторов или веяний моды, а зависят в основном от спонтанности покупки. На полиграфическую продукцию не устраиваются распродажи и уценка товара, но возможны небольшие скидки по договоренности.

Похожие работы на - Разработка плана стратегического менеджмента полиграфического предприятия 'Бис'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!